Научная статья на тему 'Агропродовольственный потенциал страны как основа продовольственной безопасности государства'

Агропродовольственный потенциал страны как основа продовольственной безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапкина Любовь Николаевна

В современных условиях национальные интересы самообеспечения России продовольствием должны оцениваться выше временного преимущества дешевого импорта продовольствия. Это убедительно подтверждает многолетний опыт крупных мировых экспортеров продовольствия, сбывавших его в Россию из хранящихся долгие годы разного рода запасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGROPODOVOLSTVENNY CAPACITY OF THE COUNTRY AS BASIS OF FOOD SECURITY OF THE STATE

The ripened need of a solution of the problem of food security of Russia for modern conditions demands the complex, multidimensional and system analysis of a condition of agro-industrial complex of the country for the purpose of development of the uniform mechanism of formation of food security of the state.

Текст научной работы на тему «Агропродовольственный потенциал страны как основа продовольственной безопасности государства»

УДК: 631.15

л.н. Шапкина АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ

КАК ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В современных условиях национальные интересы самообеспечения России продовольствием должны оцениваться выше временного преимущества дешевого импорта продовольствия. Это убедительно подтверждает многолетний опыт крупных мировых экспортеров продовольствия, сбывавших его в Россию из хранящихся долгие годы разного рода запасов. Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельское хозяйство, агропродовольствен-ный комплекс (АПК), агропродовольственный потенциал.

Lubov Shapkina AGROPODOVOLSTVENNY CAPACITY OF THE COUNTRY

AS BASIS OF FOOD SECURITY OF THE STATE

Abstract. The ripened need of a solution of the problem of food security of Russia for modern conditions demands the complex, multidimensional and system analysis of a condition of agro-industrial complex of the country for the purpose of development of the uniform mechanism of formation of food security of the state.

Keywords: safety, agriculture, agrofood complex, agrofood potential, production import, consumer basket, expanded production, food export, agrofood market, agricultural potential.

Продовольственная безопасность в настоящее время - сложная и многоаспектная проблема, которая носит национальный, международный характер, затрагивая каждого человека, страну в целом. Продовольственная безопасность характеризует состояние экономики, страны, в том числе ее агропромышленного комплекса, при котором независимо от внешних и внутренних условий и без уменьшения государственного продовольственного резерва удовлетворяются потребности населения в продовольствии в соответствии с рациональными нормами здорового питания, достаточными для жизни.

Для России продовольственная безопасность - традиционно одна из приоритетных и центральных проблем в системе национальной безопасности. Ситуация сложилась парадоксальная: страна, обеспеченная всеми основными видами ресурсов: водными, земельными, энергетическими, трудовыми, сырьевыми - не может в полной мере обеспечить свое население полноценным продовольствием за счет отечественного производства, восполняет дефицит крупномасштабным импортом даже по тем видам продукции, которые способна производить в необходимом количестве не только для собственного внутреннего потребления, но и для экспорта на мировой агропродовольственный рынок [1]. Решение проблемы продовольственной безопасности влияет и на вектор агропродовольственной политики; либо максимальное участие в международном разделении труда в АПК, либо выработка концепции разумного аграрного протекционизма. Выбор того или иного направления (их комбинации) зависит от экономических возможностей страны, ее роли в мире, национальной агропродовольственной политики, и в итоге - выработка не догоняющей, а опережающей стратегии развития АПК, и прежде всего его базовой отрасли - сельского хозяйства.

Агропродовольственный комплекс - один из крупнейших и жизненно важных секторов российской экономики. Эффективность его и состояние оказывают определяющее значение на продовольственную безопасность страны и уровень жизни населения. В целом АПК определяет общее состояние экономики, взаимодействуя практически со всеми отраслями. В нем производится около 9 % валового внутреннего продукта (ВВП), сосредоточено 3,5 % основных производственных фондов и трудится почти 11 % всех занятых в экономике страны. В сельской местности проживает более 38

©Шапкина Л.Н., 2014

млн человек, или 27 % жителей страны. Это огромный потенциал, который при грамотной научно обоснованной организации агропромышленного производства и его государственной поддержке может не только обеспечить продовольственную безопасность, но и вывести сельское хозяйство на передовые позиции в мире. Однако в современных условиях в аграрном секторе сконцентрировались и переплелись все проблемы экономики, социально-экономической политики, оказывающие потенциальное влияние на уровень жизни населения.

Продовольственная безопасность занимает особое место в системе национальной безопасности России, так как наличие продовольствия является базовым показателем жизнедеятельности человека. Оно ежедневно необходимо каждому жителю страны, а качество и уровень питания населения характеризуют степень ее социально-экономического развития и на 70 % определяют продолжительность жизни и здоровья человека. Продовольствие формирует свыше 45 % розничного товарооборота, около 1/3 издержек хозяйств приходится на питание. Несмотря на то что в последние годы в аграрной сфере удалось изменить ситуацию к лучшему и обеспечить значительный рост производства продукции АПК, сохранился ряд опасных тенденций. Это и низкая доходность сельского хозяйства в условиях сохраняющегося диспаритета цен, слабые возможности использования достижений научно-технического прогресса из-за значительного недостатка финансовых ресурсов для использования и освоения новейших технологий, низкая оплата труда по сравнению с другими отраслями экономики, исторически сложившаяся неразвитая и отсталая социальная инфраструктура села и неравные с городом условия развития человеческого потенциала, высокая доля импорта продовольствия.

В настоящее время в агропродовольственном комплексе наблюдается процесс стагнации, низкая конкурентоспособность продукции, не преодолена тенденция снижения производственного потенциала. Многие годы удельный вес сельского хозяйства в расходной части бюджета не превышает 1%, хотя его доля в ВВП составляет более 4 %. Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства и оплата труда в отрасли почти вдвое ниже, чем в целом по экономике страны. Процедуру банкротства прошли около 20 тыс. сельскохозяйственных организаций, многие из них неоднократно. Из-за низких доходов почти % сельхозорганизаций не могут использовать экономические механизмы, предоставляемые государством. В то же время за последние десять лет рост объема производства аграрной продукции составил 41 %, многие сельхозтоваропроизводители не в состоянии осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. К тому же каждая пятая сельскохозяйственная организация убыточна. Огромное количество нерешенных вопросов накопилось в системе регулирования земельных отношений, вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенной пашни, функционирования агрохолдингов.

Для России решение проблемы продовольственной безопасности связано в основном с самообеспечением пищевыми продуктами за счет наращивания отечественного производства. На этом пути имеется ряд внутренних и внешних отрицательных тенденций:

— высокая зависимость страны от импорта сельскохозяйственной техники и оборудования, материально-технических ресурсов, а также низкие темпы технической и структурно-технологической модернизации агропромышленного производства, обновление основных производственных фондов и производства природно-экологического потенциала;

— в современных условиях является нарушенным баланс экономических интересов товаропроизводителей, потребителей и торговых организаций. Сетевые магазины устанавливая достаточно высокий уровень торговой наценки, доходящий до 30^0 %, в свою очередь, снижают экономическую доступность продовольствия для значительной части населения - седьмая его часть имеет доход ниже прожиточного минимума, а также создаются неблагоприятные общие экономические условия для функционирования сельского хозяйства, неудовлетворительный уровень развития рыночной

инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товапроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

— финансовая нестабильность отраслей АПК, сопряженная нестабильностью сельскохозяйственных рынков продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций в развитие АПК, практически отсутствием страхования, зависимостью от погодных условий. В то же время на отечественном рынке инноваций возрастает активность иностранных фирм и уменьшается доля отечественных;

— одна из приоритетных проблем - дефицит квалифицированных кадров, обусловленный в первую очередь низким уровнем и качеством жизни на селе. Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие у альтернативных условий занятости, низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры обеспечели обострение социальных проблем на селе. За чертой бедности находится более 40 % сельского населения, высок уровень безработицы, который превышает 10 %. Более 50 % сельских жителей имеют средний доход и 35 % - доход ниже прожиточного уровня;

— выбытие и износ основных производственных фондов, в первую очередь, сельскохозяйственной техники, обуславливают низкий производственный потенциал АПК, устойчивое уменьшение размера используемых земельных ресурсов, снижение плодородия почв;

— слабая восприимчивость отечественного сельского хозяйства к достижениям научно-технического прогресса и возрастающее отставание от экономически развитых стран;

— высокая степень продовольственной зависимости страны от импорта, превышающая по ряду показателей пороговую величину продовольственной безопасности почти вдвое, при которой импорт продовольствия служит не дополнением к внутреннему производству, а существенно подавляя его, приводит к уменьшению возможностей развития отечественного АПК и его отраслей, к спаду производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Экономическая безопасность ослабевает в связи с огромной зависимостью страны от импорта продовольствия, и, как следствие, падает престиж страны в мировом сообществе. В итоге объем импорта продовольствия значительно опережает темп прироста валовой продукции сельского хозяйства и, как следствие, производства пищевых продуктов [2]. Миллиарды долларов, которые тратятся на обслуживание и закупку импорта продовольствия, - это нереализованные инвестиции в развитие агропромышленного производства страны. С 2000-2010 гг. импорт продовольствия увеличился с 7,4 млрд до 35,2 млрд, или в 4,8 раза, превысив по объему экспорт почти в пять раз. За эти годы в страну было завезено продовольствия и сырья для его производства на 154,5 млрд долл., что многократно превышает объем государственной поддержки аграрного сектора.

В последние годы распространилось мнение, что население страны уже полностью обеспечено продовольствием, и предпринимать усилий в этой сфере не требуется - рынок сам все отрегулирует. Такая точка зрения ошибочна и базируется на том, что в продовольственных сетях и в целом на продовольственном рынке имеются все необходимые продукты питания, и они физически доступны людям. Однако такой взгляд не только не соответствует научному подходу к удовлетворению потребности населения в здоровом, полноценном и относительно дешевом продовольствии, но и создает явную видимость отсутствия продовольственной проблемы в стране и регионах, чему способствует и недостаточная проработка теоретических и методологических аспектов национальной продовольственной безопасности, ее оценки на основе использования системы взаимосвязанных критериев и показателей.

Понятие «продовольственная безопасность» предполагает достаточный уровень производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, который с учетом рациональных объемов импорта будет полностью обеспечивать потребности населения в пищевых продуктах; физическую и

экономическую доступность продовольствия, его качественное и не приносящее ущерба здоровью населения состояние. Такие требования должны подкрепляться созданием натуральных и денежных резервных фондов, необходимым законодательством, развитым информационным обеспечением. Поэтому продовольственную безопасность страны следует рассматривать в нескольких аспектах: уровень производства и самообеспеченности продовольствием и доля импорта в покрытии внутреннего спроса; система и объем переходящих запасов продовольствия; поддержание минимального необходимого уровня питания населения, исходя как из демографических, так и социальных показателей. Достижение продовольственной безопасности гарантировано преимущественно за счет внутренних источников поступления продовольствия и наличия в необходимых объемах резервных фондов, прежде всего по социально значимым видам продовольствия и сельскохозяйственного сырья. При этом основу продовольственной безопасности страны составляет устойчивое ее самообеспечение продовольствием, которое для Российской Федерации на протяжении многих лет традиционно являлось актуальной и наиболее сложной и трудноразрешимой проблемой [3].

Устанавливая уровень продовольственной безопасности, необходимо принимать во внимание следующие составляющие: объем и устойчивость производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; уровень самообеспечения продовольствием, рассчитанный не из норм потребительской корзины, а на основе научно обоснованных норм потребления продовольствия отдельными группами населения с учетом природных и экономических условий проживания; потребность населения в продовольствии по научно обоснованным нормам потребления пищевых продуктов. В настоящее время требуется научное сопровождение для перехода агропромышленного комплекса и в особенности сельского хозяйства на инновационно-инвестиционную модель развития. Это важно еще и потому, что выполнению программы может препятствовать проявление системных рисков, обусловленных воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе экономики социально-экономических проблем. Ситуация осложняется и в связи с вступлением России в ВТО, поскольку отечественные товаропроизводители аграрной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с высокосубсидированным импортом. Если сравнивать уровень государственной поддержки в России и за рубежном, то он один из самых низких среди экономически развитых стран. Поэтому даже при равной эффективности ведения сельского хозяйства защитить отечественных товаропроизводителей можно или адекватными таможенно-тарифными барьерами, или адекватным уровнем господдержки, превышающим современный уровень как минимум вдвое.

Безусловно, важнейшее условие обеспечения продовольственной безопасности - общий уровень функционирования национальной экономики. Он определяет и базу развития агропромышленного комплекса, создание особых макроэкономических условий, возможности оплачиваемого крупномасштабного импорта пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья для их производства. Продовольственная безопасность может быть обеспечена только за счет последовательного осуществления комплекса взаимосвязанных и скоординированных организационно-экономических, законодательных, административных и социальных мер на федеральном и региональных уровнях, сочетания государственных мер с использованием внутренних резервов отраслей, предприятий и хозяйств агропромышленного комплекса на основе их адаптации к быстроизменяющимся экономиическим условиям хозяйствования, существенного повышения качества жизни и улучшения среды обитания сельских жителей.

Функционирование агропромышленного комплекса должно характеризоваться такими качественными, количественными и социально-экономическими параметрами, которые обеспечивали бы устойчивое и полное удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии за счет мобилизации потенциала отечественного агропромышленного производства,

прежде всего сельского хозяйства, осуществления по отношению к нему протекционистской политики государства, не противоречащей требованиям ВТО. Для этого необходимо:

— обеспечить сбалансированное функционирование агропромышленного комплекса и его важнейшей отрасли - сельского хозяйства - в режиме расширенного воспроизводства на инновационно-инвестиционной основе как в обычных, так и в экстремальных ситуациях с учетом равноправного и взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества, использования преимуществ международного разделения труда в АПК и международной кооперации производства;

— рационализировать структуру внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, предусматривающую максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей страны за счет импорта с учетом использования принятых в международной практике защитных мер по отношению к отечественным товаропроизводителям и вступления России в ВТО, регламентации условий импорта и экспорта;

— сохранить единое экономическое пространство, развивать и совершенствовать межрегиональные продовольственные и сырьевые связи, обеспечивающие соблюдение общегосударственных интересов, исключающие региональный сепаратизм, разного рода административные ограничения и запреты на передвижение товарных потоков продукции АПК по российской территории и способствующие функционированию единого российского агропродовольственного рынка, его интеграции в общий аграрный рынок стран СНГ и ЕврАзЭС, различные межгосударственные союзы и объединения;

— углубить территориально-отраслевое разделение труда в АПК, активно развивать интеграционные процессы в агропромышленном производстве и крупномасштабные специализированные зоны по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции, стимулировать кооперацию;

— создать необходимые законодательные, организационно-экономические и административные условия, исключающие криминализацию в системе производства и особенно сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

— обеспечить действенность государственного регулирования экономических процессов, связанных с производством, сбытом и использованием сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способного гарантировать нормальное функционирование отечественного агропромышленного комплекса и внутреннего агропродовольственного рынка как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Если с этих позиций оценивать развитие агропромышленного комплекса и агропродовольственного рынка страны, то ни по одной из них пока не удалось достичь цели. Более того, речь идет уже не о традиционном хроническом дефиците отдельных видов продовольствия, а о продовольственной зависимости страны. Сложившаяся модель отечественной экономики, базирующаяся преимущественно на экспорте сырья и топлива и крупномасштабном импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства, неприемлема и требует кардинального изменения. Это особенно опасно в условиях мирового продовольственного кризиса, когда продовольствие все больше становится одним из факторов политического и экономического давления в международных отношениях Российской Федерации с экономически развитыми странами, на которые приходится половина потребляемых в мире пищевых продуктов, но в которых проживает лишь пятая часть его населения. Угроза будет обостряться, если учесть, что 17 % населения Земли постоянно испытывает голод и в ближайшее время эта цифра может увеличиться в 1,5 раза. Продовольствие может стать малодоступным для 2/3 населения вследствие опережающих темпов развития государств с многомиллионным населением, в которых обеспечен сравнительно резкий рост платежеспособного спроса, прежде всего на пищевые продукты животного происхождения.

Другие причины обострения ситуации - интенсивное развитие производства биотоплива; снижение уровня мировых запасов продовольствия; продолжающийся мировой финансовый и экономический кризис, усиливший напряжение с продовольствием; сокращение возможности освоения новых земель в мире. В этих условиях очевидна необходимость разработки целостной государственной агропродовольственной политики, рассчитанной на долгосрочную перспективу и направленной на сбалансированное соотношение между производством и потреблением продовольствия с учетом повышения платежеспособного спроса населения на основе комплексного решения проблемы производства, хранения, переработки, транспортировки, сбыта и использования отечественной сельскохозяйственной продукции.

В современных экономических условиях проблема обеспечения национальной продовольственной безопасности не только и не столько аграрная, сколько комплексная, связанная с устойчивым макроэкономическим развитием государства, его возможностями осуществления социально ориентированной политики, повышения жизненного уровня населения, использования преимуществ международного разделения труда в агропромышленном производстве. Вместе с тем для России как одного из крупных моровых производителей и одновременно импортера продовольствия основа укрепления продовольственной безопасности - повышение эффективности функционирования отечественного АПК и его базовых отраслей.

Библиографический список

1. Шапкина Л.Н. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2011. - № 2. - С. 54-58.

2. Шапкина Л.Н. Развитие системы регулирования продовольственной безопасности страны // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 10. - С. 219-222.

3. Инструменты регулирования продовольственной безопасности // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2011.-№ 4. - С. 39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.