УДК: 631.15
л.н. Шапкина АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ
КАК ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация. В современных условиях национальные интересы самообеспечения России продовольствием должны оцениваться выше временного преимущества дешевого импорта продовольствия. Это убедительно подтверждает многолетний опыт крупных мировых экспортеров продовольствия, сбывавших его в Россию из хранящихся долгие годы разного рода запасов. Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельское хозяйство, агропродовольствен-ный комплекс (АПК), агропродовольственный потенциал.
Lubov Shapkina AGROPODOVOLSTVENNY CAPACITY OF THE COUNTRY
AS BASIS OF FOOD SECURITY OF THE STATE
Abstract. The ripened need of a solution of the problem of food security of Russia for modern conditions demands the complex, multidimensional and system analysis of a condition of agro-industrial complex of the country for the purpose of development of the uniform mechanism of formation of food security of the state.
Keywords: safety, agriculture, agrofood complex, agrofood potential, production import, consumer basket, expanded production, food export, agrofood market, agricultural potential.
Продовольственная безопасность в настоящее время - сложная и многоаспектная проблема, которая носит национальный, международный характер, затрагивая каждого человека, страну в целом. Продовольственная безопасность характеризует состояние экономики, страны, в том числе ее агропромышленного комплекса, при котором независимо от внешних и внутренних условий и без уменьшения государственного продовольственного резерва удовлетворяются потребности населения в продовольствии в соответствии с рациональными нормами здорового питания, достаточными для жизни.
Для России продовольственная безопасность - традиционно одна из приоритетных и центральных проблем в системе национальной безопасности. Ситуация сложилась парадоксальная: страна, обеспеченная всеми основными видами ресурсов: водными, земельными, энергетическими, трудовыми, сырьевыми - не может в полной мере обеспечить свое население полноценным продовольствием за счет отечественного производства, восполняет дефицит крупномасштабным импортом даже по тем видам продукции, которые способна производить в необходимом количестве не только для собственного внутреннего потребления, но и для экспорта на мировой агропродовольственный рынок [1]. Решение проблемы продовольственной безопасности влияет и на вектор агропродовольственной политики; либо максимальное участие в международном разделении труда в АПК, либо выработка концепции разумного аграрного протекционизма. Выбор того или иного направления (их комбинации) зависит от экономических возможностей страны, ее роли в мире, национальной агропродовольственной политики, и в итоге - выработка не догоняющей, а опережающей стратегии развития АПК, и прежде всего его базовой отрасли - сельского хозяйства.
Агропродовольственный комплекс - один из крупнейших и жизненно важных секторов российской экономики. Эффективность его и состояние оказывают определяющее значение на продовольственную безопасность страны и уровень жизни населения. В целом АПК определяет общее состояние экономики, взаимодействуя практически со всеми отраслями. В нем производится около 9 % валового внутреннего продукта (ВВП), сосредоточено 3,5 % основных производственных фондов и трудится почти 11 % всех занятых в экономике страны. В сельской местности проживает более 38
©Шапкина Л.Н., 2014
млн человек, или 27 % жителей страны. Это огромный потенциал, который при грамотной научно обоснованной организации агропромышленного производства и его государственной поддержке может не только обеспечить продовольственную безопасность, но и вывести сельское хозяйство на передовые позиции в мире. Однако в современных условиях в аграрном секторе сконцентрировались и переплелись все проблемы экономики, социально-экономической политики, оказывающие потенциальное влияние на уровень жизни населения.
Продовольственная безопасность занимает особое место в системе национальной безопасности России, так как наличие продовольствия является базовым показателем жизнедеятельности человека. Оно ежедневно необходимо каждому жителю страны, а качество и уровень питания населения характеризуют степень ее социально-экономического развития и на 70 % определяют продолжительность жизни и здоровья человека. Продовольствие формирует свыше 45 % розничного товарооборота, около 1/3 издержек хозяйств приходится на питание. Несмотря на то что в последние годы в аграрной сфере удалось изменить ситуацию к лучшему и обеспечить значительный рост производства продукции АПК, сохранился ряд опасных тенденций. Это и низкая доходность сельского хозяйства в условиях сохраняющегося диспаритета цен, слабые возможности использования достижений научно-технического прогресса из-за значительного недостатка финансовых ресурсов для использования и освоения новейших технологий, низкая оплата труда по сравнению с другими отраслями экономики, исторически сложившаяся неразвитая и отсталая социальная инфраструктура села и неравные с городом условия развития человеческого потенциала, высокая доля импорта продовольствия.
В настоящее время в агропродовольственном комплексе наблюдается процесс стагнации, низкая конкурентоспособность продукции, не преодолена тенденция снижения производственного потенциала. Многие годы удельный вес сельского хозяйства в расходной части бюджета не превышает 1%, хотя его доля в ВВП составляет более 4 %. Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства и оплата труда в отрасли почти вдвое ниже, чем в целом по экономике страны. Процедуру банкротства прошли около 20 тыс. сельскохозяйственных организаций, многие из них неоднократно. Из-за низких доходов почти % сельхозорганизаций не могут использовать экономические механизмы, предоставляемые государством. В то же время за последние десять лет рост объема производства аграрной продукции составил 41 %, многие сельхозтоваропроизводители не в состоянии осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. К тому же каждая пятая сельскохозяйственная организация убыточна. Огромное количество нерешенных вопросов накопилось в системе регулирования земельных отношений, вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенной пашни, функционирования агрохолдингов.
Для России решение проблемы продовольственной безопасности связано в основном с самообеспечением пищевыми продуктами за счет наращивания отечественного производства. На этом пути имеется ряд внутренних и внешних отрицательных тенденций:
— высокая зависимость страны от импорта сельскохозяйственной техники и оборудования, материально-технических ресурсов, а также низкие темпы технической и структурно-технологической модернизации агропромышленного производства, обновление основных производственных фондов и производства природно-экологического потенциала;
— в современных условиях является нарушенным баланс экономических интересов товаропроизводителей, потребителей и торговых организаций. Сетевые магазины устанавливая достаточно высокий уровень торговой наценки, доходящий до 30^0 %, в свою очередь, снижают экономическую доступность продовольствия для значительной части населения - седьмая его часть имеет доход ниже прожиточного минимума, а также создаются неблагоприятные общие экономические условия для функционирования сельского хозяйства, неудовлетворительный уровень развития рыночной
инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товапроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
— финансовая нестабильность отраслей АПК, сопряженная нестабильностью сельскохозяйственных рынков продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций в развитие АПК, практически отсутствием страхования, зависимостью от погодных условий. В то же время на отечественном рынке инноваций возрастает активность иностранных фирм и уменьшается доля отечественных;
— одна из приоритетных проблем - дефицит квалифицированных кадров, обусловленный в первую очередь низким уровнем и качеством жизни на селе. Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие у альтернативных условий занятости, низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры обеспечели обострение социальных проблем на селе. За чертой бедности находится более 40 % сельского населения, высок уровень безработицы, который превышает 10 %. Более 50 % сельских жителей имеют средний доход и 35 % - доход ниже прожиточного уровня;
— выбытие и износ основных производственных фондов, в первую очередь, сельскохозяйственной техники, обуславливают низкий производственный потенциал АПК, устойчивое уменьшение размера используемых земельных ресурсов, снижение плодородия почв;
— слабая восприимчивость отечественного сельского хозяйства к достижениям научно-технического прогресса и возрастающее отставание от экономически развитых стран;
— высокая степень продовольственной зависимости страны от импорта, превышающая по ряду показателей пороговую величину продовольственной безопасности почти вдвое, при которой импорт продовольствия служит не дополнением к внутреннему производству, а существенно подавляя его, приводит к уменьшению возможностей развития отечественного АПК и его отраслей, к спаду производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Экономическая безопасность ослабевает в связи с огромной зависимостью страны от импорта продовольствия, и, как следствие, падает престиж страны в мировом сообществе. В итоге объем импорта продовольствия значительно опережает темп прироста валовой продукции сельского хозяйства и, как следствие, производства пищевых продуктов [2]. Миллиарды долларов, которые тратятся на обслуживание и закупку импорта продовольствия, - это нереализованные инвестиции в развитие агропромышленного производства страны. С 2000-2010 гг. импорт продовольствия увеличился с 7,4 млрд до 35,2 млрд, или в 4,8 раза, превысив по объему экспорт почти в пять раз. За эти годы в страну было завезено продовольствия и сырья для его производства на 154,5 млрд долл., что многократно превышает объем государственной поддержки аграрного сектора.
В последние годы распространилось мнение, что население страны уже полностью обеспечено продовольствием, и предпринимать усилий в этой сфере не требуется - рынок сам все отрегулирует. Такая точка зрения ошибочна и базируется на том, что в продовольственных сетях и в целом на продовольственном рынке имеются все необходимые продукты питания, и они физически доступны людям. Однако такой взгляд не только не соответствует научному подходу к удовлетворению потребности населения в здоровом, полноценном и относительно дешевом продовольствии, но и создает явную видимость отсутствия продовольственной проблемы в стране и регионах, чему способствует и недостаточная проработка теоретических и методологических аспектов национальной продовольственной безопасности, ее оценки на основе использования системы взаимосвязанных критериев и показателей.
Понятие «продовольственная безопасность» предполагает достаточный уровень производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, который с учетом рациональных объемов импорта будет полностью обеспечивать потребности населения в пищевых продуктах; физическую и
экономическую доступность продовольствия, его качественное и не приносящее ущерба здоровью населения состояние. Такие требования должны подкрепляться созданием натуральных и денежных резервных фондов, необходимым законодательством, развитым информационным обеспечением. Поэтому продовольственную безопасность страны следует рассматривать в нескольких аспектах: уровень производства и самообеспеченности продовольствием и доля импорта в покрытии внутреннего спроса; система и объем переходящих запасов продовольствия; поддержание минимального необходимого уровня питания населения, исходя как из демографических, так и социальных показателей. Достижение продовольственной безопасности гарантировано преимущественно за счет внутренних источников поступления продовольствия и наличия в необходимых объемах резервных фондов, прежде всего по социально значимым видам продовольствия и сельскохозяйственного сырья. При этом основу продовольственной безопасности страны составляет устойчивое ее самообеспечение продовольствием, которое для Российской Федерации на протяжении многих лет традиционно являлось актуальной и наиболее сложной и трудноразрешимой проблемой [3].
Устанавливая уровень продовольственной безопасности, необходимо принимать во внимание следующие составляющие: объем и устойчивость производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; уровень самообеспечения продовольствием, рассчитанный не из норм потребительской корзины, а на основе научно обоснованных норм потребления продовольствия отдельными группами населения с учетом природных и экономических условий проживания; потребность населения в продовольствии по научно обоснованным нормам потребления пищевых продуктов. В настоящее время требуется научное сопровождение для перехода агропромышленного комплекса и в особенности сельского хозяйства на инновационно-инвестиционную модель развития. Это важно еще и потому, что выполнению программы может препятствовать проявление системных рисков, обусловленных воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе экономики социально-экономических проблем. Ситуация осложняется и в связи с вступлением России в ВТО, поскольку отечественные товаропроизводители аграрной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с высокосубсидированным импортом. Если сравнивать уровень государственной поддержки в России и за рубежном, то он один из самых низких среди экономически развитых стран. Поэтому даже при равной эффективности ведения сельского хозяйства защитить отечественных товаропроизводителей можно или адекватными таможенно-тарифными барьерами, или адекватным уровнем господдержки, превышающим современный уровень как минимум вдвое.
Безусловно, важнейшее условие обеспечения продовольственной безопасности - общий уровень функционирования национальной экономики. Он определяет и базу развития агропромышленного комплекса, создание особых макроэкономических условий, возможности оплачиваемого крупномасштабного импорта пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья для их производства. Продовольственная безопасность может быть обеспечена только за счет последовательного осуществления комплекса взаимосвязанных и скоординированных организационно-экономических, законодательных, административных и социальных мер на федеральном и региональных уровнях, сочетания государственных мер с использованием внутренних резервов отраслей, предприятий и хозяйств агропромышленного комплекса на основе их адаптации к быстроизменяющимся экономиическим условиям хозяйствования, существенного повышения качества жизни и улучшения среды обитания сельских жителей.
Функционирование агропромышленного комплекса должно характеризоваться такими качественными, количественными и социально-экономическими параметрами, которые обеспечивали бы устойчивое и полное удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии за счет мобилизации потенциала отечественного агропромышленного производства,
прежде всего сельского хозяйства, осуществления по отношению к нему протекционистской политики государства, не противоречащей требованиям ВТО. Для этого необходимо:
— обеспечить сбалансированное функционирование агропромышленного комплекса и его важнейшей отрасли - сельского хозяйства - в режиме расширенного воспроизводства на инновационно-инвестиционной основе как в обычных, так и в экстремальных ситуациях с учетом равноправного и взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества, использования преимуществ международного разделения труда в АПК и международной кооперации производства;
— рационализировать структуру внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, предусматривающую максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей страны за счет импорта с учетом использования принятых в международной практике защитных мер по отношению к отечественным товаропроизводителям и вступления России в ВТО, регламентации условий импорта и экспорта;
— сохранить единое экономическое пространство, развивать и совершенствовать межрегиональные продовольственные и сырьевые связи, обеспечивающие соблюдение общегосударственных интересов, исключающие региональный сепаратизм, разного рода административные ограничения и запреты на передвижение товарных потоков продукции АПК по российской территории и способствующие функционированию единого российского агропродовольственного рынка, его интеграции в общий аграрный рынок стран СНГ и ЕврАзЭС, различные межгосударственные союзы и объединения;
— углубить территориально-отраслевое разделение труда в АПК, активно развивать интеграционные процессы в агропромышленном производстве и крупномасштабные специализированные зоны по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции, стимулировать кооперацию;
— создать необходимые законодательные, организационно-экономические и административные условия, исключающие криминализацию в системе производства и особенно сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
— обеспечить действенность государственного регулирования экономических процессов, связанных с производством, сбытом и использованием сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способного гарантировать нормальное функционирование отечественного агропромышленного комплекса и внутреннего агропродовольственного рынка как в обычных, так и в экстремальных условиях.
Если с этих позиций оценивать развитие агропромышленного комплекса и агропродовольственного рынка страны, то ни по одной из них пока не удалось достичь цели. Более того, речь идет уже не о традиционном хроническом дефиците отдельных видов продовольствия, а о продовольственной зависимости страны. Сложившаяся модель отечественной экономики, базирующаяся преимущественно на экспорте сырья и топлива и крупномасштабном импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства, неприемлема и требует кардинального изменения. Это особенно опасно в условиях мирового продовольственного кризиса, когда продовольствие все больше становится одним из факторов политического и экономического давления в международных отношениях Российской Федерации с экономически развитыми странами, на которые приходится половина потребляемых в мире пищевых продуктов, но в которых проживает лишь пятая часть его населения. Угроза будет обостряться, если учесть, что 17 % населения Земли постоянно испытывает голод и в ближайшее время эта цифра может увеличиться в 1,5 раза. Продовольствие может стать малодоступным для 2/3 населения вследствие опережающих темпов развития государств с многомиллионным населением, в которых обеспечен сравнительно резкий рост платежеспособного спроса, прежде всего на пищевые продукты животного происхождения.
Другие причины обострения ситуации - интенсивное развитие производства биотоплива; снижение уровня мировых запасов продовольствия; продолжающийся мировой финансовый и экономический кризис, усиливший напряжение с продовольствием; сокращение возможности освоения новых земель в мире. В этих условиях очевидна необходимость разработки целостной государственной агропродовольственной политики, рассчитанной на долгосрочную перспективу и направленной на сбалансированное соотношение между производством и потреблением продовольствия с учетом повышения платежеспособного спроса населения на основе комплексного решения проблемы производства, хранения, переработки, транспортировки, сбыта и использования отечественной сельскохозяйственной продукции.
В современных экономических условиях проблема обеспечения национальной продовольственной безопасности не только и не столько аграрная, сколько комплексная, связанная с устойчивым макроэкономическим развитием государства, его возможностями осуществления социально ориентированной политики, повышения жизненного уровня населения, использования преимуществ международного разделения труда в агропромышленном производстве. Вместе с тем для России как одного из крупных моровых производителей и одновременно импортера продовольствия основа укрепления продовольственной безопасности - повышение эффективности функционирования отечественного АПК и его базовых отраслей.
Библиографический список
1. Шапкина Л.Н. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2011. - № 2. - С. 54-58.
2. Шапкина Л.Н. Развитие системы регулирования продовольственной безопасности страны // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 10. - С. 219-222.
3. Инструменты регулирования продовольственной безопасности // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2011.-№ 4. - С. 39-44.