Научная статья на тему 'Сущность и структура агропродовольственного рынка'

Сущность и структура агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1506
782
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СТРУКТУРА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / РОЛЬ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / AGROFOOD MARKET / STRUCTURE OF THE AGROFOOD MARKET / ROLE OF AGROFOOD MARKET / DYNAMICS OF AGROFOOD MARKET DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепнева Людмила Романовна, Бадмаева Ирина Валерьевна

В статье рассмотрены различные подходы к определению агропродовольственного рынка и изучению его сущности. Авторами рассмотрена структура агропродовольственного рынка и приведены подходы к классификации его основных частей, проанализирована динамика основных показателей рынка за 2012 г. в России зерна, мяса, молока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слепнева Людмила Романовна, Бадмаева Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF AGROFOOD MARKET

The article is devoted to various approaches to agrofood market definition and study of its essence. The author examined structure of the agrofood market and approaches to classification its main segments. Dynamics of the main market indicators for 2012 in Russia grains, meat, milk are analyzed.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура агропродовольственного рынка»

тиров, но и качество выполненных конечных результатов. Это в свою очередь, позволит выделять успешные и проблемные территориальные общественные самоуправления на различных уровнях (по отдельным органам ТОС, в границах территории микрорайонов, городских и сельских поселений, внутригородского района, в целом по муниципальному образованию) и на различный период (квартал, год и т.д.).

Литература

1. Максимов В.П. Оценка эффективности территориального общественного самоуправления и его вклада в со-

циально-экономическое развитие муниципального образования // Гор. управление. - 2005. - №9. - С. 63-75.

2. Тулохонов О.С. Методические подходы к оценке результативности и эффективности деятельности территориального общественного самоуправления // Электронный научный журнал: http://vseup.ru/page/joumal// Вестник-экономист Забайкальского государственного университета. - 2012. - №5.

3. Тулохонов О.С. Методические рекомендации по использованию показателей результативности деятельности территориального общественного самоуправления // Моделирование социо-эколого-экономических процессов в регионе: материалы межрегион. молодежной школы-семинара. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. - С. 144-151.

Тулохонов Олег Сергеевич, кандидат экономических наук, ст. науч. сотр. ИЭИ БГУ, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел.: 8(3012)21-35-06, e-mail: [email protected].

Tulokhonov Oleg Sergeevich, Candidate of Economic Sciences, Senior research associate at Institute of Economic Research, Senior lecturer at State and Municipal Management Chair of Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin St, 24 A, tel: 8(3012)21-35-06, e-mail: [email protected]

УДК 338.439.02 © Л.Р. Слепнева, И.В. Бадмаева

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

В статье рассмотрены различные подходы к определению агропродовольственного рынка и изучению его сущности. Авторами рассмотрена структура агропродовольственного рынка и приведены подходы к классификации его основных частей, проанализирована динамика основных показателей рынка за 2012 г. в России - зерна, мяса, молока.

Ключевые слова: агропродовольственный рынок, структура агропродовольственного рынка, роль агропродовольст-венного рынка, динамика развития агропродовольственного рынка.

L.R. Slepneva, I.V. Badmaeva ESSENCE AND STRUCTURE OF AGROFOOD MARKET

The article is devoted to various approaches to agrofood market definition and study of its essence. The author examined structure of the agrofood market and approaches to classification its main segments. Dynamics of the main market indicators for 2012 in Russia - grains, meat, milk are analyzed.

Keywords: agrofood market, structure of the agrofood market, role of agrofood market, dynamics of agrofood market development.

Спад производства сельскохозяйственной продукции, сопровождающийся критическим снижением уровня доступности продуктов питания для значительной части населения, резкое увеличение импорта продуктов питания, зачастую низкого качества, усиливающаяся конкурентная борьба на международных рынках актуализируют вопросы исследования сущности и структуры агропродовольственного рынка.

Достижение основных параметров «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» - наполнение агропродоволь-ственного рынка важнейшими видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на уровне 85-90% за счет отечественных производителей - объективно требует рассмот-

рения структуры агропродовольственного рынка с позиции современной экономической ситуации, характеризующейся открытостью рынка в связи с вступлением России во ВТО.

Сущность и содержание агропродовольст-венного рынка, методические подходы к его социально-экономической оценке, факторы, воздействующие на рынок, принципы и методы его формирования в современной литературе до сих пор не нашли методологического единства трактовок.

Еще в советский период в экономических справочниках понятие «рынок» было представлено как «... совокупность социальноэкономических отношений в сфере обмена, по-средствам которых осуществляется реализация

товаров и окончательное признание обществом характера заключенного в них труда» [1]. На наш взгляд, данное определение является весьма узким, так как затрагивает лишь только отношения обмена в рамках воспроизводственного процесса. Это объясняется тем, что переход от плановой к рыночной экономике привел к большим системным изменениям в агропромышленном комплексе. В связи с реформированием экономики процесс обеспечения населения и других потребителей натуральными продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем осуществляется на новой рыночной основе. В отличие от планово-распределительной системы, которая исходила из приоритета ускоренного развития производства, рынок как регулятор экономических отношений существенно смещает акцент в отношениях производитель - потребитель в сторону интересов потребителя. Другими словами, рынок формирует механизм, при котором производство настраивается исключительно на потребительский спрос.

В системе рыночного хозяйства особое место занимают агропродовольственные рынки, главная особенность которых заключается в специфике и особенностях на нем товаров (сельскохозяйственная продукция, сырье для промышленной переработки и продовольствие).

Независимо от того, развивается сельскохозяйственное производство или нет, в любой стране так или иначе имеют место агропродо-вольственные рынки, так как через них осуществляется продовольственное обеспечение населения и реализуется социально-экономическая политика.

Агропродовольственные рынки представляют собой сложную организационнопроизводственную систему и самым тесным образом связаны с другими рынками, входящими в АПК.

Отдельные авторы среди рынков АПК особо выделяют продовольственный рынок. Так, по мнению Ю.И. Агирбова и А.П. Леснова, продовольственный рынок следует рассматривать в двух аспектах: широком и узком. «В широком смысле - это совокупность всех рынков, функционирующих в аграрном секторе; в узком -это рынок сельскохозяйственной продукции, объектом которого является товар, произведенный непосредственно в сельском хозяйстве и проходящий через все стадии его товародвижения до конечного потребителя» [2].

Мы не можем согласиться с такой трактовкой, так как продовольственный рынок не мо-

жет уместить в себя все рынки аграрного сектора и тем более АПК в целом. В.А. Клюкач и А-Н.Д. Магомедов акцентируют свое внимание на том, что «...продовольственный рынок представляет собой сложное явление, подчиняющееся в своем развитии законам спроса и предложения», и выделяют у него «свойство осуществлять взаимодействие, основанное на децентрализованном механизме ценовых сегментов» [3].

На основе обобщения различных источников в самом общем смысле «под продовольственным рынком понимается сложная совокупность товарно-денежных отношений между всеми хозяйствующими субъектами, прямо или опосредованно участвующих в производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия как за счет отечественных товаропроизводителей АПК, так и по линии импорта»

(4).

В экономической литературе не сложилось единство мнений по выбору тех или иных критериев для классификации агропродовольствен-ных рынков. Ряд отечественных и зарубежных авторов за основу классификации берут такие критерии, как территориальный охват (мировой, зональный, национальный, межрегиональный, региональный, местный), объект купли-продажи (рынок мяса и мясных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, рынок молока и молочных продуктов, рынок хлеба и хлебобулочных изделий, сахара и кондитерских изделий, рынок плодоовощной продукции, рынок растительного масла и других жиров, макаронных изделий и др.), группы покупателей (удовлетворение потребностей населения, обеспечение продовольственным сырьем предприятий пищевой промышленности, реализация продовольственной продукции торговым посредникам), форма организации обмена (оптовые, розничные, рынки государственных закупок), тип конкуренции (монополизированный, олигополистический, деконцен-трированный), экономико-правовой аспект (легальный, полулегальный, нелегальный), положение в региональном экономическом пространстве (географическое местоположение аг-ропродовольственного рынка, удаленность от центра региона), динамичность развития (слабо развивающиеся, динамично развивающиеся рынки), уровень самообеспеченности основными продуктами питания, (формируемый только за счет внутреннего производства, с незначительной долей импорта, с равной долей товаров

внутреннего и импортного производства, с преобладанием импортных товаров), интенсивность межрегиональных продовольственных связей (слабая интенсивность, интенсивные торговые связи по ввозу, интенсивные торговые связи по вывозу), уровень развития рынка (неразвитый, регулируемый, свободный), роль в едином агро-продовольственном рынке (ориентированные на локальное или межрегиональное пространство рынки).

При этом существующие классификации не всегда позволяют рассматривать взаимозависимость и взаимообусловленность рынков в единой системе агропродовольственного рынка.

В связи с тем, что устойчивое развитие агро-продовольственного рынка невозможно обеспечить без эффективного государственного регулирования, нами предложено в зависимости от степени государственного воздействия на рыночные процессы выделять два типа рынка -регулируемый рынок и нерегулируемый рынок.

На нерегулируемом рынке отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс. Такой рынок называют стихийным, или свободным. Здесь объемы продаж и цены формируются в результате прямых торгов между продавцами и покупателями. Он меньше всего интересует экономистов, поскольку здесь невозможно объективно учесть доходы продавцов и расходы покупателей. Примером такого рынка является «толкучка».

На регулируемом рынке, подразделяемом, в свою очередь, на «жестко» и «мягко» регламентируемые рынки, государство устанавливает общие правила поведения его участников, включающие лицензии на право производства и продажи благ, таможенные пошлины, налоговые льготы, ограничения на ввоз или вывоз некоторых товаров в/из страны и др. Между государством и участниками рынка экономические отношения устанавливаются на основе договоров, контрактов, соглашений, госзаказов. Государство издает законы, помогающие развитию конкуренции, рынка и рыночных отношений, проявляя при этом активность или пассивность вмешательства.

Степень участия государства в регулировании агропродовольственного рынка некоторым образом гарантирует стабильность цен и устойчивость рыночной конъюнктуры. Построение ценовых моделей регулирования рынка опирается на принципы составления балансов предложения и потребления, выявление тенденций дефицита или образования излишков продук-

ции, определение предпосылок рациональной организации движения запасов, оценку и использование экспортно-импортного потенциала.

Динамичность развития агропродовольст-венного рынка можно рассмотреть через основные секторы продовольственного рынка. Базовым сектором российского агропродовольствен-ного рынка является рынок зерна. В 2012 г. стабильность ситуации на зерновом рынке определялась высоким уровнем предложения пшеницы и кукурузы в результате значительного прироста их производства. Впервые в России был зафиксирован исторический рекорд экспорта пшеницы - 18,5 млн тонн.

Экспорт зерна, по оценке Зернового союза, составил 14-15 млн тонн, экспортный потенциал

- 16-17 млн тонн. Россия в 2012 г. увеличила экспорт пшеницы и меслина на 18% до 15,293 млн тонн. В денежном выражении поставки основной зерновой культуры выросли на 37% - до 4,28 млрд долларов. Подавляющая часть зерна -

14.8 млн тонн (на 4,14 млрд долларов) - была экспортирована в страны дальнего зарубежья.

Главным направлением вывоза в 2012 г. остался регион Ближнего Востока и Северной Африки. На рекордно высоком уровне сохранился ввоз в Египет, выросли отгрузки в Турцию, Израиль, Йемен и Ливию, Ирак. Впервые за последние три года были осуществлены крупные поставки российской пшеницы в ЕС, главным покупателем выступили Италия и Испания, меньшее значение имели Греция, Нидерланды и Португалия. Значительно увеличился экспорт в страны СНГ (Грузия, Казахстан, Беларусь) и Восточную Африку, отгрузки в Восточную и Юго-Восточную Азию снизились.

В мировом масштабе Россия выступила крупнейшим экспортером, причем это фиксировалось на протяжении всей второй половины года.

Что касается рынка мяса, здесь продолжается тенденция к росту объема импорта мяса. Несмотря на то, что Россия стремительно наращивает производство мяса: за последние шесть лет объем производства мяса птицы увеличился на

1.8 млн тонн, или на 130%, а свинины - на 858 тыс. тонн, или на 54%, доля импортного мяса на рынке все же достаточно высока.

Благодаря активному развитию птицеводства в современной России, доля импорта куриного мяса минимальна и составляет порядка 19%. Эти 19% делят между собой поставщики из США, Германии, Бразилии и Франции, а также еще 15 государств.

Доля импорта свинины в России находится на уровне 33,3%. Основными импортерами свинины являются Бразилия (30-40% общего количества импортируемой свинины), Германия (16%), Канада (15%) и Дания (12%).

Производство крупного рогатого скота в России не так хорошо развито, как птицеводство и свиноводство, и поэтому наблюдается очень высокая зависимость от импорта говядины. В основном говядину ввозят в Россию в замороженном виде. Так, охлажденное мясо поставляют ближайшие соседи (Литва с долей в 40%, Германия с 21% и Польша с 13%), замороженное -Бразилия (41%), Уругвай (13%) и Австралия (11%).

Таким образом, по данным ФТС России по состоянию на начало 2012 г., импорт мяса в Россию (без учета торговли с Республикой Беларусь) увеличился на 7,6% к аналогичному периоду прошлого года и составил 1 595,5 тыс. тонн, в т. ч.: говядины — 562,2 тыс. тонн (+ 2,2% к аналогичному периоду 2011 г.); свинины

— 629,0 тыс. тонн (+ 6,7%); мяса птицы - 404,3 тыс. тонн (+ 17,8%).

Производство молока расположено в основных районах проживания населения в связи с небольшим сроком хранения продукции. В региональном разрезе основные мощности по производству молока располагаются в Центральном и Приволжском федеральных округах.

Среди субъектов России ведущими регионами по объемам выпуска творога и свежего сыра являются Москва и Московская область, а также Краснодарский край.

Экспортно-импортные поставки практически не влияют на российский рынок молока, поскольку объемы импорта и экспорта незначительны. Так, доля экспортных поставок в объеме внутреннего производства составила менее 0,1% по итогам 2012 г. Основным направлением российского экспорта молока и сливок является регион Закавказья, который представлен рынками Абхазии, Азербайджана и Грузии. Эти страны стали ведущими потребителями российского молока и сливок, на них пришлось более половины объема поставок из России за рубеж.

Молоко и сливки иностранного производства занимают на российском рынке небольшую долю. Основными импортерами являются страны дальнего зарубежья. Выделяются на общем фоне поставщики из Финляндии, наращивающие поставки молока и сливок в Россию на протяжении 2008-2012 гг. Также значимыми импортерами являются страны Прибалтики (Эстония, Литва)

и Западной Европы (Германия, Франция), которые входят в пятерку главных поставщиков молока и сливок в Россию.

Таким образом, современный агропродоволь-ственный рынок России ориентирован на полное насыщение внутреннего рынка основными сельскохозяйственными продуктами собственного производства и рост экспортных поставок на мировые рынки.

Вследствие постоянного роста объема доходов Россия, несомненно, является наиболее быстрорастущим и привлекательным для иностранных инвесторов рынком в мире. Нестабильное законодательство на территории Российской Федерации остается одним из основных факторов, сдерживающих инвестиции в пищевую промышленность со стороны иностранных производителей.

Эффективное решение поставленных ближ-несрочных и долгосрочных задач позволит перейти к инновационной модели АПК, в центре которой будет обеспечение продовольственной безопасности страны и комплексное устойчивое развитие села. Для этого есть все предпосылки -мощная государственная поддержка, благоприятный инвестиционный климат в отрасли, огромный ресурсный потенциал.

В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений, переходе на посев перспективных высокоурожайных сортов и гибридов.

В животноводстве продолжится планомерное наращивание производства мяса и молока. В связи с этим необходимо активно использовать возможности селекции, совершенствования кормовой базы, оптимизации технологических процессов.

Это позволит уже в ближайшие 2-3 года полностью обеспечить себя основными продуктами питания и начать осваивать новые экспортные направления.

Литература и примечания

1. Политическая экономия. - М.: Советская энциклопедия, 1979. - Т. 3. - С. 570.

2. Агирбов Ю.И., Мухамедзянов Р.Р., Леснов А.П. Рынки сельскохозяйственной продукции: учеб. пособие. - М., 2005. - 345 с.

3. Клюкач В.А., Логинов Д.А. Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2009. 492 с.; Магомедов А-Н.Д., Иваков А.А. и др. Концепция развитие аграрного маркетинга. - М.: ФГУП Типография Россельхозакадемии, 2011.

4. Кибиров А.Я. Агропродовольственная политика России // Экономика. - 2012. - №8.

Слепнева Людмила Романовна, доктор экономических наук, профессор, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, тел.: (3012)213433.

Slepneva Lyudmila Romanovna, Doctor of Economic Sciences, professor, East-Siberian State University of Technology and Management, tel.: (3012)213433.

Бадмаева Ирина Валерьевна, соискатель, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, тел.: (3012)213433.

Badmaeva Irina Valer’evna, postgraduate student, East-Siberian State University of Technology and Management, tel.: (3012)213433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.