УДК 343.121+343.15
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЗАЩИТУ КАК ГАРАНТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИГОВОРА, ПРОВОЗГЛАШЕННОГО ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
А. А. Сиволова старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса,
Смоленский гуманитарный университет
Анализируя нормы УПК РФ и практику его применения, автор приходит к выводу о том, что участие защитника при реализации положений гл. 40.1 УПК РФ по уголовному делу является одной из существенных гарантий защиты прав подозреваемых (обвиняемых), а также обеспечения законности и справедливости приговора.
Ключевые слова: справедливость приговора, обязательное участие защитника, досудебное соглашение.
Вопрос регламентации справедливости как требования, предъявляемого к приговору суда в соответствии с действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством современной России, представляет собой один из наиболее проблемных и неурегулированных блоков в уголовно-процессуальном законодательстве и науке уголовного процесса. Особую важность приобретает данная категория применительно к новейшей уголовно-процессуальной форме, введенной в УПК РФ Федеральным законом от 29 июня 2009 года № 141-ФЗ - рассмотрение дела при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (гл. 40.1 УПК РФ). В соответствии с положениями гл. 40.1 УПК РФ лицо, которое совершило преступное деяние любой степени тяжести и содействует следствию в его раскрытии и расследовании, изобличении и уголовном преследовании других соучастников, розыске имущества, добытого в результате преступления, впервые получило возможность оформить в виде соглашения свое сотрудничество с правоохранительными органами, получив взамен существенное снижение меры воздаяния за содеянное.
Вместе с тем при применении установленного гл. 40.1 УПК РФ порядка расследования дела и вынесения судебного решения суды не освобождены от обязанности постановления в каждом конкретном случае приговора, соответствующего требованиям, изложенным в ст. 297 УПК РФ. Принятым 28 июня 2012 г. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 16 «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебно-
го соглашения о сотрудничестве» разъяснено, что лишь строгое соблюдение всех требований гл. 40.1 УПК РФ является обязательным условием вынесения справедливого приговора.
Проанализируем особенности правового регулирования института досудебного соглашения о сотрудничестве с позиций реализации права на защиту как условия справедливости провозглашаемого в результате рассмотрения уголовного дела в такой процессуальной форме приговора.
Адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, в первую очередь - в уголовнопроцессуальных правоотношениях. Одним из основополагающих принципов деятельности адвокатуры в целом как структуры гражданского общества и отдельных адвокатов как ее членов выступает принцип справедливости1.
Проблема реализации принципа справедливости применительно к уголовно-процессуальной функции защиты является одной из актуальных и обсуждаемых в теории уголовного процесса. Процессуальная природа права на защиту как правового основания реализации полномочий адвоката-защитника в уголовном процессе и всех вытекающих из него полномочий обусловлена в первую очередь действием принципов состязательности и равноправия сторон.
Обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту является конституционным принципом и должно строго выполняться во всех стадиях уголовного судопроизводства
Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
как важная гарантия установления истины и вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора2. При этом, как показывает практика применения закона (статистические данные по Смоленской области о составе участников судебного разбирательства при заключении досудебного соглашения в порядке гл. 40.1 УПК РФ за 2011 год и первое полугодие 2012 года), защитник не всегда приглашается для участия в производстве по делу; имели место случаи, когда рассмотрение дела происходило без участия адвоката3.
Думается, что одной из существенных гарантий права подозреваемого (обвиняемого) на защиту является обязательное участие защитника при реализации положений гл. 40.1 УПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 317.1 ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве подается подозреваемым или обвиняемым в письменном виде на имя прокурора. Следователям необходимо иметь в виду, что это ходатайство подписывается также защитником, который впоследствии присутствует при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и подписывает его. Однако должен ли адвокат-защитник подписывать данные документы или он вправе этого не делать?
Исходя из норм Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также Кодекса профессиональной этики адвоката применительно к данной ситуации можно сделать вывод о том, что адвокат-защитник вправе отказаться подписывать данные документы, если он убежден, что его подзащитный оговаривает себя, либо если он убежден, что действия подзащитного, направленные на заключение досудебного соглашения о сотрудничестве, носят недобровольный характер. Как в данном случае должен поступить адвокат, если имеет место хотя бы один из вышеуказанных случаев?
Представляется, что адвокат-защитник должен в таком случае отказаться от подписания указанных процессуальных документов, мотивированно изложив в письменном виде свою позицию как подзащитному, так следователю и прокурору. При этом адвокат должен разъяснить лицу, защиту которого он осуществляет, что тот вправе отказаться от него, в том числе по мотиву несогласия с позицией защитника .
Согласно ч. 3 ст. 317 УПК РФ копия вынесенного прокурором представления вручается обвиняемому и его защитнику. Оба участника вправе представить свои замечания, учитываемые прокурором при наличии к тому оснований. В п. 1.17 Приказа Генерального прокурора РФ от 15 марта 2010 г. № 107 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемым (обвиняемым) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам» закреплено, что в случае поступления замечаний обвиняемого, его защитника на представление прокурора необходимо подвергать их тщательной проверке, по результатам которой выносить постановление об отклонении или удовлетворении требований указанных участников уголовного процесса, копию которого направлять заинтересованным лицам5. Думается, что данная норма должна быть предусмотрена и в УПК РФ.
Таким образом, участие защитника обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел, рассматриваемых в соответствии с гл. 40.1 УПК РФ. Поскольку участие защитника в данном особом производстве по уголовному делу является одной из существенных гарантий защиты прав подозреваемых (обвиняемых), а также обеспечения законности и справедливости производства по делу, следовало бы внести соответствующие дополнения в статьи, регламентирующие моменты вступления его в уголовное дело, а также правовой статус защитника6. Например, ч. 1 ст. 51 УПК РФ дополнить пунктом 8 следующего содержания: «Подозреваемый, обвиняемый заявил ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве». Часть 2 ст. 51 УПК РФ предлагаем дополнить словами «в случае, предусмотренном пунктом 8, участие защитника обеспечивается с момента заявления подозреваемым, обвиняемым ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве». Часть 3 ст. 49 УПК РФ целесообразно дополнить пунктом «с момента заявления подозреваемым, обвиняемым ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве». В ст. 53 УПК РФ («Полномочия защитника») также должны быть внесены указания о соответствующих правах, обусловленных содержанием гл. 40.1 УПК РФ. В том случае, если защитник не приглашен самим подозреваемым или обвиняемым, его законным предста-
46
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право»
Сиволова А. А.
Обеспечение права на защиту как гарантия справедливости приговора, провозглашенного...
вителем или по поручению подозреваемого или обвиняемого другими лицами, участие защитника должно быть обеспечено органами предварительного расследования.
1 Кучерена А. Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. М., 2002. С. 75.
2 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 г. № 5 «О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту» // БВС СССР. 1978. № 4.
3 Отчет о работе судов Смоленской области по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции (за 12 месяцев 2011 года. URL: http://usd.sml.sudrf.ru/modules.php? name=stat&id=45; Отчет о работе судов Смоленской области по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции (за 6 месяцев 2012 года). URL: http://usd.sml.sudrf.ru/modules.php?name=stat&id=57.
4 Белоковыльский М. С., Гуртовенко Э. С. Спорные вопросы главы 40.1 УПК РФ // Проблемы применения досудебного соглашения о сотрудничестве по уголовным делам. Ижевск, 2010. С. 70-78.
5 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/
1257288/#1257288.
6 Evstigneeva O. V. On the essence of the legal institute of «pre-trial cooperation agreement» and on the defects of its legal regulation // The Russian law in the Internet. Special issue. 2009. № 5.
Статья поступила в редакцию 19 ноября 2012 г.