интеллект (гибкость мышления, эрудиция, умение творчески мыслить), профессиональная компетентность, внимательность, активность, ответственность, коммуникабельность, понимание других; 2) относительно специальные качества: стремление к саморазвитию, понимание и принятие себя, рефлексия, субъектность, а также качества, характеризующие субъектное отношение к людям (доброта, понимание, честность, гуманность, эмпатия, оптимизм, чувство юмора).
Литература
1. Верещака О.П. Особенности профессии психолога как мотив профессионального выбора // Инновации в образовании. -2009. - №10. - С. 52-58.
2. Донцов А. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов / А. И. Донцов, // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 42-49.
3. Доронина Н.Н. Психологические особенности профессиональной направленности личности студента: учебное пособие. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 136 с.
4. Маслов Е.Б. Мотивы выбора и ценности профессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - №9. - С. 129-134.
5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
Парфенова Н.Б.
Доцент, кандидат психологических наук, Псковский государственный университет
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ
СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
В работе представлено обоснование необходимости психологического и социально - политического сопровождения студентов для обеспечения права личности на безопасность в условиях социальных угроз и террористических проявлений, формирования устойчивости к негативному информационному влиянию, формирования межкультурной компетентности для подготовки учащейся молодежи к международному студенческому сотрудничеству. Раскрыты особенности восприятия студентами нарушения права личности на безопасность в изменяющихся социально - политических условиях. Приведены структурно-содержательные характеристики обобщенных факторов информационно - когнитивного компонента психологической безопасности.
Ключевые слова: право личности на безопасность, информационно - когнитивный компонент психологической безопасности, готовность к взаимодействию с международным студенческим сообществом.
Parfenova N.B.
PhD in Psychology, Pskov State University
PROVISION OF STUDENT’S PERSONALITY RIGHT TO SAFETY IN CHANGING SOCIAL - POLITICAL
CONDITIONS
Abstract
The article presents the rationale necessary psychological and socio - political support of students to ensure the personality right to safety in terms of social threats and terrorist activities, the formation of resistance to the influence of negative information, the formation of intercultural competence to prepare students for the international student cooperation. The peculiarities ofperception of student violation of personality right to safety in a changing socio - political conditions. Presents the structural and substantive characteristics of generalized information factors - cognitive component ofpsychological safety.
Keywords: personality right to safety, information - cognitive component of psychological safety, willingness to collaborate with the international student community.
В современных условиях нестабильности социально-политической жизни в мире, которая в недостаточной степени обеспечивает как социально-государственную, так и личностную безопасность подрастающего поколения, особенное внимание в системе образования должно быть направлено на формирование у учащихся способности понимать и анализировать мировоззренческие, идеологические, социально - политические процессы, способности к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, проявлять инициативу, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции.
В исследовании психологической устойчивости учащейся молодежи к условиям изменяющейся социальной среды, проведенном в 2010 году [2 ] на выборке студенческой молодежи г.Пскова (n=359), отмечается тенденция формирования пассивно- неуверенного отношения относительно социальной реальности, проявляющаяся в суждениях студентов, когда некоторые аспекты социального окружения у них вызывают скорее чувство опасности, беззащитности, при этом наиболее вызывают чувство беззащитности ситуации, несущие угрозу финансовых трудностей в обучении, такие проблемы в обществе как распространение наркотических средств, насильственная преступность, СПИД, дорожно-транспортные преступления, преступления по отношению к частной собственности, чувство беззащитности вызывают также и жилищные проблемы, и экономический кризис в мире. Особенно вызывают чувство несправедливости у учащейся молодежи такие индикаторы снижения духовно-нравственной жизни в обществе как оценка человеческого достоинства по материальному достатку, неравноценное отношение к детям из разных социальных слоев, равнодушие людей друг к другу и негативное отношение к пожилым. Доверие СМИ как источнику информации, доверие политическим и молодежным организациям в целом не достаточно выражено у студенческой молодежи.
О необходимости психологического сопровождения и ориентации студентов в более адекватном восприятии информации СМИ о социальных угрозах свидетельствуют результаты проведенного исследования в 2013 -2014гг., направленного на выявление особенностей информационно - когнитивного восприятия студентами нарушения права личности на безопасность, усиливающееся в современном мире угрозами террористических, прежде всего идеологических проявлений.
Большую роль в рассогласование субъективного образа изменяющейся социальной реальности вносит информационное влияние, поддерживающее ситуацию неопределенности ожидания социальных угроз и террористических актов, ведущую к дестабилизации деятельности в повседневной жизни, нарушению доверия к создаваемой (или декларируемой) государственными и политическими организациями системе безопасности страны и ее граждан, неуверенности в будущей социальной, профессиональной и личностной защищенности от повторяющихся угроз террористических проявлений.
В условиях постоянных попыток «оранжевых» революций в мире наибольшим угрозам подвергаются идеологические убеждения населения, особенно не достаточно зрелые и сформировавшиеся мировоззренческие (прежде всего социальнополитические) установки молодежи, подталкивающие их к протестному поведению, зачастую идейно не осознаваемому и политически не осмысленному. В таких условиях идеологической неопределенности и напряженности (в политической,
28
экономической, социально-образовательной сферах) исследование факторов нарушения права личности на безопасность в условиях ожидаемых социальных и даже террористических угроз выступает актуальной проблемой психологического и социально - политического сопровождения студенческой молодежи.
0 духовной ценности права говорил И.А. Ильин [1], называя его естественным правом, потому что оно выражает существенную природу духовной жизни человека; вечным правом, потому что оно сохраняет свое значение для всех времен и народов; неотчуждаемым правом, потому что всякое умаление или попрание его извращает духовную жизнь и унижает достоинство человека.
В исследовании факторов нарушения права личности на безопасность в условиях ожидаемых социальных и террористических угроз мы обращаем внимание, прежде всего, на осознанное проявление базовой потребности личности в безопасности - в праве на социальную и материальную защищенность (от экологических, террористических, военных угроз, от угроз разрушения как государственности в целом, так и собственного дома и др.); в праве на духовно - личностную защищенность (от посягательств на чувство собственного духовного достоинства и духовность других людей, от негативного давления на проявления свободы, взаимности и солидарности, способности к ответственности, самоуправлению, взаимному уважению и доверию людей друг к другу).
В информационно-когнитивный компонент психологической безопасности мы включили представления респондентов о влиянии информации в СМИ о социальных угрозах и террористических актах на молодежь. С помощью факторизации эмпирических показателей были выделены два фактора (общая дисперсия - 67,5%):
1 фактор «Нарастание страха угрозы социально-политических изменений и опасения за себя и близких», охватывает 33,9 % дисперсии, включает такое влияние информации в СМИ, как: нарастание страха перед терроризмом (0,906); опасения за себя и близких (0,872); различные негативные эмоциональные состояния (0,752); расслоение общества (0,717); создание приоритета материального благополучия и «красивой жизни» (0,588); предпочтение силовых методов решения проблемы (0,504).
2 фактор «Предоставление информации о возможных социально-политических изменениях в мире», охватывает 33,6% дисперсии, включает: предоставление полной и качественной информации о возможных переустройствах в социальнополитической сфере (0,799); обострение националистической нетерпимости (0,782); вселение оптимизма и уверенности в будущем (- 0,772); невольное предоставление образцов негативного поведения в экстремальных ситуациях (0,754); «диктует моду» на демонстративное поведение (0,724); оправдание агрессивных средств в достижении цели (0,503).
Первый фактор отражает негативные последствия влияния СМИ о происходящих социальных преобразованиях и террористических актах на молодежь (страх и другие негативные состояния, опасения за себя и близких), чего, в свою очередь, и добиваются политические террористы, оппозиционные партии с идеологической пропагандой изменения социально-политического строя в ряде стран. Второй фактор отражает информационную составляющую, в которой наряду с такой переменной как «предоставление полной и качественной информации о возможных переустройствах в социально-политической сфере» одновременно представлены и негативные аспекты информации (обострение националистической нетерпимости, снижение оптимизма и уверенности в будущем, предоставление образцов негативного поведения, оправдание агрессивных средств в достижении цели).
На основе ожидания изменений в социально-политических условиях в мире и прежде всего на европейском пространстве, восприятия ситуации террористической угрозы с идеологическим подтекстом, который предоставляет информация в СМИ, формируется не только соответствующее отношение и переживание грозящей опасности, но и представление о правомерности борьбы с подобными террористическими проявлениями и угрозами. На предложенный респондентам вопрос: «Правомерно ли для борьбы с терроризмом временно ограничить право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность жилища, право на свободное передвижение и место жительства?» - мнения разделились примерно поровну. 48,6% студенческой молодежи согласились с тем, что для большей эффективности борьбы, и для более быстрого достижения эффекта в борьбе с терроризмом правомерно временно ограничить некоторые свободы и права граждан с целью поддержания права на социально-государственную и личную безопасность. 42,9% считают, что правоохранительные органы должны справляться с поставленными задачами без дополнительных полномочий. Относительно качества поступающей информации из СМИ 24,6% студенческой молодежи считают, что необходимо создать государственный контрольный орган, регулирующий содержание сетки вещания телевидения; у 60,9% респондентов более взвешенный подход, они отмечают, что «необходим контрольный орган, следящий за нравственной составляющей программ, но при этом не ограничивающий свободу слова»; и только 17,4% опрошенных респондентов выступают против вмешательства государства в работу телевидения, против цензуры.
Таким образом, анализируя как первичные эмпирические показатели, так и обобщеннные факторы по основным составляющим информационно-когнитивного компонента психологической безопасности в условиях ожидаемых социальных и террористических угроз, мы раскрываем особенности восприятия молодежью социально-политической и экономической жизни страны, восприятие и характеристики социальных и, прежде всего, террористических угроз, информация о которых поступает в основном из СМИ и носит негативный характер, не способствующий ожиданию позитивных изменений в мире и стране и тем самым нарушает право личности на социальную и личностную безопасность.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения специальной программы в психологическом сопровождении студенческой молодежи, направленной на поиск ресурсов в скрытых потенциальных возможностях когнитивно-оценочного отношения к миру в целом и к конкретной жизненной ситуации, в способности субъекта к осмысленному восприятию социальных угроз и саморегуляции чрезмерно выраженных переживаний; программы психологической поддержки в позитивной реориентации субъективного образа жизненной ситуации, более конструктивного восприятия социальной реальности, осмысления исходящих из нее угроз террористической направленности с идеологическим обоснованием как у неопределившейся части молодежи, так и у молодежи с идеологической трансформацией ценностно-смысловых устремлений, наиболее подверженных политическим спекуляциям и присоединению к протестному молодежному движению.
Одним из способов формирования поликультурных компетенций и снижения неопределенности в восприятии и оценке социальных угроз у будущих молодых специалистов выступает в системе образования сопровождение готовности к целенаправленному взаимодействию с международным студенческим сообществом, способствующее развитию уверенности в социально - политических, мировоззренческих, идеологических отношениях к изменяющейся ситуации в мире и стране, ответственности за личностную и национально - государственную безопасность, инициативности в предотвращении распространения агрессивно - националистической информации, способствующей нагнетанию страха и враждебности к своим идеологическим противникам.
Процесс подготовки к взаимодействию с международным студенческим сообществом мы рассматриваем в соответствии с этапами:
1. Внедрение в структуру компетентностного подхода в образовательном процессе наряду с формированием общекультурных компетенций (коммуникативной, командообразования, взаимопонимания и др.), общепрофессиональных (информационнотехнологических, интеллектуально-коммуникативных, коммуникативно-методических, научно-предметных), также формирование
29
межкультурной компетентности, отражающей социально-психологическую готовность студентов к интеграции в международное образовательное пространство.
2. Отслеживание и воздействие на качество получаемой студентами (и преподавателями) информации относительно инновационных процессов в образовании, преодоление несоответствия и даже рассогласования сформировавшихся субъектных отношений к изменяющейся социальной реальности и к себе в ней, преодоление барьеров межкультурной адаптации.
3. Акцентирование интеллектуальной и коммуникативной активности студенческой молодежи на участие в программах академической мобильности, развитие языковой и межкультурной компетентности, получение двойного диплома (приложения), способствующие более высокому уровню сформированности идейно - политических и мировоззренческих позиций молодого специалиста.
Литература
1. Ильин И.А. Сочинения в двух томах. Т.1. Философия права. - М.: Московский философский фонд, Изд-во «Медиум», 1993. - С. 100-108.
2. Парфенова Н.Б. Результаты эмпирического исследования психологической устойчивости учащейся молодежи в изменяющихся социальных условиях //Психологическая устойчивость молодежи к негативным социальным влияниям. Монография /Под редакцией Е.И.Середа.- Псков: «Гименей», 2010.- С.217 -305.
Щетинина Е.В.
Аспирант, Российский государственный гуманитарный университет ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ У ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМАХ-
ИНТЕРНАТАХ
Аннотация
В данной статье раскрываются особенности, отличающие психологические защитные механизмы пожилых женщин, постоянно проживающих в специализированном учреждении (дом-интернат, пансионат). Приведены данные о существовании зависимости между стратегиями совладания со стрессом и возрастом пожилых женщин, длительностью их проживания в доме-интернате.
Ключевые слова: адаптация, дом-интернат, пожилые женщины, стресс, копинг-стратегии.
Shchetinina E.V.
Postgraduate student, Russian State University for the humanities PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS OF OLDER WOMEN LIVING IN BOARDING HOUSES
Abstract
This article describes the features that distinguish the psychological defense mechanisms of older women residing in a specialized institution (boarding house, nursing home). The data on the existence of the relationship between coping strategies and age older women, duration of residence in a boarding house.
Keywords: adaptation, boarding house, older women, stress, coping-strategies.
Известно, что на склоне лет поступление в дом-интернат для пожилых людей для большинства является тяжелым психологическим стрессом, совладание с которым требует от человека значительным психологических затрат. Как правило, данное решение созревает у человека под влиянием неблагоприятных факторов, среди них наиболее распространенными являются потеря близких людей, одиночество, физическая слабость, утрата навыков самообслуживания, финансовые трудности, жилищный вопрос, страх перед физической немощью в будущем и т.д.
Под «копингом» понимается адаптивное поведение, направленное на совладание со стрессом, в целях восстановления равновесия. [3]
В нашей работе за основу был взят когнитивно-феноменологический подход Р.С. Лазаруса, в котором реакция на стресс расценивается как исход отношений между выдвинутыми требованиями (стрессором) и внутренними ресурсами человека. Лазарус выделял несколько ступеней адаптации: благодаря «первичной оценке» человек все время настороже, оценивает, не происходят ли какие-либо изменения, к которым надо адаптироваться, чтобы сохранить равновесие. Так, если некое событие (стрессор) расценивается как незначительное, то это не запускает механизмы совладающего поведения, а ограничивается только лишь ориентировочной реакцией. Помимо этого в жизни происходят различные приятные события, преодолевать которые также не надо. Однако существует третий вариант, когда субъект сталкивается с событиями, которые требуют адаптации, активации значительных ресурсов.
Процессы адаптации к пребыванию в доме-интернате являлись объектом большого количества исследований.
Войтенко В.П. с соавторами (1986) исследовали особенности социальной адаптации пожилых людей к жизни в доме-интернате. Ими были выделены степени адаптации, основанные на временном критерии. «Хорошей» авторы называют адаптацию, наступившую по истечению полутора месяцев жизни в доме-интернате; «удовлетворительной» - после четырех месяцев; «плохой» - превышающую год. В своем исследовании авторы утверждают, что не выявили зависимостей между успешностью адаптации и физическим здоровьем, психическим состоянием, установками личности и уровнем активности. [1]
Согласно данным зарубежных коллег, оптимальный уровень адаптации достигается пожилыми людьми только по прошествии девяти лет жизни в доме-интернате. А период с двух до восьми лет расценивается как период наименьшей удовлетворенности жизнью.
Во многих отечественных и зарубежных исследованиях отмечается, что женщины более подвержены расстройствам аффективного спектра, чем мужчины. Так, в исследованиях, посвященных депрессии, выявлено, что депрессия чаще встречается у мужчин. Однако у женщин до наступления климактерического периода в организме есть «эстрогеновый щит», который оберегает их до наступления климакса, после которого риск депрессии резко возрастает, превышая таковой в мужской выборке. [2]
С учетом того, что женщины более уязвимы к аффективным нарушениям и у них значительно выше показатели тревоги и депрессии, мы задались целью изучить способы совладания со стрессом (копинг-стратегии) в условиях проживания в специализированном учреждении и проследить их особенности адаптации.
В группу испытуемых вошли 72 пожилые женщины, в возрасте от 68 до 93 лет, проживающие в специализированном учреждении (дома-интернаты, пансионаты). Основанием для формирования однородной выборки служили следующие показатели: отсутствие в анамнезе тяжелых черепно-мозговых травм, процессуальных заболеваний, очаговой неврологической симптоматики и сведений об очень быстром (в течение полугода) развитии синдрома деменции, также исключались лица в состоянии острого психоза.
У всех испытуемых по данным обследования были выявлены признаки патологии сосудистого генеза, обусловленные физиологическим старением.
Было выбрано несколько критериев сравнения выборок: по возрасту (60-69, 70-79, 80-89 и 90-99 лет) и по длительности проживания в учреждении (до года, от года до трех лет, более трех лет).
Для диагностики совладающего поведения (копинг-стратегий) мы применяли опросник Лазаруса.
30