Научная статья на тему 'Психологические защитные механизмы у пожилых женщин, проживающих в домах-интернатах'

Психологические защитные механизмы у пожилых женщин, проживающих в домах-интернатах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
139
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДОМ-ИНТЕРНАТ / ПОЖИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ / СТРЕСС / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ADAPTATION / OLDER WOMEN / STRESS / BOARDING HOUSE / COPING-STRATEGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щетинина Е. В.

В данной статье раскрываются особенности, отличающие психологические защитные механизмы пожилых женщин, постоянно проживающих в специализированном учреждении (дом-интернат, пансионат). Приведены данные о существовании зависимости между стратегиями совладания со стрессом и возрастом пожилых женщин, длительностью их проживания в доме-интернате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS OF OLDER WOMEN LIVING IN BOARDING HOUSES

This article describes the features that distinguish the psychological defense mechanisms of older women residing in a specialized institution (boarding house, nursing home). The data on the existence of the relationship between coping strategies and age older women, duration of residence in a boarding house.

Текст научной работы на тему «Психологические защитные механизмы у пожилых женщин, проживающих в домах-интернатах»

межкультурной компетентности, отражающей социально-психологическую готовность студентов к интеграции в международное образовательное пространство.

2. Отслеживание и воздействие на качество получаемой студентами (и преподавателями) информации относительно инновационных процессов в образовании, преодоление несоответствия и даже рассогласования сформировавшихся субъектных отношений к изменяющейся социальной реальности и к себе в ней, преодоление барьеров межкультурной адаптации.

3. Акцентирование интеллектуальной и коммуникативной активности студенческой молодежи на участие в программах академической мобильности, развитие языковой и межкультурной компетентности, получение двойного диплома (приложения), способствующие более высокому уровню сформированности идейно - политических и мировоззренческих позиций молодого специалиста.

Литература

1. Ильин И.А. Сочинения в двух томах. Т.1. Философия права. - М.: Московский философский фонд, Изд-во «Медиум», 1993. - С. 100-108.

2. Парфенова Н.Б. Результаты эмпирического исследования психологической устойчивости учащейся молодежи в изменяющихся социальных условиях //Психологическая устойчивость молодежи к негативным социальным влияниям. Монография /Под редакцией Е.И.Середа.- Псков: «Гименей», 2010.- С.217 -305.

Щетинина Е.В.

Аспирант, Российский государственный гуманитарный университет ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ У ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМАХ-

ИНТЕРНАТАХ

Аннотация

В данной статье раскрываются особенности, отличающие психологические защитные механизмы пожилых женщин, постоянно проживающих в специализированном учреждении (дом-интернат, пансионат). Приведены данные о существовании зависимости между стратегиями совладания со стрессом и возрастом пожилых женщин, длительностью их проживания в доме-интернате.

Ключевые слова: адаптация, дом-интернат, пожилые женщины, стресс, копинг-стратегии.

Shchetinina E.V.

Postgraduate student, Russian State University for the humanities PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS OF OLDER WOMEN LIVING IN BOARDING HOUSES

Abstract

This article describes the features that distinguish the psychological defense mechanisms of older women residing in a specialized institution (boarding house, nursing home). The data on the existence of the relationship between coping strategies and age older women, duration of residence in a boarding house.

Keywords: adaptation, boarding house, older women, stress, coping-strategies.

Известно, что на склоне лет поступление в дом-интернат для пожилых людей для большинства является тяжелым психологическим стрессом, совладание с которым требует от человека значительным психологических затрат. Как правило, данное решение созревает у человека под влиянием неблагоприятных факторов, среди них наиболее распространенными являются потеря близких людей, одиночество, физическая слабость, утрата навыков самообслуживания, финансовые трудности, жилищный вопрос, страх перед физической немощью в будущем и т.д.

Под «копингом» понимается адаптивное поведение, направленное на совладание со стрессом, в целях восстановления равновесия. [3]

В нашей работе за основу был взят когнитивно-феноменологический подход Р.С. Лазаруса, в котором реакция на стресс расценивается как исход отношений между выдвинутыми требованиями (стрессором) и внутренними ресурсами человека. Лазарус выделял несколько ступеней адаптации: благодаря «первичной оценке» человек все время настороже, оценивает, не происходят ли какие-либо изменения, к которым надо адаптироваться, чтобы сохранить равновесие. Так, если некое событие (стрессор) расценивается как незначительное, то это не запускает механизмы совладающего поведения, а ограничивается только лишь ориентировочной реакцией. Помимо этого в жизни происходят различные приятные события, преодолевать которые также не надо. Однако существует третий вариант, когда субъект сталкивается с событиями, которые требуют адаптации, активации значительных ресурсов.

Процессы адаптации к пребыванию в доме-интернате являлись объектом большого количества исследований.

Войтенко В.П. с соавторами (1986) исследовали особенности социальной адаптации пожилых людей к жизни в доме-интернате. Ими были выделены степени адаптации, основанные на временном критерии. «Хорошей» авторы называют адаптацию, наступившую по истечению полутора месяцев жизни в доме-интернате; «удовлетворительной» - после четырех месяцев; «плохой» - превышающую год. В своем исследовании авторы утверждают, что не выявили зависимостей между успешностью адаптации и физическим здоровьем, психическим состоянием, установками личности и уровнем активности. [1]

Согласно данным зарубежных коллег, оптимальный уровень адаптации достигается пожилыми людьми только по прошествии девяти лет жизни в доме-интернате. А период с двух до восьми лет расценивается как период наименьшей удовлетворенности жизнью.

Во многих отечественных и зарубежных исследованиях отмечается, что женщины более подвержены расстройствам аффективного спектра, чем мужчины. Так, в исследованиях, посвященных депрессии, выявлено, что депрессия чаще встречается у мужчин. Однако у женщин до наступления климактерического периода в организме есть «эстрогеновый щит», который оберегает их до наступления климакса, после которого риск депрессии резко возрастает, превышая таковой в мужской выборке. [2]

С учетом того, что женщины более уязвимы к аффективным нарушениям и у них значительно выше показатели тревоги и депрессии, мы задались целью изучить способы совладания со стрессом (копинг-стратегии) в условиях проживания в специализированном учреждении и проследить их особенности адаптации.

В группу испытуемых вошли 72 пожилые женщины, в возрасте от 68 до 93 лет, проживающие в специализированном учреждении (дома-интернаты, пансионаты). Основанием для формирования однородной выборки служили следующие показатели: отсутствие в анамнезе тяжелых черепно-мозговых травм, процессуальных заболеваний, очаговой неврологической симптоматики и сведений об очень быстром (в течение полугода) развитии синдрома деменции, также исключались лица в состоянии острого психоза.

У всех испытуемых по данным обследования были выявлены признаки патологии сосудистого генеза, обусловленные физиологическим старением.

Было выбрано несколько критериев сравнения выборок: по возрасту (60-69, 70-79, 80-89 и 90-99 лет) и по длительности проживания в учреждении (до года, от года до трех лет, более трех лет).

Для диагностики совладающего поведения (копинг-стратегий) мы применяли опросник Лазаруса.

30

Были получены следующие результаты.

Со дня поступления в дом-интернат и по истечению первого года жизни там для женщин наиболее характерными являются копинг-стратегии «принятие ответственности» и «дистанцирование».

С первого по третий год жизни наблюдается общая высокая напряженность для всех копинг-стратегий. На передний план выступают «дистанцирование», «самоконтроль», «принятие ответственности», «поиск социальной поддержки», «положительная переоценка», «планирование решения проблемы».

После трех лет проживания в учреждении отмечается заметное ослабление напряженности всех копинг-механизмов. Основная тенденция отмечается к поиску социальной поддержки и самоконтролю.

Проведя анализ по возрастным группам, выявлены следующие особенности.

В возрасте от 60 до 69 лет доминирующими стратегиями совладания со стрессом являются: «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «положительная переоценка» и «самоконтроль».

В возрасте от 70 до 79 лет характерна крайняя напряженность копинг-стратегий. Особенно высоки показатели по четырем механизмам: «дистанцирование», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки» и «принятие ответственности».

В возрасте от 80 до 89 лет самые высокие показатели отмечаются по копингам «дистанцирование» и «самоконтроль».

По всем критериям сравнения характерна малая доля использования копинг-стратегии «конфронтация» которую принято рассматривать как неконструктивную, за редким исключением.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод, что в период после года проживания в доме-интернате пожилым женщинам требуется еще более интенсивное психологическое сопровождение, регулярная диагностика, психокоррекция и профилактика расстройств аффективного спектра. В этот период зафиксированы самые высокие показатели тревоги и депрессии и, соответственно, наибольшая напряженность психологических защит. Для женщин наиболее предпочтительной копинг-стратегией является «принятие ответственности». Данный психологический механизм подразумевает, что субъект имеет интернальный локус контроля, самокритичен, однако, в случае излишней напряженности данного копинга это может привести к дезадаптации, т.е. возрастает самокритичность, склонность к самообвинению, переживаниям собственной несостоятельности, чувству вины, низкой самооценки, неудовлетворенности собой, что само по себе выступает фактором риска развития депрессии. Также высокие показатели отмечаются по копинг-стратегии «дистанцирование», которая схожа и с «самоконтролем» и с «принятием ответственности». Данный механизм предполагает рационализацию, снижение значимости переживаемого, обесценивание. Также, как свидетельствуют полученные данные, женщины склонны при совладании со стрессовыми ситуациями прибегать к поиску социальной поддержки. Неудивительно, что в условиях жизни в доме-интернате актуализируется именно эта копинг-стратегия, особенно высоки ее показатели в период от одного до трех лет проживания в учреждении. Помимо этого механизма чрезмерно высок «самоконтроль», то есть личность стремится к максимальному самообладанию в стрессовых ситуациях, к сдерживанию эмоций и импульсивных реакций.

Что касается возрастных особенностей, то возраст от 70 до 79 лет, согласно полученным результатам, является наиболее критическим. Для женщин этого возраста поступление в дом-интернат и адаптация к нему переживаются остро, что отразается в выраженной напряженности всех копинг-стратегий, по сравнению с другими возрастными периодами. Поэтому реабилитационная программа для женщин этой возрастной группы должна быть более индивидуализированной, включать в себя регулярную диагностику, оценку динамики состояния (адаптации) и профилактику аффективных расстройств.

Литература

1. Войтенко В.П. , Полюхов А.М. Системные механизмы развития и старения. - 1986.

2. Депрессия в терапевтической клинике (патопсихологические, психотерапевтические и психофармакотерапевтические аспекты): руководство для врачей / С.Л. Соловьева, Ю.П. Успенский, Е.В. Балукова. Спб.: ИнформМед, 2008. 204 с.

3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - Спб.: Питер, 2007.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGY

Г ибадуллина А.И

Студентка, ФБГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»;

ПАРТНЕРСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ: «ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ- ВЫПУСКНИКИ-РЫНОК

ТРУДА-ГОСУДАРСТВО»

Аннотация

Проблема продуктивного сотрудничества рынка труда и образования актуализируется сегодня в связи с новыми требованиями социально-экономических условий страны. Партнерская модель взаимоотношений предназначена для решений проблем связанных с трудоустройством и включает в себя взаимодействие высших учебных заведений, выпускников, рынка труда и государства. В статье приведены статистические данные и подробно описаны задачи, стратегические интересы каждого субъекта и условия их успешного взаимодействия.

Ключевые слова: выпускник, высшее учебное заведение, рынок труда, государство, компетентностный подход, трудоустройство.

Gibadullina A.I.

Student, Bashkir state university

AFFILIATE MODEL RELATIONSHIP: "GRADUATES - HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS - LABOR MARKET

- STATE"

Abstract

The problem of productive cooperation between the labor market and education is becoming ever more relevant today due to the new requirements caused by socio-economic conditions in the country. Affiliate relationship model for issues related to employment which includes the interaction between higher educational institutions, graduates, the labor market, and the state. The paper presents statistical data and detailed objectives, strategic interests of each group and the conditions for their successful cooperation.

Keywords: graduate school, the labor market, state, competence approach, employment.

Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников обеспечивается скоординированным и целенаправленным взаимодействием всех субъектов рынка труда. Субъектами рынка труда являются: выпускники вузов, государственные органы власти, высшие учебные заведения, предприятия и организации. При формировании условий, содействующих занятости выпускников, вуз должен выстраивать целостную систему взаимодействия со всеми перечисленными субъектами рынка труда.

Проблема трудоустройства выпускников вузов очень актуальна сегодня. Около 40% молодых людей, которые закончили российские вузы в 2009 году, не смогли найти работу.[6] От четверти до трети всех безработных россиян - молодые люди в возрасте до 25 лет. При этом уровень безработицы среди молодежи в два раза выше, чем средний ее показатель по всем возрастным группам. Согласно официальному отчету Росстата на февраль 2013 года общий уровень молодежной безработицы составляет 30%, в том числе среди городской молодежи - 16%, среди сельской - 21%.[1] В тоже время доля застойной безработицы (пребывание в состоянии поиска работы более года) составляет более 33%. Ежегодные исследования, осуществляемые Международной

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.