Научная статья на тему 'Исследование социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемой угрозы идеологических террористических проявлений'

Исследование социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемой угрозы идеологических террористических проявлений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
435
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОЖИДАЕМАЯ УГРОЗА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ / SYSTEM-SUBJECT APPROACH / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL SECURITY / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL SECURITY COMPONENTS / EXPECTED IDEOLOGICAL THREAT OF TERRORIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Парфёнова Надежда Борисовна

В работе представлено исследование феномена социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемой угрозы идеологических террористических проявлений. Раскрыты основные компоненты социально-психологической безопасности: информационно-когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой и поведенческий. Предложен сравнительный анализ отношения молодежи с различной степенью вероятного участия в борьбе с террористическими проявлениями к социальной реальности и к идеологическим террористическим угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Парфёнова Надежда Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of social and psychological safety of young people in the expected ideological threat of terrorist activity

This paper presents a study of the phenomenon of social and psychological safety of young people in the expected ideological threat of terrorist activity. The article includes the main components of social psychological safety: informative and cognitive, emotional and evaluative, personal-semantic and behavioral. The author suggests the comparative analysis of the attitude of young people with different degrees of probability of participation in the fight against terrorist acts to social reality and to ideological terrorist threats.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемой угрозы идеологических террористических проявлений»

УДК 159.9:316.6

Парфенова Надежда Борисовна

кандидат психологических наук, доцент Псковский государственный университет [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОЖИДАЕМОЙ УГРОЗЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ*

В работе представлено исследование феномена социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемой угрозы идеологических террористических проявлений. Раскрыты основные компоненты социально-психологической безопасности: информационно-когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой и поведенческий. Предложен сравнительный анализ отношения молодежи с различной степенью вероятного участия в борьбе с террористическими проявлениями к социальной реальности и к идеологическим террористическим угрозам.

Ключевые слова: системно-субъектный подход, социально-психологическая безопасность, компоненты социально-психологической безопасности, ожидаемая угроза идеологических террористических проявлений.

В современных условиях социально-политической жизни нашей страны, нестабильности в процессе осуществляемых реформ, которые в недостаточной степени обеспечивают как социально-государственную, так и личностную безопасность подрастающего поколения, особенное внимание должно быть направлено на профилактику и предупреждение эмоциональноличностных и поведенческих отклонений молодежи в условиях переживания ожидаемых социальных угроз, особенно идеологической угрозы со стороны оппозиционных политических организаций, пытающихся оказать влияние на молодежь как наиболее чувствительную к идеологическим провокациям, на неустойчивые убеждения молодежи, вызывая опрометчивые формы протестного поведения.

Достаточно серьезная проблема ожидания террористических угроз выступает и для молодежи призывного возраста, военнослужащих срочной службы, поскольку именно они по роду своей деятельности занимаются не только предотвращением, но и ликвидацией последствий террористических проявлений.

Феномен и факторы социально-психологической безопасности, определяющие осознанные и ответственные отношения молодежи в условиях ожидания террористических угроз, мы рассматриваем, опираясь на основные положения системно-субъектного направления в психологии [2; 3], позволяющего изучить молодежь как субъекта социальнообразовательной и возрастной группы, как носителя социокультурных норм в его отношениях как с ближним окружением, так и с социальной средой. Социально-психологическая безопасность рассматривается прежде всего с позиции субъекта отношений, представленной в работах В.Н. Мясище-

ва [7], где отношение устремлено в будущее, а также с позиции категории отношения в рамках представления Д.А. Леонтьева [6] о смыслах человеческой деятельности, бытия, где система отношений порождает смысл как психологическую реальность. Предпочитаемые молодежью стратегии поведения в условиях социальных угроз исследуются с опорой на основные теоретические идеи и методический инструментарий, представленные в работах Т.Л. Крюковой [5], М.А. Холодной, О.Г. Бе-рестневой, Е.А. Муратовой [8], при этом принимается более обобщенный критерий в классификации стратегий - направленность на совладание с ориентацией на деятельность (учебу или службу в армии, творчество, спорт), выступающие как конструктивные стратегии, или уход от решения проблемы с ориентацией на других (уход в зависимость), на себя (эмоциональное самообвинение) как неконструктивные стратегии.

В исследовании факторов социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемых террористических угроз мы обращаем внимание, прежде всего, на осознанное проявление базовой потребности личности в безопасности -в праве на социальную и материальную защищенность (от экологических, террористических, военных угроз, от угроз разрушения как государственности в целом, так и собственного дома и др.); в праве на духовно-личностную защищенность (от посягательств на чувство собственного духовного достоинства и духовность других людей, от негативного давления на проявления свободы, взаимности и солидарности, способности к ответственности, самоуправлению, взаимному уважению и доверию людей друг к другу).

Понятие «социально-психологическая безопасность» мы рассматриваем, опираясь на исследова-

* Исследование выполнено при поддержке проекта 6.4798.11 по теме «Научно-методическая разработка и апробация технологий обеспечения психологической безопасности и предупреждения эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у молодежи в условиях ожидаемой угрозы террористических проявлений».

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Парфенова Н.Б., 2013

ния И.А. Баевой [1], Г.В. Грачева [4], как переживание человеком своей защищенности, справедливости во взаимодействии со средой, в наличии возможностей у социальной среды и личности для предотвращения и устранения угроз при наличии ресурсов сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям в конкретной жизненной ситуации. Речь идет в первую очередь о чрезвычайной и экстремальной ситуации, в которой от ее участников (как непосредственно принимающих участие в предотвращении террористических угроз - военнослужащих, так и опосредованно воспринимающих угрозы - население, и, прежде всего, молодежь) требуется проявление эмоционально-личностной и политико-идеологической устойчивости.

Террористические угрозы создают ситуацию неопределенности ожидания террористических актов, ведущую к дестабилизации деятельности в повседневной жизни, нарушению доверия к создаваемой (или декларируемой) государственными и политическими организациями системе безопасности страны и ее граждан, неуверенности в будущей социальной, профессиональной и личностной защищенности от повторяющихся угроз террористических проявлений.

Поскольку мы придерживаемся философского понятия терроризма как идеологии (система политических, правовых, философских и других взглядов, идей, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества или его части, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности), то нас прежде всего интересуют формирующиеся у молодежи отношения к социально-политическим партиям, государственным организациям, к противоречиям относительно социальной справедливости, отношение к «про-тестному» молодежному движению, к идеологическим проявлениям терроризма, которые, в конце концов, начинают выступать в форме идеологических взглядов, убеждений и действий, как по предотвращению насилия, так и принятия террористической идеологии отдельных государств, движений, партий, общественно-политических объединений.

В результате проведенного исследования и обобщения с помощью факторного анализа полученных эмпирических данных на выборке студенческой молодежи (с менее вероятным участием в борьбе с террористическими акциями, в число испытуемых входили студенты, ведущие активную социально-политическую жизнь и студенты, которые не участвуют в каких-либо молодежных организациях, п=170) и на выборке военнослужащих срочного призыва с неполным высшим и специальным средним образованием (п=159) спустя полгода после призыва (выборка молодежи с более вероятным участием в борьбе с террористическими акциями),

выделились основные компоненты социально-психологической безопасности и их обобщенные составляющие: информационно-когнитивный (характеристики ситуации террористической угрозы, ожидание изменений в социально-политической и экономической жизни в стране, восприятие ситуации ожидаемой террористической (идеологической) угрозы в стране, доверие источникам информации о террористической угрозе, влияние информации в СМИ о террористических актах на молодежь); эмоционально-оценочный (чувство несправедливости и опасения относительно проблем в мире, чувство беззащитности относительно проблем в современном российском обществе, чувство беззащитности от возможного произвола государственных и политических структур; чувство несправедливости относительно проявлений духовно-нравственной жизни в современном российском обществе, удовлетворенность социальной безопасностью); поведенческий (характеристики сформированных способов преодоления трудностей в различных сферах деятельности, предполагаемые стратегии поведения в ситуации террористической угрозы и угрозы социально-политических изменений в стране, условия присоединения к протестному поведению молодежных организаций) и личностносмысловой (ценностные и смысложизненные ориентации, субъективное благополучие, самоэффективность и эмоциональные состояния в условиях ожидаемой идеологической террористической угрозы).

С целью выяснения различий между интегральными компонентами социально-психологической безопасности и их составляющими у молодежи с более вероятным участием в борьбе с террористическими акциями (военнослужащие), и студентов (с менее вероятным участием в борьбе с террористическими акциями) и с разной степенью социальной активности, нами был проведен сравнительный анализ при помощи непараметрического критерия Манна - Уитни (и).

Сравнительный анализ отражает большую значимость таких характеристик ситуации террористической угрозы для студенческой молодежи по сравнению с военнослужащими срочного призыва, как: невозможность управлять событиями, неопределенность ситуации, непреодолимость ситуации, высокие затраты ресурсов и недостаток опыта преодоления, стрессогенность ситуации (более значимы для студентов с активной социальной позицией), затруднения в принятии решения относительно действий в ситуации, сложность прогнозирования и неожиданность ситуации (более значимы для студентов с менее выраженной социальной позицией); для военнослужащих данные ситуации менее значимы, менее стрессогенны, у них намечена возможность управлять ситуациями террористической угрозы, не возникает значительных затруднений в принятии решения, и вероятно, имеет-

ся установка (в силу профессиональной деятельности) на преодоление ситуации террористической угрозы.

Восприятие ситуации террористической угрозы, включающее угрозу чувству собственного достоинства, угрозу внешней привлекательности, угрозу благополучию финансовому, угрозу в целом стабильности в стране, и, в силу этих угроз, потерю душевного равновесия, потерю чувства безопасности, потерю доверия к окружающим и переживание чувства бессилия, паники, переживание неуверенности в будущем, - значительно более выражено (в 2-3 раза) у студенческой молодежи по сравнению с военнослужащими срочного призыва, причем значимых различий между студентами, ведущими активную социальную деятельность и студентами, не входящими в молодежные и политические организации, не выявлено. Эти данные свидетельствуют о том, что специфика воинской службы, подготовка уже на начальных этапах к противостоянию с террористическими проявлениями формируют более выраженную психологическую устойчивость к восприятию террористических угроз, чего не скажешь о студенческой молодежи, подверженной слухам, панике, переживаниям и доверяющей в значительной степени кумирам (ТВ, музыки, шоу-бизнеса), представителям молодежных и политических организаций, Интернету (особенно это доверие выражено в группе социальноактивной студенческой молодежи); в то время как военнослужащие более доверяют информации о террористических угрозах родителям и, конечно, офицерам. В силу недостаточно конструктивного восприятия социальной реальности и социальных (в том числе террористических) угроз, у студенческой молодежи также намечено и более обостренное ожидание изменений в социально-политической жизни страны, ожидание нарастания локальных террористических угроз и даже ожидание реальной идеологической террористической угрозы (смена власти), что связано и с усилением коррупции, и с произволом чиновников, и с политической борьбой за власть.

Опасения относительно проблем в мире и российском обществе, включая политическую ситуацию в мире и экологические проблемы, в значительно более выраженной форме высказывают социально-активные студенты по сравнению со студентами, не интересующимися социально-политической жизнью в стране и в мире, и по сравнению с военнослужащими, которые демонстрируют более устойчивую позицию к социально-политическим проблемам.

Вызывают значительно более выраженное, по сравнению с военнослужащими, чувство беззащитности у студенческой молодежи такие проблемы в современном российском обществе как: финансовые затруднения в приобретении собственного жи-

лья, насильственная преступность, рассогласование уровня зарплат молодых специалистов и прожиточного минимума, недостаточная государственная поддержка студентов; повторяющиеся террористические угрозы и распространение среди молодежи опасных для жизни заболеваний особенно беспокоит менее социально-активную молодежь; необоснованное обострение конкуренции работодателями за получение работы молодыми специалистами более беспокоит социально-активную молодежь.

Не защищенными от возможного произвола со стороны политических организаций, власти, полиции, ГИБДД, судов и прочих государственных структур особенно чувствуют себя студенты с низкой социально-политической активностью по сравнению с социально-активными студентами, которые, в свою очередь, не защищены от политических спекуляций. Более умеренная позиция относительно защищенности наблюдается у военнослужащих.

У социально-активных студентов более выражены такие конструктивные стратегии поведения в условиях ожидаемых террористических угроз, как обращение за помощью к сверстникам, требование изменений ситуации от окружающих, беспокойство о настоящем и тревога о будущем, погружение в привычные виды деятельности; наряду с ними имеют место и менее конструктивные стратегии поведения при переживании ожидаемых террористических угроз - стремление к «разрядке» (крик, плач), вплоть до попытки снять напряжение с помощью алкоголя, надежды на чудо и обращение к Богу. По сравнению с ними, менее социально-активные студенты и военнослужащие предпочитают в условиях ожидаемых террористических угроз избегать общения и «уходить в себя», при этом военнослужащие не отказываются от каких-либо действий.

Представленные различия в субъективном образе психологической безопасности в условиях ожидания террористических угроз у молодежи с различной степенью вероятного участия в борьбе с террористическими акциями свидетельствуют о необходимости специальной программы в психологическом сопровождении студенческой молодежи, направленной на конструктивное восприятие социальной реальности, исходящих из нее угроз, особенно террористической направленности с идеологическим обоснованием.

Библиографический список

1. Баева И.А. Психология безопасности: Теоретическая основа практической помощи человеку в экстремальной ситуации // Журнал практического психолога. - 2008. - № 4. - С. 8-26.

2. Барабанщиков В.А. Принцип системности и современная психология // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. -М.: ИП РАН, 2007. - 528 с.

170

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. -СПб.: Алетейя, 2003. - 270 с.

4. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 304 с.

5. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Авантитул, 2004. - 344 с.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой деятельнос-

ти. - М.: Смысл, 1999. - 486 с.

7. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 362 с.

8. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (К проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 143-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.