Научная статья на тему 'Субъективный образ социально-психологической безопасности у молодежи в условиях ожидаемых террористических угроз'

Субъективный образ социально-психологической безопасности у молодежи в условиях ожидаемых террористических угроз Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОЖИДАЕМАЯ УГРОЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Парфенова Н. Б.

В работе представлено исследование феномена социально-психоло­гической безопасности молодежи в условиях ожидаемой угрозы террористических проявлений. Раскрыты основные компоненты социально-психологической безопасности: информационно-когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой и поведенческий. Предложен сравнительный анализ отношения молодежи с различной степенью вероятного участия в борьбе с террористическими проявлениями к социальной реальности и к идеологическим террористическим угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Парфенова Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъективный образ социально-психологической безопасности у молодежи в условиях ожидаемых террористических угроз»

Не играет серьезной роли в структуре жизнеспособности подростков фактор «общество». Подростки в основном полагаются на систему отношений с семьей и сверстниками, то есть на свой микросоциум.

Таким образом, полученные результаты исследования факторов жизнеспособности подростков с ОВЗ могут служить основой для разработки программы тренинга жизнеспособности для подростков с ОВЗ, а также для подростков с условной нормой развития.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. / Б.Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. - 620 с.

2. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/99/4_99/st180.html (дата обращения 10.11.2012).

3. Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России. - М.: Педагогика, 1995. - 198 с.

4. Мэш Э., Вольф Д., Детская патопсихология [Электронный ресурс]. -2003. - Режим доступа: http://www.koob.ru/mash_woli7mash_wolf_detskaya_ patopsyhologia (дата обращения: 07.04.2012).

СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОЖИДАЕМЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ1

© Парфенова Н.Б.*

Псковский государственный университет, г. Псков

В работе представлено исследование феномена социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемой угрозы террористических проявлений. Раскрыты основные компоненты социально-психологической безопасности: информационно-когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой и поведенческий. Предложен сравнительный анализ отношения молодежи с различной степе-

1 Выполнено при поддержке проекта 6.4798.11 по теме «Научно-методическая разработка и апробация технологий обеспечения психологической безопасности и предупреждения эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у молодежи в условиях ожидаемой угрозы террористических проявлений».

* Заведующий кафедрой Общей и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент.

нью вероятного участия в борьбе с террористическими проявлениями к социальной реальности и к идеологическим террористическим угрозам.

Ключевые слова социально-психологическая безопасность, информационно-когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смыс-ловой и поведенческий компоненты социально-психологической безопасности, ожидаемая угроза террористических проявлений.

В современных социально-политических условиях право личности на безопасность подвергается угрозам со стороны информационно-психологического воздействия, транслирующего постоянные сообщения о социально-экономическом кризисе в мире и в стране, о политических противоречиях и борьбе за власть, о коррупционных схемах бизнес-элиты и аппарата чиновников и, наконец, угрозам идеологического характера, возникающим в результате расслоения общества и созревания практико-идеологических предпосылок борьбы за социальную справедливость, право личности на социально-государственную и личностную безопасность.

Нарушение права личности на безопасность проявляется в террористических актах и угрозах, в феномене терроризма, характерном, как для российского освободительного движения конца XIX - начала ХХ века [1], так и для современной ситуации в мире [2], неотъемлемыми чертами которого являются угроза жизни и безопасности людей и политико-идеологическая мотивировка применения насильственных действий.

Террористические угрозы создают ситуацию неопределенности ожидания террористических актов, ведущую к дестабилизации деятельности в повседневной жизни, нарушению доверия к создаваемой (или декларируемой) государственными и политическими организациями системе безопасности страны и ее граждан, неуверенности в будущей социальной, профессиональной и личностной защищенности от повторяющихся угроз террористических проявлений.

В исследовании факторов психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемых террористических угроз мы обращаем внимание, прежде всего, на осознанное проявление базовой потребности личности в безопасности - в праве на социальную и материальную защищенность (от экологических, террористических, военных угроз, от угроз разрушения как государственности в целом, так и собственного дома и др.); в праве на духовно-личностную защищенность (от посягательств на чувство собственного духовного достоинства и духовность других людей, от негативного давления на проявления свободы, взаимности и солидарности, способности к ответственности, самоуправлению, взаимному уважению и доверию людей друг к другу). Такое право, отражающее историко-социальную обусловленность психологической безопасности [3], отражается в восприятии (информационно -когнитивный компонент), отношении (эмоционально-оценочный компонент) и в поведении (стратегии поведения) молодежи в условиях ожидания идеологических угроз.

При подготовке к исследованию мы столкнулись с проблемой опера-ционализации феномена социально-психологической безопасности и составляющих его компонентов, поэтому пришлось разработать ряд диагностических шкал («Социальная защишенность», «Ожидание изменений в социально-экономической и политической жизни страны», «Переживание ожидаемой идеологической террористической угрозы», «Ценностные ориентации», «Доверие источникам информации», «Факторы и условия участия в молодежном движении», «Стратегии поведения в условиях социальных угроз», «Уверенность в будущем» и их основные составляющие) с последующей проверкой по психометрическим показателям, которые выступили основой для анализа количественных и качественных показателей субъективного образа социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемых террористических угроз.

В исследовании, проведенном на выборке студенческой молодежи (с менее вероятным участием в борьбе с террористическими актами, в число испытуемых входили студенты, ведущие активную социально-политическую жизнь и студенты, которые не участвуют в каких-либо молодежных организациях, п = 170) и на выборке военнослужащих срочного призыва (п = 159) спустя полгода после призыва (выборка молодежи, с более вероятным участием в борьбе с террористическими актами), анализируются низкие, средние, высокие значения (оценки по шкале от 1 до 4 баллов) полученных эмпирических показателей, при этом принимается во внимание как субъективная вероятность восприятия явлений ближнего и социального окружения, так и субъективная вероятность высказанных испытуемыми суждений.

Исходя из положений о субъективной вероятности высказанных суждений испытуемых относительно восприятия жизненных ситуаций, вызывающих опасения террористической угрозы, мы анализируем ответы с вероятностью выше 0,6 («полностью не согласен», «полностью согласен») как утвердительные с соответствующим вектором направленности; ответы с вероятностью ниже 0,6 («скорее не согласен, чем согласен», «скорее согласен, чем не согласен») относим к зоне субъективной неопределенности, отражающей неуверенность субъекта в отношении явлений социальной реальности, событий, значимых других и относительно самого себя.

В результате проведенного исследования и обобщения с помощью факторного анализа полученных эмпирических данных выделились основные компоненты социально-психологической безопасности и их обобщенные составляющие: информационно-когнитивный (характеристики ситуации террористической угрозы, ожидание изменений в социально-политической и экономической жизни в стране, восприятие ситуации ожидаемой террористической (идеологической) угрозы в стране, доверие источникам информации о террористической угрозе, влияние информации в СМИ о террористических актах на молодежь); эмоционально-оценочный (чувство несправед-

ливости и опасения относительно проблем в мире, чувство беззащитности относительно проблем в современном российском обществе, чувство беззащитности от возможного произвола государственных и политических структур; чувство несправедливости относительно проявлений духовно-нравственной жизни в современном российском обществе, неудовлетворенность социальной безопасностью); поведенческий (характеристики сформированных способов преодоления трудностей в различных сферах деятельности, предполагаемые стратегии поведения в ситуации террористической угрозы и угрозы социально-политических изменений в стране, условия присоединения к протестному поведению молодежных организаций) и лич-ностно-смысловой (ценностные и смысложизненные ориентации, субъективное благополучие, самоэффективность и эмоциональные состояния в условиях ожидаемой идеологической террористической угрозы).

Исследование позволило раскрыть влияние внешних факторов социальной реальности и нестабильности политической и экономической жизни страны на формирование у молодежи субъективного образа социально-психологической безопасности в условиях ожидаемых террористических угроз по механизму «внешнее через внутреннее», неоднозначно представленное как между респондентами с более вероятным участием в предотвращении, устранении террористических актов и угроз (военнослужащие) и менее вероятным участием в активной борьбе с террористическими проявлениями (студенческая молодежь), так и внутри данных групп. Неоднозначность проявляется в процессе обобщения эмпирических показателей в интегральные и специфические факторы на отдельных выборках, а также в количестве респондентов с уверенностью суждений с соответствующим позитивным или негативным вектором направленности (примерно от 20 % до 30 %) и достаточно выраженным количеством респондентов с неопределенностью суждений (от 30 % до 40 %).

Выявленная дифференциация в процентном отношении как внутри групп студенческой молодежи, военнослужащих, так и между ними, позволяет выделить почти треть респондентов с более позитивным осмыслением социальной реальности и отношением к социально-психологической безопасности, мерам предупреждения нарушения права личности на безопасность в условиях террористических угроз; с более выраженной индивидуально-личностной устойчивостью к стрессам повседневной жизни и социальным угрозам, с более эффективными личностно-стилевыми характеристиками противостояния негативному влиянию СМИ, нагнетающему постоянное ожидание террористических угроз, с демонстрируемой социальной активностью (участием студентов в молодежных и политических организациях, военнослужащих - активным позитивным отношением к службе). Однако, несмотря на то, что подавляющее большинство и студенческой молодежи, и военнослужащих предпочитают ради будущего современной России ста-

бильный порядок, даже ценой существенного ограничения политических свобод, почти треть молодежи предпочитают свободу выражения мнений и убеждений, свободу СМИ, собраний и манифестаций, политических партий, свободные выборы и, как следствие, политическую нестабильность и даже угрозу сохранению государственного единства страны. Около третьей части молодежи пребывают в состоянии неопределенности идеологических убеждений относительно влияния социальной реальности на поведение, в том числе и агрессивное протестное выступление, вплоть до террористических проявлений.

Определена более устойчивая и умеренная позиция военнослужащих, обусловленная спецификой воинской службы (подготовка уже на начальных этапах к противостоянию с террористическими проявлениями), к социально-политическим проблемам и защищенности: ситуации террористической угрозы для них менее стрессогенны, не вызывают пассивно-депрессивных состояний; у них намечена возможность управлять ситуациями террористической угрозы, не возникает значительных затруднений в принятии решения, выработана установка на преодоление ситуации террористической угрозы, в силу чего военнослужащие предпочитают ни при каких условиях не участвовать в протестном выступлении, и в этом проявляется их чувство долга перед присягой и ответственность за предотвращение несанкционированных выступлений.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения специальной программы в психологическом сопровождении студенческой молодежи, направленной на поиск ресурсов в скрытых потенциальных возможностях когнитивно-оценочного отношения к миру в целом и к конкретной жизненной ситуации, в способности субъекта к осмысленному восприятию социальных угроз и саморегуляции чрезмерно выраженных переживаний; программы психологической поддержки в позитивной реориентации субъективного образа жизненной ситуации, более конструктивного восприятия социальной реальности, осмысления исходящих из нее угроз террористической направленности с идеологическим обоснованием как у неопределившейся части молодежи, так и у молодежи с идеологической трансформацией ценностно-смысловых устремлений, наиболее подверженных политическим спекуляциям и присоединению к протестному молодежному движению.

Список литературы:

1. Будницкий О.В.Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 399 с.

2. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - СПб.: Питер, 2002. -223 с.

3. Парфенова Н.Б. Историко-социальная обусловленность психологической безопасности подрастающего поколения // Материалы III Международных Александро-Невских чтений «Александр Невский на страже Отечества. 770-летие Ледового побоища. 18-19 апреля 2012 г. - Псков: Издательство ООО» Логос Плюс, 2012. - С. 376-389.

БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Середа Е.И.*

Псковский государственный университет, г. Псков

В статье анализируются внутренние факторы личной безопасности, описываются три эмпирических обобщенных показателя восприятия ситуаций ожидаемой террористической угрозы и типы студентов с разными уровнями защищенности в зависимости от их базовых убеждений.

Ключевые слова: психологическая безопасность, внутренние факторы, ожидаемая террористическая угроза, угроза жизни, потеря защищенности, угроза стабильности, базисные убеждения, уровни защищенности.

Исследованием проблемы психологической безопасности занимается целый ряд отечественных и зарубежных психологов. Увеличение интереса к этой проблеме связано с возрастанием случаев проявления терроризма как в США, Европе и странах Северной Африки, так и в России. Чтобы составить более или менее полное представление о возможностях обеспечения и поддержания психологической безопасности у населения, необходимо изучить как ее факторы - внешние и внутренние, так и ее структуру - основные компоненты, а также взаимосвязи между ними.

Согласно гуманистической теории личности А. Маслоу, потребности в безопасности и защите являются базовыми и включают в себя следующие потребности: «в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос» [Хьелл, Зиглер, 1997: 490]. И.А. Баева [Баева, 2007: 117], указывая на интегративность категории «безопасность», рассматривает ее как процесс, как состояние и как свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям.

Современные исследователи выделяют несколько уровней психологической безопасности: национальный, социальный и личный, а в структуре

* Доцент кафедры Психологии развития и образования, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.