Научная статья на тему 'Обеспечение прав и законных интересов заявителя в ходе рассмотрения сообщения о преступлении'

Обеспечение прав и законных интересов заявителя в ходе рассмотрения сообщения о преступлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1684
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / STAGE OF A CRIMINAL CASE / РАССМОТРЕНИЕ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / CONSIDERATION OF REPORTS ABOUT THE CRIME / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗАЯВИТЕЛЯ / THE LEGAL STATUS OF THE APPLICANT / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЗАЯВИТЕЛЯ / ENSURING THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF THE APPLICANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаров Д. В.

Исследуется порядок принятия, регистрации и проверки заявления о преступлении; рассматривается правовое положение заявителя в ходе данной деятельности; обосновываются предложения, направленные на обеспечение его прав и законных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the rights and legitimate interests of the applicant in the course of consideration of reports about the crime

The article is investigated in detail the procedure for acceptance, registration and verification of reports about the crime, is considered the legal status of the applicant in the course of this activity, justified proposals aimed at ensuring his rights and legitimate interests.

Текст научной работы на тему «Обеспечение прав и законных интересов заявителя в ходе рассмотрения сообщения о преступлении»

УДК 343.13 ББК 67.311

обеспечение прав

и законных интересов заявителя в ходе рассмотрения сообщения

о преступлении

денис васильевич шаров,

заместитель начальника кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс E-mail: [email protected], Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Гурдин с.в.

Citation-индекс в электронной библиотеке НииоН

Аннотация. Исследуется порядок принятия, регистрации и проверки заявления о преступлении; рассматривается правовое положение заявителя в ходе данной деятельности; обосновываются предложения, направленные на обеспечение его прав и законных интересов.

Ключевые слова: стадия возбуждения уголовного дела, рассмотрение сообщения о преступлении, правовое положение заявителя, обеспечение прав и законных интересов заявителя.

Annotation. The article is investigated in detail the procedure for acceptance, registration and verification of reports about the crime, is considered the legal status of the applicant in the course of this activity, justified proposals aimed at ensuring his rights and legitimate interests.

Keywords: stage of a criminal case, consideration of reports about the crime, the legal status of the applicant, ensuring the rights and legitimate interests of the applicant.

Рассмотрение сообщения о преступлении и его разрешение осуществляется в рамках стадии возбуждения уголовного дела, основные положения которой определены в разделе VII Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Далее — УПК РФ)1.

Согласно ст. 144 УПК РФ рассмотрение сообщения о преступлении представляет собой принятие, регистрацию и обязательную проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. После выполнения указанных действий, в рамках разрешения сообщения о преступлении, выносится одно из решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ.

В данной статье мы подобно остановимся на проблемах обеспечения прав и законных интересов заявителя именно при принятии, регистрации и проверке заявления о преступлении, не затрагивая вопросов его разрешения.

Детальный порядок рассмотрения и разрешения сообщения о преступлении регламентирован в Типовом положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступле-

ниях, утвержденном приказом Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (Далее — Типовое положение)2 и в Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 г. №736 (Далее — Инструкция)3, которая пришла на смену Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденному приказом МВД России от 01.03.2012 № 1404 и др.

Заявление о преступлении может исходить от фи-

зических и юридических лиц, в отношении которых совершено преступление, а также от иных лиц, которым становится известно о совершенном или готовящемся преступлении.

Прежде всего, следует определиться с моментом, когда лицо становится заявителем и, соответственно, приобретает права и обязанности, закрепленные УПК РФ.

Постановка данной проблемы имеет как теоретическое, так и существенное практическое значение, поскольку речь идет об установлении момента, с которого лицо получает право требовать от соответствующих органов и должностных лиц, точного и своевременного исполнения их обязанностей по рассмотрению сообщения о преступлении.

В решении поставленного вопроса следует согласиться с Н.Е. Павловым, считающим, что уже с момента подачи заявления лицо приобретает определенные процессуальные права и, в первую очередь, право требовать, чтобы его заявление было принят5. Данный вывод подтверждается ч. 1 ст. 144 УПК РФ, согласно которой дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять сообщение о любом преступлении, а также п. 8 Инструкции, закрепляющей обязательность приема заявления и сообщения о преступлениях во всех территориальных органах МВД России.

Таким образом, именно с момента подачи заявления лицо становится заявителем и приобретает право требовать от указанных лиц его рассмотрения.

Лицо, обнаружившее признаки преступления, вправе по собственному усмотрению выбирать форму заявления, которая может быть как устной, так и письменной.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол принятия устного заявления о преступлении, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или судебного разбирательства (ч. 3, 4. ст. 141 УПК РФ) и одновременно оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления либо протоколом принятия устного заявления о преступлении (п. 18 Инструкции).

Письменное заявление о преступлении подписывается заявителем.

УПК РФ не содержит каких-либо требований к содержанию заявления о преступлении и не устанавливает, какая именно информация о преступлении должна быть обязательно изложена6. Не определяется данная информация и в Инструкции, которая в п. 8 указывает,

что заявление и сообщение о преступлении подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от полноты содержащихся в них сведений и формы представления.

При приеме заявления заявитель предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос. Данное правило распространяется как на процедуру принятия устного заявления о преступлении, так и на случаи написания заявления о преступлении собственноручно. Как правило, заявителю предлагается собственноручно дописать в заявлении фразу о предупреждении об уголовной ответственности за заведомо ложный донос и удостоверить ее своей подписью.

Письменные заявления о преступлении, поступившие по почте, через официальные сайты, посредством факсимильной связи и др. принимаются подразделением делопроизводства и режима территориального органа МВД России, регистрируются в установленном порядке и направляются в дежурную часть для незамедлительной регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях (п.12 Инструкции).

Отдельное внимание в п.п. 10-11 Инструкции уделяется порядку подачи электронных заявлений о преступлениях. Их направление допускается посредством официальных сайтов с программным обеспечением, предусматривающим обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях. Такие электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними в порядке предусмотренном для письменных заявлений о преступлениях.

Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия недопустим7.

УПК РФ не содержит порядка и оснований отказа в принятии заявления о преступлении. Не определены и процессуальные документы, в которых должен быть зафиксирован отказ в приеме заявления, поскольку законодатель не предусматривает такой формы реагирования на факт поступления заявления о преступлении как отказ в его приеме. Следовательно, отказ в принятии заявления о преступления всегда незаконен.

Если при обращении заявителю было отказано в приеме заявления о преступлении, то действия соответствующего должностного лица могут быть обжалованы им прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ (ч. 5 ст. 144 УПК РФ).

Наличие в УПК РФ норм, регламентирующих судебное обжалование решений и действий (бездействий) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны при-

чинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию является серьезной гарантией охраны их прав.

Вместе с тем, у заявителя не остается какого-либо документа, подтверждающего отказ в приеме заявления о преступлении. Поэтому при обжаловании подобных действий должностного лица он, как правило, вынужден доказывать факт своего обращения в соответствующие органы, ссылаясь лишь на устный отказ в приеме заявления о преступлении.

В связи с этим некоторые авторы предлагают разработать бланк постановления об отказе в приеме сообщения о преступлении, предполагая, что подобный документ будет удостоверять обращение заявителя и отказ в приеме заявления8.

Однако, представляется, что реализация данного предложения только усугубит правовое положение заявителя.

Любой отказ в принятии заявления незаконен. Следовательно, если должностное лицо нарушает закон и не принимает заявление о преступлении то, что ему помешает нарушить закон и не выдать заявителю документ об отказе в приеме такого заявления.

Причем в этом случае последствия будут более серьезными. Поскольку заявителю будет сложнее доказать факт отказа в приеме заявления о преступлении, учитывая, что для удостоверения такого отказа закон будет предусматривать наличие постановления об отказе в приеме сообщения о преступлении.

Иными словами, существующая на сегодняшний день обязанность соответствующих должностных лиц принять любое сообщение о преступлении в большей степени отвечает интересам заявителя, нежели предлагаемое закрепление возможности отказа в приеме сообщения о преступления.

Прием заявления предполагает его обязательную регистрацию в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (Далее — КУСП), представляющую собой присвоение каждому поступившему сообщению о преступлении порядкового номера и фиксацию кратких сведений о нем9.

Следует отметить, что ст. 144 УПК РФ не указывает на необходимость регистрации сообщения о преступлении. Однако на основании п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ регистрация сообщения о преступлении входит в предмет надзора прокурора, который проверяет требования федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Таким образом, обязанность регистрации сообщений о преступлениях предусмотрена на законодательном уровне, а ее процедура закреплена ведомственными норматив-

ными актами.

Регистрация заявлений (сообщений) о преступлении осуществляется круглосуточно.

Подробно правила регистрации заявления регламентируются в разделе III Инструкции.

Сосредоточим внимание на тех нормах Инструкции, которые касаются непосредственно интересов заявителя.

Если заявление о преступлении поступило лично от заявителя, то одновременно с его регистрацией в КУСП оперативный дежурный обязан оформить талон-уведомление и выдать его заявителю.

Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление, которые имеют одинаковый регистрационный номер10.

Талон-корешок остается в дежурной части органа внутренних дел и используется для сверках полноты регистрации заявлений о преступлениях, а также при рассмотрении жалоб заявителей на действия (бездействия) сотрудников.

Талон-уведомление выдается заявителю, о чем он расписывается в талоне-корешке, указывая дату и время его получения.

Талон-уведомление следует рассматривать как документ, подтверждающий факт обращения заявителя в орган внутренних дел, дату и время приема заявления о преступлении.

В отличие от действовавшего ранее Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (п. 70-71)11, рассматриваемая Инструкция закрепляет обязанность указывать в талоне-уведомления не только дату, но и время приема заявления о преступлении, что, позволяет точнее определить момент подачи заявления, а, следовательно, в большей степени отвечает интересам заявителя.

Выдача талона-уведомления дает возможность осуществлять контроль за соблюдением требований о полноте регистрации заявлений о преступлениях, принятых от заявителя при его личном обращении в органы внутренних дел. Кроме того, талон-уведомление зачастую используется заявителем при обжаловании действий и решений должностных лиц в случае, когда нарушаются сроки рассмотрения и принятия решения по сделанному заявлению.

Инструкция возлагает персональную ответственность за необоснованный отказ в выдаче заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации его за-

явления на оперативного дежурного дежурной части и руководителя (начальника) территориального органа МВД России (ч. 38).

Значение выдачи заявителю документа о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (талона-уведомления) сложно переоценить. Она является существенной гарантией в обеспечении прав заявителя как на подачу заявления о преступлении, так и на своевременность его рассмотрения и разрешения. Гарантией настолько важной, что законодатель посчитал обоснованным закрепить основные моменты регистрации сообщений о преступлениях не только в ведомственных актах, но и на уровне федерального закона (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

Передача заявления о преступлении исполнителю для разрешения осуществляется оперативным дежурным дежурной части незамедлительно под роспись в КУСП с фиксацией времени, даты передачи и фамилии исполнителя. Передача не зарегистрированного в КУСП заявления о преступлении исполнителю для проведения проверки запрещается (п. 42-43 Инструкции).

УПК РФ закрепляет обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа проверять каждое сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Проверка сообщения о преступлении можно подразделить на два этапа: первый — мыслительная деятельность, представляющая собой изучение и анализ самого сообщения о преступлении, второй — получение дополнительных материалов, подтверждающих или опровергающих сообщение о преступлении12.

Согласно ч.1 ст. 144 УПК РФ, при проверки сообщения о преступлении указанные государственные органы и должностные лица вправе:

• получать объяснения;

• получать образцы для сравнительного исследования;

• истребовать и изымать документы и предметы;

• назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;

• производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование;

• требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов;

• привлекать к участию в этих действиях специалистов;

• давать органу дознания обязательные для ис-

полнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Лицам участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении (в числе которых, как правило, бывает и заявитель), разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, в частности, право обжаловать действия (бездействия) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа. При необходимости обеспечивается их безопасность, в том числе, при приеме сообщения о преступлении (ч. 1 прим. 1 ст. 144 УПК РФ).

Полученные в ходе данной проверки сведения могут быть использованы в качестве доказательств, при условии соблюдения положений статей 75 и 89 УПК РФ (ч. 1 прим. 2 ст. 144 УПК РФ).

Обязательная проверка каждого сообщения о преступлении имеет для заявителя двоякое значение. С одной стороны, рассматриваемое требование УПК РФ затрудняет возможность незамедлительного возбуждения уголовного дела в случаях, когда признаки преступления налицо и проведение проверки объективно не требуется. С другой стороны, обязательность проверки каждого сообщения о преступлении препятствует необоснованному отказу в возбуждении уголовного дела. К тому же заявитель нередко сам принимает участие в проверочной деятельности, где путем дачи объяснений более подробно, чем в заявлении, излагает обстоятельства происшедшего.

В целом же результаты исследований показывают, что принятие законного и обоснованного решения по большинству сообщений о преступлениях невозможно без дополнительной информации, получаемой в результате проверки13.

Таким образом, введение обязательной проверки каждого сообщения о преступлении является оправданным, поскольку именно в этих действиях, направленных на установление достаточных данных, указывающих на признаки преступления, заключается сама суть стадии возбуждения уголовного дела.

Одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов заявителя является соблюдение сроков рассмотрения заявлений о преступлениях.

Срок рассмотрения сообщения о преступлении согласно ч.1 ст. 144 УПК РФ составляет не более 3 суток со дня поступления данного сообщения.

С другой стороны, указанный срок может быть продлен до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, оперативно-розыскных мероприятий — до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием

такого решения (ч.3 ст.144 УПК РФ).

УПК РФ, отказался от перечисления оснований продления срока проверки с 3 до 10 суток, установив, что руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок рассмотрения сообщения о преступлении.

Не называется конкретных оснований такого продления и в ведомственных нормативных актах МВД России, более детально регламентирующих порядок приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях. Лишь в приказе Генпрокуратуры России № 147, МВД России № 209, ФСБ России № 187, СК России № 23, ФСКН России № 119, ФТС России № 596, ФСИН России № 149, Минобороны России № 196, ФССП России № 110, МЧС России № 154 от 26.03.2014 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях"14 отмечается, что продление срока проверки до 10 суток осуществляется при наличии фактических обстоятельств, препятствующих принятию процессуального решения в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении (п. 2.2).

Этим же приказом на руководителя следственного органа и начальника органа (подразделения) дознания возлагается обязанность организовывать систематический упреждающий процессуальный контроль за проведением проверок сообщений о преступлениях до истечения предусмотренного ст. 144 УПК РФ срока, в ходе которого изучать находящиеся на рассмотрении у подчиненных сотрудников материалы проверок до принятия по ним процессуальных решений, а в случае необходимости давать письменные указания о проведении конкретных проверочных действий в целях установления обстоятельств, имеющих значение для вынесения законных, обоснованных и мотивированных постановлений (п. 2.1).

Таким образом, вопрос о продлении срока должен решаться руководителем следственного органа, начальником органа дознания или прокурором в каждом конкретном случае с учетом представленных следователем или дознавателем объяснений и плана мероприятий, ко-

торые необходимо произвести в дополнительное время.

В свою очередь практическим работникам, рассматривающим заявление о преступлении, нужно исходить из того, что в ходе его проверки не должна ставится цель установить все элементы состава преступления. Проверка проводится для установления наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих лишь на признаки преступления, причем любого преступления, независимо от его квалификации, и не более того. Чрезмерное расширение пределов исследования приводит к искусственному затягиванию срока рассмотрения поступившего сообщения, к производству фактического расследования до возбуждения уголовного дела.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из решений предусмотренное ст. 145 УПК РФ.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174 — ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015 г.).

2 «Российская газета», № 13, 25.01.2006.

3 «Российская газета», № 260, 14.11.2014.

4 «Российская газета», № 174, 01.08.2012.

5 Павлов Н.Е. Субъекты уголовного процесса. — М., 1997. С. 94.

6 Исключение составляет заявление по делам частного обвинения, содержание которого определяется в ч. 5 ст. 318 УПК РФ.

7 Ст. 14 типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений»).

8 См.: Махмутов М. Отказ в приеме сообщения о преступлении // Законность. 2006. №5.

9 См.: Приложение №1 к Инструкции.

10 См.: Приложение №5 к Инструкции.

11 «Российская газета», № 174, 01.08.2012.

12 Рассмотрение сообщения о преступлении: Учебно-практическое пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2009. С.44.

13 Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. — М., 2003. С.29; Мичурин В.С. Нарушение уголовно-процессуальных норм при возбуждении и прекращении уголовных дел, способы их устранения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2004 С.19.

14 «Российская газета», № 181, 13.08.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.