Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
471
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситков М. А.

Рассмотрены проблемы административно-правового регулирования обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации правовой и законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК 34.096

М.А. Ситков

магистрант, ФГБОУ ВО «Уральский институт ГПС МЧС России»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация

Рассмотрены проблемы административно-правового регулирования обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации правовой и законодательной базы.

Ключевые слова:

пожарная безопасность, обеспечение пожарной безопасности, административно-правовое регулирование

Административно-правовое регулирование определяется как государственное регулирование, заключающееся в установлении государством общих правил, норм, требований. Административно -правовое регулирование в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основывается на законодательстве Российской Федерации о пожарной безопасности. Платформой данного законодательства является Конституция Российской Федерации, которая провозглашает, что высшей ценностью является человек, его права и свободы [1]. Основная функция государства заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, поэтому государство должно обеспечить «состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров» согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [2].

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и регулирует в этой области отношения. В соответствии с этим законом были приняты другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Одной из проблем административно-правового регулирования обеспечения пожарной безопасности является объемная база правовых документов. Правовая база Российской Федерации в области пожарной безопасности стала насчитывать порядка 1700 нормативных документов, содержащих около 100 тысяч различных требований, в которых встречаются устаревшие, избыточные, дублирующие и взаимоисключающие обязательные требования пожарной безопасности [3].

Как пример, понятие «объект с массовым пребыванием людей» в разных нормативных документах трактуется по - разному. Так ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» трактует «зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей», как многофункциональные высотные здания и здания-комплексы, СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» определяет как «помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.)», а СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» - как «залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2, Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» регламентирует, что при наличии на объекте 50 и более человек все здание отнесено к зданию с массовым пребыванием людей, не зависимо от его площади.

Решением данной проблемы занимается Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России. Департаментом разработан и утвержден План-график по систематизации обязательных требований в области пожарной безопасности на 2017 - 2020 годы. На сегодняшний день

одним из результатов работы по данному направлению является использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок.

Следующей острой проблемой является отсутствие административно-правового регулирования обеспечения пожарной безопасности объекта на стадии его проектирования и строительства. Очень часто собственники пренебрегают требованиями пожарной безопасности на этапе проектирования, строительства и реконструкции объекта, а в последствии некорректные проектные решения по обеспечению пожарной безопасности объекта становятся неустранимыми.

Так, 11 марта 2015 года в г. Казани в торговом центре «Адмирал» возник пожар, в результате которого погибло 19 человек, пострадало 70 человек. Основной причиной трагедии послужило несоблюдение норм противопожарных правил при реконструкции производственных помещений, ранее принадлежавших заводу «Серп и Молот», в помещения торгового центра. После завершения реконструкции здание незаконно эксплуатировалось без разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (реконструкции) с грубыми нарушениями: не были оборудованы исправные системы оповещения о пожаре, произведены планировочные решения, существенно затруднявшие эвакуацию людей, а также способствовавшие быстрому распространению задымления и огня [4].

Пожар возник на крыше в ходе кровельных работ, огонь перекинулся внутрь здания, а так как при реконструкции здания были надстроены металлические антресоли с пределом огнестойкости 15 минут, то после начала пожара в здании они обрушились и перекрыли пути эвакуации.

Аналогичная ситуация произошла в г. Кемерово в 2018 году. Должностное лицо - начальник государственного строительного надзора Кемеровской области не запретила эксплуатацию самовольно возведенного торгового центра «Зимняя Вишня» в 2013 году. В двухэтажном здании кондитерской фабрики «Кемеровский кондитерский комбинат» была проведена реконструкция с демонтажем перекрытий, в процессе которой число этажей увеличилось до четырех. На четвертом этаже торгового комплекса разместился кинотеатр «Зимняя вишня», который включал в себя 3 кинозала на 542 места (1 зал - 256 мест, 2 и 3 залы - по 143 места), также на этаже находился детский развлекательный центр с аттракционами, автодромом, игровым лабиринтом и катком, кафе-бар, бильярдная, фитнес-клуб «Зимняя вишня», включавший тренажерный зал, двадцатиметровый бассейн и многочисленные сауны (русские дровяные бани, финские сауны и турецкую парную).

Пожар начался 25 марта 2018 года в «сухом» бассейне с поролоновыми шариками. Возгорание произошло из-за многочисленных нарушений пожарной безопасности, допущенных при монтаже электропроводки в ходе реконструкции объекта. Замыкание произошло в электродиодном светильнике, который заливала талая вода с крыши.

Этот масштабный пожар, вызвавший гибель 60 человек, в том числе 37 детей заставил государство обратить повышенное внимание на пожарную безопасность в торговых центрах. Органами МЧС России в порядке исполнения поручений Правительства Российской Федерации от 28.03.2018 № ДМ-П4-1776 и от 31.05.2018 № ЮБ-П4-3019 были проведены масштабные внеплановые проверки 86 тысяч объектов с массовым пребыванием людей, в том числе свыше 11 тысяч торгово-развлекательных центров. В ходе проверок было установлено, что с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности эксплуатировалось более 28 тысяч объектов. Выявлено и предписано к устранению 282 тысяч нарушений противопожарных требований, в том числе сопряженных с угрозой жизни и здоровью людей [6].

По итогам проведенной работы Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России проанализировал объективные проблемы и препятствия нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, сформулировал предложения, которые были одобрены депутатами и поданы на рассмотрение в Государственную Думу в виде законопроекта № 518816-7, который нацелен на решение нарушений требований пожарной безопасности на стадии проектирования и строительства зданий.

Еще одной проблемой административно-правового регулирования обеспечения пожарной безопасности является эксплуатация социально значимых объектов с круглосуточным пребыванием людей, в которых не выполнены противопожарные мероприятия, создающие угрозу жизни и здоровью людей в

случае пожара на объекте. К социально значимым объектам с круглосуточным пребыванием людей относятся больницы, интернаты, дома престарелых и инвалидов, и другие организации подобного рода. Эти объекты чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности. Большинство объектов было построено в 60-80 годы, поэтому многие здания и оборудование социально значимых объектов имеют высокую степень морального и физического износа из-за хронической нехватки финансирования. Из-за конструктивных особенностей не представляется возможным устранить в таких зданиях нарушения требований противопожарного законодательства. Поэтому регионы разрабатывают и принимают ведомственные целевые программы, направленные на обеспечение пожарной безопасности в государственных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания населения в целях повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, обеспечения доступности и качества социальных услуг.

Так, правительством Самарской области утверждена государственная программа «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014 - 2022 годы, в которой принято решение о строительстве пищеблоков, новых жилых корпусов на территории действующих государственных бюджетных учреждений Самарской области Большетолкайского пансионата для ветеранов труда (дома-интерната для престарелых и инвалидов), Высокинского, Владимировского, Потаповского и Большераковского пансионатов для инвалидов (психоневрологических интернатов) на общее количество 1330 мест [7].

Решить столь масштабную задачу по обеспечению пожарной безопасности в социально значимых объектах за короткое время невозможно, поэтому пока идет строительство новых жилых корпусов, пансионаты работают в условиях низкой пожароустойчивости. Проверки требований пожарной безопасности органами надзора в лице государственного инспектора по пожарному надзору проводятся согласно годового графика плановых проверок. По выявленным нарушениям составляются акты и выносятся предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, многие из которых могут быть устранены только по мере поступления финансирования. Так, например, в некоторых пансионах устаревшая электропроводка, не отвечающая требованиям пожарной безопасности.

Таким образом, нами рассмотрены основные проблемы административно-правового регулирования обеспечения пожарной безопасности, которые требуют систематизации обязательных требований в области пожарной безопасности, осуществления надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на стадии проектирования и строительства объектов, обеспечения объектов социальной инфраструктуры в соответствие со всеми установленными нормативами пожарной безопасности.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ // [Электронный ресурс] -http://www.constitution.ru/.

2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»// [Электронный ресурс] - http:// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/.

3. Ясин Ю. Актуальные проблемы пожарной безопасности// [Электронный ресурс] https://www.centrattek.ru/info/aktualnye-problemy-pozharnoj-bezopasnosti/.

4. Пожар в торговом центре «Адмирал» // [Электронный ресурс]-https://m.wikipedia.org/wiki/Пожар_в_торговом_центре_«Адмирал».

5. Талая вода и замыкание: почему сгорела «Зимняя вишня» // [Электронный ресурс]-https://www.gazeta.ru/social/2018/08/24/11921605.shtml.

6. Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований (утв. МЧС России 17.04.2019) https://legalacts.ru/doc/doklady-s-obobshcheniem-i-analizom-pravoprimenitelnoi-praktiki-tipovykh-i/.

7. Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014 - 2022 годы// [Электронный ресурс] -http://docs.cntd.ru/document/464013024.

© Ситков М.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.