признания многих прав за собой, в том числе и личных, таких как свобода передвижения, свобода мысли и т.д.
Конечно, проводить категоризацию объектов и субъектов, порожденных технологиями будущего рано, и как повернет наука предсказать достаточно сложно.
Известно лишь одно, что человек всегда жил мечтой сотворить себе подобного, и день когда это представится возможным становиться все реальнее.
Автор не утверждает, что это произойдет именно в шестом технологическом укладе, но развитие технологий будет, так или иначе, приводить эту мечту в научную реальность.
Из этого всего следует то, что проблему прав антропоморфных и генно-модифицированных законодателю еще предстоит урегулировать совершенно под иным углом и другой точкой зрения, чем была когда-либо известна всей юридической науке.
Вопрос о том, как разделить эту ношу с технологий и определить границу существования прав, если человек за всю свою историю, так до конца не смог определиться что есть право, и то, как последний сможет урегулировать предстоящий поток общественных отношений в данной стезе, остается открытым. Список использованной литературы:
1. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения 10.04.2020 г.).
2. Резолюция Европарламента от 16 февраля 2017 года 2015/2013(INL) P8_TA-PR0V(2017)0051, включает текст Хартии робототехники [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://robopravo.ru/riezoliutsiia_ies (дата обращения 15.05.2020 г.).
© Вздорова Л.П.,2020
УДК 34.096
М.А. Ситков
магистрант, ФГБОУ ВО «Уральский институт ГПС МЧС России»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация
Рассмотрены вопросы по проблеме административно-правового регулирования при обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации. Рассматривается правоприменительная практика в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Ключевые слова:
пожарная безопасность, обеспечение пожарной безопасности, административное нарушение
Пожарная безопасность является одним из элементов системы национальной безопасности Российской Федерации, согласно статьи 43 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1]. Закон «О пожарной безопасности» в статье 1 определяет пожарную безопасность как «состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров» [2]. Данная трактовка определяет пожарную безопасность в общем широком смысловом ключе. В частном узком смысловом ключе пожарная безопасность определяется состоянием конкретного объекта, «при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей»
[3].
Обеспечение пожарной безопасности дает возможность исключить возникновения пожаров, а в случае их появления дает возможность принять необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальные ценности, поэтому обеспечение пожарной безопасности является одной из основных функций государства, которая следует из статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации, в которых определено, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждый имеет право на охрану здоровья».
Для правового регулирования пожарной безопасности были приняты законы и нормативные правовые акты. Основным нормативным документом правового регулирования пожарной безопасности является Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», который направлен на регулирование общественных отношений в области обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с этим законом были приняты правила пожарной безопасности в Российской Федерации (приказ МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)»).
К 2008 году правовое регулирование в области обеспечения пожарной безопасности имело более 150 тысяч требований пожарной безопасности, которые содержались в двух тысячах документах обязательного исполнения, что создавало трудности в их реализации, поэтому назрела необходимость трансформировать их в единый документ. Так в 2008 году был принят Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который направлен на установление обязательных требований к продукции и процессам ее производства, эксплуатации и утилизации, а также на правовое регулирование отношений в области оценки соответствия, государственного контроля и надзора. Технический регламент содержит в себе 1500 требований, и более 200 национальных стандартов и сводов правил добровольного применения.
В 2012 году были приняты новые «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», которые определяют требования пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий и сооружений; требования к руководителям объектов; требования по которым лица могут допускаться к работе. В связи с утверждением данных правил приказ МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» признан утратившим силу.
Одним из элементов системы обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты есть контрольно-надзорная функция. Данную функцию осуществляют органы федерального государственного пожарного надзора (ФГПН). Одним из направлений деятельности данного органа является осуществление федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности, которое выполняет Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Главным управлением МЧС России по Самарской области в сфере пожарной безопасности в 2018 году взято на учет 44181 объект защиты, из них 2404 объекта высокого риска, 3498 объектов значительного риска, 7061 объект среднего риска, 29229 объектов умеренного риска и 1989 объектов низкого риска.
За 2018 год Главным управлением проведено 4316 проверок, из них 1216 плановых и 3100 внеплановых проверок.
Всего выявлено 20511 нарушения требований пожарной безопасности по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, вручено 2616 предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Выявлено 857 правонарушений, связанных с неисполнением в срок предписаний органов государственного пожарного надзора при проведении внеплановых выездных проверок [4].
Статистика внеплановых проверок по Самарской области показывает, что в основном не исполняют предписания государственные бюджетные учреждения здравоохранения (ГБУЗ).
На территории Самарской области функционирует 221 учреждение системы социального обслуживания населения, из них 168 государственных учреждений системы социального обслуживания
населения, в том числе 98 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и 70 учреждений социального обслуживания семьи и детей, а также 53 муниципальных учреждения социального обслуживания семьи и детей [5].
На сегодняшний день по Самарской области составлен «черный список» таких учреждений, которые эксплуатируются с невыполненными противопожарными мероприятиями, создающими угрозу жизни и здоровью людей в случае пожара, несмотря на то, что в 2014 году была принята государственная программа «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014 - 2022 годы. В «черном списке» находятся: ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница», ГБУ Самарской области «Потаповский пансионат для инвалидов психоневрологический интернат» (Большераковское отделение), ГБУЗ Самарской области «Приволжская центральная районная больница», ГБУЗ Самарской области «Безенчукская центральная районная больница», ГБУЗ Самарской области «Хворостянская центральная районная Больница», ГБУЗ СО «Большечерниговская центральная районная больница» [4].
Основными нарушениями обязательных требований пожарной безопасности в ГБУЗ являются: применение горючих материалов на путях эвакуации, отсутствие системы оповещения, зарешеченные окна, запертые пожарные выходы, непродуманная система эвакуации для маломобильных людей и другие нарушения.
Практика проверки исполнения предписания, выданных ГБУЗ показывает, что нарушения обязательных требований пожарной безопасности не устраняются к указанному сроку в виду того, что требуют определенного финансирования, которое выделяется региональными органами власти. В соответствии со статьей 38 Закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут должностные лица в пределах их компетенции, поэтому на должностное лицо, как правило, руководителя ГБУЗ, составляется протокол об административном нарушении по ч.13 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных нарушениях.
Но так как устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности в ГБУЗ требуют солидных денежных средств, которыми не обеспечивает региональный орган власти, то к следующей внеплановой проверке нарушения обязательных требований пожарной безопасности не устраняются, поэтому на руководителя ГБУЗ, составляется протокол об административном нарушении по ч.14 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных нарушениях, как повторное нарушение.
Данная ситуация может повторяться на протяжении многих лет, пока не будут выделены средства на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте ГБУЗ или произойдет пожар, как это произошло 31 января 2009 года в интернате в селе Подъельск Корткеросского района республики Коми, где погибло 23 человека.
Подобная ситуация характерна не только для Самарской области, но и для многих регионов России. Так согласно справки о противопожарном состоянии объектов социальной защиты населения Алтайского края с начала 2016 года Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю проведено 37 проверок краевых государственных бюджетных учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей, выявлено 26 нарушений, из них устранено 18 нарушений, что составляет 69 %. За нарушение и невыполнение требований пожарной безопасности к административной ответственности привлечено 13 должностных и юридических лиц. В Алтайском крае принята государственная программа «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 14.01.2014 № 7, в которой предусмотрено мероприятие по укреплению материально-технической базы подведомственных учреждений и управлений в части пожарной безопасности на 2016 год в сумме 15,0 млн. Однако, отмечается в справке, что принимаемых мер и затраченных денежных средств недостаточно для приведения и обеспечения всех зданий и сооружений в состояние, удовлетворяющее требованиям пожарной безопасности, устранения нарушений, отмеченных в предписаниях, выданных Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю [6].
В результате выделяется проблема административно-правового регулирования в области обеспечения пожарной безопасности: местные власти не могут одномоментно выделить финансирование для проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте ГБУЗ, поэтому
руководитель объекта ГБУЗ не в состоянии обеспечить объект социальной инфраструктуры в соответствие со всеми установленными нормативами пожарной безопасности, а орган надзора в лице государственного инспектора по пожарному надзору обязан постоянно и качественно осуществлять свои функции, особенно когда дело касается жизни и здоровья, безопасности граждан, чтобы не быть ответственным за возможную гибель людей.
Таким образом, рассмотренные нами обстоятельства требуют урегулирования данного вопроса на законодательном уровне, в том числе внесения изменений в административное законодательство. Список использованной литературы:
1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс]- http://base.garant.ru/71296054/#.
2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»// [Электронный ресурс] - http:// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/.
3. ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения //[Электронный ресурс]- http:// http://docs.cntd.ru/document/1200003841.
4. Планы и результаты проведения проверок 2018 г. //[Электронный ресурс] -https://63.mchs.gov.ru/deyatelnost/profilakticheskaya-rabota-i-nadzornaya-deyatelnost/plany-i-rezultaty-provedeniya-proverok/2018-god.
4. О противопожарном режиме //[Электронный ресурс]- http://docs.cntd.ru/document/902344800/
5. Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014 - 2022 годы (с изменениями на 4 марта 2020 года) //[Электронный ресурс]- http://docs.cntd.ru/document/464013024.
6. Справка о противопожарном состоянии объектов социальной защиты населения Алтайского края//[Электронный ресурс] - https://www.aksp.ru/work/gu_numbers/4k 16/spravka2.pdf.
© Ситков М.А., 2020
УДК-34
П.А. Сурдина
Студентка 1курса ИИП ХГУ им.Н.Ф. Катанова
г. Абакан, РХ, РФ Научный руководитель: Кичеев Б.Н.
Кандидат юридических наук, доцент ИИП ХГУ им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, РХ, РФ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЖИВОТНОМ МИРЕ
Аннотация
В данной статье рассматривается ответственность за нарушение законодательства о животном мире. Выявляются проблемы уголовной ответственности при причинении вреда животному миру.
Ключевые слова:
Животный мир, уголовная ответственность, законодательство о животном мире, ответственность, охрана
и использование животного мира.
RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF ANIMAL LEGISLATION
Annotation
This article discusses the responsibility for violation of legislation on the animal world. The problems of