определенным ущербам для персонала, населения и окружающей среды.
Например, при оценке риска от АЭС анализируются следующие факторы Опасные факторы: продукты деления в ядерном топливе. Барьеры: оболочки твэлов; первый контур; защитная оболочка (контайнмент). Факторы воздействия: утечки из защитной оболочки.
Для установления взаимосвязей между исходными событиями, факторами воздействия и возможными последствиями аварий обычно разрабатываются матрицы зависимостей. Пример такой матрицы для АЭС представлен в таблице.
Таблица
Матрица зависимостей для оценки последствия аварий
Событие Факторы Риск для Риск для Риск для
воздействия персонала эксплуатирующей организации населения
Повреждение Высокая температура +
систем(ы) Ударное воздействие +
станции Внеплановые затраты +
Вынужденный Доставка энергии от +
останов другого источника
Повреждение Радиационное + +
активной воздействие
зоны Полная потеря энергоблока +
Утечка из Радиационное + +
защитной воздействие
оболочки Судебные разбирательства +
Банкротства +
При проведении оценок риска последствия разделяются по категориям серьезности ущерба, для которых отдельно оцениваются их вероятности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03): [санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.6.1.24-03: приняты постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 апреля 2003 г. № 69]. - М., 2003. - 45 с.
2. О техническом регулировании: [Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.02: принят Государственной Думой Российской Федерации 15 декабря 2002 года]. - М., 2002. - 84 с.
УДК 614.841.315
11 2
Е.В. Лукашов, Ю.Н. Сорокина, А.Г. Горшков
1ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России 2Воронежский институт-филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ОБЪЕКТОВ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ
По результатам проверок объектов с массовым пребыванием людей выявлены основные проблемные вопросы и несовершенства законодательства Российской Федерации в части, касающейся соблюдения требований пожарной безопасности.
Ключевые слова: пожарная безопасность, государственный пожарный надзор, объекты с массовым пребыванием людей
E.V. Lukashov, Yu.N. Sorokina, A.G. Gorshkov
PROBLEM ISSUES OF LEGISLATION IN THE IMPLEMENTATION OF SUPERVISORY ACTIVITIES AND THEIR SOLUTIONS WHEN USING OBJECTS WITH A MASSIVE STAY OF PEOPLE
According to the results of inspections of objects with a massive presence of people, the main problematic issues and imperfections of the legislation of the Russian Federation in terms of compliance with fire safety requirements were identified.
Keywords: fire safety, state fire supervision, objects with mass stay of people.
25 марта 2018 года в городе Кемерово произошла трагедия - загорелся торгово-развлекательный комплекс «Зимняя вишня». Пожару был присвоен третий номер сложности по пятибалльной шкале. Площадь пожара составила 1600 квадратных метров. В результате пожара погибло 64 человека, в том числе 41 ребёнок. Пожар стал крупнейшим в истории современной России по числу жертв после пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в 2009 году, в котором погибло 156 человек.
Произошедшая трагедия явилась следствием несовершенства законодательной базы при осуществлении органами государственного пожарного надзора контролирующей функции на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, лицензионного контроля, ограничения проверок малого бизнеса, а также безответственности и равнодушия представителей бизнеса и органов власти. Трагедия показала, что органы власти всех уровней, признав приоритетом применение режима «наибольшего благоприятствования» для малого и среднего бизнеса, допустили вседозволенность и бесконтрольность, за что поплатились невинные люди.
В соответствии с Федеральным законом № 232-Ф3 [1] c 01.01.2007 г. внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации [2]. Согласно этим изменениям в соответствии со статьями 49 и 54 Градостроительного кодекса допускается только государственная экспертиза проектной документации и осуществление государственного строительного надзора. В результате были внесены изменения в Федеральный закон № 69-ФЗ, касающиеся полномочий государственного пожарного надзора (статьи 6 и 21) [3].
Таким образом, произошло ослабление контроля со стороны силовой структуры в лице МЧС России, а именно:
- не контролируются работы при выборе и отводе земельного участка, где предполагается строительство объекта защиты;
- не выдаются технические условия на предмет исполнения требований пожарной безопасности при проектировании;
- не осуществляется проверка проектно-сметной документации, с последующим разрешением на строительство;
- не осуществляется надзор в ходе строительства;
- не осуществляется приемка объекта защиты при вводе в эксплуатацию.
Директивой предыдущего главы МЧС России В.А. Пучкова были ликвидированы все
отделы нормативно-технической работы и лицензирования во всех субъектах Российской Федерации.
Кроме того, были внесены изменения в административный кодекс Российской Федерации [4], а именно в статье 20.4 «Нарушение правил пожарной безопасности» утратили силу пункты 3, 4 и 5 на основании которых органы государственного пожарного надзора могли направлять документы в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности объектов после выявления нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара, а также здоровью и жизни людей.
В настоящее время документы по результатам контроля на предмет соблюдения требований пожарной безопасности передаются в Прокуратуру, которая в рамках своих полномочий, основываясь на Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации, выходит в суд с иском о приостановлении деятельности того или иного объекта защиты. Указанный механизм воздействия с точки зрения обеспечения пожарной безопасности является малоэффективным и приводит лишь к потере времени.
Трагедия в Кемерово жестко поставила вопрос о принятии системных мер для обеспечения сохранения жизни и здоровья населения при посещении любых общественных мест. С марта 2018 года на территории Российской Федерации проводятся проверки пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. По информации центра МЧС России в настоящее время проверены практически все объекты, в 80 % случаев выявлены нарушения. Органами прокуратуры направлены материалы в суды для приостановления деятельности опасных сооружений.
Одним из многочисленных выявленных в ходе проверок нарушений является использование в качестве объектов с массовым пребыванием людей сооружений, имеющих согласно документации иное целевое назначение. Появление таких объектов на всей территории Российской Федерации явилось следствием массового банкротства предприятий и продажи производственных помещений в частную собственность во времена развала СССР, а также коррупции, процветающей в 90-х годах, в том числе и в системе МЧС России.
В ходе проверок пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей установлено, что одна треть объектов, допущенных к эксплуатации, оформлена с нарушениями закона и явными признаками подписания актов допуска, когда сотрудник надзорного ведомства заведомо знал о невозможности эксплуатации объекта для мест с массовым пребыванием людей. Остальные две трети объектов были допущены на законном основании устаревших по временному фактору нормативно правовых актов.
На основе проведенных проверок выявлен факт о неэффективности законодательства Российской Федерации в отношении пожарной безопасности, в том числе и по ответственности собственников таких объектов. Наличие на объекте большого количества собственников и арендаторов торговых и иных площадей, приводит к тому, что каждый из них несет ответственность только за свою территорию. Поставлена задача закрепить ответственность за пожарную безопасность объекта не только за собственником, но и за конкретным должностным лицом, которое будет единолично нести ответственность, как административную, так и уголовную.
По распоряжению Президента Российской Федерации В.В. Путина в настоящее время разрабатываются изменения соответствующих нормативно правовых актов, их модернизация и введение новых требований по пожарной безопасности. Первые изменения, дополнения и новшества в законодательстве Российской Федерации в отношении пожарной безопасности вступят в силу в июле 2019 года, и в срок до конца 2020 года нормативно-правовые акты будут полностью пересмотрены и доработаны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О внесении изменений в градостроительный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации» от 18.12.2006 г. № 232-Ф3 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64631/ (дата обращения 01.04.2019 г.).
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г № 190-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения 01.04.2019 г.).
3. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения 01.04.2019 г.).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 01.04.2019 г.).
УДК 654.01
А.С. Лукьянов, А.В. Попов
Воронежский институт МВД России
МОБИЛЬНЫЙ ШИРОКОПОЛОСНЫЙ ДОСТУП В СЕТЯХ СВЯЗИ ВЕДОМСТВЕННЫХ СТРУКТУР
В работе рассматриваются основные направления и перспективы развития мобильного широкополосного доступа, и применение технологии WiMAX в сетях связи ведомственных структур, а также представлены преимущества широкополосных сигналов.
Ключевые слова: мобильный широкополосный доступ, технология WiMAX, ведомственная структура, сигнал, данные, сеть связи.
A.S. Lukjyanov, A.V. Popov
MOBILE BROADBAND ACCESS IN COMMUNICATION NETWORKS OF DEPARTMENTAL STRUCTURES
In work the main directions and the prospects of development of mobile broadband access, and use of WiMAX technology in communication networks of departmental structures are considered and also advantages of broadband signals are presented.
Keywords: mobile broadband access, WiMAX technology, departmental structure, signal, data, communication network.
Совершенствование средств и систем радиосвязи в ведомственных структурах является одной из основных задач в настоящее время. Объемы трафика и потребность в высокоскоростной передаче данных возрастает с беспрецедентной скоростью и требуют построения широкополосных (ШП) сетей, и важную роль в достижении этой цели - выбор эффективной технологии.
Преимущество широкополосных сигналов [1] заключается в большом объеме переносимой информации и высокой разрешающей способностью, а также высокой помехоустойчивостью по отношению к мешающим сигналам. Снижение плотности энергии сигналов посредством расширения спектра способствует предотвращению интерференции сигналов и одновременной передачи данных нескольких абонентов в одной частотной полосе. В одном из своих определений сигналы разделяются на широкополосные и узкополосные посредством анализа числа степеней свободы, определяющихся по формуле:
Т
N = — = 2AF ■ Т At
где T - длительность сигнала; At - временные интервалы, полученные из теоремы