Научная статья на тему 'О проблемных вопросах в организации надзорной деятельности'

О проблемных вопросах в организации надзорной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
надзор / контроль / проверки / ответственность / supervision / control / inspections / responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С В. Репин, М О. Берестевич

Рассмотрены некоторые проблемные вопросы в организации федерального государственного пожарного надзора, выявлены негативные тенденции в обеспечении пожарной безопасности на объектах надзора, разработаны предложения по внесению изменений в законодательство, в части порядка организации надзора в области пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM ISSUES IN THE ORGANIZATION OF SUPERVISION ACTIVITIES

The paper deals with some problematic issues in organization of federal state fire supervision, the negative tendencies in providing fire safety on the objects of supervision are revealed, proposals in introduction of amendments to legislation in order of supervision organization of fire safety are drafted.

Текст научной работы на тему «О проблемных вопросах в организации надзорной деятельности»

УДК 614.841

С.В. Репин, М.О. Берестевич

Главное управление МЧС России по Республике Мордовия, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю

О ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ В ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрены некоторые проблемные вопросы в организации федерального государственного пожарного надзора, выявлены негативные тенденции в обеспечении пожарной безопасности на объектах надзора, разработаны предложения по внесению изменений в законодательство, в части порядка организации надзора в области пожарной безопасности.

Ключевые слова: надзор, контроль, проверки, ответственность. S.V. Repin, M.O. Berestevich

ABOUT THE PROBLEM ISSUES IN THE ORGANIZATION OF SUPERVISION ACTIVITIES

The paper deals with some problematic issues in organization of federal state fire supervision, the negative tendencies in providing fire safety on the objects of supervision are revealed, proposals in introduction of amendments to legislation in order of supervision organization of fire safety are drafted.

Keywords: supervision, control, inspections, responsibility.

В рамках проводимой в последние годы реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации осуществлено внедрение технического регулирования в области разработки, применения и исполнения обязательных требований в области пожарной безопасности, произведен переход к риск-ориентированному подходу организации надзорной деятельности, внедрено расчетное определение соответствия зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности, а так же установление наличия угрозы жизни и здоровью людей по установленным методикам. Значительное влияние на организацию надзорной деятельности оказало законодательство в области зашиты прав субъектов контроля при осуществлении надзорных мероприятий и реализованные в период с 2016 по 2018 годы «надзорные каникулы» для представителей малого и среднего предпринимательства. Данные меры с одной стороны позволили снять излишнее государственное регулирование и напряженность в области организации государственного пожарного надзора, а с другой на длительный период времени вывело из сферы надзора значительное количество объектов, в том числе полностью исключили контроль за объектами низкой категории риска, составляющих абсолютное большинство объектов защиты. В результате отсутствия взаимодействия с сотрудниками органов государственного пожарного надзора, должностные лица, осуществляющие деятельность на указанных объектах, перестали получать необходимые знания и практический опыт в области обеспечения пожарной безопасности. В связи с этим наблюдается общая тенденция увеличения количества нарушений требований пожарной безопасности на объектах защиты, снижения внимания со стороны руководителей к вопросам обеспечения безопасности, снижения уровня противопожарной грамотности ответственных должностных лиц, отдающих приоритет реализации титульных направлений деятельности организации, зачастую в ущерб пожарной безопасности.

Так, на примере Республики Мордовия, с начала 2018 года наблюдается неуклонный

рост количества пожаров, число которых превышает показатели предыдущего года на 4,6 процента, возросло на 12 процентов количество травмированных на пожарах людей, при этом с 283 до 511 увеличилось число людей эвакуированных из зданий при пожарах, что указывает на увеличение количества граждан, для жизни и здоровья которых создавалась угроза в результате пожаров. Негативные тенденции в динамике обстановки с пожарами и гибели людей при них сохранились и в начале 2019 года. Аналогичная картина наблюдается и в ряде других субъектов Российской Федерации.

Такая ситуация сложилась в результате целого ряда причин, начиная с исключения органов надзорной деятельности из процессов контроля за проектированием, строительством и реконструкцией объектов, передачи части надзорных функций от органов федерального государственного пожарного надзора в ведение других подразделений территориальных органов МЧС России и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, значительным усложнением процедур планирования проверок, их организации и проведения.

Свою роль в процессе усложнения организации надзорной деятельности сыграло различие положений законодательства. Так, например, предметом проверки в соответствии с [3] является соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях, сооружениях и на территориях, а в соответствии с [2] - соблюдение указанных требований в процессе осуществления деятельности хозяйствующих субъектов. Незначительное на первый взгляд отличие в формулировке предмета проверки привело в итоге к массовым исключениям органами прокуратуры проверок из проектов планов плановых проверок в отношении зданий и сооружений, эксплуатируемых организациями, ранее проверенных на других объектах.

Отсутствие должного эффективного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности неизбежно приводит к трагедиям, что наглядно продемонстрировано в 2018 году целой чередой крупных пожаров, приведших, к сожалению, к значительным человеческим жертвам.

В таких условиях дальнейшая качественная работа инспекторского состава по реализации именно надзорных функций фактически невозможна, что предполагает в целях решения возникающих проблем и совершенствования организации федерального государственного пожарного надзора необходимость организации работы по изменению принципов организации надзорной деятельности.

Так, в части организации проверок объектов с массовым пребыванием людей, собственниками которых являются два и более юридических или физических лица, нормативными правовыми актами необходимо предусмотреть возможность организации проверок объектов защиты в целом, без предварительного уведомления всех собственников (арендаторов), с возможностью издания распоряжения (приказа) о проведении проверки без указания в нем юридического (физического) лица, непосредственно осуществляющего деятельность на объекте, с указанием в распоряжении (приказе) только адреса проверяемого объекта защиты и последующей выдачей материалов по результатам проверок (актов, предписаний) лицам, непосредственно осуществляющим деятельность на проверяемом объекте защиты.

Проверки объектов с массовым пребыванием людей так же показали, что даже при исполнении собственником объекта своих обязанностей в части содержания противопожарных систем и проведения иных работ, посредством заключения договора со сторонней организацией, фактический исполнитель указанных работ, допустивший нарушения обязательных требований, не подлежит ответственности в связи с тем, что не является субъектом проверки. Законодательно его ответственность предусмотрена в случае наступления тяжких последствий, однако, в ходе проводимых надзорных мероприятий, применение к нему мер, направленных на пресечение нарушений, фактически невозможно. Указанное обстоятельство требует урегулирования данного вопроса на законодательном уровне, в том числе внесения изменений в административное законодательство, а так же

увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения требований к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности и определения времени совершения административного правонарушения моментом его выявления.

Внесение необходимых изменений в части расширения круга лиц, ответственных за нарушения требований пожарной безопасности, привязки проверок к объекту надзора, упрощение процедур организации проверок и привлечения к ответственности лиц, фактически виновных в нарушении требований пожарной безопасности, возвращение должностных лиц органов надзорной деятельности МЧС России к контролю за градостроительной деятельностью, позволит организовать реализацию функций по контролю за исполнением обязательных требований пожарной безопасности на необходимом качественном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

3. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ.

4. Приказ МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», официальный Интернет-сайт компании «Гарант» [Электронный ресурс], -http://ivo.garant.ru/#/document/71587768/paragraph/1:0/(дата обращения: 26.03.2019).

5. Доклад о лицензировании отдельных видов деятельности, на осуществление лицензирования которых уполномочено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс], -http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/VB30jyuaCF.pdf/(дата обращения: 26.03.2019).

УДК 614.841:005.334

С.В. Репин, М.О. Берестевич

Главное управление МЧС России по Республике Мордовия, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЫТОВЫХ ГАЗОВЫХ СИСТЕМ

Приведен анализ аварий, взрывов и пожаров, вызванных нарушением работы бытового газового оборудования, проанализированы требования нормативных документов, направленные на безопасную эксплуатацию бытовых газовых систем. По результатам исследования разработаны предложения по внесению изменений в нормативные требования в области эксплуатацию бытовых газовых систем, и предложены другие превентивные мероприятия.

Ключевые слова: безопасность, контроль, газ, законодательство, нормы, правила, нормативные требования, бытовые газовые системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.