УДК 614.841.411
К IВ ОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ
В. И. ПРИСАДКОВ, С. В. МУСЛАКОВА, В. Е. ФАДЕЕВ
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной оборо ны МЧС России»
(ФГБУ ВНИИПО МЧС России), Российская Федерация, г. Балашиха Е-mail: [email protected]
В статье дан краткий анализ современного состояния пожарной безопасности торгово-развлекательных центров, установлены актуальные вопросы повышения их пожарной безопасности. Установлены проблемы пожарной безопасности торгово-развлекательных центров. Определены подходы к выбору экономически обоснованных вариантов противопожарной защиты торговых объектов; к нормированию максимально допустимых площадей пожарных отсеков. Предложены технические решения по размещению детских игровых зон в торговых центрах; по устройству «островковой» торговли в галереях, холлах магазинов; по установке экранов вокруг проемов в перекрытиях галерей атриумов; по защите зон высокостеллажного размещения товаров в торговых залах магазинов. Рассмотрен вопрос увеличения площадей торговых залов. Предложено ограничить увеличение площадей пожарных отсеков в торговых центрах за счет деления отсеков на отдельные зоны с учетом надежности противопожарных мероприятий. В ранее построенных торгово-развлекательных центрах детские игровые зоны часто размещаются на верхних этажах здания. Для обеспечения безопасности детей в случае пожара предложены инженерные и организационно-технические мероприятия, позволяющие при их внедрении обеспечить требуемый уровень безопасности. По указанным вопросам определены возможные пути решения, что создает основы для их включения в нормативные требования по противопожарной защите торгово-развлекательных центров.
Ключевые слова: опасные факторы пожара, рациональный вариант противопожарной защиты, пожарные отсеки, критерии выбора, безопасность людей.
WITH REGARD TO SHOPPING MALLS FIRE SAFETY
V. I. PRISADKOV, S. V. MUSLAKOVA, V. E. FADEEV
The Badge of Honour Federal State Budgetary Establishment All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Russian Federation, Balashikha Е-mail: [email protected]
The article provides a brief analysis of the current state of fire safety of shopping and entertainment centers, established topical issues of improving fire safety. Based on the analysis of statistical data on the causes of fires that have occurred over the past few years, the main problems of ensuring the fire safety of shopping malls are identified in the article. The method of choice of economically reasonable options of fire protection for commercial buildings is separately described; justification of the maximum permissible areas of fire compartments is carried out; conditions of safe placement of children's play areas in shopping complexes are defined. Special attention is paid to the organization of sales in galleries and halls of shops, protection of atriums galleries from the spread of fire hazards. The requirements for the safety of people in case of fires in stores built into apartment buildings have been confirmed. It is proposed when designing fire protection systems for shopping and entertainment centers (objects) to take into account the criterion of costs for fire protection of facilities. As a result, an economically sound protection option will be established for the facility, a rational option. To solve the problem outlined in the article, it is necessary to refine the existing legislation, aimed at ensuring the participation of supervisory officers in the design and construction of capital construction facilities, ensure control when the facility is operational. The article proposes solutions to these issues. This creates the basis for the development of proposals in the regulatory documents on fire protection of shopping malls.
© Присадков В. И., Муслакова С. В., Фадеев В. Е., 2020
49
Key words: fire hazards, reasonable fire protection, fire compartments, criteria of choice, safety of
people.
В последние двадцать-тридцать лет в России ведется активное возведение торговых центров, как объектов нового строительства, так и в результате приспособления имеющихся зданий иного назначения для целей торговли.
Такие объекты имеют свои особенности. В их числе:
- многофункциональность: наличие в одном здании помещений различных классов функциональной пожарной опасности;
- большое количество арендаторов помещений;
- отсутствие в ряде случаев общей для всего здания системы противопожарной защиты, работа которой отвечает единому алгоритму функционирования;
- как правило, имеет место массовое скопление посетителей торговых центров разнородных по своему составу, возрасту, физическому состоянию;
- сложные объемно-планировочные решения путей эвакуации, снижающие возможности посетителей и персонала для быстрой ориентации и эвакуации из зданий торговых центров;
- отсутствие достоверных данных по надежности выполнения задач отдельными системами противопожарной защиты;
- в ряде случаев, недопонимание со стороны собственников и арендаторов эффективности профилактических мероприятий, основанных на использовании расчетных данных для прогноза наиболее опасных пожаров, обучения на их основе сотрудников, охраны торговых центров необходимым действиям в случае пожара.
Пожары в торговых центрах, имевшие место в последние годы, свидетельствуют, что указанные выше особенности обеспечения пожарной безопасности характерны для российских торгово-развлекательных центрах (далее - ТРЦ), особенно в случае приспособления существующих зданий под торгово-развлекательные цели.
Отсутствие нормативных требований по пожарной безопасности, в полной мере отражающих современные тенденции строительства, особенности объемно-планировочных и конструктивных решений зданий приводит к необходимости разработки специальных технических условий на проектирование противопожарной защиты (далее - СТУ) для значительного числа торгово-развлекательных комплексов, учитывающие их специфические осо-
бенности с учетом многофункционального
1
назначения .
Отсутствие всеохватывающих норм проектирования, наличие на большинстве объектов отступлений от требований нормативных документов добровольного применения подтверждает актуальность принципиальных вопросов, требующих обсуждения и отражения в нормативных документах по пожарной безопасности.
Требования, содержащиеся в СТУ, после их согласования становятся обязательными для исполнения на конкретном объекте защиты, с учетом того, что в СТУ представлена единая система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. С другой стороны анализ содержащихся в СТУ требований дает апробированный на практике материал для совершенствования действующих нормативных документов.
Целью настоящей статьи является обсуждение назревших проблем обеспечения пожарной безопасности торгово-
развлекательных центров, на основе анализа практики разработки СТУ, для последующего включения апробированных решений в нормативные документы по пожарной безопасности. При этом должны учитываться, в том числе, экономические аспекты решения проблемы пожарной безопасности торгово-
развлекательных центров.
1. Некоторые статистические данные по пожарам в торгово-развлекательных центрах и анализ их последствий
Анализ пожаров в торгово-развлекательных центрах показывает, что при относительно небольшом количестве пожары в таких зданиях могут привести к тяжким последствиям, имеющим огромный общественный резонанс. Ниже приведены данные по ряду крупных пожаров в ТРЦ России за последние годы (рис. 1).
1
Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 июля 2008 г. одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 11 июля 2008 г. (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г.).
КРУПНЫЕ ПОЖАРЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
Пожар в торговом доме «Адмирал» Погибло 16 человек Пострадало 70 человек Ущерб 1,5 млрд. рублей
Пожар в ТРЦ «Зимняя Вишня» Погибло 64 человека Пострадало 140 человек
Рис. 1. Данные по ряду крупных пожаров в ТРЦ России за последние годы
11.03.2015, г. Казань, ТЦ «Адмирал», погибло 19 человек, пострадало свыше 70 человек;
08.10.2017, Московская область, ТЦ «Синдика», пострадало 3 человека, эвакуировано более 3 тыс. человек. Площадь пожара превысила 55 тыс. кв. м;
10.07.2017, г. Москва, ТЦ «РИО», пострадало 18 человек, эвакуировано более 3 тыс. человек. Площадь пожара превысила 1 тыс. кв. м;
09.10.2017, г. Ростов-на-Дону, рынок «Восточный», площадь пожара 6 тыс. кв. м, погибших и пострадавших нет.
25.03.2018, г. Кемерово, ТРЦ «Зимняя Вишня», погибло 64 человека, пострадали 140 человек.
По поручению Правительства Российской Федерации от 28.03.2018 № ДМ-П4-1776 в апреле-июне 2018 года МЧС России организованы и проведены масштабные проверки соблюдения требований пожарной безопасности на 87 тыс. объектах с массовым пребыванием людей, в ходе которых на 31 тыс. объектов (более 50% от проверенных) выявлено 270 тыс. нарушений противопожарных требований.
В том числе:
более 11 тыс. зданий эксплуатируется с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре,
свыше 2,5 тыс. объектов имеют нарушения требований пожарной безопасности к устройству систем противодымной защиты,
2,3 тыс. объектов - к устройству систем автоматического пожаротушения;
более 16,5 тыс. объектов имеют неудовлетворительное состояние эвакуационных путей и выходов;
5,9 тыс. объектов не оборудованы первичными средствами пожаротушения;
на 6,5 тыс. объектов персонал не проходил обучения мерам пожарной безопасности и, как следствие, не знает порядка действий при пожаре.
При этом, свыше 1 тыс. объектов с массовым пребыванием в прошлом реконструированы из зданий производственного, складского и иного назначения. Основное количество таких объектов - торгово-развлекательные центры (664 объекта).
Строительство и реконструкция 500 эксплуатируемых объектов в нарушение законодательства Российской Федерации осуществлялась без разработанных и согласованных в установленном порядке специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения противопожарной защиты подобных уникальных объектов.
Ситуация усугубляется, в том числе и наличием фактов эксплуатации подобных зданий без соответствующего разрешения на ввод в эксплуатацию. В ходе проверок установлено 376 таких объектов.
Как следствие, свыше 580 подобных зданий имеют нарушения, допущенные на этапе проектирования и строительства, устранение которых требует значительных материальных затрат и возможно только при их реконструкции или капитальном ремонте.
Например, только на этапе строительства возможно выявить и предупредить нарушения процессов монтажа различных систем и
не допустить подмены строительных материалов на более дешевую и пожароопасную продукцию.
Результаты проверочных мероприятий на объектах с массовым пребыванием людей показывают, что сложившаяся система контроля на указанных объектах не отвечает поставленным перед ней задачам.
Кроме того, возникают трудности с определением персональной ответственности должностных лиц государственных надзорных и контрольных органов за принятие решений на разных этапах жизненного цикла объекта защиты и за конечный результат работы - состояние защищенности объекта от различных угроз;
отсутствует информационное взаимодействие между государственными надзорными и контрольными органами по принятым решениям в отношении объекта защиты на этапах проектирования, ввода в эксплуатацию и эксплуатации;
предъявляются различные требования государственными надзорными и контрольными органами при проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию объекта защиты.
На текущий период сложилась ситуация, когда сдаются объекты с массовым пребыванием людей, которые нельзя эксплуатировать ввиду прямой угрозы жизни и здоровью граждан при возникновении пожара. Собственники объектов расплачиваются огромными штрафами, приостановкой эксплуатации функционирующих с нарушениями объектов.
Проводимая с 2004 года реформа градостроительного законодательства (принятие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ), а также изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 232-Ф3) привела к тому, что с 1 января 2007 года были упразднены полномочия органов государственного пожарного надзора по контролю за проектированием, строительством и приемкой в эксплуатацию объектов защиты.
Нормативно-правовое регулирование правоотношений в данной области нуждается в безотлагательном совершенствовании.
2. Специальные технические условия, как средство повышения эффективности и качества проектирования систем противопожарной защиты
В сложившихся условиях важнейшим элементом повышения эффективности обеспечения пожарной безопасности ТРЦ является нормативный документ - специальные техни-
ческие условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта, подкрепленные отчетом по
2
расчету пожарного риска .
В случаях, предусмотренных Федеральными законами №123-ФЗ, № 384-ФЗ3, на здания ТРЦ должны быть разработаны СТУ. При этом сТу являются обязательным нормативным документом для проектирования системы противопожарной защиты конкретного объекта. После согласования в надзорных органах, принятые в СТУ требования обеспечивают единый подход к пожарной безопасности сложных объектов на всех уровнях принятия решений в Российской Федерации.
Ниже приведены часто встречающиеся на практике проблемные вопросы отсутствия или отступления от нормативных требований по пожарной безопасности проектируемых ТРЦ:
- наличие многосветных пространств, включающих проемы в междуэтажных перекрытиях для размещения травалаторов, эскалаторов, открытых лестниц;
- устройство «островковой» торговли в холлах, галереях ТРЦ;
- деление зданий на пожарные отсеки, включающие пассажи, атриумы;
- устройство детских игровых зон, площадок (ДИЗ) в ТРЦ;
- устройство зон высокосталлажного хранения товаров в торговых залах магазинов;
- проектирование антресолей в ТРЦ и
др.
Ниже приведены часто встречающиеся на практике проблемные вопросы отсутствия или отступления от нормативных требований по пожарной безопасности проектируемых ТРЦ:
- наличие многосветных пространств, включающих проемы в междуэтажных перекрытиях для размещения травалаторов, эскалаторов, открытых лестниц;
2
Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, утверждена приказом МЧС России от 30.06. 2009 г. № 382. Зарегистрировано в Минюсте России 06.08.2009 г. № 14486 (в ред. Приказов МЧС России от 12.12.2011 г. № 749 и от 02.12.2015 г. № 632).
3 Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г.).
- устройство «островковои» торговли в холлах, галереях ТРЦ;
- деление зданий на пожарные отсеки, включающие пассажи, атриумы;
- устройство детских игровых зон, площадок (ДИЗ) в ТРЦ;
- устройство зон высокосталлажного хранения товаров в торговых залах магазинов;
- проектирование антресолей в ТРЦ и
др.
3. Экономический подход к выбору рациональных вариантов систем противопожарной защиты торгово-развлекательных центров
В настоящее время возрастает значение выбора экономически обоснованного варианта противопожарной защиты ТРЦ. При этом должен выполняться критерий пожарной безопасности для людей в зданиях и сооружениях:
Q < Qn,
(1)
где Q- расчетная величина индивидуального пожарного риска, ^ - нормативное значение индивидуального пожарного риска,
Qn = 106 год1.
Проектируемая система противопожарной защиты ТРЦ должна быть экономически обоснована.
При этом Q зависит от наличия и надежности отдельных противопожарных мероприятий на объекте торговли, определяемых, в общем случае, затратами на отдельные противопожарные мероприятия Зг, где г = 1,2...N, N - число противопожарных мероприятий, учитываемых при обосновании экономически целесообразного варианта системы противопожарной защиты (далее -СПЗ). Т.е. экономически обоснованный вариант противопожарной защиты должен обеспечивать минимальные затраты на систему противопожарной защиты объекта:
N
З = V З ^ min,
(2)
где З и З - затраты на СПЗ в рублях в целом
и на отдельные мероприятия соответственно.
Стоимостные затраты определяются по ценникам работ в рамках вариантного проектирования, а величины Q - по расчетным оценкам, полученным в соответствии с Мето-
дикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности.
Целевая функция (2) учитывает прямые затраты на устройство СПЗ и может легко быть обобщена при учете текущих (эксплуатационных) затрат.
Экономически обоснованный вариант
*
противопожарной защиты соответствует З1 , обеспечивающий минимальное (приемлемое) значение З* при ограничении (1) [1,2]. То есть, критерием выбора рационального варианта СПЗ является величина затрат на противопожарную защиту объекта (З) при обязательном выполнении ограничения по частоте воздействия на людей критических значений опасных факторов пожара.
Здесь необходимо сделать замечание об имеющемся в последнее время расширенном толковании значения критерия (ограничения) индивидуального пожарного риска Q: методика расчета величины пожарного риска учитывает строго определенные, основные элементы объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, инженерно-технических мероприятий, наличие систем противопожарной защиты здания (но не абсолютно всех!).
Поэтому при положительных результатах расчетов пожарного риска не корректно утверждать, что элементы СПЗ, не вошедшие в расчет риска, являются избыточными для системы пожарной безопасности конкретных зданий, и они могут не предусматриваться на объекте.
Например, с помощью расчетов риска по указанной Методике нельзя обосновывать отсутствие внутреннего противопожарного водопровода, уменьшение противопожарных расстояний относительно нормативных требований. Для обоснования подобных случаев следует использовать иные расчетные методики.
4. Анализ некоторых проблемных вопросов пожарной безопасности для зданий ТРЦ
4.1. Атриумы и пассажи в ТРЦ
Здания с атриумами, пассажами обладают повышенной пожарной опасностью за счет усиленного притока воздуха в конвективную колонку, распространяющуюся над очагом пожара, и увеличения расходов дыма в поперечном сечении колонки с ростом высоты сечения над очагом пожара. Особенно этот процесс усиливается в местах огибания струей
продуктов горения строительных конструкций галерей, балконов этажей, расположенных выше уровня очага пожара [3, 4].
Необходимо «перехватывать» продукты горения до выхода струи дыма в атриум с помощью клапанов дымоудаления, устанавливаемых на каждом этаже (галереи атриума).
К настоящему времени сложилась классическая структура противопожарной защиты зданий с атриумами:
- отделение пространства атриума от галерей или от примыкающих к галереям помещений противопожарными преградами. Тип и устройство противопожарных преград устанавливается в зависимости от высоты атриума, высоты расположения галереи атриума, пожарно-технических характеристик пожарной нагрузки, специфики помещений, количества людей в помещениях атриума;
- устройство противодымной вентиляции с каждого уровня атриума. Включение про-тиводымной вентиляции, начиная с уровня очага пожара, должно быть автоматическим. Принято считать, что для повышения эффективности противодымной вентиляции необходимо устанавливать экраны вокруг и ниже проема в перекрытиях на этажах атриума [3] . Высота экранов устанавливается расчетом с учетом расходов дыма через вентиляторы.
Замечание. В [4] показано, что интенсивность задымления в здании с проемом в перекрытии возрастает с уменьшением площади проема, а также при распространении дыма через открытые лестницы, эскалаторы, траволаторы. Поэтому, например, наличие в здании проемов, небольших по площади с открытыми лестницами может оказаться сильным отрицательным фактором в части уменьшения времени задымления (блокирования) многосветного объема относительно атриумов с существенно большими по площади проемами в перекрытии.
Известно, что при делении большого торгового зала на ряд отдельных бутиков перегородками, не доходящими до междуэтажного перекрытия зала, время задымления зала уменьшается при прочих равных условиях [4].
4.2. «Островковая» торговля в ТРЦ
В последние годы в коридорах, галереях атриумов ТРЦ получило широкое распространение размещение островковой торговли.
По данным Мироненко Р.В. и Кирю-ханцева Е.Е. площадь киосков островковой торговли наиболее часто изменяется в пределах от 8,8 до 14,8 м2 и удельная пожарная нагрузка под островковой торговлей изменяется в пределах 595±95 MДж/ м2 [5, 6] .
Размещение островковой торговли на путях эвакуации повышает пожарные риски по причинам:
- дополнительного задымления путей эвакуации;
- повышения риска распространения пожара через галереи;
- уменьшения ширины путей эвакуации;
- ожидаемого увеличения частоты возникновения пожаров в помещениях с остров-ковой торговлей относительно аналогичных значений для торговых площадей магазинов.
Пожарная опасность островковой торговли зависит не только от объемно-планировочных и конструктивных решений киосков и пожаро-опасных характеристик продаваемых товаров, но и от устройства ограждений галерей в местах установки киосков, от расстояний между киосками и магазинами (стенами галерей).
Типовой случай островковой торговли был рассмотрен Мироненко Р. В. и Кирюхан-цевым Е. Е., когда киоск размещен в галерее, по обеим сторонам которой устроены магазины продажи одежды, отделенные от галереи закаленным стеклом толщиной 6 мм. Ширина киоска 2,4 м, длина 7,4 м (вдоль оси галереи) [6].
Авторами показано, что в этом случае необходимо учитывать радиационные потоки и от пожара в одном из магазинов. Безопасная ширина галереи должна быть не менее 9 м с учетом возможного загорания островка и без учета остекленного ограждения магазинов.
При учете наличия светопрозрачных ограждений у магазина не произойдет распространения пожара при ширине галереи более 6,4 м.
Можно ожидать, что при орошении стекол магазина со стороны торгового зала магазина допустимое расстояние между сторонами галереи может быть еще уменьшено.
На основе практики разработки СТУ для снижения пожарной опасности островко-вой торговли рекомендуется:
- ограничить в галереях ТРЦ площади островковой торговли и мастерских по оказанию бытовых услуг населению до 15 м2;
- в объектах островковой торговли запретить продажу шуб, меховых изделий, ядовитых и взрывоопасных веществ, пиротехники, ЛВЖ и ГЖ, изделий из резины (шин, камер и т.п.);
- допускается продажа парфюмерных изделий в стеклянной таре вместимостью до 0,2 л общей емкостью до 20 л;
- киоски следует выполнять из негорючих материалов;
- киоски на галереях размещать на расстоянии не менее 2 м от границ пожарных отсеков, пересекающих галереи;
- зона островковой торговли должна быть размещена по центральной линии галереи, проходов из вестибюлей, залов ТРЦ;
- островковая торговля не должна за-ужать нормативные пути эвакуации;
- каждый киоск площадью более 5 м2 должен быть дополнительно оборудован двумя огнетушителями с массой заряда не менее 3 кг.
Принимаемые объемно-планировочные решения по размещению островков торговли в галереях, вестибюлях должны проводиться с учетом расчетов выполненных по Методике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности и с использованием результатов работ [5,6].
4.3. Деление зданий ТРЦ на пожарные отсеки
При проектировании ТРЦ встречаются случаи превышения нормативной площади пожарных отсеков в несколько раз. При этом применяются различные дополнительные противопожарные мероприятия: зоны без пожарной нагрузки, противопожарные шторы, дрен-черные завесы и т.п.
К сожалению, отсутствуют данные по надежности выполнения задачи соответствующими элементами СПЗ.
При наличии данных по надежности элементов СПЗ и затратам на их выполнение определить максимально допустимую площадь пожарного отсека. В работе [7] показано, как на примере использования аУп можно экономически обосновано увеличивать площадь пожарных отсеков.
Возможны и другие подходы к расчетному обоснованию площадей пожарных отсеков [8]. Поэтому было бы целесообразно ввести в нормы коэффициент увеличения площади пожарного отсека в ТРЦ в прямой зависимости от выбранного дополнительного противопожарного мероприятия.
При этом необходимо соблюдать определенные условия:
- в зонах, рассматриваемых как границы пожарных отсеков не размещать рекламные баннеры и иную горючую нагрузку;
- расчетным путем по методу [5,6] подтвердить принятую ширину зон, отвечающую границам деления здания на пожарные отсеки, например пассажи, галереи.
На практике часто встречаются случаи разработки СТУ для свободной планировки помещений этажей ТРЦ. При этом учитывают-
ся только требования к устройству выделения пожарных отсеков. В результате, в погоне за арендаторами может возникнуть ситуация, когда число эвакуационных выходов явно недостаточно.
После разработки рабочего проекта необходимо повторно проводить расчеты пожарного риска, тем более, что должна быть подтверждена реальная топология объемно-планировочных решений ТРЦ для выполнения требования (1).
В управляющих компаниях ТРЦ должна быть информация по границам пожарных отсеков, методам и средствам, компенсирующим увеличение площадей пожарных отсеков на объекте.
4.4. Размещение детских игровых зон в ТРЦ
В настоящее время предусматривается размещение детских игровых зон не выше 2 этажа ТРЦ без предъявления специальных требований к эвакуационным выходам.
Пожар в ТРЦ «Зимняя вишня» показал важность устройства обособленных эвакуационных выходов из детских игровых зон (детских центров), располагаемых в торгово-развлекательных центрах.
При проведении расчетов пожарного риска и при выполнении определенных условий, возможно допустить размещение детских игровых зон на третьем этаже ТРЦ. Такими условиями может быть выполнение следующих противопожарных мероприятий:
- ограничить количество детей в детской игровой зоне по результатам соответствующих расчетов;
- предусмотреть в соответствии с расчетом, но не менее 4-х эвакуационных выходов с этажа размещения детских игровых зон, два из них выполнить обособленными;
- в игровых зонах не должно использоваться оборудование из вспененного полиури-тана;
- отделка пола, стен и потолков должна быть обеспечена не ниже класса материалов КМ2.
Помещения детских игровых зон должны защищаться:
- водяной АУП с интенсивностью орошения не менее 0,12л/с на м2 в течение не менее 60 минут;
- системой противодымной вентиляции;
- адресной системой пожарной сигнализации на дымовых пожарных извещателях;
- системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) не ниже 3-го типа;
- должно обеспечиваться отключение систем общеобменной вентиляции при срабатывании систем противопожарной защиты.
Эвакуационные лестничные клетки для посетителей игровых зон должны выполняться незадымляемыми с заполнением проемов противопожарными дверями с замками типа «антипаника»; располагаться на расстоянии не более 20 м от выходов из указанных зон. Либо должны быть предусмотрены иные зоны безопасности, обеспечивающие безопасное нахождение людей до завершения действий по тушению пожара и спасения.
Обособленные выходы с этажа размещения детских игровых зон допускается предусматривать также по открытым лестницам 3-го типа с шириной маршей не менее
1.4 м.
4.5. Размещение зон высокостеллажной торговли в ТРЦ
Современные тенденции в торговле заключаются в приближении хранения товара к покупателю и уменьшению площади складских помещений в магазинах. В результате торговые площади, зачастую, трансформируются в торгово-выставочные с высотой размещения товаров выше 5,5 м. При этом условия эвакуации согласно требованиям п.7.2.4 СП 1.13130.20094 нарушаются.
Предлагается при хранении в ТРЦ товаров, упаковки на стеллажах из горючих материалов обеспечивать автоматическое пожаротушение соответствующей зоны в торговых центрах согласно СП 241.1311500.20155, при высоте размещения товаров от 5,5 м и выше без выделения соответствующих зон противопожарными преградами.
4.6. Особенности противопожарной защиты антресолей в ТРЦ
В помещениях ТРЦ высотой более
5.5 м могут размещаться антресоли, составляющие до 40% площади помещения на этаже.
Несущие конструкции и ограждения антресолей должны соответствовать степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности здания с заполнением проемов в ограждениях антресолей согласно требованиям, предъявляемым к зданиям ТРЦ с учетом количества этажей. Выходы из антресолей могут предусматриваться на уровень пола этажа по лестницам 2-го типа.
4 СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. М.: ВНИИПО, 2009. 105 с.
5 СП 241.1311500.2015. Системы противопожарной защиты. Установки водяного пожаротушения высотных стеллажных складов авто-
матические. Нормы и правила проектирования. М.: ВНИИПО, 2015. 15 с.
Количество выходов должно определяться расчетом, но не менее 2-х, для антресолей с количеством людей на антресолях более 50 человек при учете требований СП 1.13130.20096.
4.7. Особенности расчетов пожарного риска для ТРЦ, встроенных в здания иного класс функциональной пожарной опасности
Помещения торгово-развлекательных центров и просто магазинов допускается встраивать в здания другого назначения, например жилые здания. При этом магазины должны быть отделены от здания глухими противопожарными конструкциями с пределом огнестойкости не менее (R)EI45 и иметь, обособленные пути эвакуации.
Помещения магазинов, размещаемые в пожарных отсеках другого класса функциональной пожарной опасности, следует выделять соответствующими противопожарными преградами в самостоятельную пожарную секцию (в данном примере жилой многоквартирный дом).
При учете риска распространения пожара из магазина в жилую секцию, например, через окна фасада или, при рассмотрении очага пожара в жилой части здания, на практике возникает проблема невозможности подтверждения выполнения нормативных требований по величине пожарного риска для всего пожарного отсека, включая торговые площади.
Данный пример встроенных (пристроенных) торговых помещений в пределах одного пожарного отсека, конечно, может относиться и к помещениям других классов функциональной пожарной опасности.
В методику расчета пожарных рисков необходимо внести соответствующие корректировки. Например, «допускается проводить расчеты пожарных рисков для отдельных пожарных секций, выделенных глухими противопожарными конструкциями с пределом огнестойкости не менее (R)EI45 и имеющих самостоятельные пути эвакуации».
Согласно п. 9 ст.6 Ф3-384 СТУ, согласованные в установленном порядке, могут являться основанием для включения содержащихся в СТУ требований к зданиям и сооружениям в своды правил и национальные стандарты, применение которых будет обеспечивать соблюдение требований федеральных законов Ф3-384 и ФЗ-123.
Подобный подход был использован при разработке свода правил «Многофункцио-
6 СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. Указ. изд.
нальные здания и комплексы». Также положительный опыт такого подхода для проектирования объектов нефтегазового комплекса описан в работе [9]. Однако, вне рамок нормативных документов по пожарной безопасности остаются к настоящему моменту ряд существенных вопросов, часть из которых была изложена выше.
Выводы
1. В рамках анализа противопожарного состояния ТРЦ установлено, что основные проблемы обеспечения пожарной безопасности связаны с приспособлением для подобных целей зданий иных классов функциональной пожарной опасности. Когда игнорируются специфические требования пожарной безопасности (отсутствие либо неработоспособность систем противопожарной защиты, неудовлетворительное состояние эвакуационных выходов и путей эвакуации, а также отсутствие практических навыков у персонала таких объектов по организации эвакуации и спасения людей в случае возникновения пожара).
2. Характерные нарушения требований пожарной безопасности в зданиях ТРЦ, как правило, являются мероприятиями капитального характера, и требуют значительных материальных затрат для их устранения. Зачастую, эти нарушения фактически не устранимы. Для решения обозначенной проблемы требуется кардинальная переработка действующего законодательства, направленная на обеспечение участия сотрудников надзорных органов при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, вводе в эксплуатацию завершенного строительством объекта, а также возможности рейдовых осмотров территорий и помещений общего пользования.
3. Предложено для повышения качества проектирования, для обоснования выбора
рационального варианта системы противопожарной защиты ТРЦ на альтернативной основе использовать экономический критерий затрат на противопожарные мероприятия на объекте, при условии выполнения требований по обеспечению безопасности людей при пожаре.
4. Предлагается включить в нормативные требования по ТРЦ ограничения по предельно допустимой максимальной площади пожарного отсека относительно принятых нормативных значений, обеспеченной дополнительными противопожарными мероприятиями, устанавливаемыми в СТУ.
5. Определены условия размещения детских игровых зон (детских центров) выше 2-го этажа здания ТРЦ.
6. На основе обобщения результатов предшествующих исследований сформулированы предложения по обеспечению пожарной безопасности объектов «островковой» торговли в ТРЦ.
7. Необходимость установки и высоты экранов вокруг проемов в перекрытиях под галереями атриумов должны быть обоснованы в проекте расчетными методами с учетом объемно-планировочных решений ТРЦ, выбранных сценариев пожара.
8. Наличие в торговых залах площадок с высокостеллажным размещением товаров требует разработки адекватной защиты соответствующих зон, в том числе, автоматическими установками пожаротушения.
9. Необходимо уточнение области использования «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности» в части объектов торговли, встроенных в здание другого функционального назначения.
Список литературы
1. Инженерный метод выбора рационального варианта противопожарной защиты объектов с экономической ответственностью / В. И. Присадков [и др.] // Пожаровзрывобез-опасность. 2016. № 8. С. 49-57.
2. Присадков В. И. Модель затрат на противопожарные мероприятия в производственных и складских помещениях // Экономика и управление в пожарной охране: сборник научных трудов. М.: ВНИИПО, 1983. С. 20-24.
3. Федоринов А. В. Исследование и обоснование выбора противопожарной защиты общественных зданий с большими внутренни-
ми объемами: атриумам: дис. ... канд. техн. наук. М., 2002. 123 с.
4. Hansenand G. O., Morgan H. P. Design approaches for smoke control in atrium buildings. Building research establishraten report.CI/sfb 981 (1<23) 1994.
5. Мироненко Р. В. Ограничение распространения пожара через многосветные помещения по зданиям торгово-развлекательных центров: автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 2017. 24 с.
6. Мироненко Р. В., Кирюханцев Е. Е. Условия развития пожара через многосветные помещения // Пожарная безопасность. 2017. № 2. С. 108-113.
7. Присадков В. И. Разработка методов выбора рациональных вариантов систем противопожарной защиты промышленных зданий: дис. ... д-ра. техн. наук. М. 1990. 540 с.
8. Пронин Д. Г. Научно-техническое обоснование размеров пожарных отсеков в зданиях и сооружениях. М.: Пожнаука. 2014. 104 с.
9. Красавин А. В., Крепышев С. А., Ме-дяник М. В. Аналитический обзор специальных технических условий для объектов нефтегазовой промышленности // Пожаровзрывобез-опасность. 2018. № 2-3. Т. 27. С. 14-19.
References
1. Injenerny metod vybora racyonal'nogo varianta protivopozharnoyj zashhity obektov s ekonomicheskoyj otvetctvennostyu [Engineering method of choosing a rational version of fire protection of objects with economic responsibility] / V. I. Prisadkov [and etc.]. Pozharovzryvobe-zopasnost', 2016, issue 8, pp. 49-57.
2. Prisadkov V. I. Model' zatrat na pro-tivopozharnye meropriyatiya v proizvodstvennyh i skladsrih pomeshheniyah [Cost model for fire prevention measures in production and storage facilities]. Ekonomika i upravlenie v pozharnoyj ohrane. Moscow: VNIIPO, 1983, pp. 20-24.
3. Fedorinov A. V. Issledovanie i obosno-vanie vybora protivopozharnoyj zashhity ob-shhestvennyh zdaniyj s bol'shimi vnutrennimi obemami: atriumami. Diss. kand. tekh. nauk [Research and justification of the choice of fire protection of public buildings with large internal volumes: atriums. Cand. techn. sci. diss.]. Moscow, 2002. 123 p.
4. Hansenand G. O., Morgan H. P. Design approaches for smoke control in atrium buildings. Building research establishraten report.CI/sfb 981 (1<23) 1994.
5. Mironenko R. V. Ogranichenie raspros-traneniya pozhara cherez mnogosvetnye pomeshheniya po zdaniyam torgovo-razvlekatelnyh centrov. Avtorefert diss. kand. tekh. nauk [Limiting the spread of fire through multi-light premises through shopping and entertainment buildings. Author's dissertation Cand. Techn. Sci.]. Moscow, 2017. pp.17-24.
6. Mironenko R. V., Kiruhantsev E. E. Usloviya razvitiya pozhara cherez mnogosvetnye pomeshheniya [Conditions of fire development through multi-light premises]. Pozharnaya be-zopasnost', 2017, issue 2, pp. 108-113.
7. Prisadkov V. I. Razrabotka metodov vybora ratsyonalnyh variantov sistem pro-tivopozharnoyj zashhity promyshlennyh zdaniyj. Diss.doktora techn. nauk [Develop methods for choosing rational options for fire protection systems for industrial buildings. Doct. techn. sci. diss.]. Moscow, 1990. 540 p.
8. Pronin D. G. Nauchno-tekhnicheskoe obosnovanie razmerov pozharnyh otsekov v zdaniyah i sooruzheniyah: monografiya [Scientific and technical justification for the size of fire compartments in buildings and structures: monograph]. Moscow: Pozhnauka, 2014. 104 p.
9. Krasavin A. V., Krepyshev S. A., MedyaniK M. V. Analiticheskiyj obzor spetsyalnyh tekhnicheskih usloviyj [Analytical review of special technical conditions for oil and gas industry facilities]. Pozharovzryvobezopasnost', 2018, issue 2-3, b. 27, pp. 14-19.
Присадков Владимир Иванович ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Российская Федерация, г. Балашиха
доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник
Prisadkov Vladimir Ivanovich
FGBU VNIIPO EMERCOM of Russiа,
Russian Federation, Balashikha
Doctor of Technical Sciences, Professor, Main Researcher E-mail: [email protected]
Муслакова Светлана Витальевна
ФГБУ ВНИИПО МЧС России,
Российская Федерация, г. Балашиха
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник
Muslakova Svetlana Vital'yevna
FGBU VNIIPO EMERCOM of Russiа,
Russian Federation, Balashikha
Candidate of Technical Sciences, Leading Researcher
E-mail: [email protected]
Фадеев Виктор Евгеньевич ДНПР МЧС России, Российская Федерация, г. Москва
старший инспектор отдела нормативно-технического и перспективного развития пожарной безопасности E-mail: [email protected] Fadeev Viktor Evgenyevich
Department of supervision and prevention EMERCOM of Russia, Russian Federation, Moscow senior inspector E-mail: [email protected]