ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕННЫХ
ПУНКТОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Д.С. Лисин, доцент
Омский государственный технический университет, г.Омск
Пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Омской области из 1504 населённых пунктов защите подлежат 1465, т.к. 39 населённых пунктов являются нежилыми. По состоянию на 25 августа 2014 года подразделениями всех видов пожарной охраны защищено 1444 населенных пунктов или 0.99%, с начала года защищено 34 населенных пунктов, средний показатель прикрытия по Сибирскому федеральному округу - 99,03%. Не защищённым остаётся 21 населенный пункт (0.01%), в котором проживает - 3132 человека (0.00%).
Таблица № 1
Показатель прикрытия по Сибирскому федеральному округу
Субъект % Субъект %
Кемеровская область 100,00 Забайкальский край 99,35
Республика Бурятия 100,00 Красноярский край 99,22
Республика Тыва 100,00 Новосибирская область 99,19
Республика Хакасия 100,00 Алтайский край 99,19
Томская область 100,00 Омская область 98,63
Иркутская область 99,86 Республика Алтай 97,86
Наименьший показатель по защищенности территории имеют: Кормиловский (92,86%), Омский (93,55%) и Большереченский (94,23%) муниципальные районы.
Основу обеспечения пожарной безопасности составляют подразделения федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) расположенные в городе Омске и центрах муниципальных районов, где сосредоточено наибольшее количество жителей, домашних подворий и широко развита производственная база.
В зону нормативного времени прибытия подразделений ФПС входит 236 населенных пунктов (15,96%), в которых проживает 74,96% (1 540, 4 тыс. чел.) от общего числа жителей Омской области или 44,43% (411, 33 тыс. чел.) от числа жителей муниципальных районов (925, 873 тыс. чел.).
Пожарную безопасность остальных населенных пунктов обеспечивают подразделения противопожарной службы Омской области (далее - ППСС) и добровольной пожарной охраны (далее - ДПО).
В зону нормативного времени прибытия ППСС Омской области входит 439 населенных пунктов (29,97%), в которых проживает 6,86% (141 тыс. чел.) от общего числа жителей Омской области (2054,973 тыс. чел.) или 15,23% от числа жителей муниципальных районов (925,873 тыс. чел.).
Немаловажную роль в этом играет добровольная пожарная охрана Омской области (ДПО).
В зону нормативного времени прибытия подразделений ДПО входит 790 населенных пунктов (54,7%), в которых проживает 15,96% (328,05 тыс. чел.) от общего числа жителей Омской области или 35,43% от числа жителей муниципальных районов.
области входит 53 общественных из них 34 - территориальные с органах Минюста России, в составе которых создано 1391 структурное подразделение (в виде добровольных пожарных дружин 1151 ед. и команд 240 ед.), а также 19 - объектовых объединений (1 ДПК и 18 ДПД), без образования юридического лица. Общая численность добровольных пожарных в 2014 году увеличилась на 2,5% (+ 258 человек) и составила 10519 человек.
Одним из показателей надежности обеспечения пожарной безопасности является боеготовность подразделений пожарной охраны, состояние пожарной техники и имущества.
В состав ДПО Омской объединения пожарной охраны, регистрацией в территориальных
В Омской области состояние материально-технического оснащения подразделений ДПО находится на крайне неудовлетворительном уровне. Парк автомобилей ДПО составляет 219 единиц техники и не менялся 30-40 лет, ресурс выработан на 100%. Более 30 автомобилей ДПК выведены из боевого расчёта по причине ремонта, что снижает реальную защищенность территории в среднем по области до 76%.
В таких условиях особую ценность приобретает утверждение, что: «Пожар легче предотвратить, чем потушить», поэтому не менее важной
задачей пожарного добровольчества является и осуществление пропаганды культуры безопасности среди населения, подготовка и разъяснение правил поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Кто, если не обученный пожарной грамоте добровольный пожарный, подскажет соседу о правилах соблюдения противопожарного режима.
С целью этой целью профилактической деятельностью занимается более 1,5 тыс. федеральных пожарных (38,5% от общей численности) и 3033 добровольных пожарных (28,8% и увеличение на 5,4% в сравнении с АППГ).
Общими усилиями удается добиться ежегодного снижения количества пожаров в селе (в 2013 г. - 1560, в 2014 - 1410), при этом увеличивается и активность привлечения подразделений ДПО для самостоятельного тушения пожаров. Увеличение данного показателя произошло в 2,2 раза.
В рамках реализации Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и закона Омской области от 03.10.2011 № 1395-ОЗ «О реализации в Омской области отдельных положений Федерального закона «О добровольной пожарной охране» по состоянию на 01.07.2014 завершена работа по принятию нормативных правовых актов предусматривающих систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказания поддержки при осуществлении ими своей деятельности, действие которых распространяется на все муниципальные образования Омской области. Всего принято 55 муниципальных нормативных правовых актов, в том числе и соответствующее Постановление Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года № 295-п.
В 2014 года на развитие добровольной пожарной охраны Омской области выделено более 667,65 тыс. рублей:
399,95 тыс. рублей распоряжением Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области от 20
Диаграмма 2
Участие ДПО в тушении пожаров Общее кол-во пожаров увеличение 442
мая 2014 года № 43-Р, из них: Горьковской районной общественной организации (РОО) ДПО «Огнеборец» 366 100 рублей, Исилькульской РОО ДПО 14 300 и Щербакульской РОО ДПО 19 550 рублей.
192 тыс. рублей постановлением Правительства Омской области от 12 января 2014 года № 25-п: Щербакульской РОО ДПО 103 тыс. и Исилькульской РОО ДПО 89 тыс. рублей.
79,5 тыс. рублей органами местного самоуправления на ДПК (36%, планировалось 220 тыс. руб., из них: 105 тыс. руб. на ДПК и 115 тыс. руб. на ДПД).
Помимо выделения денежных средств в 2014 году осуществлена передача 11 ед. АРС-14 (авто-разливочная станция) в Министерство имущественных отношений Омской области для последующего их переоборудования, укомплектованием пожарно-техническим вооружением и оборудованием, и передачи подразделениям ДПО.
Рис. Фото АРС-14 до и после переоборудования
Но данных мер не достаточно, для полноценного развития ДПО как равноправного участника предупреждения и тушения пожаров.
Ни одно подразделение ДПК стоящее на страже сельского населения не имеет на вооружении аварийно-спасательного инструмента, кроме этого умение тушить пожары требует определенной сноровки и слаженности действий, ведь на пожаре порой дорога каждая секунда, и поэтому нужно выстроить такую систему профессиональной подготовки, чтобы она и не перегружала человека, добровольно выделившего свое свободное время для борьбы с огнем, но и давала требуемую подготовку.
Федеральным законом от 5 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» для граждан, осуществляющих деятельность в добровольной пожарной охране и не имеющих специального профессионального образования в области пожарной безопасности предусмотрена первоначальная и последующая профессиональная подготовка по программам утвержденным МЧС России.
Обучение по программам первоначальной подготовки прошли 9 652 добровольных пожарных с выдачей свидетельств установленного образца, что составляет 91,8% (-1 % в сравнении с АППГ, в связи увеличением общего количества добровольных пожарных).
Обучение добровольных пожарных организовано на базе ФГБОУ ДПО «Омский учебный центр ФПС» и ООО «ВДПО» на платной основе.
Мной при помощи начальников местных гарнизонов пожарной охраны проведен анализ кадрового потенциала добровольной пожарной охраны Омской области, сделана попытка оценить качество профессиональной подготовки и способности выполнять возложенные на добровольных пожарных задачи.
На начальном этапе профессионального становления добровольной пожарной охраны меня заинтересовала подготовка добровольных пожарных осуществляющих дежурство в подразделениях, имеющих на вооружение «выездную» пожарную технику.
Предложена система тестов на проверку знаний полученных при прохождении первоначальной профессиональной подготовки.
Для проверки выбраны, на мой взгляд, наиболее важные направления: правила охраны труда и техники безопасности при несении караульной службы и ведении основных действий по тушению пожаров, порядок организации и несения караульной службы, порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны, основы теоретической
подготовки о физико-химических процессах горения и тактические возможности пожарных подразделений.
Тестирование прошел 181 добровольный пожарный или 9,43% от количества добровольных пожарных в составе ДПК.
Таблица
Результаты тестирования_
Процент правильных ответов
от 0 до 25 % от 25 до 50 % от 50 до 75 % > 75 %
1 4 3 1
5 10 4 14
3 19 15 10
13 18 19 9
5 13 6 6
1 1 1 0
28 65 48 40
15,47% 35,91% 26,52% 22,10%
50,81% 49,19%
Анализируя полученные данные приходим к неутешительному выводу, что 50,81% дали правильные ответы менее чем на половину вопросов.
Такие результаты демонстрируют неудовлетворительное качество проведения и контроля первоначальной подготовки добровольных пожарных, которые по результатам обучения сдавали зачеты.
По видам подготовки правильность ответов распределилась следующим образом:
1. Правила охраны труда и техники безопасности: при несении караульной службы 63,14%
при ведении основных действий по тушению пожаров 80,61%
2. Порядок организации и несения караульной службы 68,31%
3. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны 53,43%
4. Основы теории о физико-химических процессах горения 56,76%
5. Тактические возможности пожарных подразделений 38,29%
Анализируя результаты видно, что общую теорию о физико-химических процессах горения и способах его прекращения добровольные пожарные усвоили удовлетворительно.
Наилучшие знания показаны по правилам охраны труда и техники безопасности при ведении основных действий по тушению пожаров. Это означает, что нам все таки удастся предотвратить травмирование и гибель как самих добровольных пожарных, так и остальных участников тушения пожара.
При последующей подготовке добровольных пожарных необходимо больше внимания уделить тактическим возможностям пожарных подразделений, систематической отработке нормативов отрабатывающих возможные действия при тушении пожара.
В дальнейшем я планирую исследовать уровень подготовки добровольных пожарных по профилактике пожаров в жилом секторе.
Конечно, результаты подготовки добровольных пожарных покажет время, но сегодня совершенно очевидно, что для тушения пожара и пропаганды пожарной безопасности нужны квалифицированные пожарные, пусть и на добровольной основе.
Необходимо разработать достаточную и необходимую системы последующей подготовки добровольных пожарных, при этом продолжить совершенствование системы стимулирования участия граждан в деятельности добровольной пожарной охраны.
Также немаловажной проблемой является страхование добровольных пожарных и их социальная мотивация.
В Омской области всего застраховано 6435 добровольных пожарных (61,2% от общей численности); медицинское освидетельствование прошли 5328 человек (50,7%) за счёт самих организаций, на которых они осуществляют свою деятельность.
Добровольные пожарные территориальных ДПК и ДПД остаются не застрахованными и не прошедшими медицинское освидетельствование из-за отсутствия денежных средств у общественных объединений пожарной охраны.
Эти основные проблемы и приходится решать Главному управления МЧС России по Омской области совместно с Правительством Омской
области, Главным управлением по делам ГОиЧС Омской области и органами местного самоуправления.
Список использованной литературы
1. Анализ деятельности ДПО Омской области за 1-ое полугодие 2014 года.
2. Материалы на коллегию Главного управления МЧС России по Омской области, август 2014.
3. Доклады начальника управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Омской области, 2013-2014 года.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗООЛОГИЧЕСКИХ ПАРКАХ
Т.С. Маркова, адъюнкт А.А. Таранцев, профессор, д.т.н.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г.Санкт-Петербург
История многих зоологических парков показала их высокую уязвимость в случае пожаров и чрезвычайных ситуаций, которые возникают в результате стихийных бедствий, аварий в промышленности и на транспорте, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, транспортных средств, гибелью людей и животных, уничтожением материальных ценностей.
Зоологическим паркам представляют опасность следующие виды техногенных ЧС, вызванные деятельностью человека:
- пожары, взрывы, угроза взрывов;
- аварии на электроэнергетических системах;
- аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
- гидродинамические аварии: прорывы плотин с образованием прорывного паводка;
- аварии с выбросом биологически опасных веществ.
В свою очередь, чрезвычайными ситуациями природного характера, влияющими на безопасность зоологических парков, являются:
- геологические опасные явления: землетрясения;
- гидрологические опасные явления: высокие уровни вод (наводнения);
- природные пожары;
- инфекционная заболеваемость животных.