УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
1 (142) - 2012
РАЗВИТИЕ дОБРОВОЛЬНОЙ
пожарной охраны в российской федерации
(интернет-интервью с представителями департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России В. О. дежкиным и С. Е. Евтеевым в Информационном агентстве «ГАРАНТ») *
После аномальных природных явлений и лесных пожаров лета 2010 г. тема пожаробезопасности находится в центре внимания широкой общественности. Оказалось, что в этой области накопились серьезные проблемы, требующие оперативного решения. Например, функция пожаротушения должна быть не только государственной. А есть ли аналогии, какова история добровольных подразделений в России? Где, в каких населенных пунктах должны создаваться подразделения добровольной пожарной охраны? Кто финансирует добровольные пожарные дружины, на какие деньги приобретается техника? Планируется ли использовать силы волонтеров, в частности тех, кто принимал участие в тушении пожаров летом 2010 г.? Какими законодательными актами регулируется работа добровольной пожарной охраны и какие социальные льготы предоставляются лицам, вступившим в добровольцы? На эти и другие вопросы ответили начальник отдела координации и организации взаимодействия с добровольной пожарной охраной Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России Владимир Олегович Дежкин и старший инспектор вышеуказанного отдела ДПСС МЧС России Сергей Евгеньевич Евтеев.
—Какова история добровольньхподразделений в России?
В. О. Дежкин. Добровольная пожарная охрана в России имеет давние исторические традиции. До социалистической революции 1917 г. ее деятельность осуществлялась в рамках Российского императорского добровольного пожарного общества. Общество было самостоятельной, независимой общественной структу-
! Публикуется в сокращении.
рой, но находилось под покровительством особ царской семьи Романовых. Учредительный документ — Устав Российского императорского добровольного пожарного общества — утверждал император.
Быть членом Императорского пожарного общества считалось престижным. К этому стремились состоятельные люди, для которых Советом Общества были установлены солидные членские взносы. Эти средства шли на противопожарные цели. В качестве морального поощрения меценаты награждались медалями, орденами, нагрудными знаками и др.
Российское императорское добровольное пожарное общество объединяло добровольные пожарные общества, создаваемые в губерниях, краях, областях и уездах империи. Добровольные пожарные защищали от огня города и села.
За 80 лет советской власти нормативная база добровольной пожарной охраны (ДПО) неоднократно менялась. В законодательстве были заложены льготы в виде трех дней к отпуску для добровольцев, им выплачивали премии, страховали. В Советском Союзе на предприятиях, в том числе сельскохозяйственных, были добровольные пожарные дружины, которые создавались руководителями и успешно функционировали. У них была выездная техника, они прикрывали отдаленные от райцентров населенные пункты и являлись бесценными помощниками профессиональной пожарной охраны. Этими формированиями ликвидировалось до 15 % от всех пожаров.
В 1980—1990-е гг. возникновение новых социально-экономических отношений в нашей стране, приватизация имущества предприятий и организаций привели к свертыванию системы управления добровольной пожарной охраной.
Таким образом, до последнего времени деятельность добровольной пожарной охраны находилась в
состоянии упадка. Ее правовой статус был не определен, источники финансирования не установлены, льготы добровольцам в федеральном законодательстве не предусматривались, а их численность была ничтожно мала.
Понимая важность развития добровольной пожарной охраны, МЧС России вышло с инициативой разработки проекта федерального закона «О добровольной пожарной охране».
Принятию Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» предшествовала двухлетняя работа над проектом, в процессе которой проходило широкое его обсуждение с участием профильных федеральных министерств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и граждан. При подготовке проекта закона было рассмотрено несколько тысяч предложений.
—Какие объекты должны охраняться ДПО?
С. Е. Евтеев. Прежде всего подразделения добровольной пожарной охраны должны создаваться в тех населенных пунктах, до которых профессиональная пожарная охрана будет добираться сверх установленного Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности времени (20 мин).
Но подразделения ДПО создаются и в городах, на предприятиях, на базе вузов и т. д. В число их задач входит оказание помощи подразделениям профессиональной пожарной охраны и работа по пропаганде пожарной безопасности среди населения.
— Планируется ли использовать силы волонтеров, в частности тех, кто принимал участие в тушении пожаров летом 2010 г ? Их можно, например, обучить и привлекать для профилактических и агитационных мероприятий (в школах, детских садах, медицинских учреждениях и т. п.).
В. О. Дежкин. Вы совершенно правы. И такая работа ведется. Мы активно сотрудничаем с добровольными объединениями, представители которых, безусловно, могут войти и входят в состав добровольных пожарных дружин.
Добровольным пожарным может стать любое физическое лицо, достигшее возраста 18 лет и способное по состоянию здоровья осуществлять функции, связанные с профилактикой и тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ.
Для того чтобы гражданин стал добровольным пожарным, ему необходимо:
1) стать членом или участником общественного объединения пожарной охраны (написать заявление,
вступить в юридические отношения с общественной организацией), которое должно быть зарегистрировано как общественное объединение или общественная организация в органах юстиции и создано по инициативе физических и (или) юридических лиц;
2) зарегистрироваться в реестре добровольных пожарных (регистрацию осуществляет общественное объединение);
3) при отсутствии подготовки в области пожарной безопасности—пройти обучение по программам профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО.
— Владелец компании имеет возможность помочь добровольцам как финансовыми, так и ма-териальнымиресурсами. Что наиболее необходимо добровольцам?
С. Е. Евтеев. Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» предусмотрена возможность поддержки общественных объединений добровольной пожарной охраны (ст. 11 Федерального закона № 100-ФЗ). В первую очередь добровольцам необходимы боевая одежда и снаряжение, пожарная техника и пожарно-техническое вооружение, в том числе мотопомпы.
— Как создаются добровольные пожарные дружины? Кто их финансирует, на какие деньги приобретается техника?
B. О. Дежкин. На сегодняшний день создано уже более 7 000 общественных объединений пожарной охраны (добровольных пожарных команд и добровольных пожарных дружин).
Материально-техническое обеспечение деятельности подразделений добровольной пожарной охраны осуществляется за счет их собственных средств, а также за счет поддержки, оказываемой органами государственной власти, органами местного самоуправления, и других средств, не запрещенных законодательством.
Так, из Министерства обороны РФ в настоящее время передано в подразделения добровольной пожарной охраны более 1 000 ед. АРС-14, свыше 500 из них уже переоборудованы под цели пожаротушения.
Кроме того, в МЧС России высвобождается более 1 800 ед. основной пожарной техники, которая подлежит передаче в подразделения ДПО.
— Почему функция пожаротушения должна быть не только государственной?
C. Е. Евтеев. Как показал анализ деятельности пожарной охраны развитых стран мира, численность добровольной пожарной охраны в десятки раз превы-
Угрозы и безопасность
1 (142) - 2012
шает численность подразделений профессиональной пожарной охраны. То есть функция тушения пожаров в этих странах в большей степени осуществляется добровольцами.
Это стало возможным за счет активной позиции государства и общества. Во многих странах Европы и США быть добровольцем почетно, эта миссия заслуживает уважения. И нет необходимости агитировать к вступлению в добровольные организации — люди сами к этому стремятся.
В настоящее время в Российской Федерации более 32 тыс. населенных пунктов с численностью населения 37 млн чел. находятся за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны. Остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельской местности.
Создание и содержание подразделений профессиональной пожарной охраны в целях обеспечения противопожарной защиты данных населенных пунктов потребуют дополнительных затрат из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в объеме свыше 18,82 млрд руб.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным средством противопожарной защиты в этом случае является организация добровольной пожарной охраны.
Впервые в истории нашей страны деятельность добровольной пожарной охраны урегулирована на уровне федерального закона. Это говорит, прежде всего, о том, что проблемам обеспечения пожарной безопасности в стране уделяется достаточно много внимания. Как показало лето 2010 г., участие граждан на добровольной основе в тушении пожаров способно сыграть огромную роль в борьбе с огненной стихией.
Кроме того, создание добровольной пожарной охраны — важный инструмент повышения общей культуры безопасности в обществе, патриотического воспитания граждан, прежде всего молодежи.
— Кто может дать список зарегистрированных общественных объединений пожарной охраны с контактными данными?
В. О. Дежкин. Ведение реестра общественных объединений пожарной охраны осуществляется МЧС России на федеральном, региональном и субъекто-вом уровнях. Порядок ведения реестра определяется приказом МЧС России от 04.08.2011 № 416, который в настоящее время проходит государственную регистрацию в Минюсте России.
Выписки из реестров можно будет получить по официальному запросу в территориальных органах МЧС России.
—Какова структура подразделений ДПО?
С. Е. Евтеев. Добровольная пожарная охрана создается для охраны населенных пунктов — территориальная пожарная охрана, а также в организациях — объектовая пожарная охрана.
Виды подразделений добровольной пожарной охраны: добровольная пожарная команда и добровольная пожарная дружина.
Законом предусматривается также создание юношеских подразделений добровольной пожарной охраны — добровольных дружин юных пожарных.
Они создаются, как правило, в образовательных учреждениях их собственниками (руководителями) в целях совершенствования обучения подростков и молодежи правилам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожар-но-технических знаний и реализации иных задач по профилактике пожаров.
— Куда можно позвонить и записаться добровольным пожарным? Где будет проходить обучение? Оплачивается ли проезд до учебы? Учеба платная? Техникой будут обеспечивать?
. В. О. Дежкин. Безусловно, любой гражданин может стать добровольным пожарным. Согласно закону добровольный пожарный — физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (ст. 2 Федерального закона № 100-ФЗ).
В настоящее время в МЧС России утвержден Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО: обучение шести категорий слушателей с продолжительностью обучения от 16 до 80 ч (руководители добровольной пожарной дружины, руководители добровольной пожарной команды, водители добровольной пожарной команды, специалисты добровольной пожарной команды по использованию и обслуживанию пожарных мотопомп (мотористы, машинисты), добровольные пожарные добровольной пожарной команды, добровольные пожарные добровольной пожарной дружины).
В соответствии с законом обучение личного состава ДПО планируется проводить как на базе подразделений добровольной пожарной охраны, учебных центров и пунктов федеральной противопожарной службы
(25 учебных центров и 47 учебных пунктов), так и в организациях, имеющих лицензию на обучение, в том числе общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество».
Проезд до места учебы должен осуществляться общественным объединением пожарной охраны, обеспечение техникой также за счет этого объединения и средств государственной поддержки.
Информацию о ближайшем к месту вашего жительства или работы зарегистрированном общественном объединении пожарной охраны можно узнать в Главном управлении МЧС России по вашему региону.
—Расскажите, пожалуйста, какова процедура создания ДПО на предприятии. От кого должна исходить инициатива создания объектового добровольного пожарного объединения—от работников или от работодателя? Имеется ли нормативная ссылка, где необходимо создавать ДПО?
С. Е. Евтеев. В соответствии с п. 6 и 7 ст. 8 Федерального закона от 06.05.2011 N° 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица (граждане) из числа работников организации с согласия собственника имущества организации.
На интернет-портале МЧС России (http://www. mchs. gov. ru/special/detail. php?ID=351&EID=451171) размещено Пособие по созданию и организации деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны), в котором подробно изложена процедура создания ДПО, в том числе и на предприятиях.
—Какими законодательными актамирегули-руется работа добровольной пожарной охраны, и какие социальные льготы предоставляются лицам, вступившим в добровольцы?
С. Е. Евтеев. Деятельность добровольной пожарной охраны регулируется Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», а также нормативными правовыми актами, которые сейчас активно разрабатываются и принимаются в субъектах Российской Федерации. МЧС России подготовлен план мероприятий по реализации Федерального закона «О добровольной пожарной охране».
В настоящее время разрабатываются следующие документы:
• Порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных;
• Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров;
• Порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных (приказ МЧС России от 04.08.2011 № 416 проходит процедуру государственной регистрации в Минюсте России).
Уже разработаны и в целях оказания методической помощи регионам направлены в территориальные органы МЧС России: примерные программы подготовки добровольных пожарных, которые предусматривают обучение шести категорий слушателей, методические рекомендации по форме одежды и знакам отличия добровольных пожарных; рекомендуемая структура подразделений ДПО для пилотных регионов; предложения по финансовым основам деятельности формирований добровольной пожарной охраны; рекомендуемая форма Положения об объектовой добровольной пожарной охране; рекомендуемая форма устава территориальной ДПО; практическое пособие по созданию и организации деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны).
Предусмотренная законом организационно-правовая форма добровольной пожарной охраны в виде социально ориентированных общественных объединений пожарной охраны позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оказывать экономическую поддержку добровольной пожарной охране.
В целях дальнейшего развития пожарного добровольчества в субъектах Российской Федерации осуществляется разработка законодательных актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов по вопросам организации добровольной пожарной охраны, в которых устанавливаются дополнительные льготы добровольным пожарным в зависимости от возможностей субъекта РФ.
Вела интервью Наталия Карпунина