Научная статья на тему 'Обеспечение пожарной безопасности автозаправочных станций'

Обеспечение пожарной безопасности автозаправочных станций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автозаправочные станции / правила безопасности / чрезвычайные ситуации. / gas stations / safety regulations / emergencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д. А. Белозерова, А. И. Черников

Рассматривается вопрос обеспечения пожарной безопасности автозаправочных станций, основные причины аварий на АЗС и правила безопасности при заправке автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE SAFETY GAS STATIONS

The issue of fire safety of gas stations, the main causes of accidents at gas stations and safety rules for refueling cars is considered.

Текст научной работы на тему «Обеспечение пожарной безопасности автозаправочных станций»

Проведенный анализ по метрологическому обеспечению воинских частей позволяет сделать вывод, что в данное время в составе инструмента начальника КТП в качестве газоанализаторов и дымомеров используются в основном следующие типы средств измерений: газоанализаторы многокомпонентные модификации «Автотест-01.02», «Автотест-01.04»; газоанализаторы многофункциональные ГИАМ-29; измеритель дымности отработавших газов МЕТА-01; дымомер СМОГ-1. Все используемые в автопарке средства измерения должны иметь свидетельство о государственной поверке и проходить ее ежегодно в уполномоченных органах. Инструмент, применяемый в работе, должен соответствовать требованиям безопасности.

Принцип действия приборов типа «Автотест» основан на измерении величины поглощения инфракрасного излучения источника молекулами углеводородов, диоксида углерода и оксида углерода в областях 3,4; 4,25 и 4,7 мкм соответственно. С помощью этих средств можно производить измерение:

- концентрации оксида углерода и углеводородов;

- частоты вращения коленчатого вала карбюраторного двигателя;

- рабочей температуры моторного масла двигателя.

Кроме того, некоторые модификации позволяют осуществлять не только определение угарного газа, но и вывод результатов измерений на принтер в виде протокола. При этом в протоколе указывается государственный номер автомобиля, номера прибора, дата и время, дымность отработавших газов автомобилей с дизельными двигателями.

Использование современных средств измерения, позволяющих определять количество угарного газа в выхлопных газах автомобиля, а также дымность (непрозрачность) отработавших газов дизельных двигателей позволяет не только снизить нагрузку на атмосферный воздух, но и предотвратить выезд в рейс неисправных автомобилей и возможных аварийных ситуаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руководство по единым типовым требованиям к паркам воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации, введенное в действие приказом МО РФ от 5 июня 1992 г. № 28.

2. Максимова П.Н., Фомашина А.Д. Контроль технического состояния машин, выходящих из парка воинской части. Пособие для практического руководства техника по безопасности-начальника КТП: Рязань, 2003.

УДК. 614.84

Д.А. Белозерова, А.И. Черников

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Рассматривается вопрос обеспечения пожарной безопасности автозаправочных станций, основные причины аварий на АЗС и правила безопасности при заправке автомобилей.

Ключевые слова: автозаправочные станции, правила безопасности, чрезвычайные ситуации.

A.A. Belozerova, A.I. Chernikov

FIRE SAFETY GAS STATIONS

The issue of fire safety of gas stations, the main causes of accidents at gas stations and safety rules for refueling cars is considered.

Keywords: gas stations, safety regulations, emergencies.

Самая большая беда для владельца автозаправочной станции - пожар. Достаточно одной искры, чтобы все взлетело на воздух. В такой критической ситуации маловероятно, что удастся избежать человеческих жертв. Именно поэтому вопросам пожарной безопасности на АЗС уделяется самое пристальное внимание. Еще на этапе проектирования здания просчитываются все риски и даются рекомендации сотрудниками МЧС, что и как организовать на столь опасном объекте, чтобы в случае возгорания свести все негативные последствия к минимуму. А в идеале - не допустить этого самого возгорания. Основным документом для всех владельцев топливного бизнеса, ровно, как и для любого россиянина является № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Прописанные там нормативы регламентируют практически все вопросы безопасности. Им же руководствуются проектировщики еще на стадии подготовки будущего объекта к строительству. Также в Российской Федерации вопросы безопасности любого объекта регламентируются законом Министерство по чрезвычайным ситуациям разработало еще один дополнительный свод правил СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».

АЗС это комплекс сооружений и оборудования, предназначенный для заправки автотранспортных средств топливом. На АЗС наряду с традиционным жидким топливом отпускают также сжиженный нефтяной газ (смесь пропана и бутана) и сжатый природный газ (метан).

Загорание нефтепродуктов всегда начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом. Первоначальная вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для полного его сгорания. По сравнению с бензином дизельное топливо испаряется значительно медленнее. Однако, взрыв смеси паров дизельного топлива с воздухом не уступает силе взрыва паровоздушной смеси бензина. Основными видами аварий на АЗС являются пожары и взрывы. Взрывы в свою очередь порождают пожары и в ряде случаев прослеживается обратная связь.

Основные причины аварий на АЗС:

1. Открытый огонь: зажженная спичка, лампа, брошенный окурок сигареты у хранилищ.

2. Искра: выполнение работ стальным инструментом, из выхлопных труб машин, эксплуатация неисправного электрооборудования.

3. Разряды статического электричества: нарушение системы защиты от статического электричества; плавающие на поверхности нефтепродуктов предметы могут накопить заряды статического электричества и, приблизившись к стенке резервуара, вызвать искровой разряд, который будет источником воспламенения смеси газа с воздухом; грозовые разряды, молния могут вызвать пожары и взрывы;

4. Природные катаклизмы. Наличие большого количества дизельного топлива и бензина в емкостном оборудовании создает опасность возникновения пожара в случае утечки топлива и наличия источника воспламенения. При утечке топлива в технологические колодцы создается опасность образования взрывоопасных концентраций топливно-воздушной смеси в технологических колодцах, что при наличии источника инициирования взрыва может обусловить взрыв топливно-воздушной смеси в технологических колодцах и создать условия для дальнейшего развития аварии в подземных хранилищах. Не исключена вероятность аварии в резервуарах даже при наличии исправной системы защиты от

статического электричества и нормальной эксплуатации технически исправного оборудования.

Так, например, 15 ноября 2007г. произошел пожар на газовой заправочной станции в Екатеринбурге. На Режевском тракте сгорело помещение оператора на территории газовой заправки. Огонь охватил шесть квадратных метров. Ожоги лица, рук первой и второй степени (20% тела) получила женщина оператор АЗ, которая была госпитализирована в ожоговое отделение горбольницы. Причина пожара короткое замыкание электропроводки.

17 ноября 2009г. В северной части Ульяновска на автозаправочной станции прогремел взрыв. ЧП произошло во время проведения ремонтно-сварочных работ на топливной емкости реконструируемой АЗС. Взорвались пары бензина, возгорания не было. В результате взрыва погиб сварщик. Его коллега госпитализирован в тяжелом состоянии. По данным МЧС, причиной ЧП стало нарушение требований безопасности при проведении пожароопасных газосварочных работ.

Разработанными противопожарными правилами на современных автозаправочных размещённых станциях запрещается:

• заправка автомобильного транспорта с включённым мотором;

• проезд транспорта над расположенными подземными топливными хранилищами;

• работа с риском возникновения заискрения;

• заправка транспорта с пассажирами в салоне за исключением легковых автомобилей;

• заправка транспорта с провозом взрывчатых, а также воспламеняющихся горючих материалов;

• заезд на станцию тракторов без установленных искрогасителей при проведении работ с хранящимся топливом;

• ремонт, который не является каким-либо образом связанным с устранением неисправностей размещённых зданий автозаправочной станции.

Для целей пожаротушения АЗС следует предусматривать:

• первичные средства пожаротушения;

• стационарные установки пожаротушения (в том числе автоматические);

• наружный противопожарный водопровод или водоем (резервуар).

Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух

пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.

Расход воды на наружное пожаротушение указанных АЗС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода воды на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение надземных (наземных) резервуаров (сосудов), в том числе АЦ.

Таким образом, пожары и взрывы на объектах с повышенной взрыво- и пожароопасностью приводят к серьезным последствиям, например, к частичному или полному разрушению строений различных категорий, которые находятся на ведомственной территории определенного объекта, а также за пределами этой территории.

Помимо этого высокую опасность представляют собой образовавшиеся в результате взрыва или пожара облака из газообразных продуктов горения. Такие образования, как правило, имеют высокий уровень токсичности и очень опасны для жизни или здоровья людей, животных и окружающей среды в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

2. СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»

3. http://www. sinref.ru

4. http://www. scienceforum.ru

УДК 614.849

А.В. Белокобыльский, А.Н. Грачева ФГБУ ВНИИПО МЧС России

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЧАСТНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Отношения, возникающие из договора на оказание услуг деятельности ЧПО, в недостаточной степени изучены. Это обусловлено сравнительно коротким временным интервалом существования данного вида деятельности, спецификой оказываемых услуг, а также тесным переплетением частноправовых и общеправовых положений данного вопроса. Тем не менее, анализ правовых основ деятельности частной пожарной охраны выявил её недостаточную правовую обеспеченность.

Ключевые слова: частная пожарная охрана, федеральный закон, нормативно-правовой акт, правовой статус.

A. V. Belokobylsky, A.N. Gracheva

LEGAL FOUNDATION OF MANAGEMENT OF CONTRACT WORK OF PRIVATE FIRE SERVICE DEPARTMENTS

Arrangements emerged from a contract for private fire services are studied insufficiently because of short time of existence, specificity of this type of service. Besides entwinement of civil and administrative provisions of this question also impact. But analysis of legal foundation of private fire services departments detects their insufficient legal provision.

Key words: private fire service, federal law, regulatory legal act, legal status.

Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности направлено на защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Необходимость оперативно реагировать на фактическую обстановку с пожарами, социально-экономические и общественно-политические процессы в государстве, а также развитие науки, техники и технологий требуют проведения целенаправленной работы по совершенствованию законодательства, правил противопожарного режима и нормативных документов по пожарной безопасности (национальных стандартов и сводов правил).

В начале нынешнего столетия произошла кардинальная реорганизация Государственной противопожарной службы Российской Федерации с интегрированием ее в структуру МЧС России, что предопределило значительное расширение сферы решаемых задач, придание ей аварийно-спасательных функций и создание единой системы государственной защиты от пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций.

Проводимая в стране административная реформа предусматривает поэтапную передачу функций борьбы с пожарами субъектам Российской Федерации, что предполагает создание областной (краевой), муниципальной и частной пожарной охраны (далее - ЧПО).

Анализ правовых основ для создания и деятельности подразделений частной пожарной охраны следует начать с положений Конституции Российской Федерации,

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.