Научная статья на тему 'Анализ и количественная оценка опасности автозаправочной станции'

Анализ и количественная оценка опасности автозаправочной станции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1126
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИЩЕННЫЙ АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРОВ И ВЗРЫВОВ / КОЛИЧЕСИВЕННАЯ ОЦЕНКА РИСКА / ДЕРЕВО ПРИЧИН / МЕТОДЫ РАСЧЕТОВ / ПОСЛЕДСТВИЯ СЦЕНАРИЕВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришечкин А.М., Потапова С.О

В статье рассматривается вопрос анализа и количественной оценке опасности автозаправочных станции. Рассмотрена методика проведения анализа и количественной оценки опасности. Представлены методы рассчетов вероятности и последствия разнообразных сценариев, а также факторы определяющие пожарои взрывоопасность на традиционных АЗС. Построено предварительное дерево причин аварии нарушения пожаробезопасности на АЗС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и количественная оценка опасности автозаправочной станции»

УДК. 614.841.48

A.M. Гришечкин, С. О Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

АНАЛИЗ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

В статье рассматривается вопрос анализа и количественной оценке опасности автозаправочных станции. Рассмотрена методика проведения анализа и количественной оценки опасности. Представлены методы рассчетов вероятности и последствия разнообразных сценариев, а также факторы определяющие пожаро- и взрывоопасность на традиционных АЗС. Построено предварительное дерево причин аварии нарушения пожаробезопасности на АЗС.

Ключевые слова: автозаправочная станция, возникновение пожаров и взрывов, количесивенная оценка риска, дерево причин, методы расчетов, последствия сценариев.

A.M. Grishechkin, S. О. Potapova

ANALYSIS AND QUANTITATIVE RISK ASSESSMENT OF A PETROL STATION

The article deals with the analysis and quantitative assessment of the danger of gas stations. The technique of the analysis and quantitative assessment of danger is considered. Methods of calculation of probability and consequences of various scenarios, as well as factors determining fire and explosion hazard at traditional gas stations are presented. A preliminary tree of the causes of the accident of fire safety violations at the gas station was built.

Keywords: gas station, occurrence of fires and explosions, quantitative risk assessment, cause tree, calculation methods, consequences of scenarios.

Введение

Любое чрезвычайное происшествие на одном из объектов России затрагивает экономическую безопасность нашей страны. Но что же это такое, экономическая безопасность? Многие известные российские учёные, в том числе, Л. Абалкин, А. Архипов, Д. Львов, В. Сенчагова и другие так или иначе затрагивали эту злободневную тему в своих трудах и давали ей своё определение. Однако наиболее точное толкование термина «экономическая безопасность» приведена в разделе 2 «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом президента России от 29.04.1996: «Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определёнными качественными критериями, обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз».[2]

Следует отметить, что приоритеты потребностей в стране определяются в соответствии с существующими национальными ценностями.

Национальные ценности - это интегрированный показатель ценностей народа, который сформирован на основе определенных ориентаций (индивидуальных, национальных, общечеловеческих и т.п.). На основании потребностей и ценностей нации в дальнейшем формулируются национальные интересы. Интересы - это осознанные потребности, которые сознательно сформированные обществом, социальными группами, отдельными людьми в процессе развития на основе национальных ценностей.[5] Согласно

183

Ст.1 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», - «жизненно важные интересы России - это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства». [1]

В связи с увеличением количества автомобилей на дорогах нашей страны соответственно растёт и число автозаправочных станций дальнейшем - АЗС). На данный момент с экологической точки зрения представляется более безопасным перевести все эти АЗС с моторного топлива (куда входят дизельное топливо и различные сорта бензина) на природный или сжиженный углеводородный газ. Однако в РФ по-прежнему распространены легковые и грузовые автомобили, работающие на бензинах марок А-92 и А-96, а также на дизельном топливе, поэтому повсеместно строятся и функционируют АЗС, работающие на моторном топливе. Данные АЗС являются очагами повышенной пожара и взрывоопасности, так как там хранятся значительные объёмы бензина и дизельного топлива.

В существующих ныне новых экономических условиях наиболее востребованы такие АЗС, которые представляют собой автозаправочные комплексы (АЗК). На их территории присутствуют как сама АЗС, так и станция по сервисному обслуживанию пассажиров и водителей. Кроме того, степень пожарной опасности АЗС зависит как от конструктивных, так и планировочных решений касательно компоновки бензиновых колонок, размещения противопожарного оборудования, стабильности инструктажей по охране труда персонала АЗС. Существуют оценки пожарной опасности, которые характеризуют значения оценки того или иного пожарного риска.

Методика проведения анализа и количественная оценка опасности

Автозаправочная станция (АЗС) - комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом и маслом.

Возможные аварии на АЗС представляют серьезную опасность для населения и окружающих объектов. Кроме того, возможно воздействие на АЗС и со стороны окружающих объектов, способное привести к возникновению аварии с пожарами и взрывами. Поэтому степень пожарной опасности на АЗС обусловлена как конструктивными и объемно-планировочными решениями, так и особенностями их размещения по отношению к окружающим объектам.

Особую актуальность на данный момент приобретает применение методики количественной оценки пожарного риска, которая позволяет устанавливать соответствие реально существующего уровня риска законодательно установленному предельному значению. Результаты оценки пожарной опасности характеризуются величинами пожарного риска (индивидуального и социального). Риск определяется как вероятность наступления тех или иных опасных последствий пожара (гибель людей, материальный ущерб, экономические потери) в единицу времени - как правило, за год. При определении риска наряду с термином «вероятность» зачастую употребляется понятие «частота реализации». Такое количественное определение риска является общепринятым и широко используется при анализе различных опасностей техногенного характера [3]. Для расчета вероятности и последствий различных сценариев пожара могут приметаться методы статистического анализа, детерминистское, имитационное и стохастическое моделирование, анализ логических деревьев событий и причин.

Количественная оценка риска на основе вероятностного подхода является основой значительного числа современных методов анализа пожарных рисков и сводится к выявлению возможных сценариев развития опасной ситуации и определению последствий каждого сценария.

Основными факторами, которые определяют пожаро- и взрывоопасность на традиционных АЗС, являются такие показатели:

- конструктивное исполнение зданий и сооружений, использованных

материалов;

- пожара- и взрывоопасность материалов, которые находятся на АЗС;

- порядок эксплуатации АЗС;

- средства противопожарной защиты, имеющиеся на АЗС;

- объёмно-планировочные решения.

Для того, чтобы определить пожарную опасность АЗС, надо тщательно исследовать все приведенные выше факторы, рассмотреть влияние каждого из них и в совокупности на исследуемую проблему. При строительстве сооружений АЗС необходимо соблюдать все нормы предела огнестойкости строительных конструкций, но наибольшее внимание следует уделить обращению с такими пожароопасными и горючими материалами, как бензин, дизельное топливо, смазочные масла и прочее.

Любой анализ пожарной безопасности производственного объекта (в особенности АЗС) должен предусматривать такие мероприятия:

- проведение анализа пожарной опасности существующей технологической среды, параметров проходящих технологических процессов;

- потом определяется перечень пожароопасных ситуаций и параметров для каждого технологического процесса на АЗС;

- далее для каждого технологического процесса определяются те причины, которые могут привести к пожароопасной ситуации на объекте;

- наконец, составляются возможные сценарии возникновения и развития пожаров, которые могут привести к гибели людей.

Количественные методы оценки возможного риска должны включать расчёт обеих составляющих риска ( вероятностей и последствий).[6]

Риск оценивается как вероятность наступления форс-мажорной ситуации (сюда можно включить гибель людей, значительный материальный ущерб, уничтожение инфраструктуры, другие экономические потери) за единицу времени (обычно за год). Кроме термина «вероятность» часто используется и выражение «частота реализации». Это -общепринятое количественное определение степени риска, оно часто используется при пожарном анализе ситуаций техногенного характера. [4]

Для того, чтобы рассчитать вероятность и последствия разнообразных сценариев по возможному развитию пожара, применяются такие методы:

- метод статистического анализа;

- методы детерминистского, имитационного и стохастического моделирования ситуации;

- метод анализа логических деревьев событий и причин.

Таким образом, основной современный метод анализа пожарных рисков

- это количественная оценка риска на основе вероятностного подхода.

При вероятностном подходе риск какого-нибудь прогнозируемого события определяется по формуле:

К = Р*1Т; (1)

здесь Р -вероятность реализации данного события; и - ожидаемый ущерб от данного события.

Если же ущерб может возникнуть по результатам некоторого количества событий ( М), то общий риск определится в результате суммирования всех возможных событий, или по формуле:

Ы = 1Р, II,; (2)

Отсюда можно делать вывод, что количественная оценка риска выявляет возможные сценарии развития опасных ситуаций и фиксирует возможные последствия для каждого сценария развития событий. Также сейчас весьма распространено использование формального аппарата для анализа всех существующих рисков на АЗС.

Он включает также построение логических деревьев, а именно:

- дерево причин (или неисправностей), с помощью которого можно проанализировать все события, которые привели к этому результату;

- дерево событий, с помощью которого можно проанализировать последствия конкретного инициирующего события;

- дерево оценки неопределённости, чувствительности, пр.[3]

Есть множество возможностей для использования этих схем. Например, с помощью дерева причин можно оценить вероятность по возникновению аварийной ситуации, а с помощью дерева событий - провести анализ разных возможностей развития аварийной

ситуации, оценить её последствия. При использовании статистических данных оценивается вероятность отдельных событий (Р;), а при применении методов математического моделирования можно определить вероятный ущерб при каждом сценарии (И;).

Для оценки рисков всевозможных аварий на техногенных объектах, которые связаны с хранением и переработкой пожароопасных веществ, более применимы вероятностные методы оценки, которые могут рассматривать последствия таких возможностей:

- взрывы резервуаров высокого давления;

- взрывы топливных трубопроводов;

- осуществление выбросов токсичных веществ;

- воспламенение разлитых нефтепродуктов и прочее.

Построим предварительное дерево причин аварии нарушения пожаробезопасности:

Согласно предварительного дерева возможных причин аварии на АЗС, могут возникнуть три основные причины для возникновения пожара на АЗС, а именно по следующим причинам:

- причина 1: возникновение пролива, а после его возгорание в результате источника зажигания недалеко от места пролива нефтепродуктов;

- причина 2: взрыв паро-газо-воздушной среды либо самовозгорание имеющихся отложений внутри аппарата, когда туда проникает внешний атмосферный воздух;

- или же жидкость испаряется и образовывает взрывоопасное и пожароопасное облако;

- причина 3: пожара-взрывоопасное облако загорается при встрече с источником зажигания, может произойти взрыв; - или же образуется токсичное облако из продуктов горения, пары которого могу привести к заболеваниям и даже смерти рабочего персонала и посетителей АЗС; - или же разрушаются оборудование, сооружения и здания АЗС, если они попали в зону воздействия поражающих факторов пожара или взрыва.

Дерево возможных причин аварий на АЗС

В любом случае, персонал АЗС должен предпринять все необходимые мероприятия, связанные с элементарными соблюдениями правил по охране труда, предписанных по

результатам многолетнего опыта эксплуатации традиционных АЗС, чтобы не допустить развития событий на АЗС по неблагополучному сценарию, должны строго соблюдать все соответствующие требования техники безопасности и охраны труда.

Для определения риска определенного ущерба (например, поражения персонала тепловым излучением) каждый сценарий (ветвь дерева событий) должен быть детализирован с точки зрения вероятностей реализации в точках ветвления, а также количественной оценки последствий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности»;

2. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации», утверждённая Указом президента России от 29.04.1996, раздел 2;

3. Елохин А.Н. Анализ и управление риском: теория и практика. - Москва, Страховая группа «Лукойл», 2012. - С.242.

4. Якуш С.Е., Эсманский Р.К. Анализ пожарных рисков. Часть 1: Подходы и методы. -Москва, 2009. - С. 188.

5. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. В. А. Богомолова, 2-ое издание; Москва, изд. «Юнити -Дана», 2009. - С.428.

6. Шевчук А.П., Иванов ВА, Косачев АА. Проблемы количественной оценки пожарного риска // Пожара-взрывобезопасность. - 2014. - №1. - С.48;

УДК 614.8

A.M. Гришечкин, С. О Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В статье рассмотрены вопросы касающиеся прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций. Дано определение прогнозированию, определены задачи и направление прогнозирования. Представлена схема прогнозирования, виды прогнозирования и общий порядок действий на всех этапах прогнозирования ЧС. Оперативное прогнозирование базируется на комплексных технологиях, которые включают в себя технологии мониторинга, математического моделирования и геоинформационные технологии.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, прогнозирование, техногенный характер, вероятность, моделирование, мониторинг.

A.M. Grishechkin, S. О. Potapova

FORECASTING OF EMERGENCIES

The article deals with issues related to the prediction of man-made emergencies. Given the definition of forecasting, defined tasks and direction of forecasting. The scheme of forecasting, types of forecasting and the General order of actions at all stages of forecasting of emergency is presented. Operational forecasting is based on complex technologies, which include monitoring technologies, mathematical modeling and geoinformation technologies.

Keywords: emergency, forecasting, technogenic character, probability, modeling, monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.