Научная статья на тему 'Обеспечение пожарной безопасности автозаправочных станций'

Обеспечение пожарной безопасности автозаправочных станций Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1705
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЗИН / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Атапин Е.А., Шевцов С.А.

В данной статье проведен анализ пожаров и возгораний на автозаправочных станциях. Определены мероприятия по пожарной безопасности. Определена пожарная опасность нефтепроуктов, реализуемых АЗС. Предложена одна из оптимальных систем пожаротушения АЗС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение пожарной безопасности автозаправочных станций»

водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки на АЗС, имеющие навесы. Территория в темное время освещена в соответствии с существующими нормами. Особое освещение уделено освещению мест заправки и слива нефтепродуктов. АЗС оборудована молниезащитой. Система заземления АЗС отвечает требованиям ПУЭ «Правила устройства электроустановок. Издание 7-е».

Таким образом, выполнение правил пожарной безопасности позволяет рассматриваемой АЗС «Арта» успешно осуществлять свою деятельность. Будем надеяться, что дальнейшее развитие АЗС будет идти в направлении: современный дизайн, современные технологии, высокое качество топлива, самое главное - сохранение здоровья и жизни клиентов, возможное только при строгом соблюдении требований пожарной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коваленко В.Г., Сафонов A.C., Ушаков А.И., Шергалнс В. Автозаправочные станции: Оборудование. Эксплуатация. Безопасность. - СПб.: НПИКЦ, 2003. - 280 с.

2. Яценко П.П. Пожарная безопасность автозаправочных станций: учебное пособие. -Самара, 1998. - 61 с.

3. Автозапрвочные станции. Требования пожарной безопасности. НПБ 111-98* Главное управление Государственной противопожарной службы МВД России Москва, 1999.

4. Шевцов С.А., Каргаишлов Д.В., Быков И.А. Анализ пожарного риска модульной автозаправочной станции // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. -2017. -№ 1. - С. 46-52.

5. Оценка пожарной опасности «больших дыханий» наземных резервуаров для хранения нефтепродуктов численными методами / С.А. Шевцов, Д.В. Каргашилов, C.B. Потеха, И.А. Быков // Пожаровзрывобезопасность. - 2017. - № 1. - С. 43-51.

6. Шевцов С.А., Гунъко Я.Н., Хажннченко A.C., Быков И.А. Анализ пожароопасных ситуаций в резервуарах для хранения светлых нефтепродуктов // Пожарная безопасность. -2018.-№ 2.-С. 31-37.

7. Шевцов С.А., Каргашилов Д.В., Быков И.А. Анализ пожарной опасности модульной АЗС по расчетной величине пожарного риска: сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 декабря 2016 года «Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». - 4.1. -Воронеж. Воронежский институт ГПС МЧС России, 2016. -С. 44 -46.

УДК 628.143

Е.А. Атапин, С.А. Шевцов

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

В данной статье проведен анализ пожаров и возгораний на автозаправочных станциях. Определены мероприятия по пожарной безопасности. Определена пожарная опасность нефтепроуктов, реализуемых АЗС. Предложена одна из оптимальных систем пожаротушения АЗС.

Ключевые слова: бензин, пожарная безопасность, нефтепродукты, система пожаротушения

Е.А. Atapin, S.A. Shevtsov

FIRE SAFETY GAS STATIONS

This article analyzes fires and fires at gas stations. Fire safety measures are defined. Fire danger of oil products sold by gas stations is determined. One of the optimal systems of gas station fire extinguishing is offered.

Keywords: gasoline, fire safety, oil products, fire extinguishing system

С бурным ростом парка автомобилей в несколько раз возросло число АЗС, а также полностью изменилось их качество. Все большее количество наших автозаправочных станций стало соответствовать мировым стандартам. Выросло количество высокопроизводительных топливораздаточных колонок (ТРК) и увеличилась скорость заправки автотранспорта. Кроме того, на современных АЗС и автозаправочных комплексах (АЗК) можно получить целый набор услуг (смена масла, мелкий ремонт, мойка, магазин, кафе и пр.) [15]. Большое количество АЗС принадлежит частному сектору. Таким предприятием является АЗС «Арта» ИП Венидиктова A.A.,расположенного в р.п.Романовка Саратовской области, ул.Заречная 3. Рассматривамая автозаправочная станция относится к традиционным автозаправочным станциям. Это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК. Установить категорию пожарной опасности автозаправочной станции (АЗС) не так просто, как кажется. АЗС — это сложная система со множеством зон, помещений и сооружений, которые выполняют разные функции. Определять категорию пожарной опасности участков, помещений и построек автозаправочных комплексов следует для таких целей:

• обеспечения достаточного количества средств тушения огня, тушильных установок и огнетушителей;

• противопожарной защиты электрооборудования в соответствии с установленной категорией и классом зон;

• предоставления требуемой информации пожарным и аварийно-спасательным бригадам для выполнения специализированных работ.

На основании рассчитанной категории пожароопасности оформляется декларация пожарной безопасности, которая разрабатывается для каждого капитального объекта (ФЗ № 123).

"Правила технической документации стационарных и передвижных автозаправочных станций", утверждены председателем Госкомнефтепродукта РСФСР 15 апреля 1981 г.

Взрывоопасные установки АЗС представлены в таблице. [3]

Наименование установки Категория Класс поПУЭ Размер взрывоопасной зоны

Топливораздаточная колонка А В- 1 г 5 м по горизонтали и вертикали

(бензин) от колонки

Резервуары для приема и А В- 1 г 3 м по горизонтали и вертикали

хранения ЛВЖ подземные от резервуара

Стоянка автоцистерн при сливе А В- 1 г 5 м по горизонтали и вертикали

ЛВЖ и смотровые колодцы от закрытого места слива (границ

подземных резервуаров ЛВЖ колодца)

Дыхательные устройства А В- 1 г 5 м по горизонтали и вертикали

резервуаров ЛВЖ от дыхательных и

предохранительных клапанов

Рассматриваемая АЗС «Арта» ИП Венидиктова А.А. с наличием подземных резервуаров для приема и хранения, легко воспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), топливораздаточные колонки (бензин), стоянки автоцистерн при сливе ЛВЖ и смотровые колодцы подземных резервуаров ЛВЖ относится к категории пожарной опасности Ан (НПБ

107-97). Поэтому реализация нефтепродуктов АЗС требует строгого выполнения свода правил для автозаправочных станций, требований пожарной безопасности [2].

На современных АЗС одновременно хранятся десятки кубометров ЛВЖ и ГЖ. На АЗС все приметаемые нефтепродукты относятся к горючим и легковоспламеняющимся жидкостям , пары которых способны создавать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха В основном это углеводороды легких фракций. Бензин - горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °С. Дизельное топливо - жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, в газодизелях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти. Пожаровзрывоопасность бензина и дизельного топлива характеризуется такими показателями, как температура вспышки и самовоспламенения, концентрационные дымообразования, показатель токсичности и др. (ГОСТ 12.1.044-89 табл.1, п.2.1.2). Так бензины нефтяные имеют удельный вес 0,67-0,78 (к воде=1), в газо- и паровоздушном состоянии 2,7-3,5 (по отношению к воздуху), t вспышки -50 до 30 оС, t самовоспламенения от 415 до 530°С, концентрационные пределы распространения пламени от 0,76 до 5,05%, теплотворная способность 400 Кдж. Бензины диэлектрики, поэтому они генерируют заряды статического электричества [11]. Загорание нефтепродуктов всегда начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом. Первоначальная вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для полного их сгорания. Взрывы и пожары могут происходить при воспламенении паро-воздушной смеси как внутри емкостного оборудования, так и на открытой площадке. По сравнению с бензином дизельное топливо испаряется значительно медленнее. Тем не менее взрыв смеси паров дизельного топлива с воздухом не уступает силе взрыва паровоздушной смеси бензина. Скорость распространения пламени на поверхности зеркала бензина- 10-15 м/сек. Скорость распространения взрывной волны более 1500 м/сек[4], [5]

Раздача нефтепродуктов на АЗС способствует образованию парогазовоздушных смесей при испарении ЛВЖ и ГЖ. Особенно опасны случаи разлива ГСМ. Нефтепродукты на АЗС доставляются бензовозами, которые сами уже представляют повышенную пожарную опасность. [6] Слив нефтепродуктов на АЗС производится в подземные резервуары. [8] В это время этих операций так же возможно испарение и разлив нефтепродуктов. Такова природа горючей среды на АЗС. В качестве источников зажигания на подобных объектах могут выступать:

• неисправность электрооборудования; [7]

• механические неисправности механизмов, агрегатов и автомашин, приводящие к искрообразованию; [9]

• открытый огонь (огневые работы);

• образование статического электричества в результате трения ЛВЖ и ГЖ о стенки трубопроводов и резервуаров;

• грозовые разряды[ 11 ]

• пирофорные отложения железа под слоем нефтепродуктов (НП).

Пожарная безопасность АЗС регламентируется [2] ГОСТ 12.1.007-76*, ГОСТ 12.1.044-89 (ГОСТ 19433-88, ГОСТ 31565-2012, ГОСТ Р 50913-96, ГОСТ Р 53316-2009, правилами технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, НПБ 02-93 правилами, определяющие степень участия ГПН в выборе территории для автозаправки, СНиП 2.07.01-89*/ СП 42.13330 (Градостроительство, определяет минимальное расстояние до автодорог и жилых улиц от АЗС)

При эксплуатации АЗС необходимо соблюдать выше указанные требования правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Все виды ремонтно-строительных работ зданий и сооружений АЗС выполняются в строгом соответствии с графиком планово-предупредительных ремонтов (ППР), составленным на основании местных условий эксплуатации. АЗС оснащаются первичными

средствами пожаротушения в соответствии с проектом АЗС и установленными нормами (ящики с песком, огнетушители, пожарные щиты). Оператору АЗС запрещается производить какой-либо ремонт электрооборудования. На АЗС разрабатывается и утверждается в установленном порядке План локализации и ликвидации аварий и пожаров на АЗС. При возникновении пожароопасной ситуации на АЗС необходимо отключить электропитание технологических систем (кроме электропитания систем противоаварийной и противопожарной защиты), приостановить эксплуатацию АЗС и освободить ее территорию от транспортных средств и посетителей и одновременно с этим приступить к ликвидации пожароопасной ситуации. При загорании оборудования АЦ необходимо приступить к тушению огня при помощи порошковых огнетушителей объемом не менее 50 л каждый и штатным огнетушителями АЦ, а при образовании горящего топлива - дополнительно посредством воздушно - пенных огнетушителей объемом не менее 100 л каждый. При розливе топлива противопожарные мероприятия проводятся в зависимости от площади разлива НП и места их расположения. На АЗС разрабатывается План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. [1], [2]

Самой сложной ситуацией возникновения пожара на АЗС является возгорание нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках. Тушение таких пожаров основано на оценке возможных вариантов возникновения и развития пожара. Пожары в резервуарах характеризуются сложными процессами развития, как правило, носят затяжной характер и требуют привлечения большого количества сил и средств для их ликвидации.

Основным средством тушения пожаров в резервуарах является пена средней и низкой кратности, подаваемая на поверхность горючей жидкости. [13], Вместе с тем СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы" [12],допускает применение подслойного способа подачи пены, а также других способов и средств тушения пожаров в резервуарах, обоснованных результатами научно-исследовательских работ и согласованных в установленном порядке. Для тушения нефтепродуктов применяются отечественные и зарубежные пеногенераторы и пенообразователи, прошедшие сертификацию и имеющие рекомендации по их применению и хранению.

Боевые действия пожарного подразделений по тушению пожаров в резервуарах (резервуарном парке) должны быть организованы с учётом сложившейся обстановки.

При этом руководитель тушения пожара( РТП) в первую очередь должен:

1) Провести разведку пожара лично (и через оперативный штаб) и установить:

• количество нефтепродукта в горящем и соседних резервуарах (уровни налива), наличие водяной подушки, характер разрушения горящего резервуара, его обвязки;

• состояние горящего и соседних резервуаров, наличие угрозы смежным зданиям и сооружениям в случае вскипания, выброса или разрушения резервуара, определить пути возможного растекания нефти;

• наличие и состояние производственной и ливневой канализации, смотровых колодцев и гидрозатворов;

• наличие на объекте передвижных средств пожаротушения, вспомогательной техники, запасов пенообразователя и возможность его быстрой доставки с соседних объектов;

• состояние водоснабжения резервуарного парка, его водоотдачу, расстояние до других водоисточников. [14]

Подготовку пенной атаки следует проводить в возможно короткие сроки, так как увеличение глубины прогретого слоя нефти оказывает значительное влияние на тушение пожара, в силу необходимости увеличения нормативной интенсивности подачи пены. Кроме того, повышается опасность распространения пожара на соседние резервуары, возникает угроза вскипания, выброса нефти, образования «карманов»;

РТП лично контролирует ход подготовки пенной атаки, проверяет правильность расчётных данных на проведение пенной атаки. [13]

На основании выполненного анализа пожарной опасности технологического процесса АЗС оценки пожароопасных свойств веществ, хранящихся на АЗС, возможности образования взрывоопасных концентраций при сливе бензина из бензовозов в подземные емкости, образования опасных концентраций как на территории АЗС, в резервуарах и трубопроводах, АЗС представляет повышенную пожарную опасность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности

3 НПБ 107-97 Определение категорий наружных установок по пожарной опасности

4.ГОСТ 12.1.007-76* Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

5. ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

6. ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

7. ГОСТ 31565-2012 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

8. ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования

9. ГОСТ Р 53316-2009 Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания

10. ГОСТ Р 54808-2011 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов

11. Яценко П.П. Пожарная безопасность автозаправочных станций: учебное пособие. -Самара, 1998. - 61 с.

12. СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы"

13. Теребнев В.В. Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. -М.: ПожКнига, 2004.

-248 с.

14. Справочник руководителя тушения пожара. - М.: Стройиздат, 1987. - 288 с.

15. Шевцов С.А., Каргаишлов Д.В., Потеха C.B. Об экономической целесообразности применения современных средств обеспечения пожарной и промышленной безопасности объектов хранения нефтепродуктов // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф., посвященной Году гражданской обороны, Иваново, 18 апреля 2017 г. Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. - С. - 265-270.

УДК 656.13; 614.8-052

Е.В. Афанасьева ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

В статье представлены вопросы разработки и использования в системе МЧС России информационно-аналитической системы в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в качестве интеллектуального ресурса для разработки научно-обоснованных предложений по развитию системы оказания помощи пострадавшим в

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.