Научная статья на тему 'Повышение уровня безопасности АЗС на основе анализа риска'

Повышение уровня безопасности АЗС на основе анализа риска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
600
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ / ПОЖАРОВРЫВООПАСНОСТЬ / ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК / АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ / АНАЛИЗ РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьев Р.М.

В работе приводятся результаты исследований по разработке методического аппарата для проведения анализа риска автозаправочной станции (АЗС). Наличие большого количества дизельного топлива и бензина в емкостном оборудовании АЗС создает опасность возникновения пожара в случае утечки топлива и наличия источника воспламенения. Техническое состояние оборудования, находящегося столь длительное время в эксплуатации ухудшается вследствие протекания процессов коррозии, старения и усталости металла. Цель работы повышение уровня безопасности эксплуатации АЗС на основе анализа риска. Задачи исследования: провести анализ возможных сценариев развития аварийной ситуации на АЗС; построить «дерево отказов» пожара на АЗС; провести анализ развития аварийной ситуации с разработкой мероприятий по снижению величины риска. В ходе исследования проведен анализ возможного развития аварийной ситуации и сценариев ее развития. Построено «дерево отказов» возникновения пожара на топливозаправочный пункт (ТЗП) Южной автоколонны Краснодарского управления технологического транспорта и спецтехники (КУТТ и СТ) ООО «Газпром трансгаз Краснодар». Проведен анализ «дерева отказов» и разработан комплекс мероприятий по снижению величины риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня безопасности АЗС на основе анализа риска»

пребыванием людей, а также научиться правильно применять полученные знания в практических условиях.

Таким образом, реализация разработанного УТК в учебном процессе подготовки специалистов МЧС России позволит:

- повысить уровень знаний и умений специалистов в области пожарной безопасности при действиях по тушению пожаров;

- снизить количество погибших и пострадавших при чрезвычайных ситуациях путём повышения уровня знаний взрослого населения основам действий при ЧС, вызванных пожарами;

- снизить затраты на подготовку высококвалифицированных пожарных и спасателей;

- унифицировать учебные и методические материалы, установив требуемый уровень качества обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Овсяник А.И., Белщкий В.И., Аглиуллин Р.И. Концепция создания системы дистанционного обучения МЧС России для подготовки специалистов в области пожарной безопасности. "Пожарное и спасательное дело№6 /2010";

2. Алексеик Е.Б. и др. Организация различных форм обучения сотрудников и специалистов МЧС России с применением дистанционных образовательных технологий: учебное пособие/ Под общей редакцией В.С.Артамонова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2011. - 140 с.

3. Программа подготовки личного состава подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Утверждена заместителем Министра МЧС России генерал-лейтенантом внутренней службы О.В. Баженовым 18.11.2016 г. № 2-4-71-66-18, г. Москва.

УДК 614.842.8:625.748.54(571.17) P.M. Артемьев

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ АЗС НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РИСКА

В работе приводятся результаты исследований по разработке методического аппарата для проведения анализа риска автозаправочной станции (АЗС). Наличие большого количества дизельного топлива и бензина в емкостном оборудовании АЗС создает опасность возникновения пожара в случае утечки топлива и наличия источника воспламенения. Техническое состояние оборудования, находящегося столь длительное время в эксплуатации ухудшается вследствие протекания процессов коррозии, старения и усталости металла. Цель работы - повышение уровня безопасности эксплуатации АЗС на основе анализа риска. Задачи исследования: - провести анализ возможных сценариев развития аварийной ситуации на АЗС; построить «дерево отказов» пожара на АЗС; провести анализ развития аварийной ситуации с разработкой мероприятий по снижению величины риска. В ходе исследования проведен анализ возможного развития аварийной ситуации и сценариев ее развития. Построено «дерево отказов» возникновения пожара на топливозаправочный пункт (ТЗП) Южной автоколонны Краснодарского управления технологического транспорта и спецтехники (КУТТ и CT) ООО «Газпром трансгаз - Краснодар». Проведен анализ «дерева отказов» и разработан комплекс мероприятий по снижению величины риска..

Ключевые слова: автозаправочная станция, пожароврывоопасность, техногенный риск, аварийная ситуация, анализ риска.

KM. Artemyev

SAFETY LEVEL INEREASE OF GAS STATION ON THE BASIS OF RISK ANALYSIS

The results of researches on methodical device development to carry out the analysis of risk at gas station are given in this work. A large amount of diesel fuel and gasoline in the capacitor equipment, existing at a gas station, creates risk of fire in case of fuel leakage and existence of ignition source. Now days there is a constant growth of gas station quantity, so the threat of possible technogenic character emergency in densely populated areas in Krasnodar region increases. At present moment more than half of park equipment have been operating more that 20 years and their period of use is the same. The purpose of this work is to increase safety level of gas station operation on the basis of risk analysis. Some research problems are: to carry out the analysis of possible scenarion to develop an emergency at gas station; to construct "a tree of refusals" of fire at gas station; to carry out emergency development analysis to decrease rick size. Thus the research have covered the following points: analysis of possible emergency development and scenarion of its action; "the tree of refusals" of fire emergence on fuelling point (FP), in Southern motorcade of Krasnodar technological transport and special equipment department, which is constructed by LLG Gazprom Transgaz - Krasnodar. The analysis of this " tree of refusals" was carried out and the complex of actions to decrese a rick size was developed.

Keywords: gas station, technogenic rick, emergency, analysis of risk, fire emergency

(danger of fire).

Обеспечение безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера является одной из приоритетных задач общества вообще, а среди техногенных ЧС, в частности, наиболее опасными являются взрывы и пожары на АЗС и хранилищах топлива. Особую проблему для крупных городов представляют выбросы паров топлива на нефтебазах и автозаправочных станциях (АЗС) при заправках резервуаров — так называемые «большие дыхания».

Годовые потери нефтепродуктов от «больших дыханий» составляют по нефтеперерабатывающей отрасли России примерно 270 тыс. т, в том числе более 140 тыс. т на автозаправочных станциях. Кроме того, взрывы паровоздушных смесей (ПВС) на АЗС и хранилищах в России часто приводили к разрушениям зданий и поражению людей. Из-за отсутствия эффективных технологий снижения выбросов паров в атмосферу при хранении топлива на АЗС и хранилищах высока опасность пожаров и взрывов ПВС при «больших дыханиях» емкостей на АЗС и хранилищах. В связи с этим актуальной является разработка технологии, снижающей выбросы ПВС и повышающей безопасность АЗС при хранении жидкого углеводородного топлива. Другой не менее важной проблемой в обеспечении безопасности хранения жидкого углеводородного топлива является своевременное диагностика и оценка безопасного состояния оборудования (резервуары и трубопроводы). В настоящее время в стране эксплуатируется более половины парка оборудования со сроком службы более 20 лет. Техническое состояние оборудования, находящегося столь длительное время в эксплуатации ухудшается вследствие протекания процессов коррозии, старения и усталости металла.

Вместе с тем для этого оборудования увеличивается вероятность его катастрофического разрушения. В свете изложенного, вопросы анализа риска аварий на АЗС, тема настоящего исследования весьма актуальна. Цель работы - повышение уровня безопасности эксплуатации АЗС на основе анализа риска. Задачи исследования: - провести анализ возможных сценариев развития аварийной ситуации на АЗС; - провести анализ риска возможных аварийных ситуаций на АЗС с использованием графоаналитического метода «дерево отказов»; - провести анализ развития аварийной ситуации с разработкой мероприятий по снижению величины риска. События, способные привести к возникновению аварии (нарушение герметичности технологической системы, выход опасного вещества в

окружающее пространство) могут быть разделены на две основные группы:

События 1-ой группы - события, которые могут привести к нарушению нормального технологического режима АЗС. Например: болезненное наркотическое состояние работника АЗС; износ материалов, деталей оборудования, крепежа, прокладок, сальников и т.д.; выход из строя средств защиты от статического электричества и вторичных проявлений молний; неисправность дыхательного клапана.

События 2-ой группы - аварийные ситуации нарушения нормального технологического режима или состояния оборудования, приводящие к тому, что герметичность технологической системы может быть нарушена (Например: переполнение резервуаров, баков автотранспорта; эксплуатация негерметичного насоса топливор аз даточной колонки; включение в работу негерметичных участков трубопровода и т.д.). Эти события предшествуют разгерметизации технологического оборудования (собственно аварии).

Авария уровня А - авария, развитие которой не выходит за пределы рассматриваемого технологического блока.

Авария уровня Б - авария, развитие которой выходит за пределы рассматриваемого технологического блока, но ограничена территорией АЗС.

Авария уровня В - авария, развитие которой выходит за пределы, ограниченной территорией АЗС. Загорание нефтепродуктов всегда начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом.

Первоначальная вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для полного его сгорания. На основе анализа технологической схемы АЗС и с учетом физикохимических свойств веществ необходимо провести оценку параметров возможного взрыва, пожара, характеристику токсического заражения с определением зон поражения и количеством возможных жертв. Оценку можно провести по известным методикам, которые позволяют с достаточной точностью определить возможные последствия аварийных ситуаций на АЗС.

Выделяем два типовых сценария развития аварии на АЗС. Первый сценарий предусматривает полное разрушение емкости с полным высвобождением хранимого в нем пожаровзрывоопасного вещества.

Причинами разрушения емкости могут быть различные инициирующие события, вызванные как внутренними, так и внешними факторами, например, землетрясение и подвижки земной поверхности, падение самолета и других летательных аппаратов, диверсии и террористические акты, тепловой удар и гидравлический разрыв. Согласно европейской статистике вероятность этих событий является величиной порядка 10-8, поэтому данный сценарий аварии в дальнейшем не рассматривается [3].

Второй сценарий предусматривает локальное разрушение установок с ЛВЖ или ГЖ. Расчет производится для трех вариантов: - пожар-вспышка при локальном выходе продукта из емкости; - пожар пролива ЛВЖ или ГЖ; - "огненный шар" при разрыве емкости с веществом под давлением. Для проведения анализа последствий аварийных ситуаций требуется определить количество и площадь разлива вещества, массу парогазового облака, параметры взрывного воздействия на окружающие объекты, теплового воздействия пожара пролива и огненного шара.

Анализ данных результатов показывает, что наиболее опасным поражающим фактором является ударная волна, а наиболее опасным источником аварий - автоцистерны (вследствие больших объемов веществ подземные резервуары представляют наибольшую опасность). Поражающий фактор огненного шара резко ослабевает при удалении от границы, очерчиваемой его эффективным радиусом, и для людей находящихся на поверхности даже непосредственно под огненным шаром поражение редко бывает 100%-ым. Вместе с тем опасность огненного шара заключается в возможности аварии с образованием эффекта Домино [4].

В качестве объекта исследования выбран топливозаправочный пункт (ТЗП) Южной

автоколонны Краснодарского управления технологического транспорта и спецтехники (КУТТ и СТ) ООО «Газпром трансгаз - Краснодар» размещен в п. Южный Краснодарского края, улице Северная 4 на территории автоколонны. ТЗП предназначен для приема, хранения и заправки транспортных средств, принадлежащих КУТТ и СТ ООО «Газпром трансгаз -Краснодар» дизельным топливом и бензином. Мощность ТЗП - 110 заправок в сутки. ТЗП Южной автоколонны КУТТ и СТ ООО Газпром трансгаз - Краснодар» представляет собой блочно-контейнерную АЗС с расположением резервуаров в блоке АЗС, введенную в эксплуатацию в 2003 году. Все возможные аварийные пожароопасные ситуации разделены на три типа по стадиям технологического процесса, а именно ситуации возникающие при приеме, хранении и выдачи топлива потребителям. Аварийные ситуации на ТЗП могут возникнуть в результате разгерметизации оборудования по причинам, которые можно условно объединить в три взаимосвязанные группы. Эти группы характеризуются:

1. Отказами (неполадками) оборудования;

2. Ошибочными действиями персонала и клиентов;

3. Внешними воздействиями техногенного или природного характера.

Из перечисленных выше причин возникновения аварийных ситуаций инициирующим событием может быть любая причина. Анализ опасностей проводился на основании схемы анализа вероятных моделей возникновения и развития аварий на автозаправочной станции с использованием графоаналитического метода «дерево отказов». Вероятности возникновения пожара, прогнозируемого для ТЗП Южной АТК по результатам анализа «дерева отказов», составила р = 8,18 ■ 10~8 , что значительно превышает величину приемлемого риска. Для снижения вероятность возникновения пожара на ТЗП Южной АТК согласно «дереву отказов» предложены следующие мероприятия:

- проведение инструктажей для операторов (снижение вероятности ошибок персонала

-12);

- проведение технического обслуживания оборудования (снижение вероятности неисправного оборудования - 5,10,13)

- повышение квалификации рабочих (снижение вероятности ошибок персонала - 11). Таким образом, на основании анализа возможного развития аварийной ситуации на АЗС построено «дерево отказов» пожара на ТЗП Южной АТК и разработан комплекс мероприятий, направленных на снижение величины риска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коваленко В.Г. Автозаправочные станции: Оборудование. 2. ГОСТ 12.1.044-89 ССБТ/ Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения: -Введ. 01.01.91. -М.: Гос. комитет по стандартам, 1991. - 156 с.

3. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования: - Введ. 01.07.92. -М.: Гос. комитет по стандартам, 1992. - 108 с.

4. Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов: РД 08-120-96: утв. Госгортехнадзором России 12.07.96. - М.: НТЦ «Промышленная безопасность», 1996. - 28 с.

5. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов: утв. Госгортехнадзором России 10.07.01. - М.: НТЦ «Промышленная безопасность», 2001. - 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.