Научная статья на тему 'Теории риска в вопросах размещения автозаправочных станций'

Теории риска в вопросах размещения автозаправочных станций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ТЕОРИЯ EQ УРОВЕНЬ РИСКА СТАНЦИЙ / АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ / EQ КОТОРЫХ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / АВТОМОБИЛЬНАЯ EQ КУБИЧЕСКИХ ДОРОГА ПОСЛЕДСТВИЯ / РИСК EQ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЛЕДУЮЩЕЕ ПОЖАРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломов И.В., Анисимов С.Ю.

Выполнен анализ основных положений Федерального закона Российской Федерации № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Проведен анализ расположения нескольких автозаправочных станций с подземными резервуарами на предмет соответствия противопожарным расстояниям. Предложен математический аппарат оценки вероятности распространения пожара по причине недостаточного расстояния от автозаправочных станций до объекта с использованием теории риска. Предложены мероприятия по снижению риска распространения пожара. eq Ключевые территориях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теории риска в вопросах размещения автозаправочных станций»

Для определения риска определенного ущерба (например, поражения персонала тепловым излучением) каждый сценарий (ветвь дерева событий) должен быть детализирован с точки зрения вероятностей реализации в точках ветвления, а также количественной оценки последствий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ (ред. от 10.07.2012 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

2. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №116-ФЗ (ред. от 04.03.2013 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2013 г.)

3. Методические указания по проведению анализа риска производственных объектов РД 03-418-01, утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 года №30;

4. ПБ 03-517-02 «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».

5. ПБ 09-170-97. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств;

6. НПБ 111-98*. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности;

7. СП 156.13330.2014. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности (утв. Приказом МЧС России от 5 мая 2014 г. № 221).

8. Оценка пожарного риска автозаправочных станций и разработка способов его снижения. Диссертация кандидата технических наук Гордиенка Д.М., 2001;

9. Горский В.Г., Курочкин В.К, Дюмаев КМ, Новосельцев В.Н., Браун Д.Л. Анализ риска - методологическая основа обеспечения безопасности химико-технологических объектов // Российский химический журнал, 1994, т. 38, №2. - С. 54-61;

10. Шевчук А.П., Косачев A.A., Гуринович Л.В., Иванов В.А. Оценка риска воздействия опасных факторов пожара на персонал промышленного объекта и население прилегающих к нему жилых зон // Пожаровзрывобезопасность, 1997, № 4;

УДК 614.8

И.В. Ломов, С.Ю. Анисимов

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

ТЕОРИИ РИСКА В ВОПРОСАХ РАЗМЕЩЕНИЯ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Выполнен анализ основных положений Федерального закона Российской Федерации № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Проведен анализ расположения нескольких автозаправочных станций с подземными резервуарами на предмет соответствия противопожарным расстояниям. Предложен математический аппарат оценки вероятности распространения пожара по причине недостаточного расстояния от автозаправочных станций до объекта с использованием теории риска. Предложены мероприятия по снижению риска распространения пожара.

Ключевые слова: Теория риска, автозаправочная станция, технический регламент, автомобильная дорога, риск распространения пожара.

I. V. Lomov, S. Yu. Anisimov

RISK THEORY ON ISSUES OF ACCOMMODATION OF GAS-FILLING STATIONS

The analysis of the main provisions of the Federal law of the Russian Federation № 123-FZ "Technical regulations on fire safety requirements". The analysis of the location of several gas stations with underground tanks for compliance with fire distances. The mathematical apparatus for estimating the probability of fire propagation due to the insufficient distance from gas stations to the object using the theory of risk is proposed. Measures to reduce the risk of fire spread are proposed.

Key words: Theory of risk, a petrol station, a technical regulation, a motor road, the risk of spread of the fire.

Введение

На территории Российской Федерации с 1 мая 2009 года в целях обеспечения выполнения закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который принят для «... защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной

безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения» [1,2].

Федеральный закон № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 2) включает основные понятия, такие как:

- пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей;

-допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;

- индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара;

- социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара;

- производственные объекты - объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи [1].

В статье 6 данного закона одним из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности является, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом.

В статье 93 приводятся нормативные значения пожарного риска для производственных объектов, а именно:

1. Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год.

2. Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год.

3. Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год.

4. Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год [ 1 ].

Постановка задачи

Исходя из приведенных выше определений, к производственному объекту можно отнести и автозаправочные станции (АЗС). Статья 71 данного Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» посвящена определению противопожарных расстояний от зданий, сооружений и строений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты [1].

АЗС является стационарным источником загрязнения атмосферы парами бензина, дизельного топлива и их составляющими: бензолом, ксилолом и т.п., а также продуктами сгорания моторного топлива: оксидом и диоксидом азота, оксидом углерода, диоксидом серы и т.п. В настоящее время возросло количество необоснованно размещенных и построенных автозаправочных станций. Как правило, размещение АЗС осуществляется без инженерно-технического сопровождения и без учета экономического сравнения вариантов, в результате ошибок они наносят большой вред окружающей среде. В связи с тем, что АЗС обычно располагают на примыканиях к автомобильным дорогам общего назначения, то задачи охраны окружающей среды следует решать комплексно, оценивая совместное воздействие их и автотранспорта на прилегающие территории [ 1 ].

Согласно статье 71 Федерального закона противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в табл.

Таблица 1

Противопожарные расстояния от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива

до граничащих с ними объектов

Наименования объектов, до которых определяются противопожарные расстояния

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных организаций Лесничества (лесопарки) с лесными насаждениями:

- хвойных и смешанных пород

- лиственных пород

Жилые и общественные здания Места массового пребывания людей

Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

Противопожарные

расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами, метры

15

25 10 25 25

18

Противопожарные расстояния от

автозаправочных станций с надземными резервуарами, метры

общей вместимостью более 20 кубических метров 25

40 15 50 50

30

общей вместимостью не более 20 кубических метров 25

30 12 40 50

20

Торговые киоски 20 25 25

Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части): -1, II и III категорий 12 20 15

- IV и V категорий 9 12 9

Маршруты электрифицированного 15 20 20

городского транспорта (до контактной сети)

Железные дороги общей сети (до 25 30 30

подошвы насыпи или бровки выемки)

Очистные канализационные 15 30 25

сооружения и насосные станции, не относящиеся к автозаправочным станциям

Технологические установки - 100

категорий АН, БН, ГН, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности Склады лесных материалов, 20 40 30

торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

Методы решения

В данной статье предлагается рассматривать АЗС как объект дорожной инфраструктуры и, в соответствии с Федеральными законами №184-ФЗ «О техническом регулировании» и №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", устанавливать риск распространения пожара по причине недостаточного расстояния от АЗС до объекта с использованием теоретико-вероятностного подхода, созданного научной школой профессора Столярова В.В [3,4].

Предлагаемое в данной статье понятие «риск распространения пожара по причине недостаточного расстояния от АЗС до объекта» (как опасность пожарного риска) является качественной инженерной характеристикой в системе координат поверхности Земли и имеет следующее математическое толкование [5]:

N общ

Где г - вероятность нежелательного события, представляющая собой риск потенциальной опасности; Ыпож - количество возникших пожароопасных ситуаций по причине недостаточного расстояния от АЗС до объекта; 1Ч)Гиц - общее количество возможных опасных ситуаций на данной территории.

Используя теорию риска, вероятность распространения пожара по причине недостаточного расстояния от АЗС до объекта можно установить по зависимости:

г = 0,5 - ф х ( ] (2)

\л1а1ф+

где Ьф - фактическое среднее расстояние от АЗС до объекта, м; ег^ф- среднее квадратическое отклонение фактического расстояния от АЗС до объекта, м; Ькр -критическое расстояние от АЗС до объекта, при котором вероятность нежелательного последствия равна 50%, м; аЬкр

- среднее квадратнческое отклонение критического расстояния от АЗС до объекта, м; Ф(м) - функция Лапласа.

Показатели Ьф , аьф- и определяют в результате статистических расчетов по достаточному числу замеров (п) расстояний от АЗС до объекта ( Ь; ). Используя стандартный метод математической статистики, устанавливают среднее значение фактического расстояния от АЗС до объекта (Ьф), и характеристики неоднородности:

среднее квадратнческое отклонение (аьф) и коэффициент вариации С^':

Уп] ■

Ч = Цг (3)

=те* (4)

СН = ^ (5)

В результате проведения экспериментальных исследований установили, что Ь

коэффициент вариации фактического расстояния от АЗС до объекта колеблется в

основном от 0,10 до 0,15. Среднее квадратнческое отклонение критического расстояния от АЗС до объекта (сг^|ф) устанавливается по зависимости:

°1,кр = Р х ^кр (6)

Где СуК]) - коэффициент вариации параметра Ькр.

При определении параметра С^кр учитывали, что распространение пожара при критическом расстоянии от АЗС до объекта должно обладать той же однородностью исходных параметров, что и распространение пожара при фактическом расстоянии от АЗС до объекта. То есть

Сукр = (7)

Критическое расстояние ( Ькр ) устанавливается по формулам: - при СуКр =£0,2

25Х(4КР)2-1

Х(ЛдОП 25 Х(Тд0П) £доп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1кр 25х(4кр)2-1

при СуКр = 0,2

(8)

1 _ ¿доп 25 ХСГдоп

КР ~~ 2ХЬ ^ '

где Ьд0п - допустимое противопожарное расстояние, м, устанавливаемое по табл. 1; Одоп - среднее квадратнческое отклонение допустимого противопожарного расстояния, м, определяемое по формуле:

°доп = Х ^доп (10)

где Сул'"п - коэффициент вариации допустимого противопожарного расстояния. В области строительства принято допускать

с;доп= 0,05.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ;

3. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ;

4. Столяров В.В. Проектирование автомобильных дорог с учетом теории риска / В. В. Столяров // Части 1, 2,- Саратов: СГТУ, 1994 - 184 е., - 232 е.;

5. Кочетков А.В. Новые инструментальные средства изыскания и проектирования объектов транспортного строительства/ А.В.Кочетков, Б. В. Ермолаева, А. В. Ермолаев, Б. А. Мырзахметов // Вестник СГТУ. - 2010. - № 1 (44). - С. 189 - 194.

УДК 614.8

А.Е. Лукин, С. О. Потапова

Воронежский институт - ФГБОУ ВО филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

АНАЛИЗ ОПАСНОСТЕЙ И РИСКА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕВАТОРА

В статье рассмотрены: вопросы опасностей при эксплуатации объектов мукомольного производства; перечень опасных производственных факторов на площадке элеватора; зоны действия основных опасных поражающих факторов при авариях на элеваторах; представлен вероятный сценарий воздействия и развития аварии при образовании пылевоздушной смеси.

Ключевые слова: элеватор, пожаровзрывоопасность, пылевоздушная смесь, источники зажигания, опасные поражающие факторы.

А.Е. Lukin, S.O. Potapova

ANALYSIS OF HAZARDS AND RISK DURING OPERATION OF THE ELEVATOR

The article deals with: the issues of hazards in the operation of flour production facilities; the list of hazardous production factors at the Elevator site; the zone of action of the main hazardous factors in accidents at elevators; the probable scenario of the impact and development of the accident in the formation of dust-air mixture.

Key words: elevator, fire and explosion hazard, dust mixture, ignition sources, dangerous damaging factors.

Опасности при эксплуатации элеваторов Наряду с опасностями общего характера (наличие горючих продуктов - пыли зерновой, высокий уровень шума, наличие движущихся узлов машин, эксплуатация и ремонтное обслуживание оборудования, наличие электрических устройств напряжением 380/220 В и др.) технологический процесс на элеваторе имеет ряд специфических опасностей, которым может

подвергаться обслуживающий персонал.

Наиболее важной специфической опасностью для элеватора является наличие пылевоздушных смесей. Все транспортные и технологические процессы сопровождаются значительным выделением органической пыли. В производственных условиях пыль находится в двух состояниях: во взвешенном аэрозольном (в воздухе) и в осевшем. Ежесменная пылеуборка в помещениях элеватора позволяет пренебречь пылеотложениями на полу, стенах и других помещений.

Возможность воспламенения и взрыва горючей пыли зависит от дисперсности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.