Научная статья на тему 'Анализ пожарной опасности на автозаправочных станциях России и Иркутской области'

Анализ пожарной опасности на автозаправочных станциях России и Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2535
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАР / СТАТИСТИКА / АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ / ПОЖАРООПАСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FIRE / STATISTICS / GAS STATION / FIRE-DANGEROUS EQUIPMENT / REQUIREMENTS / FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тимофеева Светлана Семеновна, Фурманова Светлана Сергеевна

Проведён анализ динамики количества пожаров, зависимости прямого ущерба от пожаров, числа травмированных и погибших людей при всей совокупности пожаров и при пожарах на автозаправочных станциях страны и Иркутской области за период 2006-2011 гг. Определено наиболее пожароопасное оборудование, аварии которого могут сопровождаться серьезными последствиями. Предложен комплекс мероприятий, позволяющий избежать пожаров и загораний на территории АЗС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE HAZARD ANALYSIS AT GAS STATIONS OF RUSSIA AND IRKUTSK REGION

The paper presents the analysis of the dynamics of number of fires, the dependence of direct damage from fires, the number of injured and dead people in the totality of fires, and the fires at gas stations of Russia and the Irkutsk region from 2006 to 2011. The authors identify the most fire-dangerous equipment, whose failures cause serious consequences, and propose a complex of measures to reduce fires and ignitions at gas stations.

Текст научной работы на тему «Анализ пожарной опасности на автозаправочных станциях России и Иркутской области»

специфические проявления, определяя стадии развития выявленных деформаций в натурных условиях, можно определить основной механизм смещений, тип

оползня, что важно для разработки противооползневых мероприятий.

Библиографический список

1. Современная экзогеодинамика юга Сибирского региона / Ю.Б.Тржцинский [и др.]. Иркутск: Институт земной коры СО РАН, 2007. 155 с.

2. Попов И.В. Инженерная геология. М.: МГУ, 1959. 509 с.

3. Золотарев Г.С. Инженерная геодинамика. М.: МГУ, 1983. 328 с.

4. Геологический словарь: в 2 х т. / под ред. К.Н.Паффенгольца и др.. М.: Недра, 1978.

5. Емельянова Е.П. Основные закономерности оползневых процессов. М.: Недра, 1972. 308 с.

6. Маслов Н.Н., Котов М.Ф. Инженерная геология. М.: Строй-издат, 1972. 340 с.

7. Сергеев Е.М. Инженерная геология. 2-е изд. М.: МГУ, 1982. 248 с.

8. Постоев Г.П. Основные характеристики и признаки проявлений оползней // Геоэкология. 2010. № 2. С. 140-148 с.

9. Кюнтцель В.В. Закономерности оползневого процесса на европейской территории СССР. М.: Недра, 1980. 213 с.

10. Varnes D.J., / Landslide types and processes //. Landslides and engineering practice, HRB, special rept., 1958, 20-47 p.

11. Оползни. Исследование и укрепление / под ред. Р.Шустер и Р.Кризик. М.: Мир, 1981. 368 с.

12. Овчинников Г.И., Павлов С.Х., Тржцинский Ю.Б. Изменение геологической среды в зонах влияния ангаро-енисейских водохранилищ. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1999. 252 с.

13. Пальшин Г. Б., Тржцинский Ю.Б. Оползни в скальных и полускальных породах на склонах Южного Приангарья // Геология и геофизика. 1964. № 6. С. 97-108.

14. Тржцинский Ю.Б. Эволюция инженерно-геологических условий в зонах влияния водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада ГЭС: автореф. ... докт. геол.-минералог. наук. Иркутск, 1994. 48 с.

15. Демьянович Н.И. Прогноз оползней на ангарских водохранилищах // Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1976. 86 с.

16. Солифлюкционные оползни побережья острова Ольхон / Е.А.Козырева, А.А.Рыбченко, Т.Щипек, В.А.Пеллинен // Вестник ИрГТУ. 2011. № 4. С. 41 -49.

УДК 614.84:31

АНАЛИЗ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

С.С.Тимофеева1, ^С.Фурманова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведён анализ динамики количества пожаров, зависимости прямого ущерба от пожаров, числа травмированных и погибших людей при всей совокупности пожаров и при пожарах на автозаправочных станциях страны и Иркутской области за период 2006-2011 гг. Определено наиболее пожароопасное оборудование, аварии которого могут сопровождаться серьезными последствиями. Предложен комплекс мероприятий, позволяющий избежать пожаров и загораний на территории АЗС. Ил. 3. Табл. 3. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: пожар; статистика; автозаправочная станция; пожароопасное оборудование; пожарная безопасность.

FIRE HAZARD ANALYSIS AT GAS STATIONS OF RUSSIA AND IRKUTSK REGION S.S.Timofeeva, S.S. Furmanova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The paper presents the analysis of the dynamics of number of fires, the dependence of direct damage from fires, the number of injured and dead people in the totality of fires, and the fires at gas stations of Russia and the Irkutsk region from 2006 to 2011. The authors identify the most fire-dangerous equipment, whose failures cause serious consequences, and propose a complex of measures to reduce fires and ignitions at gas stations. 3 figures. 3 tables. 10 sources.

Key words: fire; statistics; gas station; fire-dangerous equipment; requirements; fire safety.

Пожары в России - это традиционное национальное бедствие еще с исторических времен. Следует отметить, что в Советской России проблема пожарной

безопасности так и не была решена, что подтверждается большим количеством пожаров в бывшем СССР. В современной России эта проблема также актуальна.

1Тимофеева Светлана Семеновна, доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: (3952) 405671.

Timofeeva Svetlana, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Industrial Ecology and Life Safety, tel.: (3952) 405671.

Фурманова Светлана Сергеевна, магистрант, e-mail: [email protected] Furmanova Svetlana, Undergraduate, e-mail: [email protected]

Как свидетельствует официальная мировая пожарная статистика [1], современная Россия находится на одном из лидирующих мест по количеству погибающих и травмируемых людей от воздействия на них опасных факторов пожара (ОФП). Если в России на 1 млн человек населения ежегодно от воздействия ОФП погибает около 100 чел., то, например, в Германии - 7,9; Великобритании - 12,7; США - 16,7; Франции - 10,3. При этом более 80% погибающих и травмируемых людей - в жилых помещениях. Хотя в производственных помещениях, естественно, людей от воздействия ОФП погибает и травмируется намного меньше, однако отрицательный социальный эффект от этих пожаров в обществе имеет большое значение [2].

Вопросы пожарного обеспечения в стране стоят довольно остро. Особенно если сравнивать нашу и зарубежную статистику (табл. 1,2).

Кроме того, при пожарах и взрывах на промышленных предприятиях уничтожается большое количество материальных ценностей (по имеющимся данным пожары приносят ежегодно России убытки в сумме до 1% ее внутреннего валового продукта - ВВП).

Пожарная безопасность технологических процессов производств в современной России также является весьма актуальной проблемой, так как в стране происходит реструктуризация всей производственной сферы, которая, двигаясь к рыночным отношениям, приспосабливаясь к потребителю, переходит от преимущественно крупных предприятий к небольшим -мелким и средним. Эта трансформация переходного периода связана с появлением новых технологических процессов, которые зачастую обладают повышенной пожаровзрывоопасностью.

Устойчивая тенденция роста автомобильного парка страны заставляет динамично развивать сектор экономики, связанный с эксплуатацией всех типов автозаправочных станций (АЗС).

АЗС - это оборудованный комплекс, расположенный на придорожной территории. Сеть АЗС представляет собой подсистему нефтепродуктообеспечения (НПО), выполняющую функции приема, хранения и отпуска нефтепродуктов и сопутствующих товаров (услуг) конечным потребителям [3].

Таблица 1

Среднее число пожаров в год в странах мира (начало XXI века)_

Номер группы Среднее число пожаров в год Число стран Страны

1 1,5-1,6 млн 1 США

2 От 100 до 600 тыс. 11 Великобритания, Франция, Аргентина, Россия, Польша, Китай, Индия, Бразилия, Италия, Мексика, Австралия

3 От 20 до 100 тыс. 25 Япония, Индонезия, Турция, Канада, ЮАР, Малайзия, Нидерланды, Украина, Испания, Иран и др.

4 От 10. до 20 тыс. 20 Таиланд, Алжир, Узбекистан, Румыния, Казахстан, Куба, Чехия, Бельгия, Сербия, Дания, Финляндия и др.

5 От 5 до 10 тыс. 15 Ирак, Шри-Ланка, Сирия, Тунис, Словакия, Грузия, Сингапур, Хорватия, Филиппины и др.

Всего 72 Остальные 150 стран имеют, как правило, существенно меньше 5 тыс. пожаров в год

Таблица 2

Среднее число погибших при пожарах людей в год в странах мира (начало XXI века)_

Номер группы Число жертв пожаров в год Число стран Страны

1 Более 10 тыс. 1 Россия

2 От 4 до 10 тыс. 1 Индия

3 От 1 до 4 тыс. 6 США, Китай, Беларусь, Украина, ЮАР, Япония

4 От 0,2 до 4 тыс. 20 Великобритания, Германия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Турция, Иран, Корея, Испания, Польша, Канада, Узбекистан, Румыния, Казахстан, Литва, Латвия, Филиппины и др.

5 От 0,1 до 0,2 тыс. 13 Австралия, Шри-Ланка, Чехия, Венгрия, Швеция, Болгария, Молдова и др.

Всего 41 Остальные 180 стран имеют, как правило, меньше 100 жертв (от 0 до нескольких десятков чел. в год)

АЗС являются объектами повышенной пожаро-взрывоопасности, что обусловлено значительным объемом хранящегося моторного топлива (МТ), наличием оборудования, работающего как при атмосферном, так и при повышенном давлении, особенностями ведения технологических операций, связанных с приемом, хранением и выдачей МТ, возможностью расположения АЗС в черте плотной застройки населенного пункта, а также возможностью проявления субъективных факторов, вызванных неадекватным поведением водителей автотранспортных средств или других лиц. Высокая вероятность возникновения пожаров на АЗС определяется частыми утечками топлива или его паров в местах с высокой вероятностью наличия источника зажигания [4, 5].

Для АЗС характерны следующие виды аварий:

- Пожар пролива - горение проливов жидких продуктов - диффузионное горение паров ЛВЖ и ГЖ в воздухе над поверхностью жидкости.

- Огненный шар - диффузионное горение плотных, слабо смешанных с воздухом парогазовых облаков в открытом пространстве.

- Взрыв - детонационное горение - сгорание предварительно перемешанных газо- или паровоздушных облаков со сверхзвуковыми скоростями в открытом пространстве или в замкнутом объеме.

- Хлопок - вспышка, волна пламени, сгорание предварительно перемешанных газо- или паровоздушных облаков с дозвуковыми скоростями в открытом или замкнутом пространстве.

Наибольшей пожарной опасностью характеризуются следующие технологические операции, осуществляемые на АЗС:

1) прием нефтепродукта из автоцистерны в резервуары;

2) хранение нефтепродуктов в резервуарах;

3) отпуск нефтепродуктов ТРК;

4) транспорт нефтепродуктов по трубопроводам.

На каждой из данных стадий технологического

процесса можно соответственно выделить наиболее опасное оборудование:

1) автоцистерны;

2) резервуары;

3) топливораздаточные колонки;

4) технологический трубопровод и насосы.

Опасность оборудования в значительной степени

определяется его надежностью. Данные о вероятности отказов указанного оборудования приведены в табл. 3.

Наиболее пожароопасным оборудованием, аварии которого могут сопровождаться разливом топлива на территории АЗС, испарением жидкости с образованием взрывоопасных паровоздушных облаков, являются АЦ.

На основе статистических данных проведем сравнительный анализ динамики пожаров, произошедших в России и Иркутской области, а также выделим пожары, зафиксированные на АЗС в целом в Российской Федерации и в частности в Иркутской области за период 2006-2011 гг. (рис.1).

Таблица 3

Вероятности отказов технологического оборудования АЗС_

Наименование технологического оборудования Характер отказа Вероятность отказа Масштабы выброса опасных веществ

Технологический трубопровод Разгерметизация 5■ 10-3 на 1000 м трубопровода в год [6] Объем выброса, равный объему трубопровода, ограниченного арматурой, с учетом поступления из соседних блоков за время перекрытия потока

Разрыв 1,4-10"6..Д2-10"9 на 1 м трубопровода в год при диаметре трубопровода 50... 1200 мм [7]

Насос (центробежный) Разгерметизация с последующим истечением жидкости или двухфазной среды 5 ■ 10-3 на 1 км год [6] Объем, вытекший через торцевые уплотнения или разрушенный узел за время перекрытия потока

Резервуар Полное разрушение 10-5 в год [6] 5 ■ 10-6 в год [7] Полное содержимое резервуара

Частичное разрушение 10-4 в год [6] Объем, вытекший через отверстие диаметром 25 мм за время перекрытия потока

Автомобильная цистерна Разрыв соединительных рукавов при сливе (наливе) 3 2 10" на 1 заправку, 10" на 1 шланг (рукав) в год [6] Объем, вытекший через сливное отверстие за время перекрытия потока

2 250000 о 200000 | 150000

0 <о

I-

и

01 т

е; о ас

100000 50000 0

«й-

50

а 40 л

о 30

0 ш н

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01 т

е; о ас

20

10

200б20072008

2009

2010

2011

Года

Года

0

в) г)

Рис. 1. Динамика пожаров: а - по России в целом; б - на АЗС России; в - по Иркутской области в целом;

г - на АЗС Иркутской области

Из диаграммы видно, что в последние годы мы наблюдаем в России и Иркутской области устойчивую тенденцию снижения количества пожаров. Ежегодно их становится меньше в среднем на 5 процентов.

За период с 2006 по 2011 г. в России зарегистрировано 206 пожаров на АЗС, в Иркутской области - 4 (1,94 % от пожаров на АЗС по всей стране). Из представленной гистограммы видно, что количество пожаров на АЗС по России циклично и в среднем частота их возникновения составляет величину примерно 34,31/год, но в последние годы замечена тенденция снижения числа пожаров на АЗС.

На рис.2 приведены материальные потери от пожаров на исследуемых объектах. Из представленных графиков наблюдается периодическая ежегодная тенденция соответственно на увеличение и снижение прямого ущерба от пожаров на АЗС и по стране в целом. Максимальный ущерб - в 2010 году. Минимальный ущерб от всех пожаров в России - в 2006 году, на АЗС - в 2009 году. Прямой ущерб от пожаров на АЗС составляет в среднем за рассматриваемый период 0,0181% от всех пожаров, произошедших в России. Общий ущерб за 6 лет на АЗС по стране составляет 23087567 руб.

В Иркутской области наблюдается противополож-

ная картина. В целом по региону ущерб от пожаров увеличивается, а от пожаров на АЗС ущерб в последние пять лет нулевой.

Количество погибших и травмированных на пожарах людей приведено на рис. 3.

Из приведённых данных можно сделать вывод, что по общему значению пожаров по Иркутской области и по стране в целом каждый год наблюдается снижение числа травмированных и погибших людей. При пожарах на АЗС по России прослеживается противоположная ситуация, так как количество травмированных людей увеличивается и за последние 5 лет оно значительно выросло. Всего погибло при пожарах на АЗС за 6 лет по всей стране 6 человек. На АЗС Иркутской области число травмированных и погибших равно нулю.

Итак, проанализировав статистические данные пожаров на АЗС по России и Иркутской области, можно сделать вывод, что количество пожаров на АЗС снижается, но число травмированных людей по стране ежегодно увеличивается. На АЗС Иркутской области прослеживается наиболее благоприятная ситуация, так как за 6 лет произошло 4 аварии, погибших и травмированных нет, ущерб равен нулю.

50000 45000

2006 2007 2008 2009 2010 2011 Года

ю >

о.

(£5 О.

01 >

>5

о

20000000 18000000 16000000 14000000 12000000 10000000 8000000 6000000 4000000 2000000 0

<$*> ^ ^

Т* V Ф V Года

а)

б)

ю >

.

(£5

.

01 >

о

Ш к

.

1Е+09 900000000 800000000 700000000 600000000 500000000 400000000 300000000 200000000 100000000 0

2007 2008 2009 2010 2011 Года

25000

^ 20000 >

.

о. 15000

01 >

'=5 10000

к

.

5000

» » » Ф

2006 2007 2008 2009 2010 2011 Года

в)

г)

Рис. 2. Динамика прямого ущерба от пожаров с 2006 по 2011 г.: а - по России; б - на АЗС России в целом; в - по Иркутской области; г - на АЗС Иркутской области

Проблема обеспечения пожарной безопасности на АЗС по всей стране обусловлена большим количеством пожаров, необходимо применять противопожарные меры для защиты рабочего персонала и населения.

Основные причины возникновения пожаров на АЗС связаны с производственными электроустановками, заправляющимися автомобилями, переливами топлива и нарушениями правил пожарной безопасности при проведении ремонтных и огневых работ.

Создание условий, снижающих или полностью исключающих возможность образования горючей паровоздушной среды, - первый важнейший принцип пожарной безопасности. Кроме того, этот принцип включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение аварийных ситуаций, связанных с неконтролируемым выходом ЛВЖ и ПЖ наружу и образованием зон взрывоопасных концентраций.

Также должен использоваться второй принцип -комплекс мероприятий по предотвращению источников зажигания.

Не всегда имеется гарантия того, что можно предотвратить контакт горючей среды с источником зажигания, т.е. исключить условие для возникновения пожара. В таком случае предусматривается третий принцип пожарной безопасности - комплекс мероприятий, направленных на ограничение развития пожара и создание условий для его успешного тушения.

Самым надежным видом транспортирования ЛВЖ и ПЖ в смысле пожаробезопасности является трубопроводный транспорт. Однако в процессе эксплуатации не исключена возможность утечки жидкостей из трубопроводов. Поэтому требования нормативных документов регламентируют целесообразность наземного способа прокладки трубопроводов, что позволяет наблюдать за их техническим состоянием.

0

Число людей, n Число людей, n

в) г)

Рис. 3. Число травмированных и погибших людей при пожарах за 2006-2011 г.: а - по России; б - на АЗС России; в - по Иркутской области в целом; г - на АЗС Иркутской области

Все здания и помещения, где не предусмотрено постоянное пребывание людей, должны оборудоваться автоматическими средствами обнаружения, оповещения и тушения пожара [9-10].

Использование всего комплекса перечисленных мероприятий позволит избежать пожаров и загораний на АЗС.

Библиографический список

1. Fire statistics. CTIF Report. № 14. Moscow-Berlin, June 2009.

2. Зарецкий А.Д. Менеджмент пожарной безопасности технологических процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 7. С. 84-86.

3. Тихонова Т.С., Каранфил К.Д. К анализу риска аварий на автозаправочных станциях // Вологдинские чтения. 2005. № 55. С. 38-39.

4. Воробьёв В.В., Горячев С.А., Швырков С.А. Оценка пожарного риска на АЗС // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2010. № 3. С. 36-39.

5. Вьет Н.К. Анализ пожарной опасности автозаправочных станций и систем ограничения аварийного разлива жидкого моторного топлива в Республике Вьетнам // Технологии техносферной безопасности. 2009. № 1. С. 6-17.

6. Методические рекомендации по составлению декларации

промышленной безопасности опасного производственного объекта. РД 03-357-00. - Утв. постановлением Ростехнадзо-ра России от 26.04.00 №23.

7. Методика определения расчетных величин пожарного риска в производственных объектах. - Утв. Приказом МЧС России от 10 июля 2009 года №404.

8. http://www.statp.ru

9. Ветрова И.Н., Сафрыгина Е.А. Возможные источники чрезвычайных ситуаций на АЗС // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: сб. науч. тр. по мат. Междунар. научно-практ. конф. Ставрополь: Изд-во СевКав-ГТУ; Сервисшкола, 2010. 292 с.

10. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-Ф3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.