Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев С.А., Пожидаева Е.Ю.

Активные трансформационные процессы в экономике, внедрение цифровых технологий, автоматизация производства, необходимость обеспечения высоких темпов роста реального сектора российской экономики предъявляют новые требования к системе среднего профессионального образования в контексте обеспечения национальной безопасности. Выпускники организаций среднего профессионального образования должны обладать широким спектром практических навыков и компетенций, быть конкурентоспособными на рынке труда. Для достижения такого рода целей в Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование», федеральные программы «Молодые профессионалы» и «Профессионалитет», что позволит не только развить образовательную инфраструктуру, но и повысить техническую оснащенность образовательных организаций, качество подготовки выпускников, усилить интеграцию с реальным сектором экономики, привлечь дополнительные объемы частных инвестиций в образовательную сферу. В ходе исследования авторами было отмечено увеличение расходов на образование в целом на 78,87%, а на среднее профессиональное образование на 280,58% за 2017-2021 гг. За соответствующий промежуток времени общая численность обучающихся по программам подготовки среднего профессионального образования увеличилась на 18,67%, что говорит об увеличении популярности среди молодежи рабочих специальностей. В среднем за 2017-2021 гг. занятость на в экономике специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих находилась на уровне 65-66%. Негативное влияние отмечалось также от пандемии коронавирусной инфекции в 2020 г., вызвавшей структурные и количественные изменения на рынке труда, повлиявшая на формирование баланса спроса и предложения на рабочую силу. Однако уже в 2021 г. мы наблюдаем возвращение анализируемых показателей занятости к своим докризисным значениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляев С.А., Пожидаева Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING THE NEEDS OF THE LABOR MARKET THROUGH THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM

Active transformation processes in the economy, the introduction of digital technologies, automation of production, the need to ensure high growth rates of the real sector of the Russian economy impose new requirements on the system of secondary vocational education in the context of ensuring national security. Graduates of secondary vocational education organizations should have a wide range of practical skills and competencies, be competitive in the labor market. To achieve such goals, the Russian Federation is implementing the national project "Education", the federal programs "Young Professionals" and "Professionalism", which will not only develop the educational infrastructure, but also improve the technical equipment of educational institutions, the quality of graduate training, strengthen integration with the real sector of the economy, attract additional private investment in educational the sphere. In the course of the study, the authors noted an increase in spending on education in general by 78.87%, and on secondary vocational education by 280.58% for 2017-2021. Over the corresponding period of time, the total number of students enrolled in secondary vocational training programs has increased by 18.67%, which indicates an increase in popularity among young people of working specialties. On average, in 2017-2021, the employment of middle-level specialists, skilled workers, and employees in the economy was at the level of 65-66%. A negative impact is also noted from the coronavirus pandemic in 2020, which caused structural and quantitative changes in the labor market, affecting the formation of a balance of supply and demand for labor. However, already in 2021, we are seeing the return of the analyzed employment indicators to their pre-crisis values.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 331.5

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛЯЕВ С.А.,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет, e-mail: serg-belyaev13@yandex.ru.

ПОЖИДАЕВА ЕЮ.,

кандидат педагогических наук, преподаватель факультета среднего профессионального образования, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: Pozhidaeva.e.yu@yandex.ru.

Реферат. Активные трансформационные процессы в экономике, внедрение цифровых технологий, автоматизация производства, необходимость обеспечения высоких темпов роста реального сектора российской экономики предъявляют новые требования к системе среднего профессионального образования в контексте обеспечения национальной безопасности. Выпускники организаций среднего профессионального образования должны обладать широким спектром практических навыков и компетенций, быть конкурентоспособными на рынке труда. Для достижения такого рода целей в Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование», федеральные программы «Молодые профессионалы» и «Профессионалитет», что позволит не только развить образовательную инфраструктуру, но и повысить техническую оснащенность образовательных организаций, качество подготовки выпускников, усилить интеграцию с реальным сектором экономики, привлечь дополнительные объемы частных инвестиций в образовательную сферу. В ходе исследования авторами было отмечено увеличение расходов на образование в целом на 78,87%, а на среднее профессиональное образование на 280,58% за 2017-2021 гг. За соответствующий промежуток времени общая численность обучающихся по программам подготовки среднего профессионального образования увеличилась на 18,67%, что говорит об увеличении популярности среди молодежи рабочих специальностей. В среднем за 2017-2021 гг. занятость на в экономике специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих находилась на уровне 6566%. Негативное влияние отмечалось также от пандемии коронавирусной инфекции в 2020 г., вызвавшей структурные и количественные изменения на рынке труда, повлиявшая на формирование баланса спроса и предложения на рабочую силу. Однако уже в 2021 г. мы наблюдаем возвращение анализируемых показателей занятости к своим докризисным значениям.

Ключевые слова: образование, среднее профессиональное образование, рынок труда, национальные проекты, федеральные проекты, экономическое развитие, безработица, занятость.

PROVIDING THE NEEDS OF THE LABOR MARKET THROUGH THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM

BELYAEV S.A.,

candidate of historical sciences, associate professor of the department of economics and management, Kursk state medical university, e-mail: serg-belyaev13@yandex.ru.

POZHIDAEVA E.Yu.,

candidate of science of pedagogy, teacher of the faculty of secondary vocational education, Kursk state agricultural academy, e-mail: Pozhidaeva.e.yu@yandex.ru.

Essay. Active transformation processes in the economy, the introduction of digital technologies, automation of production, the need to ensure high growth rates of the real sector of the Russian economy impose new requirements on the system of secondary vocational education in the context of ensuring national security. Graduates of secondary vocational education organizations should have a wide range of practical skills and competencies, be competitive in the labor market. To achieve such goals, the Russian Federation is implementing the national project "Education", the federal programs "Young Professionals" and "Professionalism", which will not only develop the educational infrastructure, but also improve the technical equipment of educational institutions, the quality of graduate train-

ing, strengthen integration with the real sector of the economy, attract additional private investment in educational the sphere. In the course of the study, the authors noted an increase in spending on education in general by 78.87%, and on secondary vocational education by 280.58% for 2017-2021. Over the corresponding period of time, the total number of students enrolled in secondary vocational training programs has increased by 18.67%, which indicates an increase in popularity among young people of working specialties. On average, in 2017-2021, the employment of middle-level specialists, skilled workers, and employees in the economy was at the level of 65-66%. A negative impact is also noted from the coronavirus pandemic in 2020, which caused structural and quantitative changes in the labor market, affecting the formation of a balance of supply and demand for labor. However, already in 2021, we are seeing the return of the analyzed employment indicators to their pre-crisis values.

Keywords: education, secondary vocational education, labor market, national projects, federal projects, economic development, unemployment, employment.

Введение. Трансформационные процессы в экономике, поиск источников для дальнейшего роста промышленного производства, реализация политики импортозамещения и ряд других вопросов в обеспечении экономической и национальной безопасности обуславливают актуальность вопросов подготовки квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием для рынка труда. Процессы цифровизации и автоматизации изменяют характер человеческого труда, повышают требования к его интеллектуальной составляющей [1. - С.22], набору компетенций выпускников образовательных организаций. Вопросы образования занимают одно из ключевых мест в проводимой государственной политике, что обусловлено мультипликативным влиянием данной сферы на промышленность, рынок труда, научные достижения, цифровизацию и автоматизацию, уровень жизни населения.

Система среднего профессионального образования ориентирована на подготовку практико-ориентированных квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена в востребованных сферах на рынке труда [2. - С.61]. Государственные расходы на образование являются одним из ключевых факторов развития системы образования: объем выделяемых денежных средств влияет на уровни образования населения и экономического развития [3. - С.1]. В Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование», в рамках которого подразумевается развитие инфраструктуры, повышение компетенций педагогических работников и управленческих кадров, качества образования и воспитания за счет 810,16 млрд. рублей из федерального бюджета [4]. Сегодня одной из тенденций в образовательной системе является адаптация к потребностям рынка труда: растет востребованность в специалистах, имеющих реальный производственный опыт,

необходимые компетенции и практические навыки, наблюдается значительная интеграция производственных предприятий в образовательную программу среднего профессионального образования.

Материал и методы исследования. Данное исследование основывается на использовании нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, информационно-аналитических и статистических материалов Федеральной службы государственной статистики, Министерства просвещения, Счетной палаты Российской Федерации, национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», результатов работ ученых и исследователей. Авторами рассматривается динамика расходов на образование, численность обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих, а также уровень занятости в экономике по уровням образования в Российской Федерации за 2017-2021 гг. Для достижения поставленных целей были использованы такие методы как экономико-статистический, горизонтальный анализ, интеллектуальный анализ данных, обобщение научной практики.

Результаты исследования. Ключевую роль в развитии системы среднего профессионального образования в контексте удовлетворения потребностей рынка труда и экономики в целом играют государственные расходы на образование. Обеспечение необходимого объема выделяемых денежных средств позволяет проводить модернизацию и обновление основных средств, развитие инфраструктуры, внедрение новых образовательных технологий, повышение квалификации педагогов. На рисунке 1 отражена сравнительная динамика общих расходов на образование и среднее профессиональное образование за 2017-2021 гг.

Источник: составлено авторами по данным [5].

Рисунок 1 - Динамика расходов на среднее профессиональное образование и образование в целом в Российской Федерации за 2017-2021 гг., млн. руб.

За рассматриваемый промежуток времени общий объем расходов на образование в Российской Федерации увеличился на 78,87%, а на среднее профессиональное образование на 280,58%, что говорит о более опережающем росте на данную сферу. Одним из драйверов развития сферы образования является национальный проект «Образование», в рамках которого предусмотрено финансирование в объеме 810,16 млрд. рублей из федерального бюджета. Сроки реализации данного проекта 01.01.2019-30.12.2024 годы.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» предусмотрено финансирование в объеме 79,7 млрд. рублей для обеспечения возможности обучающимися организаций среднего профессионального образования получить образование, соответствующее потребностям экономики и рынка труда. Планируется создание и повышение числа центров опережающей подготовки, современных мастерских, новых структурных моделей реализации образовательных программ, преподавателей и мастеров, прошедших повышение квалификации, внедрение образовательных программ по востребованным профессиям в 85 субъектах Российской Федерации [6]. Реализация такого рода мер позволит увеличить не только число, но и качество подготовки обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих. На рисунке 2 отра-

жена динамика числа обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена в Российской Федерации за 2017-2021 гг.

Согласно данным, представленным на рисунке 2, общая численность обучающихся по программам подготовки среднего профессионального образования за 2017-2021 гг. увеличилась на 18,67%. Среднегодовая численность обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих увеличилась на 21,54 и 8,37 процентов соответственно. Одним из важнейших факторов, способствующих развитию системы среднего профессионального образования в данном аспекте является проект «Профессионалитет», который позволит обучающимся стать высококвалифицированным специалистом на рынке труда с занятостью на ведущих предприятиях регионов [8]. Такого рода инициатива является серьезным дополнением к национальному проекту «Образование» и федеральному проекту «Молодые профессионалы». Уже в 2022 г. по итогам конкурсного отбора в реализацию проекта «Про-фессионалитет» вовлечены не менее 250 образовательных организаций, 200 представителей реального сектора экономики, 150 тысяч студентов, обучающихся более чем по 100 программам. Объем софинансирования со стороны реального сектора экономики составляет не менее 1,5 млрд. рублей [9].

3000000

2500000

2000000

1500000

1000000

500000

2458140,9

2558987.6

2242986,4

2661820.1

2132094,2

488812

2017 2018 2019 2020

1 Среднегодовая численность обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих

1 Среднегодовая численность по программам специалистов среднего звена

Всего обучающихся по программам подгтовки среднего профессионального образования

2021

Источник: составлено авторами по данным [7].

Рисунок 2 - Динамика числа обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена в Российской Федерации за 2017-2021 гг., человек

Реализация национального проекта «Образование», федерального проекта «Молодые профессионалы» и «Профессионалитет» позволит повысить качество подготовки обучающихся по программам среднего профессионального образования, их конкурентоспособность на рынке труда за счет внедрения практико-ориентированного подхода, роста вовлеченности, степени интеграции с реальным сектором экономики. Молодежь является одной из наименее защищенных социальных групп на рынке труда. На государственном уровне для решения данного вопроса была утверждена долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 г., в рамках которой предусмотрено создание системы доступной профессиональной ориентации, обеспечение доступной и качественной подготовки специалистов с востребованными навыками, развитие молодежного предпринимательства, мотивация работодателей по трудоустройству молодежи [10].

На рисунке 3 отражена динамика занятости в российской экономике по уровням образования за 2017-2021 гг.

Согласно данным, представленным на рисунке 3, на российском рынке с 2017-2021 гг. отмечается сформировавшаяся тенденция в сфере занятости. Снижение занятости отмечается в 2020 г., на что в высокой мере повлияла пандемия коронавирусной инфекции, вызвавшая структурные и количественные трансформации на рынке труда, изменение баланса спроса и предложения на рабочую силу по ряду профессий. Однако уже в 2021 г. отмечается возвращение значений анализируемых показателей к своим докризисным значениям. Темпы и траектория социально-экономического развития повышают требования к набору компетенций выпускников организаций среднего профессионального образования на рынке труда: владение компетенциями в работе с информационно-аналитическими системами, реальными практическими навыками, работе с инновациями и новыми технологиями [12. - С.60].

0

Рисунок 3 - Динамика занятости по уровням образования в Российской Федерации за 20172021 гг., %

90

2017 2018 2019 2020 2021

■ Уровень занятости по экономике, %

■ Уровень занятости специалистов с высшим образованием

■ Уровень занятости специалистов среднего звена

■ Уровень занятости квалифицированных рабочих и служащих

Источник: составлено авторами по данным [11].

Выводы. Адаптация системы образования под решение задачи формирования рынка труда в соответствии с современными трендами должна входить в шорт-лист направлений социально-экономического развития Российской Федерации. Это обусловлено тем, что новые вызовы и угрозы для национальной, экономической и продовольственной безопасности обуславливают необходимость развития реального сектора экономики более высокими темпами, в том числе через формирование конкурентоспособного высококвалифицированного рынка труда. Для достижения поставленных целей в данной области мы отмечаем значительные изменения в системе образова-

ния в целом. Реализация национального проекта «Образования», федеральных проектов «Молодые профессионалы», «Профессиона-литет» позволят дать значительный импульс в развитии системы профессионального образования, усилить интеграцию программ подготовки специалистов с реальным сектором экономики, привлечь значительный объем частных инвестиций, расширить набор компетенций и качество подготовки выпускников. Такого рода изменения приведут к повышению уровня конкурентоспособности молодежи на рынке труда, повышению общего уровня занятости, образуют новые источники для экономического роста.

Список использованных источников

1. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф.Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И.В. Абанкина; под ред. Ф. Ф. Дудыре-ва, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 271 с.

2. Халиков А.Л. Роль среднего профессионального образования в подготовке кадров // Вопросы экономики и права. - 2016. - №12. - С.61-63.

3. Майорова Н.В. Государственные расходы на образование: необходимость и эффективность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №10. - С.1-10.

4. Национальный проект «Образование» // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/about/.

5. Официальный сайт технологического проекта Счетной Палаты РФ «Госрасходы» - [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spending.gov.ru/.

6. Федеральный проект «Молодые профессионалы» // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national -project/projects/professionals/.

7. Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/5fefaecfb6cad57f553ab7f3e6e939a9/.

8. Официальный сайт федерального проекта «Профессионалитет» -[электронный ресурс] -Режим доступа: https://япроф.рф/.

9. О стратегической инициативе «Профессионалитет» // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации - [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2021 г. № 3581-р об утверждении долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года // Официальный сайт Правительства Российской Федерации - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/138196/.

11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации- [электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.

12. Баканова И. Г., Капустина Л.В. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2022. - № 04. - С. 50-64.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Molody'e professionaly' dlya novoj e'konomiki: srednee professional'noe obrazovanie v Rossii / F.F. Dudy'rev, O. A. Romanova, A. I. Shabalin, I.V. Abankina; pod red. F. F. Dudy'reva, I. D. Frumina; Nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki», In-t obrazovaniya. - M.: Izd. dom Vy'sshej shkoly' e'konomiki, 2019. - 271 s.

2. Xalikov A.L. Rol' srednego professional'nogo obrazovaniya v podgotovke kadrov // Voprosy' e'konomiki i prava. - 2016. - №12. - S.61-63.

3. Majorova N.V. Gosudarstvenny'e rasxody' na obrazovanie: neobxodimost' i e'ffektivnost' // Aktual'ny'e problemy' gumanitarny'x i estestvenny'x nauk. - 2014. - №10. - S.1-10.

4. Nacional'ny'j proekt «Obrazovanie» // Oficial'ny'j sajt Ministerstva prosveshheniya Rossijskoj Federacii -[e'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://edu.gov.ru/national-project/about/.

5. Oficial'ny'j sajt texnologicheskogo proekta Schetnoj Palaty' RF «Gosrasxody'» - [e'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://spending.gov.ru/.

6. Federal'ny'j proekt «Molody'e professionaly'» // Oficial'ny'j sajt Ministerstva prosveshheniya Rossijskoj Federacii - [e'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://edu.gov.ru/national-project/projects/professionals/.

7. Bank dokumentov Ministerstva prosveshheniya Rossijskoj Federacii // Oficial'ny'j sajt Ministerstva prosveshheniya Rossijskoj Federacii - [e'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://docs.edu.gov.ru/document/5fefaecfb6cad57f553ab7f3e6e939a9/.

8. Oficial'ny'j sajt federal'nogo proekta «Professionalitet» -[e'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://yaprof.rf/.

9. O strategicheskoj iniciative «Professionalitet» // Oficial'ny'j sajt Ministerstva prosveshheniya Rossijskoj Federacii - [e'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://edu.gov.ru/.

10. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.12.2021 g. № 3581-r ob utverzhdenii dolgosrochnoj programmy' sodejstviya zanyatosti molodezhi na period do 2030 goda // Oficial'ny'j sajt Pravitel'stva Rossijskoj Federacii - [e'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/all/138196/.

11. Oficial'ny'j sajt Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii-[e'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/.

12. Bakanova I. G., Kapustina L.V. Vy'zovy' sovremennoj sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya i puti ix resheniya // Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal «Koncept». - 2022. -№ 04. - S. 50-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.