Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ КАК АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ КАК АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / МОНИТОРИНГ / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арасланова А.А., Афанасьева И.В., Батколина В.В., Болотов Г.И., Бычков В.И.

В статье обоснована актуальность обновления библиотечных фондов, фондов электронных образовательных и информационных ресурсов в соответствии с содержанием образовательных программ системы среднего профессионального образования по специальностям, востребованным в настоящее время в связи с запросами конкретных отраслей экономики и перспективными потребностями рынка труда. Рассмотрены вопросы обеспечения и мониторинга занятости выпускников образовательных организации среднего профессионального образования, как индикаторов качества и развития системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена с целью соответствия запросам реального сектора экономики, социальной сферы, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, в том числе с учетом обновления перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арасланова А.А., Афанасьева И.В., Батколина В.В., Болотов Г.И., Бычков В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL LITERATURE AND GRADUATE EMPLOYMENT AS TOPICAL PROBLEM AREAS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The article justifies the relevance of updating library funds, electronic educational and information resources in accordance with the content of educational programs of the secondary vocational education system in specialties currently in demand in connection with the needs of specific sectors of the economy and the promising needs of the labor market. Issues of ensuring and monitoring employment of graduates of educational organizations of secondary vocational education, as indicators of the quality and development of the system of training of skilled workers, employees and middle-level specialists in order to meet the needs of the real sector of the economy, social, services, small and medium-sized enterprises, including by updating the list of professions of workers, positions of employees in which vocational training is carried out, lists of professions and specialties of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ КАК АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Обеспеченность учебной литературой и занятость выпускников как актуальные проблемные зоны системы среднего профессионального образования

Анастасия Александровна Арасланова

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия soldatovaa@list.ru

0000-0003-0462-9968 Ирина Валерьевна Афанасьева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия irinka1783@mail.ru

© 0000-0002-8409-0474 Виктория Валерьевна Батколина

кандидат педагогических наук, доцент, исполнительный директор Института психологии и педагогики, Российский новый университет, Москва, Россия batkolina@rosnou.ru

© 0000-0003-4114-8063 Георгий Игорьевич Болотов

кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии молодежи,

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,

Саратов, Россия

gi_bolotov@mail.ru

0000-0002-2369-0898 Вениамин Иванович Бычков

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия benjam@bk.ru

0000-0002-4089-389Х

Санал Алексеевич Даваев

кандидат педагогических наук, доцент,

Калмыцкий государственный университет им Б.Б. Городовикова,

заместитель руководителя студенческих педагогических отрядов,

Центральный штаб Молодежной общероссийской общественной организации

«Российские Студенческие Отряды»,

Элиста, Россия

sanal_d@mail.ru

© 0000-0002-8265-3886

Ольга Андреевна Любченко

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по ресурсному обеспечению

Института педагогики и психологии образования,

Московский городской педагогический университет,

Москва, Россия

LubchenkoOA@mgpu.ru

0000-0002-6954-7149 Александр Владимирович Рузаев

кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций

нститута журналистики, коммуникаций и медиаобразования,

Московский педагогический государственный университет,

Москва, Россия

av.ruzaev@mpgu.su

0000-0002-3650-6754 Дина Кабдуллиновна Танатова

доктор социологических наук, профессор, декан факультета социологии, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия dktanatova@mail.ru

0000-0002-7924-2242 Елена Сергеевна Яхонтова

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Москва, Россия

Yakhontova@hotmail.com

© 0000-0002-2640-8771

Поступила в редакцию: 03.02.2021 Принята: 11.02.2021 Опубликована: 02.04.2021

6 10.25726/а0688-3204-1144-е Аннотация

В статье обоснована актуальность обновления библиотечных фондов, фондов электронных образовательных и информационных ресурсов в соответствии с содержанием образовательных программ системы среднего профессионального образования по специальностям, востребованным в настоящее время в связи с запросами конкретных отраслей экономики и перспективными потребностями рынка труда. Рассмотрены вопросы обеспечения и мониторинга занятости выпускников образовательных организации среднего профессионального образования, как индикаторов качества и развития системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена с целью соответствия запросам реального сектора экономики, социальной сферы, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, в том числе с учетом обновления перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Ключевые слова

среднее профессиональное образование; учебно-методическое обеспечение; информационное обеспечение; учебная литература; занятость; трудоустройство; мониторинг; автоматизация.

Введение

Существенное изменение требований к уровню российского образования в целом, реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработанных на модульно-компетентностной основе, нацеленность на формирование общих и профессиональных компетенций, возникновение новых форм организации профессиональной подготовки [17], конструирование содержания образования от «знаний» к «способам деятельности», увеличение практикоориентированности и развитие самостоятельной работы студентов, ориентация на цели, значимые для сферы труда потребовали глубоких системных изменений в подходах к сопровождению среднего профессионального образования (СПО).

Профессиональное обучение - вид образования, направленного на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, овладение соответствующими видами профессиональной деятельности, формирование необходимых общих и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий), которое, как непрерывный процесс, на каждом этапе - от планирования курса, отдельного его раздела или темы до этапа итогового контроля - требует наличия в образовательных организациях (ОО) СПО современного учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, и качество которого, во многом, является определяющим фактором последующей востребованности выпускников на рынке труда.

Материалы и методы исследования

ОО СПО сегодня интегрированы в национальную квалификационную систему, при этом требования к образовательному уровню персонала являются составной частью профессиональных стандартов, а квалификационные характеристики исполнителей, определенные в профессиональных стандартах, отражаются в содержании образовательных стандартов и программ, при этом прием на обучение по профессиям и специальностям СПО устанавливается на основе прогнозов кадровых запросов экономики регионов [18; 3]. В создавшихся условиях на передний план выдвигаются вопросы необходимости обновления и актуализации библиотечных фондов, фондов электронных образовательных ресурсов в соответствии с содержанием предметных областей, востребованных конкретными отраслями экономики.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам [6].

Программа подготовки специалистов среднего звена должна быть обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям, внеаудиторная работа - соответствующим методическим обеспечением, то есть реализация основной профессиональной образовательной программы по соответствующим специальностям должна осуществляется с учетом следующих требований:

- предоставление возможности доступа каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) программы;

- обеспечение каждого обучающегося доступом к сети Интернет для реализации самостоятельной подготовки;

- обеспечение каждого обучающегося не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий);

- укомплектованность библиотечного фонда должен печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет;

- включение в библиотечный фонд помимо учебной литературы официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся;

- обеспечение каждому обучающемуся доступа к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований российских журналов [16].

Таким образом, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

В связи со вступлением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. №1651 [9] о признании утратившими силу ряда приказов того же ведомства, касающихся формирования библиотечного фонда ОО, некоторые ключевые направления деятельности библиотек остались без нормативной базы. Подходы к их выполнению и критерии оценки не обоснованы регулирующими документами, а направления, связанные с книгообеспеченностью, расчетом ее коэффициентов и планированием комплектования, представляются размытыми. Множество вопросов остались открытыми в контексте комплектования периодикой, справочными изданиями и научной литературой [20], что акцентирует внимание на проблеме обеспеченности образовательного процесса организаций СПО необходимой учебной литературой, наличие которой, безусловно, создает необходимые условия для качественной подготовки специалистов, для овладения нужными компетенциями, активизации учебной, проектной, научной деятельности и управления ею.

Организационно-методическое сопровождение реализации образовательных программ профессионального образования, обновление их содержания и условий с учетом передовых технологий, трансфера лучших мировых практик подготовки кадров, соответствующих потребностям экономики России, также наряду с требованием соответствия укомплектованности печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, используемым при реализации обновленных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с запросами реального сектора экономики, социальной сферы, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, находится в тесной взаимосвязи с последующей занятостью выпускников на рынке труда, которая определяется:

- экономическими и ресурсными особенностями региона;

- уровнем развития той или иной отрасли промышленности;

- наличием ОО той или иной направленности в регионе;

- качеством подготовки специалиста той или иной ОО.

Порядок формирования учебного фонда ОО СПО определяется картотекой книгообеспеченности образовательного процесса, которая содержит информацию:

- об учебных дисциплинах, читаемых в ОО СПО;

- о контингенте студентов и формах их обучения;

- об изданиях, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе по каждой дисциплине независимо от вида документа;

- о коэффициенте книгообеспеченности и др.

Картотека может быть организована в карточном или электронном варианте и в целом отражает содержание фондов учебной, учебно-методической, справочной литературы, и их использование для обеспечения учебного процесса согласно образовательным стандартам. Анализ картотеки книгообеспеченности образовательного процесса позволяет оценить книгообеспеченность дисциплин основной и дополнительной литературой специальностей ОО СПО, позволяет планировать приоритеты комплектования на текущий и последующий годы, а значит формировать образовательные траектории обучающихся в соответствии с современными запросами рынка труда.

Перевод экономики страны на инновационный путь развития потребовал внесения системных изменений в организацию деятельности ОО СПО, обеспечивающих профессиональную подготовку квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена на основе интеграции

профессиональных образовательных организаций с предприятиями и социальными партнерами, что нашло отражение в государственной программе «Развитие образования» [2] и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 [8], которыми предусмотрено решение задачи по модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. В результате решения данных вопросов в России на базе лучших техникумов и колледжей были созданы Центры опережающей подготовки (ЦОП) кадров по стандартам WorldSkills.

В 2020 г. в системе СПО начат выпуск носителей профессиональных технических знаний, обучавшихся по ФГОС СПО [21] самым востребованных на рынке труда перспективным профессиям (ТОП-50 [12]) в сферах ИТ-технологий, обслуживания и ремонта техники (от мобильных устройств до автомобиля и промышленного оборудования), диагностических услуг, строительства. Также была начата подготовка и переподготовка педагогических кадров для модернизирующихся ОО СПО: почти 5 тыс. мастеров производственного обучения освоили программы повышения квалификации на основе международных стандартов WorldSkills [14].

Государство ориентирует СПО на создание так называемого треугольника образования, основу которого составят квалифицированные рабочие кадры, среднюю зону - техники, вершину - имеющие высшее образование инженеры, проектировщики, управленцы, что требует от ОО СПО по отношению к выпускникам в качестве основных параметров деятельности:

- обеспечивать высокое качество образования в контексте формирования широкой системы знаний по избранной профессии;

- обеспечивать овладение профессиональными и общекультурными компетенциями, прикладными навыками на высоком уровне;

- создавать устойчивую мотивацию для раннего включения в профессиональную деятельность при сжатых сроках обучения [14].

Тем не менее, несмотря на определенные достижения системы СПО, существует ряд проблем, которые являются сдерживающим фактором развития, как самой системы, так и ее отдельных структур. В частности, особого внимания заслуживает вопрос неполного соответствия качества подготовки выпускников реальным потребностям современного рынка труда, запросам крупных работодателей и профессиональных сообществ [14]. Вместе с тем, в последнее время ситуация в сфере молодежной занятости в России постоянно ухудшается. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), по состоянию на сентябрь 2019 года зарегистрировано 1414,7 тыс. человек безработных, что составляет 2% от всего населения трудоспособного возраста, из них 364,76 тыс. безработных - молодые люди. Занятых среди лиц в возрасте 25-30 лет составляет 74,1%, а в возрасте от 15 до 24 лет трудоустроены лишь 33,4% [17], что актуализирует проблемы занятости выпускников ОО СПО.

Результаты и обсуждение

Итак, одна из актуальных проблем функционирования системы СПО на данный момент -анализ и оценка текущей ситуации в ОО СПО по вопросу укомплектованности печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы.

Коэффициент книгобеспеченности является универсальным показателем для анализа обеспеченности учебной литературой ОО. В ряде ОО СПО анализ картотеки книгообеспеченности свидетельствует о высоких показателях данного коэффициента, например, при нормативе 0,5 [11] он составляет 1,0, как в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Московской области «Профессиональный колледж Московия» [15] или 2,0, как в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Барнаульский базовый медицинский колледж» [19]. Вместе с тем в вопросе книгообеспеченности в пределах субъектов Российской Федерации отмечаются существенные проблемы.

Анализ обеспеченности учебной литературой подтверждает, что обновление библиотечных фондов ОО СПО учебными изданиями, выпущенными в соответствии с ФГОС СПО, происходит достаточно медленно, в связи с чем ряд ОО СПО активно включились в процесс создания собственных учебно-методических материалов, что было вызвано следующими причинами:

- дефицитом универсальной учебной литературы, необходимой для качественной реализации ФГОС СПО;

- недокомплектом или полным отсутствием учебной литературы по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, заложенным в ФГОС СПО;

- отсутствием дополнительного методического материала к учебным дисциплинам и профессиональным модулям, что сдерживает возможности организации самостоятельной работы студентов;

- несвоевременностью поступления новой учебной литературы, что не позволяет вовремя удовлетворить потребности преподавателей и студентов в получении необходимой информации [7].

Современная наука и современные методики преподавания не стоят на месте, поэтому процесс обучения также должен опираться на современные литературные источники. Вынужденный переход на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, происшедший весной 2020 г., сформировал запрос на оценку готовности студентов, семей и образовательных организаций системы СПО к обучению в новых условиях, также вскрыв проблемы укомплектованности ОО СПО и электронными изданиями. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы для осуществления образовательной деятельности отражаются в рабочих программах дисциплин (модулей) в виде библиографического списка и подлежат ежегодному обновлению.

Для увеличения эффективности комплектования фонда особенно актуальным является автоматизация функций мониторинга книгообеспеченности учебного процесса. Например, разработана Программа управления автоматизированной информационной системой по учету учебных фондов библиотек, расчетов по книгообеспеченности образовательного процесса и книгозаказу (тип ЭВМ: IBM-PC - совместимый; ПК на базе процессора 2 х Intel Xeon E5-2630v4) [6].

Программа решает следующие задачи: автоматизацию процесса расчетов по книгообеспеченности учебной литературой образовательных организаций; автоматизацию оценки затрат на закупку новых учебников на уровне ОО, муниципалитета и региона; предоставление информации о книгообеспеченности образовательных организаций органам управления образованием различного уровня; заключение договоров с издательствами и закупка учебной литературы от лица образовательных организаций, муниципальных или региональных органов управления образованием. Пользователями результатов работ являются сотрудники образовательных организаций, муниципальных и региональных органов управления образованием, а также сотрудники издательств, печатающих учебную литературу по заказам ОО.

Создание эффективного механизма мониторинга обеспеченности печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, используемых при реализации программ СПО на региональном и общегосударственном уроне, будет способствовать более эффективной ориентации ресурсов системы профессионального образования на решение задач по обновлению и актуализации библиотечных фондов, фондов электронных образовательных ресурсов в соответствии с содержанием предметных областей, востребованным конкретными отраслями экономики, а также повышению соответствия библиотечных и электронных фондов профессиональных образовательных организаций актуальным требованиям экономики и перспективным потребностям рынка труда.

Вторая актуальная проблема, о которой ранее шла речь данной статье, - это занятость выпускников системы СПО. Важнейшим показателем качества образования любой образовательной организации среднего профессионального образования является, в первую очередь, трудоустройство выпускников и начало их профессиональной деятельности по полученной специальности.

Проблема адаптации выпускников российского СПО к профессиональной деятельности в динамично изменяющихся производственно-экономических условиях осложняется новыми условиям и на реальных предприятиях, оснащенных современным сложным оборудованием и требующих овладения уникальным и технологиями. Современные ФГОС и международные профессиональные стандарты требуют от будущих рабочих и технического контингента полного погружения в производственные процессы, развития требуемых профессиональных компетенций, наработки практического опыта деятельности в избранной профессии [14].

Анализ качества СПО [11] показал, что по состоянию на 2017 г. по заключению отечественных экспертов, 80% выпускников в области инженерного образования имели неудовлетворительное качество подготовки, в частности, выпускник ОО СПО с дипломом специалиста среднего звена и удостоверением (или свидетельством) о квалификации по рабочей профессии, попадая на

производство вынужден снова пройти цикл обучения, но уже в системе корпоративной переподготовки или повышения квалификации по рабочей профессии, что требует качественной подготовки и переподготовки преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения СПО по международным стандартам профессионального обучения [14].

По данным Росстата, по итогам второго квартала 2020 г. численность безработных выпускников системы высшего и среднего профессионального образования, окончивших учебные заведения в предыдущем (2019) году, составила 142 тыс. человек, причем более половины из них имели диплом о высшем образовании, при этом уровень безработицы выпускников 2019 г. выпуска во втором квартале 2020 г. в среднем составлял 15,4% и был в 2,6 раза выше показателя для всего населения в аналогичном периоде - 6,0%. Особенно высокий уровень безработицы во втором квартале 2020 г. наблюдался среди выпускников, получивших в 2019 г. среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена - 18,2% [4].

Влияние ограничительных мероприятий в 2020 г. сказалось на занятости как всего населения в целом, так и выпускников в частности: если в первом квартале 2020 г. (до начала карантинных мероприятий) уровень занятости выпускников, окончивших образовательные организации в 2019 г., составлял 71,7%, то во втором квартале значение данного показателя снизилось до 69,2%. В то же время уровень безработицы указанных выпускников возрос с 14,8% в первом квартале до 15,4% во втором квартале [1 ], что требует дальнейшего исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в современных условиях основными критериями конкурентоспособности выпускника являются качественная подготовки согласно специальности, овладение необходимыми профессиональными знаниями и умениями, соответствие ожиданию и запросу работодателей относительно профессиональной деятельности, что возможно путем ориентации образовательного процесса в ОО СПО, на то, чтобы в течение обучения студент не только получал теоретические знания, а также имел возможность отработать практические навыки и профессиональные умения в соответствии с требованиями работодателя.

Разработка и внедрение инструментария проведения сбора, обобщения и интерпретации полученных результатов, который позволит организовать и провести мониторинг занятости выпускников среднего профессионального образования является необходимым условием решения проблемы взаимодействия системы среднего профессионального образования и рынка труда. Использование данного инструментария будут способствовать внедрению в систему СПО современных методик и программ преподавания по общеобразовательным и профильным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся организаций среднего профессионального образования, что будет способствовать получению ими актуальных знаний, а также формированию необходимых личностных и профессиональных качеств, что в целом будет благоприятно влиять на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации

Заключение

Динамически изменяющиеся условия рынков труда, смена приоритетов профессий, конкуренция в сфере занятости обуславливают необходимость не только освоения новых лучших мировых стандартов в СПО, сколько овладения компетенциям на продвинутом уровне. Общество, профессиональное сообщество и крупные работодатели требуют от преподавателей и мастеров производственного обучения готовности организовать на уровне современных стандартов вхождение в трудовую деятельность новой генерации индустриально-технических кадров [14], что требует безусловного совершенствования материально-технической базы ОО СПО - повышения соответствия библиотечных и электронных фондов профессиональных образовательных организаций актуальным требованиям экономики и перспективным потребностям рынка труда, эффективной ориентации ресурсов системы профессионального образования на решение задач по обновлению и актуализации библиотечных фондов, фондов электронных образовательных ресурсов в соответствии с содержанием предметных областей, востребованных конкретными отраслями экономики, реализации нового подхода к организации методической работы с педагогическими кадрами системы СПО.

Список литературы

1. Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. 2020. Т. 7. №12. С. 1249-1268.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 01.03.2021).

3. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда? // Современная аналитика образования. 2018. №1(18). С. 1-38.

4. Итоги выборочного обследования рабочей силы [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (дата обращения: 01.03.2021).

5. Листвин А.А. Антиномии современного среднего профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. №1. С. 113.

6. Медведев Д.С., Перкова В.Г. Программа управления автоматизированной информационной системой по учету учебных фондов библиотек, расчетов по книгообеспеченности образовательного процесса и книгозаказу. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019663153, 10.10.2019. Заявка №2019661757 от 27.09.2019.

7. Методические рекомендации для преподавателей по написанию и оформлению учебного пособия / сост. А.Е. Пироженко, О.М. Ермолова. Волгоград: ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский коледж», 2015. 10 с.

8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.03.2021).

9. О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, касающихся формирования библиотечного фонда образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. №1651 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: http://base.garant.ru/71597174 (дата обращения: 01.03.2021).

10.Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).

11. Об утверждении Примерного положения о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного заведения [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования Российской Федерации от 21 ноября 2002 года №4066 // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901856610 (дата обращения: 01.03.2021).

12. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. №1-2(24). С. 61-70.

13. Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» [Электронный ресурс]: приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №3 // АУ «Институт развития образования»: [сайт]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/2019/nac.proekt/Федеральный_проект_Молодые_профессионалы.pdf#1 (дата обращения: 01.03.2021).

14.Платонова Р.И., Анисимова В.Д., Олесова М.М. Новые ФГОС и WorldSkills в модернизации российской системы среднего профессионального образования (СПО) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева // 2018. №4(100). С. 247-254.

15. Положение о порядке формирования фонда библиотеки [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Профессиональный колледж Московия»: [сайт]. URL: http://xn--b1adcflhdeanqgb4b8p.xn--p1ai/documents/images/Biblioteka/fondbibleoteki.pdf (дата обращения: 01.03.2021).

16. Рубин Ю.Б. Оценка качества образования в контексте развития российской образовательной среды: монография. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016. 544 с.

17.Сердитов А.В. Проблемы методического обеспечения образовательного процесса // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия». Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 363-365.

18. Социологический альманах. Выпуск 8. «Молодежь в современном обществе риска»: Материалы VII Орловских социологических чтений / под общей редакцией П.А. Меркулова, Н.В. Проказиной. Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. 302 с.

19. Списки литературы по специальности 34.02.01 Сестринское дело [Электронный ресурс] // Официальный сайт Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Барнаульский базовый медицинский колледж»: [сайт]. URL: https://bbmc.ru/files/main/Библиотека/картотека/Сестринское%20дело.pdf?_t=1611135219 (дата обращения: 01.03.2021).

20.Университетская книга / ред. сов. К.В. Антипов; ред. кол.: А.В. Горбунов и др.; гл. ред. Е.Н. Бейлина. М.: Университетская книга, 2017. № 8. Октябрь. 84 с.

21. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения [Электронный ресурс]: утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2014 г. №632 // Федеральный портал «Российское образование: [портал]Ши https://edu.ru/abitur/act.86/index.php (дата обращения: 01.03.2021).

22.Черноскутов В.Е. Актуальные проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов // Развитие территорий. 2015. №2. С. 22-25.

Educational literature and graduate employment as topical problem areas of the secondary vocational education system

Anastasia A. Araslanova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor,

Associate professor of the Department of theory and methods of primary and preschool education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia soldatovaa@list.ru

0000-0003-0462-9968 Irina V. Afanasyeva

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of humanities, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Cheboksary, Russia irinka1783@mail.ru

0000-0002-8409-0474 Victoria V. Batkolina

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Executive Director of the institute of psychology and pedagogy, Russian New University, Moscow, Russia batkolina@rosnou.ru

© 0000-0003-4114-8063 Georgy I. Bolotov

Candidate of sociological sciences, Assistant of the Department of sociology of youth, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia gi_bolotov@mail.ru

0000-0002-2369-0898 Veniamin I. Bychkov

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Head of the department, Associate professor of the Department of pedagogy and methods of primary education, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Cheboksary, Russia benjam@bk.ru

© 0000-0002-4089-389X Sanal A. Davaev

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Deputy head of student pedagogical units,

Central Headquarters of the Youth All-Russian Public Organization «Russian Student Detachments»,

Elista, Russia

sanal_d@mail.ru

© 0000-0002-8265-3886

Olga A. Lyubchenko

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor,

Deputy director for resources of the Institute of pedagogy and psychology of education,

Moscow City Pedagogical University,

Moscow, Russia

LubchenkoOA@mgpu.ru

0000-0002-6954-7149 Alexander V. Ruzaev

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of journalism

and media communications of the Institute of journalism, communications and media education,

Moscow Pedagogical State University,

Moscow, Russia

av.ruzaev@mpgu.su

0000-0002-3650-6754 Dina K. Tanatova

Doctor of sociological sciences, Professor, Dean of the Faculty of sociology, Russian State Social University,

Moscow, Russia

dktanatova@mail.ru

© 0000-0002-7924-2242 Elena S. Yakhontova

Doctor of sociological sciences, Associate professor,

Professor of the Department of corporate governance, graduate school of corporate governance, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia Yakhontova@hotmail.com

0000-0002-2640-8771

Received: 03.02.2021 Accepted: 11.02.2021 Published: 02.04.2021

d 10.25726/a0688-3204-1144-e Abstract

The article justifies the relevance of updating library funds, electronic educational and information resources in accordance with the content of educational programs of the secondary vocational education system in specialties currently in demand in connection with the needs of specific sectors of the economy and the promising needs of the labor market. Issues of ensuring and monitoring employment of graduates of educational organizations of secondary vocational education, as indicators of the quality and development of the system of training of skilled workers, employees and middle-level specialists in order to meet the needs of the real sector of the economy, social, services, small and medium-sized enterprises, including by updating the list of professions of workers, positions of employees in which vocational training is carried out, lists of professions and specialties of secondary vocational education.

Keywords

secondary vocational education; educational and methodological support; information support; educational literature; employment; employment; monitoring; automation.

References

1. Antonova G.V., Mirzabalaeva F.I., Bondarchuk A.G. Problemy' trudoustrojstva vy'pusknikov obrazovater ny'x organizacij v usloviyax pandemii koronavirusa // E' konomika truda. 2020. T. 7. №12. S. 1249-1268.

2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» [E'lektronny'j resurs]: utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 g. №1642 // Ministerstvo prosveshheniya Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

3. Dudy'rev F.F., Romanova O.A., Shabalin A.I. Sistema professional'nogo obrazovaniya: kak nauchit'sya sly'shat' signaly' ry'nka truda? // Sovremennaya analitika obrazovaniya. 2018. №1(18). S. 1-38.

4. Itogi vy'borochnogo obsledovaniya rabochej sily' [E'lektronny'j resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki: [sajt]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (data obrashheniya: 01.03.2021).

5. Listvin A.A. Antinomii sovremennogo srednego professional'nogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2017. T. 19. №1. S. 113.

6. Medvedev D.S., Perkova V.G. Programma upravleniya avtomatizirovannoj informacionnoj sistemoj po uchyotu uchebny'x fondov bibliotek, raschetov po knigoobespechennosti obrazovatel'nogo processa i knigozakazu. Svidetel'stvo o registracii programmy' dlya E'VM RU 2019663153, 10.10.2019. Zayavka №2019661757 ot 27.09.2019.

7. Metodicheskie rekomendacii dlya prepodavatelej po napisaniyu i oformleniyu uchebnogo posobiya / sost. A.E. Pirozhenko, O.M. Ermolova. Volgograd: GBOU SPO «Volgogradskij medicinskij koledzh», 2015. 10 s.

8. O nacional'ny'x celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [E'lektronny'j resurs]: ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. №204 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

9. O priznanii utrativshimi silu nekotory'x prikazov Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii i Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, kasayushhixsya formirovaniya bibliotechnogo fonda obrazovatel'ny'x organizacij vy'sshego obrazovaniya [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2016 g. №1651 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: http://base.garant.ru/71597174 (data obrashheniya: 01.03.2021).

10.Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs]: Federal'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsultant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

11. Ob utverzhdenii Primernogo polozheniya o formirovanii fonda biblioteki srednego special'nogo uchebnogo zavedeniya [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 21 noyabrya 2002 goda №4066 // E'lektronny'j fond pravovoj normativno-texnicheskoj dokumentacii: [sajt]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901856610 (data obrashheniya: 01.03.2021).

12.Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovanny'x na ry'nke truda, novy'x i perspektivny'x professij, trebuyushhix srednego professional'nogo obrazovaniya // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. 2016. №1-2(24). S. 61-70.

13.Pasport federal'nogo proekta «Molody'e professional/ (Povy'shenie konkurentosposobnosti professional'nogo obrazovaniya)» [E'lektronny'j resurs]: prilozhenie k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07 dekabrya 2018 g. №3 // AU «Institut razvitiya obrazovaniya»: [sajt]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/2019/nac.proekt/ Federal'ny'j_proekt_Molody'e_professionaly'.pdf#1 (data obrashheniya: 01.03.2021).

14.Platonova R.I., Anisimova V.D., Olesova M.M. Novy'e FGOS i WorldSkills v modernizacii rossijskoj sistemy' srednego professional'nogo obrazovaniya (SPO) // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva // 2018. №4(100). S. 247-254.

15.Polozhenie o poryadke formirovaniya fonda biblioteki [E'lektronny'j resurs] // Oficial'ny'j sajt Gosudarstvennogo avtonomnogo professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya Moskovskoj oblasti «Professional'ny'j kolledzh Moskoviya»: [sajt]. URL: http://xn--b1adcflhdeanqgb4b8p.xn--p1ai/documents/images/Biblioteka/fondbibleoteki.pdf (data obrashheniya: 01.03.2021).

16.Rubin Yu.B. Ocenka kachestva obrazovaniya v kontekste razvitiya rossijskoj obrazovatel'noj sredy': monografiya. M.: Moskovskij finansovo-promy'shlenny'j universitet «Sinergiya», 2016. 544 s.

17.Serditov A.V. Problemy' metodicheskogo obespecheniya obrazovatel'nogo processa // Materialy'

VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Penitenciarnaya sistema i obshhestvo: opy't vzaimodejstviya». Perm': Permskij institut Federal'noj sluzhby' ispolneniya nakazanij, 2019. S. 363-365.

18. Sociologicheskij al'manax. Vy'pusk 8. «Molodezh' v sovremennom obshhestve riska»: Materialy'

VII Orlovskix sociologicheskix chtenij / pod obshhej redakciej P.A. Merkulova, N.V. Prokazinoj. Orel: Izd-vo OF RANXiGS, 2016. 302 s.

19.Spiski literatury' po special'nosti 34.02.01 Sestrinskoe delo [E'lektronny'j resurs] // Oficial'ny'j sajt Kraevogo gosudarstvennogo byudzhetnogo professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya «Barnaul'skij bazovy'j medicinskij kolledzh»: [sajt]. URL: https://bbmc.ru/files/main/Biblioteka/ kartoteka/Sestrinskoe%20delo.pdf?_t=1611135219 (data obrashheniya: 01.03.2021).

20. Universitetskaya kniga / red. sov. K.V. Antipov; red. kol.: A.V. Gorbunov i dr.; gl. red. E.N. Bejlina. M.: Universitetskaya kniga, 2017. № 8. Oktyabr1. 84 s.

21.Federal'ny'e gosudarstvenny'e obrazovatel'ny'e standarty' srednego professional'nogo obrazovaniya (FGOS SPO) novogo pokoleniya [E'lektronny'j resurs]: utverzhdeny' prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 05 iyunya 2014 g. №632 // Federally] portal «Rossijskoe obrazovanie: [portal].URL: https://edu.ru/abitur/act.86/index.php (data obrashheniya: 01.03.2021).

22.Chernoskutov V.E. Aktual'ny'e problemy' trudoustrojstva studentov i vy'pusknikov vuzov // Razvitie territorij. 2015. №2. S. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.