Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_212
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА И ИНЫХ ЛИЦ, ПОСЕЩАЮЩИХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ENSURING PENITENTIARY SECURITY OF STAFF AND OTHER PERSONS VISITING CORRECTIONAL INSTITUTIONS
РЯЗАНОВ Константин Константинович,
преподаватель кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: sherhov007@mail.ru;
ШЕРХОВ Рустам Русланович,
научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: sherhov007@mail.ru;
RYAZANOV Konstantin Konstantinovich,
lecturer of the Department of Mobilization and Tactical-Special Training of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: sherhov007@mail.ru;
SHERKHOV Rustam Ruslanovich,
Researcher at SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: sherhov007@mail.ru
Краткая аннотация: Различные аспекты деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ в последнее время исследовались довольно интенсивно с разных позиций. На современном этапе развития УИС изучение и разработка вопросов по обеспечению безопасности персонала ИУ и иных лиц, посещающих исправительные учреждения, приобретает еще больший научный и практический интерес. Предложены направления совершенствования деятельности учреждений УИС по обеспечению безопасности персонала ИУ и иных лиц, посещающих исправительные учреждения.
Abstract: Various aspects of the activities to ensure the safety of IU personnel have recently been studied quite intensively from different positions. At the present stage of the development of the UIS, the study and development of issues to ensure the safety of the personnel of the IU and other persons visiting correctional institutions is gaining even greater scientific and practical interest. The directions of improving the activities of UIS institutions to ensure the safety of IU personnel and other persons visiting correctional institutions are proposed.
Ключевые слова: безопасность персонала, исправительное учреждение, правовое регулирование безопасности, осужденные.
Keywords: staff safety, correctional institution, legal regulation of safety, convicts.
Дата направления статьи в редакцию: 24.11.2021
Дата публикации статьи: 30.11.2021
Для того, чтобы персонал ИУ мог выполнять свои обязанности в безопасных условиях требуется обеспечить защиту персонала от угроз и опасностей. Без создания благоприятных условий для деятельности персонала ИУ невозможно вести речь об исполнении наказания в виде лишения свободы. Обеспечение защиты персонала ИУ предполагает комплекс организационно-правовых инструментов. От полноты и эффективности правового регулирования исполнения наказания будет зависеть безопасность персонала и лиц, находящихся в расположении ИУ. Право и безопасность взаимозависимые категории, изменение одной категории неизбежно должно повлечь изменения для второй категории.
Правовое обеспечение безопасности персонала ИУ осуществляется нормативными актами трех уровней. Первая группа - это международные правовые акты, регламентирующие порядок исполнения наказания в виде лишения свободы и предусматривающие инструменты для защиты персонала ИУ. Вторая группа нормативных актов — это отечественное, федеральное законодательство. И, наконец, замыкает группу нормативных актов, регулирующих безопасность персонала, подзаконные нормативные акты, издаваемые учреждениями и органами УИС.
Деятельность персонала ИУ является объектом контроля со стороны общественных организаций, прокуратуры, суда, вышестоящих органов и учреждений. Наличие нескольких контролирующих инстанций способствует обеспечению безопасности персонала ИУ. Администрация ИУ вправе на основании судебного решения перевести осужденного из одного вида ИУ в более строгое по режиму ИУ в случае злостного им нарушения порядка отбывания наказания. УИК РФ предусматривает раздельное содержание осужденных по различным критериям для обеспечения безопасности осужденных и персонала ИУ. Также УИК РФ регламентирует применение постоянного надзора за осужденными, применение технических средств охраны и надзора для обеспечения безопасности ИУ и персонала. Среди задач ИУ можно также отметить применение сил и средств ОРД для обеспечения режима законности, для обеспечения безопасности персонала ИУ. Особо следует отметить, что УИК РФ предусматривает возможность функционирования ИУ в режиме особых условий, что также обеспечивает безопасность персонала в особых условиях.
Правовая основа регулирования безопасности персонала ИУ охватывается уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) [1]. Законодатель предусматривает ряд составов преступлений, которые связаны с обеспечением безопасности персонала ИУ. Такими составами для персонала ИУ являются ст. 319 - оскорбление представителя власти, ст. 313 - побег из-под стражи с применением насилия в отношении сотрудника ИУ, ст. 321 - дезорганизация деятельности ИУ, связанная с угрозой применения насилия в отношении персонала ИУ. Объективная сторона преступления, предусмотренная ст. 321 УК РФ, предусматривает применение насилия не только в отношении аттестованных сотрудни-
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ков, но и вольнонаемного состава, а также иных лиц, находящихся в момент совершения преступления на территории ИУ.
Роль УИК РФ в создании безопасных условий для персонала ИУ очевидна, даже регламентируя воспитательную работу с осужденными, применение мер поощрения и взыскания, законодатель заботится о защищенности персонала ИУ. Перечисленные средства обеспечения безопасности персонала ИУ в равной мере распространяются на обеспечение безопасности персонала СИЗО.
Правовое регулирование безопасности, главным образом, обеспечивается федеральным законодательством. Вместе с тем подзаконные акты также обеспечивают регулирование общественных отношений в данной сфере. После обзора федерального законодательства, обеспечивающего безопасность персонала ИУ, рассмотрим подзаконные нормативные акты, также регламентирующие безопасность персонала ИУ. Например, Положение о Федеральной службе исполнения наказаний от 13 октября 2004 г. № 1314, где закрепляется обязанность Правительства РФ обеспечить спецсредствами и оружием сотрудников УИС.
Концепция федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)"[2] предполагает решение проблемы личной безопасности осужденных и необходимость создания системы подготовки профессиональных кадров (глава 1 Концепции). ФСИН России принимает участие в подготовке подзаконных нормативных актов, обеспечивающих безопасность персонала. Актуальность задачи обеспечения безопасности персонала ИУ объясняется тем, что только при наличии безопасных условий для ИУ и персонала возможно исполнение наказания в виде лишения свободы. УИС России стремится обеспечивать требуемый уровень безопасности в ИУ в условиях противостояния отрицательно характеризующейся части осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Правила внутреннего распорядка ИУ[3] содержат свод правил, которые направлены на обеспечение безопасности персонала ИУ. Например, администрация ИУ вправе требовать от осужденных выполнять внутренний распорядок в ИУ, осуществлять проверку наличия осужденных, перевод осужденного в безопасное место. Безопасность персонала ИУ предполагает нейтрализацию угроз и опасностей, посягающих на их жизнь и здоровье, при выполнении своих служебных полномочий. Безопасность персонала охватывает совокупность внешних и внутренних угроз, которые посягают на персонал ИУ. Правовое регулирование безопасности персонала ИУ и иных лиц обеспечивается применением трехуровневой правовой основы, которая включает международные источники, федеральное законодательство и подзаконные нормативные акты.
Исправительные учреждения имеют ресурс для улучшения обеспечения безопасности персонала, осужденных, иных лиц, и ИУ. Проблема обеспечения безопасности персонала ИУ носит комплексный характер, что в будущем требует принятия самостоятельного блока организационно-правовых и тактических решений. Основная сложность в обеспечении безопасности персонала ИУ содержится в отрядной модели содержания осужденных, которая априори не гарантирует безопасность персонала и осужденных. Для обеспечения реальной безопасности персонала должна заработать модель, где уровень безопасности симметричен уровню внешних и внутренних угроз. Уровень безопасности осужденного должен определяться в зависимости от того, какую опасность он представляет для других осужденных и персонала. На перспективу видится, что основным видом учреждения для исполнения лишения свободы должна стать тюрьма, как учреждение, обеспечивающее максимальный уровень безопасности. Причем в тюрьме, в зависимости от поведения осужденного, осужденные могут содержаться в рабочих камерах по 25-30 человек и по убывающей, все меньшее количество осужденных содержится в камере в зависимости от возрастания опасности осужденного, вплоть до одиночного его содержания[4]. Тюремный режим содержания осужденных позволит нейтрализовать активность отрицательно настроенной части осужденных по противодействию служебной деятельности персонала ИУ.
Следующим ресурсным направлением по улучшению обеспечения безопасности персонала является совершенствование правовой защиты персонала исправительного учреждения. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство должно усилить ответственность за посягательство на персонал ИУ. Необходимо принятие новой редакции Правил внутреннего распорядка ИУ.
Для повышения эффективности безопасности персонала необходимо принять меры по улучшению профессиональной и служебной подготовки персонала, строгому выполнению персоналом установленных запретов и ограничений на территории ИУ. На территории ИУ требуется обеспечение правопорядка и законности, неотвратимости ответственности за нарушения.
В улучшении состояния безопасности персонала ИУ свой вклад должны внести штатные психологи и воспитатели по выявлению осужденных, представляющих угрозу для окружающих, постановке их на профилактический учет и организацию с ними индивидуальной работы. Возникающие конфликты между осужденными по возможности должны нейтрализоваться. Улучшение качества работы всех отделов и служб ИУ должно привести к возрастанию уровня безопасности, особенно это касается отдела безопасности, который осуществляет надзор за осужденными[5]. Взаимодействие оперативного отдела с отделом безопасности и дежурной частью будет способствовать укреплению безопасности персонала. В перспективе представляется возможным использование зарубежного и передового опыта исправительных учреждений по обеспечению безопасности персонала. Содержание осужденных необходимо осуществлять с учетом их дифференциации и индивидуализации.
Значительное улучшение необходимо в будущем внести в работу по улучшению качества охраны ИУ и применения средств ИТСОН. Как известно, обеспечение безопасности персонала основывается на трех основных средствах: охрана ИУ, режим и надзор. Эти средства обеспечения безопасности должны постоянно улучшаться и совершенствоваться. Оперативно-розыскная деятельность является составной частью работы ИУ. Для использования результатов ОРД в деле обеспечения безопасности персонала ИУ необходимо улучшить профессиональную подготовку сотрудников.
Из организационных мер, необходимо принять решения, направленные на укрепление и повышение статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы. Персонал ИУ необходимо обеспечить средствами безопасности на каждого сотрудника. Стратегическое обеспечение
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 11(203)
безопасности персонала ИУ относится к обязанности государства. Система обеспечения безопасности персонала ИУ нуждается в непрерывном развитии. Необходимо разработать мероприятия, обеспечивающие медицинскую безопасность персонала ИУ и осужденных. Обеспечение медицинской безопасности персонала должно получить правовое закрепление. Давно назрел вопрос о повышении денежного содержания сотрудников.
Ученые, занимающиеся исследованием тематики обеспечения безопасности персонала и осужденных, ИУ предлагают разработать и внедрить Концепцию безопасности уголовно-исполнительной системы, которая стала бы программным документом по построению системы безопасности в ИУ[6].Для нейтрализации внешних угроз, исходящих персоналу ИУ, будет результативным продолжение взаимодействия администрации ИУ с территориальными органами полиции.
Библиогра фия:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.11.2021).
2. Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 № 2808-р. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы).
3. Приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»
4. Артемьев Н.С., Кутаков Н.Н., Понкратов В.А. Организация и правовые основы обеспечения безопасности персонала исправительных учреждений ФСИН России: моногр. Киров, 2015. С. 48.
5. Смирнов Л.Б. Пенитенциарная безопасность и проблемы ее обеспечения// Уголовно-исполнительное право. 2019. Т. 14(1-4). № 4. С. 327.
6. Щербаков А.В. Современное состояние правового обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы: некоторые проблемы и пути решения//Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 4. С. 61.
References (transliterated):
1. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 24.11.2021).
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.12.2016 № 2808-r. Ob utverzhdenii Koncepcii federal'noj celevoj programmy "Razvitie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (2017 - 2025 gody).
3. Prikaz Ministerstva yusticii RF ot 16 dekabrya 2016 g. № 295 «Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nyh uchrezhdenij»
4. Artem'ev N.S., Kutakov N.N., Ponkratov V.A. Organizaciya i pravovye osnovy obespecheniya bezopasnosti personala ispravitel'nyh uchrezhdenij FSIN Rossii: monogr. Kirov, 2015. S. 48.
5. Smirnov L.B. Penitenciarnaya bezopasnost' i problemy ee obespecheniya// Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2019. T. 14(1 -4). № 4. S. 327.
6. SHCHerbakov A.V. Sovremennoe sostoyanie pravovogo obespecheniya bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: nekotorye problemy i puti resheniya//Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2018. № 4. S. 61.