Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНЦЕПЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МОДЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ / СОТРУДНИК / ОСУЖДЕННЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чорный Василий Николаевич, Сенатова Екатерина Васильевна

Уголовно-исполнительная система России, особенно исправительные учреждения, осуществляет свою деятельность в условиях, обусловленных негативными факторами, отрицательно влияющими на процесс исполнения уголовных наказаний и достижения его целей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Безопасность УИС требует комплексного законодательного обеспечения нормами различных отраслей права. Такая ситуация складывается ввиду множественности объектов обеспечения безопасности: сотрудники, осужденные, иные лица, находящиеся на объектах исправительных учреждений, исправительные учреждения в целом как структурное образование и другие. В связи с этим предметом статьи является законодательство, регулирующее обеспечение безопасности УИС, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, научная литература по теме работы. Целью исследования являются особенности законодательства, регулирующего обеспечение безопасности конкретных объектов УИС. Наряду с законодательством анализируются отдельные направления научных исследований проблем безопасности УИС с целью определения отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих безопасность конкретных объектов. Методологической основой работы является диалектический метод познания, методы анализа и синтеза социально-правовых явлений, формально-логический метод исследования. В работе делается вывод, что Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года формирует комплексную модель безопасности УИС, определяет направления ее развития с учетом новых вызовов, стоящих перед УИС. На основе проведенного анализа законодательного обеспечения безопасности УИС и ее структурных объектов вносятся предложения о необходимости активизации законотворческой работы в сфере безопасности УИС, разработке правовых норм, регулирующих обеспечение безопасности УИС, ее структурных объектов в соответствии с направлениями, определенными Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чорный Василий Николаевич, Сенатова Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION REGULATING THE SECURITY OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Penal system of Russia, especially correctional institutions, operate in conditions determined by negative factors that adversely affect the process of execution of criminal penalties and the achievement of its goals provided for by the Penal legislation. The security of the Penal system requires comprehensive legislative support by the norms of various branches of law. This situation develops due to the multiplicity of security facilities: employees, convicts, other persons located at the facilities of correctional institutions, correctional institutions as a whole as a structural entity, and others. In this regard, the subject of the article is the legislation governing the security of the Penal system, the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030, scientific literature on the topic of work. The purpose of the study is the features of the legislation governing the security of specific objects of the Penal system. Along with the legislation, certain areas of scientific research on the security of the Penal system are analyzed in order to determine the industry affiliation of the legal norms governing the security of specific objects. The methodological basis of the work is the dialectical method of cognition, methods of analysis and synthesis of social and legal phenomena, the formal logical method of research. The paper concludes that the Concept for the development of the Penal system of the Russian Federation until 2030 forms a comprehensive model of the security of the Penal system, determines the direction of its development, taking into account the new challenges facing the Penal system. Based on the analysis of the legislative security of the Penal system and its structural objects, proposals are made on the need to intensify legislative work in the field of the security of the Penal system, the development of legal norms governing the security of the Penal system, its structural objects in accordance with the directions defined by the Concept for the development of the Penal system of the Russian Federation for the period up to 2030.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.8

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-247-12-30-39

ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧОРНЫЙ

профессор Института Академии ФСИН России по кафедре уголовно-исполнительного права, кандидат юридических наук, профессор И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4364-7758 Рязань

ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА СЕНАТОВА

начальник кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы И [email protected]

Рязань

Законодательство, регулирующее обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Аннотация. Уголовно-исполнительная система России, особенно исправительные учреждения, осуществляет свою деятельность в условиях, обусловленных негативными факторами, отрицательно влияющими на процесс исполнения уголовных наказаний и достижения его целей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Безопасность УИС требует комплексного законодательного обеспечения нормами различных отраслей права. Такая ситуация складывается ввиду множественности объектов обеспечения безопасности: сотрудники, осужденные, иные лица, находящиеся на объектах исправительных учреждений, исправительные учреждения в целом как структурное образование и другие. В связи с этим предметом статьи является законодательство, регулирующее обеспечение безопасности УИС, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, научная литература по теме работы. Целью исследования являются особенности законодательства, регулирующего обеспечение безопасности конкретных объектов УИС. Наряду с законодательством анализируются отдельные направления научных исследований проблем безопасности УИС с целью определения отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих безопасность конкретных объектов. Методологической основой работы является диалектический метод познания, методы анализа и синтеза социально-правовых явлений, формально-логический метод исследования. В работе делается вывод, что Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года формирует комплексную модель безопасности УИС, определяет направления ее развития с учетом новых вызовов, стоящих перед УИС. На основе проведенного анализа законодательного обеспечения безопасности УИС и ее структурных объектов вносятся предложения о необходимости активизации законотворческой работы в сфере безопасности УИС, разработке правовых норм, регулирующих обеспечение безопасности УИС, ее структурных объектов в соответствии с направлениями, определенными Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.

Ключевые слова: безопасность, законодательство, концепция, уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, модель безопасности, сотрудник, осужденный

Для цитирования

Чорный В. Н., Сенатова Е. В. Законодательство, регулирующее обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 12.

С. 30-39. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-247-12-30-39.

© Чорный В. Н., Сенатова Е. В., 2022

VASILIY N. CHORNY

Professor of the Institute of the Academy of the FPS of Russia in the Department of Penal Law, Candidate of Law, Professor H [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4364-7758 Ryazan

EKATERINA V. SENATOVA

Head of the Department of Administrative and Financial Law of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, Colonel of the Internal Service H [email protected]

Ryazan

Legislation regulating the security of the Penal system of the Russian Federation

Abstract. The Penal system of Russia, especially correctional institutions, operate in conditions determined by negative factors that adversely affect the process of execution of criminal penalties and the achievement of its goals provided for by the Penal legislation. The security of the Penal system requires comprehensive legislative support by the norms of various branches of law. This situation develops due to the multiplicity of security facilities: employees, convicts, other persons located at the facilities of correctional institutions, correctional institutions as a whole as a structural entity, and others. In this regard, the subject of the article is the legislation governing the security of the Penal system, the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030, scientific literature on the topic of work. The purpose of the study is the features of the legislation governing the security of specific objects of the Penal system. Along with the legislation, certain areas of scientific research on the security of the Penal system are analyzed in order to determine the industry affiliation of the legal norms governing the security of specific objects. The methodological basis of the work is the dialectical method of cognition, methods of analysis and synthesis of social and legal phenomena, the formal logical method of research. The paper concludes that the Concept for the development of the Penal system of the Russian Federation until 2030 forms a comprehensive model of the security of the Penal system, determines the direction of its development, taking into account the new challenges facing the Penal system. Based on the analysis of the legislative security of the Penal system and its structural objects, proposals are made on the need to intensify legislative work in the field of the security of the Penal system, the development of legal norms governing the security of the Penal system, its structural objects in accordance with the directions defined by the Concept for the development of the Penal system of the Russian Federation for the period up to 2030.

Keywords: security, legislation, concept, penal system, correctional institutions, security model, employee, convict

For citation

Chorny V. N., Senatova E. V. Legislation regulating the security of the Penal system of the Russian Federation // Vedomosti of the Penal System. 2022. № 12. C. 30-39. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-247-12-30-39.

Изначально безопасность уголовно-исполнительной системы (УИС) регламентировалась в уголовно-исполнительном законодательстве относительно осужденных и сотрудников исправительных учреждений (ИУ). Законодательные меры обеспечения безопасности осужденных впервые были введены в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года (статья 82) Законом Российской Федерации от 12.06.1992 № 2988-1 [1]. Дальнейшее развитие и нормативное регулирование личная безопасность осужденных получила с принятием в 1997 году Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), который установил приоритет обеспечения прав и свобод личности, включая право на личную безопасность осужденных (статьи 10, 13 УИК РФ).

Не остались вне внимания законодателя и аспекты личной безопасности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прежде всего исправительных учреждений, о чем говорит принятие Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Комплексно понятие, структура и содержание безопасности УИС рассматривались только в научных источниках и законодательно не регламентировались. При этом авторы научных работ исходили из положения, что безопасность УИС -это сложный организационно-правовой институт, образующийся нормами многих отраслей права. Такие подходы к пониманию безопасности УИС были определены в работах Перегудова А. Г., который отметил, что безопасность уголовно-исполнительной системы - это формируемое на основе юридических норм и в результате управленческой

деятельности определенное состояние правоотношений, возникающих при исполнении уголовных наказаний, обеспечивающее неприкосновенность жизни и здоровья сотрудников, осужденных, иных граждан, причастных к деятельности данных учреждений, а также структурную целостность и нормальное функционирование учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе их отдельных подразделений [2].

Анализируя становление и развитие научных исследований безопасности уголовно-исполнительной системы, Усе-ев Р. З. приходит к выводу, что проблема безопасности исследовалась в самых различных направлениях. В частности, Мальцевой Н. В. исследовались проблемы обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей из числа осужденных к лишению свободы [3]; диссертационное исследование Панасенко Е. К. было посвящено проблемам обеспечения криминологической безопасности осужденных в исправительных учреждениях [4]; Антонов В. А. исследовал проблемы обеспечения безопасности на объектах УИС в условиях чрезвычайных ситуаций [5]. Исследовались в научных работах и другие направления обеспечения безопасности УИС. При этом «разностороннее понимание вопросов безопасности, в том числе в пенитенциарной сфере, предопределило на сегодняшний день многоплановый вектор ее применения и реализации» [6]. Соглашаясь с таким утверждением, отметим, что не всегда разноплановость научных исследований способствуют законодательной и организационно-практической эффективности решения проблем, исследуемых в теории, особенно когда отсутствуют хотя бы какие-то критерии определения первоочередных и второстепенных направлений исследования.

Применительно к безопасности уголовно-исполнительной системы это

особенно важно, поскольку категория безопасности отличается многовектор-ностью и в теоретическом, и в практическом аспектах. Более того, безопасность уголовно-исполнительной системы имеет сложную внутреннюю структуру -множественность объектов, подлежащих защите, сложный субъектный состав, обеспечивающий безопасность как конкретного объекта (осужденных, сотрудников, иных лиц), так и в целом функциональную безопасность УИС и ее структурных подразделений. Поэтому требуется определенная система, включающая как направления научных исследований, так и отражение их результатов в законодательстве и практической деятельности. Ранее нами рассматривался вопрос о необходимости формирования доктрины безопасности УИС и закрепления ее в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р (далее - Концеп-ция-2030), или же в отдельном нормативном акте [7].

Методологическую основу предлагаемого документа составляет Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности», где определен предмет правового регулирования данного закона (статья 1), принципы обеспечения безопасности в России (статья 2), содержание деятельности по обеспечению безопасности (статья 3) и другие существенные аспекты обеспечения безопасности в России. Кроме того, в законе определены полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности (глава 2), что определяет компетенцию Минюста

России и ФСИН России в рассматриваемой сфере, внесение предложений в законодательные органы по ее нормативному обеспечению, а также разработку и принятие ведомственных нормативных актов. Конкретизирует положения данного закона утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, которая является одним из важнейших документов стратегического планирования и выступает общей базой для подготовки иных документов в области обеспечения безопасности, в том числе в УИС.

Необходимо также проанализировать законодательство, регулирующее обеспечение безопасности в УИС, определить, насколько полно в правовых нормах отражены множественные аспекты безопасности УИС, получившие сегодня освещение в теоретических источниках. Следует остановиться и на анализе направлений развития безопасности УИС, получивших закрепление в Концепции-2030.

Обеспечение безопасности УИС определено как одно из основных направлений развития современной уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года. В качестве угроз безопасности УИС, наряду с существовавшими ранее, рассматриваются и современные вызовы, такие как нарушение информационной инфраструктуры учреждений, использование мобильных систем для агрессивного воздействия на исправительные учреждения, на общество в целом и отдельных граждан, сформированные группы в среде осужденных с экстремистской идеологией самой различной направленности (антигосударственной, антирелигиозной, антинациональной и другой).

Таким образом, исходя из положений Концепции-2030, следует выделить сле-

дующие объекты обеспечения безопасности: личная безопасность персонала УИС; личная безопасность осужденных; личная безопасность иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, в частности представителей религиозных организаций; функциональная безопасность учреждений и органов, исполняющих наказания. Соответственно, ставится задача законодательного обеспечения безопасности обозначенных объектов защиты.

Вопрос безопасности отмеченных объектов в определенной степени регламентируется действующим законодательством. Нормативная база обеспечения личной безопасности осужденных сформирована в уголовно-исполнительном законодательстве. Статья 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) «Основы правового положения осужденных» определяет, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний». Положения данной статьи детализируются в статье 13 УИК РФ «Право осужденных на личную безопасность», где определены организационно-правовые меры обеспечения личной безопасности осужденного, когда возникла реальная угроза его жизни и здоровью. Помимо УИК РФ, обеспечение безопасности осужденных регулируют положения ведомственных нормативных актов. В Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, сформирован раздел IV «Обеспечение личной безопасности осужденных к лишению свободы», где подробно регламентируются основание и порядок перевода осужденного в бе-

зопасное место, документальное оформление такого перевода, а также правовое положение осужденных во время содержания в безопасном месте. Кроме того, приказом Минюста России от 26.01.2018 № 17 «Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое» урегулирована организация работы по переводу осужденных в целях обеспечения их личной безопасности из одного исправительного учреждения в другое.

Таким образом, обеспечение личной безопасности осужденных регулируется нормами уголовно-исполнительного и уголовного законодательства, если речь идет о защите осужденных от криминального посягательства на их жизнь, здоровье и иных личностных ценностях, охраняемых уголовным законом.

В меньшей степени в законодательстве разрешена проблема обеспечения безопасности сотрудников ИУ, что обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, правовое регулирование безопасности сотрудников ИУ находится в сфере межотраслевого регулирования. Сотрудники УИС являются представителями государственного органа исполнительной власти - ФСИН России, соответственно, при осуществлении многих функций они являются субъектами административно-правовых отношений, например отношений, связанных с прохождением государственной службы в УИС, осуществлением охраны исправительных учреждений, конвоированием осужденных, применением мер административного принуждения и другим. Во-вторых, сотрудники УИС являются властно полномочными субъектами, поэтому обеспечение их безопасности осуществляется нормами ад-

министративного, уголовного и уголовно-исполнительного права.

В уголовном законодательстве это специальные статьи 317-321 главы 32 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие уголовную ответственность за преступные деяния, совершенные в отношении сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников ИУ. Среди уголовно-правовых мер, обеспечивающих безопасность, важная роль принадлежит нормам раздела VII Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи которого устанавливают уголовную ответственность за преступные деяния против личности, в частности статьи 105-110 и другие статьи данного раздела. Это общие уголовно-правовые меры, обеспечивающие защиту личности в России от криминальных посягательств.

В уголовно-исполнительном законодательстве следует дифференцировать законодательное определение условий безопасности сотрудников ИУ и нормативное закрепление уголовно-исполнительных средств обеспечения их личной безопасности. Многие нормы УИК РФ направлены на создание условий обеспечения безопасности в ИУ, то есть безопасности уголовно-исполнительной деятельности сотрудников ИУ, безопасности осужденных и иных лиц на территории исправительных учреждений. Таковыми являются нормы, направленные на поддержание соответствующего уровня режима и безопасности в ИУ, предусмотренные статьей 82 УИК РФ; применение средств технического надзора и контроля в ИУ (статья 83 УИК РФ); осуществление оперативно-розыскной деятельности в ИУ (статья 84 УИК РФ); возможность введения режима особых условий для поддержания правопорядка и безопасности в ИУ (статья 85 УИК РФ); применение мер безопасности к

осужденным (статья 86 УИК РФ) и другие. Следует заметить, что многие статьи УИК РФ предполагают создание условий для обеспечения режима и безопасности в ИУ, что в целом положительно сказывается на состоянии безопасности в ИУ, в том числе и сотрудников УИС.

Меры обеспечения безопасности сотрудников УИС нашли нормативное закрепление в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1, в статье 33 которого определяются гарантии личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей, устанавливается, что личная безопасность сотрудников УИС и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации. Многие статьи данного закона детализировали меры обеспечения личной безопасности сотрудников УИС, но были направлены в основном на создание условий и гарантий самообеспечения личной безопасности сотрудников. Так, например, статья 313 закона говорит о возможности применения сотрудником огнестрельного оружия, отсылая к статье 312 «Применение огнестрельного оружия». Статьи рассматриваемого закона регламентируют следующие меры обеспечения личной безопасности сотрудников:

- статья 28 - общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия;

- статья 281 - порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

- статья 29 - применение физической силы;

- статья 30 - применение специальных средств;

- статья 311 - запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

Анализ приведенных статей свидетельствует, что они рассчитаны на конкретные ситуации защиты сотрудников либо от нападения, либо от нарушения правопорядка. Причем положения данных статей сформулированы таким образом, что затруднительно оценить правомерность применения сотрудником оружия или спецсредств.

Можно констатировать, что в законодательстве не сформирована комплексная модель безопасности сотрудников УИС. Речь идет об их всесторонней защите от многих негативных факторов, связанных с УИС как социальной системой, которой присущи криминальный состав осужденных, их постоянное воздействие на сотрудников, агрессивная психологическая среда и другое. Поэтому безопасность персонала не должна ограничиваться только защитой от криминальных угроз, а должна включать такие направления, как медицинская и психологическая безопасность, профилактика суицидов, и иные направления, отдельные из которых указаны в Кон-цепции-2030.

Также если речь идет о безопасности сотрудников, свою роль играет вид исполняемого наказания, выполняемые сотрудником функции, частота контактов с осужденными, место проживания и многое другое. Эти факторы должны получить законодательное закрепление при регулировании личной безопасности персонала. Здесь возможны как меры, препятствующие угрозе личной безопасности сотрудников, так и меры компенсационного характера: дополнительные надбавки к заработной плате, реабилитационные меры, например предоставление сотрудникам, работающим с осужденными к пожизненному лишению свободы, дополнительного отпуска и подобные.

Сформировать действенную модель безопасности сотрудников УИС и осуще-

ствить ее законодательное обеспечение возможно только на межотраслевом уровне, как минимум при участии следующих отраслей права: административного, права социального и медицинского обеспечения, уголовного, уголовно-исполнительного права, некоторых сфер правоохранительной деятельности, в частности оперативно-розыскной, профилактической, криминалистической и других.

Особого внимания заслуживают вопросы обеспечения личной безопасности иных лиц, законно находящихся на территории исправительных учреждений, в том числе представителей религиозных организаций. Они могут подвергаться опасности со стороны осужденных, представляющих и пропагандирующих псевдорелигиозный экстремизм, прозелитизм, сектантство, ваххабизм и другие аналогичные течения. Меры по профилактике данных явлений в местах лишения свободы должны включать в себя дополнительный контроль за осужденными - адептами этих учений со стороны оперативных работников; активную работу психологов, начальников отрядов, других представителей администрации учреждения, исполняющего наказания; тщательный контроль за поступающими передачами, посылками, бандеролями и корреспонденцией.

Противодействие псевдорелигиозному экстремизму, ваххабизму является одним из направлений обеспечения безопасности в обществе, в том числе в УИС. Поэтому для успешной профилактики экстремизма необходимо совершенствование системы безопасности УИС. Назрела необходимость не только создания организационно-правовых барьеров против этих явлений, но и формирования действенного идеологического противостояния псевдорелигиозным экстремистским вызовам, направленным на подчинение людей, исполь-

зование их в криминальных целях. Под влиянием данных течений могут оказаться как осужденные, так и сотрудники УИС или члены их семей. Сегодня профилактика псевдорелигиозного экстремизма, ваххабизма в местах лишения свободы является одним из направлений государственной политики по предотвращению негативных социальных явлений, в том числе форм преступности, связанных с этими явлениями. Этому направлению деятельности УИС в Концепции-2030 уделено существенное внимание.

Серьезного внимания со стороны законодателя заслуживают вопросы обеспечения безопасности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, как организационно-функционального механизма, осуществляющего решение государственных задач в сфере исполнения уголовных наказаний, исправления и ресоциализации осужденных. Попытка решить эти вопросы была предпринята законодателем в Законе Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Так, его статья 12 регламентирует вопросы безопасности при охране исправительных учреждений и конвоировании осужденных. Определяется, что при территориальных органах уголовно-исполнительной системы могут создаваться специальные подразделения для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также структур федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Порядок деятельности этих подразделений устанавливается руководителем упомянутого федерального органа исполнительной власти.

Длительное время после принятия цитируемого закона нормы, регулирующие обеспечение безопасности ИУ и их объектов, не развивались в других законодательных актах, большинство мер обеспечения безопасности регламентировались в ведомственных нормативных актах. Более комплексно рассматриваемые вопросы были определены и систематизированы в Концепции-2030, установившей, что для обеспечения безопасности деятельности уголовно-исполнительной системы и ее объектов необходимо организовать следующие мероприятия:

- комплексную защиту информационной инфраструктуры уголовно-исполнительной системы;

- оснащение исправительных учреждений, исправительных центров, изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы интегрированными системами безопасности, современными техническими средствами охраны и надзора;

- использование спутниковых систем глобального позиционирования для мониторинга передвижения специальных автомобилей и железнодорожных вагонов для перевозки осужденных, а также оборудование специальных автомобилей современными средствами видеонаблюдения и связи;

- совершенствование системы мониторинга поведения осужденных с помощью технологий электронного контроля (электронные браслеты, беспроводные технологии и другое), а также использования глобальных навигационных систем ГЛОНАСС (ШОНАСС/СР8);

- укрепление правопорядка и законности в исправительных учреждениях, исправительных центрах, изолированных участках, функционирующих как

исправительные центры, и следственных изоляторах;

- совершенствование ведомственного контроля, мониторинг и оценку деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

- повышение эффективности осуществления оперативно-розыскной деятельности, в том числе в отношении лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности и террористического характера;

- контроль за деятельностью по недопущению проникновения на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы радикально настроенных лиц под видом благотворительных, общественно-политических, религиозных, правозащитных и иных организаций, а также под видом средств массовой информации;

- разработку комплекса мер, направленных на своевременное выявление в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, являющихся носителями экстремистских убеждений;

- создание условий раздельного содержания отдельных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- совершенствование мер по профилактике побегов и доставки в учреждения уголовно-исполнительной системы запрещенных предметов с использованием современных технологий, в том числе беспилотных управляемых летательных аппаратов;

- мониторинг рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы;

- совершенствование форм контроля за применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, обеспечение привлечения к от-

ветственности должностных лиц за превышение полномочий и нарушение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- совершенствование нормативно-правового регулирования оснований и порядка проведения досмотров и обысков лиц, посещающих учреждения уголовно-исполнительной системы, направленное на проведение указанных процедур в условиях, не унижающих человеческое достоинство;

- совершенствование порядка проведения индивидуальной профилактики правонарушений, включая постановку на профилактический учет, конкретизацию категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных, подлежащих постановке на такой учет, а также исключение формальных оснований для постановки на него;

- совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел по вопросам установления административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, обмена информацией при условно-досрочном освобождении, задержания лиц, находящихся в розыске, обеспечения стабильного функционирования системы железнодорожного конвоирования, а также по вопросам профилактики противоправных деяний, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Некоторые аспекты безопасности УИС, в частности личная безопасность сотрудников и осужденных, получили законодательное регулирование, тогда как иные направления, определенные в Концепции-2030, нуждаются не только в законодательном закреплении, но и в научном осмыслении и практической апробации. Результатом такой деятель-

ности должно стать законодательное обеспечение реализации выделенных в Концепции-2030 направлений развития безопасности УИС. В этих целях необходимо создать рабочие группы с привле-

чением научных и практических работников по разработке конкретных правовых норм, регулирующих безопасность уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

1. О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР : закон Рос. Федерации от 12.06.1992 № 2988-1. Доступ из СПС «Гарант».

2. Перегудов А. Г. Понятие обеспечения безопасности в ИТУ, его принципы, задачи и организационно-правовые основы // Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / под ред. А. Г. Перегудова. Уфа, 1996. С. 26.

3. Мальцева Н. В. Правовое регулирование обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей из числа осужденных к лишению свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань : Академия ФСИН России. 2007. 25 с.

4. Панасенко Е. К. Криминологическая безопасность осужденных в местах лишения свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань : Академия ФСИН России. 2007. 24 с.

5. Антонов В. А. Правовое регулирование деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по обеспечению безопасности и правопорядка на режимных объектах в условиях чрезвычайных ситуаций : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб. : гос. ун-т ГПС МЧС России. 2009. 26 с.

6. Усеев Р. З. Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы: теоретико-правовые и организационные аспекты : монография. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России. 2017. С. 29.

7. Чорный В. Н. О необходимости доктрины безопасности уголовно-исполнительной системы // Преступление, наказание, исправление : сборник тезисов выступлений и докладов участников III Международного пенитенциарного форума, приуроченного к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.) : в 8 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2017. Т. 5. С. 245-249.

1. On the introduction of amendments and additions to the Correctional Labor Code of the RSFSR, the Criminal Code of the RSFSR and the Code of Criminal Procedure of the RSFSR : Law Ros. Federation of12.06.1992 No. 2988-I. Access from LRS «Garant».

2. Peregudov A. G. The concept of security in ITU, its principles, tasks and organizational and legal foundations // Course of lectures on ensuring security, execution and punishment in ITU / ed. A. G. Peregudova. Ufa, 1996, P. 26.

3. Maltseva N. V. Legal regulation of ensuring the safety of victims and witnesses from among those sentenced to imprisonment : author. dis. ... Cand. of Law. Ryazan : Academy of the FPS of Russia. 2007. 25 p.

4. Panasenko E. K. Criminological safety of convicts in places of deprivation of liberty : author. dis. ... Cand. of Law. Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2007. 24 p.

5. Antonov V. A. Legal regulation of the activities of institutions of the penitentiary system to ensure security and law and order at sensitive facilities in emergency situations : author. dis. ... Cand. of Law. SPb. : state un-ty GPS EMERCOM of Russia. 2009. 26 p.

6. Useev R. Z. Ensuring the security of the penitentiary system: theoretical, legal and organizational aspects : monograph. Samara : Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2017. P. 29.

7. Chorny V. N. On the necessity of the security doctrine of the penitentiary system // Crime, punishment, correction : a collection of abstracts of speeches and reports of participants in the III International Penitentiary Forum dedicated to the 20th anniversary of the entry into force of the Penal Code of the Russian Federation (Ryazan, 21 -November 23, 2017) : in 8 volumes. Ryazan : Academy of the FPS of Russia, 2017. V. 5. P. 245-249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.