Научная статья на тему 'Обеспечение надежности эксплуатации «Стареющих» учебно-тренировочных самолетов'

Обеспечение надежности эксплуатации «Стареющих» учебно-тренировочных самолетов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
282
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Комаров В. А., Ергалиев Д. С., Саханов К. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение надежности эксплуатации «Стареющих» учебно-тренировочных самолетов»

Комаров В.А., Ергалиев Д.С. , Саханов К.Ж. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «СТАРЕЮЩИХ» УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ САМОЛЕТОВ

В настоящее время при подготовке квалифицированных летчиков и пилотов в высших учебных заведениях министерства обороны и гражданской авиации возникает очень важный вопрос: продолжать эксплуатацию «стареющей» авиационной техники или заменить ее новой. Важнейшей составляющей при принятии того или иного решения является экономическая целесообразность.

Первоначальная подготовка летчиков в Военном институте сил воздушной обороны Республики Казахстан проводится на учебно-тренировочных самолетах Як-18Т. Находящиеся в эксплуатации более 2 0 лет, они зарекомендовали себя как надежные, удобные в летной и технической эксплуатации, самолеты.

Анализ стоимости учебно-тренировочных самолетов, которая для новых Як-18Т и Як-54 составляет 18 0

- 2 0 0 тысяч долларов, а для нового самолета Як-52 - около 3 0 0 тысяч долларов США, а также расходов на их обслуживание показал, что в настоящее время наиболее выгодным вариантом, с точки зрения экономии средств, является продление ресурса самолета Як-18Т, годовые расходы на который составляют 1250 долларов США.

Условия практической эксплуатации авиационной техники определяются различными факторами, которые могут быть классифицированы на следующие группы.

Первую группу обусловливают климатические условия эксплуатации.

Рассматривая влияние климатических условий на надежность авиационной техники и мероприятия, необходимые для своевременного обнаружения или предупреждения дефектов, следует иметь в виду выход за расчетные пределы значений или продолжительности воздействия таких факторов, как температура, давление и влажность окружающего воздуха, наличие в атмосфере пыли и солей, уровень солнечной радиации и т.д.

Повышение температуры воздуха и уровня солнечной радиации ухудшает механические свойства материалов, ускоряет их старение, вызывает растрескивание лакокрасочных покрытий и изделий из органических материалов (прокладок, манжет, остекления и т.п.).

Высокая влажность, особенно в сочетании с запыленностью или наличием солей в воздухе, создает условия для возникновения коррозии в элементах конструкции, способствует снижению электрического сопротивления, разрушению изолирующих материалов, возникновению местных замыканий. Пониженная влажность вызывает дегидрацию материалов, т.е. приводит к короблению пластмасс и потере прочности бумажных и тканевых материалов.

Эксплуатация авиационной техники на пыльных аэродромах ведет к быстрому изнашиванию трущихся поверхностей соединений в узлах самолета. Особенно это сказывается при высоких температурах воздуха,

когда смазки и масла теряют вязкость и возрастает скорость окисления металлов [1].

Климатические условия Западного Казахстана отличаются достаточно высокой температурой воздуха и солнечной активностью. На рисунке 1 изображена диаграмма распределения неисправностей конструкции самолета Як-18Т, связанных со старением материалов за период с 1985 года по 2005 год, в процентном

соотношении в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1._________________________________________________________________________________________

№ п/п Виды неисправностей Кол-во в (%)

1 Растрескивание и разрыв тканевой поверхности обшивки крыла и стабилизатора 144 28

2 Растрескивание лакокрасочного покрытия на крыле и оперении 162 32

3 Растрескивание пневматик колес основных опор шасси 98 20

4 Растрескивание остекления кабины пилотов, выполненного из органического материала 19 4

5 Растрескивание внутренней обивки кабины пилотов 41 8

6 Ослабление крепления агрегатов, устанавливаемых на двигателе, по причине выработки уплотнений 39 8

Итого 503 100

8%

Рис. 1. Диаграмма распределения неисправностей конструкции самолета Як-18Т, связанных со старением материалов в (%) .

При эксплуатации самолета Як-18Т на грунтовых аэродромах в данных климатических условиях необходимо особенно тщательно проверять следующие его элементы:

- целостность воздушного винта, пневматик шасси, обшивки крыла и оперения;

- ниши шасси, посадочный щиток и элероны на наличие коррозии;

- двигатель на наличие течи масла через уплотнения.

Вторая группа факторов определяется наработкой авиационной техники и многократно повторяющимися нагрузками, снижающими усталостную прочность конструкции самолета.

Опыт эксплуатации самолетов показал, что определяющее влияние на долговечность конструкции оказывают небольшие, но многократно повторяющиеся нагрузки. Опасность разрушения конструкции от действия часто повторяющихся нагрузок обусловила определение ресурса самолета по условиям усталостной прочности. Исходными материалами для расчета служат данные о повторяемости нагрузок и о выносливости элементов конструкции. Немаловажную роль в определении ресурса самолета имеет качественно проведенная дефектация при техническом обслуживании.

Третья группа связана с организацией и практическим выполнением полетов, а также с уровнем подготовки и дисциплинированностью летного состава. Для повышения безопасности полетов и предотвращения отказов систем и оборудования самолета в воздухе необходима грамотная летная эксплуатация. Пилот должен хорошо знать устройство и теоретические основы работы самолета, двигателя и агрегатов, рекомендуемые режимы работы систем самолета на земле и в полете, уметь правильно действовать при возникновении неисправностей и в особых случаях полета (болтанке, граде, грозе и т.п.), а также не допускать нарушений правил пилотирования самолета (грубую посадку, неправильное руление, посадку на повышенной скорости и т.п. ).

Четвертая группа определяется организацией процессов технического обслуживания и квалификацией технического состава.

Важную роль в обеспечении высокого уровня эксплуатационной надежности авиационной техники играет техническая и технологическая оснащенность, необходимая для высококачественного выполнения дефекта-ционных и профилактических работ в сжатые сроки. Она определяется наличием ангаров для технического обслуживания самолетов по периодическим видам регламента, оснащением необходимыми станками и оборудованием, средствами механизации и диагностики, качественным инструментом и приспособлениями, а также обеспечением комплектом документации для обслуживания авиационной техники.

При неосторожном выполнении работ на авиационной технике возможны механические повреждения (облом ручек подъема сидений летчиков, вильчатых болтов крепления нижней чисти капота, концов глиссад-ной антенны, пробоины обшивки, забоины, деформации, царапины и т.п. ).

В общем случае процесс технического обслуживания не связан с техническим состоянием самолета. Например, небрежное обслуживание авиационной техники (подтеки масла на самолете и вокруг него, наличие посторонних предметов) будут характеризовать качество технического обслуживания как неудовлетворительное, несмотря на исправность самолета. Высококачественное техническое обслуживание самолетов предотвращает задержки вылетов по техническим причинам и отказы авиационной техники в полете, и создает тем самым условия для планомерного использования и обслуживания самолетного парка [2] .

Анализируя влияние воздействующих факторов на процесс эксплуатации, и на основе достаточно большого опыта эксплуатации самолета Як-18Т с 1975 года, можно предложить следующие рекомендации по обеспечению надежности эксплуатации учебно-тренировочных самолетов.

Для обеспечения качественного технического обслуживания авиационной техники необходимо проводить постоянную работу с техническим составом по следующим направлениям [3]:

- усилить воспитательную и разъяснительную работу для выработки у каждого исполнителя сознательного стремления качественного выполнения порученного задания;

- контролировать фактическое состояние оборудования и инструмента, и его достаточность для выполнения всех видов работ при техническом обслуживании авиационной техники;

- проверять и приводить в порядок имеющуюся технологическую документацию;

- обучать исполнителей навыкам правильного выполнения работ по техническому обслуживанию авиационной техники;

- разрабатывать различные меры морального и материального поощрения исполнителей, качественно выполняющих порученные задания.

С целью исключения факторов, приводящих к летным происшествиям, при выполнении полетов на самолете Як-18Т необходимо выполнение летным составом следующих рекомендаций [4]:

- сосредоточить основные усилия в профилактической работе на своевременном выявлении предпосылок к летным происшествиям, детальном их анализе, определении причин для устранения опасных факторов в летной работе и выработке мероприятий по недопущению их повторения;

- всю летную работу проводить на основании требовании документов, регламентирующих безопасность

полетов, строго спрашивать с лиц их нарушивших;

- тщательно анализировать уровень подготовки и натренированности летного состава в полетах, при слабых навыках планировать дополнительные занятия, тренажи и стажировки;

- исключить необоснованное форсирование летной подготовки летного состава, строго контролировать законность допусков к каждому полету;

- при проведении тренажей, вводные ставить конкретно с привязкой к выполняемым полетам в летную

смену;

- проводить качественное улучшение организации и проведения объективного контроля, с помощью которого исключить выпуск в полет не подготовленных летчиков, а также повысить полноту и качество выполняемых полетных заданий;

- принимать решительные меры с любыми проявлениями недисциплинированности летного состава при выполнении полетных заданий;

- целенаправленно проводить методическую работу по обучению и совершенствованию методической подготовки летно-инструкторского и руководящего состава, улучшению методики летного обучения;

- с лицами ГРП планировать и проводить дополнительные теоретические занятия и комплексные тренировки по порядку управления воздушным движениям в своих зонах ответственности, взаимодействия в аварийной обстановке;

- в условиях нерегулярности полетов добиваться законности и целесообразности каждого вылета, неукоснительно выполнять требования руководящих документов по проведению тренажей с летным составом и лицами ГРП;

- перед принятием решения на производство полетов тщательно анализировать метеорологическую обстановку в районе аэродрома и по маршруту с целью исключения случаев выпуска в полет летчиков (экипажей) в метеоусловиях, к полетам в которых они не подготовлены;

- проверять весь летный состав в технике пилотирования при заходе на посадку по дублирующим при-

борам и системам посадки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пришкольник В.Л., Янкевич Ю.И. Самолет Як-18Т. Конструкция и эксплуатация. Учебное пособие для летных училищ гражданской авиации. М., Транспорт, 1978. 224с.

2. Миртов К.Д., Черненко Ж.С. Конструкция и прочность самолетов и вертолетов. М., Транспорт,

1972.

3. Смирнов Н.Н., Андронов А.М., Владимиров Н.И., Лемин Ю.И. Эксплуатационная надежность и режимы технического обслуживания самолетов. М., Транспорт, 1974, 304с.

4. Руководство по летной эксплуатации самолета Як-18Т с двигателем М-14., М., Воздушный транспорт, 1977г., 7 8с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.