УДК 377.031.4+629.73
РОЛЬ БУГУРУСЛАНСКОГО ЛЕТНОГО УЧИЛИЩА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПИЛОТОВ ДЛЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
А О
© В.А. Хороших1, О.А. Горощенова2
1Филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации,
Рыльский авиационный технический колледж,
307370, Россия, Курская обл., г. Рыльск, ул. Дзержинского, 18.
2Иркутский государственный технический университет,
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается зарождение и развитие Бугурусланского летного училища Министерства гражданской авиации СССР (БЛУ ГА). Дается подробный исторический обзор становления и развития училища, приводятся статистические данные, характеризуются особенности подготовки летных кадров для Сибирских и Восточных регионов. Особая роль отводится выдающимся выпускникам БЛУ ГА. Выявляются проблемы материального и технического обеспечения учебных заведений воздушного транспорта России. Показывается перспектива развития училища. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: СССР; Сибирь; Бугуруслан; гражданская авиация; самолет; пилот; летное училище; профессиональное образование.
THE ROLE OF THE BUGURUSLAN FLIGHT SCHOOL OF USSR CIVIL AVIATION IN THE SYSTEM OF TRAINING PILOTS FOR THE AIR TRANSPORT OF SIBERIA AND THE FAR EAST V.A. Khoroshikh, О.А. Goroshchenova
Rylski Aviation Technical College,
Branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation, 18 Dzerzhinsky St., Rylsk, Kursk region, 307370, Russia. Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the origin and development of the Buguruslan flight school of the Ministry of Civil Aviation (BFSCA) of the USSR. The author gives a detailed historical overview of flight school formation and development, provides statistics, describes the features of training flight personnel for Siberian and East regions emphasizing the role of the outstanding graduates of BFSCA. The problems of material and technical support for Russian flight schools are identified and development prospects of the Buguruslan flight school are shown. 14 sources.
Keywords: USSR; Siberia; Buguruslan; civil aviation; aircraft; pilot; flight school; professional education.
Целью статьи является изучение роли Бугурусланского летного училища гражданской авиации СССР в системе подготовки кадров для воздушного транспорта Сибири и Дальнего Востока. В этой связи главной задачей исследования стала история Бугурусланского летного училища (БЛУ), уточнение статистики, фактов, событий, личностей, влиявших на развитие училища.
Проблема потребности летных кадров в гражданской авиации России с каждым годом возрастает. Впервые на государственном уровне принимаются решения о допуске зарубежных пилотов в состав экипажей и внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ. Это говорит о том, что собственных кадров выпускается недостаточно. Однако на
воздушных линиях страны в особенно сложных условиях Сибири и Дальнего Востока трудятся тысячи пилотов транспортной авиации, которые закончили Са-совское, Красно-Кутское, Бугурусланское средне-специальные летные училища. Эти учебные заведения, часть из которых была открыта в сороковых годах прошлого века, на протяжении шести десятилетий полностью обеспечивали потребности Аэрофлота в летных экипажах.
История создания Бугурусланского училища заслуживает особого внимания, а его роль в гражданской авиации нашей страны велика. Во многих источниках датой создания летного училища указывается 16 декабря 1940 г. (постановление Совета народных комиссаров СССР от 5 ноября 1940 года № 2263-976 и
1Хороших Владимир Алексеевич, кандидат исторических наук, преподаватель, тел.: (47152) 22495; 89103180111, e-mail: [email protected]
Khoroshikh Vladimir, Candidate of History, Lecturer, tel.: (47152) 22495; 89103180111, e-mail: [email protected]
2Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, профессор РАЕ, директор музея истории ИрГТУ, тел.: 89148727644, e-mail: [email protected]
Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Education, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Director of ISTU Museum of History, tel.: 89148727644, e-mail: [email protected]
приказ Главного управления гражданского воздушного флота № 112). Фундаментом будущего летного училища стали Актюбинская 41-я и Минская 121-я учебные авиаэскадрильи, которые приказом № 034 от 02.03.1943 г. начальника ГУ ГВФ были объединены в Актюбинскую школу пилотов ГВФ. Начальником авиашколы ГВФ был назначен подполковник Виктор Семенович Калгин [6].
С 1945 по 1951 гг. школа, доукомплектованная другими учебными авиационными эскадрильями, размещалась в г. Кривой Рог. В 1947 г. начальником авиашколы был назначен Герой Советского Союза, гвардии майор Павел Викторович Можейко, а школа переименована в летное училище.
С 1940 по 1949 гг. училищем было подготовлено 2085 пилотов ГВФ [6].
По приказу начальника ГУ ГВФ № 0120 от 18 апреля 1951 г. училище из Кривого Рога перебазировалось в город Бугуруслан и стало называться Бугурус-ланским летным училищем ГВФ. В это время учебным заведением руководил полковник Василий Михеевич Лазуко [2, с. 934-941]. Под его руководством предстояло перебазировать более 40 самолетов По-2 к новому месту дислокации. Для этого были созданы рабочие группы по 10-11 самолетов, а для перевозки личного состава и имущества было укомплектовано два железнодорожных эшелона.
Летное училище 6 июня прибыло в г. Бугуруслан к окончательному месту дислокации. Здесь училище продолжало учебно-летную работу на самолетах По-2 в составе двух эскадрилий [12, с. 3]. Учебно-тренировочные полеты были организованы на грунтовом аэродроме Бугуруслан-Главный, непосредственно примыкающем к территории училища (в рабочем поселке Александровка юго-восточной части города).
В течение 1952-1953 гг. шло активное обустройство быта курсантов и оборудование служебных помещений. Для этого использовались площади школ предшественников и бывшего монастыря, а также бараки, землянки и палатки. Были подготовлены три землянки для нужд инженерно-технического состава эскадрилий и одна под штаб первого отряда на центральном аэродроме.
В числе первых выпускников Бугурусланского ЛУ наиболее значимым стало имя Василия Яковлевича Рузова, воспоминания которого опубликованы в сборнике «Колыбель быстрокрылых орлов». Осенью 1951 г. В.Я. Рузов поступил в летное училище. В отделе кадров его встретили капитан со звездочками на погонах в один ряд и старший лейтенанУ тоже со звездочками в один ряд на серебристых погонах: знаки отличия служащих ГВФ существенно отличались от военных. Весной, после теоретических занятий, начались учебные полеты на самолете По-2, затем военные сборы в полевом лагере под Оренбургом и летние лагеря на аэродромах Завьяловка и Наумовка. В январе 1953 г. были проведены зимние полеты на лыжном шасси, а 8 сентября старшина В.Я. Рузов сдавал государственные экзамены по летной подготовке старшему пилоту-инспектору Управления учебных
заведений ГВФ, майору Виталию Александровичу Евдокимову. Прибывший на распределение начальник УУЗ, генерал-лейтенант Н.Н. Ассовский, оставил многих выпускников работать инструкторами, в том числе и В.Я. Рузова, который в последующее десятилетие освоил самолеты Ил-12, Ан-2, Ан-18А и стал командиром звена [5, с. 48-50].
В 1955 г. училище перешло на выпуск пилотов на самолетах Як-12. В 1959 г. все По-2 были списаны, началась подготовка к полетам на Як-18А.
В воспоминаниях первых курсантов училища отмечается, что до переподчинения ГУ ГВФ от Министерства обороны к Совету Министров СССР в 1954 г., личный состав учебных заведений был обязан носить форму с погонами и шевронами с эмблемой Аэрофлота на рукавах кителя.
Несмотря на то, что страна еще жила напряженно и бедно, в училище сытно кормили, регулярными были посещения бани, смена постельного белья и контроль над чистотой белых подворотничков на хлопчатобумажных повседневных и суконных парадных кителях. Комплект одежды учащихся состоял из шинели черного цвета, шапки-ушанки и фуражки с эмблемой Аэрофлота, комплекта нижнего белья, ботинок. В летную экипировку входили комбинезон, шлемофон, планшет, зимняя меховая куртка. Под руководством старшин и старшекурсников был обеспечен жесткий распорядок дня, включающий подъем, зарядку, завтрак, учебу, обед, самоподготовку, ужин, вечернюю прогулку в строю, отбой ко сну. Отличительной особенностью летного училища были регулярные построения, наряды, несение внутренней и караульной службы, сельскохозяйственные работы.
В связи с увеличением потребностей в летном составе в управлениях гражданской авиации, УУЗ ГУГВФ принимает решение расширить училища, увеличить набор курсантов и, соответственно, выпуск пилотов. Поэтому в 1953 г. в БЛУ были созданы 3-й авиаотряд и диспетчерская служба училища, которая руководила полетами. Первым начальником нового подразделения был назначен старший лейтенант гражданской авиации Ф.С. Юшечкин.
В 1954 г. УУЗ ГУГВФ приняло решение о введении в учебный процесс самолетов Як-12, первые из которых поступили в училище в 1955 г., а уже в 1956 г. -Як-12М, Як-12Р. Самолеты были радиофицированы, кабины остеклены, поэтому экипажи чувствовали себя в них комфортно [2, с. 937].
В 1955 г. выпускников училища приветствовал новый начальник УУЗ ГУ ГВФ, морской летчик, генерал Васильев. Из 300 выпускников 13 были направлены переучиваться на современный по тому времени самолет Ли-2 [5, с. 134-136].
В 1956 г. из училища было выпущено 369 пилотов. Оставлены в учебном заведении для работы инструкторами 24 выпускника.
В 1957 г. был построен новый двухэтажный учебный корпус по ул. Ленинградская, 9. В том же году был создан 4-й авиаотряд, командиром которого стал Н.А. Стеценко. Специально для авиаотряда началось
строительство лагеря. Первые самолеты Ил-12 из ШВЛП ГВФ начали прилетать в училище 23 сентября 1958 г. За размещение и консервацию на главном аэродроме ответственным был назначен старший инженер 3-го авиаотряда А.А. Киреев [6].
Время диктовало новые условия, и в 1960 г. летный, преподавательский, инженерно-технический состав училища начал осваивать самолет Ан-2. В 1961 г. на нем начались учебные полеты.
Приказом начальника ГУ ГВФ от 3 июня 1961 г. № 413/л руководителем Бугурусланского летного училища был назначен Сергей Владимирович Флорин-ский.
В этот же год в училище поступил известный впоследствии писатель Валерий Хайрюзов. В своей книге «Нам курсантские снятся погоны» он вспоминает: «Кругом горели факелы. Второе Баку. В три ночи сошли на маленькой грязноватой станции. В темноте светила всего лишь одна лампочка. Дежурная сказала, что надо идти в монастырь, где находится училище. Пошли по грязной в ухабах дороге». По информации В. Хайрюзова, в училище мало что изменилось. В нескольких сотнях метров по Профсоюзной улице (на пересечении с современной Ленинградской) по-прежнему находилось духовное училище (вторая половина Х1Х в.) - его раньше занимали гражданские авиаторы. Для многих примечательной особенностью территориального размещения летного училища стало соседство (по той же Профсоюзной улице) с церковью Успения Пресвятой Богородицы, которая с момента освящения в 1834 г. сохранилась и действовала [7, с. 20-23].
В 1962 г. из училища было выпущено 299 пилотов, в том числе Г.П. Ласкин - начальник Тюменского УГА, заслуженный пилот СССР; В.Ф. Сокольников -начальник Восточно-Сибирского УГА, заслуженный пилот СССР; Н.Ф. Шипилов - командир АЭ Бугурусланского училища; Е.Я. Шепеленко - командир Ил-62 на международных авиалиниях; А.А. Яровой -начальник Управления ГА центральных районов России, заслуженный пилот СССР и др. [2, с. 938].
В 1963 г. в училище были оставлены 20 лучших выпускников. Основными критериями отбора послужили: высокие профессиональные качества пилотов-инструкторов, строгая военная дисциплина, конкурентоспособность в постижении летного мастерства, возрастающая по мере теоретической и практической готовности преданность летной профессии, трудотерапия, здоровый образ жизни и спорт, братство курсантов, прибывших из различных регионов страны.
Училище разрасталось, увеличивалась материальная база. В 1964 г. был построен четырехэтажный учебный корпус на главном аэродроме, завершено строительство курсантской столовой на 750 посадочных мест [9, л. 41]. Менялись и учебные программы. В связи с ограниченным ресурсом у самолетов Як-18А было принято решение перейти к обучению на самолетах Ан-2. В четвертом авиаотряде была создана экспериментальная авиаэскадрилья. В 1964 г. выпуск составил 295 пилотов. Среди них В.Ф. Ермохин, по-
святивший себя подготовке летных кадров в родном учебном заведении; А.Г. Кальченко - первый заместитель начальника академии ГА; Ю.И. Кореневский -начальник Таджикского УГА, а позднее начальник инспекции по безопасности полетов Федеральной авиационной службы (ФАС); В.Е. Образцов - командир авиационной эскадрильи самолетов Як-40 [8, л. 48-63].
В соответствии с решением Совета Министров СССР от 1 февраля 1965 г. № ПП-731, министр ГА СССР Евгений Федорович Логинов приказом от 16 февраля 1965 г. присвоил Бугурусланскому летному училищу гражданской авиации имя летчика, Героя Советского Союза Петра Федоровича Еромасова [6]. В честь такого события на главном здании учебного корпуса 27 апреля 1965 г. появилась мемориальной доска. Также прошло торжественное собрание, состоялся концерт художественной самодеятельности. В мероприятиях принимали участие: Главный маршал авиации А.А. Новиков, Герой Советского Союза Д.С. Езер-ский, главные пилоты-инспекторы В.А. Евдокимов, Н.Н. Пичугин, жена П.Ф. Еромасова и две его дочери.
В 1965 г. из училища было выпущено 509 человек [6]. Среди них: В.В. Андреев, в 1997 г. назначенный на должность директора Бугурусланского летного училища ГА; В.К. Жученко - командир АЭ Бугурусланского ЛУ; В.Т. Квартин - заместитель начальника ЗападноСибирского УГА по организации летной работы; Б.А. Портников - генеральный директор авиапредприятия «Оренбургские авиалинии», кандидат технических наук; Е.Г. Перетятькин - командир АЭ Бугурусланского летного училища ГА, инструктор, командир корабля Як-40; В.А. Панков - шеф-пилот президента Республики Заир; В.В. Сырвачев - 1-й заместитель начальника Актюбинского высшего авиационного училища ГА; М.М. Шибанов - командир авиаотряда Бугурус-ланского летного училища ГА, почетный работник транспорта России и др.
В декабре 1966 г. были сданы в эксплуатацию здания авиаремонтных мастерских и водогрейная котельная. В 1968 г. продолжалась учебно-летная работа с курсантами и по вводу в строй пилотов. По-прежнему перегоняли самолеты Як-18А на ремонт в город Таллин и Ан-2 в город Актюбинск на завод № 406.
В 1968 г. окончили летное училище 464 человека [6]. Среди них А.Г. Рузметов - впоследствии командир объединенного авиаотряда в аэропорту Карши, затем в аэропорту Ташкент, а в настоящее время - генеральный директор национальной авиакомпании «Узбекские авиалинии».
Семидесятые годы для Бугурусланского летного училища были характерны развитием материально-технической базы, ростом профессионального мастерства летного и инженерно-технического состава, освоением новой техники, повышением уровня квалификации преподавателей и специалистов тренажерного центра.
В 1970 г. была выпущена очередная группа пилотов (набора 1967 г.), в их числе: В.И. Нагорнюк - 1-й
заместитель начальника Ульяновского высшего авиационного училища ГА; В.П. Комаров - руководитель авиакомпании в г. Санкт-Петербурге; А.С. Червоненко - летчик-испытатель; В.А. Сайбель - генеральный директор авиакомпании «Дальавиа» в Хабаровске и др.
В 1971 г. был создан новый, 6-й авиаотряд, командиром которого назначили П.Е. Образцова. Выпуск курсантов из училища увеличился до 650 человек. Был оборудован 11-й аэродром; списано большинство самолетов Як-18А как выработавших ресурс. Некоторым курсантам 1-го курса давали сокращенную программу первоначального обучения. Основной учебный налет приходился на Ан-2, причем за освоение этого самолета еще два года назад были награждены орденами и медалями несколько пилотов, в том числе будущий директор В.В. Андреев. Полеты осуществлялись днем и ночью, в две смены. Планы налета на месяц в летной группе (на пилота-инструктора) достигали 80 часов. Росли личные налеты командиров и инструкторов, их профессиональное мастерство. Число пилотов 1-го класса увеличилось до 50 человек. В 1971 г. начальнику училища С.В. Флоринскому было присвоено почетное звание «Заслуженный пилот СССР».
В 1973 г. для первоначального обучения курсантов внедряется самолет Як-18Т. Эксплуатационные испытания нового самолета были поручены Сасов-скому летному училищу; от Бугурусланского училища В.Я. Рузов и А.Н. Борисов прошли программу переподготовки. В 1973 г. в училище выпускным самолетом становится Ан-2.
В 1975 г. первая группа летного и инженерно-технического состава учебного заведения была направлена в Кировоградскую ШВЛП для переучивания на самолет Як-40.
В 1975 г. С.В. Флоринский уходит на заслуженный отдых по состоянию здоровья, начальником училища назначается Василий Яковлевич Рузов. Ведущая роль Бугурусланского летного училища в 70-80 гг. в подготовке высокопрофессиональных пилотов была связана с назначением в 1973 г. В.Я. Рузова заместителем начальника училища по летной работе, а с января 1976 г. - начальником родного учебного заведения. Кроме того, большую роль в истории училища оставили Б.Д. Грубий, работавший с 1974 по 1980 гг. заместителем министра гражданской авиации, а также начальник управления летной службы Ю.П. Дарымов, с 1977 по 1987 гг. - начальник управления учебных заведений министерства гражданской авиации (МГА).
Многие из выпускников БЛУ добились больших успехов в карьере, а их работа в Сибири помогла совершить качественный скачок в развитии авиационной отрасли страны. Теоретические и практические знания, формирование личностных качеств пилота - все это они получили во время учебы в Бугуруслане.
Борис Дмитриевич Грубий - после окончания родного училища с 1954 по 1974 гг. находился на летной и руководящей работе в Уральском и Узбекском управлениях гражданской авиации. В течение шести лет,
находясь на посту заместителя министра гражданской авиации, возглавлял комиссии по эксплуатационным испытаниям сверхзвукового самолета Ту-144 и самолета Ил-86, по подготовке и регулярному выполнению полетов в Антарктиду. Лично в составе экипажей возглавлял и выполнял технический рейс на самолете Ил-18Д в Антарктиду и обратно. В 1987 г. осуществлял проводку атомного ледокола «Сибирь» к месту аварийной эвакуации 27-й арктической экспедиции [3, с. 108].
Жорж Константинович Шишкин родился в 1937 г. на Дальнем Востоке. В 1955 г. окончил Бугурусланское летное училище, в 1976 г. - Ленинградскую академию ГА. Работал на Чукотке и Крайнем Севере, освоив полеты на самолетах всех отечественных типов. В период руководства Управлением летной службы МГА участвовал в освоении Антарктиды, полетах на станцию «Молодежная». В качестве летчика-испытателя провел комплекс исследований по расширению применения самолета Ил-76 в условиях Северного полюса [3, с. 475].
Геннадий Павлович Ласкин - начальник Тюменского УГА в 1977-1989 гг. Он в 1962 г. окончил с отличием БЛУ ГА, в Западной Сибири прошел все ступени летного и командного роста, начиная с должности второго пилота Ан-2. Под его руководством были реконструированы все действующие и построены восемь аэропортовых комплексов для приема самолетов Ту-134, Ту-154, Ил-76, создавались новые авиапредприятия [3, с. 233].
Борис Семенович Осипов - начальник Красноярского управления ГА. Окончил Бугурусланское летное училище в 1972 г., академию ГА в 1987 г., внес заметный вклад в развитие авиатранспорта и повышение профессиональной подготовки авиационных кадров в Красноярском крае, Республиках Хакассия и Тыва. Лично курировал деятельность Красноярского авиационного технического училища и учебно-тренировочного центра, способствовал сотням молодых пилотов в освоении современных летательных аппаратов и новых видов авиационных работ [3, с. 307].
Юрий Петрович Дарымов окончил школу в заполярном городе Дудинка Красноярского края в 1953 г., Бугурусланское летное училище - в 1955 г., высшее авиационное училище ГА - в 1966 г., аспирантуру академии ГА - в 1973 г. Свою трудовую деятельность он начал в Красноярском управлении ГВФ, где летал пилотом, командиром воздушного судна, работал авиадиспетчером, начальником службы движения аэропорта Красноярска. С 1968 по 1977 гг. преподавал и руководил учебным процессом в академии ГА, являясь начальником кафедры, деканом командного факультета, проректором по учебной работе. В 19771987 гг. возглавлял Управление учебных заведений МГА СССР. Внес значительный личный вклад в совершенствование подготовки кадров для гражданской авиации. Он являлся инициатором и организатором поиска и воссоздания первых отечественных самолетов, создания музея авиационной техники ГА [3, с. 348].
Год 1976 особенно значим для училища - системами ОСП оборудуются аэродромы Бугуруслан-Главный и Асекеево. В этом же году училище получило 17 самолетов Як-40, и впервые в истории подготовки летных кадров в училищах ГА курсанты Бугурус-ланского ЛУ осваивают трехдвигательный газотурбинный самолет Як-40. Первые учебные полеты с курсантами на аэродроме Асекеево были выполнены 26 июля 1976 г. Торжественное открытие нового этапа в истории училища - обучение на комфортабельных многодвигательных реактивных ВС совершил ведущий пилот-инспектор Управления учебных заведений МГА М.Г. Виноградов [11, л. 11-15].
В 1977 г. из училища выпущено 73 вторых пилота на самолетах Як-40. Начинается строительство нового аэродрома Бугуруслан-Северный с искусственной взлетно-посадочной полосой размером 2200 м на 45 м [6].
Десятилетие 1970-1980 гг. вошло в историю училища временем наивысшего расцвета, укрепления авторитета летного учебного заведения как одного из лучших в УУЗ МГА. В системе МГА руководителями летных и производственных структур работали десятки выпускников училища: начальник летной службы Ж.К. Шишкин, летчик-испытатель ГосНИИ М.С. Кузнецов, начальники и заместители начальников УГА, командиры крупных авиапредприятий, начальники и заместители ШВЛП и ВАУ.
В первой половине восьмидесятых годов успех подготовки кадров Бугурусланским летным училищем стал очевиден. Спрос на выпускников был высокий. Вследствие этого училище методично развивало свою материально-техническую базу, повышло уровень педагогических кадров, увеличивало набор курсантов.
В 1980 г. была введена в строй новая взлетно-посадочная полоса (ВПП) с искусственным покрытием в районе населенного пункта Карповка, способная принимать среднемагистральные самолеты (Ту-134, Як-42). Аэродром был оборудован системами посадки ОСП-65 и СП-50. Полеты на самолетах Як-18Т, Ан-2 и Як-40 в училище выполнялись днем и ночью. В декабре 1983 г. силами училища был совершен технический рейс самолета Ту-134 [10, л. 9-12]. В это же время был построен новый склад ГСМ на 4750 тонн.
В 1982 г. начальнику училища В.Я. Рузову Указом Президиума Верховного Совета СССР присваивается почетное звание «Заслуженный пилот СССР».
Во второй половине восьмидесятых годов наметилось снижение потребности в летных специалистах гражданской авиации, а созданные новые учебные заведения - Актюбинское и Кировоградское высшие летные училища начинали выпуск пилотов для гражданской авиации. Это приводило к уменьшению набора курсантов в Бугурусланское ЛУ - структура учебного заведения была сокращена до трех летных отрядов. Практически выпуск курсантов на Як-40 снизился до нескольких десятков человек. Для прохождения летной практики из Актюбинского ВЛУ направлялись группы курсантов в Бугуруслан.
В конце восьмидесятых годов в летных училищах
ГА был снят с эксплуатации самолет Як-18Т. Основная нагрузка в учебно-летной работе легла на Ан-2. Он становится самолетом и первоначального обучения, и выпускным. До 1990-х гг. парк самолетов Ан-2 в училище насчитывал свыше семидесяти единиц.
Девяностые годы, особенно со времени развала Советского Союза, стали самыми сложными в истории всех летных училищ. Разрушение налаженных экономических и финансовых связей с центром, отказ от централизованного материального обеспечения, дикие рыночные отношения, дискредитация и безумная реорганизация руководящего органа важнейшей отрасли хозяйства страны - Министерства гражданской авиации - все это вместе с распадом Аэрофлота поставило летные учебные заведения гражданской авиации на грань выживания. Неоднократные «оптимизации» по инициативе Москвы сократили в училищах численность летного и инженерно-технического состава на 75%, наборы курсантов по сравнению с 1989 г. уменьшились в шесть раз и составляли по 50 человек. Одна из лучших кузниц кадров летного состава ГА к 1998 г. влачила жалкое существование. Образовались огромные долги по налету перед выпускниками. Задачу по оказанию помощи Бугуруслан-скому ЛУ поставили перед собой выпускники разных лет, объединенных попечительским советом. Первым его президентом был избран Б.Д. Грубий, который всю жизнь заботился о курсантах и профессиональном росте летного состава. Под его руководством было осуществлено становление совета, оказано содействие по решению многих проблем, реализована идея о написании книги об училище и его выпускниках. Очерк о судьбе Бориса Дмитриевича, скончавшегося в 2004 г. в результате радиационного облучения, полученного им в полетах при ликвидации Чернобыльской АЭС, и его предисловие открывают книгу «Колыбель быстрокрылых орлов» [7, с. 6].
Одним из молодых выпускников в попечительском совете был Карл Карлович Руппель. Он прибыл на учебу в БЛУ ГА в 1972 г. из села Юргинское Тюменской области. После окончания училища летал на самолетах Ан-2, Ан-24, Ту-154 в Тобольском и Тюменском авиаотрядах. В 1990 г., являясь командиром самолета Ту-154, был избран депутатом и заместителем председателя Комитета по транспорту, связи, информатике и космосу Верховного Совета РСФСР. С 1993 г. занимал должности заместителя первых руководителей воздушного транспорта и Министерства транспорта РФ. Обеспечение учебных полетов курсантов и правовая защита их деятельности на конкурентном рынке авиаперевозок были теперь его главными задачами [7, с. 110-119].
Известным членом попечительского совета училища можно назвать В.Н. Хайрюзова - выпускника БЛУ ГА 1964 г., который стал «голосом родного училища». Он родился в 1944 году в Иркутске. В суровых условиях Сибири и Заполярья пилот первого класса Хайрюзов налетал на самолетах Ан-2, Ил-14, Ан-24, Ан-26 около 15000 часов. Писать Валерий Николаевич начал еще пилотом Восточно-Сибирского управления.
Тогда его и прозвали русским Сент-Экзюпери. Член Союза писателей России и автор книг: «Отцовский штурвал», «Приют для списанных пилотов», «История таежного аэродрома» и др. Валерий Николаевич -лауреат премии Ленинского комсомола и Большой литературной премии России. Недавно в московском издательстве «Вече» увидела свет его книга «Неразрывны мы с Бугурусланом». Она является продолжением двух его предыдущих изданий «Колыбель быстрокрылых орлов» и «Нам курсантские снятся погоны». В нее включены очерки и рассказы о выпускниках Бу-гурусланского летного училища гражданской авиации, его работниках, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Как и две предыдущие книги, новое издание профинансировали коллективы авиапредприятий (личные пожертвования и взносы), материальную помощь оказали выпускники БЛУ ГА 1972 и 1979 гг., ветераны гражданской авиации.
Именно благодаря попечительскому совету, к 1994 г. были достроены (начатые еще в 1976 г.) два общежития для курсантов на 360 и 120 мест, общежитие для постоянного состава на 220 мест, 4 жилых дома на 242 квартиры для личного состава училища. В 1976- 1997 гг. из училища было выпущено 9400 пилотов, из них 1060 пилотов на Як-40 [6].
В 1997 г. директором училища был назначен Василий Васильевич Андреев.
В 1970-1980 гг. из училища выпускалось ежегодно по 550-650 пилотов. Максимальный выпуск был в 1972 г. - 864 человека. В 1978 г. - 636, в 1984 г. - 410, в 1991 г. - 307, в 1997 г. - 100, в 2000 г. - 60 человек. В 2001 г. самолеты Як-40 были списаны, аэродром Бугуруслан-Северный законсервирован [6].
В 2002 г. обучение на самолетах Як-40 прекращается. Выпускным самолетом остается Ан-2.
В 2006 г. в учебный процесс вводится самолет М-101Т с турбовинтовым двигателем, на котором обучение продолжалось до 2012 г.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. № 109-р Бугурусланское летное училище ГА присоединено в качестве обособленного структурного подразделения к Санкт-Петербургскому госуниверситету и по приказу ректора университета (№ 717/к от 21 декабря 2009 г.) стало называться Бугурусланское летное училище гражданской авиации (колледж) - филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» [6].
В 2009 г. в училище поступило 120 человек, была возобновлена эксплуатация аэродрома Бугуруслан-Северный, где проводились учебные полеты на самолетах Cessna 172 и М-101Т.
В 2010 г. в учебный процесс был внедрен самолет Cessna-172S, а в 2012 г. - самолет DA 40 (Diamond).
В 2010 г. В.В. Андреев уходит на заслуженный отдых в связи с достижением предельного возраста для руководителя. Приказом ректора Санкт-Петербургского государственного университета гражданской
авиации директором филиала с 15 сентября 2010 г. назначен Сергей Алексеевич Степанов, заслуженный пилот РФ, имеющий большой опыт учебно-летной и организаторской работы.
В 2011 г. училище праздновало свое 70-летие. Вышестоящими органами было отмечено высокое качество подготовки специалистов. Учебное заведение длительное время занимало ведущее место среди родственных училищ МГА по подготовке командно-летного состава для гражданской авиации, распределению молодых пилотов в сибирские и восточные регионы страны.
Бывшие курсанты, ставшие руководителями авиационных предприятий структурных учреждений Аэрофлота, способствовали укреплению авторитета БЛУ ГА, обеспечивали продвижение его выпускников по летной службе, включая аэропорты отдаленных регионов, способствовали их духовным и профессиональным связям с родным училищем.
Гордостью учебного заведения являются его выпускники, среди которых восемь человек удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда: Константин Сергеевич Никитенко - командир 235 отряда; Леонид Нургалович Ахметвалеев - командир вертолета Ми-8; Владимир Васильевич Музыка - командир вертолета Ми-8; Николай Павлович Рябинин -командир Ил-62; Владимир Александрович Щекаев -командир Ту-154; Анатолий Александрович Яковенцев
- командир Ан-2; Борис Павлович Бугаев - дважды Герой Социалистического Труда, бывший министр гражданской авиации СССР; Михаил Ильич Митяшин
- бывший начальник Якутского управления, а затем начальник Актюбинского высшего летного училища. А в 2010 г. президентом нашей страны выпускнику 1991 г. Евгению Геннадьевичу Новосёлову присвоено высокое звание Героя Российской Федерации за поступок в экстремальных условиях при отказе двигателя, всего электро-радиооборудования, а также многих систем на самолете Ту-154М. Е.Г. Новоселов выполнил посадку на заброшенном, не приспособленном для этого самолета аэродроме Ижма в республике Коми и тем самым спас жизнь пассажирам, экипажу и сохранил самолет.
Из именитых пилотов Иркутского авиапредприятия Бугурусланское летное училище гражданской авиации в разные годы закончили: Валерий Юрьевич Петенков
- с 1972 г. прошел путь от пилота самолета Ан-2 до заместителя генерального директора авиакомпании «Байкал» по летной службе; Игорь Владимирович Филлер - выпускник 1966 г., ветеран труда ВСУ ГА, общий налет на самолетах Ан-2, Ан-24, Ан-26 составил 11000 часов; Александр Максимович Мельгунов -в 1955 г. был назван лучшим командиром воздушного корабля Ил-14 в Восточной Сибири; Валерий Тимофеевич Черминский - выпускник 1958 г., одним из первых в Восточной Сибири начал летать на большегрузном самолете Ил-76; Николай Николаевич Алексеев - с 1961 г. трудился в 190-м летном отряде г. Иркутска, одним из первых освоил самолет Ту-154 и обучил 20 экипажей, в 1975 г. окончил Иркутский по-
литехнический институт (ИПИ); Александр Давыдович Гроссман - также выпускник БЛУ ГА и Иркутского политехнического института, его стаж работы на Иркутском авиапредприятии составил 37 лет, из которых 20 - на реактивных самолетах; Анатолий Иванович Ско-сырский - за 43-летний период летной деятельности, начиная с 1957 г., освоил самолеты Як-12, Ан-12, Ил-14, Ан-10, Ту-154 и др. [1].
Многие выпускники училища длительное время возглавляли управления гражданской авиации, осваивали и внедряли новую технику, среди них: Ю.П. Да-рымов (начальник Управления учебных заведений МГА); Ю.П. Таршин (управление сертификации летного состава); Н.В. Рыжаков (Коми управление ГА, Главная инспекция по безопасности полетов МГА); Ю.А. Юркин (Архангельское управление ГА, заместитель министра ГА); М.М. Мирошниченко (Главная инспекция Министерства ГА); Б.А. Комонов (Приволжское управление ГА); Г.П. Ласкин (Тюменское управление ГА); В.Ф. Сокольников (Восточно-Сибирское управление ГА); В.Л. Осипов (Красноярское управление ГА); В.А. Начаров (ЦУ МВС); В.Н. Хусаинов (объединенный авиаотряд в г. Казани); В.М. Ржевский (Ульяновское высшее авиационное училище ГА); Ф.Д. Коннов (Кременчугское летное училище ГА).
Немало выпускников БЛУ ГА руководили или продолжают руководить авиакомпаниями и авиапредприятиями по настоящее время. Среди них: Б.А. Портни-ков - генеральный директор ФГУП «Оренбургские авиалинии»; С.Н. Скуратов - генеральный директор ОАО авиакомпании «Уральские авиалинии»; руководители авиапредприятий: В.К. Недоступ, В.А. Сай-
бель, А.А. Виндермут, Н.И. Поляков, Н.А. Никифоров, А.А. Тимофеев, А.А. Яковлев, А.А. Тютин, П.В. Труба-ев и многие другие.
В настоящее время училище продолжает набор и выпуск специалистов. В 2012 г. в училище поступило 80 молодых ребят, а в 2014 г. - 104 человека для обучения на самолете DA-40. Было сдано новое курсантское общежитие, идет оборудование светосигнальной системой ОМИ аэродрома Бугуруслан-Главный. На июль 2014 г. училище располагало двадцатью DA-40NG и ожидало поступления самолетов DA-42 (которые станут основным выпускным типом самолета для курсантов) [6]. Училище получает современные комплексные тренажеры различных типов летательных аппаратов. Идет ремонт в курсантских общежитиях, учебной части, на посадочной площадке (бывший аэродром) Бугуруслан-Северный. В настоящее время БЛУ ГА развивается, совершенствует материально-техническую базу, продолжает традиции, заложенные в предвоенные годы.
В 2015 г. училищу исполнится 75 лет. За это время было подготовлено 21550 пилотов для гражданской авиации СССР, России [6]. За весь период существования училища курсанты изучали самолеты По-2, Як-12М, Як-12Р, Ли-2, Як-18А, Як-40, Як-18Т, Ан-2, Cessna 172, М-101Т, DA-40NG, DA-42. Бугурусланов-ское летное училище на протяжении многих десятилетий играло ведущую роль в системе подготовки пилотов для воздушного транспорта России, многие его выпускники трудятся в Сибири и на Дальнем Востоке.
Статья поступила 29.01.2015 г.
Библиографический список
1. Воздушная гавань Восточной Сибири. Иркутск: Оттиск. 2005. 512 с.
2. Гражданская авиация России. 80 лет: энциклопедия. М.: Воздушный транспорт, 2003. 1048 с.
3. Двадцатый век. Гражданская авиация в лицах. М.: Воздушный транспорт, 2000. 560 с.
4. История отечественной гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 1996. 584 с.
5. Колыбель быстрокрылых орлов / лит. ред. В.Н. Хайрюзов. М.: Наш современник, 2002. 224 с.
6. Краткая история училища // Официальный сайт Бугурус-ланского летного училища [Электронный ресурс]. иРЬ: http://bluga.ru/history.html (5-7 дек. 2014).
7. Нам курсантские снятся погоны / лит. ред. Н.В. Хайрюзов. М.: Наш современник, 2006. 272 с.
8. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 55. О. 1. Д. 49.
9. РГАЭ. Ф. 55. О. 1. Д. 149.
10. РГАЭ. Ф. 55. О. 1. Д. 1204.
11. РГАЭ. Ф. 55. О. 1. Д. 2556.
12. Семьдесят лет Бугурусланскому летному училищу гражданской авиации. Бугуруслан, 2010. 12 с.
13. Трошин А.М. Министр Бугаев: штрихи к портрету. События, факты, размышления. М.: Советский писатель, 2003. 272 с.
14. Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. К 70-летию со дня основания. 1935-2005. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2005. 142 с.