Научная статья на тему 'Технический прогресс в гражданской авиации и становление системы подготовки специалистов высшей квалификации в 50-е гг. XX в'

Технический прогресс в гражданской авиации и становление системы подготовки специалистов высшей квалификации в 50-е гг. XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
992
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / ВЫСШИЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ВОЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / PROGRESS IN CIVIL AVIATION / HIGHER AVIATION COLLEGE / PERSONNEL STAINING FOR CIVIL AND MILITARY AVIATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булкин Анатолий Константинович

В статье анализируется процесс формирования системы подготовки авиаспециалистов высшей квалификации в 50-е гг. XX в. Особое внимание автор уделяет значению создания Высшего авиационного училища гражданского воздушного флота в 1955 г. и его деятельности. Дана оценка вклада начальника ВАУ ГВФ маршала А. А. Новикова в развитие училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Булкин Анатолий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Progress in Civil Aviation and the Formation of Highly Qualified Specialists Training System in the 1950s

The paper analyzes the process of formation of highly qualified aviation specialists training system in the 1950s.

Текст научной работы на тему «Технический прогресс в гражданской авиации и становление системы подготовки специалистов высшей квалификации в 50-е гг. XX в»

ИСТОРИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПЕТЕРБУРГА

А. К. Булкин

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В 50-е гг. XX в.

В послевоенные годы во всем мире начался чрезвычайно быстрый рост объемов воздушных перевозок, возросшими темпами шло формирование системы воздушного транспорта и соответствующих производственных предприятий. Если в период с 1946 по 1950 гг. ежегодный прирост объемов пассажирских перевозок в СССР составлял 119 тыс. человек, в следующем пятилетии — 184 тыс., то в 1961 г. он достиг 5,7 млн человек. Подобные темпы прироста сохранялись в течение 30 лет. Воздушный транспорт стал массовым, а затем и основным видом транспорта по пассажирским перевозкам на большие расстояния1. Это вызвало необходимость внедрения реактивной авиационной техники, совершенствования инженерно-технических комплексов, аэродромов базирования, структуры управления воздушным транспортом. Достижения научно-технического прогресса оказали благотворное воздействие на этот процесс. В 50-е гг. произошел революционный скачок в развитии гражданской авиации. Происходило лавинообразное усложнение техники. Новые воздушные суда, поступившие в эксплуатацию, обладали большой энерговооруженностью, были насыщены приборами, электронным и радиотехническим оборудованием, автоматизированными системами захода на посадку.

Значительные изменения произошли в структуре управления воздушным транспортом, в оснащении наземных средств обеспечения полетов. В этот период появились крупные объединения — объединенные авиационные отряды. Они включали 2-3 летных отряда, службу управления воздушным движением, авиационно-технические базы, базы эксплуатации радиотехнического оборудования и средств связи. Аэродромы базирования представляли собой также сложнейшие инженерно-технические комплексы, эксплуатация которых осуществлялась многочисленным персоналом различных служб.

Назрел вопрос подготовки летного, диспетчерского, административного персонала высшей квалификации, способного решать весь круг специфических задач по эксплуатации воздушных судов нового поколения, УВД, а также управлению деятельностью авиационных предприятий и их ведущих служб: летной, штурманской, службы движения и перевозок в новых условиях. Кроме того, в летных, штурманских, диспетчерских кадрах высшей квалификации нуждались ГУ ГВФ, а затем министерство, их региональные управления, научно-исследовательские институты и центры, летные училища гражданской авиации.

В то же время в стране специально не готовились летные и командные кадры с высшим образованием.

© А. К. Булкин, 2008

Однако следует отметить, что подготовка летного, технического состава со средним образованием, инженеров для воздушного транспорта в значительных масштабах велась как в предвоенные, так и в послевоенные годы. Это соответствовало требованиям дня. Для самолетов той поры были характерны простота конструкций, небольшая энерговооруженность, поэтому их эксплуатацию могли осуществлять пилоты, штурманы, бортмеханики, имеющие среднее специальное образование. Для технического обслуживания самолетов требовались техники и инженеры с высшим образованием. Соответственно была создана сеть летных и технических училищ, подготовка инженерных кадров проводилась в Ленинградском и Киевском институтах гражданского воздушного флота.

В начале 50-х гг. стало очевидным, что существует объективная необходимость в подготовке кадров с высшим образованием не только для инженерно-авиационной, но и для летной службы, службы движения и службы перевозок, способных квалифицированно эксплуатировать новые воздушные суда, обеспечивать управление и развитие гражданской авиации в изменившихся условиях.

Заметим, что летные училища давали навыки пилотирования и конкретные знания авиационной техники. Однако их выпускники имели слабую теоретическую и управленческую подготовку. В то же время, в послевоенные годы большинство из них заняли командные должности в ГВФ. Им были подчинены авиационные подразделения и их ведущие службы, которые имели в своем составе высококвалифицированные инженерные кадры. Возникло несоответствие между уровнем подготовки руководящего состава авиационных подразделений и подчиненного им личного состава. Особенно это стало проявляться по мере оснащения гражданской авиации новой техникой и возрастанием значимости ее коммерческой деятельности, на это неоднократно указывал в своих докладных записках начальник Главного управления ГВФ маршал авиации С. Ф. Жаворонков.

Учитывая эти обстоятельства, Совет Министров СССР 23 июля 1955 г. принял постановление № 1329-755 С о создании Высшего авиационного училища гражданского воздушного флота. Это было первое в истории нашей страны высшее учебное заведение командно-летного профиля. Оно было сформировано на базе Партийной школы Политуправления и Курсов усовершенствования старшего и высшего начальствующего состава ГВФ, расположенных в Ленинграде на Литейном проспекте, 48 (бывший особняк графа Апраксина, построенный в период царствования императрицы Елизаветы Петровны).

Выбор места дислокации ВАУ был не случайным. Наш город имеет богатые авиационные традиции. Здесь были заложены основы авиационного образования, подготовки летных и инженерных кадров для военной и гражданской авиации, развивалось само-лето- и моторостроение, существовали потенциальные возможности для комплектования ВАУ профессорско-преподавательским составом, имелась соответствующая материальнотехническая и летная база.

В начале августа 1995 г. Главное управление ГВФ издало приказ «Об образовании ВАУ ГВФ», а 19 октября этого же года Министерство высшего образования СССР утвердило Устав высшего авиационного училища. Согласно этим документам, ВАУ находилось в ведении ГУ ГВФ, являлось высшим учебным заведением второй категории и должно было готовить командно-летные кадры и политработников для ГВФ. Подчеркивалось также, что училище комплектуется слушателями из числа командно'-летных и политических работников ГВФ в возрасте до 35 лет, имеющих стаж руководящей работы в отрасли не мене двух лет и законченное общее или специальное среднее образование2.

Предстояло решить немало сложных проблем. Создавалось первое в мировой практике высшее учебное заведение гражданской авиации, предназначенное для подготовки руководящих командных кадров летной специальности. Необходимо было в короткие сроки завершить организационный период. Детально разработанный план предусматривал все, что предстояло сделать для открытия училища: нужно было завершить переоборудование помещений, развернуть соответствующую учебно-лабораторную и материальнотехническую базу, разработать и утвердить Устав, учебные планы и программы по дисциплинам, которые должны изучаться на первом курсе, штатное расписание, укомплектовать кафедры профессорско-преподавательским составом, библиотеку — необходимой литературой, организовать прием студентов и т. д. Требовалось также сформировать представление об инженере-пилоте, командире-пилоте, командире-руководителе, способном управлять сложным авиационным производством.

Вся деятельность по развертыванию ВАУ проводилась под контролем и при поддержке Главного управления ГВФ. Действенную помощь оказывали высшие учебные заведения и, прежде всего, Ленинградская Военно-Воздушная инженерная академия им. А. Ф. Можайского, Московский авиационный институт и др. Налаживанию жизнедеятельности училища во многом способствовали установленные деловые связи с руководством авиапредприятия «Пулково».

Исключительно большое значение придавалось разработке организационной структуры ВАУ, формированию аппарата управления, подбору и расстановке кадров. Временно исполняющим обязанности начальника ВАУ стал директор Партийной школы при ПУ ГВФ Ф. А. Захаров.

В первый год работы ВАУ ГВФ были созданы два факультета — командный (60 человек), по подготовке командно-летных кадров, и политический (40 человек), по подготовке партийно-политических работников3.

Одновременно решались вопросы создания кафедр, лабораторий, учебных кабинетов и комплектования их профессорско-преподавательским и учебно-воспитательным составом.

К началу учебного года в ВАУ было образовано восемь кафедр. Особенностью кафедр как центров научной, методической и воспитательной работы явилась их многофункциональность. Например, сотрудники кафедры общетехнических наук преподавали высшую математику, физику, техническую механику, авиационное материаловедение, начертательную геометрию, черчение. Такой разнородный состав дисциплин накладывал своеобразный отпечаток на работу кафедр и требовал подбора опытных кадров, способных осуществлять преподавание нескольких дисциплин.

Немало усилий было затрачено на развертывание, оборудование и организацию лабораторий и кабинетов. В 1955/1956 учебном году начали работать лаборатории: физики, авиационного материаловедения, горюче-смазочных материалов, авиационных двигателей, конструкции самолетов и вертолетов, электрооборудования самолетов и аэропортов, спецоборудования самолетов, аэрофотосъемки, самолетовождения.

Было создано также 12 кабинетов4.

Для обеспечения необходимого уровня преподавания важнейшее значение имел подбор высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-воспитательного персонала (УВС). Непростым оказалось решение этой задачи. Преподавателей в области авиационных наук в городе в тот период явно не хватало.

Комплектование ППС и УВС кафедр авиационного училища ГВФ осуществлялось, в основном, за счет преподавателей КУНС ГВФ, Ленинградской Военно-Воздушной инженерной академии им. А. Ф. Можайского, а также бывших выпускников ЛИИ ГВФ, работающих на авиапредприятиях.

К концу первого учебного года общая численность ППС училища составляла 26 человек, в том числе 19 штатных преподавателей и 7 совместителей; среди них — один профессор и 10 кандидатов наук и доцентов. 14 преподавателей имели стаж работы в ВУЗах более 20 лет, от 15 до 20 лет — 4, от 10 до 15 лет — 2 человека и менее 5 лет только 6 человек. Таким образом, ВАУ ГВФ удалось укомплектовать профессорско-преподавательским составом высокой квалификации и с большим опытом работы в ВУЗах5.

Учебно-вспомогательный состав был укомплектован полностью. Из 23 человек 10 имели высшее образование, 13 — средне-техническое.

Особое внимание выпускающие кафедры в этот период уделяли разработке учебных планов, которые должны были соответствовать требованиям к подготовке специалиста-выпускника ВАУ.

К началу учебы был завершен набор слушателей. Поступившие в училище обладали опытом работы в ГВФ. Около 50 % слушателей командного факультета имели стаж работы в ГВФ более 15 лет, 19 являлись командирами или заместителями командиров летных отрядов, 23 — командирами эскадрилий, 66 % слушателей летали на тяжелых кораблях, 28 человек занимали командно-руководящие должности на протяжении более чем 10 лет.

В то же время принятый в ВАУ контингент имел один существенный недостаток. У большинства слушателей был значительный возраст, что сужало возможности их продолжительного использования на практической работе в ГВФ в дальнейшем. Из 60 слушателей командного факультета 3 имели возраст 32-34 года, 17 — старше 35 и только 3 человека были в возрасте 27-30 лет6.

К концу октября 1955 г. коллектив ВАУ в основном решил наиболее важные и трудоемкие задачи подготовительного периода. Училище приобрело довольно четкие организационные формы и было готово приступить к проведению учебного процесса.

9 ноября 1955 г. состоялось торжественное собрание коллектива и слушателей, посвященное открытию ВАУ ГВФ.

Начал работать Совет училища. Его первое заседание состоялось 6 февраля 1956 г. В соответствии с Уставом высшей школы 17 апреля того же года приказом № 96 начальника ГУ ГВФ был утвержден состав Совета училища в количестве 18 человек7. Совет стал важным коллективным органом при решении вопросов, имеющих принципиальное значение для жизни и деятельности училища.

Постепенно налаживался учебный процесс.

Учебный отдел, факультеты, кафедры проделали значительную работу по составлению необходимых учебно-методических материалов. Были подготовлены тематические планы и программы для каждого профиля обучения. Часть из них прошла внешнее рецензирование в Ленинградской Военно-Воздушной академии им. А. Ф. Можайского. Таким образом, удалось более или менее точно определить, что должен знать и уметь выпускник училища. Одновременно был разработан ряд учебных пособий, курсов лекций и методических указаний. В 1955/1956 учебном году были изданы пособия по аэродинамике больших скоростей, выполнению и черчению сборочных чертежей, экономике ГВФ, альбом задач по начертательной геометрии и др. В соответствии

с программами дисциплин кафедры подготовили «Руководства по проведению лабораторных работ» по физике по 11 работам, по электротехнике — по 4, по авиационному материаловедению — по 5, по аэродинамике — по 3, был составлен сборник задач по технической механике8.

В январе 1956 г. ВАУ проверяла комиссия Политуправления и Управления учебных заведений ГВФ. Она отметила, что коллектив ВАУ проделал большую работу по подготовке училища к открытию, организации учебного процесса, созданию материально-технической базы. Вместе с тем было указано на упущения в работе — отсутствие стабильного расписания, формальный подход некоторых кафедр к составлению планов работы, недостаточную посещаемость и взаимопосещаемость занятий преподавателями, низкий уровень методической работы. Особое внимание обращалось на проблемы комплектования училища. Итоги работы комиссии обсуждались на Совете училища, который утвердил план мероприятия по устранению отмеченных недостатков9.

Знаменательным событием в жизни коллектива явилось назначение 26 июня 1956 г. начальником Высшего авиационного училища ГВФ дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации А. А. Новикова. Он возглавлял учебное заведение почти десять лет. В новом для него деле А. А. Новиков сумел в полной мере проявить организаторские способности, ум, знания, мышление специалиста, обладающего кругозором и опытом крупного государственного деятеля. Он внес большой вклад в развитие училища. Высокий авторитет известного полководца в немалой степени обеспечил Высшему авиационному училищу быстрый, уверенный старт и высокие темпы развития.

6 августа 1956 г. А. А. Новиков прибыл в Ленинград, после осмотра училища 8 августа подписал акт о его приемке и сразу же взялся за наведение порядка в общежитиях, упорядочение распорядка дня. С первых же дней пришлось решать срочную и сложную проблему организации в предстоящем году подготовки специалистов для ГВФ по новой специальности. Дело в том, что 2 августа 1956 г. руководство ГУ ГВФ приняло решение о прекращении работы политического факультета и открытии на командном факультете отделения по подготовке инженеров по эксплуатации воздушного транспорта (специализация — «Инженер по эксплуатации аэропортов»). Предстояло провести набор, решить вопрос о дальнейшей судьбе слушателей политического факультета, наладить учебный процесс и т. д. На первый курс инженерного отделения командного факультета было зачислено 45 человек. Одновременно разрабатывался учебный план, кафедры готовили тематические и рабочие планы по дисциплинам, которые предстояло читать на первом курсе. Занятия на инженерном отделении начались 15 сентября 1956 г.10

В начале сентября 1957 г. численность слушателей командного факультета достигла 200 человек, был сформирован деканат.

Продолжалось увеличение штата профессорско-преподавательского состава и укрепление кафедр и служб училища. В 1959/1960 учебном году уже насчитывалось 60 штатных преподавателей, в том числе 10 докторов наук, профессоров и 22 кандидата, доцента11.

Благодаря увеличению численности и качественному улучшению профессорско-преподавательского состава окрепли кафедры училища. 1 сентября 1958 г. была создана кафедра технической механики и авиационного материаловедения. Эти дисциплины выделились из состава кафедр общетехнических дисциплин и авиадвигателей.

Научно-технический прогресс, особенно в авиации, предполагает постоянное обновление читаемых курсов, развитие их научных основ на базе глубокой исследовательской деятельности.

Кроме того, выдвинутые перед ГВФ на этапе его развития задачи, связанные с внедрением передовой техники, потребовали серьезных и глубоких научных исследований во всех областях, с которыми была связана его деятельность.

Учитывая эти обстоятельства, одним из важнейших направлений деятельности руководства ВАУ явилась организация научно-исследовательской работы, значимость которой постоянно возрастала.

Исходя из особенностей профиля училища как высшего учебного заведения командно-эксплутационного типа были определены основные направления НИР, составлен конкретный план НИР на пять лет (1957-1962). Предусматривалась разработка 24 тем, шесть из них вошли в план НИР ГУ ГВФ — «Объективные методы изучения труда летного

состава в ГВФ», «Методика расчета дальности и продолжительности полета турбовинто-

12

вых самолетов» и др.12

Все это потребовало принятия определенных мер по формированию научных подразделений, непосредственно занимающихся разработкой данных проблем. В декабре 1957 г. в ВАУ ГВФ создаются научно-исследовательский отдел (НИО) и в его составе — конструкторское отделение.

В апреле 1958 г. ГУ ГВФ утвердило штаты НИО. Они включали 29 специалистов, из них на конструкторском отделении — 12, отделении информации — 3 и непосредственно исполнителей НИО — 13 человек13.

Особенность ВАУ в первые годы его становления заключалась в том, что оно должно было сформировать специалиста нового профиля — не просто инженера, а инженера и в то же время командира (руководителя) с достаточно развитыми организаторскими навыками и умениями, способного руководить коллективом в сложном авиационнотранспортном производстве.

Учебные планы, программы, учебно-методическое обеспечение учебного процесса должны были соответствовать требованиям высшей школы и новым требованиям авиационного производства, обусловленным освоением гражданской авиацией новой реактивной авиационной техники. Но это только одна сторона подготовки специалиста. Другая заключалась в том, что с приобретением новых знаний слушатели не должны были утрачивать профессиональные летные навыки и умения, а наоборот, поддерживать их, совершенствовать и овладевать умением выполнять полеты на новой авиационной технике, что требовало решения ряда организационных вопросов и новых подходов к организации и методике проведения учебного процесса в училище.

Кроме того, в середине 50-х гг. на воздушных линиях активно внедрялись самолеты с ТВД и ТРД, а в авиации спецприменения основным самолетом стал Ан-2. В то же время ни один из слушателей, обучающийся в ВАУ, не летал на турбовинтовых и турбореактивных самолетах, и только 15 % из них летали на самолетах Ан-214. Поддержание летных навыков и переучивание слушателей для работы с новой материальной частью было невозможно без специальной подготовки и систематической тренировки.

В ВАУ ГВФ под руководством зам. начальника училища по летной части П. В. Кар-тамышева была разработана рациональная система летной подготовки слушателей на весь 4-х летний период обучения. На летную подготовку отводилось 7 % из общего бюджета учебного времени. Ее объем и содержание предусматривались «Ежегодным планом-графиком» и утверждались начальником УУЗ ГВФ. В нем конкретно каждому слушателю определялось, какой тип воздушного судна он должен освоить и сколько налетать часов.

С учетом этого был взят курс на создание учебно-летного отряда при ВАУ. Потребовались немалые усилия, настойчивость, чтобы убедить руководство отрасли в целесообразности формирования учебно-летного отряда.

19 ноября 1957 г. начальник ГУ ГВФ при СМ СССР Главный маршал авиации П. П. Жигарев подписал приказ «Об организации учебно-летного отряда ВАУ ГВФ». В нем предписывалось в целях поддержания на современном уровне летной квалификации и дальнейшего совершенствования летного мастерства выпускаемых из ВАУ ГВФ инженеров-пилотов организовать при ВАУ ГВФ с 1 января 1958 г. УЛО, на который возложить проведение летной тренировки слушателей-пилотов и переучивание их на новые типы самолетов.

Детальная проработка вопроса позволила в сжатые сроки решить проблему создания УЛО. Уже в марте 1958 г. отряд имел в своем распоряжении 3 самолета Ил-14, 2 Ан-2 и по одному самолету Ли-2 и Як-12. Самолеты Ил-14 и Ли-2 базировались на аэродроме «Шоссейная», самолеты Ан-2 и Як-12 — на аэродроме «Ковалево»15.

Одновременно шел процесс переучивания на самолетах с ТРД и ТВД. Оно было организовано в Ленинградском учебно-тренировочном центре и Школе высшей летной подготовки в г. Ульяновск. В 1958-1960 гг. здесь прошли переподготовку 70 слушателей, в том числе на самолетах ТУ-104 — 22 человека, ИЛ-18 — 41, на АН-10 — 7 человек16.

Весной 1959 г. слушатели первого набора завершили полный цикл обучения и приступили к выполнению дипломных и проектных работ. К защите было допущено 99 человек, среди них 58 человек на отделении инженеров-пилотов и 41 — на отделении инженеров по эксплуатации воздушного транспорта.

Защита дипломных проектов и работ проходила с 22 июня по 7 июля 1959 г. Все слушатели успешно защитились, средняя оценка составила 4,45 балла. Государственная экзаменационная комиссия высоко оценила результаты работы выпускников ВАУ, их защиту и отметила, что большинство дипломных проектов тесно связано с производством.

1959 год стал знаменательным не только для Высшего авиационного училища, но и для всего Гражданского Воздушного Флота, т. к. впервые в его истории к руководству летными подразделениями, аэропортами, наземными службами пришли специалисты, имеющие высшее авиационное образование. Многие из них возглавили ответственные участки работы и впоследствии стали выдающимися организаторами авиационного производства. М. А. Алексеев, А. В. Банный, А. В. Беседин, Г. А. Гапон, Д. Г. Глущенко,

В. М. Горб, И. Г. Земляной, Н. А. Сидоренко были определены на должности начальников территориальных управлений, А. А. Попов, В. М. Марков — в аппарат ГУ ГВФ, 7 человек заняли должности заместителей начальников в управлении по летной службе, 25 — заместителей командиров объединенных авиаотрядов.

На ответственные должности были назначены выпускники отделения инженеров по ЭВТ Б. Е. Понюков, В. П. Саморуков, Г. А. Васин, В. А. Михайлов, Н. Г. Фомин и др.

Начальник ГУ ГВФ генерал-полковник авиации Е. Ф. Логинов высоко оценил работу коллектива Высшего авиационного училища по его становлению и развитию. В связи с успешным проведением первого выпуска специалистов для ГВФ он приказом от 8 июля 1959 г. наградил знаком «Отличник Аэрофлота», почетными грамотам и денежными премиями и вынес благодарности 61 сотруднику ВАУ17.

Так, в 50-е гг. была сформирована система подготовки руководящих кадров для отрасли: средне-авиационное училище — работа на производстве — учеба в ВАУ ГВФ.

23 июня 2005 г. ВАУ — Академии — Университету гражданской авиации исполнилось 50 лет.

За этот период было выпущено более 25 тыс. руководителей и специалистов, внесших существенный вклад в развитие гражданской авиации.

1 Очерки истории Академии гражданской авиации. СПб., 2001. Вып. 2. С. 5.

2 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 5050. Оп. 1. Д. 1. Л. 3-5.

3 ЦГА СПб. Д. 6. Л. 9.

4 ЦГА СПб. Д. 18. Л. 4.

5 ЦГА СПб. Д. 94 (а). Л. 8-12.

6 ЦГА СПб. Д. 6. Л. 10-11, 14-16.

7 ЦГА СПб. Д. 24. Л. 1.

8 ЦГА СПб. Д. 6. Л. 50-51.

9 ЦГА СПб. Д. 24. Л. 27-28.

10 ЦГА СПб. Д. 25. Л. 22, 69.

11 ЦГА СПб. Д. 57. Л. 126.

12 ЦГА СПб. Д. 24. Л. 42.

13 ЦГА СПб. Д. 60 (а). Л. 56.

14 ЦГА СПб. Д. 187. Л. 117.

15 ЦГА СПб. Д. 100. Л. 1.

16 ЦГА СПб. Д.135 (а). Л. 48.

17 ЦГА СПб. Д. 94 (а). Л. 3, 52-54, 56, 60-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.