УДК 629.7.699-17
САМОЛЕТЫ СЕМЕЙСТВА ТУ-204 НА РЫНКЕ АВИАЦИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
А.Н. ГРИШИН, С.В. ДИОГЕНОВ, И.А. САМОЙЛОВ, А.В. СЕМИН, Ю.М. ФЕЙГЕНБАУМ, М.А. ХАЛЕНКОВ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.
В статье рассмотрен аналитический материал, характеризующий семейство самолетов Ту-204, их роль и место на рынке авиационных перевозок России. Дан краткий анализ основных проблем их эксплуатации. Показаны условия и перспективы их дальнейшей эксплуатации.
Ключевые слова: гражданское воздушное судно, эксплуатация, поддержание летной годности.
Об истории и перспективах развития семейства самолетов типа Ту-204
Отличительной особенностью самолетов семейства Ту-204 является большое количество различных модификаций (11 эксплуатирующихся вариантов типовой конструкции) при незначительной численности парка (по состоянию на 30.10.2010 г. - 46 единиц, из них 12 эксплуатируются за рубежом).
Сертификационные испытания базового пассажирского самолета Ту-204 с двумя двигателями ПС-90А и максимальным взлетным весом 94,6 т проведены с участием сертификационных центров ГосНИИ ГА и Г осНИИ АН в период 1989-1994 гг. Сертификат летной годности типа получен 29.12.1994 г. Основой сертификационного базиса в тот период явились нормы летной годности НЛГС-3.
В ноябре 1995 года были проведены контрольные испытания первого доработанного до типовой сертифицированной конструкции самолета Ту-204 № 64011. 23 февраля 1996 года этот самолет выполнил первый полет с пассажирами, начав регулярную эксплуатацию самолетов этого типа.
С целью расширения возможностей самолета и повышения эффективности его эксплуатации в период с 1996 по 1998 год в типовую конструкцию внесен и сертифицирован ряд изменений и после испытаний с участием АСЦ ГосНИИ ГА сертифицированы главные изменения:
• увеличен до 103 т взлетный вес и за счет задействования центропланного топливного бака увеличен максимальный вес топлива с 24,0 т до 32,8 т (самолет после модификации получил наименование Ту-204-100);
• взамен двигателей ПС-90А установлены двигатели КВ211-535БЯ с большим ресурсом и большими тягами (самолет с такими двигателями получил обозначение Ту-204-120);
• созданы грузовые варианты самолета, получившие наименования Ту-204С и Ту-204-120С с двигателями ПС-90А и КВ211-535БЯ соответственно.
Пассажирские модификации самолетов были рассчитаны на перевозку 21,0 т коммерческой нагрузки (до 210 пассажиров) на магистральных внутренних и международных линиях протяженностью до 4200 км с аэродромов класса "В". Грузовые модификации имели грузоподъемность 25 т коммерческой нагрузки и увеличенный до 89,5 т посадочный вес.
В 1999-2000 гг. ОАО "Туполев" совместно с сертификационными центрами ГосНИИ ГА и ГосНИИ АН проведен комплекс работ по сертификации пассажирского самолета Ту-214, который по сравнению с самолетом Ту-204 имеет:
- увеличенный до 110,75 т взлетный вес;
- увеличенный до 93,0 т посадочный вес;
- увеличенную до 25,2 т коммерческую нагрузку;
- увеличенный до 35,35 т максимальный вес топлива (за счет заправляемого на земле килевого бака);
- модернизированное пилотажно-навигационное радиооборудование;
- модифицированные (усиленные) опоры шасси;
- модифицированные агрегаты из композиционных материалов;
- усиленную конструкцию крыла;
- увеличенную до 5000 км дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой.
Основой его сертификационного базиса являлись Авиационные правила. Часть 25 (АП-25).
Самолет получил сертификат летной годности типа в 2000 году и в 2001 году поступил на эксплуатацию в авиакомпанию "Дальавиа".
В 2004 и 2005 гг. ОАО "Туполев" совместно с сертификационными центрами ГосНИИ ГА и ГосНИИ АН проведен комплекс испытательных работ по сертификации самолета Ту-204-300. Основой его сертификационного базиса также являлись АП-25. Самолет получил сертификат типа в 2005 году и поступил на эксплуатацию в авиакомпанию "Владивосток Авиа".
Основными отличиями самолета являются:
о укороченный на 6 м фюзеляж;
о уменьшенная до 18,0 т коммерческая нагрузка;
о увеличенный до 107,5 т максимальный взлетный вес;
о увеличенная до 7320 км дальность полета с 142 пассажирами в двухклассной компоновке пассажирской кабины (дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 5800 км);
о универсальность применения с аэродромов класса "В" на ближних и дальних авиалиниях (самолет эффективно используется в беспосадочных полетах на авиалинии Владивосток-Москва, а также на коротких авиалиниях Владивосток - аэропорты Японии и Кореи).
В последующие годы в типовую конструкцию самолетов внесен ряд изменений, связанных с новыми компоновками пассажирской кабины и модернизацией оборудования и систем. Были сертифицированы следующие модификации самолетов семейства Ту-204:
- Ту-204-120СЕ (грузовой вариант с англоязычной кабиной);
- Ту-204-100Е (пассажирский вариант с англоязычной кабиной);
- Ту-204-100С (грузовой вариант самолета с m ком до 27.0 т);
- Ту-204-100В (компоновка пассажирской кабины на 210 пассажирских мест, модернизировано оборудование и системы, максимальный взлетный вес по сравнению с самолетом Ту-204100 увеличен до 105,0 т);
- Ту-204-300А (компоновка в варианте "Салон VIP", дополнительные топливные баки, дальность полета 9100 км с m ком =2500 кг, модернизировано оборудование).
Общая характеристика модификаций самолетов семейства Ту-204 представлена в табл. 1.
Отметим, что обилие модификаций самолета не только свидетельствует об универсальности и высокой адаптивности конструкции, но и, как будет показано далее, вносит определенные трудности в организацию эксплуатации столь разнообразного парка.
Работы по совершенствованию самолетов семейства Ту-204 продолжаются в настоящее время в рамках создания самолета Ту-204СМ.
Основными отличиями этой модификации, производство которой начато в ОАО "Авиастар-СП", от предыдущих являются:
- пилотская кабина для управления экипажем из двух пилотов;
- установка двигателя ПС-90А2 (модификация базового двигателя ПС-90А), имеющего (за счет доработки турбины, системы автоматического управления и контроля, коробки приводов, системы смазки и суфлирования и т.д.) улучшенные характеристики надежности, ресурса и эксплуатационной технологичности и соответствующего современным требованиям по эмиссии загрязняющих веществ и шуму. В 2009 году ОАО "Авиадвигатель" совместно с ОАО "Туполев" при участии АСЦ ГосНИИ ГА проведен комплекс работ по сертификации двигателя. Двигатель получил сертификат летной годности до установки на самолет 29.12.2009 г.;
Таблица 1
Характеристика модификаций семейства самолетов Ту-204
№ п/п Модификация Сертификат типа, год Основные отличия (главные изменения) Эксплуатанты
1 Ту-204 1994 - В эксплуатации отсутствует
2 Ту-204-100 1996 Увеличена взлетная масса до 103 т Увеличен запас топлива с 24 т до 32.8 т ФГУАП "КМВ", ЗАО "Ред Вингс", ФГУП "Оренбургские авиалинии"
3 Ту-204-120 1997 Вместо ПС-90А установлены двигатели Rolls Royce B211-535ER с большим ресурсом "Cairo Aviación» (Египет)
4 Ту-204С 1998 Грузовой вариант с коммерческой нагрузкой до 25 т ООО АК "Авиастар-Ту"
5 Ту-204-120С 1998 Двигатели Rolls Royce B211-535ER. Грузовой вариант с коммерческой нагрузкой до 30 т "Cairo Aviación" (Египет)
6 Ту-204-120СЕ 2008 Двигатели Rolls Royce B211-535ER Грузовой вариант с коммерческой нагрузкой до 30 т с англоязычной кабиной "Air China Cargo" (АСС) (Китай)
7 Ту-214 2000 Увеличенная до 110.75 т взлетная масса. Увеличенная до 93,0 т посадочная масса. Увеличенная до 25,2 т коммерческая нагрузка ООО АК "Авиастарз", ОАО АК "Трансаэро", ФГБУ "СЛО ГТК "Россия"
8 Ту-204-300 2005 Модифицированное ПНО и РО Укороченный на 6 м фюзеляж. Уменьшенная до 18.0 т коммерческая нагрузка. Увеличенный до 35.4 т запас топлива. Универсальность применения на ближних и дальних авиалиниях ОАО "Владивосток Авиа", Air Koryo
9 Ту-204СЕ 2007 Грузовой вариант с англоязычной кабиной а/к "Cubana de Aviacion" (Куба)
10 Ту-204-100Е 2008 Пассажирский вариант с англоязычной кабиной а/к "Cubana de Aviacion" (Куба)
11 Ту-204-100С 2008 Грузовой вариант самолета с коммерческой нагрузкой 27 т В эксплуатации отсутствует
12 Ту-204-100В 2008 210 пассажиромест. Модернизировано оборудование и системы PFJ "Htl Dbyuc", Air Coryo
13 Ту-204-100В-04 2008 210 пассажиромест. Модернизировано оборудование и системы ООО Авиапредприятие "Бизнес Аэро"
- установка новой ВСУ ТА-18-200 (взамен ТА12-60), обеспечивающей совершенствование эксплуатационных качеств самолета за счет повышения безопасности полета (обеспечение запуска и работы двигателя в аварийной ситуации на высоте эшелона), повышения топливной эффективности, улучшения весовых характеристик (снижение веса двигателя на ~25%), возможности эксплуатации двигателя по техническому состоянию;
о новый отсек фюзеляжа Ф6 под установку ВСУ ТА-18-200 с учетом противопожарных требований, с применением титановых сплавов и изменением системы вентиляции отсека; о современная система управления общесамолётным оборудованием СУОСО-204; о увеличенные до 30000 полетов 60000 лет ч ресурсы самолета; о модернизированное шасси производства ОАО "Авиаагрегат";
о вновь разработанное пилотажно-навигационное оборудование на базе ВСС-100 и ВСУПТ; о применение в конструкции новых композиционных материалов (в частности, фирмы Нехсе1); о модернизированные противопожарные системы, СКВ и САРД, осветительное и светотехническое оборудование (на светодиодах), системы контроля параметров СУ и ВСУ, система электроснабжения и другие системы;
о разработана эксплуатационная документация в соответствии со стандартом АББ Б1000Б и т.д. Летные сертификационные испытания первых экземпляров самолета Ту-204СМ должны начаться в 4 квартале 2010 года.
Перспективы дальнейшего развития семейства самолетов Ту-204 Разработчик, НИИ авиационной промышленности и гражданской авиации видят в существенном повышении их весовой эффективности (в частности, за счет резкого увеличения области использования композиционных материалов в силовой конструкции планера и применения новых современных металлических материалов), совершенствовании конструкции с целью повышении технологичности производства и эксплуатации, переход на технологии разработки "борта открытой архитектуры" и "электрического самолета".
Роль и место в рынке авиационных перевозок
Численность эксплуатирующегося в Российской Федерации коммерческого парка узкофюзеляжных самолетов вместимостью 140-220 мест, к которым относится семейство Ту-204, составляет 568 самолетов.
Из этих 568 самолетов 162 составляют самолеты западного производства (64 самолета в классе 170-220 мест и 98 самолетов на 140-170 мест), 35 - самолеты семейства Ту-204, остальные - старые отечественные типы ВС.
Фактически эксплуатируется 309 самолетов (в том числе 27 самолетов семейства Ту-204) или 54% от общего количества.
На долю самолетов пассажировместимостью 140-220 мест в 2000 г. и в 2009 г. пришлось соответственно 50% и 51% общего пассажирооборота.
На рис. 1 представлена структура и динамика изменения пассажирооборота, обеспечиваемого самолетами рассматриваемых классов.
Анализ этих данных свидетельствует о следующем:
- последние годы характеризуются резким ростом пассажирооборота, обеспечиваемого иностранными ВС, который в 2009 г. составил 72,6% (примерно 37% от общего пассажирооборота);
- рост пассажирооборота, приходящегося на долю семейства самолетов Ту-204, носит стабильно низкий характер. В 2009 г. на их долю пришлось 9,8% от пассажирооборота самолетов данного класса (5% от общего пассажирооборота);
- вклад старых отечественных типов ВС (Ту-154 и Ил-62) в пассажирооборот самолетов данного класса упал с 88% до 17,6% (соответственно с 45% до 9% от общего пассажирооборота).
Рис. 1. Пассажирооборот самолетов класса Ту-204
Сравнительно малые объемы перевозок на Ту-204/214 обусловлены не только тем, что функционально близких западных самолетов поступило в эксплуатацию за эти годы в 6 раз больше, но и меньшей интенсивностью эксплуатации отечественных самолетов.
Достигнутый средний годовой налет на самолетах семейства Ту-204 примерно в 2 раза меньше налета на самолетах иностранного производства в российских авиакомпаниях (рис. 2). Тот факт, что годовая наработка на отдельных бортах достигала близких к западным аналогам значений (например, в 2008 г. наработка самолета Ту-204-300 №64026 составила 3775 лет.ч, а самолета Ту-204-100№64022 ФГУАП "КавминводыАвиа" - 2932 лет.ч) говорит о принципиальных возможностях обеспечения интенсивной эксплуатации, но не меняет картину в целом.
5000 п
4500 -----------------------------------------------------------------------------------
4000 ---------------------------------------------------------------- -------
? 3500 ----------------------------------------------------------------- -------
Й 3000 ------------------------------------------------------ ------ -------
і 2500 ----------------------------------------------------- ------ -------
т 2000 -------------------------- ---------- ------- --------- ------- -
гт ------
£ 1500 — ------ ------- ------- ------- ------ -------
|_
1000 — ------------- ----------- ------------ -------- ------------- -------- -
500 ------------------ ------- ------- ------- ------ -------
0 і і і і і і
Ту-154М Ту-204 Ту-214 В-757- А-321 В-737- А320
200 800
Рис. 2. Г одовой налет самолетов класса семейства Ту-204
Повышение интенсивности и экономической эффективности эксплуатации, а значит, и привлекательности для потенциальных покупателей самолетов семейства Ту-204 невозможно без решения ряда организационных и технических проблем, основные из которых рассмотрены ниже.
Основные проблемы летной и технической эксплуатации
Опыт почти 15 лет эксплуатации самолетов семейства Ту-204 и анализ современного характера эксплуатации позволяет сформулировать достаточно очевидные проблемы, препятствующие продвижению этих самолетов на рынок авиаперевозок.
1. Слабая развитость и низкая эффективность системы послепродажного обслуживания (ППО) самолетов семейства Ту-204
Это, пожалуй, наиболее важная проблема, самым существенным образом влияющая на безопасность и экономическую эффективность эксплуатации, конкурентоспособность и имидж самолетов данного типа.
Система послепродажного обслуживания включает в себя комплекс взаимоувязанных и согласованных процессов, таких как:
- организация технического обслуживания и ремонта ВС и ПКИ;
- оперативное обеспечение эксплуатанта запасными частями;
- техническая поддержка эксплуатации со стороны Разработчика и Изготовителей основного и комплектующих изделий, в том числе при возникновении нештатных мероприятий;
- обеспечение эксплуатантов актуальной эксплуатационной документацией и высокого современного уровня самой этой документации;
- подготовка и переподготовка летного и технического состава;
- постоянный мониторинг условий эксплуатации и технического состояния ВС, разработка и оперативное внедрение на его основе конструктивно-технологических и организационных мероприятий, способствующих повышению надежности и эффективности эксплуатации;
- организация единого информационного пространства;
- реализация минимально обременительной для эксплуатанта системы обеспечения необходимых ресурсов и сроков службы.
Основными целями и результатами функционирования системы ППО являются поддержание летной годности ВС и обеспечение необходимого уровня безопасности полетов, обеспечение бесперебойной эксплуатации ВС с минимизацией времени простоев, улучшение техникоэкономических показателей эксплуатации АТ.
ППО должно быть полностью ориентировано на потребителя, оперативное выполнение запросов и требований эксплуатантов, на которых Воздушным кодексом возложена конечная ответственность за поддержание летной годности.
За период эксплуатации самолетов семейства Ту-204 сложилась определенная система их послепродажного обслуживания, включающая все необходимые компоненты.
Разработчиком совместно с Изготовителями при поддержке ОАК, НИИ промышленности и гражданской авиации в последние годы активизированы усилия по разработке и реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности ППО.
В частности, проводится работа по унификации ЭТД для различных модификаций самолетов и переводу ее в формат ASD S1000D, созданы и внедрены системы мониторинга эксплуатации "Атлас" и "Ресан", модифицируются обучающие стенды и тренажеры, укрепляются связи с эксплуатантами, предпринимаются усилия по созданию пула запасных частей.
Важным шагом на пути совершенствования ППО стало создание в 2010 г. технического центра послепродажного обслуживания (КТЦ ППО) самолетов Ту-214. Технический центр ППО создан и функционирует в составе Казанского филиала ОАО "Туполев" (КФ КБ ОАО "Туполев"), который структурно и функционально объединяет (интегрирует) инженерно-технические ресурсы, производственные и технологические возможности Изготовителя и Разработчика самолетов Ту-214.
КТЦ ППО, имеющий в своем составе инженерные и производственные мощности, призван реализовывать единую политику Разработчика и Изготовителя в области ППО самолетов Ту-214. Руководствуясь в своей деятельности техническими указаниями и рекомендациями Главного конструктора, нормативно-техническими документами и требованиями авиационных властей, он должен в первую очередь обеспечивать организацию работ и координацию взаимодействия всех участников системы ППО (эксплуатантов, поставщиков КИ, организаций по ТОиР, АТБ и авиаремонтных предприятий).
Однако приходится констатировать, что, несмотря на предпринимаемые усилия, существующая система ППО дезорганизована по своим функциям и не имеет отлаженной подсистемы взаимодействия всех ее звеньев (компонентов). При этом практически отсутствуют управляемая и контролируемая Разработчиком и Изготовителем подсистема снабжения эксплуатантов запчастями, оперативное обеспечение Заказчика изменениями в ЭТД, оперативная информационная поддержка Заказчика, обеспечение функционирования ^^еЬ-портала.
Единого органа (организации), координирующего деятельность и развитие системы ППО всего парка самолетов Ту-204, не существует.
Действующая система ППО может и должна быть использована как базовое решение для создания системы ППО всего семейства самолетов Ту-204/214, включая Ту-204СМ.
Развитие существующей системы ППО должно вестись в направлениях:
- создания единого центра, координирующего все аспекты деятельности ППО и ее развития;
- участия в выработке решений по ППО самолета авиакомпаний-эксплуатантов;
- усиления роли и ответственности Разработчика за функционирование системы ППО самолетов Ту-204/214, включая инициативное и оперативное выполнение работ по улучшению эксплуатационных характеристик самолетов.
2. Низкая надежность ПКИ и высокая стоимость их ремонта
Проблемы технической эксплуатации самолетов семейства Ту-204 во многом обусловлены низкой надежностью и высокой стоимостью как самих ПКИ, так и стоимостью и сроками их ремонта. На рис. 3 показаны данные по среднему налету на неисправность Тс (лет. ч) по функциональным группам самолетов типа Ту-204 за 2009 г.
□ ПНО-пилотажно-навигационное оборудование ■ СЖС-ситема жизнеобеспечения и спасения
ТУ-204-100 ТУ-204-100Е ТУ-204-100В ТУ-204С ТУ-204СЕ ТУ-204-300
Рис. 3. Средние налеты на неисправность Тс (лет. ч)
Как следует из представленных на рисунке данных, показатели надежности по модификациям ВС имеют некоторые отличия. Вместе с тем, для всех модификаций наименее надежными в эксплуатации являются системы: пилотажно-навигационного оборудования (ПНО), жизнеобеспечения и спасения (СЖС), радиотехнического оборудования (РТО) и электротехнического оборудования (ЭТО).
Данные о системах с наибольшим количеством отказов на самолетах ЗАО «Рэд Вингс», являющегося эксплуатантом трех самолетов Ту-204-100 и пяти самолетов Ту-204-100В, приведены в табл. 2.
Таблица 2
№ п/п Система Количество отказов всего В том числе
1 Бытовое аварийноспасательное оборудование 98
2 Связное оборудование 80 ОРЛАН-85СТ - 8 отказов, БВ-Э1 - 4отказа, БВ-Э2 - 2 отказа
3 Система кондиционирования воздуха 65 3409 - 8 отказов, ДАТ-5К -3 отказа, 6717 - 2 отказа
4 Шасси 60 КТ 196М.110 - 35 отказов, МТТГ-500/5-3с - 4 отказа
5 Оборудование автоматического управления полетом 55 БВУП - 9 отказов, ДУСУ-М - 18 АС - 7отказов
6 Система электроснабжения 21 БКЗ-12- 12 отказов, ВУ-6БК -4 отказа, ПТС-800БМ - 2 отказа
На проблемы недостаточной надежности ПКИ накладываются проблемы их ремонта:
- большие сроки ремонта (от 3 до 6 месяцев) приводят к большим затратам на аренду исправного ПКИ, особенно на гарантийном ВС;
- цена ремонта доходит до 80 % от первоначальной стоимости изделия;
- в большинстве гарантийных случаев на заводе изготовителе отсутствует подменный фонд ПКИ;
- отсутствие законодательной базы по разрешению ремонта ПКИ, имеющих наработку больше установленных ресурсов и эксплуатирующихся в составе ВС по техническому состоянию.
Здесь следует отметить, что ОАО "Туполев" совместно с разработчиками и изготовителями ПКИ предпринимает активные усилия по повышению их надежности. Одновременно с этим уточняются и вводятся в действие Главные перечни минимального оборудования ГПМО (ММЕЬ). С целью решения проблемы ограниченных ресурсов и сроков службы ПКИ, на основе анализа опыта эксплуатации и параметров отказобезопасности вводится технология эксплуатации систем по техническому состоянию.
Несмотря на то, что в соответствии с рис. 3 планер относится к наиболее надежным системам, необходимо отметить следующее.
Применение в силовой конструкции полимерных композиционных материалов (закрылки, интерцепторы, воздушные тормоза, рули высоты и направления - всего около 14% конструкции) способствовало повышению весовой эффективности самолетов семейства Ту-204. Однако допущенные (особенно на начальном этапе производства) отклонения в технологии изготовления в совокупности с конструктивным несовершенством привели к появлению в эксплуатации значительного количества дефектов типа расслоения обшивки, отслоения обшивки от сот, значительного влагонасыщения обшивки и накапливания воды в сотах. Это в значительной степени повысило трудоемкость работ по
техническому обслуживанию и поддержанию летной годности самолетов и снизило интенсивность и экономическую эффективность эксплуатации.
В последние годы, благодаря проделанной Разработчиком совместно с заводами - изготовителями большой работы по совершенствованию конструкции и технологии изготовления агрегатов из ПКМ, интенсивность возникновения на них эксплуатационных дефектов значительно снизилась.
Тем не менее, работы по контролю технического состояния агрегатов из ПКМ составляют значительную часть трудоемкости технического обслуживания самолетов. Совершенствование методов такого контроля, повышение надежности и снижение его трудоемкости являются необходимым условием повышения эффективности эксплуатации семейства самолетов Ту-204.
В этих целях в настоящее время разрабатываются технологии применения перспективных методов неразрушающего контроля конструкций из ПКМ, в том числе тепловизионных установок (в частности, "ТЪегша САМ Е2" и ее аналогов) для обнаружения воды в сотах, низкочастотного дефектоскопа "УД2Н-ПМ" для теневого бесконтактного УЗ контроля и т.д. Начаты работы по модернизации дефектоскопа "Дами-С" и оснащению его слайдером.
3. Значительная трудоемкость регламентных и контрольно-восстановительных работ
Самолет Ту-204 является первым из разработанных КБ самолетов, для которого не предусмотрено в процессе эксплуатации выполнение капитальных ремонтов. Этим, а также большим количеством впервые реализованных на самолете технических решений, отчасти объясняется изначально заложенная в РО малая периодичность (форма Ф1-600 и форма Ф2 - 3000 лет. ч) и большой объем регламентных работ. По мере накопления опыта эксплуатации Разработчик проводит работу по увеличению периодичности выполнения регламентных работ. В настоящее время проводится работа по доведению для большинства модификаций ВС периодичности выполнения формы Ф1 до 900 лет.ч, а формы Ф2-до 3600 лет.ч. Для самолета Ту-204СМ периодичность составит 1000 и 4000 лет.ч соответственно.
Здесь же необходимо отметить, что на необходимый в эксплуатации объем работ существенно и негативно влияет беспрецедентно низкий темп лабораторных ресурсных испытаний конструкции самолета и соответственно относительно небольшой объем достигнутых наработок. Для надежного экспериментального подтверждения проектного ресурса 25000 полетов (для самолета Ту-204СМ это значение составляет 30000 полетов) и обеспечения возможности эксплуатации сверх проектных ресурсов необходимый объем лабораторной наработки составляет 120000 или, как минимум, 90000 полетов. В силу отсутствия необходимого финансирования за почти двадцатилетний срок проведения испытаний на стендах СибНИА максимальная достигнутая наработка по планеру и механизации на полуразмахе крыла составила порядка 45000 полетов, т.е. 50% от минимально необходимого объема.
Резкое отставание темпа испытаний от темпа эксплуатации приводит к тому, что для устранения выявляемых при испытаниях недостатков приходится дорабатывать по обязательным бюллетеням уже эксплуатирующийся парк. Объем таких доработок неизбежно растет, увеличивая трудоемкость и стоимость выполнения форм ТО и сроки простоя самолетов.
Кроме того, отсутствие полного необходимого объема испытаний является серьезным препятствием на пути ухода от системы поэтапного установления ресурсов, необходимой в существующей ситуации, но снижающей привлекательность самолетов данного типа для эксплуатантов.
Во исполнение пункта 70 Плана мероприятий, направленных на реализацию Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 641-р, подготовлена и утверждена Целевая комплексная программа поддержания летной годности воздушных судов гражданской авиации до 2020 г. (в части обеспечения ресурсов и сроков службы).
Выдержка из этой программы в части ресурсов и сроков службы семейства самолетов Ту-204 приведена в табл. 3. Для ее реализации необходимо интенсифицировать процесс завершения испытаний.
Таблица 3
Перспективы ресурсного обеспечения модификаций самолетов Ту-204
Тип ВС Вид ресурса (срока службы) Параметры ресурса (срока службы) Ресурс (срок службы) по бюллетеню, или ТЗ, или Проектный ресурс Установленный ресурс (срок службы) на 01.01.2009 г
Назначенный Летные часы 45000 17500
Ту-204-100 Полеты 25000 8000
Годы 20 17
Летные часы 45000 15000
Ту-204С Назначенный Полеты 25000 8000
Годы 20 15
Летные часы 45000 15000
Ту-204-300 Назначенный Полеты 25000 4000
Годы 20 15
Летные часы 45000 15000
Ту-214 Назначенный Полеты 25000 4000
Годы 20 15
Летные часы 60000
Ту-204-100СМ Назначенный Полеты Годы 30000 25
Продолжение табл. 3
Тип ВС Прогнозируемые ресурс и срок службы на период с 2010 г по 2020 г., устанавливаемые поэтапно индивидуально экземпляру или группе ВС («рамочные» значения)
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Ту-204-100 24000 8000 20 36000 8000 20 36000 8000 20 45000 12000 25 45000 12000 25 45000 12000 25 45000 12000 25 55000 16000 25 55000 16000 25 55000 16000 25 55000 16000 25 5500 16000 25
Ту-204С 15000 8000 15 15000 8000 15 24000 8000 15 24000 8000 15 24000 8000 15 36000 12000 17 36000 12000 17 36000 12000 17 36000 12000 17 36000 12000 17 36000 12000 17 36000 12000 17
Ту-204-300 15000 4000 15 30000 4000 15 30000 4000 15 45000 8000 15 45000 8000 15 45000 8000 15 45000 8000 15 45000 8000 15 45000 8000 15 55000 12000 20 55000 12000 20 55000 12000 20
Ту-214 24000 8000 15 24000 8000 15 36000 8000 15 36000 8000 15 36000 8000 15 36000 8000 15 45000 8000 20 45000 8000 20 45000 8000 20 55000 12000 20 55000 12000 20 55000 12000 20
Приведенный перечень проблем не является исчерпывающим, однако именно их успешное решение является определяющим для обеспечения эффективности эксплуатации и повышения конкурентоспособности всех модификаций самолета Ту-204.
В качестве первоочередных мер на пути решения основных проблем летной и технической эксплуатации самолетов семейства Ту-204 необходимо:
1. Подготовить предложения по совершенствованию существующей системы обеспечения авиакомпаний типовой эксплуатационной документацией. Эту работу необходимо проводить с участием ФГУП Г осНИИ Г А, ведущего базу данных Центральной нормативной методической библиотеки гражданской авиации.
2. Подготовить проект Межведомственного Положения о порядке согласования и сопровождения всех видов эксплуатационной и технической документации, включая электронные, в том числе таких новых для отечественной практики, как Руководство по ремонту конструкции ВС, Руководство по поиску и устранению неисправностей, и ввести его в установленном порядке.
3. Ускорить принятие и реализацию решения о создании единого (интегрированного) технического центра ППО самолетов семейства Ту-204.
4. В целях повышения эффективности контроля конструкций из ПКМ ФГУП ГосНИИ ГА совместно с ОАО "Туполев" ускорить завершение исследований по тепловизионному и акустическому бесконтактному методам НК. Разработать и внедрить на парке ВС самолетов семейства Ту-204 соответствующие технологии.
5. Рассмотреть возможность и целесообразность разрешения ремонта ПКИ, имеющих наработку больше установленных ресурсов и эксплуатирующихся в составе ВС по техническому состоянию.
6. Ускорить завершение лабораторных ресурсных испытаний самолета в СибНИА с определением источников финансирования работ.
TU-204 FAMILY ON AIR TRANSPORTATION MARKET MAJOR PROBLEMS AND OPPORTUNITY OF ITS MAINTENANCE
Grishin A.N., Diogenov S.V., Samoylov I.A., Semin A.V., Feygenbaum U.M., Halenkov M.A.
In paper the analytic material is considered that is characterizing TU-204 family, its role and place in Russian air transportation market. There is given a short analysis of its major problem of maintenance. There were shown the conditions and opportunity of its further maintenance.
Key words: civil aircraft, maintenance.
Сведения об авторах
Гришин Андрей Николаевич, 1957 г.р., окончил МИИГА (1983), директор Дирекции поддержания летной годности воздушных судов гражданского назначения, заместитель главного конструктора ОАО "Туполев", автор 14 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация самолетов Ту-154, Ту-134.
Диогенов Сергей Витальевич, 1955 г.р., окончил ВВА им. Ю.А.Гагарина (1985), кандидат военных наук, старший научный сотрудник, заместитель начальника отдела НЦПЛГ ВС ФГУП ГосНИИ ГА, автор 28 научных работ, область научных интересов - организация и управление в системе поддержания летной годности ВС.
Самойлов Игорь Анатольевич, 1954 г.р., окончил МАИ (1977), кандидат технических наук, начальник отдела АСЦ ФГУП ГосНИИ ГА, автор более 50 научных работ, область научных интересов -формирование требований к обликовым характеристикам перспективных ВС, разработка программ развития, технико-экономические вопросы развития и прогнозирования гражданской авиации, обоснование основных ЛТХ перспективных воздушных судов.
Семин Александр Викторович, 1957 г.р. окончил МИИГА (1982), начальник группы НЦ ПЛГВС ФГУП ГосНИИ ГА, автор 25 научных работ, область научных интересов - эксплуатационная прочность и ресурс ВС.
Фейгенбаум Юрий Моисеевич, 1950 г.р., окончил МАИ (1974), главный специалист ФГУП Гос-НИИ ГА, автор 13 научных работ, область научных интересов - прочность и ресурс ВС.
Халенков Михаил Александрович, 1949 г.р., окончил МВТУ им. Баумана (1972), заместитель главного конструктора ОАО "Туполев", автор 11 научных работ, область научных интересов - внешние нагрузки и прочность ВС.