Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЧАЛЬНИКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЧАЛЬНИКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЧАЛЬНИК ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилин Юрий Викторович, Реент Ярослав Романович

В статье на основе анализа практики организации работы подразделений территориальных органов МВД России по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в систематизированном виде представлены основные направления данной деятельности, относящиеся к непосредственной компетенции руководителей (начальников) территориальных органов МВД России на районном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гаврилин Юрий Викторович, Реент Ярослав Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION BY THE HEAD OF THE TERRITORIAL BODY OF THE MINISTRYOF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT THE DISTRICT LEVEL OF DISCLOSUREAND INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED USING INFORMATIONAND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES

Based on the analysis of the practice of organizing the work of the divisions of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the disclosure and investigation of crimes committed using information and telecommunication technologies, the main directions of this activity related to the direct competence of the heads (chiefs) of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level are presented in a systematic form.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЧАЛЬНИКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Обеспечение начальником территориального органа МВД России на районном уровне раскрытия и расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ ГАВРИЛИН,

начальник кафедры управления органами расследования преступлений, доктор юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: yuriy902@gmail.com

ЯРОСЛАВ РОМАНОВИЧ РЕЕНТ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Provision by the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level of disclosure and investigation of crimes committed using information and telecommunication technologies

YURIJ VIKTOROVICH GAVRILIN,

Head of the Department of Crime Investigation Bodies Management, Doctor of Law, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: yuriy902@gmail.com

YAROSLAV ROMANOVICH REENT,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

УДК 351.745

Аннотация. В статье на основе анализа практики организации работы подразделений территориальных органов МВД России по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в систематизированном виде представлены основные направления данной деятельности, относящиеся к непосредственной компетенции руководителей (начальников) территориальных органов МВД России на районном уровне.

Ключевые слова и словосочетания: расследование преступлений; информационно-телекоммуникационные технологии; начальник территориального органа МВД России.

Annotation. Based on the analysis of the practice of organizing the work of the divisions of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the disclosure and investigation of crimes committed using information and telecommunication technologies, the main directions of this activity related to the direct competence of the heads (chiefs) of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level are presented in a systematic form.

Keywords and phrases: investigation of crimes; information and telecommunication technologies; head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Неуклонный рост количества преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее — ПСИИТТ), совершенствование преступных схем и многоступенчатость используемых при их совершении механизмов сокрытия, изменения действующего законодательства и складывающейся следственной и судебной практики требуют постоянного повышения квалификации и профессионализма сотрудников следственных подразделений, знания которых не всегда достаточны для качественного расследования указанной категории уголовных дел

По данным ГИАЦ МВД России, в январе — октябре 2021 г . зарегистрировано 454,6 тыс . ПСИИТТ, что на 8,1 % больше, чем за аналогичный период прошлого года В общем числе зарегистрированных преступлений их удельный вес увеличился с 24,2 % в январе — октябре 2020 г . до 26,6 % в 2021 г . 1

Благоприятную среду для совершения подобных преступлений обеспечивает активное развитие технологий высокоскоростного доступа в сеть Интернет, программных средств мгновенного обмена сообщениями (мессен-джеров) с функцией сквозного шифрования, социальных сетей, интернет-телефонии с функцией подмены абонентского номера [2]. При расследовании уголовных дел следователи сталкиваются с проблемой установления лиц, совершивших преступления с использованием программного обеспечения, реализующего подмену подлинного 1Р-адреса пользователя сети Интернет . Анализ полученной следственным путем информации (выписки

1 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - октябрь 2021 года // Официальный сайт МВД России. URL: https://xn—Ыaew.xn—p1ai/reports/ йет/27024130/ (дата обращения: 11.11.2021).

по счетам, детализация соединений абонентов) не позволяет выявить связь между преступником и используемыми им средствами совершения преступлений

Зачастую при совершении рассматриваемых видов преступлений злоумышленники используют лиц, не осведомленных о преступном характере действий соучастников, и вымышленные данные о лицах, на чьи имена зарегистрированы сим-карты, номера 1Р-телефонии, открыты расчетные счета и банковские карты в кредитных организациях, оформлены электронные кошельки, используемые при совершении преступлений

Обозначенные факторы в своей совокупности негативно влияют на процесс расследования .

В настоящее время имеется значительное количество учебных, научных и практических изданий, содержащих рекомендации по использованию уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных методов и средств, направленных на раскрытие и расследование ПСИИТТ [1; 4; 5; 6; 7] . При этом существует недостаток работ, касающихся деятельности начальников территориальных органов МВД России на районном уровне . Данный пробел призвана восполнить настоящая статья

К числу мероприятий, относящихся к компетенции начальников территориальных органов МВД России на рационном уровне, направленных на повышение эффективности деятельности по раскрытию и расследованию ПСИИТТ, необходимо отнести следующие:

1 . Создание рабочих групп (постоянно действующих специализированных следственно-оперативных групп) по профилактике, раскрытию и расследованию ПСИИТТ из числа сотрудников, обладающих необходимым опытом и квалификацией

2 . Поручение проведения доследственной проверки по сообщениям о преступлениях указанной категории в первую очередь сотрудникам, включенным в рабочую группу, при их отсутствии — сотрудникам, входящим в состав дежурной следственно-оперативной группы .

3 . В соответствии с приказом МВД России от 3 апреля 2018 г. № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования отдельных видов хищений» при поступлении сообщения о ПСИИТТ (ст. 158, 159—159. 3, 159. 5, 159. 6 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)), по результатам проверки сообщения о преступлении и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки вышеуказанных преступлений, обеспечение принятия решения о возбуждении уголовного дела территориальным органом, непосредственно принявшим сообщение

4 . Изучение материалов доследственной проверки при принятии органом дознания решения в порядке ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) по заявлениям (сообщениям) граждан о преступлениях на предмет полноты и качества ее проведения, направленной на установление следующих сведений:

— подтверждающих наличие либо отсутствие признаков преступления в соответствии с требованиями ст. 140-144 УПК РФ;

— подтверждающих факт хищения денежных средств, в том числе документально, а именно выписками по банковскому счету, справкой из банка (иной кредитно-финансовой организации), иными документами, подтверждающими списание заявленной суммы, причиненного преступным деянием ущерба;

— о направленных запросах (с указанием сроков исполнения) с целью предоставления сведений, не требующих судебного решения (сохранение видеозаписей, данные о владельце домена, информация об 1Р-адресах и т . д . );

— о внесении в федеральную информационную базу данных «Дистанционное мошенничество» полных и достоверных сведений, установленных в рамках доследственной проверки .

5 . Утверждение плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, при необходимости — внесение в него предложений и корректировок .

6 . Обеспечение контроля за надлежащим оперативным сопровождением расследования уголовных дел . Еженедельное заслушивание закрепленных сотрудников по уголовным делам, находящимся в производстве, не реже одного раза в месяц — по уголовным делам, приостановленным производством

7 . Контроль своевременности и полноты внесения информации в подсистему «Дистанционное мошенничество» Данная подсистема интегрированного банка данных федерального уровня, введенная в эксплуатацию в 2019 г ., предназначенная для сбора, обработки и анализа сведений, устанавливаемых в рамках расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным дистанционным способом . Система аккумулирует данные об использованных при совершении преступления идентификационных данных средств связи, номерах банковских карт и банковских счетов, номерах документов, удостоверяющих личность, а также реквизитах организаций, упоминавшихся в материалах дела .

8 . Организация профилактической работы с обязательной оценкой эффективности ее воздействия на разные группы населения При этом необходима реализация не только общих мер профилактики, но и точечное воздействие на поведение потенциальных потерпевших в зависимости от их возраста, профессии, социального положения и т . д .

К числу мер профилактического воздействия относится проведение мероприятий по информированию граждан о распространенных способах дистанционных хищений денежных средств путем выступлений и размещений публикаций в средствах массовой информации и в сети Интернет, направление на имя работодателей потерпевших представлений с требованиями о проведении разъяснительной работы, а также необходимости проведения личных бесед с гражданами в организациях различных форм собственности, а также образовательных учреждениях

Помимо разъяснительной работы, иными направлениями профилактической работы являются:

— возбуждение дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц, оставивших представление следователя об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, без реагирования;

— постановка на профилактический учет лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нере-абилитирующим основаниям;

— контроль внесения представлений об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений по расследованным уголовным делам

9 . Организация внешнего взаимодействия субъектов раскрытия и расследования преступлений До настоящего времени актуальным является вопрос о длительных сроках предоставления компаниями - операторами сотовой связи, кредитно-финансовыми организациями, представителями платежных сервисов и иными организациями, находящимися в других регионах страны, информации, имеющей значение для уголовного дела, а также о качестве предоставляемых ответов. Существенно улучшить ситуацию в данной сфере призвано заключение соглашений об электронном документообороте между территориальными органами МВД России на региональном уровне и субъектами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Данные соглашения позволяют сократить время получения ответа на запрос до нескольких минут [3].

10 . Организация возмещения ущерба, причиненного в результате совершенных преступлений . Учитывая приоритетный характер данного направления деятельности, начальникам территориальных органов внутренних дел целесообразно держать данный вопрос на личном контроле, получая ежедневные сведения о количестве обысков, проведенных по уголовным делам, возбужденным в дежурные сутки, а также об их результативности; о количестве обысков, проведенных по уголовным делам, находящимся в производстве, в том числе при раскрытии преступлений прошлых лет, а также об их результативности; о стоимости имущества, на которое наложен арест (по линии дознания и по линии следствия)

Кроме того, с целью контроля за состоянием работы по рассматриваемому направлению, начальникам территориальных органов МВД России рекомендуется заслушивать рабочие группы (по делам, находящимся в произ-

водстве еженедельно, по приостановленным -ежемесячно), обеспечивающие оперативное сопровождение и расследование уголовных дел, с оценкой имеющихся недостатков и выработкой мер по их устранению

При этом складывается неоднозначная практика применения судами ст . 115 УПК РФ «Наложение ареста на имущество» по уголовным делам данной категории . Суды нередко отказывают в удовлетворении ходатайств о наложении ареста на банковские счета лиц, которым потерпевшими переведены денежные средства, что мотивируют отсутствием процессуального статуса лица, на банковский счет которого перечислены денежные средства

Другими обстоятельствами, на основании которых судами принимаются решения об отказе в удовлетворении ходатайств о наложении ареста на банковский счет, также является отсутствие полных сведений о лице, которому счет принадлежит, и актуальных сведений о состоянии банковского счета Вместе с тем указанная информация может быть получена только после направления соответствующего запроса в банк (кредитную организацию, сотовую компанию) и истребования на него ответа, что значительно снижает оперативность и целесообразность данного процессуального действия

Таким образом, повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по противодействию ПСИИТТ обеспечивается комплексной слаженной деятельностью подразделений и служб территориальных органов МВД России по ключевым направлениям, обозначенным в настоящей статье . При этом ограниченный объем публикации не позволяет отразить весь спектр направлений, за организацию которых отвечает начальник территориального органа Вместе с тем ключевые из них нашли в статье свое отражение

Список литературы:

1 . Бердникова О. П. Особенности расследо-

вания мошенничества в сфере компьютерной информации: учебное пособие / О . П . Бердникова, Р .А. Дерюгин . Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2021 .

2 . Гаврилин Ю. В. О научных подходах к про-

блеме использования информационно-телекоммуникационных технологий в преступных целях: научно-практическое пособие . Москва, 2021 .

3 . Гаврилин Ю. В. Особенности организации

взаимодействия при расследовании пре-

ступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий // Труды Академии управления МВД России . 2018 . № 4 (48) .

4 . Гаврилин Ю. В. Противодействие цифровой

трансформации наркопрестуности (по итогам Всероссийского онлайн-семинара) // Труды Академии управления МВД России 2020 . № 4 (56) .

5 . Гаврилин Ю. В., Парадников А. Г. Совер-

шенствование выявления, раскрытия и расследования хищений, совершенных с использованием информационных бан-

ковских технологий (по итогам всероссийского онлайн-семинара) // Труды Академии управления МВД России . № 2 (54) . 2020 .

6 . Гончар В. В. О важности формирования единообразного понятийного аппарата, необходимого для расследования преступлений в сфере компьютерной информации //

Вестник экономической безопасности 2018 . № 1 .

7 Противодействие преступлениям в сфере информационных технологий: учебник / В . В . Гончар и др . Москва, 2021 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.