Научная статья на тему 'ПРАКТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, ВОЗБУЖДЕННЫХ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ БАНКА РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «АГЕНТСТВО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ»'

ПРАКТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, ВОЗБУЖДЕННЫХ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ БАНКА РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «АГЕНТСТВО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БАНК / БАНК РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «АГЕНТСТВО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ» / ВЫВОД АКТИВОВ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА / ORGANIZATION OF CRIME INVESTIGATION / INTERACTION / PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES / CREDIT ORGANIZATION / BANK / BANK OF RUSSIA / STATE CORPORATION “DEPOSIT INSURANCE AGENCY” / WITHDRAWAL OF ASSETS / FINANCIAL CREDIT SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапин Вячеслав Олегович

Актуальность рассмотрения вопросов расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям Банка России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов», обусловлена тем, что кредитно-финансовая сфера является одной из наиболее криминогенных отраслей российской экономики, в которой только в 2020 г. совершено более 30 тыс. преступлений, причинивших совокупный ущерб в размере более 130 млрд рублей. Постановка проблемы: в современных социальных и экономических условиях развития нашего государства банковский сектор является ключевым элементом стабильности финансовой системы. Вместе с тем риски вовлечения кредитных организаций в преступную деятельность, а также значительные размеры причиняемого материального ущерба гражданам, организациям и государству ставят перед правоохранительными органами серьезные задачи. Современная практика выявления и расследования преступлений рассматриваемой категории наглядно демонстрирует как несовершенство межведомственного взаимодействия МВД России, Банка России, Росфинмониторинга, государственной корпорации «Агентство страхования вкладов» и других субъектов, так и отдельные проблемы в деятельности правоохранительных органов (длительный срок доследственных проверок; своевременность получения информации от Банка России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов»; заранее подготовленный вывод активов руководством банка и сокрытие следов преступления; использование специальных экономических знаний и длительность производства судебных экспертиз; поиск и установление имущества, на которое может быть наложен арест, в счет обеспечения возмещения ущерба и др.). Указанные обстоятельства диктуют необходимость мониторинга правоприменительной практики в целях выработки решений и предложений, направленных на повышение эффективности расследования преступлений рассматриваемой категории. Цель исследования: выработка предложений и рекомендаций по организации расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям Банка России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов», основанных на результатах изучения практики работы органов предварительного следования территориальных органов МВД России по указанному направлению деятельности. Методы исследования: общенаучные (описание, сравнение), формально-логические (анализ, синтез, аналогия), контент-анализ, экспертная оценка. Результаты и ключевые выводы: в статье проанализированы факторы, негативно влияющие на развитие банковского сектора, приведены статистические данные Банка России и результаты расследования преступлений рассматриваемой категории. На основе анализа следственной практики органов внутренних дел выделены проблемные вопросы, возникающие в процессе организации расследования преступлений: в ходе рассмотрения заявлений Банка России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов»; организации межведомственного взаимодействия с Банком России, государственной корпорации «Агентство страхования вкладов» и Росфинмониторингом; при производстве доследственной проверки; при назначении и производстве бухгалтерских и финансово-аналитических судебных экспертиз. В заключении сформулированы рекомендации по совершенствованию управления органами предварительного следствия в указанной сфере. Кроме того, высказаны предложения по совершенствованию взаимодействия МВД России с Банком России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов» в части информирования органов внутренних дел об имеющихся нарушениях на ранней стадии и инициированию участия сотрудников органов внутренних дел в проводимых проверках регулятором, а также наращиванию информационного обмена с государственной корпорацией «Агентство страхования вкладов» об установленном агентством имуществе, на которое может быть наложен арест в гражданско-правовом порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF INVESTIGATION THE CRIMINAL CASES INITIATEDON THE STATEMENTS OF THE BANK OF RUSSIA AND THE STATE CORPORATION “DEPOSIT INSURANCE AGENCY”

The urgency of considering investigation of the criminal cases initiated by the Bank of Russia and the state corporation “Deposit Insurance Agency” is due to the fact that the credit and financial sector is one of the most criminogenic sectors of the Russian economy, in which more than 30 thousand crimes were committed in 2020 alone, causing a total damage of more than 130 billion rubles. Problem statement: in the current social and economic conditions of the development of our state, the banking sector is a key element of the financial system stability. At the same time, the risks of involving credit institutions in criminal activities, as well as the significant amount of material damage caused to the citizens, organizations and the state, pose serious challenges to law enforcement bodies. The current practice for detection and investigation of crimes category demonstrates how the imperfection of interagency cooperation Ministry of Internal Affairs of Russia, Bank of Russia, Rosfinmonitoring, the state Corporation “Deposit Insurance Agency” and the other entities and individual issues in law enforcement (long term inspections; the timely receipt of information from the Bank of Russia and the state corporation “Deposit Insurance Agency”; a prearranged withdrawal of assets by the Bank’s management and concealment of crime’s traces; the use of special economic knowledge and duration of the forensic examinations; the search and identification of property that can be seized, at the expense of ensuring compensation for damage, etc.). These circumstances dictate the need to monitor the law enforcement practices in order to develop solutions and proposals aimed at improving the effectiveness of the crimes investigation in this category. The purpose of the study: to develop proposals and recommendations for organizing the criminal cases investigation initiated by the Bank of Russia and the state corporation “Deposit Insurance Agency”, based on the results of studying the practice of the preliminary investigation bodies of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in this area of activity. Research methods: general scientific (description, comparison), formal logical (analysis, synthesis, analogy), content analysis, expert evaluation. Results and key conclusions: the article analyzes the factors that negatively affect on development of the banking sector, provides statistical data of the Bank of Russia and the results of the crimes investigation of this category. Based on the analysis of the investigative practice of the internal affairs bodies, the problematic issues that arise in the process of organizing the crimes investigation are identified: during the consideration of applications from the Bank of Russia and the state corporation “Deposit Insurance Agency”; organization of interdepartmental cooperation with the Bank of Russia, the state corporation “Deposit Insurance Agency” and Rosfinmonitoring; in the production of the pre-investigation checks; in the appointment and production of accounting and financial analytical forensic examinations. In conclusion, the recommendations are formulated to improve the management of pre-trial investigation bodies in this area. In addition, the proposals were made to improve the interaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the Bank of Russia and the state corporation “Deposit Insurance Agency” in the terms of informing the internal affairs bodies about existing violations at an early stage and initiating the participation of employees of the internal affairs bodies in the inspections conducted by the regulator, as well as increasing information exchange with the state corporation “Deposit Insurance Agency” about the property established by the agency, which can be seized in civil law.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, ВОЗБУЖДЕННЫХ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ БАНКА РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «АГЕНТСТВО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ»»

132

VYACHESLAV OLEGOVICH LAPIN, Head at the Department of the Research Center Candidate of Law, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: lapin78@mail.ru

Scientific specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Activities; Operational Search Activities.

ВЯЧЕСЛАВ ОЛЕГОВИЧ ЛАПИН,

начальник отдела научно-исследовательского центра, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: lapin78@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

ORCID 0000-0003-1539-1211

УДК 343.985.7

Дата поступления: 26 января 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2021 г.

Практика расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям Банка России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов»

Practice of Investigation the Criminal Cases Initiated on the Statements of the Bank of Russia and the State Corporation "Deposit Insurance Agency"

.a

Аннотация

Актуальность рассмотрения вопросов расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям Банка России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов», обусловлена тем, что кредитно-финансовая сфера является одной из наиболее криминогенных отраслей российской экономики, в которой только в 2020 г. совершено более 30 тыс. преступлений, причинивших совокупный ущерб в размере более 130 млрд рублей.

Постановка проблемы: в современных социальных и экономических условиях развития нашего государства банковский сектор является ключевым элементом стабильности финансовой системы. Вместе с тем риски вовлечения кредитных организаций в преступную деятельность, а также значительные размеры причиняемого материального ущерба гражданам, организациям и государству ставят перед правоохранительными органами серьезные задачи.

Современная практика выявления и расследования преступлений рассматриваемой ка-

Annotation

The urgency of considering investigation of the criminal cases initiated by the Bank of Russia and the state corporation "Deposit Insurance Agency" is due to the fact that the credit and financial sector is one of the most criminogenic sectors of the Russian economy, in which more than 30 thousand crimes were committed in 2020 alone, causing a total damage of more than 130 billion rubles.

Problem statement: in the current social and economic conditions of the development of our state, the banking sector is a key element of the financial system stability. At the same time, the risks of involving credit institutions in criminal activities, as well as the significant amount of material damage caused to the citizens, organizations and the state, pose serious challenges to law enforcement bodies.

The current practice for detection and investigation of crimes category demonstrates how the imperfection of interagency cooperation Ministry of Internal Affairs of Russia, Bank

тегории наглядно демонстрирует как несовершенство межведомственного взаимодействия МВД России, Банка России, Росфинмонито-ринга, государственной корпорации «Агентство страхования вкладов» и других субъектов, так и отдельные проблемы в деятельности правоохранительных органов (длительный срок доследственных проверок; своевременность получения информации от Банка России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов»; заранее подготовленный вывод активов руководством банка и сокрытие следов преступления; использование специальных экономических знаний и длительность производства судебных экспертиз; поиск и установление имущества, на которое может быть наложен арест, в счет обеспечения возмещения ущерба и др.).

Указанные обстоятельства диктуют необходимость мониторинга правоприменительной практики в целях выработки решений и предложений, направленных на повышение эффективности расследования преступлений рассматриваемой категории.

Цель исследования: выработка предложений и рекомендаций по организации расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям Банка России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов», основанных на результатах изучения практики работы органов предварительного следования территориальных органов МВД России по указанному направлению деятельности.

Методы исследования: общенаучные (описание, сравнение), формально-логические (анализ, синтез, аналогия), контент-анализ, экспертная оценка.

Результаты и ключевые выводы: в статье проанализированы факторы, негативно влияющие на развитие банковского сектора, приведены статистические данные Банка России и результаты расследования преступлений рассматриваемой категории. На основе анализа следственной практики органов внутренних дел выделены проблемные вопросы, возникающие в процессе организации расследования преступлений: в ходе рассмотрения заявлений Банка России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов»; организации межведомственного взаимодействия с Банком России, государственной корпорации «Агентство страхования вкладов» и Росфинмонито-рингом; при производстве доследственной проверки; при назначении и производстве бухгалтерских и финансово-аналитических судебных экспертиз. В заключении сформулированы рекомендации по совершенствованию управления органами предварительного следствия в указанной сфере.

of Russia, Rosfinmonitoring, the state Corporation "Deposit Insurance Agency" and the other entities and individual issues in law enforcement (long term inspections; the timely receipt of information from the Bank of Russia and the state corporation "Deposit Insurance Agency"; a prearranged withdrawal of assets by the Bank's management and concealment of crime's traces; the use of special economic knowledge and duration of the forensic examinations; the search and identification of property that can be seized, at the expense of ensuring compensation for damage, etc.).

These circumstances dictate the need to monitor the law enforcement practices in order to develop solutions and proposals aimed at improving the effectiveness of the crimes investigation in this category.

The purpose of the study: to develop proposals and recommendations for organizing the criminal cases investigation initiated by the Bank of Russia and the state corporation "Deposit Insurance Agency", based on the results of studying the practice of the preliminary investigation bodies of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in this area of activity.

Research methods: general scientific (description, comparison), formal logical (analysis, synthesis, analogy), content analysis, expert evaluation.

Results and key conclusions: the article analyzes the factors that negatively affect on development of the banking sector, provides statistical data of the Bank of Russia and the results of the crimes investigation of this category. Based on the analysis of the investigative practice of the internal affairs bodies, the problematic issues that arise in the process of organizing the crimes investigation are identified: during the consideration of applications from the Bank of Russia and the state corporation "Deposit Insurance Agency"; organization of interdepartmental cooperation with the Bank of Russia, the state corporation "Deposit Insurance Agency" and Rosfinmonitoring; in the production of the pre-investigation checks; in the appointment and production of accounting and financial analytical forensic examinations. In conclusion, the recommendations are formulated to improve the management of pre-trial investigation bodies in this area.

In addition, the proposals were made to improve the interaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the Bank of Russia and the state corporation "Deposit Insurance Agency" in the terms of informing the internal affairs bodies about existing violations at an early stage and initiating the participation of employees of the internal affairs bodies in the inspections con-

134

Кроме того, высказаны предложения по совершенствованию взаимодействия МВД России с Банком России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов» в части информирования органов внутренних дел об имеющихся нарушениях на ранней стадии и инициированию участия сотрудников органов внутренних дел в проводимых проверках регулятором, а также наращиванию информационного обмена с государственной корпорацией «Агентство страхования вкладов» об установленном агентством имуществе, на которое может быть наложен арест в гражданско-правовом порядке.

Ключевые слова: организация расследования преступлений; взаимодействие; органы предварительного следствия; кредитная организация; банк; Банк России; государственной корпорации «Агентство страхования вкладов»; вывод активов; финансово-кредитная сфера.

ducted by the regulator, as well as increasing information exchange with the state corporation "Deposit Insurance Agency" about the property established by the agency, which can be seized in civil law.

Key words: organization of crime investigation; interaction; preliminary investigation bodies; credit organization; bank; Bank of Russia; state corporation "Deposit Insurance Agency"; withdrawal of assets; financial credit sphere.

Одним из ключевых направлений деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности России является поддержание стабильного функционирования банковской системы, исключая перевод безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализацию доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений, а также преднамеренное банкротство кредитных организаций.

Несмотря на серьезное внимание в последние годы к банковскому сектору со стороны Банка России и Росфинмониторинга, риски криминализации деятельности кредитных организаций весьма высоки, что во многом обусловлено колоссальными финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении банков. Создание полноценной системы противодействия вовлечению кредитных организаций в преступную деятельность, выведение таких организаций из-под криминального контроля организованных преступных сообществ невозможно без активного участия правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел.

Согласно статистическим данным в 2020 г. подразделениями правоохранительных органов выявлено 31 309 преступлений (+4,9 % к АППГ), связанных с кредитно-финансовой системой. В суд направлены уголовные дела о 7 916 (+14,6% к АППГ) преступлений. Размер причиненного ущерба по оконченным и приостановленным делам составил 130,9 млрд рублей, а стоимость имущества, на которое нало-

жен арест, и сумма изъятых денежных средств ,составили 49,2 млрд рублей (37,5 %):.

Эффективность расследования рассматриваемой категории преступлений, несмотря на незначительное улучшение этого показателя, по-прежнему невысока. Как отмечено в решении коллегии МВД России «О проблемах выявления и раскрытия преступлений в финансово-кредитной сфере», «ожидаемый рост повышения эффективности противодействия преступлениям в финансово-кредитной сфере не произошел» [17].

По данным Банка России [7], по состоянию на 1 января 2021 г. в банковской системе функционирует 406 кредитных организаций, в том числе 366 банков и 40 небанковских кредитных организаций. Около 60 % кредитных организаций расположены в Центральном федеральном округе Российской Федерации (229), в том числе в г. Москве (207).

Активная политика по наведению порядка в банковском секторе, подтверждается значительным количеством коммерческих банков, у которых отзываются лицензии на осуществление операций. Так, за период с 2014 по 2020 г. отозваны лицензии у более чем 400 банков, в том числе в 2020 г. — 15.

В 2020 г. в органы внутренних дел поступило 52 (-60 %; АППГ — 132) заявления о совершении противоправных действий в кредитных организациях. По ним следователями МВД Рос-

1 Об объявлении решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 2км/2: приказ МВД России от 4 июля 2019 г. № 447. Доступ из справ.-правовой системы СТРАС «Юрист» (дата обращения: 01.01.2021).

сии возбуждено 9 (-52,6 %; АППГ — 19) уголовных дел. Всего находилось в производстве 124 (-37,3 %; АППГ — 198) уголовных дела названной категории, из которых 32 направлены в суд (-8,5 %; АППГ — 35). Наибольшее количество таких преступлений расследуется в следственных подразделениях г. Москвы, Самарской области и г. Санкт-Петербурга.

Столь существенное снижение количества поступивших заявлений о совершении противоправных действий в отношении банков обусловлено в первую очередь осложнением санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, вызванной распространением коро-новирусной инфекции (COVID-19) и введением в действие ограничительных мер (изоляция граждан).

Работа по пресечению фактов совершения незаконных финансовых операций правоохранительными органами осуществляется в тесном взаимодействии с Банком России, государственной корпорацией «Агентство страхования вкладов» (далее — ГК «АСВ»), основу которого в настоящее время составляют Соглашение о взаимодействии между МВД России и Банком России от 17 мая 2004 г., Соглашение о сотрудничестве МВД России и ГК «АСВ» от 11 октября 2006 г., а также Регламент информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов от 12 марта 2013 г. № ОД-121/105/1361/50/мм-7-2/117/131/98/447/12 (далее — Регламент).

В рамках методического обеспечения расследования преступлений указанной категории разработано немало алгоритмов и рекомендаций, которые отражают положительный опыт и наиболее эффективные формы оперативно-служебной деятельности. К числу наиболее востребованных следует отнести: методику назначения и производства финансово-аналитических экспертиз в отношении деятельности коммерческих банков (2015) [8]; рекомендации по взаимодействию подразделений МВД России с Банком России и ГК «АСВ» при выявлении, документировании и расследовании преднамеренных банкротств коммерческих банков и сопряженных с ними экономических преступлений (2015 г.) [16]; методические рекомендации «Особенности квалификации и расследования преступлений, связанных с банкротством кредитных организаций)» (2017 г.) [10]; аналитический обзор практики расследования преступлений,

совершенных в кредитно-финансовой сфере (2019 г.) [13]2; информационно-аналитические материалы о взаимодействии экспертно-криминалистических подразделений с органами предварительного следствия в системе МВД России при назначении и производстве экономических экспертиз в отношении деятельности коммерческих банков (2019 г.) [6]; методику экспертного исследования финансового состояния коммерческого банка и операций, повлекших его ухудшение (2019 г.) [9]; анализ практики расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям Банка России и ГК «АСВ» (2020 г.) [1].

С научной точки зрения вопросы выявления и расследования преступлений в финансово-кредитной сфере предметно изучены в работах А. Н. Даниловой [5], А. В. Шмо-нина [18], М. В. Васильевой [3], Р. Р. Басхано-ва [2], В. И. Отряхина [12], А. Ф. Волынского, В. А. Прорвича [11] и других авторов. Вместе с тем в последние годы вопросы расследования преступлений рассматриваемой категории не становились предметом монографических работ и анализировались преимущественно на ведомственном уровне.

Однако изучение современной практики расследования преступлений рассматриваемой категории свидетельствует о сохранении ряда проблем, носящих системный характер и не нашедших разрешения до настоящего времени.

Например, проблема взаимодействия с Банком России на ранней стадии выявления нарушений, допущенных руководством кредитных организаций. Регулятор, как правило, не информирует органы внутренних дел об имеющихся нарушениях и не инициирует участие сотрудников органов внутренних дел в проводимых проверках.

На заседании расширенной коллегии МВД России, состоявшейся 26 февраля 2020 г., Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев обратил внимание на указанную проблему и отметил, что «широкое распространение, в частности, получили хищения денежных средств банков и их клиентов, в том числе работниками самих кредитных организаций либо при их участии. Зачастую это приводит к отзыву лицензий и последующему банкротству учреждения, что негативно отражается на интересах вкладчи-

2 В обзоре проанализирована практика расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и Банка России, а также выработаны меры по совершенствованию межведомственного взаимодействия (письмо Следственного департамента МВД России от 29 марта 2019 г. № 17/3-10090).

136

ков и в целом на финансовом рынке. К сожалению, оперативное выявление и предотвращение подобных фактов затруднено из-за несвоевременного и неполного получения соответствующей информации из Банка России, в том числе о результатах контрольно-надзорной деятельности» [4].

В рамках совершенствования такого взаимодействия МВД России предлагается в Регламенте закрепить обязанность Банка России информировать органы внутренних дел о выявленных в ходе надзора показателях, свидетельствующих о возможной противоправной деятельности кредитной организации.

Кроме того, МВД России прорабатывается вопрос о необходимости внесения изменений в ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в части определения исчерпывающего перечня сведений и документов, относящихся к банковской тайне и находящихся в распоряжении кредитных организаций, Банка России и организаций, осуществляющих функции по обязательному страхованию вкладов, а также порядка получения таких сведений в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Анализ следственной практики и проблемных вопросов, возникающих при расследовании уголовных дел рассматриваемой катего-рии3, свидетельствует о том, что основной проблемой как выявления, так и расследования уголовных дел рассматриваемой категории является несвоевременное предоставление регулятором информации о признаках возникновения криминальной ситуации в кредитной организации.

Данное негативное обстоятельство детерминирует целый комплекс проблем, которые приходиться преодолевать следователю в процессе расследования по делу:

— невозможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на стадии реализации злоумышленниками активных преступных действий по выводу активов кредитной организации, фальсификации документации и иных действий по совершению и сокрытию следов преступлений, в отсутствие упреждающего информирования регулятором органов внутренних дел;

3 Выводы и предложения, изложенные в настоящей статье, базируются на результатах научно-исследовательских работ, посвященных вопросам организации расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям Банка России и государственной корпорации «Агенство страхования вкладов», проведенных автором статьи по заявкам Следственного департамента МВД России в рамках планов научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на 2019 и 2020 годы соответственно.

— длительный период времени, прошедший от момента совершения до момента выявления признаков преступления; завуалированный характер преступлений, обусловленный, прежде всего, причастностью к их совершению руководства и сотрудников кредитной организации; длительные сроки доследственных проверок;

— сложность в получении всего объема финансовой документации кредитной организации и длительные сроки ее подготовки представителями Банка России и ГК «АСВ» (приводит к затягиванию сроков производства финансово-аналитических и других экономических судебных экспертиз, заключения которых являются основными доказательствами по уголовному делу);

— длительные сроки представления актов проверок кредитных организаций, проведенных Банком России или ГК «АСВ»;

— сложность и длительные сроки производства судебных бухгалтерских и финансово-аналитических экспертиз;

— не установление имущества, подлежащего аресту в счет обеспечения возмещения причиненного ущерба;

— уклонение от ответственности ключевых фигурантов по делу путем заблаговременного их выезда за рубеж и др. [13, с. 6—7].

Несмотря на отмеченные сложности, возникающие в процессе расследования преступлений, следователи, прокуроры и судьи в целом выработали единый подход к оценке материалов, содержащих признаки вывода активов и утраты платежеспособности кредитной организации. Только в 2020 г. в суд направлены уголовные дела о 32 преступлениях рассматриваемой категории.

В качестве положительного примера расследования преступлений данной категории можно привести уголовное дело № 41801450001000920, находившееся в производстве СЧ СУ УВД по ЦАО ГУ МВД России, выделенное 20 декабря 2018 г. в отдельное производство в отношении П. по ч. 4 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) из основного уголовного дела.

Расследованием установлено, что председатель Правления Банка ОАО МКБ «Замоскворецкий» П. совместно с руководителем ДО «Даев» ОАО МКБ «Замоскворецкий» В. и неустановленными лицами, будучи осведомленными о предстоящем отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций, организовали изготовление поддельных кредитных договоров, заключенных между ОАО МКБ «Замоскворецкий» и неосведомленными об их преступном умысле физическими лицами, осуществив тем самым выдачу денежных

средств на общую сумму более 200 млн рублей, которые похитили и распорядились по своему усмотрению.

20 августа 2018 г. П. задержан в порядке ст. 91—92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В отношении П. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества обвиняемого П. наложен арест на две квартиры, расположенные в г. Москве, общей стоимостью более 58 млн рублей.

Подсудимый П. вину признал в полном объеме и ходатайствовал о рассмотрении дела судом в особом порядке судебного разбирательства.

12 апреля 2019 г. П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы. При этом суд удовлетворил гражданский иск и определил взыскать 188,1 млн рублей в пользу потерпевшего — ОАО МКБ «Замоскворецкий» [15].

Изучение материалов следственной и судебной практики свидетельствует о сохранении типичных способов совершения преступлений рассматриваемой категории [9, с. 11—15]. Несмотря на появление новых схем вывода активов из кредитных организаций, подавляющая их часть квалифицируется по ст. 159, 160, 174.1, 196, 201 УК РФ.

Типовая преступная схема вывода активов кредитной организации через оформление «технических» кредитов, как правило, включает реализацию следующих действий:

— приискание юридических лиц, не осуществлявших реальной финансово-хозяйственной деятельности либо осуществлявших ее в объемах и размерах, несопоставимых с финансированием Банком, а также физических лиц с целью последующего оформления на них заведомо невозвратных кредитов;

— получение над приисканными организациями контроля;

— подготовку и подачу в Банк от имени подконтрольных организаций и физических лиц документов, необходимых для предоставления кредитов и кредитных линий;

— обеспечение принятия положительных решений о выдаче кредитов кредитным комитетом, правлением и советом директоров Банка;

— подготовку и подписание генеральными директорами и представителями указанных организаций, а также физическими лицами кредитных договоров, договоров о предоставлении кредитных линий и иных необходимых документов;

— перечисление на основании данных договоров денежных средств на расчетные счета подконтрольных соучастникам организаций;

— создание видимости обслуживания кредитов и счетов клиентов Банка путем совершения уплаты процентов или части основного долга по кредитам и выдачи процентов по вкладам;

— выдачу наличных денежных средств под видом предоставления физическим лицам (организациям) кредитов без намерения их последующего возврата;

— предоставление клиентам Банка — физическим лицам недостоверной информации о состоянии их счетов в целях вуалирования преступной деятельности;

— создание видимости соблюдения нормативов Центрального банка России путем внесения в предусмотренные соответствующими положениями документы заведомо недостоверной информации;

— распределение полученного преступного дохода между соучастниками и другими лицами.

Характерным примером выступает уголовное дело № 11901360024000042, возбужденное СЧ ГСУ ГУ МВД России по Самарской области 14 февраля 2019 г. по ч. 1 ст. 201 УК РФ. Поводом для возбуждения уголовного дела послужило сообщение о преступлении, содержащееся в заявлении руководителя временной администрации по управлению АО КБ «Г» (далее — Банк), а также в заявлении председателя Банка России.

Установлено, что в период с 2015 г. по 11 июля 2018 г. неустановленные лица из числа руководителей АО КБ «Г», используя свои полномочия вопреки законным интересам Банка, в целях извлечения выгод и преимуществ для клиентов Банка посредством выдачи кредитов с несоразмерной величиной обеспечения ограниченной группе физических и юридических лиц осуществили отчуждение оборотных активов Банка. Кроме того, осуществлена замена высоколиквидных активов Банка на активы низкого качества посредством заключения с отдельными заемщиками Банка из числа юридических лиц соглашений о принятии от них на баланс Банка имущества, реальная стоимость которого несоразмерна с величиной фактических долговых обязательств, и погашения тем самым их крупной кредиторской задолженности.

В результате вышеописанных действий законным интересам Банка причинен существенный вред, выраженный в значительном снижении доли ликвидных оборотных активов на сумму не менее 7 млрд рублей, в связи с чем у АО КБ «Г» с 11 июля 2018 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

138

В ходе расследования установлена причастность к совершению преступления Л., который 23 ноября 2020 г. приговором Ленинского районного суда г. Самары признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ [14].

В рамках проведения доследственных проверок, как правило, необходимо реализовать целый комплекс достаточно трудоемких мероприятий, что становится основанием решения об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменяются для проведения дальнейшей проверки. Анализ материалов проверок свидетельствует о том, что сроки их проведения необоснованно затягиваются на многие месяцы, а в отдельных случаях — на годы.

В качестве негативного примера следует привести доследственную проверку по обращению председателя Банка России по факту противоправной деятельности руководителей и собственников АО «Рускобанк», из которого следует, что в период с 2015 по 2016 г. неустановленные сотрудники банка АО «Руско-банк» в целях вывода из банка активов либо сокрытия информации о ранее выведенных активах осуществляли кредитование организаций, неведущих реальной хозяйственной деятельности, заведомо неспособных исполнять обязательства по полученным кредитам, а также имеющих сомнительную платежеспособность.

По соответствующему материалу выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, которые отменялись руководством следственного подразделения СУ УМВД России по Центральному району г. Санкт-Петербурга. Последний раз указанное процессуальное решение вынесено 26 декабря 2019 г., которое не отменено. Вместе с тем до настоящего времени по данному материалу остается неисполненным ряд поручений следователя. В целом доследственная проверка длится уже около трех лет.

Совершение преступлений рассматриваемой категории на территории нескольких субъектов Российской Федерации либо в отношении потерпевших, проживающих в различных субъектах Российской Федерации, как правило, создает дополнительные трудности на этапе доследственной проверки. Особенно принципиальным выступает факт установления месторасположения органа управления кредитной организацией и преимущественного осуществления своей деятельности. Неполное либо неправильное установление указанных обстоятельств приводит к перенаправлению материалов проверки в иные органы внутренних дел.

Отдельные сложности возникают у следователей и в части взаимодействия с Росфин-мониторингом при выявлении фактов легализации денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем. Так, материалы Росфинмониторинга имеют информативный характер и требуют дополнительной проверки, в связи с чем используются для планирования оперативно-розыскных мероприятий и дальнейших процессуальных действий. Не редко информация Росфинмониторинга не используется при расследовании уголовных дел, что обусловлено длительностью проведения финансовых проверок и связанной с этим неактуальностью информации на момент получения результатов, поскольку данные сведения уже получены следователями самостоятельно из регистрирующих органов и кредитных организаций в ходе предварительного следствия (в ряде случаев уголовное дело уже направлено в суд).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемой, возникающей в ходе взаимодействия следователей органов внутренних дел с территориальными подразделениями Рос-финмониторинга, является наличие пометки «ДСП» на полученной информации, что исключает возможность ее приобщения к материалам уголовного дела и требует направления дополнительных запросов в соответствующие органы и учреждения.

Вместе с тем имеются и положительные примеры такого взаимодействия в процессе расследования уголовных дел рассматриваемой категории.

Так, в производстве ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю находится уголовное дело, возбужденное 30 января 2018 г. по факту хищения путем присвоения неустановленными лицами из числа руководства КБ «Канский» денежных средств, поступивших от вкладчиков банка (ч. 4 ст. 160 УК РФ).

В период с 27 февраля 2018 г. по 13 марта 2020 г. в отношении Г. и Ф., в разное время являвшихся председателями правления КБ «Канский», возбуждено девять уголовных дел по ч. 4 ст. 160 УК РФ и два уголовных дела по п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ, которые соединены в одном производстве.

Расследованием установлено, что в период с 18 июля 2014 г. по 13 декабря 2017 г. Г. и Ф. совместно с иными сотрудниками КБ «Канский», действуя в составе организованной группы, совершили хищение вверенных 664 вкладчиками банка денежных средств в размере 555 млн рублей.

По итогам взаимодействия с МРУ Рос-финмонигоринг по СФО получена информация и результаты финансового расследования, в соответствии с которыми уста-

новлено, что в период с 1 июня 2015 г. по 13 октября 2017 г. Г. и Ф. осуществили легализацию денежных средств в сумме 80,8 млн рублей путем совершения совместно с кредитным потребительским кооперативом «Сибирская Венеция» и ООО «Ломбард Капитал» финансовых операций и других незаконных сделок.

Г., Ф. и иным сотрудниками КБ «Кан-ский» предъявлено окончательное обвинение, а с июля 2020 г. осуществляется ознакомление обвиняемых с материалами дела.

Вывод активов кредитной организации происходит еще задолго до возбуждения уголовного дела, поэтому оперативные службы правоохранительных органов ориентированы на установление имущества с момента выявления преступления, в том числе при оперативной разработке лиц, причастных к совершению преступлений. Использование оперативных материалов является одним из главных инструментов установления виновных лиц, имущества, зарубежных активов и дальнейшего возмещения ущерба.

Принципиальным обстоятельством, снижающим эффективность выявления и расследования преступлений указанной категории, остается несовершенство межведомственного взаимодействия. Например, недостаточное регулирование взаимодействия с банком России приводит к несвоевременному предоставлению в правоохранительные органы информации о признаках возникновения криминальной ситуации в кредитной организации.

Также имеется ряд вопросов, требующих дополнительной проработки при организации взаимодействия МВД России с ГК «АСВ». Так, необходимо:

— актуализировать соглашение от 11 октября 2006 г. «О взаимодействии МВД России и ГК «АСВ»» в части внесения дополнений, касающихся информационного обмена;

— разработать и внедрить механизм информирования следователей территориальных следственных подразделений МВД России об установлении агентством имущества, на которое может быть наложен арест, даже в случае принятия агентством в отношении такого имущества мер обеспечительного характера в гражданско-правовом порядке. Данное информирование позволит также избежать утраты контроля над данным имуществом в случае отмены (изменения) в отношении него решений, принятых в гражданско-правовом порядке, и в целом положительно скажется на повышении результативности деятельности следственных подразделений по возмещению ущерба, причиненного такими преступлениями.

В целях совершенствования практики расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям Банка России и ГК «АСВ», предлагается реализация следующих организационных мер:

1. При поступлении материалов по заявлениям Банка России и ГК «АСВ» проводить совместные совещания с участием оперативных служб по вопросу организации доследственной проверки, на которых согласовывать алгоритм совместных действий.

2. Поручать расследование уголовных дел о преступлениях данной категории наиболее квалифицированным следователям следственных частей ГСУ (СУ). По наиболее масштабным случаям вывода активов кредитных организаций создавать следственные и следственно-оперативные группы в целях активизации работы по делу.

3. Выяснять и отрабатывать аффилирован-ность организаций и третьих лиц с руководством кредитной организации на предмет установления имущества, полученного в результате совершения преступления, на которое может быть наложен арест.

4. На постоянной основе проводить совместные занятия по вопросам повышения эффективности взаимодействия органов внутренних дел с территориальными подразделениями Росфинмониторинга и территориальными учреждениями Банка России.

5. Изучить и руководствоваться в практической деятельности методикой экспертного исследования финансового состояния коммерческого банка и операций, повлекших его ухудшение (2019 г.), подготовленной ЭКЦ МВД России. Это позволит следователям более детально вникнуть в особенности назначения и производства финансово-аналитических и кредитно-финансовых судебных экспертиз и тем самым сократить количество ошибок в процессе постановки вопросов эксперту и срока производства по делу в целом.

6. Перед принятием следователем решений по заявлениям ГК «АСВ» об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия или прекращении уголовного дела обеспечить их изучение на предмет законности и обоснованности в ГСУ(СУ). Соответствующие заключения утверждать лично руководителям следственных органов.

Полагаю, что полученные выводы и предложения по повышению эффективности расследования преступлений рассматриваемой категории и их практическая реализация позволят следователям уяснить специфику таких преступлений и грамотно организовать процесс расследования, в том числе обеспечить максимально возможное возмещение причиненного материального ущерба.

140

Список литературы:

1.

2.

3.

Анализ практики расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям Центрального банка Российской Федерации и государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»: аналитический обзор с предложениями. Москва, 2020. Басханов Р. Р. Планирование расследования преступлений, совершаемых в финансово-кредитной системе: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2013.

Васильева М. В. Особенности выявления,

раскрытия и расследования преступлении, совершаемых в процессе банкротства кредитных организации: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2008.

4. Выступление Министра внутренних дел РоссиИскоИ Федерации генерала полиции РоссиИскоИ Федерации Владимира Коло-кольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации // Официальный саИт МВД России. URL: https://xn-b1aew.xn— plai/document/19639152 (дата обращения: 01.01.2021).

5. Данилова Н. А. Методика расследования преступлениИ в сфере банковскоИ деятельности: вопросы теории и практики: дис. ... д-ра. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2006.

6. Информационно-аналитические материалы о взаимодеИствии экспертно-крими-налистических подразделениИ с органами предварительного следствия в системе МВД России при назначении и производстве экономических экспертиз в отношении деятельности коммерческих банков. Москва, 2019.

7. Количественные характеристики банковского сектора РоссиИскоИ Федерации. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/lic/ (дата обращения: 01.01.2021)

8. Методика назначения и производства финансово-аналитических экспертиз в отношении деятельности коммерческих банков. Москва, 2015.

9. Методика экспертного исследования финансового состояния коммерческого банка и операциИ, повлекших его ухудшение. Москва, 2019.

10. Методические рекомендации «Особенности квалификации и расследования преступлениИ, связанных с банкротством кредитных организациИ». Москва, 2017.

11. Организация и методика расследования отдельных видов экономических преступлениИ: учеб.-метод. пособ. / под ред.

A. И. Бастрыкина, А. Ф. Волынского,

B. А. Прорвича. Москва, 2016.

References:

1. Analiz praktiki rassledovaniya ugolovnyh del, vozbuzhdennyh po zayavleniyam Central'nogo banka Rossijskoj Federacii i gosudarstven-noj korporacii «Agentstvo po strahovaniyu vkladov»: analiticheskij obzor s predlozheniy-ami. Moskva, 2020.

2. Baskhanov R. R. Planirovaniye rassledovaniya prestuplenij, sovershayemyh v finansovo-kredit-noj sisteme: dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2013.

3. Vasil'yeva M. V. Osobennosti vyyavleniya, raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij, sovershayemyh v processe bankrotstva kreditnyh orga-nizacij: dis. ... kand. yurid. nauk. Irkutsk, 2008.

4. Vystupleniye Ministra vnutrennih del Rossijskoj Federacii generala policii Rossijskoj Federacii Vladimira Kolokol'ceva na rasshiren-nom zasedanii kollegii Ministerstva vnutren-nih del Rossijskoj Federacii // Oficial'nyj sajt MVD Rossii. URL: https://xn—b1aew.xn— plai/document/19639152 (data obrashcheniya: 01.01.2021).

5. Danilova N. A. Metodika rassledovaniya prestuplenij v sfere bankovskoj deyatel'nosti: voprosy teorii i praktiki: dis. ... d-ra. yurid. nauk. Sankt-Peterburg, 2006.

6. Informacionno-analiticheskiye materialy o vzaimodejstvii ekspertno-kriminalisticheskih podrazdelenij s organami predvaritel'nogo sled-stviya v sisteme MVD Rossii pri naznachenii i proizvodstve ekonomicheskih ekspertiz v ot-noshenii deyatel'nosti kommercheskih bankov. Moskva, 2019.

7. Kolichestvennyye harakteristiki bankovsko-go sektora Rossijskoj Federacii. URL: https:// cbr.ru/statistics/bank_sector/lic/ (data obrashcheniya: 01.01.2021)

8. Metodika naznacheniya i proizvodstva fi-nansovo-analiticheskih ekspertiz v otnoshenii deyatel'nosti kommercheskih bankov. Moskva,

2015.

9. Metodika ekspertnogo issledovaniya finanso-vogo sostoyaniya kommercheskogo banka i op-eracij, povlekshih yego uhudsheniye. Moskva, 2019.

10. Metodicheskiye rekomendacii «Osobennos-ti kvalifikacii i rassledovaniya prestuplenij, svy-azannyh s bankrotstvom kreditnyh organizacij». Moskva, 2017.

11. Organizaciya i metodika rassledovaniya otdel'nyh vidov ekonomicheskih prestuplenij: ucheb.-metod. posob. / pod red. A. I. Bastryki-na, A. F. Volynskogo, V. A. Prorvicha. Moskva,

2016.

12. Otryahin V. I. Metodika rassledovaniya hi-shchenij v sfere bankovskoj deyatel'nosti: dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2001.

12. Отряхин В. И. Методика расследования хищений в сфере банковской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2001.

13. Практика расследования преступлений, совершенных в кредитно-финансовой сфере: аналитический обзор. Москва, 2019.

14. Приговор Ленинского районного суда г. Самары по делу № 1-240/2020 в отношении Л. по ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации // Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». URL: https://sudrf.ru/ (дата обращения: 01.01.2021).

15. Приговор Тушинского районного суда г. Москвы по делу № 01-0263/2019 в отношении П. по ч. 4 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации // Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». URL: https:// sudrf.ru/ (дата обращения: 01.01.2021).

16. Рекомендации по взаимодействию подразделений МВД России с Банком России и ГК «Агентство по страхованию вкладов» при выявлении, документировании и расследовании преднамеренных банкротств коммерческих банков и сопряженных с ними экономических преступлений. Москва, 2015.

17. Сводный отчет по России о состоянии преступности и результатах выявления и раскрытия преступлений. Раздел 4. Сведения о преступлениях экономической и коррупционной направленности, выявленных подразделениями правоохранительных органов за 2020 год. Форма № «1-А» (451). Книга 101. Москва, 2021.

18. Шмонин А.В. Общие положения методики расследования преступлений, совершаемых с использованием банковских технологий: дис. ... д-ра. юрид. наук. Москва, 2007.

13. Praktika rassledovaniya prestuplenij, sover-shennyh v kreditno-finansovoj sfere: analiti-cheskij obzor. Moskva, 2019.

14. Prigovor Leninskogo rajonnogo suda g. Samary po delu № 1-240/2020 v otnoshenii L. po ch. 1 st. 201 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Fede-racii // Gosudarstvennaya avtomatizirovannaya sistema Rossijskoj Federacii «Pravosudiye». URL: https://sudrf.ru/ (data obrashcheniya: 01.01.2021).

15. Prigovor Tushinskogo rajonnogo suda g. Moskvy po delu № 01-0263/2019 v otnoshe-nii P. po ch. 4 st. 160 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaya av-tomatizirovannaya sistema Rossijskoj Federacii «Pravosudiye». URL: https://sudrf.ru/ (data obrashcheniya: 01.01.2021).

16. Rekomendacii po vzaimodejstviyu podrazdele-nij MVD Rossii s Bankom Rossii i GK «Agent-stvo po strahovaniyu vkladov» pri vyyavlenii, dokumentirovanii i rassledovanii prednamer-ennyh bankrotstv kommercheskih bankov i so-pryazhennyh s nimi ekonomicheskih prestuplenij. Moskva, 2015.

17. Svodnyj otchet po Rossii o sostoyanii prestup-nosti i rezul'tatah vyyavleniya i raskryti-ya prestuplenij. Razdel 4. Svedeniya o prestu-pleniyah ekonomicheskoj i korrupcionnoj nap-ravlennosti, vyyavlennyh podrazdeleniyami pravoohranitel'nyh organov za 2020 god. Forma № «1-A» (451). Kniga 101. Moskva, 2021.

18. Shmonin A. V. Obshchiye polozheniya meto-diki rassledovaniya prestuplenij, sovershaye-myh s ispol'zovaniyem bankovskih tekhnologij: dis. ... dokt. yurid. nauk. Moskva, 2007.

Для цитирования:

Лапин Вячеслав Олегович. Практика расследования уголовных дел, возбужденных по заявлениям Банка России и государственной корпорации «Агентство страхования вкладов» // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 1 (57). С. 132-141.

For citation:

Lapin Vyacheslav Olegovich. Practice of investigation the criminal cases initiated on the statements of the Bank of Russia and the state corporation "Deposit Insurance Agency" // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 1 (57). P. 132-141.

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.