Научная статья на тему 'Обеспечение модернизационного пути развития регионов Российской Федерации на основе вектора перманентного образования'

Обеспечение модернизационного пути развития регионов Российской Федерации на основе вектора перманентного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дергиева Аменат Исаевна, Карамян Инара Размиковна

Статья посвящена рассмотрению специфики развития и модернизации региональной экономики на основе сферы образования. Выявлены основные тенденции и закономерности развития сферы образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дергиева Аменат Исаевна, Карамян Инара Размиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE MODERNIZATION PATH OF DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASIS OF VECTOR PERMANENT EDUCATION

The article is devoted to the specifics in the development and modernization of the regional economy on the basis of the education sector. Basic tendencies and regularities of the development of education in the region.

Текст научной работы на тему «Обеспечение модернизационного пути развития регионов Российской Федерации на основе вектора перманентного образования»

17. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

17.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ВЕКТОРА ПЕРМАНЕНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дергиева Аменат Исаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление»

Место работы: Грозненский Государственный

нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова, г. Грозный

[email protected]

Карамян Инара Размиковна, аспирант НОО ВПО (НП) «Кисловодский гуманитарно-технический институт», г. Кисловодск

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению специфики развития и модернизации региональной экономики на основе сферы образования. Выявлены основные тенденции и закономерности развития сферы образования в регионе.

Ключевые слова: регион; образование; региональное развитие; тенденции и закономерности

ENSURING THE MODERNIZATION PATH OF DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASIS OF VECTOR PERMANENT EDUCATION

Dergieva Amenat Isaevna, Ph.D., associate Professor of the Department «State and municipal management»

Place of employment: The Grozny State petroleum

technological University named after academician S. N. Milionschikova, Grozny

[email protected] Karamyan Inara Размиковна, Graduate IEO VPO (TM) «Kislovodsk humanitarian-technical Institute», Kislovodsk

Annotation: The article is devoted to the specifics in the development and modernization of the regional economy on the basis of the education sector. Basic tendencies and regularities of the development of education in the region.

Keywords: region; education; regional development; trends and patterns

Требования всё более глобализирующейся отечественной, как и любой иной национальной экономики диктуют необходимость подготовки кадров высокопрофессионального уровня, вооруженных самыми последними методическими и практическими приемами и знаниями, которые, в свою очередь, базируются на наиболее актуальных теоретических и методологических концепциях и воззрениях.

Сверхактуальной задачей научного обеспечения модернизационного пути развития Российской Федерации становится вектор перманентного

образования на протяжении всей трудовой жизни индивида. Успех подобной работы, какую бы форму она не принимала на различных этапах деятельности человека (традиционное образование, самообразование, повышение квалификации, переобучение и др.), напрямую зависит от эффективной деятельности учреждений сферы образования. Последнее только заостряет требование актуальности используемых методик, приемов, теоретических и практических приёмов образования в реальной прикладной деятельности обучающихся. Только подобное преломление образовательных технологий способно обеспечить растущие потребности современной экономики, обеспечивая ее конкурентные преимущества и нивелируя многочисленные реальные и потенциальные риски различной природы.

Специфика каждого отдельно взятого образовательного учреждения определяет

образовательный ландшафт региональной и национальной экономики. Именно поэтому локальные особенности сферы образования подлежат глубокому аналитическому научному исследованию.

Образовательный ландшафт, в данном случае, является, с одной стороны, отражением спектра региональных социально-экономических особенностей, с другой стороны, - сам во многом выступает в качестве инициатора новых магистральных векторов развития региональной экономики.

Общефедеральные тренды, интересные сами по себе в эпоху смены образовательных парадигм, крайне значимы и не всегда однозначно преломляются в уникальном по своим особенностям (демографическим, этническим, интеллектуальным, социально-

экономическим и др.) Северо-Кавказком федеральном округе.

Все вышеуказанное и определило необходимость исследований в области текущих и перспективных трендов развития сферы образования в региональном разрезе.

В настоящее время развитие сферы образования носит сложный и противоречивый характер, что обусловлено как значимостью образования для человеческой деятельности, проявляющейся в социально-экономических и научно-технологических преобразованиях, так и проблемами, связанными с изменением правового статуса исследуемой отрасли. Сущность и содержание сферы образования отражает систему знаний, умений и навыков людей и возможность их применения в своей профессиональной деятельности1.

Особую актуальность и значимость сфера образования приобретала со второй половине ХХ века, когда были сформулированы концепции социально-экономического развития: постиндустриального, деятельностного

общества, человеческого капитала, информационного общества и др. Трансформация общественной жизни обуславливается изменением роли и содержания знаний

1 Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2011. Т. 15. № 1, С. 347-353// http://www.ivdon.ru

Бизнес в законе

5’2013

в ее развитии. Состояние сферы образования, ее специфические характеристики и способности, направленные на удовлетворение потребностей личности в качественных образовательных услугах, формируют направления и перспективы общественного развития.

В настоящее время сферу образования целесообразно охарактеризовать с позиции следующих особенностей:

- усиления и расширения роли и значения сферы образования в современной экономической системе;

- активного применения информационных, медиа- и интерактивных технологий и систем получения, преобразования и передачи информационных данных;

- стимулирования процессов развития личности путем передачи инновационных знаний, накопленного опыта и т.д.;

- реализации отдельными организациями, институтами, органами управления социальных функций, свойственных учреждениям сферы образования;

- интеграции и глобализации системы образования;

- формирования системы непрерывного образования на протяжении всего жизненного цикла работника;

- активизации применения рыночных инструментов с целью обеспечения устойчивого развития учреждений сферы образования и др.

Динамика общественной жизни определяет необходимость изменения профессии, и как следствие, обуславливает возникновение потребности в новых знаниях. Деятельность в сфере образования является важным условием экономического развития страны, региона, при этом значительно трансформируется структура взаимосвязей и взаимоотношений с другими отраслями, территориями. В различных сферах общественного развития, в т.ч. политической, духовнонравственной, культурной и др. наблюдается стремительное обновление информации, приобретение новых умений и навыков из разнообразных источников ее получения. Дальнейшее развитие общества находится в тесной зависимости от повышения роли и значения сферы образования в структуре общественной жизни, активизации личностного и интеллектуального потенциала населения страны, региона, тем самым выдвигая проблемы развития сферы образования на передний план2.

Основным видом деятельности учреждений сферы образования является оказание образовательных услуг, при этом отсутствует конкретное видение, в какой именно форме она должна быть осуществлена и что конкретно понимать под товаром, предоставляемым учебным заведением. Образовательные услуги являются интеллектуальным продуктом профессорско-преподавательского состава учреждения сферы образования. Следовательно, образовательная услуга представляет собой благо, предоставляющее возможность развития, самореализации и самоактуализации индивида, обеспечения карьерного и профессионального роста, а также повышения уровня его благосостояния и качества жизни в целом.

Исследование существующих подходов к определению сущности образовательной услуги позволяет отметить

2 Новоселова Н.Н. Повышение эффективности функционирования и развития региональных экономик на базе имеющихся ресурсов и потенциалов с учетом возможных действий факторов внешней и внутренней среды//Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2012. - №3-2. С. 250-253.

наличие не только общеизвестных характеристик, но и специфических, присущих только ей:

- невозможность получения предварительных данных об итогах процесса обучения;

- неотделимость образовательной услуги от источника ее предоставления;

- подверженность образовательных услуг влиянию факторов различной природы (изменение конъюнктуры рынка труда, требований к уровню подготовки персонала, износ материально-технической базы, появление новых специальностей и т.д.);

- невозможность длительного и достоверного сохранения первоначальных свойств образовательной услуги в силу недолговечности памяти человека и постепенная утрата ее актуальности;

- ненакапливаемость образовательных услуг;

- продолжительность процесса обучения;

- наличие рейтинговой оценки квалиметрических характеристик образовательной услуги в процессе приобретения знаний;

- наличие выбора образовательной услуги не только у

самого непосредственного потребителя

образовательных услуг;

- обязательное участие потребителя образовательных услуг в процессе ее приобретения;

- сопровождение образовательных услуг

дополнительными услугами социальной направленности;

- образовательные учреждения являются как источников предоставления соответствующих услуг, так и участником рынка труда;

- получение отдачи от приобретенных образовательных услуг (карьерный рост, увеличение заработной платы, социальное и общественное признание и др.);

- воспитание и укрепление нравственно-духовных ценностей и гражданских ориентиров у потребителей образовательных услуг;

- реализация функции контроля качества

предоставления образовательных услуг со стороны государства и т.д.

До настоящего времени отсутствует единая трактовка понятия «услуга в сфере образования». Обобщенную позицию можно представить как: услуга в сфере образования представляет собой социально-

экономическое благо в виде информационного продукта, направленного на удовлетворение потребностей личности в приобретении и(или) углублении знаний, умений и навыков по конкретной специальности.

Поскольку образовательные услуги являются товаром, их непосредственная реализация происходит на рынке потенциальных покупателей и продавцов. Спрос в сфере образования формируется за счет отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе отдельных индивидов, домохозяйств, организаций,

государственного аппарата управления и др., а предложение создается различными учреждениями сферы образования. В качестве составных элементов инфраструктуры процесса предоставления

образовательных услуг выступают службы занятости, контролирующие органы по регистрации, лицензированию, аккредитации учреждений сферы образования, научные фонды, различные ассоциации, общественные организации и т.д.

Проведенный анализ процессов формирования и развития сферы образования позволил выделить сопутствующие отраслевые проблемы:

1. Отсутствие политической и экономической

стабильности, оказывающее негативное воздействие на настроения в обществе в целом и сфере образования, в частности.

2. Ухудшение кадровой составляющей учреждений сферы образования, проявляющееся в старении работников, отток молодых специалистов в другие отрасли вследствие недостачного уровня оплаты труда и низкого социального признания результатов работы.

3. Сокращение капитальных вложений, высокая

степень износа материально-технической базы большинства образовательных учреждений.

4. Несовершенство нормативно-правовой базы,

недостаточный контроль за исполнением норм

законодательства в сфере образования, низкий уровень гарантий по обеспечению защиты прав индивида и субъектов образовательного процесса.

5. Снижение общего уровня образования среди населения и др.

Анализируя все вышесказанное можно выявить основные закономерности развития сферы образования:

- сфера образования является одной из главнейших отраслей, ориентированных на повышение качества жизни населения;

- транформация прав собственности в ходе реализации процессов приватизации на управление учреждениями сферы образования;

- формирование нового сегмента образовательных услуг, включающего ускоренное, дистанционное, деловое образование и др.;

- стимулирование развития конкурентных преимуществ, ориентированных на предоставление возможности выбора у потребителей образовательных услуг.

В настоящее время наблюдается доминирование предложения образовательных услуг, зачастую превышающее спрос, что оказывает непосредственное воздействие на отношение к основному потребителю услуг (студенту). Вместе с тем, наблюдается ситуация, когда потребители осуществляют выбор в пользу образовательных учреждений своего региона, ориентируясь не столько на стоимость обучения, сколько на его качество.

Начиная с 2003г., отмечается незначительное снижение данного показателя. Рост числа студентов (в абсолютном и относительном измерении) является позитивным моментом при условии сохранения высоких стандартов образования. В противном случае мы будем иметь дело с профанацией системы высшего профессионального образования, что неизбежно отразится на ее престиже.

Таким образом, высокий образовательный потенциал населения Северо-Кавказского федерального округа является мощной стабилизирующей предпосылкой устойчивого социально-экономического развития этого уникального региона.

Таким образом, процесс перехода учреждений сферы образования в Северо-Кавказской федеральном округе на качественно новый уровень развития возможен на основе применения комплекса мероприятий, включающего:

- применение инновационных технологий в процессе предоставления образовательных услуг;

- повышение качественного содержания

образовательных услуг;

- обеспечение перспективного развития конккурентных преимуществ ВУЗов;

- разработка и реализация конкурентных стратегий в учреждениях сферы образования;

- формирование единой инновационной

информационной среды на уровне учебных заведений СКФО;

- активизация фундаментальных и прикладных научных исследований и организационного управления;

- повышение эффективности мотивационной политики в ВУЗах;

- совершенствование методологического и ресурсного обеспечения;

- внедрение методов маркетинга в деятельность учреждений сферы образования и др.

Список литературы:

1. Новоселова Н. Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социальноэкономических задач в регионе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2011. Т. 15. № 1, С. 347-353// http://www.ivdon.ru

2. Новоселова Н.Н. Повышение эффективности функционирования и развития региональных экономик на базе имеющихся ресурсов и потенциалов с учетом возможных действий факторов внешней и внутренней среды//Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2012. - №3-2. С. 250-253.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Карамян И. Р. Выявление тенденций и специфики развития сферы образовательных услуг за рубежом // Бизенс в законе №6, 2012, с. 346-348

Reference list:

1. Novoselova N.N. The ways of efficient use of educational, scientific-technical and innovative capacities for addressing socio-economic problems in the region// journal of Engineering of the don (e-journal). 2011. So 15. № 1, C. 347-353// http://www.ivdon.ru

2. Novoselova N.N. Increase of efficiency of functioning and development of regional economies on the basis of available resources and capacities taking into account the possible action of external and internal environment//Economics, statistics and Informatics. Bulletin of EMA. - 2012. - №3-2. C. 250-253.

ОТЗЫВ

на статью Дергиевой А.И., Карамян И.Р. «Обеспечение модернизационного пути развития регионов Российской Федерации на основе вектора перманентного образования» Неоднозначные и зачастую противоречивые требования рынка труда и современной экономики обуславливают необходимость повышения гибкости системы образования, что повышает значение выработки направлений ее развития, реализация которых позволит ускорить процесс перехода учреждений данной сферы на качественно новый уровень развития.

Зависимость развития сферы образования от соответствующих социально-экономических условий во многом зависит от целенаправленной образовательной политики в регионах. В связи с этим особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы разработки и выявления текущих и перспективных трендов развития сферы образования в региональном разрезе, повышения требований к качеству образования, а также совершенствования управления развитием современной образовательной системы, соответствующей требованиям внешней и внутренней среды и учитывающей особенности посткризисного периода.

В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Зав. кафедрой Экономики и управления на предприятии филиала ФГАОу ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, д.э.н.

Н. Н. Новоселова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.