Карамян И. Р.
14.15. ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ И СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫХ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Карамян Инара Размиковна, аспирант НОО ВПО (НП) «Кисловодский гуманитарно-технический институт», г. Кисловодск
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению специфики развития сферы образования. Выявлены основные тенденции и закономерности развития сферы образования в регионе. Сформулирован вывод, что потребители осуществляют выбор в пользу образовательных учреждений своего региона, ориентируясь не столько на стоимость обучения, сколько на его качество
Ключевые слова: регион; образование; региональное развитие; тенденции и закономерности
THE IDENTIFICATION OF TRENDS AND SPECIFICS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL EDUCATION, MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEXES
Karamyan Inara Razmikovna, post-graduate student Nou VPO (NP) «Kislovodsk humanitarian-technical Institute», Kislovodsk
Annotation: The article is devoted to the specifics of the development of education. Basic tendencies and regularities of the development of education in the region. A conclusion was formulated that consumers make a choice in favor of educational institutions in its region, focusing not so much on the cost of training, as on its quality
Keywords: region; education; regional development; trends and patterns
Необходимым фактором формирования и
последовательного развития инновационной экономики является модернизация сферы образования, которая является своеобразным базисом динамичного экономического роста и социального развития общества, условием повышения благосостояния населения и повышения качества жизни. Разработка направлений развития сферы образования служит ключевым элементом глобальной конкуренции, обуславливающей перманентное обновление технологий предоставления
образовательных услуг, ускоренного освоения новых методов и технологий обучения, стремительного приспособления к изменяющимся императивам
внешней и внутренней среды. Наличие и реализация возможности получения и предоставления качественных образовательных услуг продолжает оставаться одной из ключевых жизненных ориентиров
общества, фундаментальным условием социальной стабильности и устойчивого экономического развития1.
Становление и развитие современного информационного общества предъявляет особые требования к процессам повышения инновационного, интеллектуального потенциала страны, региона и тем самым выдвигает сферу образовательных услуг на первый план. Изменение роли и значения информации, опыта, знаний в общественном развитии, поступательная трансформация знаний в ключевой фактор устойчивого социально-экономического развития, изменяет место и сущностное содержание сферы образования в структуре общественной жизни, определяя ее тесную взаимосвязь и взаимопроникновение во все фундаментальные составляющие структуры общественной жизни региона (государства).
Сложности, с которыми сталкиваются учреждения сферы образования в процессе своего развития, обусловлены, в первую очередь, влиянием реструктуризирующейся экономики, трансформациями потребностей рынка труда, нестабильностью внешней и внутренней среды и др.
В то же время формирование эффективной сферы образования во многих регионах Северо-Кавказского федерального округа осложняется недостаточным уровнем социально-экономического развития2 и отсутствием политической стабильности.
С целью выявления влияния социальноэкономических факторов мезоуровня на показатели выпуска специалистов с высшим образованием был использован метод множественной (полигональной) регрессии.
В качестве факторов, оказывающих влияние на результирующую функции Y (число студентов в высших учебных заведениях региона), были определены следующие:
Х1 - численность населения, тыс. чел.;
Х2 - среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.;
Х3 - удельный вес населения моложе трудоспособного возраста, %;
Х4 - среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц;
Х5 - потребительские расходы на душу населения, руб. в месяц;
Х6 - валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб.;
Х7 - основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб.;
Х8 - инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.
В результате использования данного статистического метода на базе данных 2000-2010гг. были построены уравнения множественной регрессии, выражающие зависимость количества студентов в субъектах СКФО от проанализированных факторов. Результаты данного анализа сведены в таблицу.
1Дергиева А.И., Новоселова Н.Н. Исследование текущих и перспективных трендов развития сферы образования в региональном разрезе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2012. № 1 // http://www.ivdon.ru
2 Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в экологоориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.
Бизнес в законе
5’2013
Таблица 1
Результаты регрессионного анализа
по РФ и субъектам СКФО___________________
РФ, субъекты РФ Уравнение полигональной регрессии D=R2
Российская Федерация У=1361,1+0,45x1-0,47x2-1651,0x3+0,06x4-0,91x5-0,05x6-0,001x8 0,999
Северо- Кавказский федеральный округ У=-852807+84,14x1-73,47x2+11360,96x3+ 70,46x4-41,82x5-1,53x6+0,09x7-0,30x8 0,994
Республика Дагестан* У= 33,59+0,01x1-0,13x2-4,26x3+0,01x4 -0,01x5+ +0,01x6 0,995
Республика Ингушетия У= -26,31+0,09x1+0,14x2+0,02x3 0,994
Кабардино- Балкарская Республика У= 150,94-0,19x1+0,21x2-1,94x3-0,01x4+0,01x5 0,999
Карачаево- Черкесская Республика У= 282,20-0,61x1+0,04x2-0,59x3 0,999
Республика Северная Осетия -Алания У= 167,16-0,16x1+0,12x2-2,60x3 0,999
Ставропольский край У= 150,64+0,36x1-0,45x2-29,16x3+ 0,03x4-0,05x5 0,978
*- часть факторных признаков с низкими коэффициентами опущена
Коэффициент детерминации R2 для всех проанализированных территориальных общностей подтверждает адекватность полученных моделей. Приведенные в уравнениях факторные коэффициенты отражают степень влияния каждого фактора на конечную результирующую.
В качестве примера экономической интерпретации полученных результатов несколько подробнее разберем уравнение, полученное для СевероКавказского федерального округа в целом: Y=-852807+84,14x1-73,47x2+11360,96x3+70,46x4-41,82x5--1,53x6+0,09x7-0,30x8 Увеличению числа студентов высших учебных заведений в СКФО способствует рост следующих показателей социально-экономического развития региона: х-|- численность населения,
хз- численность молодого поколения как потенциала абитуриентов, х4-среднедушевые денежные доходы и крайне слабо-
х7- объем основных фондов в региональной экономике. Отрицательно на росте числа студентов отражается уровень потребительских расходов на душу населения и на грани достоверности инвестиционная активность региона (х8). При этом наблюдается следующая общая особенность: с
ростом доходов населения округа число студентов возрастает, а с увеличением душевых потребительских расходов - падает.
Анализ уравнений регрессии позволил выделить ряд субъектов со схожими динамическими трендами, что в свою очередь, необходимо учитывать при планировании и управлении сферой образования в регионах.
Схожую между собой динамику проявляют следующие субъекты: Кабардино-Балкарская
Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Северная Осетия-Алания. Уравнение показывает существенное влияние на количество студентов в регионе лишь демографических показателей. Крайне слабую зависимость мезоэкономических показателей вышеперечисленных регионов на число студентов следует объяснить
традиционно высоким и даже приоритетным стремлением местного населения получить высшее образование на фоне крайне неоднозначного экономического положения в целом в названных регионах. Ставропольский край в целом повторяет общефедеральные тренды, подтверждая лидирующее положение в округе по экономическим показателям. Так, количество студентов в крае напрямую определяется общей численностью населения региона и в определенной степени среднедушевыми денежными доходами граждан.
Таким образом, в подавляющем большинстве население национальных республик СевероКавказского федерального округа традиционно тяготеет к получению высшего профессионального образования, что является важным стабилизирующим фактором будущего социально-экономического развития регионов . Отчасти этому способствует больший удельный вес в структуре населения граждан до 25 лет, что также служит позитивным фактором с позиции занятости населения и противодействия вовлечения молодежи в противоправную (террористическую) деятельность.
В современных условиях значительно возросла роль государственных органов и аппарата управления сферой образования, которые в процессе своей деятельности реализуют следующие функции:
- обеспечение различного рода поддержки (материальной, финансовой, кадровой и др.) учреждениям сферы образования;
- разработка, поддержание и продвижение благоприятного имиджа учреждений сферы образования региона;
- обеспечение единства образовательного
пространства на всей территории СКФО;
- предоставление гарантий в рамках реализации
целевых программ и проектов, стимулирование интеграционных процессов в сфере образования;
- проведение мониторинга рынка труда и
стимулирование развития приоритетных и
востребованных специальностей, форм подготовки специалистов;
- осуществление процессов лицензирования и
аттестации учреждений сферы образования с целью определения качества и ассортимента предоставляемых услуг;
- разработка и реализация целевых программ по развитию учреждений сферы образования;
- обеспечение соответствия между возможностями развития рынка образовательных услуг региона и актуальными направлениями развития региональной экономики;
- внедрение инновационно-информационных
методов и технологий в деятельность учреждений сферы образования и др.
На основе использования рыночных инструментов, предложена система управления учреждениями сферы образования в регионе, базирующаяся на ряде принципов, которые являются основными векторами развития исследуемой отрасли:
3 Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2011. Т. 15. № 1, С. 347-353// http://www.ivdon.ru
Карамян И. Р.
- интеграция в общеевропейскую систему образования;
- усиление конкуренции на рынке образовательных услуг;
- переход на международные нормы предоставления образовательных услуг, что предполагает наличие нескольких уровней (ступеней) получения образования и способствует удовлетворению потребностей отраслей экономики в квалифицированных специалистах;
- перманентность образования на протяжении всей
трудовой жизни индивида, выстраиваемого с учётом его потребностей и карьерного роста;
- актуальность используемых методик, приемов,
теоретических и практических приёмов образования в реальной прикладной деятельности обучающихся;
- инновационность образования, проявляющаяся в стимулировании развития науки с целью обеспечения высоких конкурентных преимуществ учреждений сферы образования;
- географическая доступность учреждений сферы
образования, которая достигается стремлением и приближенностью к местам проживания потенциальных и существующих потребителей
посредством создания сети филиалов,
представительств и т.д.;
- системная интеграция сферы образования, науки, бизнеса и производства;
- разработка новых направлений и спектра образовательных услуг в соответствии с социальноэкономической спецификой округа и др.
Список литературы:
1. Дергиева А.И., Новоселова Н.Н. Исследование текущих и перспективных трендов развития сферы образования в региональном разрезе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2012. № 1 // http://www.ivdon.ru
2. Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в эколого-ориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.
3. Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социальноэкономических задач в регионе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2011. Т. 15. № 1, С. 347-353// http://www.ivdon.ru
4. Карамян И.Р. Выявление тенденций и специфики развития сферы образовательных услуг за рубежом // Бизнес в законе №6, 2012, с. 346-348
Reference list:
1. Dergieva A.I., Novosyolova N.N. Study of the current and prospective trends of development of educational services in the regions// journal of Engineering of the don (electronic magazine). 2012. № 1 // http://www.ivdon.ru
2. Novoselov S.N. The formation of institutional mechanism of sustainable development of the enterprises of sphere of services in the environmental-oriented economy// Economy, statistics and Informatics. Bulletin of the EMA. 2012. №3(2).P.238-242.
3. Novosyolova N.N. The ways of efficient use of educational, scientific-technical and innovative capacities for addressing socio-economic problems in the region// journal of Engineering of the don (e-journal). 2011. So 15. № 1, C. 347-353// http://www.ivdon.ru
ОТЗЫВ
на статью Карамян И.Р. «Выявление тенденций и специфики развития региональной сферы образования, региональных многоуровневых образовательных комплексов»
В условиях современной рыночной экономики,
образовательное пространство выступает в качестве плацдарма и места стратегических экономических, интеллектуальных, социальных, политических и инновационных интересов страны, регионов, населения, учреждений сферы образования.
Сфера образования и, прежде всего, система высшего профессионального образования имеет многосторонний характер и играет важное значение для осуществления и развития направлений своей деятельности всех субъектов данной системы и ее инфраструктурной составляющей, так и совокупность методов и механизмов, определяющих перспективное развитие образовательной деятельности и повышение качества и конкурентоспособности региональной экономики. Все вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования.
В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Зав. кафедрой Экономики и управления на предприятии филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, д.э.н.
Н.Н. Новоселова