Научная статья на тему 'Выявление тенденций и специфики развития региональной сферы образования, региональных многоуровневых образовательных комплексов'

Выявление тенденций и специфики развития региональной сферы образования, региональных многоуровневых образовательных комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карамян Инара Размиковна

Статья посвящена рассмотрению специфики развития сферы образования. Выявлены основные тенденции и закономерности развития сферы образования в регионе. Сформулирован вывод, что потребители осуществляют выбор в пользу образовательных учреждений своего региона, ориентируясь не столько на стоимость обучения, сколько на его качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDENTIFICATION OF TRENDS AND SPECIFICS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL EDUCATION, MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEXES

The article is devoted to the specifics of the development of education. Basic tendencies and regularities of the development of education in the region. A conclusion was formulated that consumers make a choice in favor of educational institutions in its region, focusing not so much on the cost of training, as on its quality

Текст научной работы на тему «Выявление тенденций и специфики развития региональной сферы образования, региональных многоуровневых образовательных комплексов»

Карамян И. Р.

14.15. ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ И СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫХ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Карамян Инара Размиковна, аспирант НОО ВПО (НП) «Кисловодский гуманитарно-технический институт», г. Кисловодск

[email protected]

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению специфики развития сферы образования. Выявлены основные тенденции и закономерности развития сферы образования в регионе. Сформулирован вывод, что потребители осуществляют выбор в пользу образовательных учреждений своего региона, ориентируясь не столько на стоимость обучения, сколько на его качество

Ключевые слова: регион; образование; региональное развитие; тенденции и закономерности

THE IDENTIFICATION OF TRENDS AND SPECIFICS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL EDUCATION, MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEXES

Karamyan Inara Razmikovna, post-graduate student Nou VPO (NP) «Kislovodsk humanitarian-technical Institute», Kislovodsk

[email protected]

Annotation: The article is devoted to the specifics of the development of education. Basic tendencies and regularities of the development of education in the region. A conclusion was formulated that consumers make a choice in favor of educational institutions in its region, focusing not so much on the cost of training, as on its quality

Keywords: region; education; regional development; trends and patterns

Необходимым фактором формирования и

последовательного развития инновационной экономики является модернизация сферы образования, которая является своеобразным базисом динамичного экономического роста и социального развития общества, условием повышения благосостояния населения и повышения качества жизни. Разработка направлений развития сферы образования служит ключевым элементом глобальной конкуренции, обуславливающей перманентное обновление технологий предоставления

образовательных услуг, ускоренного освоения новых методов и технологий обучения, стремительного приспособления к изменяющимся императивам

внешней и внутренней среды. Наличие и реализация возможности получения и предоставления качественных образовательных услуг продолжает оставаться одной из ключевых жизненных ориентиров

общества, фундаментальным условием социальной стабильности и устойчивого экономического развития1.

Становление и развитие современного информационного общества предъявляет особые требования к процессам повышения инновационного, интеллектуального потенциала страны, региона и тем самым выдвигает сферу образовательных услуг на первый план. Изменение роли и значения информации, опыта, знаний в общественном развитии, поступательная трансформация знаний в ключевой фактор устойчивого социально-экономического развития, изменяет место и сущностное содержание сферы образования в структуре общественной жизни, определяя ее тесную взаимосвязь и взаимопроникновение во все фундаментальные составляющие структуры общественной жизни региона (государства).

Сложности, с которыми сталкиваются учреждения сферы образования в процессе своего развития, обусловлены, в первую очередь, влиянием реструктуризирующейся экономики, трансформациями потребностей рынка труда, нестабильностью внешней и внутренней среды и др.

В то же время формирование эффективной сферы образования во многих регионах Северо-Кавказского федерального округа осложняется недостаточным уровнем социально-экономического развития2 и отсутствием политической стабильности.

С целью выявления влияния социальноэкономических факторов мезоуровня на показатели выпуска специалистов с высшим образованием был использован метод множественной (полигональной) регрессии.

В качестве факторов, оказывающих влияние на результирующую функции Y (число студентов в высших учебных заведениях региона), были определены следующие:

Х1 - численность населения, тыс. чел.;

Х2 - среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.;

Х3 - удельный вес населения моложе трудоспособного возраста, %;

Х4 - среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц;

Х5 - потребительские расходы на душу населения, руб. в месяц;

Х6 - валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб.;

Х7 - основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб.;

Х8 - инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.

В результате использования данного статистического метода на базе данных 2000-2010гг. были построены уравнения множественной регрессии, выражающие зависимость количества студентов в субъектах СКФО от проанализированных факторов. Результаты данного анализа сведены в таблицу.

1Дергиева А.И., Новоселова Н.Н. Исследование текущих и перспективных трендов развития сферы образования в региональном разрезе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2012. № 1 // http://www.ivdon.ru

2 Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в экологоориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.

Бизнес в законе

5’2013

Таблица 1

Результаты регрессионного анализа

по РФ и субъектам СКФО___________________

РФ, субъекты РФ Уравнение полигональной регрессии D=R2

Российская Федерация У=1361,1+0,45x1-0,47x2-1651,0x3+0,06x4-0,91x5-0,05x6-0,001x8 0,999

Северо- Кавказский федеральный округ У=-852807+84,14x1-73,47x2+11360,96x3+ 70,46x4-41,82x5-1,53x6+0,09x7-0,30x8 0,994

Республика Дагестан* У= 33,59+0,01x1-0,13x2-4,26x3+0,01x4 -0,01x5+ +0,01x6 0,995

Республика Ингушетия У= -26,31+0,09x1+0,14x2+0,02x3 0,994

Кабардино- Балкарская Республика У= 150,94-0,19x1+0,21x2-1,94x3-0,01x4+0,01x5 0,999

Карачаево- Черкесская Республика У= 282,20-0,61x1+0,04x2-0,59x3 0,999

Республика Северная Осетия -Алания У= 167,16-0,16x1+0,12x2-2,60x3 0,999

Ставропольский край У= 150,64+0,36x1-0,45x2-29,16x3+ 0,03x4-0,05x5 0,978

*- часть факторных признаков с низкими коэффициентами опущена

Коэффициент детерминации R2 для всех проанализированных территориальных общностей подтверждает адекватность полученных моделей. Приведенные в уравнениях факторные коэффициенты отражают степень влияния каждого фактора на конечную результирующую.

В качестве примера экономической интерпретации полученных результатов несколько подробнее разберем уравнение, полученное для СевероКавказского федерального округа в целом: Y=-852807+84,14x1-73,47x2+11360,96x3+70,46x4-41,82x5--1,53x6+0,09x7-0,30x8 Увеличению числа студентов высших учебных заведений в СКФО способствует рост следующих показателей социально-экономического развития региона: х-|- численность населения,

хз- численность молодого поколения как потенциала абитуриентов, х4-среднедушевые денежные доходы и крайне слабо-

х7- объем основных фондов в региональной экономике. Отрицательно на росте числа студентов отражается уровень потребительских расходов на душу населения и на грани достоверности инвестиционная активность региона (х8). При этом наблюдается следующая общая особенность: с

ростом доходов населения округа число студентов возрастает, а с увеличением душевых потребительских расходов - падает.

Анализ уравнений регрессии позволил выделить ряд субъектов со схожими динамическими трендами, что в свою очередь, необходимо учитывать при планировании и управлении сферой образования в регионах.

Схожую между собой динамику проявляют следующие субъекты: Кабардино-Балкарская

Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Северная Осетия-Алания. Уравнение показывает существенное влияние на количество студентов в регионе лишь демографических показателей. Крайне слабую зависимость мезоэкономических показателей вышеперечисленных регионов на число студентов следует объяснить

традиционно высоким и даже приоритетным стремлением местного населения получить высшее образование на фоне крайне неоднозначного экономического положения в целом в названных регионах. Ставропольский край в целом повторяет общефедеральные тренды, подтверждая лидирующее положение в округе по экономическим показателям. Так, количество студентов в крае напрямую определяется общей численностью населения региона и в определенной степени среднедушевыми денежными доходами граждан.

Таким образом, в подавляющем большинстве население национальных республик СевероКавказского федерального округа традиционно тяготеет к получению высшего профессионального образования, что является важным стабилизирующим фактором будущего социально-экономического развития регионов . Отчасти этому способствует больший удельный вес в структуре населения граждан до 25 лет, что также служит позитивным фактором с позиции занятости населения и противодействия вовлечения молодежи в противоправную (террористическую) деятельность.

В современных условиях значительно возросла роль государственных органов и аппарата управления сферой образования, которые в процессе своей деятельности реализуют следующие функции:

- обеспечение различного рода поддержки (материальной, финансовой, кадровой и др.) учреждениям сферы образования;

- разработка, поддержание и продвижение благоприятного имиджа учреждений сферы образования региона;

- обеспечение единства образовательного

пространства на всей территории СКФО;

- предоставление гарантий в рамках реализации

целевых программ и проектов, стимулирование интеграционных процессов в сфере образования;

- проведение мониторинга рынка труда и

стимулирование развития приоритетных и

востребованных специальностей, форм подготовки специалистов;

- осуществление процессов лицензирования и

аттестации учреждений сферы образования с целью определения качества и ассортимента предоставляемых услуг;

- разработка и реализация целевых программ по развитию учреждений сферы образования;

- обеспечение соответствия между возможностями развития рынка образовательных услуг региона и актуальными направлениями развития региональной экономики;

- внедрение инновационно-информационных

методов и технологий в деятельность учреждений сферы образования и др.

На основе использования рыночных инструментов, предложена система управления учреждениями сферы образования в регионе, базирующаяся на ряде принципов, которые являются основными векторами развития исследуемой отрасли:

3 Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2011. Т. 15. № 1, С. 347-353// http://www.ivdon.ru

Карамян И. Р.

- интеграция в общеевропейскую систему образования;

- усиление конкуренции на рынке образовательных услуг;

- переход на международные нормы предоставления образовательных услуг, что предполагает наличие нескольких уровней (ступеней) получения образования и способствует удовлетворению потребностей отраслей экономики в квалифицированных специалистах;

- перманентность образования на протяжении всей

трудовой жизни индивида, выстраиваемого с учётом его потребностей и карьерного роста;

- актуальность используемых методик, приемов,

теоретических и практических приёмов образования в реальной прикладной деятельности обучающихся;

- инновационность образования, проявляющаяся в стимулировании развития науки с целью обеспечения высоких конкурентных преимуществ учреждений сферы образования;

- географическая доступность учреждений сферы

образования, которая достигается стремлением и приближенностью к местам проживания потенциальных и существующих потребителей

посредством создания сети филиалов,

представительств и т.д.;

- системная интеграция сферы образования, науки, бизнеса и производства;

- разработка новых направлений и спектра образовательных услуг в соответствии с социальноэкономической спецификой округа и др.

Список литературы:

1. Дергиева А.И., Новоселова Н.Н. Исследование текущих и перспективных трендов развития сферы образования в региональном разрезе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2012. № 1 // http://www.ivdon.ru

2. Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в эколого-ориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.

3. Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социальноэкономических задач в регионе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2011. Т. 15. № 1, С. 347-353// http://www.ivdon.ru

4. Карамян И.Р. Выявление тенденций и специфики развития сферы образовательных услуг за рубежом // Бизнес в законе №6, 2012, с. 346-348

Reference list:

1. Dergieva A.I., Novosyolova N.N. Study of the current and prospective trends of development of educational services in the regions// journal of Engineering of the don (electronic magazine). 2012. № 1 // http://www.ivdon.ru

2. Novoselov S.N. The formation of institutional mechanism of sustainable development of the enterprises of sphere of services in the environmental-oriented economy// Economy, statistics and Informatics. Bulletin of the EMA. 2012. №3(2).P.238-242.

3. Novosyolova N.N. The ways of efficient use of educational, scientific-technical and innovative capacities for addressing socio-economic problems in the region// journal of Engineering of the don (e-journal). 2011. So 15. № 1, C. 347-353// http://www.ivdon.ru

ОТЗЫВ

на статью Карамян И.Р. «Выявление тенденций и специфики развития региональной сферы образования, региональных многоуровневых образовательных комплексов»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях современной рыночной экономики,

образовательное пространство выступает в качестве плацдарма и места стратегических экономических, интеллектуальных, социальных, политических и инновационных интересов страны, регионов, населения, учреждений сферы образования.

Сфера образования и, прежде всего, система высшего профессионального образования имеет многосторонний характер и играет важное значение для осуществления и развития направлений своей деятельности всех субъектов данной системы и ее инфраструктурной составляющей, так и совокупность методов и механизмов, определяющих перспективное развитие образовательной деятельности и повышение качества и конкурентоспособности региональной экономики. Все вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования.

В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Зав. кафедрой Экономики и управления на предприятии филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, д.э.н.

Н.Н. Новоселова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.