Научная статья на тему 'Исследование направлений модернизации механизмов предоставления образовательных услуг'

Исследование направлений модернизации механизмов предоставления образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / MARKET SERVICES / REAL ESTATE SERVICES / REGIONAL DEVELOPMENT / TRENDS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карамян Инара Размиковна

в статье применительно к сфере образовательных услуг региона выделены их функции и ключевые характеристики, доказана необходимость и эффективность применения маркетинга как одного из распространенных рыночных инструментов для развития сферы образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF THE MECHANISMS FOR THE PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES

this article discusses the nature and characteristics of market instruments in the service sector. With regard to educational services in the region marked with their functions and key features, we have proved the necessity and effectiveness of marketing as one of the common market instruments for the development of educational services.

Текст научной работы на тему «Исследование направлений модернизации механизмов предоставления образовательных услуг»

Карамян И. Р.

10.7. ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Карамян Инара Размиковна, аспирант НОО ВПО (НП) «Кисловодский гуманитарно-технический институт»,

г. Кисловодск.

[email protected]

Аннотация: в статье применительно к сфере

образовательных услуг региона выделены их функции и ключевые характеристики, доказана необходимость и эффективность применения маркетинга как одного из распространенных рыночных инструментов для развития сферы образовательных услуг.

Ключевые слова: рынок услуг, образовательные

услуги, региональное развитие, тенденции развития

RESEARCH DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF THE MECHANISMS FOR THE PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES

Karamyan Inara Razmikovna, Post-graduate student Nou VPO (NP) «Kislovodsk humanitarian-technical Institute», Kislovodsk.

[email protected]

Annotation: this article discusses the nature and characteristics of market instruments in the service sector. With regard to educational services in the region marked with their functions and key features, we have proved the necessity and effectiveness of marketing as one of the common market instruments for the development of educational services.

Keywords: market services, real estate services, regional development, trends of development

Сфера образовательных услуг представляет собой крупный сектор экономики, а непосредственно сама сервисная деятельность охватывает многочисленные отрасли экономики, обеспечивающие трудоустройство населения и реализующие базовые социальные функции государства на потребительском рынке.

При рассмотрении сущности и значения рыночных инструментов, функционирующих в сфере образовательных услуг, необходимо уделять внимание оценке следующих взаимосвязанных факторов1:

- мероприятий, ориентированных на проведение разнопланового обучения индивида;

- стратегии развития соответствующей системы отношений, функционирующей в целях защиты ее от существующих рисков и угроз;

- способностей рыночной среды сферы образовательных услуг организовывать систему производства в зависимости от условий, установленных системой права, традициями;

- представителей рыночного процесса исследуемой сферы и взаимосвязанных с ними субъектов других отраслей.

С учетом указанных факторов, роль рыночных инструментов, применяемых в сфере

образовательных услуг проявляется в средствах анализа, оценки, регулирования, преобразования и контроля социально-экономических отношений, используемые субъектами рыночного взаимодействия в целях эффективного развития личности, получения новых знаний и навыков, защиты их интересов, рационального использования накопленного созидательного потенциала в хозяйственном процессе. Среди рыночных инструментов сферы образовательных услуг можно выделить следующие: инструменты контроля качества образовательных услуг, инструменты накопления человеческого капитала, инструменты страхования рисков и угроз, складывающихся в сфере образования и т.п.

При рассмотрении функций рыночных инструментов в сфере услуг необходимо учитывать следующие потребности2:

- взаимодействие трансформационных и трансакционных факторов внутренней среды предприятия в воспроизводственном процессе;

- взаимоотношения между субъектами

хозяйствования во внешней рыночной среде;

- факторы эффективного развития предприятий определенной отрасли;

- мероприятия государственных органов власти, проводимые в целях регулирования сферы услуг;

- способы снижения степени рисков и угроз, возникающих в сфере услуг;

- создание системы объединения региональных рынков услуг и способы их выведения на национальный уровень.

Можно выделить основные функции рыночных инструментов в сфере услуг современной России:

- воспроизводственная;

- сочетательная;

- барьерная, защищающая предприятия от внешних угроз;

- корректирующая;

- формирования рыночных механизмов;

- объединяющая.

Основным фактором эффективного развития социально-экономической системы является деятельность по оказанию услуг, оказывающая влияние на качественный уровень жизни населения. При этом наибольшее значение имеют такие отрасли сферы услуг, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, ориентированные на обеспечение достойного уровня жизни людей. Поэтому необходима реализация мероприятий по модернизации механизмов предоставления социальных услуг, системы принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, предоставлению оптимальных условий жизни, удовлетворению потребностей, поддержанию жизнеобеспечения

1 Арутюнова А.Е. Рыночные инструменты развития сферы 2Арутюнова А.Е. Рыночные инструменты развития сферы

образовательных услуг: Автореферат дисс. ...канд.экон.наук. - образовательных услуг: Автореферат дисс. ...канд.экон.наук. -

Майкоп: АГУ, 2009.- 28с. Майкоп: АГУ, 2009.- 28с.

Бизнес в законе

5’2012

личности, стандартизации услуг, повышения их качественного уровня3.

В соответствии со специфическими особенностями развития сферы услуг, проявление ее роли возможно

4

в виде :

- одного из важных секторов национальной экономики;

- фактора развития человеческого капитала;

- направлений функционирования и развития материального производства;

- способа увеличения свободного времени;

- возможностей удовлетворения и развития потребностей людей и общества;

- основного показателя сформированного качества жизни;

- фактора улучшения конкурентных преимуществ и повышения качества экономического роста.

Сфера образовательных услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено тем, что резко усиливается взаимосвязь развитости сферы образовательных услуг и уровня развития всей национальной экономики.

Структурные изменения, происходящие в сфере образовательных услуг, требуют проведения исследований потребностей населения, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, на основе формализации процесса управления развитием исследуемой сферы с расширением использования маркетингового инструментария.

В современных условиях наибольшее внимание уделяется маркетингу как рыночному инструменту, применяемому всеми уровнями управления. В научной литературе известно большое количество трактовок понятия «маркетинга», подверженные факторам изменения условий развития экономических процессов. Необходимо отметить, что маркетинг обладает способностью принимать те условия и параметры рыночной среды в зависимости от сферы применения . В результате маркетинг рассматривают в качестве концепции видения предпринимательской деятельности, функции управления, образа мышления, комплекса конкретных функций, процесса сбалансирования спроса и предложения6. Однако наиболее распространено определять маркетинг как систему действий по взаимному приспособлению товара, услуги и рынка с целью достижения устойчивого коммерческого успеха на целевом рынке. В условиях видения дел маркетинг представляет собой деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Согласно теории Ф. Котлера маркетинг можно рассматривать как один из способов ведения бизнеса, ориентированного на конечного потребителя7. Проводя анализ

библиографических источников, обобщим

определения маркетинга в несколько групп8:

1) объединение предприятий, компаний оптовой и розничной торговли, фирм инфраструктурной сети, государственных учреждений и т.п., преследующих цель создания торговой деятельности;

2) взаимосвязь организационно-технических и коммерческих функций источников финансирования, направленных на реализацию товара;

3)создание модели управления рыночными процессами, отвечающей требованиям современного развития производства.

Следует отметить, что функции маркетинга заключаются, прежде всего, в формировании и стимулировании спроса, принятии наиболее правильных управленческих решений и планов работы предприятий, а также создании условий по расширению объемов продаж, рыночной доли и прибылей. В результате главным девизом системы маркетинга является: «производить то, что продается, а не продавать то, что производится»9.

Можно выделить основные особенности рыночных инструментов предприятий сферы услуг10:

- ориентация рыночных инструментов с учетом потребности и предпочтений заказчика и потребителя услуги;

- создание определенного набора рыночных инструментов для каждого предприятия сферы услуг в зависимости от его характеристик и специфики рынка;

- учет социальных и экономических факторов, используемых в сфере социальных услуг, таких как дома отдыха, охрана здоровья и рекреации;

- разделение обеспечение потребностей общества между органами государственного управления и предпринимателями;

- разработка управленческих решений с учетом

подверженности предприятий сферы услуг к рискам,

11

связанным изменениями на рынке11, а в результате применение наиболее рационального варианта использования рыночного инструмента или способа его совершенствования.

Таким образом, сущность рыночных инструментов проявляется в реализации определенной устойчивой функции процесса регулирования какого-либо вида хозяйственной деятельности. Однако рыночные инструменты можно рассматривать в виде многообразных функциональных форм,

соответствующих реальным потребностям

воспроизводственного процесса и обеспечивающих отдельные аспекты конкурентоспособности продуктов и услуг. Заметим, что конкретный рыночный инструмент способен регулировать определенный аспект эффективности производственного процесса в рыночной среде его осуществления. Рыночные механизмы должны применяться в комплексе, использование их по отдельности не принесет

3Кузнецов Н.Г. Маркетинг сферы услуг населению: состояние и тенденции развития// Материалы Всероссийской научнопрактической конференции "Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями". - Ставрополь, 2007// http://www.ncstu.ru.

4 Бурменко Т. Сфера услуг. Экономика.- М.: Кнорус, 2008.- 328с.

5Котлер Ф. Основы маркетинга: - М.: Прогресс, 2009.- 1058с.

6Там же.

7Котлер Ф. Основы маркетинга: - М.: Прогресс, 2009.- 1058с.

8Маркетинг: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.А. Васильева. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 208 с.

9Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг/ Под общ. ред. Г.Л. Багиева.- М.: Экономика, 2008.- 736с.

10Соколов К.А. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в гостиничном хозяйстве: Автореферат дисс. ...канд.экон.наук. - СПб.: СПбГУ, 2009.- 21с.

11Новоселова Н.Н. Исследование основных условий и направлений формирования системы эффективного регионального менеджмента/ Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2011. № 3 // http://www.ivdon.ru.

Карамян И. Р.

положительных результатов. При этом важным фактором эффективности являются и способы их применения: в масштабах всей организации или отдельного участка. Совокупным результатом использования рыночных инструментов в деятельности хозяйствующего субъекта, с одной стороны, выступает конкурентоспособность его продуктов, с другой - размер полученной прибыли.

Список литературы:

1. Арутюнова А.Е. Рыночные инструменты развития сферы образовательных услуг: Автореферат дисс. ...канд.экон.наук. - Майкоп: АГУ, 2009.- 28с.

2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг/ Под общ. ред. Г.Л. Багиева.- М.: Экономика, 2008.- 736с.

3. Бурменко Т. Сфера услуг. Экономика.- М.: Кнорус, 2008.- 328с.

4. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма: Учебник.

- М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга: - М.: Прогресс, 2009.-1058c.

6. Кузнецов Н.Г. Маркетинг сферы услуг населению: состояние и тенденции развития// Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями". -Ставрополь, 2007// http://www.ncstu.ru.

7. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.А. Васильева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 208 с.

8. Соколов К.А. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в гостиничном хозяйстве: Автореферат дисс. .канд.экон.наук. - СПб.: СПбГУ, 2009.- 21с.

9. Новоселова Н.Н. Исследование основных условий и

направлений формирования системы эффективного регионального менеджмента/ Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2011. № 3 //

http://www.ivdon.ru.

Reference list:

1. Аrutunova А.Е. Rinochnie instrumenti razvitija sferi obrazovatelnih uslug: Аvtoreferat diss. ...kand.econ.nauk. -Маikop: АGU, 2009.- 28s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bagiev G.L., Таrasevich V.M., Ann H. Marketing/ Pod obs.red. G.L.Bagieva.- M.: Ekonomika, 2008.- 736s.

3. Burmento Т. Sfera uslug. Ekonomika.- М.: ^orus, 2008.328s.

4. ^artalnov В.А. Тео^ i praktika turizma: Uchebnik.- М.: Finansi I statistika, 2003. - 672s.

5. totler F. Osnovi marketinga.- М.: Progress, 2009.- 1058s.

6. Kuznecov N.G. Marketing sferi uslug naseleniju: sostojanie i tendencii razvitija// Маteriali Vserossijskoi nauchno-prakticheskoi konferencii «Sovremennie tendencii razvitija teorii i praktiki upravlenija otechestvennimi predprijatijami».-Stavropol, 2007// http://www.ncstu.ru.

7. Маrkening: Uchebnik dlja vuzov/ pod red. prof. GA Vasiljeva. - М.: UNITI-DANA, 2002. - 208s.

8. Sоkolov К.А. Povishenie effectivnosti ispolzovanija rinochnih instrumentov v gostinichnom hozjaistve: Avtoreferat diss. .kand.econ.nauk.- Spb.: SpbGU, 2009.21s.

9. Novosyolova N.N. Study of the basic conditions and directions of formation of effective system of regional management/ Engineering journal of the don (electronic magazine). 2011. № 3 // http://www.ivdon.ru.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Карамян И.Р. «Исследование направлений модернизации механизмов предоставления образовательных услуг»

Сфера образовательных услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено тем, что резко усиливается взаимосвязь развитости сферы образовательных услуг и уровня развития всей национальной экономики.

Структурные изменения, происходящие в сфере образовательных услуг, требуют проведения исследований потребностей населения, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, на основе формализации процесса управления развитием исследуемой сферы с расширением использования маркетингового инструментария.

Справедлив вывод автора о том, что применение рыночных инструментов в сфере образования можно рассматривать в виде многообразных функциональных форм, соответствующих реальным потребностям воспроизводственного процесса и обеспечивающих отдельные аспекты конкурентоспособности образовательных услуг.

В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Директор ГНУ КБНИИСХ Россельхозакадемии,

д.э.н., профессор

А. А. Маремуков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.