Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / государственная политика / молодежная политика / национальная политика / социализация / воспитание / межнациональное согласие / межэтнические отношения / этническая общность / гражданская идентичность / национальная идентичность / национализм / ксенофобия / традиционные ценности. / youth / state policy / youth policy / national policy / socialization / education / interethnic harmony / interethnic relations / ethnic community / civic identity / national identity / nationalism / xenophobia / traditional values.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Касьянов В.В., Попов М.Ю., Самыгин П.С.

В статье анализируются проблемы обеспечения межнационального согласия, гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде, выступающего в качестве приоритетного направления государственной молодежной политики в Российской Федерации. Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что от соответствующих ценностных установок представителей отечественной молодежи зависит будущее межнациональных отношений в нашей стране. Авторы отмечают, что к числу конкретных направлений государственной национальной политики, направленной на обеспечение межнационального мира и согласия в молодежной среде, относятся распространение в данной среде установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания. Подчеркивается, что национальная специфика России, сложный характер складывающихся межнациональных отношений определяют необходимость целенаправленного регулирования взаимодействий между представителями различных национальностей, что предусматривает, в том числе воспитание культуры межнационального общения в молодежной среде. В соответствии с выводами, сделанными авторами статьи, в рамках реализации государственной политики, направленной на формирование межнационального согласия в молодежной среде, необходимо учитывать специфику молодежной аудитории, на ценностные установки которой существенное воздействие оказывают современные средства массовой информации и коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Касьянов В.В., Попов М.Ю., Самыгин П.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING INTERETHNIC HARMONY AMONG YOUNG PEOPLE AS A PRIORITY DIRECTION OF STATE YOUTH POLICY IN MODERN RUSSIA

The article analyzes the problems of ensuring interethnic harmony, harmonization of interethnic relations among young people, acting as a priority area of state youth policy in the Russian Federation. The relevance of this topic is due to the fact that the future of interethnic relations in our country depends on the relevant values of representatives of domestic youth. The authors note that specific areas of state national policy aimed at ensuring interethnic peace and harmony among young people include the dissemination in this environment of attitudes about the rejection and prevention of propaganda of ideas of extremism, xenophobia, national exclusivity, Nazism and their justification. It is emphasized that the national specifics of Russia, the complex nature of the emerging interethnic relations determine the need for targeted regulation of interactions between representatives of different nationalities, which provides, among other things, the upbringing of a culture of interethnic communication among young people. In accordance with the conclusions made by the authors of the article, within the framework of the implementation of state policy aimed at the formation of interethnic harmony among young people, it is necessary to take into account the specifics of the youth audience, the value attitudes of which are significantly influenced by modern media and communications.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-12 УДК 316

© ®

Attribution

сс by

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются проблемы обеспечения межнационального согласия, гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде, выступающего в качестве приоритетного направления государственной молодежной политики в Российской Федерации. Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что от соответствующих ценностных установок представителей отечественной молодежи зависит будущее межнациональных отношений в нашей стране. Авторы отмечают, что к числу конкретных направлений государственной национальной политики, направленной на обеспечение межнационального мира и согласия в молодежной среде, относятся распространение в данной среде установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания. Подчеркивается, что национальная специфика России, сложный характер складывающихся межнациональных отношений определяют необходимость целенаправленного регулирования взаимодействий между представителями различных национальностей, что предусматривает, в том числе воспитание культуры межнационального общения в молодежной среде. В соответствии с выводами, сделанными авторами статьи, в рамках реализации государственной политики, направленной на формирование межнационального согласия в молодежной среде, необходимо учитывать специфику молодежной аудитории, на ценностные установки которой существенное воздействие оказывают современные средства массовой информации и коммуникации.

Ключевые слова: молодежь, государственная политика, молодежная политика, национальная политика, социализация, воспитание, межнациональное согласие, межэтнические отношения, этническая общность, гражданская идентичность, национальная идентичность, национализм, ксенофобия, традиционные ценности.

ENSURING INTERETHNIC HARMONY AMONG YOUNG PEOPLE AS A PRIORITY DIRECTION OF STATE YOUTH POLICY IN MODERN RUSSIA

Abstract. The article analyzes the problems of ensuring interethnic harmony, harmonization of interethnic relations among young people, acting as a priority area of state youth policy in the Russian Federation. The relevance of this topic is due to the fact that the future of interethnic relations in our country depends on the relevant values of representatives of domestic youth. The authors note that specific areas of state national policy aimed at ensuring interethnic peace and harmony among young people include the dissemination in this environment of attitudes about the rejection and prevention of propaganda of ideas of extremism, xenophobia, national exclusivity, Nazism and their justification. It is emphasized that the national specifics of Russia, the complex nature of the emerging interethnic relations determine the need for targeted regulation of interactions between representatives of different nationalities, which provides, among other things, the upbringing of a culture of interethnic communication among young people. In accordance with the conclusions made by the authors of the article, within the framework of the implementation of state policy aimed at the formation of interethnic harmony among young people, it is necessary to take into account the specifics of the youth audience, the value attitudes of which are significantly influenced by modern media and communications.

Касьянов В.В.1, Попов М.Ю.2, Самыгин П.С.3

1 Кубанский государственный университет, 2Издательство «Наука и образование», 3Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Valery V. Kasyanov1, Mikhail Y. Popov2, Petr S. Samygin

Kuban State University, 2Science and Education Publishing House, 3Rostov State Economic University (RINH)

,3

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Keywords: youth, state policy, youth policy, harmony, interethnic relations, ethnic community, phobia, traditional values.

Введение. Актуальность изучения проблем обеспечения межэтнического согласия как одного из ведущих направлений государственной молодежной политики обусловлена тем обстоятельством, что от установок молодежи как особой социально-демографической группы зависит будущее общества, в целом, и состояние межнациональных отношений в ближайшей перспективе, в частности. Государственная молодежная политика как одно из направлений деятельности государства включает определенную систему приоритетов и мер, связанных с созданием необходимых условий и возможностей для эффективной социализации молодежи, самореализации ее представителей в различных сферах общественной жизнедеятельности, развития потенциала молодых людей в интересах страны. В соответствии с федеральным законом о «О молодежной политике в Российской Федерации», к основным целям рассматриваемой политики относятся повышение уровня межнационального или межэтнического согласия в молодежной среде, а также формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии национализма, проявлениям ксенофобии, а также дискриминации по признакам национальной принадлежности [1].

Обсуждение. Результаты. В специальных социологических исследованиях, посвященных молодежи, нередко акцентируется внимание на том обстоятельстве, что молодежное сознание характеризуется этноцентризмом: молодым людям в значительно большей степени, в сравнении с представителями других возрастных групп, свойственно проявление определенной неприязни к представителям других национальностей, нетерпимость в отношении к ним, национализм и т.д. [2, c. 51-52]. Так называемые, националистические убеждения традиционно были присущи определенной части молодежи, что нередко объясняется в научных трудах возрастными причинами или психологическими особенностями данного возраста; молодые люди, в силу их незрелости, несформированности мировоззренческих ориентиров и ценностных установок нередко демонстрируют упрощенные представления об окружающей социальной реальности, склонность к делению всех людей на «своих» и «чужих», в том числе по критерию национальной или этнической принадлежности. Кризисная ситуация в социально-экономической сфере, с одной стороны, и присущие молодежи возрастные психологические особенности, с другой стороны, могут стать предпосылками формирования радикальных националистических установок в сознании представителей данной социальной группы, способствовать складыванию у молодых людей крайних позиций в этой сфере, связанных с так называемой национальной нетерпимостью и экстремизмом [3, c. 61].

national policy, socialization, education, interethnic civic identity, national identity, nationalism, xeno-

В условиях ухудшения социально-экономических условий жизнедеятельности молодых людей, у последних могут возникнуть представления о наличии вины представителей других этносов в рассматриваемой негативной ситуации. Подобного рода ситуации неоднократно имели место в различных странах в разные периоды их развития. Проблема здесь заключается в том, что националистические идеи, а также этнические стереотипы и предрассудки имеют долговременный характер и могут сохраняться в конкретном обществе на протяжении длительного периода. При этом внутренние социально-экономические кризисы, а также негативное внешнее воздействие могут актуализировать существующие националистические установки, способствовать росту нетерпимости к представителям определенных этносов, ксенофобии в молодежной среде.

В Российской Федерации реализуется «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», в тексте которой, в частности, закрепляется положение о необходимости гармонизации в нашей стране межнациональных или межэтнических отношений, что рассматривается в качестве одной из основополагающих целей государственной национальной политики [4]. Гармонизация данных отношений, а также профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной почве выделяется в тексте рассматриваемой стратегии как один из приоритетов национальной политики российского государства в данной сфере.

К числу конкретных направлений государственной национальной политики, направленной на обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межэтнических отношений, относятся:

- распространение в обществе установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания;

- вовлечение этнокультурных и общественных объединений в межнациональное сотрудничество;

- противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникаций.

Необходимо отметить, что в Стратегии государственной национальной политики отмечается, что в период ее реализации были достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в России. Так, в соответствии с результатами социологических опросов ВЦИОМ, абсолютное большинство россиян (78,4 %) дают положительную оценку меж-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

национальным или межэтническим отношениям в стране, а 93 % отмечают отсутствие в отношении себя какой-либо дискриминации по признаку национальной принадлежности [4].

Что касается молодежи, то она также, как показывают эмпирические данные, не отличается высоким уровнем национализма и ксенофобии: более того, материалы опросов Института социологии РАН, свидетельствуют о том, что ксенофобия присуща молодым людям в меньшей степени, чем представителям старших возрастных групп в российском обществе. С точки зрения М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, данное обстоятельство объясняется тем, что представители молодежи находятся «в начальной стадии разделения труда и распределительные отношения», а также реже становятся участниками различных конфликтов межэтнического характера. Так, для большей части отечественной молодежи (72 %) характерно проявление симпатий к представителям других этносов, тогда как безразличное отношение демонстрируют только 28 %. Почти половина опрошенных молодых людей (49,9 %) не проявляют антипатий ни к одной из представленных в современной России этнических групп. Что касается остальных, то они проявляют определенную неприязнь к представителям кавказских этнических групп, включая чеченцев, грузин, азербайджанцев, дагестанцев и т.д. (таковых оказалось более 20 %). В рамках проведенного исследования были выявлены негативные оценки молодыми людьми представителей этносов, исповедующих ислам, среди которых оказались жители бывших советских республик Средней Азии: таджики, узбеки, казахи (подобные оценки характерны для 13 % молодых россиян). Для определенной части российской молодежи (7 %) также характерно предвзятое отношение к людям, представляющих народы Юго-Восточной Азии: китайцам, вьетнамцам, корейцам [5, с. 253-254].

Результаты специальных исследований, посвященных ксенофобии в молодежной среде, показывают, что рассматриваемый показатель (уровень ксенофобии) является неоднородным в различных группах молодежи, выделяемых по возрастной принадлежности. Так, наименьший уровень ксенофобии демонстрирует младшая группа молодежи, включающая лиц в возрасте до 19 лет: в этой группе отмечается большое количество молодых людей, как юношей, так и девушек, которые имеют несформировавшиеся установки в данной сфере. В дальнейшем, молодежь, в большинстве случаев, определяется в своем отношении к представителям других этнических групп, а распространенность ксенофоб-ных установок, соответственно возрастает (пика она, как отмечает В.И. Мукомель, достигает в группе 25-29-летних россиян). По оценкам данного исследователя, ксенофобные установки представителей всех возрастных групп в составе российской молодежи направлены преимущественно на представителей определенных национальностей, среди которых выделяются выход-

цы из северокавказских республик, представители титульных национальностей государств Средней Азии, а также этнические группы из Южного Кавказа и Юго-Восточной Азии.

В соответствии с выводами, сделанными В.И. Мукомелем, формирование рассматриваемых установок представителей российской молодежи имеет свою специфику: так, данные установки характеризуются высоким уровнем размытости и неопределенности, что можно объяснить возрастными, психологическими особенностями молодых людей, у значительной части которых мировоззренческие ориентиры и ценностные установки находятся в процессе формирования, а опыт социальных взаимодействий является не очень богатым [6, с. 230-231].

Интересно, что молодежь также проявляет склонность к выбору менее категорических утверждений в сравнении с более возрастными респондентами. Помимо этого, на формирован и е у ст ановок толерантности в отношении представителей других этнических групп у молодежи, в значительно большей степени, воздействуют социальная среда, ближайшее окружение молодых людей, и в меньшей степени - факторы экономического характера.

Как справедливо утверждают А.Ю. Качимская и М.М. Цыганова, формирование межнационального или меэтнического согласия представляет собой процесс, который является многофакторным и многоэтапным; для каждого отдельного человека, являющегося представителем определенной этнической группы, данный процесс берет в свое начале в семье как основополагающем социальном институте, в рамках которого осуществляется первичная социализация детей, формируются их ценностные установки и ориентации, необходимые для успешной интеграции в общество, взаимодействия с его членами, представляющими различные этнические группы [7, с. 4].

В то же время, родительская семья не является единственным источником формирования межкультурной компетентности детей: немалую роль здесь играют образовательные учреждения, принимающие активное участие в процессе социализации детей и молодежи. Необходимо отметить, что воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из основных целей государственной образовательной и воспитательной политики, что нашло отражение в текстах законодательных актов, к числу которых, в первую очередь, относится Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Так, в данном законе, в частности, отмечается, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на принципах единства обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиты и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Российской Федерации в условиях многонационального государства [8].

В то же время, как показывает анализ учебных планов различных образовательных организаций, в последних практически не представлены учебные курсы, предметом рассмотрения которых являлись бы межкультурная компетентность или межнациональное согласие. По замечанию А.Ю. Качимской и М.М. Цыгановой, в формате курсов по выбору существуют программы, содержащие отдельные разделы, раскрывающие этнические особенности людей [7, с. 4]. Однако при этом отсутствуют курсы теоретического или прикладного характера, освоение которых было бы нацелено на формирование у учащихся навыков установления конструктивного взаимодействия с представителями других национальностей или навыков поведения в межнациональных конфликтах.

В настоящее время существует объективная необходимость в привитии представителям молодого поколения уважительного отношения к другим народам и культурам, готовности к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с ними, навыков совместного решения различных социальных проблем. Молодежь необходимо приучать к тому, что она должна уважать любого человека, не взирая на его национальную или этническую принадлежность; государственная образовательная политика в области формирования межэтнического согласия должна быть направлена на укоренение в сознании представителей данной социально-демографической группы толерантности к различным этническим культурам, умения предотвращать или преодолевать возникающие на межэтнической почве конфликты наиболее оптимальными способами. Речь идет о формировании знаний, умений и навыков толерантного отношения к представителям других национальных или этнических групп, соответствующего поведения в рамках различных видов взаимодействий с представителями других народов или этносов. В целом, молодежь необходимо воспитывать в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, повышать уровень терпимости к разногласиям, возникающим на этнической или конфессиональной почве, увеличивать эффективность межэтнического или межконфессионального диалога, формировать готовность к пониманию и действенному сотрудничеству с людьми, представляющими иные национальные и религиозные группы.

В условиях полиэтнического российского общества государственная образовательная политика, направленная на формирование межнационального или межэтнического согласия и успешного взаимодействия между представителями различных этнических общностей, приобретает особую значимость. Национальная специфика России, сложный характер складывающихся межнациональных отношений определяют необходимость целенаправленного регулирования

взаимодействий между представителями различных национальностей, что предусматривает, в том числе воспитание культуры межнационального общения.

В специальных исследованиях формирование культуры межнационального общения рассматривается как организованный, планомерный, целенаправленный и поэтапный процесс, включающий воспитание уважения к многонациональному российскому народу, культивирование уважительного и гуманного отношения к представителям различных народностей, проживающих на территории Российской Федерации, их языкам, моральным и этическим нормам и ценностям [9, с. 85]. Данный процесс также предусматривает воспитание молодежи в духе толерантного отношения к религиозным чувствам других людей, формирование навыков мирного разрешения конфликтов, возникающих на основе противоречий религиозного или этнического характера. Образовательная деятельность, связанная с формированием культуры межнационального общения, должна включать в качестве обязательного компонента ознакомление представителей учащейся молодежи с базовыми положениями о правах и свободах человека, в том числе праве указывать свою национальную принадлежность, специфике межнациональных или межэтнических взаимодействий, основными народностями России и религиозными конфессиями.

Неотъемлемым компонентом государственной политики, направленной на формирование межнационального согласия, является организация и проведение различных мероприятий, призванных содействовать развитию навыков взаимодействия с представителями различных национальностей: речь идет о фестивалях национальных традиций, этнической культуры, соответствующих конференциях и форумах. Подобные мероприятия в настоящее время проводятся в образовательных учреждениях различного уровня в нашей стране. Так, в высших учебных заведениях, в частности, в течение последних лет активно осуществлялась деятельность, направленная на гармонизацию меэжэтнических отношений.

В то же время, исследователи выделяют недостатки в системе внеаудиторной работы по межнациональной проблематике: проводимые мероприятия в большей степени направлены на интеграцию иностранных студентов в российское образовательное и культурное пространство [10, с. 159-160]. Иными словами, проблема межнационального согласия в большей степени касается взаимодействия отечественных и зарубежных студентов, в то же время, акцент на межнациональном согласии в контексте формирования оптимальных взаимоотношений между представителями различных народов и культур внутри самой России делается крайне редко. Вследствие доминирования такого подхода, важнейшие государственные задачи, связанные с

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

укреплением национального согласия, сохранением и поддержанием этнокультурного многообразия, не реализуются должным образом по причине недостаточной представленности в программах вузовских мероприятий в сравнении с интернациональным компонентом.

Анализ эмпирических данных, представленных в специальных исследованиях, показывает, что лишь у небольшого числа отечественных вузов имеется эффективный опыт взаимодействия с представителями различных землячеств или этнокультурных организаций, которые представляют интерес различных народов Российской Федерации. По этой причине, деятельность многочисленных студенческих организаций следует направить на практическую реализацию задач национальной и молодежной политики российского государства, связанных с повышением уровня межнационального согласия среди представителей отечественного студенчества.

Помимо этого, исследователями отмечается практически полное отсутствие в вузовских мероприятиях тематики, связанной с многоконфессиональным характером российского и мирового общества, в целом. Речь здесь идет о недостаточной представленности проблематики межрелигиозных отношений: внимание к религиозной тематике объясняется тем, что на основе последней можно формировать у обучающихся молодых людей представления о том, как, благодаря многообразию вероисповеданий, языков и национальных традиций удалось сплотить нашу страну в уникальное государство-цивилизацию.

В настоящее время ряд недружественных государств активно использует против нашей страны национальные и религиозные факторы (в работах ряда зарубежных авторов, в частности, присутствует идея дезинтерграции России по национальному или религиозному признаку). В Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» подчеркивается распространение деструктивной идеологии, влекущей за собой риски, связанные, в том числе с «отрицанием российской самобытности, ослаблением общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, созданием условий для межнациональ-

ных и межрелигиозных конфликтов». В условиях сложной геополитической ситуации и различных возникающих извне угроз традиционным российским духовно-нравственным ценностям высокую значимость приобретает организация мероприятий, направленных на укрепление рассматриваемых традиционных ценностей, к числу которых относится «историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [11].

Заключение. В рамках реализации государственной политики, направленной на формирование межнационального согласия в молодежной среде, необходимо учитывать специфику молодежной аудитории, на ценностные установки которой существенное воздействие оказывают современные средства массовой информации и коммуникации и, в первую очередь, Интернет и социальные сети. Так, в настоящее время большое значение приобретает информационное сопровождение национальной политики российского государства: данное сопровождение позволяет донести до молодых россиян основное содержание рассматриваемой политики, внедрить в сознание представителей данной социально-демографической группы принципы гармоничного существования людей в условиях полиэтнического общества, основы межнационального диалога и согласия.

Реализация государственной национальной политики в России в комплексе с ее информационным сопровождением является неотъемлемым условием достижения высокого уровня национальной безопасности и стабильности функционирования российского общества: данное положение закреплено, в частности, в Стратегии государственной национальной политики РФ.

Информационное сопровождение национальной политики предполагает не просто отражение рассматриваемой проблематики в средствах массовой информации: она предусматривает комплексные действия, включающие различного рода публикации в СМИ, организацию разнообразных мероприятий и РЯ-акций, проведение конгрессов, форумов и т.д.

Важное значение имеет распространение посредством электронных средств коммуникации идей межнациональной дружбы, межэтнического сотрудничества и диалога, объединяющих представителей различных этнических групп ценностей духовно-нравственного характера.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Литература:

1. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации. URL : rg.ru>documents/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения 27.04.2024).

2. Касьянов В.В. Социально-исторические проблемы осуществления государственной молодежной политики в современной России / В.В. Касьянов, П.С. Самыгин, А.К. Манучарян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 12-1.

3. Касьянов В.В. Экстремизм и ксенофобия в молодежной среде: факторы распространения / В.В. Касьянов, Д.В. Кротов, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9.

4. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL : http://kremlin.ru> acts/bank/36512 (дата обращения 28.04.2024).

5. Горшков М.К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М. : ФНИСЦ РАН, 2020.

6. Мукомель В.И. Ксенофобия в молодежной среде / В.И. Мукомель // Россия реформирующаяся. 2017. № 15.

7. Качимская А.Ю. Формирование межнационального согласия в молодежной среде / А.Ю. Качимская, М.М. Цыганова // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL : consultant.ru>document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 28.04.2024).

9. Галеева Л.И. Формирование культуры межнационального общения молодежи: методологический анализ / Л.И. Галеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3.

10. Сажина В.М. Формирование межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде в рамках внеаудиторной работы со студентами российских вузов / В.М. Сажина // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. Т. 20. № 4.

11. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL : consultant.ru>document/cons_doc_LAW_430906 (дата обращения 29.04.2024).

References:

1. Federal Law of 30.12.2020 № 489-FZ «On Youth Policy in the Russian Federation». URL : rg.rudocu ments/2021/01/11/molodez-dok.html (date of application 27.04.2024).

2. Kasyanov V.V. Socio-historical problems of the implementation of state youth policy in modern Russia / V.V. Kasyanov, P.S. Samygin, A.K. Manucharyan // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2021. № 12-1.

3. Kasyanov V.V. Extremism and xenophobia among young people: factors of spread / V.V. Kasyanov, D.V. Krotov, S.I. Samygin // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. № 8-9.

4. Decree of the President of the Russian Federation of 19.12.2012 № 1666 «On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period until 2025». URL : http ://kremlin.ruacts/bank/36512 (date of application 28.04.2024).

5. Gorshkov M.K. Russia's youth in the mirror of sociology. To the results of many years of research / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M. : FNISC RAS, 2020.

6. Mukomel V.I. Xenophobia in the youth environment / V.I. Mukomel // Russia is reforming. 2017. № 15.

7. Kachimskaya A.Yu. Formation of interethnic harmony in the youth environment / A.Yu. Kachimskaya, M.M. Tsyganova // World of Science. 2016. Vol. 4. № 6.

8. Federal Law «On Education in the Russian Federation» of 29.12.2012 № 273-FZ (latest edition). URL : con-sultant.ru document/cons_doc_LAW_140174 (date of application 28.04.2024).

9. Galeeva L.I. Formation of the culture of interethnic communication of youth: methodological analysis / L.I. Galeeva // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2013. № 3.

10 Sazhina V.M. Formation of interethnic and interfaith harmony among young people in the framework of non-audit work with students of Russian universities / V.M. Sazhina // Bulletin of Moscow University. Series 21. Governance (state and society). 2023. Vol. 20. № 4.

11. Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022. № 809 «On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values». URL : consultant.rudocument/con _doc_LAW_430906 (date of application 29.04.2024).

Информация об авторах

Valery V.Kasyanov

Doctor of Sociology, Doctor of Historical Sciences, Professor,

Dean of the Faculty of Journalism, Head of the Department of Russian History Faculty of History, Sociology and International Relations,

Касьянов Валерий Васильевич

доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,

декан факультета журналистики, заведующий кафедрой истории России факультета истории, социологии и международных отношений,

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Кубанский государственный университет ОЯСЮ 0000-0002-9844-1802 culture@kubsu.ru

Попов Михаил Юрьевич

доктор социологических наук, профессор,

директор издательства ООО «Наука и образование» popov-52@mail.ru

ОЯСЮ ОЯСЮ 0000-0002-2090-0933

Самыгин Петр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор социологических наук, доцент,

профессор кафедры

теории и истории государства и права,

Ростовского государственного

экономического университета

ОЯСЮ 0000-0002-6690-0277

samygin78@yandex.ru

Kuban State University ORCID 0000-0002-9844-1802 culture@kubsu.ru

Mikhail Yu. Popov

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Director of the Publishing House «Science and Education» LLC popov-52@mail.ru

ORCID ORCID 0000-0002-2090-0933

Petr S. Samygin

Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor,

Department of Theory and History of State and Law, Rostov State Economic University ORCID 0000-0002-6690-0277 samygin78@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.