Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В РАМКАХ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В РАМКАХ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
клуб интернациональной дружбы / межнацио нальные (межэтнические) отношения / внеаудиторная работа со студентами / иностранные студенты / национальная политика / молодежная политика / International Friendship Club / international (interethnic) relations / extracurricular work with students / foreign students / national policy / youth policy

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сажина Варвара Андреевна

В статье приведены результаты анализа деятельности 201 российского вуза на основе анкетирования в информационно-аналитической системе «Мониторинг» Минобрнауки России относительно стратегических задач национальной и молодежной политики страны: гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, профилактики экстремизма и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве, повышения уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде. Выявлено, что в абсолютном большинстве вузов ведется работа, направленная на гармонизацию межнациональных отношений среди студентов, повышение качества их адаптации процессов к новым условиям проживания и обучения. В 64,7% обследованных вузов есть Клуб интернациональной дружбы (КИД) или сообщество с иным названием, позиционирующее себя по своей деятельности как КИД. Основное внимание в деятельности КИД обращено на студентов, прибывших из других государств и, следовательно, на выстраивание межнационального диалога международного уровня. Проблематика межнациональных отношений среди студентов представителей народов России затрагивается гораздо реже. Практически отсутствует тема межконфессионального взаимодействия. Проводимые мероприятия сконцентрированы в основном на задачах обеспечения кросс-культурных коммуникаций, а также помощи иностранным студентам. Делается вывод о том, что в вузах уже имеется крепкое подспорье для работы по гармонизации межэтнических отношений, при этом в условиях обострения геополитической обстановки студенческим организациям необходимо усилить внимание к задаче повышения уровня согласия среди представителей народов России, укрепления единства российской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTERETHNIC AND INTERFAITH HARMONY AMONG YOUTH IN THE FRAMEWORK OF EXTRACURRICULAR WORK WITH STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES

The article presents the results of an analysis of the activities of 201 Russian universities based on a survey in the information and analytical system “Monitoring” of the Russian Ministry of Education and Science regarding the strategic objectives of the country’s national and youth policy: harmonization of interethnic (interethnic) relations, prevention of extremism and prevention of confl icts on national and religious grounds, increasing the level of interethnic (interethnic) and interfaith harmony among young people. It has been revealed that in the vast majority of universities, work aimed at harmonizing interethnic relations among students, as well as improving the quality of their adaptation processes to new living and learning conditions, is underway. In 64.7% of the universities surveyed there is an International Friendship Club (IFC) or a community with a diff erent name, positioning itself in its activities as an IFC. The main attention in the activities of the IFC is paid to students who arrived from other countries and, therefore, to building an interethnic dialogue at an international level. The problems of interethnic relations among students that represent the native peoples of Russia are addressed much less frequently. The theme of interfaith interaction is practically relevant. The activities carried out are focused mainly on the tasks of ensuring cross-cultural communications, as well as assistance to foreign students. It is concluded that universities have strong support for working on the harmonization of interethnic relations already, while in the context of an aggravated geopolitical situation, student organizations need to increase attention to the task of increasing the level of harmony among native peoples of Russia and strengthening the unity of the Russian nation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В РАМКАХ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ»

Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. Т. 20. № 4 Lomonosov Public Administration Journal. Series 21. 2023. Vol. 20. No. 4

Научная статья

DOI: 10.55959^Ш073-2643-21-2023-4-158-176

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В РАМКАХ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

В.А. Сажина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Москва, Российская Федерация

sazhina@spa.msu.ru

Аннотация. В статье приведены результаты анализа деятельности 201 российского вуза на основе анкетирования в информационно-аналитической системе «Мониторинг» Минобрнауки России относительно стратегических задач национальной и молодежной политики страны: гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, профилактики экстремизма и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве, повышения уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде. Выявлено, что в абсолютном большинстве вузов ведется работа, направленная на гармонизацию межнациональных отношений среди студентов, повышение качества их адаптации процессов к новым условиям проживания и обучения. В 64,7% обследованных вузов есть Клуб интернациональной дружбы (КИД) или сообщество с иным названием, позиционирующее себя по своей деятельности как КИД. Основное внимание в деятельности КИД обращено на студентов, прибывших из других государств и, следовательно, на выстраивание межнационального диалога международного уровня. Проблематика межнациональных отношений среди студентов представителей народов России затрагивается гораздо реже. Практически отсутствует тема межконфессионального взаимодействия. Проводимые мероприятия сконцентрированы в основном на задачах обеспечения кросс-культурных коммуникаций, а также помощи иностранным студентам. Делается вывод о том, что в вузах уже имеется крепкое подспорье для работы по гармонизации межэтнических отношений, при этом в условиях

© Сажина В.А., 2023

обострения геополитической обстановки студенческим организациям необходимо усилить внимание к задаче повышения уровня согласия среди представителей народов России, укрепления единства российской нации.

Ключевые слова: клуб интернациональной дружбы, межнациональные (межэтнические) отношения, внеаудиторная работа со студентами, иностранные студенты, национальная политика, молодежная политика.

Для цитирования: Сажина В.А. Формирование межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде в рамках внеаудиторной работы со студентами российских вузов // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. Т. 20. № 4. С. 158-176. DOI: 10.55959/М8ТО073-2643-21-2023-4-158-176

Дата поступления в редакцию: 30.07.2023.

FORMATION OF INTERETHNIC AND INTERFAITH HARMONY AMONG YOUTH IN THE FRAMEWORK OF EXTRACURRICULAR WORK WITH STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES

Sazhina V.A.

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation sazhina@spa.msu.ru

Abstract. The article presents the results of an analysis of the activities of 201 Russian universities based on a survey in the information and analytical system "Monitoring" of the Russian Ministry of Education and Science regarding the strategic objectives of the country's national and youth policy: harmonization of interethnic (interethnic) relations, prevention of extremism and prevention of conflicts on national and religious grounds, increasing the level of interethnic (interethnic) and interfaith harmony among young people. It has been revealed that in the vast majority of universities, work aimed at harmonizing interethnic relations among students, as well as improving the quality of their adaptation processes to new living and learning conditions, is underway. In 64.7% of the universities surveyed there is an International Friendship Club (IFC) or a community with a different name, positioning itself in its activities as an IFC. The main attention in the activities of the IFC is paid to students who arrived from other countries and, therefore, to building an interethnic dialogue at an international level. The problems of interethnic relations among students that represent the native peoples of Russia are addressed much less frequently. The theme of interfaith interaction is practically relevant. The activities carried out

© Sazhina V.A., 2023

are focused mainly on the tasks of ensuring cross-cultural communications, as well as assistance to foreign students. It is concluded that universities have strong support for working on the harmonization of interethnic relations already, while in the context of an aggravated geopolitical situation, student organizations need to increase attention to the task of increasing the level of harmony among native peoples of Russia and strengthening the unity of the Russian nation.

Key words: International Friendship Club, international (interethnic) relations, extracurricular work with students, foreign students, national policy, youth policy.

For citation: Sazhina V.A. Formation of interethnic and interfaith harmony

among youth in the framework of extracurricular work with students of

Russian universities // Lomonosov Public Administration Journal. Series

21. 2023. Vol. 20. № 4. P. 158-176. DOI: 10.55959/MSU2073-2643-21-

2023-4-158-176

Received: 30.07.2023.

Введение

В тексте Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве обозначены как приоритеты1. Задачи повышения уровня межнационального и межконфессионального согласия применительно конкретно к молодежи прописаны в федеральном законе о молодежной политике Российской Федерации2. Именно молодежь как активный участник глобальных процессов обладает огромным потенциалом, который может оказать серьезное влияние на целостность российского общества3.

Вузы как организация, выполняющая образовательные и воспитательные функции, имеют широчайшие возможности для формирования у обучающихся определенных нравственных позиций, отношения к различным жизненным аспектам, ценностям

1 Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 01.10.2023).

2 Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/46328 (дата обращения: 01.10.2023).

3 Разов П.В., Скворцов Н.Г. Молодежные общественные организации в региональном социуме как ресурс консолидации российского общества // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12. № 1. С. 26-38. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.1.2.

общества и государства, в том числе межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной солидарности. Они играют огромную роль в формировании социальной идентичности учащихся, в основе которой представлены, прежде всего, культурные нормы и ценности, присущие тому конкретному социуму, в котором молодежь проходит свое становление4. В практике повседневного общения, совместного обучения и в рамках внеаудиторной деятельности студенты имеют возможность получить уникальный опыт межнациональной коммуникации, сформировать свое личное отношение к культуре различных представителей многонационального народа Российской Федерации, а также народов зарубежных государств, представители которых выбрали российские вузы в качестве места получения высшего образования.

Внеаудиторная работа превращает образовательную среду вуза «в площадку реального диалога культур»5, а полиэтничность студенческой среды является одним из факторов развития культурного и социального капитала6. При этом задача формирования межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в рамках внеаудиторной работы может решаться различными способами и в разнообразных форматах. В 2022 г. по заказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации было проведено исследование, каким образом данные аспекты реализуются в вузах страны7.

Метод и характеристика выборки исследования

Методом исследования является опрос (анкетирование), который проходил через размещенную в информационно-аналитической системе «Мониторинг» Минобрнауки России анкету. Анкета

4 Волков Ю.Г., Гурба В.Н., Гуськов И.А. Социокультурный габитус гражданской идентичности учащейся молодежи: факторы формирования в условиях неопределенности российского общества // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11. № 6. С. 63. DOI: 10.18522/2227-8656.2022.6.3.

5 Карпенко А.В. Внеаудиторная работа с обучающимися как средство расширения межкультурной компоненты (из опыта работы) / А.В. Карпенко, Г.А. Голь-дберг // Конвергентные технологии XXI: вариативность, комбинаторика, коммуникация: Материалы II Международной междисциплинарной научной конференции, Симферополь, 2017 г. / Под общ. ред. А.Д. Петренко. Симферополь: ООО «Антиква», 2018. С. 199.

6 Волков Ю.Г., Курбатов В.И., Хунагов Р.Д. Интеграция в полиэтническом обществе: пути, современные тренды и проблемные узлы // Социология. 2022. № 1. С. 373-388.

7 Государственное задание Минобрнауки России № 3542-22 от 01.08.2022. Комплекс мероприятий по развитию сети клубов межнациональной дружбы в образовательных организациях высшего образования.

включала 12 вопросов в основном открытого типа. В рамках вопросов уточнялись такие данные о студенческих организациях, как название, количество членов, принципы формирования и участия, состав, а также информация о реализованных проектах и мероприятиях в вузе, связанных с проблематикой межнациональных и межконфессиональных отношений. Изначально в исследовании приняло участие 294 вуза. Часть респондентов (здесь и далее: учебных организаций, принявших участие в исследовании) дали ответ только на один вопрос, а именно, указали на наличие или отсутствие в вузе клуба интернациональной дружбы (КИД). Поясним, что исходя из формулировок некоторых вопросов анкеты8, становится понятно, что ее авторы хотели обратить особое внимание именно на современное состояние КИД — самую распространенную в 70-х гг. XX в. организационную форму работы с подрастаю

Таблица 1

Соотношение количества учебных организаций, принявших участие в исследовании, и количества организаций с допустимым уровнем возвратности ответов9

Федеральный округ Кол-во организаций по округу, принявших участие в исследовании Кол-во организаций с допустимым уровнем возвратности по вопросам анкетирования

шт. %

Дальневосточный 22 15 68,2

Приволжский 53 42 79,2

Северо-Западный 27 17 63,0

Северо-Кавказский 10 6 60,0

Сибирский 32 24 75,0

Уральский 20 13 65,0

Центральный 110 70 63,6

Южный 20 14 70,0

Итого: 294 201 68,4

8 В разработке самой анкеты опроса автор данной статьи не принимал участия. Ему был предоставлен доступ к уже собранным в результате проведенного анкетирования данным для последующего анализа, без ограничения использования и распространения информации.

9 Источник: составлено автором по результатам анкетирования.

щим поколением, играющую огромную роль в интернациональном-воспитании10. После распада СССР большинство КИД прекратили свое существование, но сегодня, очевидно, учебные заведения обращаются к опыту прошлого, вновь создавая подобные организации.

Для определения уровня распространения КИД в выборке рассматривались 294 организации. Вузы, которые кроме этого вопроса более ничего не заполнили в анкете, были исключены из выборки для дальнейшего анализа. Таким образом, после чистки базы данных осталась 201 организация. Именно по ним и представлены основные результаты исследования.

Основные результаты исследования

На наличие КИД в вузе указало 64,7% (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение количества вузов, принявших участие в исследовании, и количества вузов с КИД11

Федеральный округ Кол-во вузов по округу (шт.) Кол-во вузов с КИД (шт.) Кол-во вузов без КИД (шт.) Доля без КИД (%)

Дальневосточный 22 11 11 50,0

Приволжский 53 33 20 37,7

Северо-Западный 27 12 18 66,7

Северо-Кавказский 10 4 6 60,0

Сибирский 32 14 18 56,3

Уральский 20 6 14 70,0

Центральный 110 38 72 65,5

Южный 20 12 9 45,0

Отметим, что сама формулировка вопроса, в частности, понятие «Клуб интернациональной дружбы» могли быть трактованы респондентами по-своему. В результате разнообразия трактовок полученные данные по этому вопросу могут не совсем объективно отражать действительное наличие в вузе студенческой организации

10 Куц Л.Г. Клубы интернациональной дружбы как центры в опыте российской школы // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. Человек и образование. 2010. № 2 (23). С. 59.

11 Источник: составлено автором по результатам анкетирования.

с характеристиками, присущими именно КИД. Тем не менее, анализ ответов на последующие вопросы анкетирования дает вполне четкое представление об основных принципах, форматах, в целом деятельности организаций в сфере формирования и поддержания интернациональной дружбы среди студентов вузов вне зависимости от их формального названия и форме организации.

Организационные формы работы со студентами, как показало исследование,различны. Чаще всего это:

• Клубы (53,4%). Только четверть из различных клубов носит название конкретно «Клуб интернациональной дружбы», т.е. на 100% совпадает с формулировкой вопроса анкеты о наличии клуба. Характерно, что в названиях студенческих организаций чаще всего используется слово «дружба» (в 25,6% из обследованных), реже подчеркивается интернациональный характер сообщества («интернациональный...» — в 18,7% случаях, «межнациональный» — в 9,0%). Чуть больше — 8% обследованных вузов имеют студенческие организации межнациональной проблематики с иностранным названием (ToGeZe, BuddyClub и др.).

• Ассоциации (10,5%) и Центры (5,3%). Во взаимодействии с Ассоциацией в сфере рассматриваемой проблематики может функционировать одновременно и другой орган студенческого самоуправления (например, Объединенный совет обучающихся). Ассоциации чаще всего проводят встречи с иностранными студентами, направленные на помощь им в адаптации, информируют их о значимых культурно-массовых, общественно значимых, спортивных и иных мероприятиях в вузе, оказывают помощь в решении текущих бытовых ситуациях. Как правило, имеется четкий порядок функционирования Ассоциации относительно назначения или выборов ее руководящего состава, проведения заседаний, включения в состав различных комиссий иностранных студентов.

Встречаются и другие, «редкие» формы (например, интернациональный совет НИУ «МЭИ», международный студенческий офис Белгородского государственного национального исследовательского университета).

В четверти вузов межнациональными отношениями в студенческой среде так или иначе занимается Студенческий совет. Часто его структурным подразделением выступают различные «международные комитеты», «межнациональные комитеты», «комитеты по межнациональному взаимодействию» и т.п. Основное направление деятельности — реализация проектов, раскрывающих на-

циональные особенности народов, их культуру, обычаи. Другой вариант заключается во взаимодействии Студенческого совета с иными организациями (клубами, ассоциациями и др.). В этом случае задачи совета сводятся в основном к разработке, согласованию и принятию планов по работе с иностранными студентами на уровне вуза, оказанию информационной и административной поддержки студенческим организациям.

Объединенный совет обучающихся — довольно распространенная форма самоуправления среди студентов российских вузов (указали 11% от ответивших на вопрос). Совет оказывает организационную и административную поддержку, способствуют более широкому распространению информации о КИД, действует при этом по установленным программным документам — планам, программам и календарям воспитательной работы и т.д. Непосредственно работой в сфере межнациональных отношений такие советы чаще всего напрямую не занимаются.

В качестве скорее исключения можно привести пример Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе, где существует и интернациональный клуб «МГРИнт», и Совет иностранных обучающихся, и Объединенный совет обучающихся, которые совместно проводят работу с иностранными студентами. При поддержке администрации вуза реализуется программа адаптации иностранных студентов, включающая институт кураторства и наставничества, месячную адаптационную программу для первокурсников к среде университета, организацию досуговой внеучебной деятельности, направленную на формирование у студентов навыков межконфессионального и межнационального общения.

Еще одной организацией самоуправления, в рамках работы которой (или совместно с которой) ведется деятельность в сфере межнациональных отношений в вузах, является профсоюзная организация студентов/обучающихся (часто именуемая Первичной профсоюзной организацией). О наличии такой организации в привязке к сфере межнациональных отношений указали в ответах 7% респондентов. Деятельность профсоюзов студентов схожа с деятельностью советов обучающихся, проводятся вузовские мероприятия по данной тематике, организуется участие студентов во вневузовских (городских) мероприятиях по данной тематике, публикуются тематические информационные материалы в социальных сетях, привлекается административный ресурс (например, приглашаются на заседания должностные лица университета, сотрудники МВД и др.).

Порядка 10% органов самоуправления (или указанных иного рода организаций) можно было бы отнести к категории «другое». Так, например, помощь в работе в сфере межнациональных отношений в Башкирском государственном медицинском университете Министерства здравоохранения Российской Федерации оказывает медиацентр. В Белгородском государственном национальном исследовательском университете социокультурную и психологическую помощь вновь прибывшим иностранным студентам, а также укрепление сотрудничества и взаимодействия между иностранными и российскими обучающимися оказывает Совет иностранных землячеств БелГУ (советы землячеств студентов также функционируют и в некоторых других обследованных вузах). В Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина работу ведет Студенческий форсайт-центр противодействия экстремизму и реабилитации нацизма в молодежной среде и т.д.

Количество активистов и состав участников организаций. В целом в вузовской среде гораздо больше распространены малые и средние сообщества, нежели многочисленные, для 72,6% опрошенных организаций характерна численность до 50 чел., часто в состав постоянных членов организации входит 10-20 чел. (37,8%).

40 -37 8-

35-

30-

25-

20-

15_I I_Ш_jüL

10,4 I I 10,4

: fflitHk-fr

Менее 10 10-20 21-30 31-50 51-100 101-200 Более 200 человек человек человек человек человек человек человек

Рис. 1. Количество активистов в студенческих организациях1'

12 Источник: составлено автором по результатам анкетирования.

Самыми крупными по численности активистов организациями (более 200 чел.) являются вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Также в эту категорию попали Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева (Клуб дружбы народов мира), Самарский государственный университет путей сообщения (международный клуб «Меридиан», включающий не только студентов, но и выпускников заведения), Северо-Кавказский горно-металлургический институт в г. Владикавказ (Центр социальной адаптации для иностранных граждан и лиц без гражданства, который является объединяющим звеном для всего иностранного контингента вуза).

Состав участников чаще всего включает бакалавров (в 97,1% случаев) и магистров (82,4% случаев). Более редким является наличие в вузах интернациональных организаций, работающих с выпускниками (22,8%) и молодыми преподавателями (21,3%). Чаще всего организации работают одновременно со студентами бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (в 42,0% ответов встречается именно такое сочетание).

Довольно обширной (44,1%) оказалась категория «другое». Клубы и иные сообщества взаимодействуют зачастую с совершенно различными представителями иностранных граждан и соотечественников. Они работают со студентами, обучающимися в других вузах города, абитуриентами, иностранными обучающимися, проходящими стажировку в вузе, слушателями подготовительных курсов, преподавателями и сотрудниками подразделений вуза, отвечающих за международное взаимодействие и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка работы организаций (мероприятий, проектов) межнационального характера, реализованных в 2021 г. Полученные данные оказались крайне разнообразны по уровню детальности и содержательности (от «согласно плану мероприятий» до обширного описания целей и задач каждого проведенного мероприятия, ссылок на публикации и др.). По итогам анализа ответов сформирован рейтинг популярности тем и форматов мероприятий, дана приблизительная количественная оценка доли этих мероприятий в общем объеме межнациональных проектов. Подчеркнем ориентировочный характер количественных оценок, допуская, что в некоторых отдельных вузах доля тех или иных типов мероприятий может быть чуть выше или ниже, чем указано в оценочной таблице (табл. 3).

Таблица 3

Усредненные оценочные показатели доли разного типа мероприятий межнационального характера («популярности») в российских вузах13

Тип мероприятия Популярность, %

Различные выставки, этнокультурные фестивали, праздники, в том числе, самые «популярные»: 48,8

празднование Навруза 8,514

гастрономические фестивали 6,515

мероприятия, посвященные празднованию Международного женского дня /встречи женских клубов 416

Мероприятия, направленные на интеграцию/адаптацию иностранных студентов, в том числе, самые «популярные»: 22,9

экскурсии 717

семинары по правовым аспектам/встречи с представителями МВД 418

Образовательные конференции, семинары, международные форумы 19,4

Спортивные мероприятия 11,4

Мероприятия, направленные на продвижение русского языка, русской культуры 8,0

Мероприятия по профилактике экстремизма 8,0

Мероприятия, посвященные памяти событий Великой Отечественной войны 7,5

Мероприятия языковых клубов (развитие межкультурной коммуникации, повышение уровня владения иностранным/ русским языком) 7,5

13 Источник: составлено автором по результатам анкетирования.

14 Внутри категории «Различные выставки, этнокультурные фестивали, праздники» доля составляет 17,3%.

15 Внутри категории «Различные выставки, этнокультурные фестивали, праздники» доля составляет 13,3%.

16 Внутри категории «Различные выставки, этнокультурные фестивали, праздники» доля составляет 8,2%.

17 Внутри категории «Мероприятия, направленные на интеграцию/адаптацию иностранных студентов» доля составляет 30,4%.

18 Внутри категории «Мероприятия, направленные на интеграцию/адаптацию иностранных студентов» доля составляет 17,4%

Почти половина мероприятий, которые проводятся в студенческой среде, составляют различные фестивали, праздники, выставки, т.е. демонстрационные мероприятия. Иногда в рамках фестивалей и дней культуры того или иного народа проводятся мастер-классы, кулинарные дегустации и т.п. В целом различные гастрономические мероприятия (фестивали, дни какого-то блюда или кухни какого-то народа, кулинарные поединки и др.) в общем числе праздничных мероприятий составляют почти 13%.

Большой популярностью пользуется празднование Навруза (почти 9% вузов широко отмечают этот праздник в рамках внеаудиторной работы со студентами). Как правило, в программе празднования доминантой является культурная программа (чаще всего концерты с демонстрацией творческого наследия представителей тех народов, которыми являются студенты вуза), для выступлений с торжественными речами приглашаются руководители землячеств или национальных организаций. Также популярно празднование Нового года, а в отдельных регионах отмечаются Сагаалган (буддийский новый год), Лунный новый год.

Примечательно, что государственный праздник День народного единства в ответах не имел популярности, так же, как и День России, которые большинство считают не столько праздниками как таковыми, сколько еще одним выходным днем19. О том, что общенациональные праздники новейшей истории России не занимают высоких позиций в рейтинге студентов и, в целом, российского общества, говорят и другие исследования20. Одной из главных причин такой ситуации называют размытость смысловой доминанты праздника21, что требует еще большей просветительской работы и формирования общегосударственных политических смыслов, ассоциируемых с праздниками.

Довольно распространенным подходом в проведении мероприятий сообществ является гендерный подход. В некоторых вузах распространена практика женских клубов, мероприятий исключительно для женской части студенчества. Наличие таких органи-

19 Шаповалов С.Н. Формирование государственных праздников современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3. С. 23.

20 Дадаева Т.М. Образование, историческая память и гражданская идентичность: векторы влияния (на примере студенческой молодежи вузов и ссузов Республики Мордовия) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20. № 1 (49). С. 54. DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001. 041-060

21 Савельева Т.В. Медиаобраз новых российских государственных праздников: причины резистентности // Неофилология. 2023. Т. 9. № 3 (35). С. 682. DOI: 10.20310/2587-6953-2023-9-3-677-687

заций и мероприятий особенно важно для представительниц тех культур, где гендерная дистанция во многих повседневных практиках значительна.

В отдельную группу при анализе были выделены мероприятия, направленные на интеграцию/адаптацию иностранных студентов (чуть менее четверти от всех мероприятий межнационального характера). В данную группу объединены мероприятия, в которых значителен элемент наставничества и конкретной адресной помощи иностранным студентам от других студентов или сотрудников вуза, а также приглашенных специалистов. По формату мероприятия чаще всего являются встречами, заседаниями клубов, в рамках которых обсуждаются те или иные вопросы (т.е. событием), реже это длительные проекты совместного действия иностранных и российских студентов. В обозначенную категорию не включены все мероприятия, которые относятся к деятельности различных языковых клубов — они выделены в отдельную позицию.

Популярным форматом мероприятий становится проведение экскурсий для иностранных студентов как по территории вуза, кампуса, так и по городу, в котором расположено учебное заведение. Студентов знакомят не только с историческими местами, культурным наследием территории, но и с повседневными практиками и нормами пребывания и «использования» города, объясняют, как организована транспортная система и как ей следует пользоваться, как работают различные заведения, которые могут быть полезны студентам (банки, места питания и т.д.).

Как отмечают педагоги, участие иностранных обучающихся в совместной с преподавательским составом и русскими студентами образовательно-познавательной деятельности обеспечивает «адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной средой вуза и города, их психоэмоциональную стабильность, освоение новых социальных ролей, приобретение новых духовных ценностей, позволяет приблизиться к полноценному овладению русским языком»22. Также подчеркивается, что совместные мероприятия повышают привлекательность российского образования, способствуют развитию поликультурных связей, повышению академической мобильности участников образовательного процесса23. Вовлечение иностранных студентов в социально-куль-

22 Руденко Ж.А. Внеаудиторная работа по формированию межкультурной компетенции у иностранных студентов: из опыта работы педагога-практика / Ж.А. Руденко // Гуманитарная парадигма. 2022. № 1 (20). С. 97.

23 Милосердова Е.М., Самородова Т.В.«Русский клуб» как метод лингвокуль-турной адаптации иностранных студентов в условиях языковой среды // Вестник

турную деятельность вуза приводит к передаче образцов культуры разных народов, способствует интеграции, а также поддержанию традиций представителей разных национальностей вуза24.

Если экскурсии и совместные мероприятия с разными категориями в первую очередь направлены на социокультурную адаптацию иностранных студентов, то помощь в правовой адаптации оказывается за счет консультирования студентов сотрудниками отдельных структурных подразделений вуза (как правило, международного отдела), а также встреч с представителями МВД, которые дают иностранным студентам консультации юридического характера. Такие мероприятия устраиваются чаще всего не силами и не с подачи клубов интернациональной дружбы и подобных студенческих объединений, а на уровне факультета, вуза.

Большое внимание в вузах уделяется работе со студентами в рамках различных мероприятий, доминантой которых является языковая проблематика. Целью таких мероприятий может быть как повышение уровня владения иностранным языком среди русскоговорящих студентов, так и повышение уровня владения русским языком среди иностранцев. В процессе взаимодействия между студентами формируются навыки межкультурной коммуникации (как «адекватного взаимопонимания двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам»25). Самыми популярными форматами работы в рамках данного направления являются регулярные заседания языковых клубов, а также организация «разовых» событий — проведения Дня определенного языка.

Ряд вузов (порядка 8%) ведет работу в студенческой среде, направленную на продвижение русского языка / русской культуры. Формат таких мероприятий различен, от научных семинаров, круглых столов и т.д., до просветительских вебинаров с демонстрацией видеороликов, а также форматов фестивалей и праздников. Как правило, акцент на продвижении русского языка присутствует в тех вузах, где имеется кафедра филологии или русского языка, программы изучения русского языка как иностранного и т.п.

В табл. 3 также представлены и другие направления работы со студентами, которые были выделены, исходя из ответов вузов

Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 192. С. 93. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-192-87-95

24 Ахтариева Р.Ф., Рахманова А.Р., Салимуллина Е.В. Особенности интеграции иностранных студентов в полиэтническую образовательную среду вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 42.

25 Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Рус. яз., 1990. С. 26.

о мероприятиях межнационального характера. Объединяющая многие народы России и других государств тема Великой Отечественной войны, отраженная в мероприятиях, сегодня как никогда важна для укрепления межнационального мира и согласия, для противодействия разрушению исторической памяти и искажению исторической правды. Также вузы с привлечением широкой студенческой аудитории, включая КИД и другие подобные организации, проводят мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма. Их организация требует серьезного планирования, учета неоднородности студенческих настроений, а также работу в вузе сразу по нескольким направлениям: научно-исследовательском, культурно-просветительском, патриотическом, психологическом и т.д.26

Среди других общественно важных тем, которые касаются любого человека вне зависимости от его этнической или религиозной принадлежности, при этом могут выступить «поводом» для межкультурной коммуникации, совместного проекта и т.д. — экология и здоровье. Мероприятия по этим тематикам вузами проводятся и были указаны в ответах, но число их крайне незначительно.

Заключение

К сегодняшнему дню учебными заведениями наработан большой практический опыт в рамках взаимодействия со студентами по проблематике гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, существует инфраструктура и организационная основа для осуществления такой деятельности. Безусловным подспорьем выступают студенческие организации, основной целью которых является взаимодействие с иностранными студентами, содействие их всесторонней адаптации в новой среде проживания и обучения, развитие международного студенческого сотрудничества в образовании, науке и межкультурной коммуникации. В современном университете клубные объединения становятся во многих отношениях универсальным средством патриотического и интернационального воспитания молодежи27. Плюсом является то, что у подобных организаций уже выстроены взаимосвязи

26 Артюхин О.А., Иванова Л.Л. Практическая деятельность вузов по организации системы противодействия радикальной и иной деструктивной идеологии в молодежной среде // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 172-177. DOI: 10.22394/2079-1690-2022-1-3-172-177

27 Вятлев Д.Н., Чугунов Е.А., Чугунова О.Д., Сайкин А.В. Клубные объединения в современном университете как средство патриотического и интернационального воспитания молодежи // Вестник педагогических наук. 2021. № 2. С. 40.

со структурными подразделениями вузов, которые оказывают информационную, административную и в целом разностороннюю поддержку. Зачастую существуют отработанные процедуры формирования членства организаций, регулирования порядка их работы. Также можно отметить положительную тенденцию в развитии межвузовского взаимодействия в рамках студенческих инициатив и расширения, таким образом, коммуникативных связей, опыта, который получают участники подобных мероприятий и проектов.

Однако присутствуют определенные недостатки в сложившейся системе внеаудиторной работы вузов по межнациональной проблематике. Исходя из перечня указанных респондентами ответов на вопрос о мероприятиях межнационального характера, четко проявляется различие в восприятии и трактовке «межнациональности» в разделении студентов на иностранных и российских. Крайне редко речь идет о «межнациональном» с позиции многообразия народов и культур внутри самой России. Как следствие, важнейшие задачи государства по укреплению национального согласия, сохранению и поддержке этнокультурного и языкового многообразия остаются в зоне меньшего внимании в программе мероприятий вузов по сравнению с интернациональным компонентом. Лишь у немногочисленных вузов имеется опыт взаимодействия, например, с землячествами или этнокультурными организациями, представляющими интересы народов России, с религиозными организациями. Таким образом, на наш взгляд, следует, не умаляя достоинств безусловно важной работы с иностранцами, больше внимания в деятельности студенческих организаций вузов в целом направить на реализацию задач государственной национальной и молодежной политики в части повышения уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия среди российских граждан. Заметим также, что в содержании проводимых вузами мероприятий практически отсутствуют тематика многоконфессиональности России и мира в целом. Недостаточно внимания уделяется проблеме межрелигиозных отношений, укреплению представлений о созидательности и миролюбивости всех религий, в целом бы расширяли представление российских и иностранных студентов о религиях, которые являются неотъемлемой частью российского духовного наследия и оказали огромное влияние на формирование ценностей российского общества. Необходимо привлекать больше внимания всех студентов к религиозной тематике с целью формирования у них конкретных знаний о том, как многообразие вероисповеданий,

языков и традиций «сплотило нашу страну в уникальную модель с единым культурным кодом»28.

Учитывая, что современная Россия практически сразу столкнулась с использованием против нее национальных и религиозных факторов, что идеи дезинтеграции Российской Федерации по национальному или религиозному признаку открыто присутствуют в работах зарубежных авторов29, в условиях современной геополитической ситуации и возникающих угроз духовно-нравственным ценностям российского общества особенно важны мероприятия, которые, во-первых, поднимали бы в своей повестке значимость сохранения и укрепления традиционных ценностей, во-вторых, распространяли бы знания о позитивном вкладе России в мировую историю и культуру. Мероприятия вузов в рамках межнациональной проблематики сегодня должны отвечать, таким образом, одновременно нескольким стратегическим задачам: созданию условий для адаптации иностранных студентов к правовым, социокультурным и иным условиям и нормам жизни и обучения в России; формированию позитивных связей российских студентов с иностранными студентами, носителями иных культур, но разделяющими общечеловеческие ценности, бережно относящимся к материальным и культурным ценностям нашей страны, уважающими многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни российского населения; укреплению общероссийской гражданской идентичности среди российского студенчества, целостности государства.

Литература

Артюхин О.А., Иванова Л.Л. Практическая деятельность вузов по организации системы противодействия радикальной и иной деструктивной идеологии в молодежной среде // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 172-177. DOI: 10.22394/2079-1690-20221-3-172-177

Ахтариева Р.Ф., Рахманова А.Р., Салимуллина Е.В. Особенности интеграции иностранных студентов в полиэтническую образовательную среду вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 39-42.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М. : Рус. яз., 1990. 246 с.

28 Всероссийская стратегическая студенческая сессия по укреплению гражданской идентичности // Ректор ВУЗа. 2023. № 8. С. 39.

29 Прилепский П.А., Буров А.С. Технологии внешнего влияния на политику Российской Федерации в контексте специальной военной операции на Украине // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. Т. 20. № 2. С. 126-140. DOI: 10.55959/М8Ш073-2643-21-2023-2-126-140

Волков Ю.Г., Гурба В.Н., Гуськов И.А. Социокультурный габитус гражданской идентичности учащейся молодежи: факторы формирования в условиях неопределенности российского общества // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11. № 6. С. 59-74. DOI: 10.18522/2227-8656.2022.6.3

Всероссийская стратегическая студенческая сессия по укреплению гражданской идентичности // Ректор ВУЗа. 2023. № 8. С. 36-39.

Вятлев Д.Н., Чугунов Е.А., Чугунова О.Д., Сайкин А.В. Клубные объединения в современном университете как средство патриотического и интернационального воспитания молодежи // Вестник педагогических наук. 2021. № 2. С. 34-40.

Дадаева Т.М. Образование, историческая память и гражданская идентичность: векторы влияния (на примере студенческой молодежи вузов и ссузов Республики Мордовия) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20. № 1 (49). С. 41-64. DOI: 10.15507/20789823.049.020.202001.041-060

Карпенко А.В. Внеаудиторная работа с обучающимися как средство расширения межкультурной компоненты (из опыта работы) / А.В. Карпенко, Г.А. Гольдберг // Конвергентные технологии XXI: вариативность, комбинаторика, коммуникация: Материалы II Международной междисциплинарной научной конференции. Симферополь, 2017 г. / Под общей редакцией А.Д. Петренко. Симферополь: ООО «Антиква», 2018. С. 196-200.

Куц Л.Г. Клубы интернациональной дружбы как центры в опыте российской школы // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. Человек и образование. 2010. № 2 (23). С. 58-62.

Милосердова Е.М., Самородова Т.В. «Русский клуб» как метод лингво-культурной адаптации иностранных студентов в условиях языковой среды // Вестник Тамбовского университета. Серия. Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 192. С. 87-95. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-192-87-95

Прилепский П.А., Буров А.С. Технологии внешнего влияния на политику Российской Федерации в контексте специальной военной операции на Украине // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. Т. 20. № 2. С. 126-140. DOI: 10.55959/М8Ш073-2643-21-2023-2-126-140

Разов П.В., Скворцов Н.Г. Молодежные общественные организации в региональном социуме как ресурс консолидации российского общества // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12. № 1. С. 26-38. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.1 Руденко Ж.А. Внеаудиторная работа по формированию межкультурной компетенции у иностранных студентов: из опыта работы педагога-практика / Ж.А. Руденко // Гуманитарная парадигма. 2022. № 1 (20). С. 88-97.

Савельева Т.В. Медиаобраз новых российских государственных праздников: причины резистентности / Т.В. Савельева // Неофилология. 2023. Т. 9. № 3 (35). С. 677-687. DOI: 10.20310/2587-6953-2023-9-3-677-687

Шаповалов С.Н. Формирование государственных праздников современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3. С. 20-26.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:

Сажина Варвара Андреевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; e-mail: sazhina@spa.msu.ru

ABOUT THE AUTHOR:

Sazhina V. — PhD, Associate Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation; e-mail: sazhina@spa.msu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.