Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caucasian Science Bridge
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бедрик Андрей Владимирович, Щукина Елена Львовна

В статье анализируется деятельность молодежных общественных объединений как субъектов национальной политики в России, что является новым исследовательским направлением, осуществляемым на стыке двух предметных областей научного знания - этнополитологии и этносоциологии. Стратегия государственной национальной политики России в качестве приоритетной задачи, сформулировала активизацию участия общественных организаций в развитии и регулировании сферы межэтнических отношений. Однако сами гражданские организации проявляют недостаточную активность в реализации данной задачи. Авторами приводятся результаты собственного опроса молодежи Ростовской области, Краснодарского края и Республики Крым в рамках проекта «Молодежные общественные объединения в реализации приоритетных направлений государственной национальной политики на Юге России». По результатам анкетирования было установлено, что наибольшую активность в деятельности молодежных общественных объединений проявляет студенческая молодежь, которая, помимо реализации государственной политики, инициирует собственные проекты в наиболее интересных для нее областях, в частности, сохранении исторического наследия, медиации в межэтнических конфликтах и благотворительной деятельности. Составлен реестр молодежных общественных организаций, включающих в свои уставы реализацию государственной национальной политики. Проведена диагностика деятельности молодежных общественных объединений трех субъектов южнороссийского региона: Ростовской области, Краснодарского края и республики Крым, участвующих в реализации национальной политики России; осуществлена оценка их социальной эффективности в данной сфере. Проведено глубинное интервьюирование лидеров молодежных объединений и субъектов реализации национальной политики, представителей государственных и муниципальных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бедрик Андрей Владимирович, Щукина Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE NATIONAL POLICY AND YOUTH ASSOCIATIONS IN THE SOUTH OF RUSSIA

The article analyzes the activities of youth public associations as subjects of national policy in Russia, which is a new research direction carried out at the junction of two subject areas of scientific knowledge - ethnopolitology and ethnosociology. The strategy of the state national policy of Russia, as a priority task, formulated the activation of the participation of public organizations in the development and regulation of interethnic relations. However, civil organizations themselves show insufficient activity in the implementation of this task. The authors present the results of their own survey of the youth of the Rostov Region, Krasnodar Region and the Republic of Crimea, within the framework of the project "Youth public associations in the implementation of priority areas of state national policy in the South of Russia". According to results of the survey, it was found that the student youth is the most active in the activities of youth public associations, which, in addition to implementing state policy, initiates its own projects in the areas most interesting to it, in particular, the preservation of historical heritage, mediation in interethnic conflicts and charitable activities. Register of youth public organizations has been compiled that include the implementation of the State national policy in their charters. Diagnostics of the activity of youth public associations of three subjects of the Southern Russian region: Rostov region, Krasnodar Territory and the Republic of Crimea, participating in the implementation of the national policy of Russia; an assessment of their social effectiveness in this area was carried out. In-depth interviewing of leaders of youth associations and subjects of national policy implementation, representatives of state and municipal structures was conducted.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ»

Caucasian Science Bridge, 2021, Т. 4, №4 (14) СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ doi: 10.18522/2658-5820.2021.4.1

Научная статья УДК 316.4

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.4.1

Государственная национальная политика и молодежные объединения на Юге России

Андрей В. Бедрик1

хЮжный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия

e-mail: abedrik@bk.ru

Елена Л. Щукина2

2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия

e-mail: elshukina@sfedu.ru

Аннотация.

В статье анализируется деятельность молодежных общественных объединений как субъектов национальной политики в России, что является новым исследовательским направлением, осуществляемым на стыке двух предметных областей научного знания - этнополитологии и этносоциологии. Стратегия государственной национальной политики России в качестве приоритетной задачи, сформулировала активизацию участия общественных организаций в развитии и регулировании сферы межэтнических отношений. Однако сами гражданские организации проявляют недостаточную активность в реализации данной задачи.

Авторами приводятся результаты собственного опроса молодежи Ростовской области, Краснодарского края и Республики Крым в рамках проекта «Молодежные общественные объединения в реализации приоритетных направлений государственной национальной политики на Юге России». По результатам анкетирования было установлено, что наибольшую активность в деятельности молодежных общественных объединений проявляет студенческая молодежь, которая, помимо реализации государственной политики, инициирует собственные проекты в наиболее интересных для нее областях, в частности, сохранении исторического наследия, медиации в межэтнических конфликтах и благотворительной деятельности.

Составлен реестр молодежных общественных организаций, включающих в свои уставы реализацию государственной национальной политики. Проведена диагностика деятельности молодежных общественных объединений трех субъектов южнороссийского региона: Ростовской области, Краснодарского края и республики Крым, участвующих в реализации национальной политики России; осуществлена оценка их социальной эффективности в данной сфере. Проведено глубинное интервьюирование лидеров молодежных объединений и субъектов реализации национальной политики, представителей государственных и муниципальных структур. Ключевые слова

национальная политика; молодежные общественные объединения; молодежь; некоммерческая организация; национально-культурные объединения.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ проект № 21-01131684 «Молодежные общественные объединения в реализации приоритетных направлений государственной национальной политики на Юге России». Для цитирования

Бедрик А.В., Щукина Е.Л. (2021). Государственная национальная политика и молодежные объединения на Юге России. Caucasian Science Bridge, 4 (4), С. 10-16 . https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021A1

State national policy and youth associations in the South of Russia

Andrey V. Bedrik1

1Southern Federal University, Rostov-on-Don, Rostov Region, Russia

e-mail: abedrik@bk.ru

Elena L. Shchukina2

2Southern Federal University, Rostov-on-Don, Rostov Region, Russia e-mail: elshukina@sfedu.ru

Abstract

The article analyzes the activities of youth public associations as subjects of national policy in Russia, which is a new research direction carried out at the junction of two subject areas of scientific knowledge - ethnopolitology and ethnosociology. The strategy of the state national policy of Russia, as a priority task, formulated the activation of the participation of public organizations in the development and regulation of interethnic relations. However, civil organizations themselves show insufficient activity in the implementation of this task.

The authors present the results of their own survey of the youth of the Rostov Region, Krasnodar Region and the Republic of Crimea, within the framework of the project "Youth public associations in the implementation of priority areas of state national policy in the South of Russia". According to results of the survey, it was found that the student youth is the most active in the activities of youth public associations, which, in addition to implementing state policy, initiates its own projects in the areas most interesting to it, in particular, the preservation of historical heritage, mediation in interethnic conflicts and charitable activities.

Register of youth public organizations has been compiled that include the implementation of the State national policy in their charters. Diagnostics of the activity of youth public associations of three subjects of the Southern Russian region: Rostov region, Krasnodar Territory and the Republic of Crimea, participating in the implementation of the national policy of Russia; an assessment of their social effectiveness in this area was carried out. In-depth interviewing of leaders of youth associations and subjects of national policy implementation, representatives of state and municipal structures was conducted. Keywords

national policy; youth public associations; youth; non-profit organization; national cultural associations. For Citation

Bedrik A. V., Shchukina E. L. (2021). State national policy and youth associations in the South of Russia. Caucasian Science Bridge, 4 (4), P. 10-16 . https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.4.1

Acknowledgments: the reported study was funded by RFBR and EISR project No. 21-011-31684 «Youth public associations in the implementation of the priorities of the state national policy in the South of Russia».

Введение.

Роль и место молодежных общественных объединений представляется чрезвычайно важной и актуальной в гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений на Юге России. Именно молодежь является, с одной стороны, наиболее активной социальной группой, с другой, - наиболее конфликтогенной (Чупров,Зу-бок,2015), соответственно, увеличение количества молодежных объединений и распространение их деятельности на развитие гармоничных межнациональных отношений будет способствовать усилению роли молодежных инициатив, проектов. Следует отметить, что наряду с количественным ростом различных молодежных объединений, возрастанием их роли как субъектов социальной политики, наблюдается явная недооценка их значимости в современном обществе, недооцениваются возможности их конструктивной работы. Инициируемые же государством или педагогическим сообществом мероприятия не находят должного отклика, а подчас и отторгаются молодежной средой, так как используются модели психолого-педагогической работы, не коррелирующие с их интересами. В самой молодежной среде актуализируется запрос на учет их мнения, что выявлено и в нашем исследовании, в ответах молодых респондентов. Соответственно, расширение сферы деятельности молодежных объединений, с включением проблематики межэтнической консолидации, позволит в полной мере реализовать стоящие перед современным государством и обществом задачи. «Стратегия государственной национальной политики России на период до 2025 года» декларирует необходимость: «использования потенциала институтов гражданского общества, в том числе национальных и многонациональных общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, в целях гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, совместного противодействия росту межнациональной напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды» (Стратегия государственной национальной политики, 2012).

Методология и методы исследования

Теоретико-методологическая база исследования базировалась на неоинституциональном подходе, что обусловлено необходимостью анализа общественных объединений, целевой группой деятельности которых выступает молодежь. В рамках исследовательского проекта использовались отдельные положения структурно-функционального подхода, что обеспечило возможности для анализа эффективности деятельности молодежных объединений в указанной сфере; компаративистский подход, который позволит сравнить социальные практики деятельности молодежных общественных объединений и перспективы имплементации лучших из них в различных региональных и локальных условиях.

Эмпирическое исследование проведено с применением метода опроса в форме анкетирования и интервьюирования. В настоящем исследовании принимало участие более 1500 респондентов: Ростовская область (523); Краснодарский край (518); Республика Крым (509). Выборка осуществлена в соответствии со следующими статистическими критериями: пол, возраст, место жительства, уровень образования, тип занятости. Для реализации поставленной задачи также использовался метод глубинных интервью с лидерами молодежных общественных объединений и должностными лицами, занимающимися национальной политикой в трех исследуемых регионах. Категория «молодежь», включала респондентов от 18 до 35 лет, что определено ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (ФЗ «О молодежной политике РФ», 2020).

Результаты и их обсуждение

Для эффективной реализации государственной национальной политики по регулированию межэтнических и межконфессиональных отношений «Стратегия государственной национальной политики» четко определила задачи по «воспитанию культуры межнационального общения, основанной на толерантности; создание в образовательных учреждениях структур студенческого самоуправления на интернациональной основе; проведение молодежными общественными объединениями мероприятий по профилактике проявлений межэтнической (межнациональной) нетерпимости и др.» (Стратегия государственной национальной политики,2012). Помимо этого, подчеркивается, что сохраняют «актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической и религиозной нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма и терроризма» (Стратегия государственной национальной политики, 2012).

Как отмечается в многочисленных исследованиях по этносоциологии, этнической психологии, проявление агрессии, как правило, является безличным. Межкультурный диалог, знакомство с ценностями и традициями других культур, их многообразием, во многом, минимизирует конфликтогенную составляющую и позволяет преодолевать дистанцирование по принципу «свой» - «чужой». Чем более толерантно относятся респонденты к представителям иной национальности, тем в большей мере их отношение основано на личном опыте, и наоборот, агрессивные и нетерпимые настроения, во многом, базируются на иных источниках - опыте родственников, суждениях их окружения или СМИ (Щукина, 2020). Инициируемые молодежными объединениями этнокультурные мероприятия, призваны минимизировать конфликтогенную составляющую, познакомить молодежь с многогранностью культурного богатства всех народов, проживающих в стране и регионе, способствовать формированию общероссийской идентичности.

Согласно приведенной таблице (Таблица 1), молодежь заинтересована участвовать в разрешении межэтнических конфликтов, брать на себя функции медиатора. Данная задача находится на втором или третьем месте по степени приоритетности интересов, в зависимости от субъектов южнороссийского региона. На первом месте у всех ре-

спондентов указывается деятельность по сохранению исторического наследия, трансляции исторической памяти посредством проведения исторических реконструкций и разработке историко-культурных туристических маршрутов.

Таблица 1.

Средняя арифметическая оценки интереса респондентов к направлениям деятельности

молодежных организаций (Множественный ^ выбор)

№ Вариант ответа Ростовская область (в %) Краснодарский край (в %) Республика Крым (в %)

1 Популяризация культуры разных народов (кухня, обычаи, праздники, экскурсии и т.д.) 3,56 3,34 3,21

2 Популяризация языков разных народов 3,47 3,30 2,99

3 Решение конфликтов между представителями разных народов 3,85 3,67 3,50

4 Религиозное воспитание 2,37 2,85 2,63

5 Патриотическое воспитание 2,85 3,48 3,03

6 Благотворительные акции 3,83 3,94 3,65

7 Сохранение исторической памяти (реконструкции исторических событий, туристические маршруты и т.д.) 3,96 3,88 3,94

В Ростовской области несколько лет успешно реализовывается проект «150 культур Дона», инициированный ОНФ и осуществляемый Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, Южным федеральным университетом, представителями общественных некоммерческих организаций диаспор и землячеств, а также молодежными общественными организациями. Вовлечение широкого круга средних общеобразовательных учреждений в осуществление данного проекта, заинтересованность подростков и молодежи в его осуществлении как раз и способствует сохранению исторической памяти и историко-культурному просвещению молодежи. Данный проект можно рассматривать как реальную социальную практику в целях гармонизации межэтнических отношений на Юге России, в котором участвовали представители различных возрастных групп и осуществлялась административная поддержка.

Деятельность молодежных общественных объединений, как и, в целом, всех некоммерческих объединений, осуществляется за счет грантовой поддержки - Фонда Президентских грантов, комитета по молодежной политике, Министерства культуры, администрации региона, муниципальных образований, и др. (Курбатов, Месхи, Панфилова, Степанов, 2017). Для регулярного получения грантов нужно уметь грамотно и профессионально составлять заявки, что не всегда получается у молодых людей. При проведении интервьюирования, лидеры молодежных организаций высказывали мнение о том, что сфера этнокультурной политики практически не финансируется со стороны муниципалитетов.

Согласно приведенной таблице (Таблица 2), в наибольшей степени респондентов волнует вопрос поддержки их инициативы на уровне страны и региона; возможность открытого выражения своего мнения; помощь в области профессиональной подготовки и вопрос финансирования тоже выделены в качество приоритетного, но финансирование не главная проблема в исследуемых регионах.

Исследуя социальную эффективность деятельности молодежных общественных объединений по интервьюированию информантов - лидеров молодежных организаций, где они демонстрируют достаточно позитивную картину оценки конкретных практик

гармонизации межэтнических отношений и сохранения этнических культур, можно частично согласиться с их результативностью. В то же время, рассматривая охват целевой аудитории, с получением от нее обратной связи, деятельность, в целом, представляется недостаточной. Диаграмма (Таблица 3) демонстрирует явное отсутствие информации о проведении этнокультурных мероприятий молодежными объединениями в социальных медиа. Подавляющее количество ответов - «крайне редко встречали информацию» (35,7%) и «никогда» (23,5%).

Таблица 2.

Как Вы полагаете, что необходимо сделать, чтобы молодежные общественные объединения более эффективно решали вопросы укрепления отношений между народами и сохранения их

культур (не более 3-х вариантов ответа)? (Множественный выбор)

№ Варианты ответа РО КК РК

1 Ничего не нужно делать, они вносят заметный вклад в решение этих вопросов 3,5 9,2 9,6

2 Ничего не нужно делать, потому что молодежные объединения не способны внести вклад в решение этих проблем 7,7 13,5 12,2

3 Отделить эти объединения от государства 19,3 13,8 12,8

4 Выделять им больше денег 35,3 26,9 24,4

5 Готовить профессионалов для организации деятельности таких объединений 45,2 41,9 45,5

6 Дать молодежным объединениям возможность открыто выражать свое мнение по всем вопросам 66,7 62,7 60,3

7 Объединить эти молодежные организации под крылом государства 12,3 18,5 21,2

8 Поддерживать их инициативы на уровне страны и региона 69,5 56,2 51,9

9 Перевести их на самостоятельное обеспечение ресурсами (деньгами, людьми и т.д.) 10,3 11,2 11,5

10 Уменьшить контроль 16,9 10 15,4

11 Другое 0,9 0,8 2,6

Таблица 3,

Часто ли Вы встречаете в Интернете (социальных сетях) информацию об акциях, форумах, слетах и т.п., которые проводят молодежные объединения для укрепления отношений между народами страны и сохранения их культуры?

40 30 20 10 0

27,2

23,5

13,Ь

1) Да, 2) Да, 3) Да, 4) Нет,

часто иногда крайне редко никогда

Несмотря на оформление институционально-правовых рамок деятельности гражданских институтов, декларацию на всех политических уровнях приоритетной задачи их участия в реализации направлений российской национальной политики, расширение материальной поддержки, социальная эффективность соответствующих институтов остается низкой. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов населения Юга России, по результатам которых только 12% респондентов положительно оценивают участие НКО в регулировании межэтнических отношений в регионе и сохранении национальных культур (Бедрик А.В., Сериков А.В., 2016).

Невозможно переоценить значимость межкультурного диалога для сохранения толерантных взаимоотношений и профилактики межэтнических конфликтов в регионе, сохранения единого социокультурного пространства страны. Необходимо акцентировать внимание не на том, что нас разъединяет, а на том, что объединяет. Выводы о необходимости деполитизация этнокультурных общностей, «деполитизации этничности», подчеркиваются во многих исследованиях (Бинеева, Чернобровкина, Мамина, 2020).

Одним из аспектов нашего исследования являлся анализ, по материалам СМИ, уровня общественной репрезентации выявленных социальных практик деятельности молодежных общественных объединений в сфере реализации национальной политики РФ. Мониторинг масс-медиа уточнил, что презентация текущих мероприятий, организовываемых молодежными общественными организациями по межкультурной коммуникации, представляется весьма недостаточной. Соответственно, имеющийся у молодежных объединений потенциал используется недостаточно.

Заключение

Рассматривая молодежные общественные объединения в качестве акторов социально-культурного проектирования гармоничных межэтнических отношений, следует подчеркнуть, что данные объединения еще не играют ведущей роли, в реализации государственной национальной политики. Реестр молодежных общественных объединений, составленный авторами, демонстрирует весьма широкую представленность различных структур, включающих в свою деятельность вопросы гармонизации межэтнических отношений, сохранения и трансляции историко-культурного наследия. В то же время, социальная эффективность деятельности молодежных объединений с точки зрения других субъектов государственной национальной политики Юга России (органов государственной власти, органов местного самоуправления, национально-культурных объединений, институтов образования, СМИ), а также с точки зрения их собственной социальной базы - российской молодежи, представляется на сегодняшний день недостаточной.

Во многих случаях молодежь рассматривается как объект воздействия со стороны общества, государственных структур для её успешной социализации, вовлечения в политическую деятельность и, в дальнейшем, расширения участия в формировании успешного будущего нашего государства. В то же время, молодежные общественные организации можно рассматривать как своеобразные структуры медиаторов, между государством и молодежью, в целом.

Поскольку, исследовательский проект направлен на диагностику современного состояния молодежных общественных объединений, участвующих в реализации государственной национальной политики, следует сделать вывод об активном участии узкого сегмента молодых, инициативных молодежных лидеров в инициировании и реализации молодежных проектов. К сожалению, большинство молодых людей не вовлечены, да и не знают о существовании многих молодежных объединений. Соответственно, можно предложить органам государственной власти и местного самоуправления более активно привлекать молодежных лидеров и молодежь, в целом, для решения актуальных задач межэтнических и межконфессиональных отношений на региональном и муниципальном уровне, т.к. именно молодежь призвана стать стратегическим ресурсом в реализации государственной национальной политики.

Литература

Бедрик, А.В., Сериков, А.В. (2016). Крупный южнороссийский город как среда межэтнического взаимодействия (на примере г. Ростова-на-Дону). Социально-гуманитарные знания, 11, 123-131. Бинеева, Н.К., Чернобровкина, Н.И., Мамина, Д.А. (2021). Социальная справедливость в регулировании межэтнических отношений на Юге России: опыт социологического исследования. Россия реформирующаяся, 19, 444-461.

Курбатов, В.И., Месхи, Б.Б., Панфилова, Ю.С., Степанов, О.В. (2017). Население юга России о перспективах регулирования межэтнических отношений органами региональной власти и муниципального управления. ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура, 6, 61-67. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2020 года №489 ФЗ. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/ Чупров, В.И., Зубок, Ю.А., Уильямс, К. (2015). Молодежь в обществе риска. М.: Юридическое издательство Норма, 230.

Щукина, Е.Л. (2020). Возможности распространения установок экстремизма через молодежные субкультурные объединения. Обзор.НЦПТИ, 4 (23), 54-59.

References

Bedrick, A.V., Serikov, A.V. (2016). A large Southern Russian city as an environment of interethnic interaction (on the example of Rostov-on-Don). Social and Humanitarian Knowledge, 11, 123-131.

Bineeva, N.K., Chernobrovkina, N.I., Mamina, D.A. (2021). Social justice in the regulation of interethnic relations in the South of Russia: the experience of sociological research. Russia Reforming, 19, 444-461.

Kurbatov, V.I., Meskhi, B.B., Panfilova, Yu.S., Stepanov, O.V. (2017). The population of the South of Russia on the prospects of regulating interethnic relations by regional authorities and municipal administration. POISK: Politics. Social studies. Art. Sociology. Culture, 6, 61-67.

On Youth Policy in the Russian Federation: Federal Law No. 489 FZ of December 30, 2020. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/

The Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 1666 of December 19, 2012. Available at: https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/

Chuprov, V.I., Zubok, Yu.A., Williams, K. (2015). Youth in a risk society. M.: Norma Legal Publishing House,

230.

Shchukina, E.L. (2020). The possibilities of spreading extremist attitudes through youth subcultural associations. Review. NCPTI, 4 (23), 54-59.

Дата получения рукописи: 14.11.2021 Дата окончания рецензирования: 29.11.2021 Дата принятия к публикации: 13.12.2021

Информация об авторах Бедрик Андрей Владимирович - кандидат социологических наук, доцент, директор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; e-mail: abedrik@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Щукина Елена Львовна - кандидат исторических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; e-mail: elshukina@sfedu.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Information about the authors Bedrik Andrey Vladimirovich - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia; email: abedrik@bk.ru

Shchukina Elena Lvovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia; email: elshukina@sfedu.ru_

The authors have no conflict of interests to declare

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.