Научная статья на тему 'Обеспечение массовой физкультурной активности учащихся средней школы с использованием многопрофильной системы боевых искусств при учете индивидуальных предпочтений к роду деятельности'

Обеспечение массовой физкультурной активности учащихся средней школы с использованием многопрофильной системы боевых искусств при учете индивидуальных предпочтений к роду деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ БОЕВЫХ ИСКУССТВ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ К РОДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсов Игорь Бондович

В условиях информационного бума физическое воспитание детей и молодежи сталкивается с рядом отвлекающих и биологически ослабляющих факторов. В этих условиях необходима коррекция форм и методов воспитания вообще за счет внедрения социально значимых видов физических упражнений на фоне достижения коллективной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фурсов Игорь Бондович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение массовой физкультурной активности учащихся средней школы с использованием многопрофильной системы боевых искусств при учете индивидуальных предпочтений к роду деятельности»

УДК 373.5.037.1 ББК 74.200.54 Ф 95

И.Б. Фурсов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ПРИ УЧЕТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ К

РОДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. В условиях информационного бума физическое воспитание детей и молодежи сталкивается с рядом отвлекающих и биологически ослабляющих факторов. В этих условиях необходима коррекция форм и методов воспитания вообще за счет внедрения социально значимых видов физических упражнений на фоне достижения коллективной цели.

Ключевые слова: иногопрофильность боевых искусств, социальная значимость, индивидуальные предпочтения к роду деятельности, групповая деятельность.

I.B. Fursov

Providing mass sports activity of pupils of secondary school with the use of a versatile system of fighting arts

considering individual preferences of the kind of activity

Abstract. In conditions of information boom, physical training of children and youth faces a number of distracting and biologically weakening factors. In these conditions, correction of forms and methods of education is necessary due to introduction of socially significant kinds of physical exercises against a background of achievement of the collective purpose.

Key words: fighting arts of other varieties, social importance, individual preferences of a kind of activity, group activity.

В физической культуре и спорте имеется обширный набор упражнений, способных удовлетворить потребности лиц с различной морфологией и предпочтением к роду двигательной и психической деятельности [9].

История классифицирования физических упражнений свидетельствует о превалировании в физическом воспитании упражнений, развивающих сомато-двигательные (телесно-двигательные) качества, что само по себе немаловажно, но не первично в сфере адаптации необходимых движений к экспресс-изменениям в процессе взаимной деятельности, поскольку обеспечение срочной адаптации сложно и требует формирования «модели потребного будущего» (по Н. А. Бернштейну), что увеличивает латентный период реакции на смену обстановки.

Сама постановка вопроса о существовании «упражнений спорта», в отличие от гимнастики, спортивных игр, туризма, единоборств [7], свидетельствует о путанице в представлениях специалистов физической культуры и спорта и, естественно, организаторов физкультурно-спортивного движения. В широко используемой в нашей стране классификации спортивных упражнений Г.С. Туманяна и В.М. Зациорского предполагается деление видов спортивной деятельности по преобладанию в них физических нагрузок (кондиционные), координационной сложности (координационные) и по совмещенности первых двух признаков (сопряженные). Однако в ней оставлены за бортом упражнения, связанные с преимущественной сенсомоторной и психомоторной деятельностью в меняющихся ситуациях зачастую экстремального характера. Кроме того, термин «кондиция» обозначает условия, а кондиционным является и качество скорости переработки образно-двигательной информации, обеспечивающей качество ловкости. В связи с этим уместно обратиться к классификации, в которой в иерархической

последовательности учитываются все признаки, имеющие место в спортивных упражнениях, признаки [10] (табл. 1).

Таблица 1.

Классификация видов спортивной деятельности

№ Мотивация Условия деятельности Вид функциональной нагрузки

1. На преодоление Программно-поочередные, ациклические Программно-параллельные, циклические Локомоторные*: - скоростно-силовые; - скоростно-силовые; - аэробные

2. На демонстрацию Программно-поочередные: Координационные**

3. На игру Ситуационные: - неконтактно- поочередные; - мягко-контактно-встречные; - жесткие-встречные. Сенсомоторные ***

4. На единоборство Ситуационные: - полно-контактные; - ударные; - смешанные; - ударно-орудийные Психомоторные ***

5. На деятельность Программно- ситуационные. Условно-контактные. 1. Локомоторно-координационные 2. Координационно-операционные 3. Интеллектуально-операционные

4. - действия, оцениваемые в системе CGS (килограммы, метры, секунды)

** - действия, оцениваемые субъективно, в баллах, очках

***- действия, включающие в себя физические, координационные и сенсомоторные нагрузки.

В сравнении с представленными в таблице видами деятельности состав видов спорта, используемых в школьном физическом воспитании, ограничивается упражнениями на преодоление и играми, что не может удовлетворить предрасположенности всей массы детей и зачастую приводит к неприятию уроков физкультуры. Кроме того, в условиях средней школы индивидуализация физического воспитания [4] оказывается на практике пустой мечтой, поскольку стандартный урок предполагает занятие с группой, а при индивидуализации ускользает из поля зрения вся группа.

Мы поставили перед собой цель: в школьной системе физического воспитания предоставить учащимся возможность выбора из максимально широкого спектра видов двигательной деятельности. Мы предположили, что этой цели можно достигнуть за счет организации школьного смотра-конкурса на массовое овладение широким спектром социально значимых упражнений из боевых искусств, включающих в себя 3 классификационных блока: индивидуальные сложно-координационные действия,

условно-контактные взаимодействия и противоборства, что позволит обеспечить реальную индивидуализацию процесса физического воспитания за счет права выбора [8], особенно при наличии некоторых соматических и вегетативных отклонений от нормы.

По данным социологических опросов, эти упражнения имеют высокую социальную значимость [2, 3, 9]. Во-вторых, они относятся к видам деятельности с различными функциональными проявлениями. Так, к боевым искусствам относятся демонстрационные одиночные упражнения Ушу Таолу и парные демонстрационные упражнения Дуэлянь. К упражнениям боевых искусств относится самозащита без оружия как вид условно-контактных, программно-ситуационных упражнений. Наконец, к боевым искусствам относятся все единоборства. Такой широкий спектр упражнений вполне мог бы удовлетворить запросы большинства учащихся, что и достигается в китайской системе физической культуры - Ушу [1, 5]. Поэтому их можно назвать полифункциональными, как обеспечивающими развитие большого спектра функций, и полимодальными, охватывающими широкий мотивационный спектр деятельности.

По данным ряда педагогических исследований, большой позитивный эффект приносят почетвертные ознакомительные курсы по видам физкультурно-спортивной деятельности [3], что вовлекает многих детей в спортивные секции по видам боевых искусств. Однако, по данным наших социологических опросов, большое число детей и подростков по различным причинам не могут посещать спортивные секции, в принципе не отказываясь от участия в них. Одной из основных причин является спортивная направленность деятельности секций, что отпугивает многих детей, не имеющих на данный момент развития необходимых для серьезной конкуренции соматических и психофизиологических кондиций.

В своем эксперименте мы попытались создать условия, позволяющие всем детям принять участие в коллективной деятельности классной группы, направленной на участие в смотре-конкурсе на многопрофильную физкультурно-спортивную деятельность с общегрупповой оценкой.

В перечень оцениваемой в конкурсе физкультурно-спортивной деятельности были включены:

- демонстрация вольного упражнения с оружием по технологии Ушу-Таолу (оценка индивидуального исполнения и процент числа участников от состава группы);

- демонстрация условно-конфликтного парного упражнения с оружием по технологии Ушу-Дуэлянь (оценка парного исполнения и процент участвующих пар от группы);

- демонстрация синхронности одиночного упражнения с военизированными предметами в составе группы (общая оценка умножается на численный состав группы);

- участие в групповой демонстрации супротивно-парных, условно-контактных упражнений с военизированными предметами (общая оценка умножается на численный состав группы);

- участие в секции самозащиты без оружия или в секции айкидо с обязательным представлением документа о спортивно-технической квалификации и демонстрацией умений на итоговом празднике (10 баллов за каждого);

- участие в секции единоборства с обязательным представлением документа о спортивно-технической квалификации и показательным выступлением на итоговом празднике (10 баллов за каждого).

Причем учащиеся, добившиеся высокой спортивной квалификации, получают дополнительные коэффициенты для результатов учебной группы.

С целью максимально возможного обеспечения участия в физкультурноспортивной деятельности в школе после проведения ознакомительных уроков в первой четверти, помимо вовлечения детей в секционную работу вне школы, были организованы дополнительные занятия на базе школы: по демонстрационным одиночным и супротивнопарным упражнениям, по самозащите без оружия (на предмет демонстрации в условноконтактном режиме) и по бросковому бою (по аналогии с Ушу-Саньда).

В результате годичного эксперимента число школьников, участвующих в физкультурно-спортивной деятельности, увеличилось на 49 %. При этом, если в числе освобожденных от занятий физической культурой было 36 % учащихся, то в физкультурно-спортивном конкурсе участвовало 78 % (рис. 1), что свидетельствует о высоком мотивационном эффекте коллективной деятельности.

80 60 40 20 0

здоровых освобожденных участвовало

Рис. 1.Показатели участия школьников в смотре-конкурсе физкультурно-спортивной

деятельности

По данным дисциплинарной документации, за этот период количество фиксируемых дисциплинарных нарушений уменьшилось на 27 %.

Данные опроса школьников свидетельствуют о том, что высокая активность детей является результатом совместной групповой деятельности на согласование [7].

Кроме того, особую роль сыграла театрализованная демонстрация смотра-конкурса, в результате которого еще 12 % учащихся изъявили желание заниматься в системе классно-групповой деятельности и в секциях единоборств [6].

Таким образом, организация физкультурно-спортивной работы путем мотивации к коллективно-групповой, конкурсной деятельности за счет использования социально значимых видов физических упражнений показала свою высокую эффективность как в биологическом, так и в социальном аспектах.

Примечания:

1. Васильев О.С. О месте боевого искусства Ушу в системе современного детского спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 2. С. 5,6.

2. Вершинина Е.П. Особенности прикладной физической подготовки по специальности «референт»: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2003. 159 с.

3. Гайдук Т.А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 165 с.

4. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М., 2006. 290 с.

5. Маслов А.А. Ушу в культурной традиции Китая // Общество и государство в Китае: материалы XVIII науч. конф. М., 1987. 78 с.

6. Москаленко А.Н. Зрелищные мероприятия как средство приобщения широкого круга людей к занятиям физической культурой и спортом // Связи с общественностью в спорте: образование, тенденции, международный опыт: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. 27-28 марта 2008 г. Краснодар, 2008. С. 50-54.

7. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта, физического воспитания. (логика, история, методология): дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. Краснодар, 1998. 105 с.

8. Рокушфалви П. Некоторые психологические вопросы, связанные с выбором вида спорта // Психология и современный спорт. М., 1973. С. 170-176.

9. Степанова П.И. Прикладные физические упражнения как средство повышения умственной работоспособности курсантов - летчиков на занятиях по математике и информатике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2002. 22 с.

10. Шулика Ю.А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры как средства здорового образа жизни // Проблемы теории и практики интегративной антропологии: материалы науч.-практ. конфер. Майкоп, 1996. С. 270-276.

References:

1. Vasil’ev O.S. On a place of fighting art Ushu in a system of modern children's sports O.S. Vasil’ev // Physical training: education, teaching and training. 2003. N 2. P. 5-6.

2. Vershinina E.P. Specific features of applied physical training in speciality “reviewer": thesis of Candidate of Pedagogy. Maikop, 2003. 159 p.

3. Gaiduk T.A. Formation of motivation of active motor activity during physical training pupils: thesis for Candidate of Pedagogy degree. Krasnodar, 2001. 165 p.

4. Lyakh V.I. Coordination abilities: diagnostics and development. M., 2006. 290 p.

5. Maslov A.A. Ushu in cultural tradition of China // The Society and the state in China: materials of XVIII Scient. Conf. Vol. 1. M., 1987. 78 p.

6. Moskalenko A.N. Entertainment actions as means of familiarizing of the broad audience of people with physical training and sports // Public relations in sports: education, tendencies and the international experience: materials of the 1st Russian scient.-pract. conf., March, 27-28, 2008. Krasnodar, 2008. P. 50-54.

7. Natalov G.G. Subject integration of theoretical bases of physical training, sports and physical education (logic, a history, methodology): thesis for Doctor of Pedagogy degree as a scientific report. Krasnodar, 1998. 105 p.

8. Rokushfalvi P. Some psychological questions related to a choice of a kind of sports // Psychology and modern sports. M., 1973. P. 170-176.

9. Stepanova P.I. Applied physical exercises as means of increase of intellectual serviceability of cadets -pilots at lessons of mathematics and computer science: thesis for Candidate of Pedagogy degree. Maikop, 2002. 22 p.

10. Shulika Yu.A. About classification maintenance of physical training functioning as means of a healthy way of life // Problems of the theory and practice of integrative anthropology: materials of Scient.-Pract. Conf. Maikop, 1996. P. 270-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.