Научная статья на тему 'Комплексное использование аналога многопрофильной системы физической культуры Ушу как средства активизации физкультурного климата и гражданской позиции в средней школе'

Комплексное использование аналога многопрофильной системы физической культуры Ушу как средства активизации физкультурного климата и гражданской позиции в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА СОГЛАСОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / СОДРУЖЕСТВО / MANY-SIDED SYSTEMS OF PHYSICAL EDUCATION COLLECTIVE EXERCISES COORDINATION SOCIAL SIGNIFICANCE COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсов Игорь Борисович

В работе сообщается о высокой эффективности внедрения в физическую культуру средней школы системы урочной и внеурочной формы полифункциональных, социально значимых видов физических упражнений боевых искусств с финальной оценкой классно-групповой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фурсов Игорь Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX UTILIZATION OF THE ANALOGUE OF MANY - SIDED SYSTEM OF USHU PHYSICAL EDUCATION AS MEANS OF ACTIVIZATION OF PHYSICAL CULTURE CLIMATE AND CIVIL POSITION AT A SECONDARY SCHOOL

he paper tells about high effectiveness of introduction into the physical education at a secondary school the system of both usual and extracurricular forms of poly-functional, socially significant kinds of sport exercises of martial arts including final evaluation of class-group activity.

Текст научной работы на тему «Комплексное использование аналога многопрофильной системы физической культуры Ушу как средства активизации физкультурного климата и гражданской позиции в средней школе»

INFLUENCE OF TRAINING STUDIES IN GRECO-ROMAN WRESTLING THE PARAMETERS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 11-14

L. Dvorkin, Doctor of Pedagogics, Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

A. Zagitov, Honoured Coach of the RF, State Coach of Unified Teams of the Ural Federal Territory, Nizhny Tagil

Irrespective of sport studies at the age of 11-14 tempos of increasing muscles power don't exceed those of growing muscles mass. Wrestling studies at this age lead to valid annual growth of thorax circumference while the body weight growth is observed only from 13 till 14. The character of body length changing in young athletes aged 11-14 and their untrained mates of the same age does not differ for certain. As a whole

it allows to conclude that wrestling studies don't lead to some unadequate changes in physical development of children aged 11-14.

Key words: biological type, physical development indices, schoolchildren, wrestlers.

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГА МНОГОПРОФИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УШУ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КЛИМАТА И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Директор профессионального училища № 80 И.Б. Фурсов, ст. Брюховецкая Краснодарского края

В работе сообщается о высокой эффективности внедрения в физическую культуру средней школы системы урочной и внеурочной формы полифункциональных, социально значимых видов физических упражнений боевых искусств с финальной оценкой классно-групповой деятельности.

Ключевые слова: многопрофильные системы физической культуры, коллективные упражнения на согласование, социальная значимость, содружество.

Физическая культура имеет в своем распоряжении широкий спектр видов деятельности [7, 11] (таблица). Однако, на наш взгляд, использование в данной классификации ранее принятых в СССР терминов, основанных на «функционально-физиологическом» подходе при группировке видов деятельности:

• кондиционные (действия, оцениваемые в системе CGS (килограммы, метры, секунды);

• координационные (действия, оцениваемые субъективно, в баллах, очках);

• сопряженные (действия, включающие в себя кондиционные и координационные нагрузки), неправомерно в силу отсутствия в них смыслового компонента деятельности.

В данном контексте термин «кондиционные качества» (упражнения), на наш взгляд, имеет неопределенную семантику. Дословно он обозначает «условия», но условия чего? В одном случае деятельность может быть обеспечена за счет качества костно-мышечного аппарата, в другом - за счет качества управления движениями.

Кроме того, в понятие «функциональные качества», кроме вегетативных и соматических (чисто физических) функций, входит и способность к качественному управлению движениями, что зависит не только от не учтенных в данном случае физиологических параметров сенсомоторики индивида [1], но и от качества его обученности. Отсутствие учета ситуативности и экстремальности условий деятельности, значительно повышающих утомляемость не только вегетативной и соматической сферы функций, но и функций управления движениями - сенсомоторики [8],

значительно снижает педагогическое качество такого подхода.

Как видно, в предлагаемом варианте классификации, кроме упражнений, требующих проявления чисто физических (соматических) и координационных качеств, имеются виды деятельности, связанные с управлением движениями в меняющихся ситуациях (естественно, при определенных вегетативных и соматических функциональных возможностях).

В связи с этим преобладание в перечне школьной программы физического воспитания упражнений соматического профиля [4] не только сужает спектр бытовой (образовательной) двигательной деятельности, но и формирует негативное отношение к данному предмету [3], особенно при учете неравномерного соматического развития [10].

При организации физической подготовки все эти факты требуют расширения ассортимента движений в пользу их вариативности через какую-либо привлекательную в бытовом и социальном аспекте деятельность.

Кроме того, при организации обучения такой деятельности требуется, прежде всего, высокое качество обучения движениям в меняющихся ситуациях и, соответственно, предварительное планирование состава и последовательности обучения в соответствии с моделью пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в определенном виде ситуативного спорта.

Представленный выше ассортимент разнофункцио-нальных физических упражнений позволяет мотивировать к активной деятельности лиц с различными индивидуальными предпочтениями и функциональными возможностями, что, по данным специалистов, как правило, сочетается [9, 12].

Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что наиболее привлекательными в социальном аспекте являются упражнения боевых искусств [2]. Опыт использования урочных занятий в целях спортивной ориентации учащихся на один из видов контактных боевых искусств [3] показал их высокую эффективность. Однако часть ориентированных в результате этой работы школьников поступила только в секции единоборств, в то время как по данным таких же опросов не все дети склонны к такого рода деятельности и предпочитают заниматься упражнениями, не связанными с контактным противоборством, но с «военизированным» названием.

Для вовлечения максимально большего числа учащихся одной учебной группы в единый процесс нами был организован смотр-конкурс на лучший класс по проведению работы в области боевых искусств.

С этой целью в каждом классе были проведены инструктивные занятия по различным видам боевых искусств. В качестве аналога физкультурно-оздоровительной работы была принята система Ушу, включающая в себя:

• демонстрационные (одиночные и групповые) упражнения (Ушу-Таолу), оцениваемые в баллах за одиночную координацию и групповую согласованность [5];

• демонстрационно-супротивные,

условно-контактные упражнения (Ушу-Дуйлянь), оцениваемые в баллах за парную координацию и групповую согласованность [3, 6];

• конфликтное единоборство (Ушу-Саньда) [3, 6], оцениваемое в баллах за соревновательную деятельность каждого члена группы (по шкале, учитывающей участие в соревнованиях, количество побед в соревнованиях различного ранга и занятые места).

После двухчетвертного инструктивного занятия в каждом классе было проведено формирование групп по предпочтениям к тому или иному виду деятельности и объявлены условия смотра-конкурса на лучшую учебную группу среди 7-х классов.

Смотр-конкурс предполагал:

• учет в процентах количества учащихся от каждого класса в любой из номинаций боевого искусства;

• суммирование оценок одиночных демонстрационных упражнений;

• оценку общегрупповых демонстрационных упражнений;

• суммирование результатов выполнения парно-груп-повыхупражнений;

• суммирование результатов участия в соревнованиях по единоборству Саньда с дифференцировкой ранга соревнований.

Желающим продолжить занятия предлагалось тренироваться в соответствующих секциях в поселке или в школьной секции.

В группах одиночно-групповых и парно-групповых упражнений для достижения согласованности были организованы послеурочные занятия.

Таким образом, в экспериментальных классах были сформированы учебные группы по видам деятельности (рис.). Причем практически все ученики, не покидая своих спортивных секций, записались в группы демонстрацион-

Таблица

Классификация видов деятельности по Г.Г. Наталову (1976)

и Ю.А. Шулике (1996)

№ Мотивация Условия деятельности Вид функциональной нагрузки

1. На преодоление Программно-поочередные, ациклические. Программно-параллельные, циклические. Вегетативно-соматическая: - скоростно-силовая; - скоростно-силовая; - аэробная.

2. На демонстрацию (артистичность) Программно-поочередные. Координационная

3. На игру Ситуационные: - неконтактно-поочередные; - мягко-контактно-встречные; - жестко-контактно-встречные. Сопряжённая: - вегетативно-соматическая; - координационная; - сенсомоторная; - психомоторная.

4. На единоборство Ситуационные: - условно-контактные; - полно-контактные; - ударные; - ударно-орудийные. Сопряжённая: - вегетативно-соматическая; - координационная; - сенсомоторная; - психомоторная.

5. На деятельность Программно-ситуационные. 1. Сопряжённая. 2. Координационно-операционная. 3. Интеллектуально-операционная.

№1 • 2008

21

ных видов боевых искусств с условием посещения двухразовых занятий в послеурочное время (сразу после уроков). Данные опроса учеников свидетельствуют о том, что такая активность объясняется стремлением выиграть конкурс своим классом.

20 0--

П

□ всего

□ мальчики

□ девочки

Рис.

Процент участия школьников 7-х классов в системе смотра-конкурса на массовость и качество занятий комплексом боевых искусств

В результате проведенного годичного эксперимента количество задействованных в физкультурной жизни учеников (занимающихся в школьных и внешкольных спортивных секциях) увеличилось с 39 % до 89%.

Данные опроса преподавателей свидетельствуют о том, что за этот период уровень дисциплины и отношение к учебе значительно возросли, однако для заключительного вывода необходимо организовать дополнительное, статистически корректное исследование.

Таким образом, система многопрофильной спортивной конкуренции между классами с единым зачетом коллективной деятельности обеспечила значительное повышение двигательной активности учащихся и их социальную взаимонаправленность на содружество [7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн.

- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 287 с.

2. Васильев О.С. О месте боевого искусства Ушу в системе современного детского спорта / /Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. - С. 5,6.

3. Гайдук Т.А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников: автореф. дис. ... канд. Пед. наук / Т.А. Гайдук. - Краснодар: КГАФК, 2001. - 23 с.

4. Лях В.И. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей /В.И. Лях, Г.Б. Мейксон // Программа общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 1993. - 64 с.

5. Маслов А.А. Уроки китайской гимнастики / А.А. Маслов, А.М. Подщеколдин. - М.: Советский спорт, 1990. - 92 с.

6. Маслов А.А. Небесный путь боевых искусств: духовное искусство китайского Ушу / А.А. Маслов. - СПб.: Текс, 1995. - 427 с.

7. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания (УМП для слушателей ФПК) /Г.Г. Наталов. - Алма-Ата: Казахский ИФК, 1976.

- 62 с.

8. Розенблат В.В. Проблема утомления / В.В. Розенблат. - М.: Медицина, 1961. - 220 с.

9. Туманян Г.С. Спортивная борьба: Отбор и планирование / Г.С. Туманян. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 143 с.

10. Шиянов Г.П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11-13 лет с учётом «соматической зрелости»: дис. канд. ... пед. наук / Г.П. Шиянов. - Краснодар, 1998. - 133 с.

11. Шулика Ю.А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры как средства здорового образа жизни / Ю.А. Шулика // М-лы научно-практич. конфер.: «Проблемы теории и практики интегративной антропологии». - Майкоп: Адыг. гос. унив. 1996. - С. 270-276.

12. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений / Б.Н. Шустин. - М.: РГАФК, 1995. - 103 с.

100

80

60

40

COMPLEX UTILIZATION OF THE ANALOGUE OF MANY -SIDED SYSTEM OF USHU PHYSICAL EDUCATION AS MEANS OF ACTIVIZATION OF PHYSICAL CULTURE CLIMATE AND CIVIL POSITION AT A SECONDARY SCHOOL

I. Fursov, Director of the № 3 Vocational college, the village of Bruhovetskaya, Krasnodar Region

The paper tells about high effectiveness of introduction into the physical education at a secondary school the system of both usual and extracurricular forms of poly-functional, socially significant kinds of sport exercises of martial arts including final evaluation of class-group activity.

Key words: many-sided systems, of physical education, collective exercises, coordination, social significance, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.