Научная статья на тему 'Влияние учебно-тренировочных занятий греко-римской борьбой на показатели физического развития школьников 11-14 лет'

Влияние учебно-тренировочных занятий греко-римской борьбой на показатели физического развития школьников 11-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
729
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП / BIOLOGICAL TYPE / ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PHYSICAL DEVELOPMENT INDICES / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / БОРЦЫ / WRESTLERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дворкин Леонид Самойлович, Загитов Анатолий Николаевич

Независимо от занятий спортом с 11 до 14 лет темпы прироста силы мышц превышают темпы прироста мышечной массы. Занятия борьбой в 11-14-летнем возрасте приводят к достоверному ежегодному приросту окружности грудной клетки, а веса тела только с 13 до 14 лет. Характер изменения длины тела с 11 до 14 лет у юных спортсменов и их нетренированных сверстников достоверно не отличается, что позволяет в целом сделать заключение о том, что занятия борьбой не приводят к каким-либо неадекватным для 11-14-летнего возраста изменениям в физическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дворкин Леонид Самойлович, Загитов Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TRAINING STUDIES IN GRECO-ROMAN WRESTLING THE PARAMETERS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 11-14

Irrespective of sport studies at the age of 11-14 tempos of increasing muscles power dont exceed those of growing muscles mass. Wrestling studies at this age lead to valid annual growth of thorax circumference while the body weight growth is observed only from 13 till 14. The character of body length changing in young athletes aged 11-14 and their untrained mates of the same age does not differ for certain. As a whole it allows to conclude that wrestling studies dont lead to some unadequate changes in physical development of children aged 11-14.

Текст научной работы на тему «Влияние учебно-тренировочных занятий греко-римской борьбой на показатели физического развития школьников 11-14 лет»

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 11-14 ЛЕТ

Доктор педагогических наук, профессор Л.С. Дворкин

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Заслуженный тренер РФ, государственный тренер сборных команд Уральского федерального округа А.Н. Загитов, г. Нижний Тагил

Независимо от занятий спортом с 11 до 14 лет темпы прироста силы мышц превышают темпы прироста мышечной массы. Занятия борьбой в 11-14-летнем возрасте приводят к достоверному ежегодному приросту окружности грудной клетки, а веса тела только с 13 до 14 лет. Характер изменения длины тела с 11 до 14 лет у юных спортсменов и их нетренированных сверстников достоверно не отличается, что позволяет в целом сделать заключение о том, что занятия борьбой не приводят к каким-либо неадекватным для 11-14-летнего возраста изменениям в физическом развитии.

Ключевые слова: биологический тип, индексы физического развития, школьники, борцы.

Актуальность. Целенаправленность занятий в различных видах единоборств предъявляет значительные требования к физическому развитию юных спортсменов. Поэтому в настоящее время особенно тщательно изучается проблема влияния этих занятий на изменение физического развития в детском, подростковом возрасте, т.е. в период интенсивного роста и совершенствования морфофункцио-нальных возможностей организма (В.К. Бальсевич, Г.Г. На-талов, Ю.К. Чернышенко, 1997; В. Бальсевич, 2000, 2006; А.И. Бурханов, 1995; В.М. Димов, 2000 и др.).

В растущем организме наиболее ярко прослеживается проявление взаимосвязи и взаимодействия формы и содержания. Взаимосвязь формы и функции особенно заметна в детском подростковом возрасте, когда происходят выраженные морфологические и функциональные преобразования, что, в свою очередь, стимулирует формирование всего организма (В.В. Ким, Р.Х. Аминов, Г.С. Хам, 2003; Я.К. Коблев, А.С.Дорошенко, М.А. Вишняков, 1999; Л.И. Лубышева, 2006 и др.).

Известно, что развитие организма происходит при постоянной адаптации его к воздействию внешней среды, выработке в связи с этим необходимых приспособительных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование и совершенствование всех органов и систем человека (Л.И. Лубышева, А.Н. Кондратьева, 2006; А.А. Маркосян, 1999; Г.Г. Наталов, 2005 и др.). Занятие таким силовым видом спорта, как греко-римская борьба является тем внешним фактором, который в значительной степени оказывает воздействие на морфофункциональное состояние организма детей и подростков (О.И. Дюшко,

2007; З.А. Осколкова, 2000 и др.). В целом ряде работ достаточно глубоко рассматриваются вопросы морфофункци-ональных изменений организма в связи с занятиями различными видами единоборств (С.Ф. Евтушенко, 2000; С.В. Но-ваковский, С.В. Степанов, 2002; С.М. По-гудин, 1982 и др.). Тем не менее, они не позволяют дать полную характеристику происходящим с возрастом изменениям физического развития и функциональных возможностей организма юных борцов 11-14 лет, начиная с первых их шагов в спорте. Это связано с тем, что данные исследования проводились, как правило, в отдельных возрастных группах или были ограничены во времени.

Цель исследования. Выявить в возрастной динамике с 11- до 14-летнего возраста особенности физического развития одних и тех же юных борцов в сравнении со сверстниками, не занимающимися спортом.

Методика исследования. Анализ физического развития осуществлялся на основе измерения длины и веса тела, окружности грудной клетки, а также интегральных показателей: индекс Кетле (весоростовой индекс) = М (кг): R (см); индекс кистевой силы (показатель процентного отношения мышечной силы к массе тела) = Сила кисти (кг) : М (кг) х 100 и индекс становой силы: становая сила (кг) : М (кг) х 100.

Исследовались одни и те же школьники в возрасте от 11 до 14 лет, проживающие в г. Нижний Тагил. Статистическому анализу были подвергнуты данные исследования 23 юных борцов и 44 школьников контрольной группы 11 лет, соответственно 22 и 28 - 12 лет и 32 и 43 - 13-14 лет. Исследовались показатели тотальных размеров тела и следующих индексов: физического состояния, Кетле, кистевой и становой силы.

Известно, что уровень физического развития человека тесно связан со степенью полового созревания. Уровень полового созревания у исследуемых школьников от 11 до 14 лет был различным. При сравнении данных юных борцов и сверстников из контрольной группы оказалось, что существенных отличий между ними практически во всех возрастных группах не было. У тех и других школьников отмечается заметный разброс этих показателей в возрастной период с 11 до 14 лет.

Результаты исследования. Тип биологического развития. В ходе исследования выявлено, что тип биологического развития оказывает существенное влияние не только на уровень физической подготовленности, но и на возрастную динамику годичных приростов физического развития,

которые наиболее интенсивно улучшаются на всем протяжении раннего пубертатного периода (таблица 1).

Так, по большинству исследуемых характеристик физического развития школьники-акселеранты в периоды наиболее интенсивных темпов прироста показателей тотальных размеров тела на 1-2 года опережают, а школьники-ретарданты отстают от аналогичных возрастных периодов школьников с нормальным типом биологического развития.

По основным показателям физического развития ак-селеранты превосходят школьников с нормальным и замедленным типом развития. Было выявлено, что борцы группы 11-14 лет с замедленным типом биологической зрелости увеличивают темпы прироста развития физических качеств после 13 лет на фоне некоторой стабилизации результатов у акселерантов и медиантов в возрасте 11-12 и 13-14 лет.

Длина тела. Исследование изменений с возрастом длины тела позволило выявить следующие факты (таблица 2): длина тела борцов с 11 до 12 лет увеличилась в среднем с 149,1 до 152,2 см, а у их сверстников из контрольной группы - с 149,4 до 151,7 см (соответственно на 2 и 1,5%).

К 13 годам длина тела борцов увеличилась по сравнению с 11-летним возрастом на 7,5 %, а у их сверстников из контрольной группы - на 6,8%. В 14 лет юные борцы недостоверно опережали своих сверстников в длине тела (на 1,2%), а по отношению к 11 годам прибавили в этом показателе физического развития соответственно на 8,7 и 7,3%. Абсолютный показатель длины тела в 14 лет составлял у борцов 162,2, а у их сверстников из контрольной -160,3 см. Следовательно, в 14-летнем возрасте длина тела у борцов была несколько больше, чем у их сверстников из контрольной группы, но это отличие нельзя считать достоверно значимым, так же как в 11, 12 и 13 лет.

Сравнительный анализ изменения длины тела борцов с возрастом выявил ряд закономерностей, которые характерны для каждой возрастной группы. Прежде всего, ежегодный прирост у них длины тела достоверно не отличался от того, что наблюдалось у их сверстников из контрольной группы. Характер изменения длины тела у борцов и сверстников из контрольной группы в возрастном периоде от 11 до 14 лет был идентичен и соответствовал возрастным особенностям развития организма. Все данные, полученные при анализе длины тела, указывают на то, что занятия в секции борьбы не приводят к каким-либо неадекватным для 1114-летнего возраста изменениям.

Вес тела. Борцы в 11 лет были недостоверно легче своих сверстников. Их вес был равен соответственно 36,8 и 37,1 кг (Р>0,05). Однако наибольший

внутригрупповой разброс статистических данных веса тела в этот период исследований оказался у борцов (таблица 3).

В 12-летнем возрасте относительный прирост веса тела по отношению к 11-летнему возрасту составил у борцов 14,1%, в 13 лет по отношению к 11 годам - 22,8 и в 14 лет - 45,6%, соответственно у сверстников из контрольной группы - 9,6%, 19,0% и 34,4%.

Следовательно, у борцов 12-14 лет с возрастом уровень прироста веса тела по отношению к 11 годам во всех случаях был значительно выше по сравнению с контрольной группой. Несколько иная картина наблюдалась при анализе ежегодного прироста. Так, если с 12 до 13 лет вес тела у юных борцов вырос на 7,6%, то у их сверстников из контрольной группы - на 8,5% (то есть оказался выше). Но с 13 до 14 лет юные борцы вновь опередили своих сверс-

Таблица 1

Показатели физического развития школьников г. Нижний Тагил с разным

типом биологической зрелости

Показатели Периоды с высокими темпами прироста

акселеранты медианты ретарданты

Длина тела 11-12 12-13 13-14

Вес тела 11-12 12-13 13-14

ОГК 11-12 12-13 14

Индекс Кетле 11-12 13-14 14

Кистевая динамометрия 11-12 12-13 13-14

Становая динамометрия 13-14 12-13 14

Таблица 2

Показатели длины тела детей и подростков 11-14 лет

Возраст, лет Группы п М, см +ш ст V, %

11 Борцы 25 149,1 1,97 11,1 7,4

Контроль. 32 149,4 2,1 10,3 6,9

12 Борцы 26 152,2 1,9 11,1 7,3

Контроль. 35 151,7 2,0 10,2 6,7

13 Борцы 22 160,8 2,1 11,9 7,4

Контроль. 33 159,6 2,3 10,1 6,8

14 Борцы 24 162,2 2.3 11,2 7,0

Контроль. 36 160,3 0,9 4,2 7,5

Таблица 3 Возрастная динамика показателей веса тела детей и подростков 11-14 лет

Возраст, лет Группы N М, см ±ш а V, %

11 Борцы 25 36,8 0,4 2,1 5,9

Контроль. 32 37,2 0,5 2,3 6,2

12 Борцы 26 42,0 0,3 2,1 5,3

Контроль. 35 40,8 0,4 2,5 6,1

13 Борцы 22 45,2 0,6 2,6 6,1

Контроль. 33 44,3 0,5 2,4 5,4

14 Борцы 24 53,6 0,5 2,6 5,4

Контроль. 36 50,0 0,4 3,6 6,8

Таблица 4

Возрастная динамика показателей окружности грудной клетки тела детей и

подростков 11-14 лет

Возраст, лет Группы п М, см ±ш а V, %

11 Борцы 25 69,4 0,7 3,96 5,7

Контроль. 32 68,3 0,6 3,36 4,9

12 Борцы 26 71,8 0,7 5,1 6,9

Контроль. 35 69,1 0,8 4,5 6,3

13 Борцы 22 73,3 1,2 5,4 7,1

Контроль. 33 71,2 0,7 5,0 6,8

14 Борцы 24 77,9 0,8 4,2 5,4

Контроль. 36 74,2 0,7 4,9 6,2

тников по уровню прироста веса тела (соответственно

- 18,6 и 12,7%).

Анализ абсолютных величин ежегодного прироста веса тела показал скачкообразный характер его изменения на всем протяжении от 11- до 14-летнего возраста у всех исследуемых лиц. Однако возрастные периоды наибольшего прироста веса тела в каждой группе были одинаковыми - с 13 до 14 лет.

Таким образом, результаты исследования веса тела борцов в возрастном периоде от 11 до 14 лет, а также сравнительный анализ результатов подобных исследований у их сверстников показали, что занятия в секции борьбы приводят даже к некоторому ускорению прироста веса тела за счет увеличения мышечной массы. Однако юные борцы оказались достоверно тяжелее своих сверстников из контрольной группы только в 14-летнем возрасте. Это говорит о том, что в 11-14 лет даже занятия борьбой существенно не влияют на естественный процесс возрастного развития этого показателя.

Окружность грудной клетки. Первые исследования окружности грудной клетки (ОГК) у 11-летних борцов и у их сверстников из контрольной группы говорят о том, что этот показатель во всех группах в среднем соответствовал возрастным нормам (таблица 4). Уровень ОГК у борцов 11 лет недостоверно был выше, чем у их у нетренированных сверстников (Р>0,05). В среднем ОГК у 11-летних борцов составляла 69,4, а у нетренированных школьников - 68,3 см.

С возрастом ОГК увеличивается во всех исследуемых группах и достигает следующих величин: у борцов в 12 лет

- 71,8, а у их сверстников - 69,1 см, соответственно в 13 лет - 73,3 и 71,2 см и в 14 лет - 77,9 и 74,2 см. Относительный прирост этого показателя через четыре года был выше у школьников экспериментальной группы по сравнению с нетренированными сверстниками на 10,3%.

Относительный прирост ОГК к 12 годам по сравнению с 11-летним возрастом составил у борцов 3,1%, а у их сверстников из контрольной группы -1,2%, соответственно в 13 лет по сравнению с 11-летним возрастом - 5,3 и 4,2% и в 14 лет - 12,3 и 8,6%. Ежегодный прирост ОГК был следующий: у юных борцов с 12 до 13 лет ОГК увеличилась на 2,1%, а у их сверстников из контрольной группы - на 3,1%, соответственно с

13 до 14 лет - 6,2 и 4,2%. Как мы убедились, школьники контрольной группы опередили своих сверстников-борцов по темпам ежегодного прироста ОГК в возрастном периоде с 12 до 13 лет. Но во всех случаях наибольший ежегодный прирост ОГК был зафиксирован с 13 до

14 лет, что позволяет говорить о нормальном половом развитии обследуемых детей и подростков, проживающих в г. Нижний Тагил.

Индексы физического развития. Индексы физического развития получили широкое распространение в практике врачебно-педагогического контроля

(В.К. Бальсевич, 2000; В.Г. Властовский, 1975; В.М. Заци-орский, 1979; Г.П. Сальникова, 1969 и др.). В нашем случае были использованы следующие индексы: индекс Кетле (весоростовой), индексы кистевой и становой силы (Икс и Исс).

Индекс Кетле. Как показали наши исследования, индекс Кетле в возрастной период с 11 до 14 лет увеличивается независимо от занятий спортом. Более того, этот индекс никак не отражает в наших исследованиях преимущество высокой или недостаточной двигательной активности школьников. Так, если этот индекс в группе 11-летних борцов был равен 260 г/см, то у их сверстников из контрольной группы - 250 г/см (таблица 5).

К 12-летнему возрасту в группе борцов индекс Кетле увеличился на 10 г/см. В контрольной же группе в 12 и 1314 лет индекс Кетле увеличился соответственно на 20 и 30 г/см. Таким образом, наблюдается общая тенденция возрастания индекса Кетле во всех группах, но наиболее выражено он увеличивается у школьников, не занимающихся спортом.

Индекс кистевой силы. Напомним, что данный индекс определяется из отношения показателя ручной динамометрии к массе тела и является показателем относительной силы человека. Этот индекс тем выше, чем выше прирост силы по отношению к массе тела, и наоборот.

Из таблицы 6 видно, что индекс кистевой силы у борцов с 11 по 13-14 лет увеличивается, что позволяет говорить

Таблица 5

Изменение индекса Кетле у детей и подростков, г/см

Статистические показатели Борцы Контрольная группа

Возраст, лет

11 12 13-14 11 12 13-14

М 260 270 280 250 260 280

±т 7,1 6,25 5,4 4,95 4,4 4,7

ст 30 25 20 21 20 20

У,% 10,2 9,3 6,7 8,4 7,9 7,3

Примечание: различия в результатах во всех случаях были достоверны при Р<0,05.

Таблица 6

Изменение кистевой силы детей и подростков, г/см

Статистические показатели Борцы Контрольная группа

Возраст, лет

11 12 13-14 11 12 13-14

М 39 45 46 41 44 44

±т 0,7 0,75 0,8 09 0,8 09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ст 3 3 3 3,7 3,8 4

У,% 8,4 7,1 65 9,2 8,7 9,8

Таблица 7

Изменение индекса становой силы у детей и подростков, о.е.

Статистические Показатели Борцы Контрольная группа

Возраст, лет

11 12 13-14 11 12 13-14

М 102 132 142 107 124 120

±т 1,6 1,8 1,8 2,05 2,2 2,0

ст 6,9 8,4 6,7 8,7 9,8 8,5

У,% 6,8 6,4 5,7 8,1 7,9 9,7

о преимущественном проявлении их силовых возможностей по отношению к приросту массы тела. Однако темпы прироста показателя индекса кистевой силы с возрастом оказались неодинаковыми. Так, у борцов данный индекс в возрасте от 11 до 12 лет увеличился на 6 о.е., или на 15,4% (Р<0,01), от 12 до 13-14 лет прирост индекса резко затормозился и составил только 1 о.е., или 2,2% (Р>0,05). Следовательно, прирост индекса кистевой силы за второй год оказался недостоверным, но в целом за два года в группе борцов он вырос достоверно. В контрольной группе школьников повторяется почти та же тенденция изменения рассматриваемого индекса: к 12 годам он увеличивается на 3 о.е., или 7,3% ( Р<0,05), и к 13-14 годам этот уровень остается без изменения.

Индекс становой силы. Данный индекс определяется так же, как и предыдущий: из отношения показателя становой динамометрии к массе тела. Наши исследования показали, что за период с 11 по 14 лет он растет у всех школьников, но уровень и характер роста имеют свои особенности в каждой группе (таблица 7).

В экспериментальной группе борцов индекс становой силы особенно выражено увеличился к 12 годам - на 32 о.е. (на 29,4%), к 13-14 годам его прирост уменьшился до 10 о.е. по сравнению с предыдущим годом. Следовательно, в целом с 11 до 13-14 лет показатель прироста данного индекса составил 40 о.е. (или 39,2%). В контрольной группе мальчиков прирост составил в 11 лет 17 о.е. (15,8%), но в 13-14 лет он уменьшился на 4 о.е. по сравнению с предыдущим показателем. Всего за два года прирост индекса становой силы составил у них 13 о.е. (12,1%).

Выводы. 1. С возрастом у школьников, занимающихся борьбой, прирост силы мышц был выше темпа прироста мышечной массы, причем такая же тенденция сохранялась и в группе школьников, не занимающихся спортом. Отличия между первой и второй группами касаются в основном уровня прироста и отношения силы к массе тела. В первом случае это соотношение позволяет иметь выраженное преимущество в уровне развития силы. Следовательно, занятия борьбой в 11-14 лет позволяют значительно увеличить силовые возможности школьников.

2. Было установлено, что занятия борьбой оказывают стимулирующее воздействие на процесс ускорения физического развития школьников. Это видно из высокого уровня прироста ОГК и ЖЕЛ.

3. Характер изменения длины тела во всех случаях был идентичен и соответствовал возрастным особенностям развития организма детей и подростков, что позволяет сделать заключение о том, что занятия в секции борьбы не приводят к каким-либо неадекватным для 11-14-летнего возраста изменениям длины тела. В то же время занятия в секции борьбы приводят к некоторому ускорению прироста веса тела за счет увеличения мышечной массы, но только к 14 годам, то есть после трех лет занятий спортом. Относительный прирост ОГК к 14 годам был достоверно выше у борцов экспериментальной группы по сравнению с нетренированными сверстниками на 10,3%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич В. Онтокинезиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 275 с.

2. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.

3. Бальсевич В.К., Наталов Г.Г., Чернышенко Ю.К. Конверсия основных положений спортивной тренировки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры.

- 1997. - № 6. - С.15-25.

4. Бурханов А.И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 1214.

5. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М.: Изд. МГУ им. М.В.Ломоносова, 1976. - 290 с.

6. Димов В.М. Здоровье как глобальная проблема выживания вида Homo Sapiens // Социально-гуманитарные знания. - 2000.

- № 2. - С. 174 - 182.

7. Дюшко О.И. Формирование у школьников средних классов, проживающих на Крайнем Севере, ценностной направленности на здоровьесбережение в условиях спортивно-ориентированного урока (на примере греко-римской борьбы): автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Майкоп, 2007. - 25 с.

8. Евтушенко С.Ф. Силовая подготовка школьников 12-15 лет с учетом соматической зрелости: автореф. дис. . канд. пед. наук.

- Краснодар, 1999. - 24 с.

9. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.

10. Ким В.В., Аминов Р.Х., Хам Г.С. Оздоровительная направленность процесса начальной подготовки в спортивных единоборствах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. - С. 41 - 45.

11. Коблев Я.К., Дорошенко А.С., Вишняков М.А. Проявление полового диморфизма в физической подготовленности детей 1215 лет Республики Адыгея // Современные проблемы развития физической культуры и биомеханики спорта: Материалы международной научной конференции. - Майкоп: ИФК и дзюдо АГУ, 1999.

- С. 221-225.

12. Лубышева Л.И. Каким быть физическому воспитанию в школе? // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 61-63.

13. Лубышева Л.И., Кондратьева А.Н. Здоровьеформирующая технология физического воспитания младших школьников на основе использования традиционного каратэ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 5

- 13.

14. Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков.- М.: Медицина, 1969. - С.5 - 13.

15. Наталов Г.Г. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации: хрестоматия.

- Том 2. - Краснодар: КНУФКСТ, 2005. - 221 с.

16. Новаковский С.В., Степанов С.В. Физическое развитие школьников 1-10-х классов в процессе направленной силовой подготовки: методические рекомендации. - Краснодар: КГАФК, 2002. - 26 с.

17. Новаковский С.В., Степанов С.В. Педагогические и физиологические аспекты развития силы: лекция для студентов вузов физической культуры. - Краснодар: КГАФК, 2002. - 37 с.

18. Осколкова З.А. Управление физическим состоянием школьников 12-15 лет в процессе физического воспитания: авто-реф. дис. .канд. пед. наук. - Майкоп: АГУ, 2000. - 22 с.

19. Погудин С.М. Особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков 12-16 лет с различными объемами двигательной активности: автореф. дис. ... канд. пед. наук.

- Малаховка, 1982.- 24 с.

20. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей и подростков // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медицина, 1969.- С.554-571.

INFLUENCE OF TRAINING STUDIES IN GRECO-ROMAN WRESTLING THE PARAMETERS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 11-14

L. Dvorkin, Doctor of Pedagogics, Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

A. Zagitov, Honoured Coach of the RF, State Coach of Unified Teams of the Ural Federal Territory, Nizhny Tagil

Irrespective of sport studies at the age of 11-14 tempos of increasing muscles power don't exceed those of growing muscles mass. Wrestling studies at this age lead to valid annual growth of thorax circumference while the body weight growth is observed only from 13 till 14. The character of body length changing in young athletes aged 11-14 and their untrained mates of the same age does not differ for certain. As a whole

it allows to conclude that wrestling studies don't lead to some unadequate changes in physical development of children aged 11-14.

Key words: biological type, physical development indices, schoolchildren, wrestlers.

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГА МНОГОПРОФИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УШУ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КЛИМАТА И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Директор профессионального училища № 80 И.Б. Фурсов, ст. Брюховецкая Краснодарского края

В работе сообщается о высокой эффективности внедрения в физическую культуру средней школы системы урочной и внеурочной формы полифункциональных, социально значимых видов физических упражнений боевых искусств с финальной оценкой классно-групповой деятельности.

Ключевые слова: многопрофильные системы физической культуры, коллективные упражнения на согласование, социальная значимость, содружество.

Физическая культура имеет в своем распоряжении широкий спектр видов деятельности [7, 11] (таблица). Однако, на наш взгляд, использование в данной классификации ранее принятых в СССР терминов, основанных на «функционально-физиологическом» подходе при группировке видов деятельности:

• кондиционные (действия, оцениваемые в системе CGS (килограммы, метры, секунды);

• координационные (действия, оцениваемые субъективно, в баллах, очках);

• сопряженные (действия, включающие в себя кондиционные и координационные нагрузки), неправомерно в силу отсутствия в них смыслового компонента деятельности.

В данном контексте термин «кондиционные качества» (упражнения), на наш взгляд, имеет неопределенную семантику. Дословно он обозначает «условия», но условия чего? В одном случае деятельность может быть обеспечена за счет качества костно-мышечного аппарата, в другом - за счет качества управления движениями.

Кроме того, в понятие «функциональные качества», кроме вегетативных и соматических (чисто физических) функций, входит и способность к качественному управлению движениями, что зависит не только от не учтенных в данном случае физиологических параметров сенсомоторики индивида [1], но и от качества его обученности. Отсутствие учета ситуативности и экстремальности условий деятельности, значительно повышающих утомляемость не только вегетативной и соматической сферы функций, но и функций управления движениями - сенсомоторики [8],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.