PROFESSIONAL ORIENTATION OF CHILDREN AND TEENAGERS THE SERVICE AT THE PRIVATE GUARD BY MEANS OF PRACTICING SELF-DEFENCE IN VARIOUS CONDITIONS OF LEGAL SITUATIONS
V. Makarov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
In the conditions of absence of the state training of private security service specialists and also at significant legal limitations of such services' work it becomes necessary to introduce the work with children by means of using socially important self-defence exercises in the conditions of changing legal situations.
Key words: private security service, self-defennce without weapons, social significance, legal literacy, knowledge, skill, habit.
ФЕСТИВАЛЬ БОЕВЫХ ИСКУССТВ, В СОСТАВЕ ШКОЛЬНОГО СМОТРА-КОНКУРСА, КАК СТИМУЛЯТОР ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ЗАДАТКАМИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ
Преподаватель И.Б. Фурсов, директор ГОУ НПО ПУ №80, ст. Брюховецкая Контактная информация для переписки: ст. Брюховецкая, ул. Красная, 257, кв. 1.
Преобладание в школьном физическом воспитании упражнений на преодоление сужает его образовательный компонент и снижает мотивацию учащихся к активной двигательной деятельности. Включение фестиваля многопрофильных боевых искусств в состав школьного смотра-конкурса расширяет возможности учащихся реализовать свои природные задатки в разноплановой деятельности, объединенной единым, сплачивающим коллектив, наименованием.
Ключевые слова. Боевые искусства, многопрофильность, индивидуальные предпочтения к роду де-
ятельности, социальная привлекательность.
Актуальность проблемы. Наиболее эффективным средством отвлечения детей от пагубных воздействий криминогенной сферы, вовлечения их в активную двигательную деятельность для перестройки и укрепления наследственно слабых вегетативных функций, является физическая культура и спорт [ 1, 9 ]). Реализация этой задачи посильна только для средней обще образовательной школы, с ее обязательной программой физического воспитания.
Однако в современных программах физического воспитания для средних учебных заведений не учи-
тывается ни индивидуальность выбора рода занятий, ни уровень соматической зрелости учащихся [ 11 ], что отрицательно влияет на индивидуализацию нормирования функциональных нагрузок и формирование интереса к физической культуре.
По уровню соматического развития, по индивидуальным психологическим предпочтениям к различного рода деятельности, дети настолько отличаются друг от друга, что весьма затруднительно подобрать комплексы физических упражнений и, особенно видов спортивной деятельности, таким образом, чтобы они удовлетворяли всю группу. Именно поэтому в школе используются упражнения, не требующие особой деятельност-ной составляющей. Но, с другой стороны эти, как правило, легкоатлетические упражнения требуют значительных физических напряжений, что непосильно для многих школьников. Кроме того, такие занятия не обеспечивают формирования чувства коллективизма, как фактора мотивирующего к активной, социально значимой, деятельности во всех сферах учебной жизни.
Развитие таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость и гибкость, само по себе немаловажно, но не первично в привитии жизненно необходимых способностей адаптироваться к экспресс-изменениям в процессе деятельности в ситуативных условиях, что усложняет процесс формирования «модели потребного будущего» [ 2 ] и увеличивает латентный период реакции на смену обстановки.
На сегодняшний день назрела проблема организации такой системы физического воспитания, которая наряду с реализацией задачи по развитию физических качеств преодолевающего характера позволяла бы наполнить процесс физического воспитания образовательным содержанием с широким диапазоном двигательных действий, и стимулировала бы к физкультурной самодеятельности учащихся в учебное и внеучеб-ное время.
Значительная часть школьников, наряду со спортивными играми, стремится к занятиям такими социально привлекательными видами спортивной деятельности, как боевые искусства и единоборства. Однако из секций по ударным видам единоборств и по видам спортивной борьбы, в силу предъявления чрезмерных функциональных нагрузок, большинство школьников уходит [ 3, 7 ].
Такой же отсев имеет место в секциях по боевым искусствам и восточным единоборствам, в которых значительное время отводится на освоение формализованной техники, тяжело воспринимаемой в российских условиях, и вызывающей у детей и подростков состояние монотонии [ 5 ].
Физическая культура и спорт имеют обширный набор упражнений, способных удовлетворить потребности лиц, имеющих различную морфологию и предпочтения к роду двигательной и психической деятельности. По данным классификации физкультурно-спортивных упражнений [ 8, 12 ], они имеют следующие основные:
- преодолевающего характера (преодоление веса своего тела, или внешнего сопротивления) с аэробной или анаэробной нагрузкой;
- демонстрационно-артистического состава (с высокой координационной сложностью);
- игрового состава с различными условиями контакта;
- противоборствующего характера с различными условиями контакта;
- деятельностного состава (с элементами тонкой сенсомоторики и умственной деятельности)
В социально привлекательных единоборствах объем технических действий велик, тактика использования изученной техники еще более обширна, и по содержанию образова тельного состава они, наряду с подвижными играми, могли бы широко использоваться в средней школе. Развитие физических качеств, обеспечивающих реализацию приобретенных умений, на наш взгляд, должно сопутствовать овладению техники, что позволяет избежать перенапряжения функциональных систем организма на начальном этапе обучения, но в средней школе единоборства не могут использоваться в качестве профилирующего предмета по организационным и материально-техническим причинам. Тем не менее, практика физкультурной деятельности в Юго-Восточной Азии, включая школу, свидетельствует об исключительно гуманном подходе в методике приобретения умений в боевых искусствах (включая единоборства) и развития физических и психологических качеств [ 6 ].
Имеется много данных о желании, практически всех детей, участвовать в соревнованиях и об их массовом отсеве после проигрыша на них [Дзюдо, 2006 и др.]. Поэтому нельзя опрометчиво «спортизировать» физическое воспитание в полном смысле этого слова [ 1 ], а необходимо учесть все возрастные физиологические, психологические и социальные аспекты этой сложнейшей проблемы.
Уже с конца ХХ-го столетия в специальной литературе поднимается вопрос необходимости принятия новой концепции интенсивного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей и подростков [ 10 ]. В частности приводятся примеры популярности музыки, театра, живописи, как средства эстетического наслаждения самим собой, красотой исполнения чего-либо другими, что обеспечивает большое число поклонников. Однако в спорте, когда побеждает один, претендентов становится все меньше, и нужные двигательные качества, включая общее здоровье, развиваются у одного, а остальные оказываются зрителями. Об этой проблеме биологического, психологического и социологического порядка неоднократно высказывались В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева [1 ].
Опрос школьников относительно предпочтений к секционным занятиям различными видами спортивных упражнений показал, что их значительная масса желает заниматься боевыми искусствами и единоборствами (рис.1).
35 30 25 20 15 10 5 0
_
Жш 41
■—-—
Я
□ циклические 15,18 ■ силовые
□ гимнастические
□ игровые
□ боеые искусства
□ деятельностные
1 кв
Рис. 1.
Результаты опроса школьников о предпочтениях к секционным занятиям по различным видам спорта
( % к числу 560-ти опрошенных)
120п 100 80 60 40 20 0
^— т
V
□ демонстрационные
□ условные
□ ударные
□ борьба
□ комплекс
мальчики
девочки
Рис. 2.
Результаты социологического опроса учащихся школ о предрасположенности их к занятиям определенными видами боевых искусств или единоборств (в именованных числах по числу опрошенных)
100-, 80 60 40 20 0
□ процесс
□ совершенство
□ авторитет
□ защищенность
□ общение
□ чемпионство
мальчики
девочки
Рис. 3.
Результаты социологического опроса учащихся школ о мотивах предрасположенности к занятиям видами боевых искусств (%)
При расшифровке понятия боевые искусства выяснилось, что большая часть из них предпочитает заниматься боевыми искусствами, а не единоборствами (рис. 2).
Такая мотивировка стимулируется необходимостью формирования чувства защищенности у мальчиков и
юношей. У девочек и девушек такой выбор в большей мере объясняется желанием повысить возможность общения (рис. 3).
Таким образом, можно заключить, что в школьном возрасте большая часть учащихся мотивирована к занятиям боевыми искусствами в целях обеспечения чув-
ства собственной защищенности, повышения социального статуса и использования как коммуникативного средства.
В связи с этим, целесообразно рассмотреть вопрос о возможности их комплексного использования в качестве вспомогательного средства активизации школьников к двигательной деятельности, под объединяющим наименованием «боевые искусства».
«Особенностью спорта является то, что «ценность» его должна определяться не только задачами физического воспитания спортсменов, но и решением задач психического, морального, этического воспитания зрителей, спортсменов, судей, тренеров» [ 4 ].
В этом аспекте использование физкультурно-спортивных ценностей в деле воспитания молодежи имеет большое значение, но требует реорганизации физического воспитания на предмет комплексирова-ния задач:
- физического развития;
- воспитания привычки к занятиям физической культурой;
- воспитания коллективизма и групповой целеустремленности;
- повышение учебной дисциплины.
В целях реализации комплекса вышеперечисленных задач наиболее реализуемой может стать организация внутри школьных смотров-конкурсов на лучшую постановку учебной и физкультурно-спортивной работы между смежными классам с, завершающим смотр-конкурс, школьном фестивалем боевых искусств. Как показала практика, именно подготовка к участию в данном фестивале является стимулятором к заинтересованному участию в общем смотре - конкурсе.
Многопрофильность трех видов боевых искусств позволяет осуществить задачу объединения коллектива в каждом классе и повышения индивидуального социального статуса детям, одаренным различными двигательными способностями и врожденными деятель-ностными предпочтениями.
В эксперименте по использованию фестиваля боевых искусств в составе смотра-конкурса на лучшую постановку внутри классной учебной и физкультурно-спортивной деятельности были приняты показатели:
- качество учебы (средний балл по сумме предметов);
- качественные показатели на уроках физической культуры;
- качество дисциплины (по числу зафиксированных нарушений);
- посещаемость уроков физической культуры;
- количество освобожденных учащихся от уроков физической культуры;
- количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
- общая оценка за место в фестивале боевых искусств.
В состав Фестиваля входили три разноплановых вида деятельности, объединенных под единым названием «боевые искусства»:
- групповые гимнастические упражнения с военизированными предметами (на синхронность), аналогичные по условиям требований к начинающим спортсменам Ушу-Таолу;
- парные условно-контактные выступления по самозащите без оружия с выполнением попеременно-ролевых функций атакующего и противника.
- единоборства. (от каждого класса не менее 3-х пар с показательным выступлением по любому виду единоборств, под произвольное музыкальное сопровождение. Длительность не менее 1 мин.
Выступления оценивались по технике исполнения и по композиции.
Судейство обеспечивал один приглашенный тренер по данному виду единоборств и остальные три судьи -его воспитанники - практиканты.
Каждому классу начислялись дополнительные баллы за каждого спортсмена занимающегося каким-либо видом спорта по представлении документов об имеющемся спортивном разряде (технической категории -поясе) и документов о занятых местах на соревнованиях в зачетный период.
Таким образом, условия Фестиваля и смотра-конкурса обеспечивали участие в нем школьников с любыми природными задатками и наклонностями. В то же время каждый класс объединялся единой целью -выигрышем конкурса по сумме показателей, что объединяло всех учащихся класса единой целью и обеспечивало формирование групповой солидарности и коллективизма.
Как показала практика, наиболее действенным явился сам процесс подготовки к фестивалю, который включал в себя:
- проведение разъяснительной работы в классах по составу и особенностям упражнений боевых искусств и единоборств;
- распределение учащихся (по их желанию) в различные виды деятельности с учетом классно-групповой заинтересованности в получении результатов согласно условиям смотра-конкурса;
- составление расписания внеурочных занятий для внутри школьной подготовки, с разделением смежных классов;
- обеспечение процесса подготовки с помощью заинтересованных тренеров с использованием помощников (в том числе, и из числа учащихся школы);
- подготовка судей - практикантов из числа учащихся тренеров;
- обеспечение каждому классу проведения генеральной репетиции;
- ведение самими учащимися учета четвертных результатов учебы.
Результаты эксперимента в полной мере подтвердили рабочую гипотезу об активизации с помощью фестиваля многопрофильных боевых искусств не только физкультурной активности учащихся, но их учебной деятельности и качества дисциплины (рис. 4).
Рис. 4. Результаты эксперимента по показателям успеваемости, физической подготовленности и дисциплины. усп08-09 - успеваемость за 2008 и 2009 учебный год; прирост - средний прирост физических показателей по 7,-м, 8-м, 9-м классам; дис08-09 -показатели нарушения дисциплин.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
J4
I
усп08
усп09 прирост дис08
дис09
□ контрол
□ экспер
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты [Текст]: /В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-23.
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст]: /Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 287 с.
3. Воробьёв, С.В. Оптимизация физической подготовки школьников 4-6-х классов на основе занятий борьбой самбо [Текст]: автореф. дисс....канд. пед. наук: 13.00.04. /Воробьёв Сергей Викторович.- Краснодар. КГАФК. 1996. - 18 с.
4. Воронин, Ю.А. О математизации исследований в спорте на примере борьбы САМБО [Текст]: /Ю.А. Воронин, С.В. Ма-геровский, О.М. Сердюк, А.Б. Калядин, Ю.Я Киселев М.Т. Данилин // Вопросы физического воспитания студентов. - Л.: ЛГУ, 1964. - С. 61-105.
5. Гайдук, Т.А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников [Текст]: автореф. дисс....канд. пед наук. 13.00.04. / Т.А. Гайдук. - Краснодар КГАФК, 2001. - 23 с.
6. Дзюдо (система и борьба) Учебник [Текст]: /Под общ. ред. Ю.А. Шулики и Я.К. Коблева [Я.К. Коблев, В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо, Ю.А. Шулика]. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. - 800 с.-
7. Загитов, А.Н. Формирование интереса к занятиям борьбой в условиях общеобразовательной школы [Текст]: дисс.... канд. пед. наук. 13.00.04. /Загитов Анвар Нурланович. - Майкоп, 2009. - 147 с.
8. Наталов, Г.Г. Историко-логический анализ предмета и структуры теории физического воспитания [Текст]: дисс. канд. пед. наук /Наталов Григорий Григорьевич. - М., 1975. -180 с.
9. Рожков, П.А. Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства. [Текст]: /П.А. Рожков //Теория и практика физической культуры, 2002, № 1. - С. 2 - 8.
10. Столяров, В.И. От гуманистической теории спорта - к теории гуманизации соперничества. [Текст]: /В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры, 2003, № 5. - С. 13-15.
11. Шиянов, Г.П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11-13 лет с учётом «соматической зрелости» [Текст]: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.04 /Шиянов Геннадий Павлович. - Краснодар, 1998. - 133 с.
12. Шулика, Ю.А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры, как средства здорового образа жизни. М-лы Научно-практич. конфер.: «Проблемы теории и практики интегративной антропологии». Майкоп. Адыг. гос. унив. 1996. - С. 270 - 276.
FESTIVAL OF MARTIAL ARTS IN THE PROGRAMME OF SCHOOL SURVEY-CONTEST AS A STIMULATOR OF SPORTING ACTIVITY OF PUPILS WITH DIFFERENT FUNCTIONAL INCLINATIONS AND ACTIVE PREFERENCIES
I. Fursov, Teacher, Director of the State Educational College (PC) № 80, the village of Brukhovetskaya Contact information for correspondence: vill. Bruhovetskaya, Krasnaya str., of. 1.
Predominance of exercises aimed at the getting over difficulties in school physical education narrows its educational component and lowers pupils' motivation to motive activity. Including the festival of multi-profile martial arts into the progragramme of school survey-contest widens
pupils' possibilities to realize their nature-given inclinations in the different activity, united by the single designation moulding the collective.
Key words: martial arts, multi-profile structure, individual preferencies to a Kind of activity, social attractiveness.