Научная статья на тему 'Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на национальном уровне'

Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на национальном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
515
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / ОРГАНЫ / ГАРАНТИИ / ЗАЩИТА / MINOR / SECURITY / PRINCIPLES / BODIES / WARRANTY / PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельев Андрей Игоревич

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних на национальном уровне. Анализируются нормативная правовая основа и основные направления деятельности субъектов профилактики по обеспечению прав ребенка в Российской Федерации. Автор полагает, что действующая система правовых гарантий криминологической безопасности несовершеннолетних в полной мере не соответствует современным потребностям защиты прав, свобод и законных интересов подростков. В частности, законодательство Российской Федерации во многом ориентировано на защиту интересов социально неблагополучных слоев населения, в том числе несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Предлагается усовершенствовать действующее законодательство посредством принятия нового федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений и обеспечения безопасности несовершеннолетних», что будет являться важным шагом на пути к построению правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing Criminological Security of Minorsat the National Level

The article discusses issues related to the provision of criminological security of minors at the national level. The Author analyzes the normative legal basis and main directions of activity of subjects of prevention of the violation of child rights in the Russian Federation. The Author believes that the current system of legal guarantees of criminological security of minors not fully meet modern requirements of protection of rights, freedoms and legitimate interests of adolescents. In particular, the legislation of the Russian Federation is largely focused on protecting the interests of disadvantaged segments of the population, including minors, being in socially dangerous position. It is proposed to improve the existing legislation through the adoption of a new federal law “The bases of the system of prevention of offences and security of minors”, which will be an important step towards building a legal state.

Текст научной работы на тему «Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на национальном уровне»

УДК 342.721

БО1: 10.19073/2306-1340-2017-14-3-73-77

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ _НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

САВЕЛЬЕВ Андрей Игоревич*

И savelevandrey80@mail.ru

Пр. Комарова, 7, Омск, 644092, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних на национальном уровне. Анализируются нормативная правовая основа и основные направления деятельности субъектов профилактики по обеспечению прав ребенка в Российской Федерации. Автор полагает, что действующая система правовых гарантий криминологической безопасности несовершеннолетних в полной мере не соответствует современным потребностям защиты прав, свобод и законных интересов подростков. В частности, законодательство Российской Федерации во многом ориентировано на защиту интересов социально неблагополучных слоев населения, в том числе несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Предлагается усовершенствовать действующее законодательство посредством принятия нового федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений и обеспечения безопасности несовершеннолетних», что будет являться важным шагом на пути к построению правового государства.

Ключевые слова: несовершеннолетние, безопасность, принципы, органы, гарантии, защита.

Providing Criminological Security of Minors

at the National Level

Savelev Andrei I.**

El savelevandrey80@mail.ru

7 Komarova pr., Omsk, 644092, Russia

Abstract. The article discusses issues related to the provision of criminological security of minors at the national level. The Author analyzes the normative legal basis and main directions of activity of subjects ofprevention of the violation of child rights in the Russian Federation. The Author believes that the current system of legal guarantees of criminological security of minors not fully meet modern requirements ofprotection of rights, freedoms and legitimate interests of adolescents. In particular, the legislation of the Russian Federation is largely focused on protecting the interests of disadvantaged segments of the population, including minors, being in socially dangerous position. It is proposed to improve the existing legislation through the adoption of a new federal law "The bases of the system ofprevention of offences and security of minors", which will be an important step towards building a legal state.

Keywords: minor, security, principles, bodies, warranty, protection.

За последние несколько лет в Российской Федерации проделан значительный объем нормо-творческой работы, направленной на обеспечение и защиту прав несовершеннолетних. Приняты Конституция Российской Федерации, Семейный, Уголовный и Уголовно-испол-

нительный кодексы Российской Федерации, ряд других нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, защищающие права и интересы несовершеннолетних. Комплекс организационных, экономических, юридических и идеологических мер, направленных

* Докторант адъюнктуры Омской академии МВД России, кандидат юридических наук.

** Doctoral student of postgraduate studies at Omsk Academy of the Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

на стабилизацию семьи, воплощается и имеет криминолого-виктимологическое значение [1, с. 23].

Повышенное внимание к проблемам охраны и защиты прав и интересов несовершеннолетних обусловлено множеством факторов общественно-политического, идеологического и правового характера. Эффективность охраны и обеспечения их прав и интересов не только повышает степень защищенности личности в государстве, престиж самого государства, но и решает более частные задачи. В частности, исследование преступности несовершеннолетних нередко показывает, что большой процент несовершеннолетних преступников (70 %) относится к категории трудных подростков, рано ставших «взрослыми», то есть самостоятельно обеспечивающих свое существование [2, с. 5].

В настоящее время эффективность правовых средств криминологической безопасности несовершеннолетних на национальном уровне сложно назвать достаточной. Необходимо согласиться с Г. В. Шевченко в том, что проблемными являются вопросы социальной обусловленности и системности законодательства, несовершенства действующих законов, отсутствия необходимых законодательных актов, нарушения единства правового пространства виктимологи-ческой безопасности [4, с. 166].

Наряду с вышеназванными к числу источников, которые вносят существенный вклад в реализацию государственной политики в сфере обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних, относятся следующие

нормативные правовые акты: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»1; Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»3; Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»4; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федера-ции»5; Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»6; Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»7; Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»8; Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»9; Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»10; постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»11 и др.

1 О безопасности : федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3. URL: http://www.pravo.gov.ru

2 О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. URL: http:// www.pravo.gov.ru

3 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. URL: http://www.pravo.gov.ru

4 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-Ф3. URL: http://www.pravo.gov.ru

5 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. URL: http://www.pravo.gov.ru

6 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 16 апр. 2001 г. № 44-ФЗ. URL: http://www.pravo.gov.ru

7 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ . URL: http://www.pravo.gov.ru

8 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Рос. Федерации от 19 дек. 2012 г. № 1666. URL: http://www.pravo.gov.ru

9 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента Рос. Федерации от 1 июня 2012 г. № 761. URL: http://www.pravo.gov.ru

10 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.pravo.gov.ru

11 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. № 345. URL: http://www.pravo.gov.ru

Этими и другими нормативными правовыми актами заложены гарантии обеспечения нормального духовного и физического развития несовершеннолетних, в том числе в ситуациях, связанных с посягательствами на их жизнь и здоровье.

В целях создания внутренне согласованной системы правового обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних в конституционном, уголовном, административном и гражданском праве разработаны предложения о создании новых и совершенствовании имеющихся правовых средств по улучшению положения детей в Российской Федерации.

Так, например, Т. М. Чапурко предлагает закрепить в Конституции Российской Федерации общественный долг каждого взрослого гражданина бережно относиться к нравственному развитию несовершеннолетних посредством дополнения ст. 38 Конституции Российской Федерации следующим предписанием: «Бережное отношение к нравственному развитию несовершеннолетних - общественный долг каждого гражданина; общественно опасное нарушение этого долга преследуется законом» [3, с. 46]. Представляется, что подобные изменения Основного закона страны ввиду недостаточно конкретной формулировки данного предписания могут повлечь неоднозначную трактовку и субъективизм в применении уголовного законодательства об охране несовершеннолетних.

Наряду с Конституцией Российской Федерации особое место в обеспечении криминологической безопасности несовершеннолетних занимает Федеральный закон 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», согласно ст. 2 которого среди основных принципов обеспечения безопасности выделяются следующие: 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

По сравнению с основными принципами обеспечения безопасности, закрепленными законом Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (утратил силу), в действующем федеральном законе акцент сделан на иных, принципиально новых положениях: приоритете предупредительных мер в целях обеспечения безопасности, а также системности и комплексности применяемых мер обеспечения безопасности. Данные принципы в современном российском праве появились впервые.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации создана целая совокупность государственных органов и общественных объединений, которые обладают широкими полномочиями в области соблюдения прав ребенка и их реализации. Наиболее полно эта совокупность указана в ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

В статье 5 данного закона перечислены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: это безнадзорные и беспризорные, несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства или психотропные вещества, лица, совершившие правонарушения, и т. д. Названных лиц объединяет одно: то, что все они находятся в крайнем социально опасном положении. В то же время в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отсутствуют нормы, направленные на обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних,

не имеющих склонности к девиантному либо преступному поведению.

В связи с этим представляется, что действующая система правовых гарантий криминологической безопасности несовершеннолетних в полной мере не соответствует современным потребностям защиты прав, свобод и законных интересов подростков. В частности, законодательство Российской Федерации во многом ориентировано на защиту интересов социально неблагополучных слоев населения, в том числе несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Анализ норм Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволяет сделать вывод, что он направлен преимущественно на непосредственную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В связи с этим целесообразно принятие федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений и обеспечения безопасности несовершеннолетних». Среди принципов данного нормативного правового акта необходимо обозначить следующие: 1) законность, гуманное отношение к несовершеннолетним; 2) обеспечение комплексного подхода при осуществлении профилактики правонарушений и обеспечения безопасности несовершеннолетних; 3) правовое воспитание и просвещение несовершеннолетних; 4) компетентность субъектов при осуществлении профилактики правонарушений и обеспечения безопасности несовершеннолетних; 5) организация пропаганды здорового образа жизни и социально полезного поведения несовершеннолетних; 6) обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних и др.

Не менее важный вклад в обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних внес Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Признавая детство важным этапом жизни человека, основываясь на принципах приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка

федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка.

Весьма важный вклад в обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних внес Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»12. Основные направления деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: улучшение положения детей в Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путем осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц по соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних.

Уполномоченный принимает активное участие в формировании государственной политики в интересах детей, вопросах укрепления правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации, совершенствовании законодательных, организационно-правовых и материальных гарантий соблюдения прав детей, разработке системных предложений, направленных на максимально полную реализацию основных, базовых прав ребенка в жизни общества.

Ряд законодательных инициатив, разработанных при участии Аппарата Уполномоченного, был принят Государственной Думой и подписан Президентом Российской Федерации. В частности, это Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Данные законы уже создают действенные организационно-правовые механизмы защиты детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, отрицающей семейные ценности,

12 Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : указ Президента Рос. Федерации от 1 сент. 2009 г. № 986. URL: http://www.pravo.gov.ru

формирующей неуважение детей к родителям и другим членам семьи, содержащей нецензурную брань, иные бранные слова и выражения, способной развить в ребенке порочные наклонности.

Рассмотренные выше источники обеспечения криминологической безопасности несовершен-

нолетних позволяют сделать вывод о том, что происходящие в стране преобразования направлены на усиление законотворческой деятельности, создают позитивные тенденции в области защиты прав и свобод детей, что является важным шагом на пути к построению правового государства.

Список литературы

1. Агеева А. В., Савельев А. И. Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних // Современные научные исследования: теория, методология, практика : сб. науч. тр. проф.-препод. состава по итогам отчетов кафедр по НИР за 2009 г. / под общ. ред. А. И. Барановского. Омск, 2010. Вып. 4. Т. 1. С. 23-30.

2. Макаров А. В. Уголовная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 178 с.

3. Чапурко Т. М. Безопасность несовершеннолетних как объект криминологического и уголовно-правового исследования // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью / редкол.: В. В. Астанин, С. В. Ванюш-кин, Н. Н. Даниленко, А. И. Долгова (отв. ред.), Е. М. Юцкова. М. : Рос. криминол. ассоциация, 2002. С. 44-48.

4. Шевченко Н. П. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления : дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004. 206 с.

References

1. Ageeva A. V., Savel'ev A. I. Pravovoe regulirovanie zashchity prav nesovershennoletnikh [Legal Regulation of the Protection of the Rights of Minors]. Sovremennye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, praktika. Vyp. 4. T. 1 - Modern Scientific Research: Theory, Methodology, Practice. Iss. 4. Vol. 1. Omsk, 2010, pp. 23-30.

2. Makarov A. V. Ugolovnaya otvetstvennost' za narushenie prav nesovershennoletnikh. Dis. kand. yurid. nauk [Criminal Liability for Violation of the Rights of Minors. Cand. Legal Sci. Dis.]. Moscow, 2001. 178 p.

3. Chapurko T. M. Bezopasnost' nesovershennoletnikh kak ob"ekt kriminologicheskogo i ugolovno-pravovogo issledovaniya [Safety of Minors as an Object of Criminological and Criminally-Legal Research]. Problemy pravovoi i kriminologicheskoi kul 'tury bor'by s prestupnost'yu - Problems of Legal and Criminological Culture of Struggle Against Criminality. Moscow, Publ., 2002, pp. 44-48.

4. Shevchenko N. P. Ugolovnaya otvetstvennost'za vovlechenie nesovershennoletnego v sovershenieprestupleniya. Dis. kand. yurid. nauk [Criminal Liability for Involving a Minor in the Commission of a Crime. Cand. Legal Sci. Dis.]. Stavropol, 2004. 206 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.