Научная статья на тему 'Комплексное обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних'

Комплексное обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОФИЛАКТИКА / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / MINOR / SAFETY / INTERNATIONAL BODIES / PREVENTION / NEGLECT / MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельев Андрей Игоревич

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся многообразия теоретического осмысления уровней криминологической безопасности несовершеннолетних. Анализируются нормативная правовая основа деятельности субъектов профилактики и механизмы защиты прав детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers questions relating to the diversity of theoretical comprehension levels of criminological safety of minors. The Author analyzes the normative legal basis of activities of subjects of prevention and protection of children's rights.

Текст научной работы на тему «Комплексное обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних»

УДК 343.9 (075.8) КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ A Complete Security of Criminological Safety of Minors

САВЕЛЬЕВ Андрей Игоревич - докторант Омской академии МВД России, кандидат юридических наук (Омск)

Saveliev Andrey I. - Doctoral Candidate, Omsk Academy of the Ministry of the Internal Affairs of Russian Federation, Candidate of Legal Sciences (Omsk)

[email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся многообразия теоретического осмысления уровней криминологической безопасности несовершеннолетних. Анализируются нормативная правовая основа деятельности субъектов профилактики и механизмы защиты прав детей.

Annotation. The article considers questions relating to the diversity of theoretical comprehension levels of criminological safety of minors. The Author analyzes the normative legal basis of activities of subjects ofprevention and protection of children's rights.

Ключевые слова: несовершеннолетние, безопасность, международные органы, профилактика, безнадзорность, мониторинг.

Keywords: minor, safety, international bodies, prevention, neglect, monitoring.

DOI: 10.19073/2306-1340-2016-4-79-83

Повышенный интерес к проблемам несовершеннолетних существовал всегда. Во многом это обусловлено тем, что дети являются будущим человечества и должны расти здоровыми как в физическом, так и в моральном отношении. В рамках неоднозначных процессов, которые разворачиваются на международной арене, все чаще на одно из первых мест выходит безопасность индивида и общества в целом. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть данные вопросы в контексте комплексного обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних.

Прежде всего, важно понять, на каких уровнях могут более эффективно осуществляться меры по обеспечению криминологической безопасности несовершеннолетних. Так, по мнению А. В. Цвилия, криминологическая безопасность выступает самостоятельным элементом в структуре общественно-политической безопасности.

Он считает, что региональный уровень обеспечения общественной безопасности играет важную роль в системе предупреждения общеуголовной преступности и разросшегося криминального произвола местных чиновников [12, с. 96]. С точки зрения А. В. Евсеева, обеспечение криминологической безопасности и необходимость формирования новой стратегии предупреждения преступлений органами внутренних дел необходимо осуществлять на районном уровне [2, с. 183]. Другая классификация, предложенная В. А. Плешаковым, основана на выделении нескольких уровней, образующих систему государственных органов, ведомств, организаций, занятых в пределах своей компетенции проблемами обеспечения криминологической безопасности [11, с. 67-68].

Таким образом, ученые выделяют различные подходы к классификации уровней обеспечения

криминологической безопасности, отдельно анализируя федеральный, региональный и районный уровни. По нашему мнению, рассмотренные выше точки зрения, несмотря на их обоснованность, являются недостаточно комплексными. Поскольку несовершеннолетние представляют собой наименее защищенную категорию населения в силу возрастных, психологических, физических и других особенностей, необходимо, чтобы обеспечение их криминологической безопасности осуществлялось в особом порядке, а именно комплексно на международном, национальном, региональном, муниципальном и индивидуальном уровнях.

Международный уровень криминологической безопасности несовершеннолетних занимает особое место в системе поддержки детей, т. к. нормы международного права закрепляют возможность использования всех существующих мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. В настоящее время имеется ряд международных актов, специально посвященных защите прав и свобод несовершеннолетних.

Так, в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней названы десять основополагающих принципов, признавать и соблюдать которые должны как родители, так и отдельные лица, добровольные организации, местные власти и национальные правительства. В соответствии с первым принципом Декларации за всеми детьми должны признаваться права «без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи» [1].

С учетом дальнейшего развития международных стандартов относительно прав детей в 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке Конвенции о правах ребенка, которая бы не только провозгласила права и свободы ребенка, но и содержала обязательства государств по их претворению в жизнь. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка (далее - Конвенция) [3] была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.

В соответствии с Конвенцией вопросами защиты прав детей непосредственно занимается Комитет ООН по правам ребенка. Основными

функциями Комитета являются сбор сведений от неправительственных и межправительственных организаций относительно соблюдения норм Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности, а также рассмотрение докладов государств, содержащих просьбы о технической консультации. Основные положения Конвенции нашли свое воплощение в совершенствовании механизма защиты прав детей и в последующих международных документах ООН и ее организаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что на международном уровне права ребенка признаются и выделяются в отдельную группу прав человека, а также предпринимаются соответствующие меры по соблюдению и защите данных прав.

В свою очередь, национальный уровень криминологической безопасности несовершеннолетних должен рассматриваться тогда, когда преступность и ее проявления создают трудности в реализации прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних на территории Российской Федерации. Защита прав несовершеннолетних в России, как и сами эти права, имеет конституционную основу. Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Государство использует любые возможности охраны и защиты интересов детей от криминализации и виктимизации.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [10] среди целей государственной политики в интересах детей выделяются следующие: осуществление прав детей, восстановление их прав в случаях нарушений, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8] конкретизирует задачи, стоящие перед органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, наряду с общей задачей обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних выделяются задачи специальной превенции - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение

причин и условий, способствующих этому; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и др.

Важное место в системе обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних занимает Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [4]. Данный закон впервые подробно регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. Определенное значение в профилактике виктимизации несовершеннолетних имеет Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [9], одним из направлений которого является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Наряду с вышеупомянутыми законами ключевую роль в защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних занимает Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [6]. В числе приоритетов Стратегии определено обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни подрастающего поколения.

Система защиты прав несовершеннолетних формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. В нее вовлечены также органы местного самоуправления. В РФ на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами семьи и детей.

Наиболее весомый вклад в обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних вносит Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Должность Уполномоченного по правам ребенка в РФ учреждена в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Его основная деятельность связана с рассмотрением жалоб, поступающих от граждан, по вопросам работы государственных, местных структур, госслужащих и иных должностных лиц.

Кроме того, для обеспечения прав несовершеннолетних на федеральном уровне функционируют следующие органы: 1) Уполномоченный по правам человека в РФ; 2) Координационный совет по реализации Национальной стратегии

действий в интересах детей на 2012-2017 годы; 3) комитеты Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей; по образованию; по охране здоровья; по физической культуре, спорту и делам молодежи; 4) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РФ и др.

Региональный уровень криминологической безопасности несовершеннолетних представляет собой совокупность детерминант преступности на территории конкретной административно-территориальной единицы РФ, в том числе прямо или косвенно опосредованных уже рассмотренным национальным и международным влиянием. В настоящее время программы противодействия преступности, которые могли бы улучшить ситуацию с криминологической безопасностью несовершеннолетних, приняты во всех субъектах РФ.

Необходимо отметить, что на региональном уровне, так же, как и на национальном, действуют департаменты, комитеты, комиссии и отделы с аналогичными функциями. Кроме того, во всех субъектах РФ образованы институты уполномоченных по правам ребенка. Ежегодно региональными уполномоченными рассматривается около 100 тыс. обращений граждан и организаций. Уполномоченные по правам ребенка систематически проводят проверки в детских учреждениях, принимают участие в судебных процессах.

Важной формой обеспечения прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановления их прав является деятельность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Подобная практика уже несколько лет успешно применяется в ряде регионов РФ (Московской области, Саратовской области, Ярославской области и др.). По своей сути деятельность Уполномоченного ориентирована на решение правовых вопросов по взаимодействию учеников, учителей и родителей.

Определенный вклад в профилактику виктимизации несовершеннолетних также вносят законы, направленные на обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на муниципальном уровне. Следует отметить, что большинство муниципальных образований в целях обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних руководствуется нормативными правовыми актами регионального

уровня, но в крупнейших городах РФ также действуют соответствующие законы.

Так, например, закон г. Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» [7] устанавливает основы правового регулирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет формы участия негосударственных учреждений и организаций в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законом г. Санкт-Петербурга «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге”» [5] определены полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга и меры по предупреждению содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних и формированию у них навыков здорового образа жизни.

Несмотря на эффективность обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних на международном, национальном, региональном и муниципальном уровнях, достаточно большой потенциал в сфере викти-мологической профилактики имеет индивидуальный уровень защиты прав детей. Во многом индивидуальная профилактика касается несовершеннолетних, которые в большей или меньшей степени в силу психологических особенностей и физической слабости обладают повышенной виктимностью. В отношении данной категории детей должна проводиться профилактическая работа, включающая выявление несовершеннолетних, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться жертвами преступников, и организацию в отношении этих лиц мер воспитания, обучения, обеспечения личной безопасности.

Обеспечению криминологической безопасности несовершеннолетних наиболее эффективно будут способствовать разнообразные меры ранней профилактики: а) организация правильного воспитания детей в семье; б) совершенствование нравственного воспитания в образовательных организациях; в) совершенствование правового воспитания; г) организация патриотического воспитания несовершеннолетних и др. В силу особой сложности внутрисемейных отношений с фактами семейного насилия может понадобиться помощь психологов и других специалистов в этой области в рамках деятельности соответствующих фондов, центров, служб социально-психологической помощи несовершеннолетним.

С позиции ранней профилактики семейного неблагополучия, с которым приходится сталкиваться сотрудникам органов внутренних дел, важно оценить весь период жизни семьи, определить причины появления отрицательных влияний. От этого во многом зависит взвешенность мер воздействия, принимаемых к родителям, которые не обеспечивают надлежащее воспитание детей и подростков, совершивших общественно опасные действия, и контроль за их поведением.

Следует отметить, что приемы и методы индивидуальной виктимологической профилактики ввиду загруженности сотрудников органов внутренних дел в основном сводятся лишь к защитно-воспитательной работе с детьми, уже ставшими потерпевшими. Работа по выявлению лиц с повышенной виктимностью не всегда ведется должным образом.

На каждом уровне криминологической безопасности несовершеннолетних со стороны общественных институтов и органов государственной власти должен осуществляться соответствующий мониторинг того, как обеспечиваются права, свободы и законные интересы подрастающего поколения. Таким образом, согласованные действия всех субъектов профилактики будут способствовать комплексному обеспечению криминологической безопасности несовершеннолетних, что позволит детям чувствовать себя более защищенными.

Список литературы

1. Декларация прав ребенка : одобрена Генер. Ассамблеей ООН 20 нояб. 1959 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Евсеев А. В. К вопросу об обеспечении криминологической безопасности // Полицейская деятельность. 2013. № 3. С. 182-185.

3. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генер. Ассамблеей ООН от 20 нояб. 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. 46.

4. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 48.

5. О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» : закон г Санкт-Петербурга от 19 февр. 2014 г. № 48-14 // Рос. газ. 2014. 21 февр.

6. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента Рос. Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23. Ст. 2994.

7. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве : закон г. Москвы от 7 апр. 1999 г. № 16. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.

9. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851.

10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

11. Плешаков В. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. 323 с.

12. Цвилий А. В. К вопросу об обеспечении криминологической безопасности на региональном уровне // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 26. С. 90-96.

References

1. Deklaratsiia prav rebenka [Declaration of the Rights of the Child] (approved by United Nations General Assembly on November 20, 1959). Konsul’tantPlius - ConsultantPlus, 2016.

2. Evseev A. V K voprosu ob obespechenii kriminologicheskoi bezopasnosti [On the Problem of Ensuring Criminological Security]. Politseiskaia deiatel’nost’- Police activity, 2013, no. 3, pp. 182-185.

3. Konventsiia o pravakh rebenka [Convention on the Rights of the Child] (approved by United Nations General Assembly on November 20, 1989). Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR - Collection of International Treaties of USSR, 1993, iss. 46.

4. Federal’nyi zakon “O zashchite detei ot informatsii, prichiniaiushchei vred ikh zdorov’iu i razvitiiu” [Federal Law “The Protection of Children From Harmful Information to Their Health and Development”] of December 29, 2010 № 436-FZ. Sobranie zakonodatel ’stva Rossiiskoi Federatsii - Collection ofLegislation of the Russian Federation, 2011, no. 1, art. 48.

5. Zakon g. Sankt-Peterburga “O merakh po preduprezhdeniiu prichineniia vreda zdorov’iu, fizicheskomu, intellektual’nomu, psikhicheskomu, dukhovnomu i nravstvennomu razvitiiu nesovershennoletnikh v Sankt-Peterburge i vnesenii izmenenii v Zakon Sankt-Peterburga “Ob administrativnykh pravonarusheniiakh v Sankt-Peterburge” [The Law of St. Petersburg “Measures to Prevent Damage to Health, Physical, Intellectual, Mental, Spiritual and Moral Development of Minors in St. Petersburg and Amendments to the Law of St. Petersburg “On Administrative Offenses in St. Petersburg”:] of February 19, 2014 № 48-14. Rossiiskaia gazeta - Russian Gazette, 2014, February 21.

6. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii “O Natsional’noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody” [Decree of the President of the Russian Federation “National Action Strategy for Children 2012-2017”] of June 1, 2012 № 761. Sobranie zakonodatel ’stva Rossiiskoi Federatsii - Collection of Legislation of the Russian Federation, 2012, no. 23, art. 2994.

7. Zakon g. Moskvy “O profilaktike beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh v gorode Moskve” [The Law of Moscow “On the Prevention of Child Neglect and Juvenile Delinquency in the City of Moscow”] of April 7, 1999 № 16. Konsul ’tantPlius - ConsultantPlus, 2016.

8. Federal’nyi zakon “Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh” [Federal Law “On Principles of Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency”] of June 24, 1999 № 120-FZ. Sobranie zakonodatel’stvaRossiiskoi Federatsii - Collection of Legislation of the Russian Federation, 1999, no. 26, art. 3177.

9. Federal’nyi zakon “Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii” [Federal Law “On the bases of the crime prevention system in the Russian Federation”] of June 23, 2016 № 182-FZ. Sobranie zakonodatel ’stva Rossiiskoi Federatsii - Collection of Legislation of the Russian Federation, 2016, no. 26 (ch. 1), art. 3851.

10. Federal’nyi zakon “Ob osnovnykh garantiiakh prav rebenka v Rossiiskoi Federatsii” [Federal Law “On Basic Guarantees of Child Rights in the Russian Federation”] of July 24, 1998 № 124-FZ. Sobranie zakonodatel ’stva Rossiiskoi Federatsii - Collection of Legislation of the Russian Federation, 1998, no. 31, art. 3802.

11. Pleshakov V A. Kriminologicheskaia bezopasnost’ i ee obespechenie v sfere vzaimovliianiia organizovannoi prestupnosti iprestupnosti nesovershennoletnikh. Dis. d-ra iurid. nauk [Criminological Security and Support in the Field of Interference of Organized Crime and Juvenile Delinquency. Dr. Legal Sci. Dis.]. Moscow, 1998. 323 p.

12. Tsvilii A. V K voprosu ob obespechenii kriminologicheskoi bezopasnosti na regional’nom urovne [To a Question of Ensuring Criminological Security at the Regional Level]. Zakonnost ’ipravoporiadok v sovremennom obshchestve - Law and Order in Modern Society, 2015, no. 26, pp. 90-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.