Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности цепи поставок в условиях глобализации экономики'

Обеспечение конкурентоспособности цепи поставок в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
560
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / COMPETITIVENESS / SUPPLY CHAIN / GLOBALIZATION / ECONOMICS / BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безруких М.В.

Для России проблема повышения конкурентоспособности экономики заключается в преодолении технического отставания, максимально полного использования и создания новых конкурентных преимуществ российской экономики. Государство и бизнес должны совместно проводить политику переориентации развития хозяйства страны с преимущественной добычи и переработки сырья на увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе и в экспорте страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE SUPPLY CHAIN IN THE GLOBALIZED ECONOMY

For Russia, the problem of increase of competitiveness of economy is to overcome technological lag, maximize and create new competitive advantages of Russian economy. Government and business must work together to conduct a policy reorientation of economic development of the country with a primary extraction and processing of raw materials on the increase in the share of high-tech goods and services, including exports of the country.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности цепи поставок в условиях глобализации экономики»

Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

УДК 339.137.25

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЦЕПИ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

М. В. Безруких Научный руководитель - Л. В. Багузова

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660075, г. Красноярск, ул. Л. Прушинской, 2 E-mail: kmarketing05@mail.ru

Для России проблема повышения конкурентоспособности экономики заключается в преодолении технического отставания, максимально полного использования и создания новых конкурентных преимуществ российской экономики. Государство и бизнес должны совместно проводить политику переориентации развития хозяйства страны с преимущественной добычи и переработки сырья на увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе и в экспорте страны.

Ключевые слова: Конкурентоспособность, цепь поставок, глобализация, экономика, бизнес-процессы

ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE SUPPLY CHAIN IN THE GLOBALIZED ECONOMY

M. V. Bezrukich Scientific Supervisor - L. V. Baguzova

Siberian Federal University 2, L. Prushinskiy str., Krasnoyarsk, 660075, Russian Federation E-mail: kmarketing05@mail.ru

For Russia, the problem of increase of competitiveness of economy is to overcome technological lag, maximize and create new competitive advantages of Russian economy. Government and business must work together to conduct a policy reorientation of economic development of the country with a primary extraction and processing of raw materials on the increase in the share of high-tech goods and services, including exports of the country.

Keywords: Competitiveness, supply chain, globalization, Economics, business processes

В настоящее время движущей силой в развитии мировой экономики является глобализация, определяющая особенности производства и сбыта товаров. Характерное в мировой экономике усиление интернационализации и глобализации производства приводит в свою очередь к интернационализации и глобализации транспортно-логистических систем и товаропроводящих сетей. В логистике основными движущими силами глобализации согласно исследованиям Д. Бауэрсоксу являются: экономический рост; перспективы развития мировых рынков; регионализация; глобальная конкуренция; экспансия технологий; дерегулирование транспорта; развитие логистической инфраструктуры. В индустриально развитых странах экономический рост приводит к увеличению логистической производительности и эффективности, особенно для экспорта товаров. Нарастающая конкуренция вызывает поиск новых рынков сбыта, дешевых источников сырья и трудовых ресурсов за пределами своих стран [1].

В связи с этим, углубляется международное разделение труда, что усиливает взаимозависимость хозяйственного и политического развития отдельных стран и, следовательно, их эконо-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

мические системы все больше начинают дополнять друг друга. Тут же появляются и проблемы, которые можно решить усилиями нескольких стран. Таким образом, начинает развиваться процесс, хозяйственной, или экономической, в том числе и логистической, интеграций. Международное разделение труда привело к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих глобальные логистические цепи и каналы, развитие которых связано с увеличением отдачи на вложенный капитал, с более низкими тарифами логистических посредников в других странах, с лучшими финансовыми и другими условиями. Экономическая и логистическая интеграция является более высокой ступенью развития мирового хозяйства. Интеграция вызывает необратимые изменения в хозяйстве стран участниц и экономически она отличается более глубоким, сложным характером экономических взаимосвязей национальных хозяйств, что приводит к структурным изменениям как внутри самих хозяйств, так и в их экономических связях друг с другом. Развитие устойчивых политических и экономических связей разделение труда между национальными хозяйствами взаимно дополняет и приспосабливает отдельные предприятия, отрасли, экономические районы разных стран друг к другу, ведет к образованию международных хозяйственных комплексов, макрологистических систем, охватывающих прежде всего близкие по уровню экономического развития государства.

Роль в глобальной логистике играет фактор регионализации. Региональные аспекты логистики можно рассматривать как на уровне одной страны, так и на уровне нескольких стран-соседей. Образование в ряде регионов интеграционных группировок, целью которых является объединение усилий для создания оптимальной структуры производства, стимулирования его обновления на базе новейших достижений науки и техники, повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения ее сбыта и обновления экономики на основе логистизации, есть объективно обусловленный процесс. Существуют примеры успешных макрологистических региональных структур и систем, например, для стран Бенилюкса (экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), ЕС, США и Канады, Юго-Восточной Азии. В данном примере региональный фактор усиливает тенденцию глобализации за счет: сходства политических систем и экономического уровня стран; близости социального уклада жизни, исторических корней; единых источников энергии, и сырьевых ресурсов; единой транспортной системы и дорожной инфраструктуры; единых телекоммуникаций; отсутствия таможенных и торговых барьеров и т. д. [2].

Логистика сегодня меняется быстрее, чем когда-либо, поэтому она способствует эффективному управлению развитием современных бизнес-процессов в сфере международного товарооборота. Наиболее очевидным изменением становится использование новых технологий, например, электронная идентификация упаковок, спутниковое отслеживание местонахождения грузов и автоматизированные системы управления, но самые существенные изменения связаны с коммуникациями и передачей информации между участниками цепи поставок. Из-за роста спроса на мелкие партии товаров, становится популярной система управление цепями поставок. Логистическая система международного товародвижения интегрирует подходы в управлении операциями и функциями всех участников (звеньев) товаропроводящей цепи: от поставщика сырья до конечного потребителя. Ведущее значение в этом занимает транспорт. Транспортировкой занимаются логистические интеграторы. Стремление минимизировать запасы подразумевает увеличение спроса на перевозки и происходит упрощение и автоматизация обработки большого объема транспортных и таможенных документов. Акцент переносится с отдельных транспортных систем на комплекс перевозок, т.е. мультимодальных и интермодальных. Для реализации логистики создаются международные коммуникационные информационные системы передачи информации о материальных потоках и контролем за их движением. Таким образом, для снижения непроизводственных затрат и повышения уровня конкурентоспособности организаций необходимо постоянное совершенствование механизмов оптимизации и управления логистическими процессами в системе международного товародвижения [3].

Рассмотрение глобализации как международного проекта требует выработки для России основных направлений ее собственного глобального позиционирования: выработка стратегии конкурентоспособности и экономической безопасности в условиях глобализации; определение путей финансовой самостоятельности страны; формирование Россией своей собственной концепции соединения конкурентных преимуществ отдельных стран в новую совокупность. Повы-

Секция «АКТУЛЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

шение конкурентоспособности национальной экономики требует мощного законодательного обеспечения. Следует сосредоточить внимание на стратегических факторах, формирующих макроконкурентоспособность. Концепция политики и поддерживающий ее закон должны содержать обязательные разделы: принципы и процедуры разработки политики повышения конкурентоспособности экономики России и законодательное закрепление ее реализации; вертикальная интеграция решения задачи повышения конкурентоспособности экономики России; конкурентоспособная экономика и социальное партнерство; ответственность за причиненный ущерб конкурентоспособности экономики. В законе также должны быть предусмотрены разделы, регламентирующие его место и роль в системе российского законодательства, и механизмы реализации; прописаны вопросы его согласования с сопутствующими законами и план развития подзаконных актов, развивающих и конкретизирующих действие данного федерального закона. Основным практическим итогом реализации данного закона должны стать разработка и реализация долгосрочной федеральной программы повышения конкурентоспособности российской экономики, развернутой по регионам страны, в которой должны быть предусмотрены направления участия России в международной кооперации и специализации с учетом соблюдения национальных интересов страны, ее населения на длительную перспективу. Конкурентоспособность региона (субъекта Федерации) должна строиться на ряде исходных метдологических положений. 1. На макроуровне регион должен быть встроен в территориальную систему разделения труда страны в целом, которая должна базироваться на макроэкономических расчетах эффективности решения задач внутреннего развития страны, что должно в первую очередь решать задачу восстановления и укрепления ее национальной воспроизводственной базы. 2. На мезоуровне предприятия и компании должны формулировать свои отраслевые задачи, должно преобладать решение проблем повышения эффективности работы отдельных предприятий и их технологических комплексов, организации труда, логистических решений на региональном уровне. 3. На микроуровне — проблемы удовлетворения потребительского рынка товарами высокого качества и по конкурентным ценам, а также проблемы доставки товаров, проблемы, связанные с сезонностью производства и потреблением товаров и услуг.

Только общенациональное и программное решение такой масштабной задачи может превратить Россию в передовую страну мира, способную успешно конкурировать на глобальных рынках с самыми развитыми странами и мощными транснациональными корпорациями мира.

Библиографические ссылки

1. Камиева А. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века: материалы II Международной научно-практической конференции, 5 марта - 26 сентября 2012 года : в 2-х ч. Ч.1 / отв. ред. Е.Н. Шереметьева. - Самара: Самарский институт (фил.) РГТЭУ, 2012, 384 с.

2. Щербанин Ю.А. Международные экономические отношения. Интеграция. М.: Юнити, 2011. - 366 с.

3. Сотник Д. С. Теоретические аспекты развития логистических систем в условиях глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - №1-3. - С. 67-68.

© Безруких М. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.