МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Александр Викторович ДМИТРИЕВ — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры логистики и торговой политики СПбГЭУ, заместитель декана факультета торгового и таможенного дела.
В 2001 г. окончил Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова. С 2006 г. по настоящее время работает в СПбГЭУ.
Автор более 50 научных работ.
Сфера научных интересов — логистика, управление цепями поставок, теория транспортных потоков.
^ ^ ^
Дмитриев А.В.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИХ СИСТЕМ
Аннотация. В статье исследуются общие вопросы функционирования транспортно-экспедиторских систем. Формулируются основы построения эффективной системы транспортно-складского обслуживания грузовых потоков. Решается задача доставки товара с применением принципов и методов логистики транспортно-экспедиторских услуг. Раскрываются основные логистические процессы в рамках транспортно-экспедиторского обслуживания процессов товародвижения. Рассматривается принципиальная схема транспортно-логистической системы доставки грузов. Производится позиционирование экспедиторов как организаторов транспортных процессов и элементов архитектуры логистичеких систем.
Ключевые слова. Логистика транспортно-экспедиторских услуг, управление материальными потоками, логистическая инфраструктура, логистические процессы, доставка грузов, логистическая система, грузопереработка, логистическая операция.
Dmitriev A.V.
LOGISTICS BASES OF FREIGHT FORWARDING SYSTEMS FUNCTIONING
Abstract. The article deals with the general issues of functioning of freight forwarding systems. Formulated the basics of building an effective system of transport and warehouse service cargo flows. We solve the problem of delivery with the use of principles and methods of logistics freight forwarding services. Reveals the main logistics processes within the freight forwarding service promotion processes. We consider the concept of transport and logistics system of delivery. Positioning and forwarders as organizers transport processes and elements of architecture of logistics systems.
ГРНТИ 81.88.75 © Дмитриев А.В., 2015
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел. (812) 310-46-65. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 31.12.2014 г.
Для ссылок: Дмитриев А.В. Логистические основы функционирования транспортно-экспедиторских систем // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 79-85.
80
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Keywords. Logistics freight forwarding services, materials management, logistics infrastructure, logistics processes, delivery of goods, logistics system, materials handling, logistics operation.
^ ^ ^
Современное развитие логистики транспортно-экспедиторских услуг сопровождается влиянием противоречивых тенденций. Сам по себе транспортный комплекс является одной из инфраструктурных отраслей экономики и его функционирование определяется взаимодействием с прочими отраслями, связанными с производством товарно-материальных ценностей. Сформированная, надежно функционирующая логистическая система, важнейшим элементом которой является транспорт, становится катализатором развития экономики.
С другой стороны, логистика транспортно-экспедиторских услуг - это особая, органичнонеотъемлемая отрасль экономики, оказывающая огромное влияние на особенности регионального распределения торгово-производственных мощностей, участвующая в процессах воспроизводства и выступающая важнейшей составляющей системы экономических взаимоотношений, что позволяет рассматривать её, как часть совокупного экономического знания и деятельность в области мира-хозяйства [1].
В настоящее время экономическая ситуация способствует бурному развитию интегративных процессов, гармонизации отношений между различными хозяйствующими субъектами, повышению их открытости к участию в формировании и развитии глобальных цепей поставок, что порождает потребность интенсифицировать товарные потоки. Следовательно, возникает спрос в максимально быстрой и сохранной доставке грузов от отправителя до получателя.
В то же время, методологическая основа логистики транспортно-экспедиторских услуг получила недостаточное развитие в современной науке, как в масштабах глобальных логистических систем, так и на уровне национальной экономики. Это приводит к необходимости построить интегрированную модель функционирования логистических транспортно-экспедиторских систем, а также определить место, роль и значение транспортной логистики как важной составляющей экономических процессов.
Сложности, связанные с развитием как национальных, так и международных транспортных систем, обусловливают проблемы, с которыми сталкиваются грузовладельцы на рынке транспортноэкспедиторских услуг. Им всё труднее сориентироваться в быстро меняющейся транспортной обстановке. Большое значение в данном контексте приобретают: особенности состояния и развития логистического рынка; транспортная политика государства, международные соглашения, конвенции и обычаи; технико-эксплуатационные характеристики транспортных средств, а также параметры работы грузовых терминалов; состояние логистического посредничества в различных регионах.
В данных условиях имеет место резкое возрастание сложности решения задачи удовлетворения спроса клиента с точки зрения наличия товарно-материальных ценностей в заданном месте потребления при соблюдении требований своевременности доставки и качества логистического сервиса.
Исходя из общих требований логистики по доставке требуемого товара (G), в нужное место (A) и время (T), в необходимом количестве (N) и состоянии (Q), нужному потребителю (R) с минимальными логистическими издержками на товародвижение (С), можно сформулировать задачу доставки товара с применением принципов логистики транспортно-экспедиторских услуг, как поиск множества оптимальных значений целевой функции (L) перечисленных выше параметров:
L = f( G,A,T,N,QR,C ) . (1)
При этом должно выполняться условие: L , где - выраженная в денежной форме полез-
ность от наличия партии товарно-материальной ценностей в месте потребления. В частности, это может быть доход от продажи товара - разница между стоимостью закупки ( и стои-
мостью продажи (Р п) партии доставленного товара.
Целевым значением функции L будет оптимальное значение набора параметров относительно заданных ограничений, например, по сроку и стоимости доставки. При этом каждый параметр имеет свои границы вариативности или возможные допустимые значения. В частности значение параметра «нужный товар» (G) влияет на способ упаковки, транспортировки, перевалки и хранения товара, то есть на его транспортную характеристику, а также на вид и тип транспорта, которым данный товар
Дмитриев А.В.
81
перевозится. Параметр «нужное место» (A) накладывает значительные ограничения не только на выбор видов транспорта, но и на их взаимодействие и последовательность работы из-за отсутствия на данной территории тех или иных подъездных путей и путей сообщения. Подобным образом можно задать ограничения по каждому из параметров данной функции.
Возможны случаи, когда невозможно существование такого набора параметров, при котором реализуется функция L, тогда для осуществления доставки груза получателю требуется пересмотр допустимых значений или даже технологии доставки, вплоть до разработки такой логистической системы, при которой набор параметров будет уникальным. В подобных случаях должна применяться методика так называемой «проектной логистики».
Нетрудно видеть, что ужесточение условий по какому-либо параметру, скажем «сроку доставки» (выполнить максимально возможное сокращение срока доставки скоропортящегося товара), может привести к значительному изменению прочих параметров - переход от использования автотранспорта к воздушному транспорту более чем на порядок увеличивает транспортные тарифы, а значит, и совокупные логистические издержки на доставку товара.
В свою очередь, значение функции L будет оказывать влияние на величину дохода экономического субъекта (клиента рынка транспортно-экспедиторских услуг) от реализации товарно-материальных ценностей в месте потребления, в частности на доход грузовладельца, которому требуется доставить свой товар к месту его дальнейшей реализации.
Необходимым условием положительного экономического эффекта функционирования логистических транспортно-экспедиторских систем будет нахождение таких наборов параметров уравнения (1), при которых достигаются стратегические цели субъектов товародвижения. В этой связи, важным элементом в развитии и функционировании логистики транспортно-экспедиторских услуг становится совокупность таких факторов, как: выбор рационального способа транспортного обслуживания; определение направлений доставки и способа перевозки товаров; поиск оптимальной формы и метода организации транспортных процессов; изучение альтернатив и компромиссных вариантов набора параметров логистической функции доставки.
Учет данных положений способствует внедрению современных логистических подходов к развитию транспортно-экспедиторских систем. Это позволит создать множество гибких, управляемых логистических систем, хорошо адаптированных к реальному процессу доставки при условии минимизации логистических издержек и выполнении всех требований грузовладельца. Результатом подобных интегративных тенденций, помимо прочего, становятся системы, полностью обеспечивающие необходимыми видами транспорта хозяйственные связи не только внутри какого-либо государства, но и между различными странами, формируя глобальную систему товародвижения (товаропроводящую сеть) [4].
В последнее время, в условиях, когда перевозки товаров по многим торговым сделкам происходят в рамках не только национальных, но и международных систем товародвижения по логистическим товаропроводящим сетям, совокупный экономический эффект данных сделок в большой степени определяется состоянием транспортных систем и уровнем информационного сопровождения на всем протяжении указанных сетей. Это подтверждается следующими тенденциями развития системы товародвижения:
• широкие возможности практического применения рационализации экономической деятельности с помощью оптимизации потоковых процессов (концепция логистики);
• интенсификация развития прогрессивной транспортно-технологической системы доставки, основанной на методе «смешанных перевозок»;
• использование в транспортном обеспечении последних достижений в сфере информационной логистики и вычислительной техники;
• активная работа специализированных национальных и международных организаций с целью выработки нормативной базы, результатом которой было бы упрощение и унификация разных формальностей и барьеров в рамках логистического процесса транспортного обеспечения экономических связей, как внутри страны, так и за рубежом.
Транспортно-экспедиторское обслуживание товаропроводящих сетей, являющихся сложными интегрированными логистическими системами, основывается на определенных закономерностях. Со-
82
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
гласно одной из них, для того, чтобы существенно повысить эффективность функционирования сложных систем, требуется упорядочить подходы к их структуризации. Практическим воплощением этого объективного закона в сфере товаропроводящих сетей следует считать логистизацию их транспортноэкспедиторского обслуживания.
В настоящее время деятельность транспортно-экспедиторских компаний в качестве организаторов транспортных процессов является ключевым фактором в повышении экономической эффективности системы доставки груза и логистизации перевозочного процесса [2]. В то же время, в современных условиях транспортно-экспедиционное обслуживание характеризуется присутствием высокого уровня конкуренции на рынке транспортно-экспедиторских услуг. Между тем, при анализе практики транспортно-экспедиционного обслуживания было выявлено применение методологически малообоснованных, неэффективных и неконкурентоспособных технологий в обслуживании грузовладельцев транспортно-экспедиторскими предприятиями. Последнее положение можно объяснить тем, что отсутствуют методические рекомендации, регламентирующие организацию транспортно-экспедиционного обслуживания в рыночных условиях.
Подавляющее большинство экспедиторов, даже крупные компании, координируя работу грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков, пользуются такими технологическими схемами обработки поступающих заявок на перевозку, которые не позволяют удовлетворять потребности грузовладельцев в полной мере. Данная логистическая технология сводится к последовательной проверке наличия свободных видов транспорта и возможности обратной загрузки по имеющимся базам данных. Вероятность отклонений в заявках может оказаться довольно высокой, что снизит как уровень качества обслуживания клиентов, так и уровень конкурентоспособности экспедиторов.
Функция транспортно-экспедиционного предприятия, заключающаяся в том, чтобы должным образом организовать совместную работу перевозчиков и грузовладельцев определяется эффективностью деятельности экспедитора в реальных рыночных условиях (при условии отсутствия централизованных методов управления), что, в свою очередь, позволяет определять эффективность транспортных систем в целом [3].
Так как в деятельности современных транспортно-экспедиционных предприятий проявляются признаки не только организационной, но и в большой степени посреднической деятельности, на рынке транспортно-экспедиторских услуг возникают конфликтные ситуации, порождающие необходимость согласовывать интересы разных сторон.
Процесс транспортно-экспедиционного обслуживания - это сложный технологический процесс, управлению которым сопутствует большое количество альтернатив на различных стадиях принятия решений. Стоимость ошибок из-за неверно принятых решений бывает достаточно высокой. Это объясняет высокую стоимость простоя подвижного состава, возможность повреждения грузов и потерю дополнительной прибыли экспедитора. Тем не менее, современный логистический подход при обосновании принятия решений в рамках процедуры управления транспортно-экспедиционным обслуживанием позволил решить широкий круг проблем.
С помощью приведенных выше положений можно обосновать особую важность проведения теоретического и экспериментального исследования в сфере повышения экономической эффективности процессов транспортно-экспедиционного обслуживания с применением логистического подхода. Прежде всего, требуется разрешить ряд проблемных вопросов современного состояния логистики транспортно-экспедиторских услуг, выделить проблему терминологии в области транспортноэкспедиционного обслуживания, проанализировать содержание и особенности предоставления транспортно-экспедиторских услуг, выделить логистические функции экспедитора.
Принципы системного анализа и методология логистики позволяют разработать некоторые теоретические положения, отвечающие за повышение эффективности транспортно-экспедиторского обслуживания, а именно:
• проанализировать показатели экономической эффективности процесса предоставления транспортно-экспедиторских услуг;
• предложить методику анализа технологических схем транспортно-экспедиторского обслуживания;
• рассмотреть структуру имитационной модели процесса транспортно-экспедиторского обслуживания;
Дмитриев А.В.
83
• разработать модель оценки целесообразности работы транспортно-экспедиторской компании на рынке;
• предложить теоретические основы выбора оптимальных логистических стратегий деятельности субъектов рынка транспортно-экспедиторских услуг;
• разработать модель формирования оптимальной стратегии формирования цен на транспортноэкспедиторские услуги на базе математического аппарата теории массового обслуживания и теории игр;
• предложить комплекс технологических решений для перевозчиков и транспортно-экспедиторских предприятий.
Экспериментальные исследования параметров спроса на транспортно-экспедиторские услуги, а также частные модели и результаты решения актуальных научно-прикладных задач в области повышения эффективности транспортно-экспедиторского обслуживания показывают, что рынок транспортно-экспедиторских услуг в настоящее время состоит из большого числа участников (грузовладельцев, экспедиторов, перевозчиков, посредников), которые организационно обеспечивают процесс доставки товаров.
В свою очередь, рынок транспортно-экспедиторских услуг представляет собой сложную систему. Оценить эффективность её функционирования возможно с помощью общесистемных исследований и моделирования с учетом принципов теории логистики. Поэтому особую актуальность приобретают исследования, направленные на разработку модели взаимодействия субъектов рынка транспортноэкспедиторских услуг.
Начало системных исследований в области логистики транспортно-экспедиционного обслуживания можно отнести ко второй половине XX века. Внимание в них было сосредоточено на формулировке задач и функций экспедиторов, перевозчиков и других участников процесса транспортноэкспедиционного обслуживания, рассматривались переходные процессы в транспортном секторе экономики, а также особенности формирования рынка транспортно-экспедиторских услуг. Дальнейшие исследования были связаны с поэлементным анализом системы товародвижения от места производства до конечного потребителя (имел место системный подход к исследованию рынка транспортных услуг). В качестве основных элементов системы доставки выделялись торговые фирмы, региональные дилеры, экспедиторы и перевозчики.
В рамках разработки данной модели использовались некоторые допущения: организация доставки товаров обеспечивается торговыми фирмами с помощью экспедиторов; в качестве объекта анализа использовался заказ на доставку товара; параметры модели определялись опытным путем на основании имеющейся информации о заказе. Указанные допущения существенно упростили модель, что привело к снижению ее точности и универсальности. За последнее время появились убедительные доказательства того, что на современном рынке транспортно-экспедиторских услуг организация доставки грузов преимущественно относится к компетенции транспортно-экспедиторских предприятий.
Применение в качестве объекта логистического анализа заказа на доставку позволяет рассматривать доставку для выбранной пары экспедитор-клиент с использованием информации о конкретной заявке. Однако, при таком подходе отсутствует возможность исследовать особенности и свойства рынка транспортно-экспедиторского обслуживания в целом как логистической системы, субъектами которой являются, в том числе, экспедиторы, перевозчики и грузовладельцы.
В рамках анализа основных направлений развития логистики транспортно-экспедиторских услуг можно описать специфические взаимодействия экономических категорий и элементов, которые характеризуют, помимо прочего, и маркетинговую деятельность в системе транспортно-экспедиторского обслуживания, а также построить модель взаимодействия логистики и маркетинга при продаже услуг транспортной экспедиции. Данное уточнение модели функционирования транспортноэкспедиторского предприятия можно выполнить различными способами: схематически, формализовано или описательно.
Рынок транспортно-экспедиторского обслуживания обладает определенными признаками макрологистической системы (крупной системы управления материальными потоками, охватывающей предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организа-
84
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
ции), поэтому моделирование необходимо осуществлять с методологических позиций системного подхода, принцип реализации которого является основным в концепции логистики [7].
Последовательность формирования системы при системном подходе включает в себя 4 этапа: определение и формулирование цели функционирования, определение требований, которым должна удовлетворять система, формирование подсистем и их синтез. Установление цели функционирования является первым этапом разработки модели рынка транспортно-экспедиторского обслуживания как сложной логистической системы. В данном случае имеет смысл выделять локальные цели (цели субъектов рынка) и общие цели (результаты взаимодействия всех участников рынка, определяющие эмерджентные свойства системы).
Субъектов логистики транспортно-экспедиторских услуг можно разделить на три типа: логистические операторы (экспедиторы), поставщики транспортных услуг (перевозчики) и потребители транспортных услуг (грузовладельцы). Грузовладельцы на рынке преследуют цель получения качественного логистического сервиса потребностей в области транспортно-экспедиторского обслуживания. Вопрос достижения указанной цели решается через определение и соблюдение совокупности показателей, отражающих уровень удовлетворения потребностей в транспортно-экспедиторском обслуживании (например, соотношение затрат на транспортно-экспедиторское обслуживание и уровень удовлетворения потребностей).
Цели экспедиторов и перевозчиков, которые обеспечивают удовлетворение потребности грузовладельцев, совпадают и связаны с получением прибыли, укреплением своих позиций на рынке, развитием предприятия и другими, отражающими результат их работы на рынке. В качестве глобальной цели функционирования рынка как макрологистической системы выступает эффективное продвижение материального потока в цепях поставок.
Факторы влияния внешней среды на логистическую систему транспортно-экспедиторского обслуживания можно описать через совокупность показателей, разделенных по типам используемых ресурсов на следующие группы: показатели, характеризующие использование финансовых ресурсов; показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов; показатели, отражающие административно-правовое влияние; показатели, характеризующие материальные ресурсы (входной материальный поток). Основным требованием, предъявляемым к логистической системе транспортноэкспедиторского обслуживания, является такое её функционирование, которое обеспечивает оптимальность значений совокупности указанных выше показателей.
Причиной взаимодействия субъектов рынка (подсистем) является наличие потребности с одной стороны у грузовладельцев - в перемещении грузов, с другой стороны у перевозчиков - в наличии заказов на перевозку. Транспортно-экспедиторское обслуживание - это процесс удовлетворения потребностей перевозчиков и грузовладельцев. Заявки на транспортно-экспедиционное обслуживание (спрос), а также процесс их обслуживания образуют потоки, связывающие элементы системы. Процесс транспортно-экспедиционного обслуживания обеспечивается потоками трех типов, циркулирующих между элементами системы, - материального, информационного и финансового.
Определяя перспективы развития логистики транспортно-экспедиторских услуг, как составной части производственно-торговой инфраструктуры и рынка транспортного обслуживания, необходимо раскрыть сущность и содержание современных транспортных систем и решить проблему сопоставимости статистических данных о развитии мировой транспортной инфраструктуры [5]. Транспорт, являясь отраслью материального производства, играет ключевую роль в структуре логистических процессов. Благодаря существованию транспортных систем, активно развиваются прочие отрасли экономики, принося прибыль хозяйствующим субъектам.
Отличительной особенностью транспортного комплекса, как элемента логистической системы, является многообразие видов и типов транспорта, которые имеют в каждом выбранном варианте доставки свою относительную экономическую и логистическую привлекательность. В связи этим наблюдается постоянное взаимодействие между различными видами транспорта, что, в значительной степени, определяется отличием в таких характеристиках, как: скорость перемещения в пространстве; наличие подъездных путей и доступность в различных точках пространства; надежность с точки зрения соблюдения сроков доставки; грузоподъемность и грузовместимость; уровень логистического сервиса.
Дмитриев А.В.
85
В настоящее время можно отметить, что логистическая архитектура транспортно-экспедиторского обслуживания воспринимается в виде единой непрерывной сети операторов перевозки, которые непосредственно отвечают за перемещение полезной нагрузки (грузов или пассажиров), и функционирование объектов логистической инфраструктуры. В этом контексте ключевая роль транспорта также проявляется в поддержке глобальных товаропроводящих систем, обслуживании городской и периферийной инфраструктуры для удовлетворения социальных потребностей людей в трудовых и бытовых поездках. Поэтому необходима разработка комплекса мероприятий по эффективному использованию потенциала транспортно-логистического сервиса и логистических технологий при организации доставки грузов и пассажиров, как на национальном, так и на международном уровне [6].
Под логистической технологией следует понимать деятельность, основой которой является эффективное управление, планирование и обеспечение материальных, финансовых, информационных, кадровых и других видов потоков. Целью логистики в данном случае будет эффективное товародвижение с момента зарождения материального потока, и заканчивая конечным потреблением. Современное развитие транспортной логистики, помимо прочего, приводит к ликвидации малых и средних предпринимательских структур в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания, которые не могут выдержать конкуренции со стороны более крупных логистических структур, таких, как крупные международные транспортно-распределительные центры. Только данные центры в состоянии использовать в своей работе набор современных информационных технологий мониторинга материальных потоков и обеспечивать эффективный логистический менеджмент доставки грузов конечным потребителям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасенко И.Д. Теория хозяйства в целостной структуре знания // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 1. С. 7-15.
2. Дмитриев А. В. Методологические основы управления логистикой транспортно-складских центров // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 6. С. 76-81.
3. Дмитриев А.В. Проблемы логистической координации деятельности субъектов рынка транспортноэкспедиторских услуг // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2014. № 1. С. 51-53.
4. Дмитриев А.В. Формирование логистической системы транспортно-экспедиторского обслуживания // Проблемы современной экономики. 2013. № 2. С. 201-204.
5. Карасев В.А. Глобализация рынка транспортных услуг и транспортно-логистических систем в мировой экономике: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. М., 2008. 26 с.
6. Логистика и управление цепями поставок / Под ред. В.В. Щербакова. М.: Юрайт, 2015. 582 с.
7. Наумов B.C. Основы повышения эффективности экспедиционного обслуживания на автомобильном транспорте. Харьков: ХНАДУ, 2010. 144 с.