Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПО ДОБРОВОЛЬНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ И ТЕСТИРОВАНИЮ НА ВИЧ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ ОТ МАТЕРИ РЕБЕНКУ В ОРОН, ШТАТ АКВА-ИБОМ, НИГЕРИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПО ДОБРОВОЛЬНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ И ТЕСТИРОВАНИЮ НА ВИЧ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ ОТ МАТЕРИ РЕБЕНКУ В ОРОН, ШТАТ АКВА-ИБОМ, НИГЕРИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА (СПИД) / АНТИРЕТРОВИРУСНАЯ ТЕРАПИЯ / РАБОТНИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПЕРЕДАЧА ИНФЕКЦИИ ОТ МАТЕРИ РЕБЕНКУ / ДОБРОВОЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ису Давид Джон

Это обсервационное оценочное исследование было проведено для оценки качества добровольных консультационных услуг, предоставляемых на трех объектах в рамках государственной программы профилактики передачи инфекции от матери ребенку в Орон-Аква-Ибом. Три объекта (Медицинский центр Есин Уфот, Медицинский центр Уя Оро и Медицинский центр Эйо Абаси) были выбраны в разных зонах. Восемнадцать консультантов и 216 женщин (клиентов), прошедших предварительное тестирование, были изучены с использованием двух вопросников: один для клиентов, а другой для консультантов. Результаты показали, что средний возраст консультантов составил 41±2,0 года, а средний возраст клиентов - 27,7 ±5,4 года. Четырнадцать (78%) из восемнадцати ответивших консультантов прошли надлежащую подготовку по программам профилактики передачи инфекции от матери ребенку. Большинство клиентов (57%) имели среднее образование. Качество услуг по обучению добровольному консультированию в изученных местах различалось. Распространенность ВИЧ среди женщин составила 8,5%, 9,1% в Медицинском центре Есин Уфот, 8,7% в Медицинском центре Уя Оро и 7,8% в Медицинском центре Эйо Абаси. В целом большинство консультантов (56%) считали, что они не достигли своей цели, и (94%) считали, что услуги нуждаются в значительном улучшении. Консультирование перед тестированием было адекватным (89%) при 100%, 81,8% и 90,9% на трех сайтах соответственно, в то время как консультирование после тестирования для ВИЧ-позитивных женщин было неадекватным только (49%) обсуждаемых вопросов и на 3 сайтах (53%, 47% и 40% соответственно).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ису Давид Джон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSURANCE OF VOLUNTARY COUNSELLING AND HIV TESTING SERVICES IN THE PREVENTION OF MOTHER-TO-CHILD TRANSMISSION IN ORON, AKWA IBOM STATE, NIGERIA

This observational assessment study was carried out to assess the quality of the voluntary counseling services provided at three sites in Oron Akwa Ibom state prevention of mother-to-child transmission program. Three sites ( Esin Ufot Health Centre, Uya Oro Health Centre, and Eyo Abasi Health Centre) were selected across zones. Eighteen counselors and 216 pre-tests counseled women (clients) were studied using two questionnaires, one for the clients and the other for the Counsellors. Results showed that the counselors’ mean age was 41±2.0 years and the mean age of the clients was 27.7 ±5.4 years. Fourteen (78%) of the eighteen Counsellors who responded were adequately trained in the prevention of mother-to-child transmission programs. Most of the clients (57%) had secondary education. The quality of the voluntary counseling training services in the sites studied varied. The prevalence of HIV among women was 8.5%, 9.1% in Esin Ufot Health Centre, 8.7% in Uya Oro Health Centre, and 7.8% in Eyo Abasi Health Centre. Overall most of the counselors (56%) felt they were not achieving their aim and (94%) felt that the services need a lot of improvement. Pre-test counseling was adequate (89%) with 100%, 81.8%, and 90.9% in the three sites respectively, while post-test counseling for HIV-positive women was not adequate with only (49%) of the issues being discussed and in the 3 sites (53%, 47%, and 40% respectively).

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПО ДОБРОВОЛЬНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ И ТЕСТИРОВАНИЮ НА ВИЧ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ ОТ МАТЕРИ РЕБЕНКУ В ОРОН, ШТАТ АКВА-ИБОМ, НИГЕРИЯ»

• Juniversu

ДА UNIVERSUM:

/Щ МЕДИЦИНА И ФАРМАКОЛОГИЯ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПО ДОБРОВОЛЬНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ И ТЕСТИРОВАНИЮ НА ВИЧ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ ОТ МАТЕРИ РЕБЕНКУ В ОРОН, ШТАТ АКВА-ИБОМ, НИГЕРИЯ

Ису Давид Джон

аспирант кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены

Российского университета Дружбы народов

РФ, г. Москва ORCHID: 0000-0002-8865-9605, E-mail: davidjohnesu@yahoo. com

QUALITY ASSURANCE OF VOLUNTARY COUNSELLING AND HIV TESTING SERVICES IN THE PREVENTION OF MOTHER-TO-CHILD TRANSMISSION IN ORON,

AKWA IBOM STATE, NIGERIA

Esu David John

Graduate student, department of public health, healthcare and hygiene, Peoples Friendship University of Russia, Russia, Moscow ORCHID: 0000-0002-8865-9605 E-mail: davidjohnesu@yahoo. com

АННОТАЦИЯ

Это обсервационное оценочное исследование было проведено для оценки качества добровольных консультационных услуг, предоставляемых на трех объектах в рамках государственной программы профилактики передачи инфекции от матери ребенку в Орон-Аква-Ибом. Три объекта (Медицинский центр Есин Уфот, Медицинский центр Уя Оро и Медицинский центр Эйо Абаси) были выбраны в разных зонах. Восемнадцать консультантов и 216 женщин (клиентов), прошедших предварительное тестирование, были изучены с использованием двух вопросников: один для клиентов, а другой для консультантов.

Результаты показали, что средний возраст консультантов составил 41±2,0 года, а средний возраст клиентов -27,7 ±5,4 года. Четырнадцать (78%) из восемнадцати ответивших консультантов прошли надлежащую подготовку по программам профилактики передачи инфекции от матери ребенку. Большинство клиентов (57%) имели среднее образование. Качество услуг по обучению добровольному консультированию в изученных местах различалось. Распространенность ВИЧ среди женщин составила 8,5%, 9,1% в Медицинском центре Есин Уфот, 8,7% в Медицинском центре Уя Оро и 7,8% в Медицинском центре Эйо Абаси. В целом большинство консультантов (56%) считали, что они не достигли своей цели, и (94%) считали, что услуги нуждаются в значительном улучшении. Консультирование перед тестированием было адекватным (89%) при 100%, 81,8% и 90,9% на трех сайтах соответственно, в то время как консультирование после тестирования для ВИЧ-позитивных женщин было неадекватным только (49%) обсуждаемых вопросов и на 3 сайтах (53%, 47% и 40% соответственно).

ABSTRACT

This observational assessment study was carried out to assess the quality of the voluntary counseling services provided at three sites in Oron Akwa Ibom state prevention of mother-to-child transmission program. Three sites ( Esin Ufot Health Centre, Uya Oro Health Centre, and Eyo Abasi Health Centre) were selected across zones. Eighteen counselors and 216 pre-tests counseled women (clients) were studied using two questionnaires, one for the clients and the other for the Counsellors.

Results showed that the counselors' mean age was 41±2.0 years and the mean age of the clients was 27.7 ±5.4 years. Fourteen (78%) of the eighteen Counsellors who responded were adequately trained in the prevention of mother-to-child

Библиографическое описание: Ису Д.Д. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПО ДОБРОВОЛЬНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ И ТЕСТИРОВАНИЮ НА ВИЧ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ ОТ МАТЕРИ РЕБЕНКУ В ОРОН, ШТАТ АКВА-ИБОМ, НИГЕРИЯ // Universum: медицина и фармакология : электрон. научн. журн. 2022. 8-9(91). URL: https://7universum.com/ru/med/archive/item/14218

A unIversum:

№ 8-9 (91)_сентябрь. 2022 г.

transmission programs. Most of the clients (57%) had secondary education. The quality of the voluntary counseling training services in the sites studied varied. The prevalence of HIV among women was 8.5%, 9.1% in Esin Ufot Health Centre, 8.7% in Uya Oro Health Centre, and 7.8% in Eyo Abasi Health Centre. Overall most of the counselors (56%) felt they were not achieving their aim and (94%) felt that the services need a lot of improvement. Pre-test counseling was adequate (89%) with 100%, 81.8%, and 90.9% in the three sites respectively, while post-test counseling for HIV-positive women was not adequate with only (49%) of the issues being discussed and in the 3 sites (53%, 47%, and 40% respectively).

Ключевые слова: синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), Антиретровирусная терапия, Работники общественного здравоохранения, Передача инфекции от матери ребенку, Добровольное консультирование и тестирование.

Keywords: acquired Immune Deficiency Syndrome ( AIDS), Anti-retroviral therapy, Community Health Workers, Mother-to-child transmission, Voluntary counseling, and testing.

Введение

Поскольку ВИЧ/СПИД продолжает опустошать мир, особенно в развивающихся странах, качество и эффективность мероприятий, направленных на сокращение его передачи, становятся как никогда важными [1]. В последнее время было разработано много вмешательств, таких как Добровольное консультирование и тестирование [ДКТ]. Оценка этих мероприятий имеет решающее значение для постоянных усилий по сокращению передачи ВИЧ и сдерживанию эпидемии в развивающихся странах. Мини-словарь Чемберса определяет качество как "степень ценности", в то время как Оксфордский словарь английского языка определяет его как "степень совершенства". Кросби определил это как "соответствие спецификации" [2]. Уверенность означает уверенность. Обеспечение качества включает в себя мероприятия и программы, направленные на достижение желаемой степени или уровня обслуживания в медицинском учреждении [3]. Его также можно определить, как системный подход к оценке, мониторингу и постоянному повышению качества медицинских услуг [4]. За последние два десятилетия резко возрос интерес к обеспечению качества в здравоохранении. Добровольное конфиденциальное консультирование и тестирование - это процесс, посредством которого человек проходит консультирование, позволяющее ему принять обоснованное решение или сделать выбор в отношении тестирования на ВИЧ. Это полностью добровольное и конфиденциальное мероприятие, которое включает в себя различные этапы. Эти шаги - консультирование перед тестированием, тестирование, консультирование после тестирования и последующее консультирование. ВОЗ определила добровольное консультационное тестирование как конфиденциальный диалог между клиентом и лечащим врачом, направленный на то, чтобы помочь клиенту справиться со стрессом и принять личные решения, связанные с ВИЧ/СПИДом [5].

Цели и задачи

Общая цель этого исследования - оценить качество консультационных услуг, предоставляемых в центрах профилактики передачи инфекции от матери ребенку в Ороне, и предоставить доказательства для расширения программы или ее улучшения иным образом.

Конкретные цели заключались в том, чтобы определить восприятие консультантами услуг добровольного консультирования, предлагаемых в центрах, оценить работу консультантов путем наблюдения за консультационными сессиями и выяснить восприятие клиентами услуг, предлагаемых в центрах.

Материалы и методы исследования

Исследование представляло собой обсервационное оценочное исследование. По сути, это было оперативное исследование для оценки предоставления услуг добровольного консультирования в трех центрах в Ороне, штат Аква-Ибом. Она была сосредоточена на следующих аспектах добровольных консультационных услуг: эффективность работы консультанта, удовлетворенность клиентов, качество предоставляемых услуг.

Данные были собраны с использованием двух вопросников; один для консультантов, а другой для дородовых женщин, записей службы профилактики передачи инфекции от матери ребенку и контрольного списка для непосредственного наблюдения за консультациями.

Чтобы уменьшить предвзятость интервьюера, исследователь присутствовал в каждой клинике бронирования, чтобы собрать данные вместе с ассистентами. Анкеты были предоставлены женщинам после консультации перед тестированием, в то время как они получали другие дородовые услуги, такие как пальпация, проверка артериального давления и анализ мочи. Консультации до и после тестирования проводились с использованием контрольного списка. Были также проанализированы записи о передаче вируса от матери ребенку на этих объектах и собраны соответствующие данные. Вопросники были предварительно протестированы, и в них были внесены небольшие коррективы.

Очевидным ограничением были неполные и неточные записи. Другие ограничения включали языковой барьер, который требовал использования переводчика для некоторых женщин, присутствие исследовательской группы могло повлиять на отношение консультантов к клиентам и их навыки консультирования, а на реакцию клиентов могло повлиять присутствие интервьюера.

A UNÍVERSUM: /уу\ медицина и фармакология

Результаты исследований

АНАЛИЗ АНКЕТЫ КОНСУЛЬТАНТОВ

Это исследование проводилось в течение 3 месяцев. Обычно на сайтах есть один день бронирования в неделю, и поэтому можно было посещать только один сайт один раз в неделю. Консультации перед тестированием проводились только в дни бронирования, в то время как консультации после тестирования проводятся в общие дородовые дни, когда посещают как старые, так и новые дородовые женщины. В общей сложности 18 консультантов из 20 заполнили анкету, что составило 90% ответов. Средний возраст консультантов составил 40,0±3,5 года, 41,3±2,5 года и 42,5±0,0 года в Медицинском центре Есин Уфот, Медицинском центре Уя Оро и Медицинском центре Эйо Абаси соответственно.

В целом, 56% (10) консультантов сказали, что обучение было удовлетворительным, 33% - хорошим и 11% - очень хорошим. Медицинский центр Есин Уфот набрал 2,3 балла, а Медицинский центр Уя Оро и Медицинский центр Эйо Абаси набрали по 1,1 балла по шкале Лайкерта. Общий балл составил 1,6, что означает, что большинство консультантов сочли свою подготовку более чем удовлетворительной.

77,8% консультантов Медицинского центра Esin Ufot и по 25% в Медицинском центре иуа Ого и Медицинском центре Еуо Abasi консультировали 1-5 клиентов в неделю, 2 (22,2%) в Медицинском центре Esin Ufot и 3 (75%) в Медицинском центре Еуо Abasi консультировали 6-10 клиентов в неделю, в то время как 3 (75%)%) в медицинском центре Уя-Оро заявили, что консультировали более 10 человек в неделю. 53% консультантов консультировали 1-5 клиентов в неделю, а 29% консультировали 6-10 клиентов в неделю.

Большинство консультантов - 100%, 100% и 75% соответственно в Медицинском центре Есин Уфот, Медицинском центре Уя Оро и Медицинском центре Эйо Абаси - считают, что они поступают правильно. В Медицинском центре Уя Оро и Медицинском центре Эйо Абаси (75%) считают, что они делают это правильно, в то время, как только 20% в Медицинском центре Есин Уфот думают так же. 75% в Медицинском центре Уя Оро и Медицинском центре Эйо Абаси сочли, что они видели достаточно клиентов, оправдывающих их усилия, в то время как ни один из тех, кто находился в Медицинском центре Есин Уфот, не чувствовал того же.

7 (100%) консультантов, ответивших в Медицинском центре Esin Шо^ согласились с тем, что некоторые клиенты не возвращаются из-за страха перед результатом. В Медицинском центре Уя Оро 3 (75%) почувствовали то же самое, а в Медицинском центре Эйо Абаси 1 (50%) из 2 ответивших также почувствовали, что страх был причиной того, что они не вернулись, чтобы получить результаты анализов. Один консультант из Медицинского центра Уя Оро и Медицинского центра Эйо Абаси (25% и 50% соответственно) считает, что стигматизация также является фактором. В целом, 85% консультантов считают, что клиенты не возвращаются,

чтобы получить результаты тестирования, из -за страха перед тем, каким будет результат.

11 (61%) консультантов были удовлетворены своей работой, в то время как 6 (33%) - нет. В Медицинском центре Эйо Абаси только один (25%) консультант был доволен своей работой, 7 (70%) и 3 (75%) консультанта были удовлетворены своей работой. Консультанты в Медицинском центре Есин Уфот и Медицинском центре Уя Оро, соответственно, были довольны своей работой. В целом, 11 (61%) были удовлетворены, в то время как 6 (33%) не были удовлетворены, и одна не была уверена, была ли она удовлетворена. Используя шкалу Лай-керта, консультанты Медицинского центра Esin Ufot набрали 4,3 балла, консультанты Медицинского центра Uya Oro набрали 1,83 балла, а консультанты Медицинского центра Eyo Abasi набрали 1,5 балла, что показывает, что консультанты медицинского центра Esin Ufot были наиболее удовлетворены, в то время как консультанты медицинского центра Eyo Abasi были наименее удовлетворены.

АНАЛИЗ АНКЕТЫ КЛИЕНТОВ

Большинству клиентов было от 25 до 29 лет, а в медицинском центре Эйо Абаси было больше клиентов моложе 25 лет. Средний возраст пациентов составляет 28,7 ± 5,6 года, 28,7 ± 5,7 года и 25,6 ± 4,8 года в Медицинском центре Esin Ufot, Медицинском центре Uya Oro и Медицинском центре Eyo Abasi соответственно. 30% клиентов были домохозяйками, 20% торговцами и 12% фермерами. В Медицинском центре Эйо Абаси было больше торговцев и фермеров, чем в Медицинском центре Есин Уфот и Медицинском центре Уя Оро. 19% клиентов имели начальное образование, 57% из них имели среднее образование и 20% имели высшее образование.

82,4%, 75,7% и 52,9% клиентов в соответствующих центрах заявили, что консультанты обеспечивали конфиденциальность. До 47,1% в медицинском центре Эйо Абаси и 24,3% в медицинском центре Уя Оро заявили, что там нет конфиденциальности. В целом 70% опрошенных клиентов заявили, что консультанты обеспечивают конфиденциальность. 95,3% консультантов обсуждали рискованное поведение, 87% обсуждали раскрытие статуса, 68% обсуждали использование презервативов и 76,7% обсуждали другие службы поддержки, например, где можно получить антиретровирусные препараты. Использование презервативов меньше всего обсуждалось в Медицинском центре Эйо Абаси.

20 (29%), 35 (48.6%), и 39 (55,7%) клиентов из 3 соответствующих медицинских центров были очень довольны услугами, 49 (71%), 34 (47.2%), и 31 (44,3%) соответственно были удовлетворены. В целом, 98,6% клиентов были либо удовлетворены, либо очень довольны услугами, все (100%), 69 (95.8%), и 70 (100%) клиентов из соответствующих центров. При оценке по шкале Лайкерта Медицинский центр Esin Ufot набрал 25 баллов, Медицинский центр Uya Oro - 27,5, а Медицинский центр Eyo Abasi - 28,5, что показывает, что клиенты медицинского центра Eyo Abasi были наиболее удовлетворены услугами, в то время как клиенты медицинского центра Esin Ufot были удовлетворены меньше всего.

ÁA UNIVERSUM:

/Щ МЕДИЦИНА И ФАРМАКОЛОГИЯ

Обсуждение

Добровольное консультирование и тестирование являются мероприятиями общественного здравоохранения, имеющими решающее значение для предотвращения передачи ВИЧ от матери ребенку [6]. Для качественного консультирования требуются обученные консультанты, качественные реагенты и оборудование, хорошая консультационная среда, сеть рекомендаций, мобилизация ресурсов и многосекторальные ответные меры. Преимущества анти-ретровирусной терапии подчеркивают важность расширения услуг добровольного консультирования для удовлетворения растущего спроса на доступ к профилактике, уходу и поддержке. Менее одной из десяти инфицированных женщин во всем мире получают антиретровирусную профилактику передачи вируса от матери ребенку. [7] Всеобщий доступ к добровольным консультационным услугам для женщин в дородовой период необходим для достижения 4-й, 5-й и 6-й целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.

Средний возраст консультантов составил 40,0 ±3,5 года, 41,3 ±2,5 года и 42,5 ±0,0 года в Медицинском центре Есин Уфот, Медицинском центре Уя Оро и Медицинском центре Эйо Абаси соответственно. Результаты показывают, что консультанты в Медицинском центре Эйо Абаси были самыми старыми и, вероятно, самыми опытными, о чем свидетельствует тот факт, что ни у одного из них не было менее одного года опыта консультирования.

Большинство консультантов 17 (94%) из 18 опрошенных считали, что они поступают правильно, но только 8 (44%) считали, что они поступают правильно. Три четверти (75%) консультантов из Медицинского центра Уя Оро и Медицинского центра Эйо Абаси считали, что они видят достаточно клиентов, оправдывающих их усилия, в то время как ни один из консультантов из Медицинского центра Есин Уфот так не считал. Это мнение консультантов Медицинского центра Esin Ufot

оправдано, потому что их клиентов было мало, и с момента начала программы не было заметного увеличения числа клиентов

Заключение

Педиатрический СПИД увеличил нагрузку на детей, их семьи и, действительно, службы здравоохранения, и поэтому профилактика передачи инфекции от матери ребенку является приоритетом на региональном и глобальном уровнях. Разрыв между тем, что можно сделать, и тем, что делается, все еще очень велик. Определенный прогресс был достигнут в программе профилактики в Ороне, штат Аква-Ибом. Теперь усилия должны быть направлены на устранение ограничений и препятствий на пути к ускоренному прогрессу. Это исследование показало, что, хотя подготовка консультантов была адекватной и почти две трети из них были удовлетворены своей работой, большинство из них чувствовали, что они не достигают цели программы и что программа нуждается в значительном улучшении.

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Можно использовать как проверенные стратегии, так и новые подходы. Исходя из результатов этого исследования, делаются следующие рекомендации

• Адекватные материалы и оборудование, например, предоставление наборов для тестирования, антиретровирусных препаратов, Национальных руководств, контрольного списка консультаций, электронных проигрывателей и материалов для улучшения консультирования.

• Создание внутренних структур для координации программы.

• Все еще необходимо провести много исследований для отслеживания эффективности и результативности программы и, таким образом, повышения качества.

Список литературы:

1. Лаар, Амос. Баланс социально-политических и медико-этических аспектов ВИЧ: Социальный подход к общественному здравоохранению. Природа Спрингера, 2022 год.

2. Пакдил, Фатьма. "Обзор качества и шести сигм". Шесть Сигм для студентов. Пэлгрейв Макмиллан, Чам, 2020. 3-40.

3. Вати-Фогарасси, Агнес, Иштван Вассани и Иштван Коса. "Многоуровневая методология анализа процессов для изучения процессов оказания помощи в зависимости от конкретного заболевания". Журнал биомедицинской информатики 125 (2022): 103979.

4. Баш, Итан и др. "Внедрение результатов, о которых сообщают пациенты, в рутинную медицинскую помощь". Учебная книга Американского общества клинической онкологии 38 (2018): 122-134.

5. Легиссо, Тесфахун Зевде и Маркос Абисо Эранго. "Влияние факторов риска, связанных с ВИЧ, на ВИЧ-статус: Случай Независимого Центра добровольного консультирования и тестирования Gamo-Gofa". Научный журнал прикладной математики и статистики 6.4 (2018): 130

6. Квена, Закари и др. "Тестирование стратегий участия супружеских пар в профилактике передачи ВИЧ от матери ребенку и охране здоровья семьи в Кении: протокол исследования для рандомизированного контролируемого исследования". Испытания 22.1 (2021): 1-16.

7. Касса, Гетачев Муллу. "Передача ВИЧ-инфекции от матери ребенку и связанные с ней факторы в Эфиопии: систематический обзор и метаанализ". Инфекционные заболевания BMC 18.1 (2018): 1-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.