Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ПИЩЕВОГО РЫНКА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ПИЩЕВОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
169
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПИЩЕВОГО РЫНКА / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Воронцова Е.В., Воронцов А.Л.

Статья посвящена исследованию проблем обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации мирового пищевого рынка. Основное внимание авторов акцентируется на необходимости обеспечения качественных характеристик потребляемой населением пищи, поскольку данный фактор оказывает наибольшее влияние на состояние общественного здоровья. Отмечается, что развитие глобализационных процессов на рынке пищевой продукции в России обусловливает целый ряд рисков для здоровья граждан, а также создает угрозу продовольственному суверенитету страны. Данные проблемы решаются путем улучшения качественных характеристик находящейся в обороте пищевой продукции (с помощью выработки критериев качества, установления обязательности для некоторых из них, выстраивания систем прослеживаемости пищевой продукции), повышения ее экономической и физической доступности, увеличения объемов пищевой продукции, выпускаемой отечественным производителем и иными мерами. При этом в России вопросы качества пищевой продукции являются основой, на которой строится вся система обеспечения национальной безопасности в продовольственной сфере. В подтверждение данного тезиса анализируется содержание документов стратегического планирования российского государства, посвященных обеспечению продовольственной безопасности и повышению качества пищевой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Воронцова Е.В., Воронцов А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE QUALITY AND SAFETY OF FOOD PRODUCTS AS A BASIS FOR ENSURING FOOD SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF THE FOOD MARKET

The article is devoted to the study of the problems of ensuring the food security of the Russian Federation in the context of the globalization of the world food market. The main attention of the authors is focused on the need to ensure the quality characteristics of food consumed by the population, since this factor has the greatest impact on the state of public health. It is noted that the development of globalization processes in the food market in Russia causes a number of risks to the health of citizens, and also poses a threat to the country's food sovereignty. These problems are solved by improving the quality characteristics of the food products in circulation (by developing quality criteria, establishing the obligation for some for them, building traceability systems for food products), increasing its economic and physical accessibility, increasing the volume of food products produced by domestic producers and others measures. At the same time, in Russia, food quality issues are the basis on which the entire system of ensuring national security in the food sector is built. In support of this thesis, the content of the strategic planning documents of the Russian state, dedicated to ensuring food security and improving the quality of food products, is analyzed.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ПИЩЕВОГО РЫНКА»

Научная статья УДК/UDC 342

DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-75-80

Обеспечение качества и безопасности пищевой продукции как основа обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации

пищевого рынка

Е. В. Воронцова1, А. Л. Воронцов2

1 2 Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация,

1 proskyrinae@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8859-5317

2 vorontsov.a.l@mail.ru, orcid.org/0000-0001-5657-8360

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации мирового пищевого рынка. Основное внимание авторов акцентируется на необходимости обеспечения качественных характеристик потребляемой населением пищи, поскольку данный фактор оказывает наибольшее влияние на состояние общественного здоровья. Отмечается, что развитие глобализационных процессов на рынке пищевой продукции в России обусловливает целый ряд рисков для здоровья граждан, а также создает угрозу продовольственному суверенитету страны. Данные проблемы решаются путем улучшения качественных характеристик находящейся в обороте пищевой продукции (с помощью выработки критериев качества, установления обязательности для некоторых из них, выстраивания систем прослеживаемости пищевой продукции), повышения ее экономической и физической доступности, увеличения объемов пищевой продукции, выпускаемой отечественным производителем и иными мерами. При этом в России вопросы качества пищевой продукции являются основой, на которой строится вся система обеспечения национальной безопасности в продовольственной сфере. В подтверждение данного тезиса анализируется содержание документов стратегического планирования российского государства, посвященных обеспечению продовольственной безопасности и повышению качества пищевой продукции.

Ключевые слова: качество и безопасность пищевой продукции, продовольственная безопасность, национальная безопасность, общественное здоровье, глобализация пищевого рынка, система обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, правовой механизм, конституционное право на охрану здоровья, устойчивое развитие

Для цитирования: Воронцова Е. В., Воронцов А. Л. Обеспечение качества и безопасности пищевой продукции как основа обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации пищевого рынка // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40, № 4. С. 75-80. DOI: 10.21779/22240241-2021-40-4-75-80

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-011-00926.

Original article

Ensuring the quality and safety of food products as a basis for ensuring food security in the Russian Federation in the conditions of globalization of the food market

Elena V. Vorontsova1, Andrey L. Vorontsov2

1 2 SouthwestStateUniversity, Kursk, Russian Federation,

1 proskyrinae@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8859-5317

2 vorontsov.a.l@mail.ru, orcid.org/0000-0001-5657-8360

Abstract. The article is devoted to the study of the problems of ensuring the food security of the Russian Federation in the context of the globalization of the world food market. The main attention of the authors is focused on the need to ensure the quality characteristics of food consumed by the population, since this factor has the greatest impact on the state of public health. It is noted that the development of globalization processes in the food market in Russia causes a number of risks to the health of citizens, and also poses a threat to the country's food sovereignty. These problems are solved by improving the quality characteristics of the food products in circulation (by developing quality criteria, establishing the obligation for some for them, building traceability systems for food products), increasing its economic and physical accessibility, increasing the volume of food products produced by domestic producers and others measures. At the same time, in Russia, food quality issues are the

basis on which the entire system of ensuring national security in the food sector is built. In support of this thesis, the content of the strategic planning documents of the Russian state, dedicated to ensuring food security and improving the quality of food products, is analyzed.

Keywords: quality and safety of food products, food safety, national security, public health, globalization of the food market, the system for ensuring the quality and safety of food products, legal mechanism, constitutional right to health protection, sustainable development

For citation: Vorontsova E. V., Vorontsov A. L. Ensuring the quality and safety of food products as a basis for ensuring food security in the Russian Federation in the conditions of globalization of the food market. Yuridi-cheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 40, no 4, pp. 75-80. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-404-75-80 (In Russ.).

Acknowledgments: the study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 19-011-00926.

Развитие глобализационных процессов на пищевом рынке обусловило целый ряд особенностей как производства, так и потребления пищевых продуктов. Если рассматривать процесс производства пищевых продуктов, то в первую очередь следует отметить повышение его стандартизации, что явилось прямым следствием монопольного производства тех или иных групп пищевых товаров отдельными производителями (как правило, крупными компаниями и транснациональными корпорациями), осуществляющими свою производственную деятельность на основе единых внутрикорпоративных подходов. Это закономерно способствовало совершенствованию технологий в целых отраслях пищевого производства с учетом масштаба деятельности данных корпораций. Рационализация производственной деятельности, повышение производительности и культуры труда, совершенствование систем контроля за качеством производимой продукции - всеэто стало результатом глобализации пищевого производства, что в целом можно рассматривать как положительный момент в общемировом пищевом обороте.

Кроме того, глобализация пищевого рынка значительно стабилизировала условия функционирования пищевых предприятий (во всяком случае, крупных), создав возможность для долгосрочного планирования их развития с учетом тенденций спроса и предложения не только на национальных, но и на мировых рынках. Квоты, обусловленные членством тех или иных стран в международных организациях производителей и поставщиков продукции, льготы и государственные субсидии для основных национальных экспортеров - все это снижает предпринимательские риски пищевых предприятий, создавая благоприятную среду для развития их бизнеса.

Таким образом, нельзя отрицать положительного влияния глобализации на целый ряд аспектов пищевого производства, особенно с точки зрения макроэкономических показателей данной отрасли, что немаловажно для развития мировой и национальной экономик.

В то же время следует обратить внимание и на отрицательные стороны глобализации пище-

вого рынка. Наиболее существенной из них является угроза продовольственному суверенитету стран-импортеров, возникающая в результате отсутствия в данных странах собственного производства жизненно важных продуктов питания и его сосредоточения в зарубежных государствах, которые в силу тех или иных обстоятельств могут использовать сложившуюся ситуацию в собственных (в том числе политических) интересах. Помимо этого, существенная угроза возникает в области общественного здоровья. Возникновение данной угрозы обусловлено изменением пищевого рациона населения, трансформацией культуры пищевого потребления (замена национальных пищевых традиций чужеродными) и другими факторами, ставшими следствием развития глобализационных процессов.

Для Российской Федерации вышеописанные угрозы чрезвычайно актуальны, поскольку длительное время наша страна импортировала значительную часть продовольствия для внутреннего рынка. При этом качественные характеристики данной продукции далеко не всегда соответствовали требованиям безопасности и здорового образа жизни. Таким образом, российский пищевой рынок подвергался двойной угрозе, связанной, во-первых, с потерей продовольственного суверенитета, а во-вторых, с ухудшением здоровья граждан в результате потребления некачественных и опасных продуктов питания. Очевидно, что обе эти проблемы затрагивали национальную безопасность Российского государства, что актуализировало необходимость их скорейшего решения.

Следует отметить, что Россия в последние годы существенно продвинулась на пути устранения вышеназванных угроз. Тем не менее, риски, обусловленные глобализацией пищевого рынка, по-прежнему остаются. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Специфика глобального производства пищевой продукции предполагает жесткую унификацию стандартов данного производства и заданность характеристик конечного продукта, рассчитанного на так называемого «среднего (массового) потребителя». В свою очередь, качественные характеристики такого продукта могут далеко не всегда соответст-

вовать физиологическим особенностям той или иной этнической группы, да и физиологии человека в целом, приводя к возникновению заболеваний, наносящих ущерб общественному здоровью. Речь идет о тяжелых хронических патологиях жизненно важных систем организма, вызванных избыточным содержанием в потребляемой пище трансжиров, канцерогенов, сахара и других компонентов. Избыточная концентрация данных веществ в продуктах питания обусловлена особенностями глобального производства и его ориентацией на сбыт по всему миру, что предопределяет широкое использование консервантов, красителей, усилителей вкуса и т.п. Этими же причинами объясняется использование огромного количества усилителей роста, ядохимикатов (пестицидов) и другой химии в процессе сельскохозяйственного производства: они увеличивают урожайность, сокращают продолжительность сельскохозяйственных циклов, снижают процент потерь. При этом компании-производители, в первую очередь транснациональные корпорации, очень часто не обращают внимания на повышенное содержание в такой продукции нитратов, нитритов и других вредных организму веществ, что является прямым следствием неконтролируемой химизации сельского хозяйства.

Ставя во главу угла исключительно коммерческие интересы, данные компании пренебрегают возможными рисками для здоровья граждан, создавая угрозу национального масштаба. Уже давно представители медицинской науки говорят о том, что причинами многих заболеваний современного человека являются качественные характеристики пищевой продукции. От себя добавим - истереоти-пы пищевого потребления также. Причем данные стереотипы активно формируются извне, как правило, самими производителями пищевой продукции, являясь частью маркетинговой кампании, направленной на увеличение спроса на товар. Примером подобных действий может являться активная реклама «фирменных стандартов потребления», организуемая через средства массовой информации крупными производителями пищевой продукции (организаторами глобального питания) - KFC, McDonald s и другими. Организуемая ими система «фаст-фудов» является важным элементом глобализации общественного питания, в которой в наибольшей степени проявляются все основные черты данной глобализации: монополизация рынка, унификация производимого продукта, стандартизация производства и потребления. При этом деятельность данных «пищевых гигантов» содержит в себе риски для здоровья россиян, поскольку организация питания в них не соответствует отечественным пищевым традициям и рекомендациям Всемирной организации здравоохранения относительно ассортимента и рациональных норм потребления пищевой продукции.

Как представляется, широкое распространение зарубежных «фаст-фудов» становится мощным

фактором на российском пищевом рынке, способным оказать влияние на состояние общественного здоровья, и, соответственно, на состояние национальной безопасности Российской Федерации. При этом действующие в России организационно-правовые механизмы не позволяют избежать очевидных рисков для здоровья граждан, связанных с деятельностью пищевых транснациональных корпораций. Правила Всемирной торговой организации, членом которой с 2012 года является Россия, открывают дорогу иностранным производителям на российский пищевой рынок, создавая угрозу продовольственной безопасности нашей страны.

Справедливости ради следует отметить, что с точки зрения качества пищевой продукции угроза общественному здоровью может исходить и от отечественного производителя. В определенной степени этому способствовали ответные меры Российской Федерации на введение западными странами экономических санкций. Установленное российским государством ограничение ввоза пищевой продукции иностранного производства поставило ряд российских производителей в положение монополистов, что не способствует улучшению качества производимой ими продукции.

В тоже время на решение проблемы обеспечения качества и безопасности продуктов питания Российским государством в последние годы направлены значительные усилия. Важно отметить, что данная проблема решается в рамках комплексной задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны, которая предполагает не только улучшение качественных характеристик находящейся в обороте пищевой продукции, но и повышение ее экономической и физической доступности, увеличение объемов пищевой продукции, выпускаемой отечественным производителем, и ряд иных задач. При этом вопросы качества пищевых продуктов является основой, на которой строится вся система обеспечения национальной безопасности в продовольственной сфере [1, 2, 3, 4, 5].

Именно в аспекте обеспечения качества пищевой продукции и безопасности национального продовольственного рынка следует рассматривать законодательный запрет на ввоз и использование для посева генетически-модифицированных семян, а также запрет на выращивание и разведение животных и растений, генетическая программа которых изменена с помощью технологий генной инженерии (Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 358-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности» [6]), введенный Российской Федерацией в 2016 году. Объективной причиной введения данного запрета являлось стремление Российского государства обезопасить здоровье своих граждан от потенциальных угроз, связанных с распространением на пищевом рынке генно-модифицированных орга-

низмов [7]. Политические причины (санкционная политика в отношении России и необходимость для нее принимать ответные меры) в данном случае были использованы Россией как повод, позволивший ей отойти от правил ВТО (с учетом того, что сама ВТО нарушила свои собственные правила, поддержав санкции, введенные против России).

В контексте обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов следует рассматривать заключенное 2 февраля 2018 года в Алматы Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе [8], обязывающее участников данного Соглашения маркировать произведенные ими пищевые товары только средствами идентификации, используемыми в странах ЕАЭС. Указанное Соглашение было заключено по инициативе Российской Федерации, которая стремится оградить свой продовольственный рынок от поступления некачественной продукции.

Однако соглашениями в рамках экономических союзов (организаций) и законодательными запретами на ввоз той или иной продукции на территорию РФ, деятельность Российского государства по обеспечению продовольственной безопасности страны, в том числе по улучшению качественных характеристик поступающей в оборот пищевой продукции, не ограничивается. В настоящее время в Российской Федерации взят курс на выстраивание всеобъемлющей (комплексной) системы обеспечения качества и безопасности продуктов питания. Подтверждением этому могут являться некоторые документы стратегического планирования, принятые в России в последние годы. Так, в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, принятой 21 января 2020 года [9], содержится официальное определение основополагающего понятия «продовольственная безопасность», которое, помимо прочего, формулирует гарантию доступности для граждан пищевой продукции, отвечающей определенным качественным характеристикам. В частности, в определении продовольственной безопасности речь идет о доступности продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни (выд. - авт.). Как представляется, в данном определении содержится прямое указание на пищевую ценность продуктов питания, которая должна обеспечивать возможность полноценной, качественной жизни человека. В данном контексте вполне закономерным является рассмотрение проблемы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в качестве одного из главных направлений обеспечения национальной безопасности в целом [9].

О понимании российским руководством основополагающего значения качественных характеристик пищевой продукции для обеспечения национальной безопасности страны в продовольственной сфере свидетельствует и стратегическая цель обеспечения продовольственной безопасности, закрепленная в Доктрине, - обеспечение насе-

ления безопасной и качественной пищевой продукцией [9].

Таким образом, задача обеспечения продовольственной безопасности страны рассматривается в России в прямой увязке с задачей обеспечения качества и безопасности продуктов питания, что, на наш взгляд, является примером правильного целе-полагания с учетом важности качественных характеристик потребляемой пищи для состояния здоровья нации. Следует отметить и то, что сформулированные в Доктрине цели, задачи и основные направления государственной деятельности в сфере обеспечения продовольственной безопасности объективно способствуют реализации конституционного права на охрану здоровья, что делает механизм обеспечения продовольственной безопасности элементом общего механизма обеспечения прав человека. Таким образом, формируемый в России правовой механизм обеспечения качества и безопасности продуктов питания имеет четкую конституционно-правовую основу, позволяющую использовать все имеющиеся отраслевые возможности правового регулирования. Этому же способствует и провозглашение в Доктрине обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией национальным интересом Российской Федерации (выд. - авт.) в сфере продовольственной безопасности, что выдвигает данную задачу в разряд стратегических задач Российского государства, решение которых должно обеспечить устойчивое развитие нашей страны в ближайшей и отдаленной перспективе.

Среди документов стратегического планирования, посвященных проблеме качества и безопасности продуктов питания, следует отметить принятую в 2016 году Стратегию повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года [10], ставящую такие цели, как обеспечение населения полноценным питанием, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности жизни населения и повышение ее качества. Кроме того, данная Стратегия предполагала изменение вектора правового регулирования вопросов качества и безопасности продуктов питания в сторону придания обязательного характера некоторым показателям качества продукции (отметим, что в настоящее время обязательный характер имеют только нормы, обеспечивающие безопасность (выд. -авт.) продуктов питания).

Анализ содержания указанных выше документов позволяет констатировать тот факт, что в России к настоящему времени сформирована целостная концепция обеспечения продовольственной безопасности. При этом вопросы качества и безопасности пищевой продукции занимают в ней центральное место и рассматриваются как необходимое условие обеспечения общественного здоровья и устойчивого развития государства. В то же время следует обратить внимания на мед-

ленные темпы реализации задач, обозначенных в данных документах, что в условиях глобализации пищевого рынка создает определенные риски для продовольственной безопасности России.

Проведенное нами исследование обозначенной темы позволило сделать ряд выводов:

1. Продовольственная безопасность является важнейшим элементом национальной безопасности Российской Федерации, создающим условия для устойчивого развития российского общества посредством обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией, необходимой для активного и здорового образа жизни. Осознавая это, Российское государство предприняло масштабные меры для обеспечения продовольственного суверенитета страны. При этом российский рынок пищевой продукции не избавился от угроз, обусловленных общемировыми тенденциями развития пищевого производства и потребления. Главная из них заключается в глобализации пищевого оборота крупными транснациональными корпорациями, устанавливающими собственные стандарты производства и потребления пищевой продукции, которые, в свою очередь, создают потенциальную угрозу общественному здоровью.

Список источников

1. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность здоровья населения: законодательные нормы регулирования производства органической продукции // Продовольственная политика и безопасность. 2019. Т. 6. №4. С. 195-202.

2. Власов В.А., Князев В.В.Полноценное и здоровое питание граждан Российской Федерации как один из важнейших факторов обеспечения продовольственной безопасности государства // Аграрное и земельное право. 2020. № 9 (189). С. 55-58.

3. Лавров В.Н., Юрченко H.A., Батракова С.И., Фетисова A.B.Y, вопросу о продовольственной безопасности продуктов питания в России // Аграрный вестник Урала. 2020. №S13. С. 54-60.

4. Макаревич М.Л.Качество и безопасность пищевых продуктов как необходимые условия обеспечения продовольственной безопасности России // Актуальные проблемы науки и практики. 2015. №1(001). С. 28-35.

5. Руденко С.И. Безопасность пищевой продукции как элемент продовольственной безопасности //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 11 (74). С. 268-271.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 03 июля 2016 г. № 358-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27, ч. II, ст. 4291.

7. Белхароев Х.У.К вопросу влияния ГМО-продукции на экологическую и продовольственную безопасность: правовое обеспечение этих сфер // Вестник Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА). 2017.№2(30). С. 53-60.

8. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (Алматы, 2 февраля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 24, ч. II, ст. 3052.

9. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 21 янв.2020 г. № 20 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 4, ст. 345.

10. Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 28,ст.4758.

References

1. Vartanova M.L. Prodovol'stvennaya bezopasnost' zdorov'ya naseleniya: zakonodatel'nye nor-my reguli-rovaniya proizvodstva organicheskoi produktsii [Food safety of public health: legislative norms regulating the production of organic products], Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost' [Food policy and security], 2019, vol. 6, no. 4, pp. 195-202.

2. В настоящее время в Российской Федерации взят курс на выстраивание комплексной системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции. Задача построения данной системы рассматривается в рамках обеспечения продовольственной безопасности страны, стратегической целью которой является обеспечение населения безопасной и качественной пищевой продукцией. Таким образом, механизм обеспечения качества и безопасности пищевой продукции становится частью механизма обеспечения национальной безопасности страны.

3. Для повышения качества и безопасности пищевой продукции документами стратегического планирования Российского государства предусматривается установление обязательных требований к ее качественным характеристикам, внедрение систем прослеживаемости пищевой продукции и другие меры. При этом обозначенные в данных документах задачи реализуются недостаточно интенсивно, что, на наш взгляд, не позволяет говорить о наличии достаточных гарантий национальной безопасности Российской Федерации в продовольственной сфере.

2. Vlasov V.A., Knyazev V.V. Polnotsennoe i zdorovoe pitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii kak odin iz vazhneishikh faktorov obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti gosudarstva [Full and healthy nutrition of citizens of the Russian Federation as one of the most important factors in ensuring food security of the state], Agrarnoe i zemel'noepravo [Agrarian and land law], 2020, no. 9 (189), pp. 55-58.

3. Lavrov V.N., Yurchenko N.A., Batrakova S.I., Fetisova A.V. K voprosu o prodovol'stvennoi bezopasnosti produktov pitaniya v Rossii [On the issue of food security of food products in Russia], Agrarnyi vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2020, no. S13, pp. 54-60.

4. Makarevich M.L. Kachestvo i bezopasnost' pishchevykh produktov kak neobkhodimye usloviya obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossii [Quality and safety of food products as necessary conditions for ensuring food security in Russia], Aktual'nye problemy nauki i praktiki [Actual problems of science and practice], 2015, no. 1 (001), pp. 28-35.

5. Rudenko S.I. Bezopasnost' pishchevoi produktsii kak element prodovol'stvennoi bezopasnosti [Food safety as an element of food security], Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta [Scientific notes of the Russian State Social University], 2009, no. 11 (74), pp. 268-271.

6. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya v oblasti genno-inzhenernoi deyatel'nosti: feder. zakon Ros. Federatsii ot 03 iyulya 2016 g. № 358-FZ [On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation regarding the improvement of state regulation in the field of genetic engineering: RF Federal Law No. 358-FZ of July 03, 2016], Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2016, no. 27, part II, art.4291.

7. Belkharoev Kh. U. K voprosu vliyaniya GMO-produktsii na ekologicheskuyu i prodovol'stvennuyu bezopasnost': pravovoe obespechenie etikh sfer [On the issue of the impact of GMO products on environmental and food security: legal support of these spheres], Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA) [Bulletin of the O.E. Kutafin University (MSU)], 2017, no. 2 (30), pp. 53-60.

8. Soglashenie o markirovke tovarov sredstvami identifikatsii v Evraziiskom ekonomicheskom soyuze (Almaty, 2 fevralya 2018 g.) [Agreement on labeling of goods by means of identification in the Eurasian Economic Union (Almaty, February 2, 2018)], Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2019, no. 24, part. II, art. 3052.

9. Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 21 yanv. 2020 g. № 20 [On the approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation: The Presidential decree grew. Federation of January 21,2020 No. 20], Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2020, no. 4, art. 345.

10. Ob utverzhdenii Strategii povysheniya kachestva pishchevoi produktsii v Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 29 iyunya 2016 g. № 1364-r [On the approval of the Strategy for Improving the Quality of Food Products in the Russian Federation until 2030: Decree of the Government of the Russian Federation. Federation of June 29, 2016 No. 1364-r], Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2016. no. 28, art.4758.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Воронцова Елена Владимировна, доцент кафедры финансового права, конституционного, гражданского и административного судопроизводства Юго-Западного государственного университета, кандидат юридических наук, г. Курск, Российская Федерация. E-mail: proskyrinae@mail.ru Воронцов Андрей Леонидович, доцент кафедры административного и трудового права Юго-Западного государственного университета, кандидат исторических наук, г. Курск, Российская Фе-дepaция.E-mail: vorontsov.a.l@mail.ru

Поступила в редакцию 30.10.2021 г.; одобрена после рецензирования 17.11.2021 г.; принята к публикации 22.11.2021 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Vorontsova Elena Vladimirovna, associate professor of the department of financial law, constitutional, civil and administrative proceedings Southwest State University, Candidate of Legal Sciences Kursk, Russian Federation. E-mail: proskyrinae@mail.ru

Vorontsov Andrey Leonidovich, associate professor of the department of administrative and labor law-SouthwestStateUniversity, candidate of historical sciences, Kursk, Russian Federation. E-mail: vorontsov. a.l@mail.ru

Received 30.10.2021; approved after reviewing 17.11.2021; accepted for publication 22.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.