Научная статья на тему 'Качество и безопасность пищевых товаров как составляющая продовольственной и национальной безопасности страны'

Качество и безопасность пищевых товаров как составляющая продовольственной и национальной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
продовольственная безопасность / национальная безопасность / обеспечение качества и безопасности пищевых товаров / угрозы национальной безопасности / правовой механизм обеспечения / принципы здорового питания / здоровье / конституционное право на охрану здоровья / food security / national security / ensuring the quality and safety of food products / threats to national security / legal mechanism for ensuring / principles of healthy nutrition / health / constitutional right to health protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Воронцова, Андрей Леонидович Воронцов

В статье анализируется проблема обеспечения качества и безопасности пищевых товаров в Российской Федерации. Отмечается значение данной проблемы в контексте обеспечения продовольственной и национальной безопасности страны. Характеризуется современное состояние правового механизма обеспечения качества и безопасности пищевых товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Владимировна Воронцова, Андрей Леонидович Воронцов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality and safety of food products as a component of the food and national security of the country

The article analyzes the problem of ensuring the quality and safety of food products in the Russian Federation. The importance of this problem in the context of ensuring the food and national security of the country is noted. The current state of the legal mechanism for ensuring the quality and safety of food products is characterized.

Текст научной работы на тему «Качество и безопасность пищевых товаров как составляющая продовольственной и национальной безопасности страны»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 81—84. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):81—84.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342 NIION: 2007-0062-4/21-015

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-81-84 MOSURED: 77/27-004-2021-04-215

Качество и безопасность пищевых товаров как составляющая продовольственной и национальной безопасности страны

Елена Владимировна Воронцова1, Андрей Леонидович Воронцов2

11 2 Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия

1 proskyrinae@mail.ru

2 vorontsov.a.l@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется проблема обеспечения качества и безопасности пищевых товаров в Российской Федерации. Отмечается значение данной проблемы в контексте обеспечения продовольственной и национальной безопасности страны. Характеризуется современное состояние правового механизма обеспечения качества и безопасности пищевых товаров.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, национальная безопасность, обеспечение качества и безопасности пищевых товаров, угрозы национальной безопасности, правовой механизм обеспечения, принципы здорового питания, здоровье, конституционное право на охрану здоровья

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00926.

Для цитирования: Воронцова Е.В., Воронцов А.Л. Качество и безопасность пищевых товаров как составляющая продовольственной и национальной безопасности страны // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 81—84. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-81-84.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

The quality and safety of food products as a component of the food and national security of the country

Elena V. Vorontsova1, Andrey L. Vorontsov2

1 2 Southwest State University, Kursk, Russia

1 proskyrinae@mail.ru

2 vorontsov.a.l@mail.ru

Abstract. The article analyzes the problem of ensuring the quality and safety of food products in the Russian Federation. The importance of this problem in the context of ensuring the food and national security of the country is noted. The current state of the legal mechanism for ensuring the quality and safety of food products is characterized.

Keywords: food security, national security, ensuring the quality and safety of food products, threats to national security, legal mechanism for ensuring, principles of healthy nutrition, health, constitutional right to health protection Acknowledgments: the study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 19-011-00926.

For citation: Vorontsova E.V., Vorontsov A.L. The quality and safety of food products as a component of the food and national security of the country // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):81—84. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-81-84.

Огромное значение продовольственной безопасности для обеспечения национальной безопасности государства невозможно от© Воронцова Е.В., Воронцов А.Л., 2021

рицать. Являясь основополагающим элементом в системе жизнеобеспечения нашего общества, продовольственная безопасность представляет собой совокупность нескольких обязательных условий, обеспечение которых позволяет гово-

2021 / № 4 Education. Science. Scientific personnel

81

рить об обеспечении продовольственной безопасности в целом. К числу таких обязательных условий большинство представителей научного и экспертного сообщества [1—3], как правило, относят следующие.

1. Обеспечение населения страны достаточным количеством продовольствия. Необходимые объемы продовольствия на душу населения в каждой стране могут рассчитываться по-разному. Однако в большинстве случаев в основу таких расчетов полагаются рекомендации Всемирной организации здравоохранения о минимально необходимом количестве калорий, которые ежесуточно должны поступать в организм человека для обеспечения его нормального функционирования.

2. Обеспечение физической и экономической доступности продовольствия. В данном случае речь идет о наличии товаропроводящей инфраструктуры, позволяющей гражданам государства приобретать продукты питания в необходимых количествах вне зависимости от территории их проживания. Это предполагает достаточное количество торговых точек, мест хранения и отгрузки пищевой продукции, а также организацию общественного питания в населенных пунктах. Кроме того, розничные цены предлагаемой потребителю продукции должны формироваться с учетом разных финансовых возможностей тех или иных категорий граждан. В данном случае ценовая политика государства в области пищевых товаров должна обеспечивать возможность приобретения жизненно важных продуктов питания для лиц с невысокими доходами, в том числе для лиц, относящихся к так называемым социально уязвимым группам населения — пенсионерам, инвалидам и др.

3. Продовольственный суверенитет страны. Следует отметить, что в современных реалиях глобализации пищевого производства данное условие далеко не всеми рассматривается в качестве обязательного. К примеру, в ряде стран системы обеспечения их продовольственной безопасности строятся на стремлении обеспечить стабильность и бесперебойность продуктовых поставок из-за рубежа. По нашему мнению, подобный подход к решению проблемы продовольственной безопасности не является лучшим, поскольку создает значительные риски для продовольственной обеспеченности населения в случаях возникновения вооруженных конфликтов между странами, резких колебаний на рынках пищевого производства и т.п. Российская Федерация, будучи долгие годы зависимой от внешних поставок пищевой продукции, в итоге

столкнулась с необходимостью развития собственной базы пищевого производства (включая развитие национального сельского хозяйства, предприятий перерабатывающей отрасли и т.д.), поскольку фактор зависимости от иностранных производителей пищи стал использоваться нашими политическими оппонентами в качестве инструмента оказания политического давления на Россию.

4. Обеспечение качества и безопасности пищевых товаров. Следует отметить, что в Российской Федерации должного внимания данному вопросу долгое время не уделялось. В аспекте обеспечения продовольственной безопасности он фактически не рассматривался. Необходимость насыщения продуктового рынка и экономический упадок вкупе с иными проблемами нашего государства отодвигали задачу обеспечения качества и безопасности пищевых товаров на второй план. Кроме того, механизм правового регулирования данной сферы в условиях перехода к рыночным отношениям выстраивался под влиянием наших зарубежных контрагентов, старательно продвигавших интересы собственных производителей на российском пищевом рынке. С отменой госстандартов показатели качества пищевой продукции утратили обязательный характер, что создало для производителей условия, в которых они могли пренебрегать такими важнейшими характеристиками пищевой продукции, как ее пищевая ценность, потребительские свойства, аутентичность и др.

Дополнительную актуальность для Российской Федерации проблема обеспечения качества и безопасности продуктов питания приобретала в связи с наличием на ее рынке огромного количества фальсифицированных и контрафактных пищевых товаров, что создавало реальную угрозу здоровью российских граждан, а соответственно, реальную угрозу национальной безопасности государства.

Острота проблемы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции не снизилась и в настоящее время. Более того, с решением задач продуктовой обеспеченности населения и достижения продовольственной независимости задача обеспечения качества и безопасности пищевых товаров выдвигается на первый план среди всех иных составляющих продовольственной безопасности Российской Федерации. При этом следует отметить, что содержательная сторона данной проблемы, на наш взгляд, несколько изменилась.

Суть данных изменений состоит в том, что главные угрозы национальной безопасности в

сфере пищевого потребления в настоящее время связаны не столько с наличием на нашем продовольственном рынке контрафактной и фальсифицированной пищевой продукции (хотя ее присутствие в торговом обороте по-прежнему весьма ощутимо, а последствия употребления такой продукции иногда ужасны — вспомним недавнее массовое отравление суррогатным алкоголем в Оренбургской области), сколько с качественными характеристиками продукции, вполне законно находящейся на отечественных прилавках. И если в случае с пищевыми подделками методы и направления государственной деятельности представляются вполне ясными: главные из них лежат в плоскости ужесточения контроля за соблюдением производителями и продавцами пищевых товаров требований к их безопасности, совершенствования механизмов надзорной деятельности государственных органов, повышения технологического уровня используемой в ходе экспертиз лабораторной базы и тому подобных организационно-правовых и технических мер, то в случае с продукцией, соответствующей техническим условиям, а соответственно, легально находящейся в обороте, все не так просто. При этом именно данная пищевая продукция является причиной многих хронических патологий, которыми страдают миллионы наших граждан. Сахарный диабет, ожирение, болезни сердечно-сосудистой системы — вот неполный перечень заболеваний, во многом спровоцированных потребляемой нами пищей. В свою очередь это ведет к повышению уровня инвалидизации общества, снижению его трудоспособности, сокращению продолжительности жизни.

Кто-то может возразить, что согласно медицинским исследованиям состояние человеческого организма более чем на 50% зависит от образа жизни. Однако не следует забывать, что потребление пищи (пищевые традиции, структура пищевого потребления) является важной составляющей образа жизни любого народа, частью его менталитета. Таким образом, качественные характеристики потребляемой нами пищи, а также культура ее потребления лежат в основе общественного здоровья, и в силу этого они должны подлежать особому вниманию со стороны государства, в том числе подвергаться необходимой правовой регламентации. В данном случае речь идет о необходимости выработки критериев и показателей качества пищевых продуктов применительно к отдельным группам пищевых товаров и их законодательного закрепления в качестве требований, носящих обязательный характер. Следует отметить, что решение дан-

ной задачи носит ярко выраженный конституционно-правовой характер, поскольку способствует наиболее полной реализации конституционного права на охрану здоровья.

В нашей стране идея установления обязательных требований в области качества пищевой продукции высказывалась давно. В 2016 г. она нашла свое официальное отражение в Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, где была обозначена в качестве одной из задач организационно-правовой деятельности государства в области повышения качества пищевой продукции. Более того, в 2020 г. в Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» была добавлена ст. 2.1 «Принципы здорового питания», нормативное содержание которой, по нашему мнению, можно рассматривать в качестве общих критериев, которыми необходимо руководствоваться в ходе составления рецептурной составляющей производимых пищевых продуктов. Как нам представляется, законодательное закрепление принципов здорового питания является еще одним этапом совершенствования механизма реализации конституционного права на охрану здоровья, что создает дополнительные гарантии для граждан.

Однако в настоящее время далеко не все пищевые товары соответствуют принципам здорового питания. Проблема заключается в несовершенстве правового механизма обеспечения качества пищевых товаров, который выстроен с учетом обязательности только требований к их безопасности. Даже в случаях наличия на те или иные группы пищевых товаров стандартов, соответствующих принципам здорового питания, их соблюдение является добровольным для производителя. В результате находящаяся в легальном обороте пищевая продукция очень часто содержит излишнее количество жиров, углеводов, сахара, соли и других веществ, неумеренное потребление которых наносит вред здоровью потребителя. И наоборот, количество необходимых организму пищевых волокон, клетчатки, мик-ронутриентов может быть в данных продуктах недостаточным. Все это создает угрозу национальной безопасности государства, поскольку ослабляет здоровье нации и лишает ее перспектив устойчивого развития. Смеем предположить, что данное обстоятельство является достаточным основанием для ускорения разработки обязательных требований к качеству пищевой продукции с целью дальнейшего использования в пищевом производстве.

2021 / № 4 Education. Science. Scientific personnel

83

Список источников

1. Крылатых Э.Н. Продовольственная безопасность: состояние, тенденции, угрозы // Агропродовольственная политика России. 2012. № 10. С. 2—8.

2. Курдюмов A.B. Сравнительный анализ теоретико-методических подходов к определению понятия «продовольственная безопасность» // Известия Уральского государственного экономического университета. 2012. № 4 (42). С. 103—117.

3. Скрынник Е.Б. Продовольственная безопасность — важная составляющая системы национальной безопасности России // АПК: Экономика, управление. 2010. № 1. С. 3—14.

References

1. Krylatykh E.N. Food security: state, trends, threats // Agri-food policy of Russia. 2012. No. 10. P. 2—8.

2. Kurdyumov A.V. Comparative analysis of theoretical and methodological approaches to the definition of "food security" // Bulletin of the Ural State University of Economics. 2012. No. 4 (42). P. 103—117.

3. Skrynnik E.B. Food security is an important component of the national security system of Russia // APK: Economics, management. 2010. No. 1. P. 3—14.

Информация об авторах

Е.В. Воронцова — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры финансового, конституционного, гражданского и административного судопроизводства; А.Л. Воронцов — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры административного и трудового права.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.V. Vorontsova — candidate of law, associate professor, associate professor of the Department of financial law, constitutional, civil and administrative proceedings;

A.L. Vorontsov — candidate of historical, associate professor, associate professor of the Department of administrative and labor law.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 22.1 1.2021; принята к публикации 30.11.2021.

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 22.1 1.2021; accepted for publication 30.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.