Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫСЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 1946–1953 гг.'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫСЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 1946–1953 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промысловая кооперация / артели / кооперативное движение СССР / финансовая устойчивость / рентабельность / хищения / приписки / РСФСР / Ставропольский край / fishing cooperation / artels / cooperative movement of the USSR / financial stability / profitability / theft / postscripts / RSFSR / Stavropol Territory

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Печалова Лариса Викторовна, Судавцов Николай Дмитриевич, Печалов Анастас Константинович

В статье анализируется финансово-хозяйственная деятельность промысловой кооперации Ставропольского края в 1946–1950 гг. Отмечается значительный вклад кооперативных предприятий и объединений в восстановление разрушенного войной хозяйства, в обеспечение населения товарами повседневного спроса. Охарактеризована государственная политика, направленная на повышение эффективности работы промысловой кооперации, а также на борьбу с злоупотреблениями в работе кооперативных организаций, с проникновением частника в кооперацию. Рассматриваются меры, предпринимаемые кооператорами для укрепления финансовой базы кооперативной системы. Обоснован вывод о том, что система промысловой кооперации имела высокий уровень организационно-экономической эффективности и достигла существенных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Печалова Лариса Викторовна, Судавцов Николай Дмитриевич, Печалов Анастас Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING FINANCIAL STABILITY OF FISHING COOPERATION ENTERPRISES OF THE STAVROPOL TERRITORY IN 1946-1953

The article analyzes the financial and economic activities of fishing cooperation in the Stavropol Territory in 1946–1950. The significant contribution of cooperative enterprises and associations to the restoration of war-damaged economies and to providing the population with everyday goods is noted. The state policy aimed at increasing the efficiency of fishing cooperatives, as well as combating abuses in the work of cooperative organizations and the penetration of private traders into cooperation is characterized. The measures taken by cooperators to strengthen the financial base of the cooperative system are considered. The conclusion is substantiated that the fishing cooperation system had a high level of organizational and economic efficiency and achieved significant results.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫСЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 1946–1953 гг.»

2. Otchet komissariata po latyshskim nacional'nym delam ot 15 marta 1918 g. GARF. F. 1318. Op. 1. D. 872.

3. Bartele T., Shalda V. Latyshskie bezhency v Petrograde. (1915-1920). // Rossiya i Baltiya. - Vyp. 5. - M.: Nauka, 2008.

4. Obzor Latyshskogo stola informacionnogo otdela Narkomnaca s 16 po 27 iyulya [1918 g.] // GARF. F. 1318. Op. 1. D. 864.

5. Otchet Latyshskogo otdela propagandy i agitacii pri CK RKP s 15 aprelya po 15 iyulya 1921 g. // RGASPI. F. 17. Op. 62. D. 10.

6. Otchet o deyatel'nosti Latyshskogo otdela propagandy i agitacii pri CK RKP (Vserossijskij centr Latyshskih sekcij) s sentyabrya 1919 po yanvar' 1920 g. // RGASPI. F. 17. Op. 62. D. 10.

7. Nota upolnomochennogo Latvijskoj mirnoj delegacii predsedatelyu Centrevaka. b/d, primerno avgust 1920 g. // GARF. F. 193. Op. 43a. D. 1706.

8. G RF. F. R-3333. Op. 3. D. 66. L. 5-10. Pervaya chast' soglasheniya byla podpisana v Rige 22 iyulya 1921 g., vtoraya i tret'ya chasti - v Rige 6 noyabrya 1921 g.

9. Instrukciya po reevakuacii bezhencev Latvii i Litvy». b/d, primerno avgust 1921 g. // GARF. F.R-3333. Op.3. D.208.

10. Otchet o deyatel'nosti Centrevaka za vremya s 1 iyulya 1921 g. po 1 yanvarya 1922 g. // GARF. F. R-3333. Op. 2. D. 236.

11. Doklad sotrudnika VChK». b/d, primerno sentyabr' 1920 g. // GARF. F. 193. Op. 43a. D. 1706.

12. Zapiska predsedatelya Central'nogo byuro EKOPO Krejnina v Centrevak ot 3 avgusta 1920 g. // GARF. F. 193. Op. 43a. D. 1706.

13. Telegramma Pel'she zav. otdelom Zapada NKID Yakubovichu ot 13 avgusta 1920 g. // GARF. F. 193. Op. 43a. D. 1706.

14. Latvijskie grazhdane vtorogo sorta // Segodnya. - 1920. - 25 noyabrya.

15. Latviya. Obzor pressy. Gazeta «Socialdemokrats» ot 8 dekabrya 1920 g. // Arhiv ministerstva inostrannyh del Francii (Archives du Ministère des Affaires étrangères), dalee AMAEF. 98 CP COM. Z. 659/3. Papka «Latviya. Vneshnyaya politika. avgust 1920-dekabr' 1922».

16. Zapiska nachal'nika Centrevaka Pilyavskogo latyshskomu upolnomochennomu po delam bezhencev v RSFSR Shkipsne ot 4 maya 1921 g. // GARF. F. R-3333. Op. 3. D. 170.

17. Otvet latyshskogo upolnomochennogo po delam bezhencev v RSFSR Shkipsny predsedatelyu Centrevaka ot 6 iyulya 1921 g. // GARF. F. R-3333. Op. 3. D. 170.

18. Otvet nachal'nika Centrevaka NKVD S. Pilyavskogo latyshskomu upolnomochennomu po delam bezhencev v RSFSR Shkipsne». b/d, primerno iyul' 1921 g. // GARF. F. R-3333. Op. 3. D. 170.

19. Otchet o deyatel'nosti Centrevaka za vremya s 1 iyulya 1921 g. po 1 yanvarya 1922 g. // GA RF. F. R-3333. Op. 2. D. 236.

20. Zapiska poslannika Francii de Martelya ministru inostrannyh del ot 13 iyunya 1921 g. // AMAEF. 98 CP COM. Z. 659/2. Papka «Latviya. Vneshnyaya politika. Yanvar'-dekabr' 1921.

21. Ob"yasnitel'naya zapiska k shtatam Centrevaka. b/d, primerno dekabr' 1921 g. // GARF. F. R-3333. Op. 2. D. 236.

22. Statisticheskie dannye o kolichestve latyshskogo naseleniya v RSFSR» b/d, priblizitel'no na 1 iyunya 1921 g. // RGASPI. F. 17. Op. 62. D. 10.

23. Zapiska E. Shkipsny o latyshskih bezhencah v Sibiri ot 23 sentyabrya 1921 g. // GARF. F. R-3333. Op. 3. D. 186.

24. Telegramma iz Har'kova Komissaru Polevogo shtaba Revvoensoveta respubliki Danishevskomu ot 5 iyulya 1920 g. // RGASPI. F. 17. Op. 62. D. 1.

25. Soobshchenie Gubevaka ot 21 yanvarya 1921 g. GA RF. F. R-3333. Op. 3. D. 170.

26. Zapiska latyshskogo upolnomochennogo po delam bezhencev Shkipsne po zayavleniyu Knappe E.C., Ivansona-Yazona A.Ya., Andersona H.M. ot 25 fevralya 1921 g. // GARF. F. R-3333. Op. 3. D. 170.

27. Zapiska zavotdelom Zapada NKID Yakubovicha nachal'niku Centrevaka Radek ot 28 fevralya 1921 g. // GARF. F. R-3333. Op. 3. D. 170.

28. Zapiska zavotdelom Zapada NKID Yakubovicha v NKVD Vladimirskomu ot 12 iyunya 1921 g. // GA RF. F. R-3333. Op. 3. D. 220.

29. Bezhenskie eshelony // Segodnya. - 1921. - 20 maya.

ЗАЗЕРСКАЯ ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА - кандидат исторических наук, докторант, Российский государственный гуманитарный университет ([email protected]).

ZAZERSKAYA, TATIANA G. - PhD in History, Russian State University for the Humanities ([email protected]).

УДК 94(47).084.8:334.73«1946/1953» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-45-50

ПЕЧАЛОВА Л.В., СУДАВЦОВ Н.Д., ПЕЧАЛОВ А.К. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫСЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 1946-1953 гг.

Ключевые слова: промысловая кооперация, артели, кооперативное движение СССР, финансовая устойчивость, рентабельность, хищения, приписки, РСФСР, Ставропольский край.

В статье анализируется финансово-хозяйственная деятельность промысловой кооперации Ставропольского края в 1946-1950 гг. Отмечается значительный вклад кооперативных предприятий и объединений в восстановление разрушенного войной хозяйства, в обеспечение населения товарами повседневного спроса. Охарактеризована государственная политика, направленная на повышение эффективности работы промысловой кооперации, а также на борьбу с злоупотреблениями в работе кооперативных организаций, с проникновением частника в кооперацию. Рассматриваются меры, предпринимаемые кооператорами для укрепления финансовой базы кооперативной системы. Обоснован вывод о том, что система промысловой кооперации имела высокий уровень организационно-экономической эффективности и достигла существенных результатов.

PECHALOVA, L.V., SUDAVTSOV, N.D., PECHALOV, A.K. ENSURING FINANCIAL STABILITY OF FISHING COOPERATION ENTERPRISES OF THE STAVROPOL

TERRITORY IN 1946-1953

Key words: fishing cooperation, artels, cooperative movement of the USSR, financial stability, profitability, theft, postscripts, RSFSR, Stavropol Territory.

The article analyzes the financial and economic activities of fishing cooperation in the Stavropol Territory in 1946-1950. The significant contribution of cooperative enterprises and associations to the restoration of war-damaged economies and to providing the population with everyday goods is noted. The state policy aimed at increasing the efficiency of fishing cooperatives, as well as combating abuses in the work of cooperative organizations and the penetration of private traders into cooperation is characterized. The measures taken by cooperators to strengthen the financial base of the cooperative system are considered. The conclusion is substantiated that the fishing cooperation system had a high level of organizational and economic efficiency and achieved significant results.

Одним из важнейших направлений современной политики в России является повышение уровня и качества жизни населения. Современные реалии позволяют однозначно высказаться в поддержку развития кооперативных форм хозяйствования. Опыт, накопленный российской кооперацией, особенно в сложнейшие исторические периоды, может быть полезен и сегодня. Кооперирование производственных ассоциаций окажет положительное влияние на рост экономики нашей страны, на общий уровень жизни населения.

Актуальность приобретает исследование финансовой и хозяйственной деятельности кооперативных объединений промысловой кооперации Южных территорий страны. Значимым является изучение достижений и выявление ошибок прошлого опыта [1, с. 159].

В послевоенный период деятельность государственных и кооперативных предприятий Ставропольского края так же, как и всей страны, была направлена на восстановление и дальнейшее развитие. При этом в первом послевоенном пятилетнем плане (1946-1950 гг.) одной из задач, требующих приоритетного решения, являлось восстановление экономики, перестройки деятельности государственных и кооперативных предприятий, изготовление продукции мирного времени. На страницах газет раз за разом появлялись высказывания руководителей СССР о том, что в самые короткие сроки необходимо восстановить те районы страны, которые, так или иначе, пострадали от действий оккупантов и их пособников. Более того, в самом начале 1946 года, в феврале месяце, руководитель советского государства И.В. Сталин дал чёткую установку на достижение уровня довоенного производства в различных отраслях промышленности, а также предлагалось выделить значительные средства на нужды сельскохозяйственных районов, разграбленных гитлеровцами во время их оккупации [2, л. 104]. В целях повышения материального уровня населения, улучшения его обеспечения товарами широкого потребления планировалось восстановление государственных и кооперативных предприятий промышленности [3, с. 287].

На южных территориях Северного Кавказа, в том числе и на Ставрополье, значительное место отводилось кооперативной промышленности, которая довольно успешно обеспечивала жителей городов и сёл товарами народного потребления. Перед промышленными предприятиями ставились задачи не только производства востребованной населением продукции, но и обеспечения доступности цен на эти товары [2, с. 104]. Уже практически к концу 1940-х гг. в Ставропольском крае заметно увеличился объём валовой продукции. Так, местная промышленность, подключив все возможные экономические и людские ресурсы, выдала в сравнении с довоенным 1940 г. валовой продукции почти на 188 %, а промкооперация более чем на 183 % [4, с. 127]. В это время на Ставрополье активно включились в выполнение поставленных государством первоочередных задач несколько промысловых союзов. В частности, хороших результатов добился Чернацоблсоюз Черкесской АО, которая входила в состав Ставропольского края. Также в средствах массовой информации были отмечены ставропольские, пятигорские, кисловодские и районные кооперативные объединения, а именно - Текстильшвейпромсоюз, Промстройсоюз, Кожремпромсоюз, Пищепромсоюз и Разнопромсоюз. На Кавминводах производство и сбыт продукции населению по низким ценам осуществляли артели Кавминмежгорпромсоюза.

При детальном анализе деятельности промкооперации Ставрополья очевидным становится тот факт, что в 1946 г. кооперативными предприятиями было изготовлено продукции на 93 млн руб., в том для жителей Ставропольского края на 82,94 млн руб. [6, л. 23]. В общей сложности к началу 1947 г. в процессе производства и обслуживания населения Ставропольского края были задействованы 143 артели, четыре их которых, в силу малочисленности работников и нехватки производственных площадей, в течение полугода были объединены с более крупными и рентабельными. В этих артелях трудились более 9 тыс. работников по различным отраслям производства [5, л. 11].

У жителей сёл и городов Ставрополья большой популярностью пользовалась продукция кооперативной промышленности региона. В связи с увеличением спроса населения края на товары широкого потребления местными органами власти были поставлены задачи дальнейшего расширения производства. Этим занялись артели г. Ставрополя и Кавмингруппы, в частности ессентукские, железноводские и кисловодские. Открылись новые цеха и точки по производству

изделий из металла, пошивочные и ремонтные мастерские (одежда, обувь). Также немаловажное значение уделили детским товарам в ассортименте [7, л. 132].

При этом нельзя не отметить, что у кооператоров то и дело возникали большие проблемы с материалами. К тому же невысоким оставался уровень механизации производственных процессов. Значительный ущерб артелям промкооперации наносило резкое снижение себестоимости изготовленной продукции, которая сказывалась на качестве самой продукции. На некоторых предприятиях Ставропольского края наблюдалось повышение процента неликвидного товара, которым затоваривались склады артелей. Имелись случаи растраты и хищений. Зачастую они составляли сотни тысяч рублей. Наблюдалось невыполнение планов отдельными артелями по производству и по прибыли. При этом зачастую при увеличении количества изготавливаемой продукции происходило ухудшение её качества.

Впрочем, подобная ситуация была не только на кооперативных предприятиях, но и на государственных. Решению проблемы во многом способствовал ряд мероприятий, проведённых на кооперативных предприятиях. Так, в кротчайшие сроки было перепрофилировано производство, организована дополнительная самозаготовка сырья, а также была активизирована деятельность по совершенствованию технологических процессов [8, с. 64-66].

Всё это, безусловно, способствовало выполнению задач, которые ставились перед государственными и кооперативными предприятиями. Приоритетным было снижение себестоимости производимой продукции. Исследование показало, что в 1946 г., кооператорам удалось снизить себестоимость на 13% и получить накопления на сотни тысяч рублей. Всего по Ставропольскому краю кооператорам удалось снизить себестоимость по 16 отраслям крайпромсоюзов [7, л. 136].

В послевоенный период органы государственной и местной власти на первый план выдвинули задачи, связанные с улучшением ассортимента и качества продукции для населения. Решению данной задачи во многом способствовали рационализаторство и изобретательство, которые довольно успешно развивалось в этот период. Внедрение рацпредложений требовало проведения технического переоснащении артелей [9, с. 208], для которого кооперативными союзами только в 1946-1947 гг. были выделены сотни тысяч рублей.

В целях решения проблем улучшения качества жизни населения страны государственными и местными органами власти велась политика поддержания кооперации, расширения хозяйственной самостоятельность промысловой кооперации, восстановления принципов внутрикооперативной демократии. Тем не менее, ускорению темпов развития кооперации мешало практически полное отсутствие кооперативной демократии. Местные органы власти систематически вмешивались в работу кооперативных союзов. Это выражалось в том, что председателей артелей не избирали, а назначали. А они, в свою очередь, самостоятельно, без общего собрания, принимали новых членов артелей. Кооператоры были лишены возможности свободно решать актуальные вопросы развития артелей. Налицо были нарушения внутрикооперативной демократии, а порой даже игнорирования элементарных требований артельного устава.

К концу 1946 г. сложилась ситуация, при которой Управление промысловой кооперации Ставропольского края в своём Постановлении от 21 декабря рекомендовало в начале следующего года безотлагательно организовать на местах отчётно-выборные собрания. Более того, этот процесс должен был проходить под полным и непосредственным контролем госорганов. Это, по сути, было требование Центрального комитета ВКП (б), которое 25 января 1947 г. закрепили Постановлением. Отчётно-выборные собрания артельщиков Ставропольского края были организованно проведены в феврале-марте 1947 г. Анализ протоколов этих собраний показал, что кооператоры в основном критиковали руководителей артелей, назначенных сверху, говорили об участившихся хищениях на кооперативных предприятиях, о необходимости стимулирования рационализаторов и передовиков производства и т.д. Довольно скрупулёзно обсуждалось нарушение «принципа распределения прибылей» между членами кооператива. Артельщики считали, что именно оно зачастую приводило к «халтуре» и «производству низкокачественной продукции».

К концу 1947 г. стало очевидным, что денежная масса во время войны по объективным и субъективным причинам значительно возросла, что в мирное время отрицательно стало влиять на

экономику страны и, соответственно, на доходы простых граждан. Советский рубль заметно обесценился. Таким образом, появилась необходимость в полномасштабной и полноценной денежной реформе. Также к этому времени отпала необходимость использования карточек как на продтовары, так и на промтовары. Правительство СССР в данном случае проявляло заботу не только об увеличении производства товаров народного потребления, но и о реальном повышении зарплаты граждан и доходов коллективных хозяйств (колхозов и кооперативных предприятий), что и было закреплено Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 15 декабря 1947 г. [10, с. 460].

Нужно отметить, что денежная реформа 1947 г. оказала весьма положительное влияние на производственные показатели промкооперации. Они заметно возросли, причем в некоторых случаях - на порядок. Более того, гораздо стабильнее стало само финансовое положение работников кооперативных предприятий. Так, из архивных источников следует, что за семь лет, начиная с 1947 г. по 1953 г., промкооперация Ставрополья получила прибыли на сумму 17536 тыс. рублей, а ее накопления к началу 1948 г. выросли на 222,5%. Однако следует подчеркнуть, что не всегда удавалось достигнуть повышенных производственных результатов. Некоторые промысловые предприятия несли значительные убытки. За указанный период времени они достигали 1969 тыс. рублей [11, л. 24]. Таким образом, можно отметить, что в течение пяти лет системе промысловой кооперации Ставрополья удалось достигнуть определённых результатов в увеличении производства товаров ширпотреба до 96 млн руб., расширить ассортимент товаров, повысить уровень накопления и т.д.

Отмена в 1947 г. распределительной карточной системы создала для многих предприятий, в том числе кооперативных, ряд трудностей, в том числе в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Помимо мероприятий, направленных на финансовое оздоровление кооперативных предприятий, понадобились том числе и меры по борьбе с хищениями, и нецелевыми тратами.

В это время, в целях развития социально-бытовой сферы, государством была создана многоуровневая система цен, чем непременно поспешили воспользоваться частники и спекулянты для получения собственной выгоды и сверхприбыли. Этому также способствовала многозвеньевая структура снабжения и руководства всем процессом торговли. Так, в руках отдельных лиц накопились крупные денежные средства. Денежные средства «теневой экономики» дестабилизировали финансовую систему страны. Государственными органами власти организовывается борьба с хищениями госсобственности, проявлениями предпринимательства и хозяйственной инициативы [12, с. 10].

В послевоенный период принимается ряд Постановлений Совета Министров РСФСР, направленных на борьбу со злоупотреблениями в работе кооперативных организаций и борьбе с частниками, которые, по мнению государства, проникали в кооперацию лишь для собственного, так сказать «незаконного обогащения». С 1948 г. была начата кампания по проверке предприятий местпрома и кооперативных объединений. Только в 1948 г. в РСФСР в системе промысловой кооперации проверили 33215 предприятий и выявили спекулянтов - 71, лжеартелей - 14, спецвкладов - на 424, 4 тыс. руб. [13, л. 38]. При этом в системе кооперации инвалидов было проверено 12317 предприятий, выявлено 200 нарушений, перекупщиков и спекулянтов - 5, лжеартелей - 4 [13, л. 37].

В ходе проведения кампании в 1948-1949 гг. на Ставрополье на предприятиях промысловой кооперации и потребительской кооперации были выявлены десятки нарушений, к ответственности были привлечены более тысячи человек. Одним из наиболее распространённых нарушений было хищение сырья со склада кооперативного предприятия, изготовление из него продукции и реализация её на рынке. Таким образом, эти артельщики получали так называемую «надбавку» к заработной плате.

Руководством кооперативных союзов и артелей Ставропольского края велась борьба с хищениями. К расхитителям применялись различные виды наказания. За мелкую кражу, а также за хулиганские действия артельщики могли быть исключены из кооператива. Изучение протоколов общих собраний показало, что кооператоры довольно редко прибегали к исключению из артели, чаще всего брали на поруки. За период с 1948 по 1950 гг. на собраниях артелей Ставропольского края было разобрано 15 случаев мелких краж, совершённых в мастерских промысловой кооперации. Из них только три завершились исключением из кооператива [14, л. 24].

Кампания по борьбе с хищениями и частным предпринимательством продолжала осуществляться в 1950-е гг. Однако она не дала ожидаемых результатов, не решила поставленных задач. Продолжали наблюдаться случаи неуплаты налогов, хищения сырья и товаров. При этом в отчётах по финансово-хозяйственной деятельности артелей Ставрополья отмечалась положительная тенденция укрепления финансового состояния системы.

В целом, в послевоенный период промысловая кооперация Ставропольского края внесла неоценимый вклад в снабжение населения региона необходимыми товарами и предоставление им разного рода бытовых услуг. Она быстро реагировала на потребности рынка, довольно успешно маневрировала собственными средствами, отличалась гибкой системой. Данную кооперативную систему отличало умение приспосабливаться к меняющимся социальным условиям. Постепенно эта система превратилась в регионах в «настоящие центры жизнеобеспечения» [1, с. 159].

Предприятия кооперативной промышленности, обладая хозрасчётом и самоокупаемостью, наращивали свой потенциал. Это вызывало недовольство партийно-государственных органов власти. В кооперативном секторе экономики виделась угроза социалистической собственности. Поэтому и далее в 1950-е гг. органы государственной власти переориентировались на политику укрупнения и специализации промысловой кооперации. Повсеместно продолжалась борьба с хищениями и частным предпринимательством, организовывался всеобщий учёт и контроль. Заметим, что, хотя ростки частной хозяйственной деятельности наблюдались не только на предприятиях кооперации, но и на государственных мелких предприятиях, особое недовольство и раздражение у партийной номенклатуры вызывала именно кооперация, в том числе промысловая и инвалидов. В итоге, несмотря на то, что система промысловой кооперации имела высокий уровень организационно-экономической эффективности и достигла существенных результатов, в 1960 г. она была ликвидирована как система, противоречащая идее строительства коммунизма.

Литература и источники

1. ПассА.А. Организационная структура кооперативного «бизнеса» в СССР (1950-е гг.) // Вестник Томского университета. -2019. - № 438.

2. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 3059. Оп. 1. Д. 232.

3. Попов В.П. Сталинское экономическое «чудо» после войны (1946-1953) // Россия в XX веке: Реформы и революции: в 2 т. / под ред. Г.Н. Севостьянова. -Т.2. - М.: Наука, 2002.

4. Подрезова Т.А. Развитие сельского хозяйства и промышленности Ставропольского края в первые послевоенные годы (19451953 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Ставрополь, 2010.

5. ГАСК. Ф. 2775. Оп. 3. Д. 575.

6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 395. Оп. 1. Д. 662.

7. ГАСК. Ф. 2775. Оп. 3. Д. 577.

8. Печалов А.К. Значение промысловой кооперации в социально-экономическом и культурном развитии Ставрополья (1945-1960 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Ставрополь, 2016.

9. Шацкий П.А., Муравьв В.Н. Ставрополь. Исторический очерк. - Ставрополь: Ставропольское кн. изд., 1977.

10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967): в 5 т. Т. 3. (1941-1952). - М.: Изд-во полит. лит., 1968.

11. ГАСК. Ф. 2775. Оп. 3. Д. 584.

12. ОсиповВ.А. Частная хозяйственная деятельность в советской экономике в 1945-1960 гг. (на материалах Западной Сибири). Кемерово, 2023.

13. ГАРФ. Ф. 8090. Оп.1. Д.439.

14. ГАСК. Ф. 2775. Оп. 3. Д. 585.

References and Sources

1. Pass A.A. Organizacionnaya struktura kooperativnogo «biznesa» v SSSR (1950-e gg.) // Vestnik Tomskogo universiteta. - 2019. - №2 438.

2. Gosudarstvennyj arhiv Stavropol'skogo kraya (GASK). F. 3059. Op. 1. D. 232.

3. Popov V.P. Stalinskoe ekonomicheskoe «chudo» posle vojny (1946-1953) // Rossiya v XX veke: Reformy i revolyucii: v 2 t. / pod red. G.N. Sevost'yanova. -T.2. - M.: Nauka, 2002.

4. Podrezova T.A. Razvitie sel'skogo hozyajstva i promyshlennosti Stavropol'skogo kraya v pervye poslevoennye gody (1945-1953 gg.): dis. ... kand. ist. nauk. - Stavropol', 2010.

5. GASK. F. 2775. Op. 3. D. 575.

6. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. 395. Op. 1. D. 662.

7. GASK. F. 2775. Op. 3. D. 577.

8. Pechalov A.K. Znachenie promyslovoj kooperacii v social'no-ekonomicheskom i kul'turnom razvitii Stavropol'ya (1945-1960 gg.): dis. ... kand. ist. nauk. - Stavropol', 2016.

9. Shackij P.A., Murav'v V.N. Stavropol'. Istoricheskij ocherk. - Stavropol': Stavropol'skoe kn. izd., 1977.

10. Resheniya partii i pravitel'stva po hozyajstvennym voprosam (1917-1967): v 5 t. T. 3. (1941-1952). - M.: Izd-vo polit. lit., 1968.

11. GASK. F. 2775. Op. 3. D. 584.

12. Osipov V.A. Chastnaya hozyajstvennaya deyatel'nost' v sovetskoj ekonomike v 1945-1960 gg. (na materialah Zapadnoj Sibiri). Kemerovo, 2023.

13. GARF. F. 8090. Op.1. D.439.

14. GASK. F. 2775. Op. 3. D. 585.

ПЕЧАЛОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА - доктор исторических наук, Центр менеджмента качества и методической работы, Ставропольский строительный техникум» ([email protected]).

СУДАВЦОВ НИКОЛАИ ДМИТРИЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры истории России, Гуманитарный институт, Северо-Кавказский федеральный университет ([email protected]). ПЕЧАЛОВ АНАСТАС КОНСТАНТИНОВИЧ - кандидат исторических наук, преподаватель, Ставропольский строительный техникум ([email protected]).

PECHALOVA, LARISA V. - Doctor of History, Center for Quality Management and Methodological Work, Stavropol Construction College ([email protected]).

SUDAVTSOV, NIKOLAI D. - Doctor of History, Professor, Leading Researcher at the Department of Russian History, Humanitarian Institute, North Caucasus Federal University ([email protected]).

PECHALOV, ANASTAS K - Ph.D. in History, Teacher, Stavropol Construction College ([email protected]).

УДК 94(571.1):626.7(097) DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-50-54

ПРИЩЕПА А.И., ГОРШКОВ И.С. ПОРТОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ОБЬ-ИРТЫШСКОМ РЕЧНОМ БАССЕЙНЕ В

1960-1980-е гг.

Ключевые слова: советская экономика, портовое хозяйство, причал, речной бассейн, транспортная инфраструктура, судоходство, навигация, речное управление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье исследуется роль речных портов в материальном обеспечении промышленного строительства на севере Западной Сибири в годы ее нефтегазового освоения. Отмечается значительный прогресс в модернизации существовавших ранее причалов в акватории Оби и Иртыша, в строительстве на этом транспортном пути механизированных портовых хозяйств. Авторы акцентируют внимание на успехах в организации и увеличении объемов грузопогрузочных и разгрузочных работ, а также освещают проблемы в деятельности портов, связанные с ведомственной разобщенностью, нецелевым использованием портовых механизмов и дефицитом обслуживающего персонала. В статье обоснован вывод о том, что, в результате напряженной работы проектировщиков и строителей, задача модернизации портового хозяйства региона, в целом, была успешно решена.

РИЗСИЕРА, A.I., GORSHKOV, I S.

PORT CONSTRUCTION IN OB-IRTYSH THE RIVER BASIN IN THE 1960s AND 1980s

Key words: soviet economy, port management, berth, river basin, transport infrastructure, navigation, river management.

The article examines the role of river ports in the material support of industrial construction in the north of Western Siberia during the years of its oil and gas development. Significant progress has been noted in the modernization of previously existing berths in the waters of the Ob and Irtysh, and in the construction of mechanized port facilities along this transport route. The authors focus on successes in organizing and increasing the volume of cargo loading and unloading operations, and also highlight problems in the activities of ports associated with departmental disunity, misuse of port mechanisms and a shortage of service personnel. The article substantiates the conclusion that, as a result of the hard work of designers and builders, the task of modernizing the region's port facilities, in general, was successfully solved.

В 1960-е гг. на Севере Тюменской области развернулось беспрецедентное по масштабам промышленное и социальное освоение новой нефтегазоносной провинции страны. Промышленное и городское строительство на севере Западной Сибири велось быстрыми темпами. Однако их дальнейшему наращиванию препятствовало отсутствие в регионе развитой транспортной инфраструктуры. Проблема транспортировки строительных материалов и оборудования усугублялась значительной удаленностью осваиваемого региона от центров промышленного производства.

На начальном этапе создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, при отсутствии автомобильного и железнодорожного сообщения, основную миссию в сфере перевозок выполнял речной транспорт. При этом до 1960-х гг. наибольшую долю в региональных грузоперевозках занимали лесозаготовительные товары. С началом освоения нефтегазовых месторождений региона количество перевозимой лесной продукции значительно сократилось. С 1970 г. основные объемы перевозок стали составлять продовольственные продукты и строительные материалы, а также механизмы и нефтяное оборудование. Их перевозимый объем возрос с 1576,7 тыс. т. в 1970 г. до 3070,4 тыс. т. в 1980 г. Данные объемы распределялись между Ханты-Мансийским, Сургутским, Тюменским и другими речными предприятиями [1, с. 99].

Эффективность работы речного транспорта в значительной степени зависела от состояния портовых хозяйств, расположенных в фарватере сибирских рек Иртыша и Оби. В 1960-е гг. на траектории этого важного транспортного пути уже имелись речные причалы. Так, например, успешно функционировало портовое хозяйство пристани Самарово, которая была переименована в Ханты-Мансийский эксплуатационный участок Обь-Иртышского речного пароходства уже 28 марта 1960 года. В 1973 г. эксплуатационный участок был переименован в Ханты-Мансийское

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.