Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Переверзева Екатерина Сергеевна

Рассмотрены вопросы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации в строительном комплексе. Приведена классификация угроз экономической безопасности и систематизированы направления по обеспечению экономической безопасности в Российской Федерации в строительном комплексе, в том числе со стороны правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY: PROBLEMS AND DIRECTIONS OF THEIR OVERCOMING

In the article the questions of ensuring economic security in the Russian Federation in the construction industry. A classification of threats to economic security in the building complex and systematic directions of ensuring economic security in the Russian Federation in the construction industry, including law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

УДК332; 338; 34.096

ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА ПЕРЕВЕРЗЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Рассмотрены вопросы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации в строительном комплексе. Приведена классификация угроз экономической безопасности и систематизированы направления по обеспечению экономической безопасности в Российской Федерации в строительном комплексе, в том числе со стороны правоохранительных органов.

Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, обеспечение экономической безопасности, строительный комплекс, внешние угрозы, внутренние угрозы, экономическая безопасность в строительном комплексе.

E. S. Pereverzeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Legal Disciplines, Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I. D. Putilin»; e-mail: katkatrin200@gmail.com, tel.: 8 (4722) 55-71-32.

Economic security in the Russian Federation in the construction industry: problems and directions of their overcoming.

In the article the questions of ensuring economic security in the Russian Federation in the construction industry. A classification of threats to economic security in the building complex and systematic directions of ensuring economic security in the Russian Federation in the construction industry, including law enforcement agencies.

Key words: safety, economic security, economic security, construction sector, external threats, internal threats, economic safety in the construction industry.

Строительный комплекс - это обобщенное отрасли (ОКПД 45.74.20), по данным РАСК, было

понятие одной из наиболее существенных отрас- заключено 598 756 контрактов на общую сумму

лей промышленности России, значительного сек- свыше 10,3 трлн рублей. Очевидно, главной при-

тора экономики страны и сфера оказания строи- чиной нынешнего состояния строительного ком-

тельных услуг По темпам строительства можно плекса России является общая ситуация в нацио-

судить о состоянии экономики в целом. нальной безопасности страны, а именно внешнее

По данным Росстата, в 2015 г. в России было воздействие «гибридной войны» США и стран ЕС

выполнено строительных работ на общую сумму и внутренние угрозы снижения платежеспособно-

5 945 млрд рублей, что на 7% меньше, чем в го спроса населения [25].

2014 г Однако за прошедшее десятилетие на- Под экономической безопасностью в основ-блюдается положительная динамика роста стро- ном понимают составную часть системы наци-ительной деятельности в России. Так, объем ра- ональной безопасности, хотя сам термин «эко-бот, выполненных по договорам строительного номическая безопасность» появился раньше подряда в 2014 г. (в фактически действовавших термина «национальная безопасность». Пробле-ценах), составил 4 368 млрд рублей. Судя по по- ма определения экономической безопасности с казателям 2015 г., можно считать, что строитель- позиций права является также достаточно сложная отрасль в этом году держалась на достойном ной. Ведь так сложилось, что до недавнего време-уровне. Достигнуто это было благодаря большой ни это понятие преимущественно рассматрива-инерционности, а также с помощью господдерж- лось в рамках экономической науки. Не случайно ки и за счет «выжимания» будущего спроса. ее представителями отмечается, что экономиче-За два года (2014-2015 гг.) в строительной ская безопасность как категория экономической

теории, хотя и имеет свой предмет и специфические методы исследования, тесно связана с такими традиционными экономическими понятиями, как «экономический рост» и «устойчивость социально-экономической системы». Более того, экономическая безопасность определяется ими как компонент антикризисного управления экономикой [2, с. 4-5].

О. Р. Рахимов рассматривает экономическую безопасность как экономическое благо, трактуя это понятие следующим образом: «экономическая безопасность предстает как благо, предоставляемое на платной или бесплатной основе различным субъектам экономики, начиная от личной безопасности и заканчивая безопасностью государства в целом. Подход к безопасности как к благу позволяет уточнить содержание экономических отношений по поводу обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Они предстают как отношения, напрямую связанные с производством общественных, смешанных или частных благ, обеспечивающих экономическую безопасность на различных уровнях хозяйственной деятельности».

Иную позицию занимает Л. Э. Гаджиева. По ее мнению, «на уровне государства экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов» [4]. Экономическая безопасность во многом характеризуется уровнем развития производства и экономики, наличием развитой инфраструктуры, полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силы, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Данный подход к пониманию экономической безопасности был реализован российским законодателем в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время утратил силу) [20]. В ст. 2 данного Федерального закона экономическая безопасность определялась как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Однако ныне действующий Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [24] не содержит определения экономической безопасности. Отсутствует содержательное определение безопасности и в Указе Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в настоящее время утратил силу) [23], где под экономической безопасностью РФ понимается возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.

По мнению А. Н. Климовой, «обеспечение экономической безопасности - стратегическое направление в деятельности как отдельно взятого предприятия, так и государства. Данная тенденция усиливается тем, что процесс глобализации экономики является необратимым естественным эволюционным процессом развития общества. И экономическая система отдельно взятого государства в современных условиях все больше зависит от экономик иностранных государств, ведь в современной мировой экономике большинство процессов представляют собой цепную реакцию» [11, с. 54-55].

Особенно важной представляется актуализация определения экономической безопасности в сфере строительного комплекса в силу значимости строительной сферы для обеспечения национальной безопасности страны.

Это предопределяет важность и востребованность поиска практических решений в сфере обеспечения экономической безопасности для функционирования и развития строительного комплекса РФ.

Строительный комплекс России представляет собой сложную межотраслевую производственно-хозяйственную систему, элементами которой являются предприятия, осуществляющие производство строительных материалов, изделий и конструкций, выполняющие работы по проектированию, возведению и реновации зданий и сооружений [5, с. 35].

Система обеспечения безопасности должна быть нацелена на обеспечение конституционных прав и свобод, достойный уровень и качество жизни населения с учетом равного удовлетворения общих интересов различных социальных групп, личности, общества и государства. При обеспечении и поддержании высокого уровня

дз н

и о

X

и <

с

о

09 И РЭ

и и т к

о

X

о ы

сь

к э

с

^

а а О

жизни населения в России необходимо учитывать проблемы функционирования жилищно-коммунального комплекса, обусловленные возможным проявлением деструктивных факторов и угроз.

Расшифровка понятия «угроза безопасности» дается в ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г № 390-Ф3 «О безопасности». Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства [18].

Очевидно, что угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию различных факторов, причем не только в чистом виде экономических.

К угрозам относятся разного рода ситуации с деструктивным содержанием - кризисы и кризисные ситуации, катастрофы и т. д. Угрозу как непосредственную опасность, требующую быстрого реагирования, целесообразно отличать от риска как возможной опасности, требующей профилактических действий, и уязвимости как индикатора состояния безопасности, свидетельствующего о ее потенциальной незащищенности [11].

Рассматривая проблему с точки зрения изменчивости обстоятельств внутреннего и внешнего характера, необходимо выделить угрозы, влияющие на обеспечение экономической безопасности в строительном комплексе (Табл.). Так, исходя из общей классификации угроз экономической безопасности, предлагаемой Г. О. Грефом

[8], И. С. Белик [1, с. 18-25], В. Г Булавко [28], О. П. Смирновой [26], считаем целесообразным классифицировать структуру угроз экономической безопасности в строительном комплексе согласно таблице. При этом большинство авторов, изучающих вопросы подобного рода, считают, что главная цель строительного комплекса в развитии и обеспечении экономической безопасности страны достигается благодаря «стабильной, устойчивой и безопасной деятельности строительных предприятий» [15, с. 245-250].

Таким образом, экономическая безопасность в строительном комплексе подразумевает целый ряд организационно-управленческих, режимных, технических и профилактических мер, направленных на качественную реализацию защиты интересов предприятия от внешних и внутренних угроз, а также работу непосредственно с правоохранительными и федеральными органами (например, со Счетной, Контрольно-ревизионной палатами и др.), которые контролируют сферу строительства [16].

Как показывает следственная и судебная практика, в течение последних лет в данной сфере отмечается увеличение различных форм хищений и злоупотреблений полномочиями со стороны лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в сфере строительства. При этом субъекты данных преступных деяний активно приспосабливаются к системе функционирования

Таблица

Угрозы, влияющие на обеспечение экономической безопасности в строительном комплексе

Внешние угрозы Внутренние угрозы

Спад производства и потеря внутреннего рынка Переход высококвалифицированных специалистов в другие отрасли и сферы деятельности

Мировой финансовый кризис

Бюрократизм, социальный паразитизм Преобладание сырьевых отраслей в экономике

Рост безработицы и ослабление трудовой мотивации Коррупционные проявления различной направленности

Последствия стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций Снижение уровня жизни населения

Криминализация экономики Увеличение нагрузки на лиц, занятых в материальном производстве

Сокращение инвестиций в строительную индустрию

Монополизация предприятий строительной отрасли Утрата квалификации и трудовых навыков

Недобросовестная конкуренция

Торможение научно-технического прогресса

строительного комплекса и формам контроля за ее деятельностью, используя различные схемы совершения преступлений экономической направленности. Как правило, эти преступные деяния завуалированы под совершение легальных действий, зачастую с использованием законных документов, что и окружающими, и правоохранительными органами довольно часто воспринимается как чисто гражданско-правовые отношения. Эти причины являются одними из факторов высокой степени латентности преступлений рассматриваемой категории.

Вместе с тем следует отметить, что изучение материалов судебно-следственной практики свидетельствует о немалом положительном опыте успешного раскрытия, предварительного расследования и судебного рассмотрения преступлений, совершаемых в строительном комплексе. Но, к сожалению, данное обстоятельство указывает и на значительные трудности, с которыми сталкиваются практические работники, что вызвано, прежде всего, несовершенством действующего законодательства в сфере строительства и, как следствие, использованием нормативных пробелов заинтересованными субъектами в личных криминальных целях.

Как отмечает в своих трудах С. В. Маркова, «на рост преступности влияют многие факторы, в том числе функционирование самого строительного комплекса в сложных экономических условиях, обусловленных финансово-экономическим кризисом, дефицитом финансовых ресурсов в отрасли, слабой материально-технической базой отрасли, невысоким платежеспособным спросом населения, низким уровнем менеджмента, отсутствием законодательных гарантий прав собственности.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что на этом общем фоне весьма „живучей" оказалась мотивация - „урвать" для себя любой ценой как можно больше материальных благ К тому же существующая бесхозяйственность и практически полное разрушение системы контроля за сохранностью материально-технических ценностей открывают большие возможности как для противоправного „перелива" государственного имущества в частные формы, так и для прямых хищений» [14].

Если обратиться к классификации преступлений, которые чаще всего совершаются в данной области, то основными из них будут являться совершение хищений путем присвоения, растраты и мошенничества, незаконное предпринимательство, преднамеренное или фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов, нецелевое расходование бюджетных средств, незаконное

получение кредита, коммерческий подкуп, а также взяточничество. При этом преступники все чаще находят новые схемы, методы и лазейки для совершения преступлений в этой области.

Правовое регулирование деятельности в данной сфере на сегодняшний день осуществляется довольно обширной нормативно-правовой базой: Конституцией РФ, которая закрепляет положения, предусматривающие правовое регулирование жилищных отношений, защиту и охрану участников этих отношений, обеспечение права неприкосновенности жилища [13]; Жилищным кодексом РФ, который является основным актом, регулирующим отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан [9]; Гражданским кодексом РФ, регулирующим вопросы владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями, заключения договоров подряда, купли-продажи и т. д. [7]; Градостроительным кодексом РФ, который содержит нормы о градостроительной деятельности, регулирует деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений [6]; Земельным кодексом РФ, регулирующим отношения в сфере использования и оборота земельных ресурсов, в том числе и применительно к объектам строительства [10]; Налоговым кодексом РФ, определяющим порядок налогообложения, в том числе и предприятий в сфере строительного комплекса [17]; Кодексом РФ об административных правонарушениях, в котором определены административные правонарушения в строительстве [12]; Уголовным кодексом РФ, предусматривающим уголовную ответственность за преступления, указанные выше [27]; Бюджетным кодексом РФ, который определяет общий и специальный порядок формирования и исполнения бюджетов всех уровней, в том числе по линии целевых бюджетных программ [3]; другими федеральными законами, устанавливающими общие начала правового регулирования отношений в сфере строительства и связанных с ними иных правоотношений; указами Президента РФ (как показывает практика последних лет, указы Президента РФ в сфере строительства обычно издаются по вопросам реформирования данной сферы, реализации государственных целевых программ (к примеру, «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), мер по государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья); постановлениями Правительства РФ (например, по вопросам совершенствования кредитования по приобретению жилья, жилищному строительству и

да Н и О X

и <

с

о

09 И РЭ

и и т X

о

X

о ы

сь

X

э

X

^

а а О

др. [19; 21; 22]); законодательством субъектов Российской Федерации; иными нормативными правовыми источниками, определяющими жилищную политику в современных условиях.

Так, например, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в настоящее время выступает и Министерство регионального развития РФ, которое оказывает услуги по управлению государственным имуществом и решает вопросы правоприменения в данной сфере, за исключением функций по контролю и надзору. Кроме этого, Министерство издает индивидуальные правовые акты, ведет реестры и кадастры. Также действуют правила, санитарно-технические и иные нормы, нормативы, утвержденные постановлениями Правительства РФ и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Из вышеизложенного следует, что для устранения и нивелирования угроз необходим целый комплекс мероприятий со стороны государства и гражданского общества, направленных на обеспечение экономической безопасности в строительном комплексе и борьбу с правонарушениями и преступлениями в строительной сфере.

Так, необходимо, во-первых, систематизировать и оценить угрозы экономической безопасности в строительном комплексе; во-вторых, определить методику управления этими угрозами; в-третьих, осуществить системную диагностику угроз; в-четвертых, разработать методику противодействия этим угрозам. Эти мероприятия, в свою очередь, образуют целостную систему, направленную на защиту строительного комплекса от внешних и внутренних угроз и разработку государственной политики по обеспечению экономической безопасности в строительном комплексе Российской Федерации.

Что касается правоохранительных органов, то в их деятельности необходима своевременная систематизация проблем и поиска путей их решения.

Таким образом, необходимо сделать следующее:

обеспечить своевременный сбор, всестороннее изучение и обобщение информации, связанной с состоянием, тенденциями, прогнозированием развития криминогенной ситуации в строительной отрасли экономики, т. е. провести оперативно-экономический анализ;

разработать мероприятия по пресечению фактов преступных посягательств в сфере финансирования хозяйствующих субъектов в строи-

тельной отрасли, устранению условий, их порождающих, на основе прогнозирования развития ситуации в этой отрасли экономики;

осуществить комплексное использование всех сил и средств при выявлении и раскрытии указанных преступлений, определяя при этом наиболее рациональные формы и методы взаимодействия подразделений УЭБиПК с государственными органами, другими службами ОВД и правоохранительными органами, службами безопасности объектов строительного комплекса, выбрать тактику проведения совместных мероприятий;

взять под особый контроль работу по материалам и оперативному сопровождению уголовных дел, возбужденных по фактам хищений или нецелевого расходования бюджетных средств;

укрепить правовое обеспечение деятельности ОВД в целях борьбы с латентными преступлениями (ужесточение наказания за нарушения договоров подряда, купли-продажи, строительство объектов при повторяющихся составах с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ и в Уголовный кодекс РФ и дальнейшее рассмотрение указанных деяний не в гражданско-правовом аспекте, а в уголовном (например, мошенничество);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контролировать со стороны ОВД финансово-хозяйственную деятельность предприятий строительного комплекса в целях анализа угроз безопасности и дальнейшего предотвращения нарушений.

Список использованной литературы

1. Белик, И. С. Роль эколого-экономической безопасности в системе принятия управленческих решений социально-экономического развития региона [Текст] / И. С. Белик // Управление и экономика в XXI веке. - 2014. - № 1.

2. Богомолов, В. А. Экономическая безопасность [Текст] : учебное пособие / В. А. Богомолов. -М. : Экзамен, 2009.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ [Текст] // Рос. газ. -1998. - 12 авг. (№ 153-154).

4. Гаджиева, Л. Э. Налогообложение как особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Гаджиева Лала Эльдаровна. - М., 2003.

5. Галимов, И. А. Актуальность антикризисного управления для России [Текст] / И. А. Галимов // Молодой ученый. - 2014. - № 9.

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ // Парламентская газета. - 2005. - 14 янв. (№ 5-6).

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 нояб. 1994 г № 51-ФЗ ; (ч. 2) от 26 янв.1996 г. № 14-ФЗ ; (ч. 3) от 26 нояб. 2001 г. № 146-ФЗ ; (ч. 4) от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

8. Греф, Г. О. Экономические аспекты обеспечения национальной безопасности [Текст] : доклад на заседании Совета безопасности Российской Федерации / Г. О. Греф. - М. : Кремль, 2002.

9. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ [Текст] // Парламентская газета. - 2005. - 15 янв. (№ 7-8).

10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 окт. 2001 г. № 136-ФЗ [Текст] // Парламентская газета. - 2001. - 30 окт. (№ 204-205).

11. Климонова, А. Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» [Текст] / А. Н. Климова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. -№ 8. - Т. 9.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 1.

13. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. [Текст] : [с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31, ст. 4398.

14. Маркова, С. В. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности на предприятиях строительного комплекса региона [Текст] / С. В. Маркова // Общество и право. - 2011. - № 5 (37).

15. Мельников, А. Б. Особенности обеспечения экономической безопасности на предприятиях строительной отрасли [Текст] / А. Б. Мельников, И. В. Снимщикова, С. В. Маркова // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 1.

16. Михайлов, Ю. Экономическая безопасность : кто строителю поможет? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rcmm.ru/ tehnika-i-tehnologii/21774-ekonomicheskaya-bezopasnost.-kto-stroitelyu-pomozhet.html

17. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ [Текст] // Рос. газ. - 1998. - 6 авг. № (148-149).

18. О безопасности [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/12181538/

19. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ] - Режим доступа : http://base.garant.ru/ 12181538/

20. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности [Текст] : [Федер. закон от 13 окт. 1995 г. № 157-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 42, ст. 3923 (утратил силу).

21. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ] - Режим доступа : http://base. garant.ru/12181538/

22. О защите прав потребителей [Электронный ресурс] : [Закон РФ от 7 февр. 1992 г. № 2300-1 : в ред. от 5 мая 2014 г]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/12181538/

23. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации [Текст] : [Указ Президента Рос. Федерации от 10 янв. 2000 г. № 24] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2000. - № 2, ст. 170.

24. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: [Текст] : [Федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003 г. № 50, ст. 4850.

25. Скупов, Б. Проблемы экспертизы экономической безопасности на предприятиях строй-комплекса [Электронный ресурс] / Б. Скупов. -Режим доступа : http://ardexpert.ru/article/5987

26. Смирнова, О. П. Методология изучения экономической безопасности строительной отрасли России на современном этапе [Электронный ресурс] / О. П. Смирнова. - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/140EVN316.pdf

27. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25, ст. 2954.

28. Экономическая безопасность: теория, методология, практика [Текст] / под науч. ред. П. Г. Никитенко, В. Г. Булавко. - Минск : Право и экономика, 2009.

да Н и О X

и <

с

о

И да

и и

Т

X ^

О X

О Ы

сь

X

¡3

X

^

а а О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.